Программы вступительных испытаний в фгоу впо «Орловский государственный институт искусств и культуры» в 2009 г icon

Программы вступительных испытаний в фгоу впо «Орловский государственный институт искусств и культуры» в 2009 г



Смотрите также:
План работы фгоу впо «Орловский государственный институт искусств и культуры» в 2010-2011...
-
«О формировании толерантности в развитии межнационального общения и борьбе с ксенофобией...
Общим собранием (конференцией)...
Правила приема в Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) фгоу впо «Уральский...
Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00...
Положение о вступительных испытаниях в государственном образовательном учреждении высшего...
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»...
Правила приема студентов (слушателей) в гоу впо «Чеченский государственный педагогический...
Программы вступительных испытаний...
Код Наименование направления подготовки (профиля) и специальности...
Программы и правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний...



страницы:   1   2
скачать


ПРОГРАММЫ

вступительных испытаний в ФГОУ ВПО

«Орловский государственный институт

искусств и культуры»

в 2009 г.


1.1. Вступительные испытания в институте по русскому языку, истории, обществознанию, литературе, математике сдаются (абитуриентами, которым Правила приема в институт разрешают проходить вступительные испытания в вузе) в письменной форме по материалам ЕГЭ.


2. ПРОГРАММЫ

дополнительных вступительных испытаний

творческой и профессиональной направленности


2.1. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 050601 «Музыкальное образование», квалификация «Учитель музыки».

Экзамен по специальности предполагает проверку музыкальных навыков, знаний и способностей абитуриента и включает несколько разделов:

1. Проверка музыкальных данных (память, слух, чувство ритма).

Если абитуриент имеет предыдущее музыкальное образование, он должен прочитать с листа номер по сольфеджио (уровень сложности - музыкальная школа), определить на слух диатонические интервалы, мажорные и минорные трезвучия с обращением, малый минорный, малый мажорный, малый вводный, уменьшенный вводный, септаккорды.

2. Пение наизусть без сопровождения 2-3-х разнохарактерных сочинений, в том числе народной песни.

Исполнение должно быть интонационно чистым, выразительным, эмоциональным.

3. Исполнение на любом музыкальном инструменте 1-2-х сочинений, различных по темпу, стилю и жанру.


2.2. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель».

Экзаменационный билет состоит из двух заданий:

Задание1: Изложить сценарно-режиссерский замысел театрализованного представления на празднике (праздник указан в билете);

Задание2: Сочинить и показать пластический этюд (название этюда указано в билете).

Образцы заданий и возможных ответов:

1. Изложить сценарно-режиссерский замысел театрализованного представления на празднике «День славянской письменности и культуры»:

Пример:

Театрализованное представление «Родники славянской души».

Представление является кульминацией праздника. ^ Место проведения: площадь им. В.И.Ленина. Оформление площадки: панно с изображением Кирилла и Мефодия и надписью «Единством и любовью спасемся!», флаги славянских государств. Аудитория: смешанная.

Тема: о поклонении письменному языку, созданному великими просветителями Кириллом и Мефодием, благодаря которому мы постигаем красоту народных обрядов, традиций и праздников русского народа. Идея: сила народа - в духовном единении и почитании народных традиций. Сверхзадача: возрождение духовности, самосознания славян, их единение в вере, культуре, истории. Пробуждение интереса к народным обычаям, обрядам, праздникам, формирование потребности познать и сохранить красоту и богатство народных традиции ради духовного обогащения людей. Сценарий структурно состоит из пролога, 4-х эпизодов и финала:

эпизод 1. «Русская гармонь»;

эпизод 2. «Душа русского народа»;

эпизод 3. «Народные праздники»;

эпизод 4. «Русская карусель».

Все эпизоды органично соединяются в целостную композицию через игру гусляров и русский хоровод девушек и парней в национальных костюмах России, «рассказывающих» зрителям о богатстве и красоте народных традиций, которые имеют глубинные корни.

Пролог начинается колокольным перезвоном и включает в себя выход 3-х гусляров, имитирующих игру на гуслях (фонограмма), их словообращение к славянам, которые проходят в обрамлении девушек и парней в русских костюмах, после чего идет выступление ансамбля камерной музыки, в исполнении которого звучат «Праздничный Тропарь Кириллу и Мефодию» и «Великое славословие» (слова С. Мясникова). Завязка. Стихотворение о славянском языке.

Развитие действия проходит через эпизоды «Русская гармонь», «Душа народа», «Народные праздники», «Русская карусель». Хоровод девушек и парней в русских народных костюмах, как символ фольклора России, открывает народное действо. Состязание гармонистов перерастает в исполнение солистами песен о России, затем следует эпизод «Народные праздники», раскрывая все богатство и самобытность веселья россиян, следующий эпизод - хореографическая композиция. Кульминация: стихотворение Н. Никитина «Русь».

Финал: песня «Наша Родина - Россия». Содержание эпизодов (на примере эпизода 1. «Русская гармонь»; После выступления ансамбля камерной музыки исполняется хоровод, который по окончании танца образует импровизированный живой занавес. Под звуки гармони выезжает на площадь тройка лошадей, запряженная в расписную повозку, в которой гармонисты (параллельно с этим «раскрывается» живой занавес) и парни с гармошками выносят на площадь расписные скамейки, рассаживаются и присоединяются к гармонистам на повозке. Затем из центрального входа в театр, а также из-за театра (с обеих его сторон) выходят новые коллективы гармонистов, из зрительской аудитории выходят гармонисты-солисты. Начинаются «музыкальные состязания», в это время танцевальные коллективы исполняют русские народные хороводы и пляски. Весь эпизод длится 20 минут. Кульминацией эпизода является сводный танец «Гуляй, россияне!», после которого танцоры хороводом уходят в здание театра. Девушки и парни в русских народных костюмах перестраиваются в другую мизансцену ближе к зрителям, закрыв площадку «живым занавесом». Эпизод закончен.

^ 2. Сочинить и показать сценический этюд «Утюг».

Девушка смотрит телевизор. Ей нравится передача. Вдруг она вспоминает о том, что ей уже давно пора собираться: у нее сегодня важная встреча. Она накручивает волосы на бигуди, одновременно решает, что ей надеть, и при этом следит за развитием событий по телевизору. Платье, которое она выбрала, надо прогладить. Она включает утюг и начинает гладить, в это же время накручивает волосы и смотрит телевизор. Одна из бигуди выскочила из рук и закатилась под стол. Девушка оставляет утюг на платье и пытается достать бигуди. Когда она возвращается к утюгу, то видит, что платье прогорело до дыры. Она пытается исправить положение, но уже поздно. На свидание она опоздала. Тема: о безответственности и неорганизованности девушки. Идея: всему свое время.

Абитуриент может действовать в образе утюга, который, например, очень самолюбив и не желает стоять на подставке. Он пытается обратить на себя внимание окружающих, но ничего у него не получается. Тогда, утюг, увидев брошенный рядом с ним мятый целлофановый пакет, решает его разгладить. Включает вилку в розетку. Нагревается и приступает к делу. Однако не тут-то было. Целлофан растапливается, и утюг прилипает к скатерти. Он пытается оторваться, но не может. Еле дотянувшись до розетки, он вытягивает из нее вилку и, постепенно остывая, пытается оторваться от стола и счистить с себя расплывшийся целлофан. Ему стыдно и обидно за свое легкомыслие. Тема: о самовлюбленности, заносчивости, легкомысленном поведении. Идея: «Не зная броду, не суйся в воду!».

^ Дополнения к Заданию 2.

Предлагаемые обстоятельства:

Вы заблудились в тайге, весь день искали дорогу, шёл дождь. К вечеру наткнулись на пустую, охотничью избушку.

Спасение. Я заблудился в тайге, весь день плутал, искал дорогу - нашёл. Дождь лил весь день. Мокрый, голодный и усталый, я наткнулся на охотничью избушку. Освободил заваленную дверь, вошёл, огляделся. Нары, стол, железная печка, топор, дрова. Я разделся, отжал мокрую одежду и хотел растопить печь, но не смог зажечь спичку. Они отсырели. Выбрав самую сухую, поискал растопку и увидел записку. Из текста я понял, где лежит еда. Отыскал сухари, сахар, поел, и, вернувшись к печке, решил все же её затопить. Записку хотел бросить в печку, но, прочитав до конца текст, в котором описана дорога. Разгладил её, положил на стол. Натянул мокрую одежду и пошёл искать дорогу.


Предлагаемые обстоятельства:

Вы член поискового отряда, работающего в катакомбах. Спешите на встречу с ребятами в условленном месте одной из пещер. Прибыв на место, обнаруживаете, что опоздали, а группа ушла по выбранному маршруту.

Поиск. Пробираюсь по узкому проходу катакомб. Наконец, вылезаю в довольно просторную пещеру. Здесь никого нет. Это обычное место стоянки ребят. Они должны меня здесь ждать. Зажигаю свечу. Ищу какие-нибудь знаки, надписи. Что-то капнуло за шиворот. Смотрю на потолок - он весь в каплях. Подставил руку, капнуло ещё раз, и ещё выпил. Увидел надпись на стене «Ищи под камнем». Ищу камень. Нашёл. Поднимаю камень, но в это время гаснет свеча. Зажигаю снова и ставлю в другое место, где не капает с потолка. Поднимаю камень, вытаскиваю письмо. Беру свечку и иду по указанному мне маршруту.

2.3.1. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива (народные инструменты), преподаватель».

К вступительным экзаменам допускаются лица, имеющие среднее специальное образование (по специальности баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, гармонь).

Экзамен по специальности включает следующие этапы:

  • исполнение на спец. инструменте двух разнохарактерных произведений из программы Государственного экзамена;

  • коллоквиум (собеседование) проводится с целью выявления музыкальной эрудиции, музыкально-эстетического и художественного кругозора.



2.3.2. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель» (академический хор).

Обучение предполагает наличие у абитуриента среднего специального образования.

^ Вступительные испытания по специальности состоят из нескольких разделов.

1. Исполнение программы по дирижированию.

Абитуриент должен:

а) продирижировать наизусть два хоровых произведения, контрастных по темпу и характеру, желательно разных по схеме тактирования и эпохе создания; одно из выбранных произведений должно быть без сопровождения;

б) наизусть исполнить хоровые партитуры и спеть любую партию в исполняемых произведениях (в произведениях с сопровождением возможно использование партитуры).

2. Пение наизусть без сопровождения 2-3 разнохарактерных сочинений, в том числе народной песни.

Пение должно быть интонационно чистым, выразительным, эмоциональным.

3. Исполнение на фортепиано 3-х произведений, одно из которых должно быть изложено в полифонической фактуре (прелюдия и фуга, 2-х голосная инвенция и др.).

Желательно включить в программу произведение крупной формы (сонату или ее часть) и пьесу или этюд.

4. Ответы на вопросы и задания по сольфеджио и элементарной теории музыки, которые включают в себя следующий объём знаний и навыков:

- пение любого вида мажорной и минорной гаммы;

- построение и пение от нот диатонических интервалов и аккордов: минорного и мажорного трезвучий с обращениями, увеличенного и уменьшенного трезвучий в основном виде, малого мажорного септаккорда с обращениями, малого минорного, малого вводного, уменьшенного вводного септаккордов в основном виде;

- пение ладов народной музыки (лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, др.);

- пение с листа одноголосной мелодии (из сборников по "Сольфеджио").

5. Коллоквиум, который предполагает:

а) ответы на вопросы по творчеству авторов произведений, исполняемых на экзамене;

б) знание современных профессиональных хоровых коллективов и их руководителей;

в) ознакомление с наиболее известными пособиями по хороведению;

г) умение охарактеризовать певческие голоса (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, бас и их разновидности) и назвать выдающихся певцов, имеющих эти типы голосов;

д) определенный уровень знаний имен композиторов, создававших сочинения для хора, и названия некоторых из произведений;

е) изучение хоровой культуры региона (коллективы, руководители, композиторы);

ж) владение информацией о современных событиях, связанных с вопросами вокально-хорового исполнения (конкурсы, фестивали, смотры).

Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения:

1. Александров А. "Горы".

2. Дарзинь Э. "Лунная дорожка".

3. Коваль М. "Ильмень-озеро".

4. Парцхаладзе М. "Озеро".

5. Салманов В. "Прячет месяц под овинами", "Топи да болота".

6. Свиридов Г. "Вечером синим", "Как песня родилась", "Повстречался сын с отцом" "Табун".

7. Флярковский А. "Клен", "Над ручьем" "После дождя".

8. Чайковский П. "Легенда", "Ночевала тучка золотая", "Соловушко".

9. Чесноков П. "Альпы", "Не цветочек в поле вянет", "Теплится зорька".

10. Шебалин В. "Береза", "Зимняя дорога", "Казак гнал коня", "Мать послала к сыну думы".

11. Шостакович Д. "Казненным".


Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением:

1. Верди Дж. "Тише, тише" из оперы "Риголетто".

2. Глинка М. "Ах ты, свет Людмила", "Не проснется птичка утром" из оперы "Руслан и Людмила".

3. Даргомыжский А. Свадебный хор из оперы "Русалка".

4. Кенеман Ф. "Как король шел на войну".

5. Прокофьев С. "А и было дело на Неве-реке", "Вставайте люди русские" из кантаты "Александр Невский".

6. Римский-Корсаков Н. "Как по мостикам по калиновым" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже".

7. Свиридов Р. "Героям Перекопской битвы", "Здесь будет город-сад" из "Патетической оратории", "Поет зима" из "Поэмы памяти С. Есенина".

8. Чайковский П. "Час ударил жданный, радостный" из кантаты "Москва".

Примерный список произведений для пения:

1. Алябьев А. "Я вас любил".

2. Варламов А. "Красный сарафан", "На заре ты ее не буди", "Перстенечек золотой", "Я вас любил".

3. Гурилев А. "И скучно, и грустно", "Колокольчик", "Право, маменьке скажу", "Радость-душечка", "Сарафанчик".

4. Монюшко С. "Золотая рыбка".

5. Русские народные песни: "Дубинушка", "Из-под дуба, из-под вяза", "Калинка-малинка", "Ноченька", "Однозвучно гремит колокольчик", "Пойду ль я, выйду ль я, да", "Степь да степь кругом".

6. Чайковский П. "Мой садик".

7. Чешская народная песня: "Мне моя матушка приказала".


2.3.3.1. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель» (народный хор) - для лиц, имеющих общее среднее образование (срок обучения – 5 лет).

Поступающие должны иметь певческий голос и здоровый голосовой аппарат. Абитуриенты обязаны показать элементарные знания, умения и навыки на уровне музыкальной школы, школы искусств, детских хоровых школ, фольклорной студии.

Экзамен по специальности построен по принципу комбинирования знаний, умений и навыков, приобретенных в ДМШ, (ДШИ, детских хоровых школах и фольклорных студиях) и состоит из следующих обязательных разделов:

- исполнение сольной программы по вокалу;

- сольфеджио и элементарная теория музыки;

- игра на инструменте (фортепиано, баян).

Обязательным является владение фольклорными инструментами. На экзамене абитуриент должен быть в народном костюме.


^ 1. Исполнение сольной программы по вокалу.

Абитуриенты нужно исполнить два разножанровых, разнохарактерных фольклорных произведения (не менее 4-х, 6-и строф, куплетов).

Возможно исполнение одного из произведений под собственный аккомпанемент (гармонь, баян, балалайка, гусли…) или с использованием фольклорных инструментов (шумовых, ударных…). Программа по вокалу должна быть представлена в концертном варианте, в котором абитуриенты раскрывают индивидуальные артистические данные (эмоциональную и пластическую природу).

^ 3. Сольфеджио и элементарная теория музыки.

Знать курс сольфеджио и элементарной теории музыки по следующим разделам:

- определение на слух и пение интервалов, аккордов (трезвучий с обращениями, доминантового септаккорда);

- чтение с листа (с тактированием).

^ 4. Игра на инструменте (фортепиано, баян).

Исполнить два произведения (полифония и пьеса). Продемонстрировать владение фольклорными народными инструментами (балалайка, гусли, кувиклы, рожки, жалейки, гармонь…). По результатам разделов выставляется оценка по специальности


2.3.3.2. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель» (народный хор) - для лиц, имеющих среднее специальное образование (срок обучения – 4 года).

Поступающие в вуз должны иметь певческий голос и здоровый голосовой аппарат. Абитуриенты обязаны показать знания, умения и навыки на уровне среднего учебного заведения (музыкальное училище, колледж культуры, педагогическое училище).

Экзамен по специальности построен по принципу комбинирования знаний, умений и навыков, приобретенных в учебных заведениях среднего звена, и состоит из следующих обязательных разделов:

^ 1. Исполнение сольной программы по вокалу.

Абитуриенты обязаны исполнить два разножанровых, разнохарактерных фольклорных произведения (не менее 4-х, 6-и строф, куплетов).

Возможно исполнение одного из произведений под собственный аккомпанемент (гармонь, баян, балалайка, гусли…) или с использованием фольклорных инструментов (шумовых, ударных ...). Программа по вокалу должна быть представлена в концертном варианте, в котором абитуриенты раскрывают индивидуальные артистические данные (эмоциональную и пластическую природу).


^ 2. Исполнение программы по дирижированию.

Исполнить два произведения (а сарellа и с сопровождением). Игра хоровых партитур: а сареllа - наизусть, с сопровождением - по нотам».

Пение голосов: а сарellа - наизусть, с сопровождением - по нотам. Аннотация к произведениям - устно (ответить на вопросы).

^ 3. Сольфеджио и элементарная теория музыки.

Знать курс сольфеджио и элементарной теории музыки по следующим разделам:

- определение на слух и пение интервалов, аккордов (с разрешениями), ладов народной музыки.

- чтение с листа (с тактированием).

^ 4. Игра на инструменте (фортепиано, баян).

Исполнить два произведения (полифония и пьеса). Продемонстрировать владение фольклорными народными инструментами (балалайка, гусли, кувиклы, рожки, жалейки, гармонь…)

^ 5. Коллоквиум (по специальным теоретическим дисциплинам).

Вопросы коллоквиума прилагаются к приемным требованиям.

По результатам разделов выставляется общая оценка по специальности.

На экзамене абитуриент должен быть в народном костюме.

^ ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМА

I. Хороведение и методика работы с народным певческим коллективом.

  1. Современные фольклорные ансамбли и профессиональные хоры. Известные аутентичные ансамбли, певцы.

  2. Выдающиеся фольклористы прошлого и современности.

  3. Диапазоны певческого голоса.

  4. Основные признаки народной манеры пения.

  5. Певческое дыхание.

  6. Понятие о регистрах певческого голоса.

  7. Типы певческих атак.

  8. Уровень профессиональной подготовки руководителя народного коллектива (профессиональные качества руководители народного коллектива).

  9. Принцип подбора репертуара.

  10. Музыкальное сопровождение и инструментальное искусство в народном исполнительстве.

Рекомендуемая литература:

  1. Мешке Н. Искусство народного пения, Ч. 1. - М., 1896.

  2. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. - М.: Музыка; 1981.

  3. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. - М.: Музыка, 1997.

  4. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. - М., 1994.

  5. Антонова Л.А. Фольклорный ансамбль. - М., 1991.

  6. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. -Л.: Музыка, 1988.

^ II. Русское народное музыкальное творчество.

  1. Жанровая классификация русских народных песен. Русское народное многоголосие.

  2. Основные и распространенные праздники народного календаря (даты).

  3. Особенности бытования и проведения зимних праздников (Зимние святки, Масленица); весенне-летних (Семик, Троица, Иван Купала).

  4. Трудовые обряды и праздники.

  5. Некоторые особенности местной народной традиции.

  6. Фольклорные музыкальные инструменты и особенности народно-бытовой хореографии.

Рекомендуемая литература:

  1. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. – М, 1994.

  2. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М., Музыка" , 1977.

  3. Чичеров В. Русское народное музыкальное творчество. - М.: МГУ, 1959.

  4. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. - М., 1981 .

  5. Щуров В.М. О жанровой классификации русский народной песни. - М., 1978.

  6. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1977.

III. Народно-певческие стили.

  1. Перечислите известные вам певческие стили (традиции).

  2. Назовите исследователей южно-русской традиции и известные вам сборники.

  3. Назовите исследователей западно-русской традиции и известные вам сборники.

  4. Какие области относятся к южно-русской традиции?

  5. Какие области относятся к западно-русской традиции?

  6. Назовите ведущие жанры южно-русской традиции.

  7. Назовите ведущие жанры западно-русской традиции.

  8. Характерные элементы традиционного русского костюма.

Рекомендуемая литература:

  1. Пьянкова С. Свадебные песни родины Глинки. - М., 1977.

  2. Свитова К. Народные песни Брянской области. - М., 1986.

  3. Рубцов Ф. Русские народные песни Смоленской обл. в записях 1930-1940-х годов. -Л., 1991.

  4. Виноградова Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. - М., 1982.

  5. Лукьянова Т. Праздники современного календарного цикла на современной Брянщине. - М, 1977.

  6. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве. Вып. 3.-М.,1986.

  7. Кулаковский Искусство села Дорожево. - М., 1958.

  8. Ефименкова Б. Северно-русская причеть. - М., 1980.

  9. Балашов Д., Красовская Ю. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. - Л., 1969.

2.3.4. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».

^ Экзамен по специальности состоит из практической и теоретической части.

Практическая часть выявляет знание основ композиции и постановки танца, где абитуриент должен за 24 часа подготовить танцевально-пластический этюд на определенный музыкальный материал или заданную тему (в качестве исполнителей привлекаются абитуриенты).

^ Теоретическая часть - собеседование - выявляет эрудицию абитуриента, умение разбираться в характере музыки, знание основных этапов и закономерностей развития хореографии.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Балет: энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

  2. История русского балета: Учебное пособие для институтов культуры, театральных, хоровых и культурно-просветительных училищ. Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1977.

  3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.

  4. Русский балет: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997.

  5. Журнал «Советский балет» (1982-1991) - «Балет» (1992-2001).



2.3.5. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель».

Экзамен состоит из двух частей:

1. Практическая часть. На экзамене абитуриент излагает замысел своего будущего спектакля на основании выбранной им пьесы. Выбор пьесы свободный. На собеседовании о замысле будущего спектакля абитуриент освещает следующие вопросы: тема пьесы, ее идея, основной конфликт, основные события, происходящие в развитии действия пьесы, выявляет понимание существа характеров главных героев, системы их взаимодействия, определяет жанр пьесы, ее актуальность, представляет основные компоненты будущего спектакля (декорации, музыкальное оформление и т.д.). Изложение может быть подкреплено различными материалами: эскизами, макетом, иконографией (картины, гравюры, фотографии и т.д.).

Изложение материала свободное. Непременное условие - выразить свое мнение, свое отношение к материалу.

2. Коллоквиум. Отвечая на вопросы комиссии, абитуриент выявляет свое стремление к овладению данной профессией, интеллектуальный потенциал - уровень знаний в области литературы, в частности драматургии, театра, музыки, живописи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. - М.: Просвещение, 1985.

  2. Алперс Б.В. Театральные очерки. Т. 1,2. - М.: Искусство, 1977.

  3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Л.: Детская литература, 1986.

  4. Белинский В. Г. О драме и театре. Т. 1,2. - Искусство, 1983.

  5. Бояджиев Г.Н. Душа театра. - М.: Молодая гвардия, 1974.

  6. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М., 1969.

  7. Гладков А.К. Мейерхольд. Т.1, 2. -М.: СТД РСФСР, 1990.

  8. Гоголева Е.Н. На сцене и в жизни. - М.: Искусство, 1989.

  9. Захава Б.Е. Современники. - М.: Искусство, 1973.

  10. Кнебель М.О. Вся жизнь. - М.: ВТО, 1967.

  11. Князева О.В. Введение в театральное творчество. Учебно-методическое пособие. - Орел, 1999.

  12. Коонен А.Г. Страницы жизни. - М.: Искусство, 1976.

  13. Крымова Н.А. Любите ли вы театр?- М.: Детская литература, 1987.

  14. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. - М.: Просвещение, 1984.

  15. Максимова В.А. ...И рождается чудо спектакля. - М.: Просвещение, 1980.

  16. Морозов А.Г. Три века русской сцены. - М.: Просвещение, 1978.

  17. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Искусство, 1989.

  18. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991.

  19. Полов А.Д, Творческое наследие. Кн. 1. - М.: ВТО, 1979.

  20. Портреты режиссеров. Т. 1-4. - Л.: Искусство, 1972,1987.

  21. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов. -Л.: Искусство, 1987.

  22. Станиславский К.С. Из записных книжек. Т. 1,2. - М.: ВТО, 1986.

  23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. - М.: Искусство, 1954.

  24. Театральная энциклопедия в пяти томах. - М.: Советская энциклопедия, 1961-1965.

  25. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л.: Искусство, 1984.

  26. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. - М.: Педагогика, 1990.

  27. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке. - М., 1975.

  28. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.: Педагогика, 1989.

  29. Журналы «Театр», «Современная драматургия», газета «Культура».


2.3.6. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель».

Абитуриент должен иметь достаточную общеобразовательную и культурную подготовку. В ходе вступительного экзамена абитуриенты отвечают на теоретический вопрос и выполняют творческие задания, указанные в экзаменационном билете. В качестве творческих заданий абитуриентам предлагается разработать текст ведущего предложенной программы и выступить с ним перед предполагаемой аудиторией.

Третий вопрос билета включает в себя концертный номер (жанр по выбору абитуриента) или демонстрацию собственных навыков и умений в области декоративно-прикладного творчества.

Программа теоретической части:

^ 1. Программа «Культура России» и её место в духовном развитии общества.

Основные положения программы. Меры, направленные на сохранение, трансляцию и преумножение духовных богатств страны. Гарантии духовного развития личности.

^ 2.Меценатство и его роль в культурном развитии страны.

Известные российские меценаты, основные направления их деятельности. Отличие меценатства от современного спонсорства. Современные формы меценатства. Орловские меценаты, их вклад в развитие культуры.

^ 3. Традиционная русская ярмарка как вид досуга.

Ярмарка как торговое предприятие и комплекс увеселений. Роль ярмарок в развитии досуговых традиций. Ярмарочные зазывалы. Балаганы и карусели. Скоморошьи потехи. Театр Петрушки. Раешные панорамы. Представления бродячих скоморохов и кукольников.

^ 4. Понятие и особенности игровой деятельности.

Происхождение игры. Ее взаимосвязь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями. Связь игры с социальной сущностью человека. Игра как форма жизни ребенка. Игра как реальное и условное действо. Ролевые игры - лаборатория жизни, в которой происходит социализация личности ребенка.

^ 5. Народная игра и ее место в организации досуга.

Русские народные игры как источник радостного настроения и соревновательного задора. Многообразие русских народных игр. Возможности использования детской народной игры в современной игровой деятельности.

^ 6. Архитектурное наследие России и его место в формировании духовности общества.

Связь архитектуры и истории. Влияние архитектурного наследия на формирование национального самосознания, патриотических чувств и эстетической культуры личности. Мемориально-художественные комплексы и их воспитательная роль.

^ 7. Мемориально-художественное наследие Орловщины.

Памятники истории и культуры как часть историко-культурного наследия области. Мемориальные памятники и доски, посвященные памяти знаменитых орловцев. Мемориально-художественные комплексы Орловщины, события, в честь которых они были установлены,

^ 8. Народная мудрость как обобщение практических знаний.

Народная мудрость как «умение разбираться в земных событиях». Афоризмы, пословицы, поговорки, суждения как отражения народной мудрости. Связь народной мудрости с практической предметной деятельностью. Сказки и загадки как воплощение народной мудрости.

^ 9. Влияние народной культуры на формирование личности.

Русская традиционная художественная культура как система духовно-нравственных норм, ценностей и идеалов нашего народа. Влияние традиционного народного художественного творчества на формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов детей. Роль народного художественного творчества в воспитании трудолюбия у детей. Качества народной души, воплощенные в произведениях художественного творчества.

^ 10. Духовные потребности людей и способы их реализации.

Духовное потребление как процесс удовлетворения духовных потребностей. Виды духовных потребностей: потребность в познании, потребность в общении, эстетические потребности. Деятельность как способ удовлетворения духовных потребностей.

^ 11.Традиции и новаторство в культуре.

Традиции как наиболее устойчивая сторона культуры. Влияние традиции на формирование культурных ценностей. Новаторство как способ развития и обогащения культуры. Традиции и новаторство - единство и противоречие.

^ 12. Религия как древнейшая форма культуры.

Религия как вера в бога и совокупность норм морали и нравственности. Религиозные духовные ценности. Материальные ценности религии: храмы, священные книги, иконопись.

^ 13. Элитарная культура. Ее характеристика.

Элитарная культура - традиционное достояние групп населения, привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении. Классика и новейшие образцы духовного творчества как критерии элитарной культуры. Влияние элитарной культуры на поп-культуру.

^ 14. Массовая культура. Ее характеристика.

Массовая культура как развлекательное искусство и модель культурно-досуговой деятельности широких масс. Демократичность массовой культуры. Китч как исходный уровень массовой культуры. Поп-культура как более высокий уровень массовой культуры.

^ 15.Традиции, обычаи, праздники и обряды на Руси.

Традиции, обычаи, праздники и обряды как древнейшие элементы человеческой культуры. Содержание понятий традиция, обычай, обряд, праздник. Современное бытование традиционных народных праздников.

^ 16. Основные промыслы и ремесла на Руси.

Становление и развитие народных художественных промыслов и ремесел в России. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов в России. Роль художественных промыслов в формировании эстетической культуры личности и трудовом воспитании подрастающего поколения.

^ 17. Фольклор и его разновидности.

Фольклор как древнейший компонент народной художественной культуры. Основные виды и жанры устного народного творчества: Народное музыкальное творчество. Русская народная инструментальная музыка. Старинные музыкальные инструменты. Народное театральное творчество. Народное танцевальное творчество.

^ 18. Клуб как социально-культурный институт.

Клуб как средство содержательного межличностного общения. Первые английские клубы. Открытость и досугоемкость как характерные черты первых российских клубов. Основные направления их деятельности. Динамика развития клубного движения в России.

^ 19. Учреждения культуры клубного типа.

Клуб как государственная, общественная, коммерческая, частная организация, имеющая статус юридического лица. Задачи клуба. Структура клуба Клубные учреждения как организаторы досуга населения. Разновидности учреждений клубного типа. Национально- культурные центры и землячества как учреждения культуры нового типа.

^ 20. Деятельность станций и центров детско-юношеского туризма.

Реализация дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой и этнографической направленности. Патриотическое воспитание и поисковая работа. Экспедиционная работа. Организация музеев Быта. Экскурсионная работа. Экологическое воспитание. Роль поисковой и экспедиционной деятельности в формировании физической культуры личности.

^ 21. Дворцы и Дома детского творчества.

Основные направления их деятельности. Кружковая работа. Объединения по интересам. Виды занятий в творческих коллективах Дворцов и Домов культуры. Их роль в формировании здорового образа жизни. Организация досуга кружковцев.

^ 22. Экскурсия как вид досуга.

Виды экскурсий. Экскурсия как способ отдыха и развлечений. Информационная, познавательная, просветительная, коммуникативная, воспитательная функции экскурсий.

^ 23. Роль музеев народной художественной культуры в сохранении и распространении духовных ценностей.

Музеи народной художественной культуры как хранилища предметов русского быта, одежды, образцов народных промыслов и ремесел, традиционной русской игрушки. Виды деятельности музеев. Формы работы музеев.

Деятельность общественных музеев народной художественной культуры по пропаганде истории родного края, формированию чувства патриотизма, воспитанию эстетического вкуса.

^ 24. Коллекционирование произведений народного искусства как вид досуга.

Познавательное значение коллекционирования. Виды коллекционирования. Клубы коллекционеров и формы их деятельности. Роль коллекционирования в создании условий для социально-культурного общения.

^ 25. Традиционные виды художественного творчества Орловщины.

Традиционные народные промыслы и прикладное искусство Орловского края. Деятельность Центров и Домов ремесел по возрождению орловских промыслов. Деятельность ливенских мастеров Фроловых по возрождению и популяризации глиняной игрушки в нашей стране и за границей.

^ 26. Деятельность этнокультурных центров по организации свободного времени молодежи.

Специфика деятельности этнокультурных центров. Основные цели, задачи этнокультурных центров. Формы работы этнокультурных центров. Экспедиционная работа.

^ 27. Роль художественной самодеятельности в эстетическом развитии личности.

Художественная самодеятельность как свободная, активная, творческая деятельность человека. Жанрово-видовый состав художественной самодеятельности.

^ 28. Художественное своеобразие Зимних Святок.

Время празднования. Языческие истоки и христианский смысл праздника. Художественные элементы Зимних Святок. Святочные символы. Гадания как театрализованная игра. Святочная изба и развлечения в ней. Святочные игры и забавы молодежи.

^ 29. Художественное своеобразие праздника Троица.

Время празднования. Семик и Троица. Языческие истоки и христианский смысл праздника. Манипуляции и художественно-поэтические действия с березой. Молодежные гулянья, игры, хороводы в лесу.

^ 30. Художественное своеобразие праздника Масленица.

Масленица (сырная неделя), время празднования. Языческий смысл праздника. Название дней масленичной недели. Масленичные символы. Игры и развлечения.

^ Примерное экзаменационное творческое задание:

Разработать текст и выступить с ним в роли ведущего одной из культурно-досуговых программ (направленность программы и аудитория будут заданы в билете). Абитуриент должен обращаться к условным зрителям, демонстрируя свою коммуникабельность и речевые данные.

^ Примерное содержание вопроса:

Разработать текст и выступить с ним в роли ведущего программы на празднике народного творчества

Примерное содержание ответа:

«Дорогие гости!

Добро пожаловать на праздник народного творчества!

Сегодня вы станете участниками не только народных обрядов, игр, примите участие в хороводах, но и увидите мастерские народных промыслов. Перед вами открывается аллея ремесел, где работают народные умельцы. Давайте вместе пройдем по этой аллее. Посмотрите вперед. Вот расположились ткачи, вышивальщицы, кружевницы. Напротив них резчики по дереву, гончары, корзинщики. Слышите протяжные русские песни? Так исстари повелось, что искусство всегда сопровождает труд.

Мы с вами приближаемся к пестрой ярмарке-продаже изделий художественных промыслов и сувениров. Не проходите мимо! Вы имеете уникальную возможность приобщиться к произведениям народного искусства».


2.3.7. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071301 «Народное художественное творчество», квалификация «Художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель».

Экзамен состоит из двух частей:

1. Собеседование. На собеседование абитуриент представляет материалы двух фотосессий, сделанных заранее собственным фотоаппаратом, выбранных из предложенных ниже:

- портретная композиция в павильоне (4 снимка);

- натюрморт на натуре и в интерьере (4 снимка);

- жанровый сюжет на натуре (4 снимка);

- тематический или действенный репортаж на натуре (4 снимка);

- документальный портрет на натуре или в интерьере (4 снимка).

Снимки выполняются в формате 13X18.

Так же абитуриент должен продемонстрировать знания основных фотопроцессов, материалов и аппаратуры (в черно - белой и цветной фотографии), технические и творческие способы фотографии, условия съемки и освещения на натуре, в реальном интерьере и павильоне.

Абитуриент излагает замысел своей будущей телевизионной программы на основании подготовленного сценарного плана.

Изложение материала свободное. Непременное условие — выразить свое мнение, свое отношение к материалу. Для собеседования о замысле телевизионной программы абитуриент должен подготовить сценарный план, в соответствии с темой задуманной программы, т.е. абитуриент, определяет: о каких жизненных явлениях он намерен рассказать зрителю, как он относится к этим явлениям, что именно и с каким отношением он говорит об этих жизненных явлениях, что он утверждает.

Определяя тему и идею своего замысла, абитуриент осмысливает актуальность задуманной телевизионной программы, определяет основной конфликт будущей как идейное, мировоззренческое понятие, т.к. одни персонажи передачи помогают в утверждении тех или иных идеалов, другие – препятствуют этому. Выявляя, как развивается сюжет программы, нужно ответить себе на вопросы: с чего начиналось действие в программе? В какой момент происходит развязка? В какой – её кульминация? Как осуществляется развязка?

Абитуриент уточняет жанровое и стилевое решение программы, ее конкретное, образное видение, определяет принципы изобразительного решения; дает задание телевизионному оператору, художнику, музыкальному оформителю, звукорежиссеру, выстраивая музыкальное и шумовое оформление программы.

2. Коллоквиум. Отвечая на вопросы комиссии, абитуриент выявляет свое стремление к овладению данной профессией, интеллектуальный потенциал — уровень знаний в области классической и современной живописи, истории кино и операторского искусства, литературы, театра, музыки в целом.


2.4.1. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071401 «Социально-культурная деятельность», квалификация «Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель».

Абитуриент должен иметь достаточную общеобразовательную и культурную подготовку. В ходе вступительного экзамена абитуриенты отвечают на два теоретических вопроса и выполняют творческие задания, указанные в экзаменационном билете.

Программа теоретической части:

^ 1. Конституция России и её место в духовном развитии общества.

Конституция - основной Закон страны. Меры, направленные на сохранение, трансляцию и преумножение духовных богатств страны. Гарантии духовного развития личности.

^ 2. Меценатство и его роль в культурном развитии страны.

Известные российские меценаты, основные направления их деятельности. Отличие меценатства от современного спонсорства. Современные формы меценатства. Орловские меценаты, их вклад в развитие культуры.

^ З.Творческая деятельность как вид активности человека.

Понятие творческой деятельности, ее характеристика. Творческая деятельность как процесс преобразования природного мира и социальной действительности. Фантазия и воображение и их роль в творческой деятельности. Интуиция как механизм творчества.

^ 4. Понятие и особенности игровой деятельности.

Происхождение игры. Ее взаимосвязь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями. Связь игры с социальной сущностью человека. Игра как форма жизни ребенка. Игра как реальное и условное действо. Ролевые игры -лаборатория жизни, в которой происходит социализация личности ребенка.

^ 5. Общение как самостоятельный вид активности.

Общение как процесс взаимодействия равноправных субъектов. Субъекты общения. Общение как способ установления контактов между людьми. Общение и коммуникация: сущность и специфика.

^ 6. Виды общения.

Деление субъектов общения на реально существующие, существующие в воображении и иллюзорные. Особенности различных видов общения. Общение воображаемых партнеров - художественных персонажей.

^ 7. Культура как сфера жизни людей.

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Культура как результат труда. Культура материальная и культура духовная. Культура как характеристика жизни общества.

^ 8. Диалог поколений. Проблемы преемственности - культурной, духовной, нравственной.

Поколения как звенья цепи человечества. Взаимная связь поколений как их зависимость и взаимодействие. Связь поколений как непрерывный процесс. Ответственность старших поколений за судьбы последующих. Конфликт поколений. Взаимосвязь поколений как акт взаимного уважения. И признания духовных потребностей и интересов.

^ 9. Проблемы сохранения культурного наследия.

Мировые и отечественные духовные ценности. Духовное наследие как совокупность этих ценностей. Сохранение духовного наследия как условие движения вперед. Непрерывность культурного процесса. Разумное внесение элементов современности в культурное наследие.

^ 10.Народная мудрость как обобщение практических знаний.

Народная мудрость как «умение разбираться в земных событиях». Афоризмы, пословицы, поговорки, суждения как отражения народной мудрости. Связь народной мудрости с практической предметной деятельностью. Сказки и загадки как воплощение народной мудрости.

^ 11.Архитектурные памятники и мемориально-художественные комплексы Орловщины.

Памятники истории и культуры как часть историко-культурного наследия области. Мемориальные памятники и доски, посвященные памяти знаменитых орловцев. Мемориально-художественные комплексы Орловщины, события, в честь которых они были установлены.

^ 12.Традиции, обычаи, праздники и обряды на Руси.

Содержание понятий традиции, обычаи, праздники и обряды. Праздник как форма передачи ценностей и способ обеспечения духовной преемственности. Современное бытование традиционных народных праздников.

^ 13.Хобби в жизни современного человека.

Хобби как любимое занятие на досуге. Виды хобби. Воспитательный потенциал хобби. Хобби как условие для социально-значимого общения.

^ 14.Духовные потребности людей их способы их реализации.

Духовное потребление как процесс удовлетворения духовных потребностей. Виды духовных потребностей. Деятельность как способ удовлетворения духовных потребностей. Многообразие духовной деятельности.

^ 15. Современные праздники России.

Праздник – неотъемлемый элемент общественной жизни. Событие как условие для организации и проведения праздника. Виды событий. Современный праздничный календарь.

^ 16.Общественные формирования научно-технической и научно-просветительской направленности и их социальная роль.

Научные общества как добровольные объединения ученых, специалистов и других лиц, ведущих исследовательскую и популяризаторскую деятельность. Культурно-досуговая деятельность как сфера для пропаганды науки.

Деятельность научно-технических обществ. Общество рационализаторов и изобретателей, основные направления деятельности. Деятельность общества «Знание». Общество охраны природы и его деятельность по защите окружающей среды.

^ 17.Семья как социальный институт, его роль в становлении личности.

Семья как носитель ценностей и первый коллектив в жизни ребенка. Роль семьи для создания условий для социально значимого общения и приобретения жизненного опыта. Формирующий потенциал семьи в сфере культуры и увлечений.

^ 18.Влияние культуры и искусства на формирование личности.

Культура как совокупность материальных и духовных благ, созданных человечеством в процессе творческой деятельности. Основные отрасли культуры. Ценностный потенциал культуры и искусства и его роль в формировании личности.

^ 19.Традиции и новаторство в культуре.

Традиции как наиболее устойчивая сторона культуры. Новаторство как способ развития и обогащения культуры. Традиции и новаторство – единство и противоречие.

^ 20. Элитарная культура. Ее характеристика.

Элитарная культура - традиционное достояние групп населения, привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении. Классика и новейшие образцы духовного творчества как критерии элитарной культуры. Влияние элитарной культуры на поп-культуру.

^ 21. Массовая культура. Ее характеристика.

Массовая культура как развлекательное искусство и модель культурно-досуговой деятельности широких масс. Демократичность массовой культуры. Китч как исходный уровень массовой культуры. Поп-культура как более высокий уровень массовой культуры.

^ 22. Религия как древнейшая форма культуры.

Религия как вера в бога и совокупность норм морали и нравственности. Религиозные духовные ценности. Материальные ценности религии: храмы, священные книги, иконопись.

^ 23.Неформальные сообщества, их влияние на формирование личности.

Причины и факторы, породившие неформальное движение. Стихийно-групповое общение как основа неформальных сообществ. Типы неформалов. Деструктивные и социально нейтральные неформальные сообщества.

^ 24. Нравственная культура как регулятор поведения.

Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры. Ценности, формирующие нравственную культуру. Желание и возможность гражданина жить в согласии с собственной совестью, не причиняя ущерба другим как показатель нравственной культуры.

^ 25.Детские культурно-воспитательные учреждения.

Многопрофильные детские культурно-воспитательные учреждения. Специальные детские учреждения. Инструкторско-методическая, учебно-кружковая и организационно-массовая работа этих учреждений. Средства массовой информации: детские журналы и газеты, книги, детские радио- и телепередачи как отдельное направление в культурно-воспитательной работе с детьми. Организация работы по месту жительства. Организация летнего отдыха.

^ 26. Клуб как социально-культурный институт.

Клуб как средство содержательного межличностного общения. Первые английские клубы. Открытость и досугоемкость - характерные черты первых российских клубов. Основные направления их деятельности. Динамика развития клубного движения в России.

^ 27. Учреждения клубного типа.

Клуб как учреждение, имеющее статус юридического лица. Задачи клуба. Структура клуба. Клубные учреждения как организаторы досуга населения. Основные направления досуговой деятельности. Виды учреждений культуры клубного типа и характер их деятельности. Дома ремесел, Национально - культурные центры и землячества как учреждения культуры нового типа.

^ 28.Средства массовой информации и их роль в жизни современного человека.

Структура СМИ, характеристика их основных подсистем. Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций, образа жизни, модели поведения и общественных норм. Влияние СМИ на формирование досуговых потребностей.

^ 29. Досуговые предпочтения современной молодежи.

Молодежный досуг как сфера формирования личности молодого человека. Современное состояние молодежного досуга. Явление «одомашнивания» досуга, предпочтение пассивных видов отдыха и развлечений. Формы творческого развития молодежи в условиях досуга.

^ 30. Влияние киноискусства на формирование личности.

Кино как синтетическое искусство. Киноискусство как способ формирования познавательной активности и познания жизни. Кино как демонстрация норм поведения, примеров для подражания. Деятельность клубов любителей киноискусства, диспуты и беседы о кино, киноконференции.

^ 31.Современные формы молодежного досуга.

Форма как способ организации культурно-досуговой деятельности. Массовые формы молодежного досуга. Отдых и развлечения как особый вид деятельности молодежи. Групповые формы культурно-досуговой деятельности молодежи. Индивидуальное воздействие как организация индивидуальных занятий и помощь местным народным умельцам и коллекционерам в пропаганде их творчества.

^ 32.Деятельность станций и центров детско-юношеского туризма.

Туристско-краеведческая и этнографическая направленность деятельности станций и центров детско-юношеского туризма. Организация экспедиций.

Патриотическое воспитание и поисковая работа. Общение с живой природой как условие успешного решения задач экологического воспитания.

^ 33. Летний отдых детей в оздоровительных лагерях.

Сеть оздоровительно-образовательных учреждений для детей и подростков. Формы деятельности. Культурно-досуговые традиции. Коллективные творческие дела.

^ 34. Центры досуга молодежи. Основные направления их деятельности.

Однопрофильные, многопрофильные и специализированные центры досуга. Хозрасчет как условие функционирования Центров досуга. Изучение досуговых потребностей населения как условие для организации платных услуг. Организация игровой деятельности. Технические виды игровой деятельности. Целевое назначение культурно-досуговой деятельности (заказы предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан).

^ 35. Роль библиотек в сохранении и распространении духовных ценностей.

Социокультурная роль библиотеки. Виды библиотек. Работа публичных библиотек по формированию читательской культуры. Формы культурно-досуговой деятельности библиотек.

^ 36. Любительские объединения и клубы по интересам. Их роль в организации общения.

Специфика любительских объединений и клубов. Виды клубных объединений. Цели и задачи клубных объединений. Основное содержание деятельности. Создание условий для коллективного отдыха и развлечений.

^ 37. Дворцы и Дома детского творчества.

Дворцы и Дома детского творчества как учреждения системы дополнительного образования детей и подростков. Направления их деятельности. Влияние деятельности Дворцов и Домов творчества на профессиональное самоопределение детей и подростков. Виды занятий в творческих коллективах Дворцов и Домов культуры. Организация досуга кружковцев.

^ 38. Экскурсия как вид досуга.

Виды экскурсий. Экскурсия как способ отдыха и развлечений. Информационная, познавательная, просветительная, коммуникативная, воспитательная функции экскурсий.

^ 39. Развлекательно-игровые программы телевидения. Их воспитательный потенциал.

Телевидение как мощный инструмент формирования и внедрения в массовую досуговую деятельность множества способов ее проведения. Развлекательные возможности телевидения. Спектр развлекательных программ телевидения. Современные культурно-развлекательные программы телевидения, их нравственно-эстетические компоненты.

^ 40. Роль и значение игры в организации досуга различных возрастных групп.

Игра как эффективное педагогическое средство формирования личности. Игра как активная форма отдыха. Игра – одно из древних занятий людей. Игра как способ творческой самореализации, релаксации и рекреации. Игровой досуг взрослых. Роль игры в жизни пожилых.

^ 41.Формы семейного досуга.

Досуг как демонстрация ценностей семьи. Культура отдыха. Тенденция «одомашнивания» досуга. Значимость совместного досуга детей и родителей. Совместная игровая деятельность в семье. Досуг в дни празднеств. Воспитательный потенциал семейных увлечений.

^ 42. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.

Виды музеев. Виды деятельности музеев. Формы работы музеев. Деятельность общественных музеев по пропаганде истории родного края, формированию чувства патриотизма, воспитанию эстетического вкуса.

^ 43. Центры и клубы технического творчества детей и подростков.

Центры, дома и клубы технического творчества детей и подростков как разновидность современного социально-культурного центра. Основные направления деятельности. Просветительская деятельность Центров и Домов технического творчества. Деятельность по организации досуга и формированию межличностных отношений кружковцев.

^ 44.Влияние театра на духовный мир человека.

Театр как транслятор общечеловеческих ценностей. Театр – как способ выхода из круга каждодневных впечатлений. Функции театра. Репертуар театра как средство формирования нравственной культуры личности. Театра как способ постижения жизненного смысла. Роль театра в социализации личности.

^ 45. Роль парков в организации досуга населения.

Парк как зона отдыха и рекреации. Виды парков. Парк как досуговый центр. Направления деятельности. Деятельность парка по организации развлечений, физкультурно-массовой работы, культурно-досуговой деятельности. Планировка и структура парка. Работа парка в зимний период.

^ 46. Семейные клубы.

Социокультурное назначение семейных клубов. Типы семейных клубов. Формы работы семейных клубов. Использование народных традиций в работе семейных клубов.

^ 47.Роль архивов в сохранении и распространении духовных ценностей.

Деятельность архивов по сохранении и передаче культурного наследия.

Роль архивов в восстановлении исторической правды, биографических данных и создании социальных портретов исторических деятелей и деятелей культуры и искусств. Архивные документы и их роль в научных исследованиях и реализации практических целей.

^ 48. Роль туризма в организации современного досуга.

Туризм как экономическая отрасль хозяйства и специфическая область жизнедеятельности людей. Туризм как составная часть современного образа жизни. Туризм как вид деятельности, развивающий активность населения. Туризм как активный вид отдыха.

^ 49. Коллекционирование как вид досуга.

Познавательное значение коллекционирования. Виды коллекционирования. Клубы коллекционеров и формы их деятельности. Роль коллекционирования в создании условий для социально-культурного общения.

^ 50. Традиционное народное декоративно-прикладное творчество Орловщины.

Виды традиционного художественного творчества Орловщины. Места бытования традиционных народных промыслов и прикладного искусства Орловского края. Художественное своеобразие традиционных видов художественного творчества Орловщины. Деятельность Центров и Домов ремесел по возрождению орловских промыслов.

^ 51. Роль художественной самодеятельности в эстетическом развитии личности.

Содержание понятия художественная самодеятельность. Виды и жанры самодеятельного творчества. Роль самодеятельного творчества в формировании личности детей и подростков. Основные направления деятельности коллективов художественной самодеятельности.

^ 52. Деятельность Центров досуга молодежи.

Центры досуга молодежи и их деятельность по реализации социальных программ и услуг в интересах молодежи. Основные направления деятельности, платные услуги населению.

^ 53. Деятельность творческих союзов.

Творческие союзы и организации как объединения художественной интеллигенции. Виды творческих союзов. Формы деятельности творческих союзов. Просветительные функции творческих организаций.

^ 54. Деятельность общественных формирований социально-культурной направленности.

Виды общественных формирований социально-культурной направленности. Их совместная деятельность с учреждениями культуры клубного типа. Формы социокультурной практики. Оказание методической и консультативной помощи любительским объединениям.

  1. ^ Художественное своеобразие праздника Троица.

Время празднования. Языческие истоки и христианский смысл праздника. Художественное своеобразие праздника. Символы праздника. Молодежные гулянья, игры, хороводы.

^ 56. Художественное своеобразие праздника Масленица.

Масленица (сырная неделя), время празднования. Языческий смысл праздника. Название дней масленичной недели. Художественное своеобразие праздника. Символы праздника. Игровые элементы праздника.

^ 57. Бал как форма досуга.

Бал как распространенная форма массового отдыха и культур­ных развлечений. Виды балов. Художественные элементы балов. Петровские ассамблеи как прообраз современных балов. Традиционные компоненты программы балов.

^ 58. Гостиная как форма досуга.

Гостиная как форма отдыха, организованного по заранее созданному сценарию или программе. Виды гостиных. Содержание программ гостиных.

^ 59. Огонек как форма досуга.

Огонек как типично клубная форма организации отдыха. Информационно-познавательная и культурно-развлекательная направленность огоньков. Влияние телевидения на распространение огоньков в культурно-досуговой практике учреждений культуры. Традиционные элементы огонька.

^ 60. Гражданские обряды и их современное состояние.

Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических действий. Обряды религиозные и светские. Современная система гражданских обрядов. (Обоснуйте, почему эти действия считаются обрядовыми).

^ Примерное экзаменационное творческое задание:

Разработать текст и выступить с ним в роли ведущего одной из культурно-досуговых программ (направленность программы и аудитория будут заданы в билете). Абитуриент должен обращаться к условным зрителям, демонстрируя свою коммуникабельность и речевые данные.

^ Примерное содержание ответа:

Разработать текст и выступить с ним в роли ведущего ток-шоу «Ах, эта мода!».

Добрый вечер, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на нашем ток-шоу «Ах, эта мода!». Зачем люди носят одежду? – Чтобы не замерзнуть, чувствовать себя тепло и комфортно – ответят одни. Одежда помогает нам выглядеть привлекательно - ответят другие. Чтобы выделиться из общей массы и почувствовать свою уникальность – утверждают третьи. Для кого-то ношение и демонстрация одежды – это стиль жизни. Редкая девушка не мечтает о профессии манекенщицы. Фотовспышки, свет ярких ламп, глаза восхищенных зрителей, вереница поклонников – вот тот Олимп, восхождение на который – удел избранных. Ах, эта мода! Как ты капризна и изменчива! То в моде яркие цвета, то приглушенные тона. Сегодня актуальны рюши и бантики, завтра войдет в моду спортивный стиль. Еще вчера то тут, то там стучали каблучки, волнуя сердца мужчин, а сегодня женские ножки тянут непомерный груз «обуви 21 века».

Так что же такое мода – образцы, манеры, вкусы, которые непродолжительно господствуют и подчиняют себе стиль нашей жизни, сковывают нашу индивидуальность и диктуют усредненный вариант самовыражения или все же это поиск своего неповторимого «Я», обретение своего стиля, работа над своим имиджем?


2.4.2. Примерные требования к вступительным испытаниям для поступающих на специальность 071401 «Социально-культурная деятельность», квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности».

Вступительные экзамены содержат вопросы культурного кругозора, творческие задания и задачи прикладного плана.

^ Примерный перечень вопросов следующий:

  1. Что вы знаете об экономическом и социальном развитии страны в настоящее время.

  2. Роль государства в регулировании рыночной экономики и социальной сферы.

  3. Бизнес в РФ, условия его развития в социокультурной сфере.

  4. Каких вы знаете российских меценатов, в чем их вклад в развитие культуры и образования?

  5. Каков круг вашего чтения? Кто ваш любимый писатель, герой, почему?

  6. Что значит быть культурным человеком?

  7. Художественный вкус, что это такое?

  8. Руководитель – профессионал, по каким признакам это можно установить?

  9. Как добиться согласованности в работе сотрудников?

  10. Слагаемые авторитета личности.

  11. Организаторские способности, как они проявляются?

  12. Предприимчивость руководителя, в чем она проявляется?

  13. В чем смысл и значение этики руководителя?

  14. Культура делового общения, из каких элементов она слагается?

  15. Как жить, работать без конфликтов?

  16. Что значит уметь ладить с людьми?

  17. Как сплотить людей в коллектив?

  18. Контрольные функции руководителя, каковы они?

  19. Как критиковать людей, не вызывая обиды?

  20. Кто и почему становиться лидером?

  21. Назовите народные праздники, обряды, как они отмечаются в РФ?

  22. Какие вы знаете учреждения культуры, укажите особенности их деятельности?

  23. Какие вы знаете памятники истории и культуры своей малой родины, что они символизируют?

  24. Ваше представление о культуре, ее будущем.

  25. Назовите формы организованного досуга населения, их особенности.

  26. Каковы духовные потребности людей, их состав, роль в стимулировании познавательной и социальной активности.

  27. В чем проявляется социальная самореализация личности?

  28. Что вы знаете об этике, ее слагаемых?

  29. Какие инициативы по массовому досугу вы можете предложить, как их реализовать?

  30. Что значит управлять людьми, как подчинить их воле руководителя?
^

Творческие задания формулируются непосредственно на экзамене.


Пример экзаменационного задания:




оставить комментарий
страница1/2
Дата21.09.2011
Размер485 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх