Становление и развитие музыкального образования в красноярске от истоков до начала ХХ века icon

Становление и развитие музыкального образования в красноярске от истоков до начала ХХ века


Смотрите также:
Становление и развитие музыкального образования в красноярске от истоков до начала ХХ века...
Лазарев в. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века...
Становление и развитие курортного законодательства россии (с начала Х viii в до начала ХХ в.)...
"Магический реализм" Густава Майринка...
Шпоры по истории....
Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального...
Васильев С. А. Император Педро I и становление бразильской государственности...
Задачи курса: Выявление готовности ученика к выбору профессий...
Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон...
Становление и развитие отечественных социолого-управленческих концепций в 20-80-е годы ХХ века...
Становление и развитие мордовской книги: конец Х vii начало ХХ века...
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию художественных ценностей новых направлений в науке и...



Загрузка...
скачать


Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Новосибирская государственная консерватория (академия)

имени М.И. Глинки


На правах рукописи


ПРЫГУН ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА




СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКЕ ОТ ИСТОКОВ

ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА



Специальность 17.00.02.-17 – Музыкальное искусство


Автореферат диссертации на соискание учёной степени

кандидата искусствоведения


Новосибирск 2008


Работа выполнена на кафедре истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра


Научный руководитель доктор искусствоведения,

профессор Л.В. Гаврилова


Официальные оппоненты доктор искусствоведения,

профессор М.Ю. Дубровская


кандидат искусствоведения,

профессор В.В. Рева


Ведущая организация Российская академия музыки

имени Гнесиных


Защита состоится 19 июня 2008 г. в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31)


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.


Автореферат разослан “ “_____________2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор искусствоведения,

кандидат философских наук Н.П. Коляденко


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Исследование музыкальной жизни российских регионов, в том числе музыкальной культуры Сибири, является одним из интенсивно развивающихся направлений современного отечественного музыкознания. Однако вплоть до настоящего времени не появилось ни одной научной работы, посвященной истории музыкальной культуры такого крупного сибирского города, как Красноярск.

Красноярск выделяется в ряду других сибирских городов, его история и культура отличаются своеобразием. Это связано со стремительным развитием Красноярска в первой половине XIX века в статусе губернского центра, прогрессивным влиянием декабристов, а также положением города в качестве узлового железнодорожного пункта, соединившего Западную и Восточную части России в конце ХIХ века. Очевидно, что именно в XIX и начале ХХ столетий произошли существенные изменения в социально-экономической жизни Красноярска, предопределившие активность процессов в художественной культуре в целом, и в музыкальной культуре, в частности. Этим объясняется обращение к данному хронологическому периоду в рамках диссертационного исследования.

Познание истории музыкальной культуры невозможно без анализа её составляющих, одним из которых является музыкальное образование, служащее фундаментом эффективного функционирования культуры. Однако до сих пор процессы формирования музыкального образования в региональных центрах остаются наименее изученными.

Актуальной проблемой для настоящего времени, характеризующегося поиском новых, действенных форм художественно-этического воспитания молодежи, является исследование организации и совершенствования музыкального образования в начальной и средней школе XIX – начала ХХ века, способствовавшего формированию любви к отечественной музыкальной культуре и чувства патриотизма. Рассмотрение специфики музыкального обучения в духовных и общеобразовательных заведениях, феномена любительства и деятельности музыкантов-профессионалов позволит глубже понять сущность и динамику изменений, происходивших в музыкальной жизни сибирских городов.

При всей самобытности музыкальной культуры Красноярска, данные исторические процессы весьма показательны и для других городов Сибири, удаленных от столичных центров. Научное исследование феномена исторического развития музыкального образования в контексте музыкально-художественной жизни Красноярска от истоков до начала ХХ века существенно дополнит и расширит общую картину развития культуры Сибири. Ибо без решения проблемы создания комплексного, многоаспектного исследования музыкальной культуры каждого отдельного города и региона, невозможно ставить задачи целостного изучения музыкальной культуры Сибири в целом. Всё это обусловливает актуальность обращения к заявленной теме.

Объектом данного исследования является музыкальное образование в Красноярске от истоков до начала ХХ века (до 1920 года) в неотъемлемой связи с исторической ситуацией и развитием музыкально-художественной культуры города.

Предмет изучения – историческая динамика и этапы развития музыкального образования, проводимого в рамках духовной и светской школы Красноярска, в сфере любительского музицирования и в частной музыкально-педагогической практике, а также зарождение профессионального музыкального образования.

Цель работы – осмысление процесса формирования музыкального образования в Красноярске с учётом специфики каждого из этапов. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих задач исследования:

а) обосновать периодизацию развития музыкальной культуры и музыкального образования, в частности, от истоков до начала ХХ века (1920 г.) в Красноярске;

б) рассмотреть музыкальное образование как часть общественно-культурного процесса, выявить его зависимость от внешних (социально-политических и административно-территориальных преобразований, развития социально-гуманитарной инфраструктуры) и внутренних факторов (развития музыкального образования в духовной и средней школе, образования и деятельности музыкальных обществ, развития музыкальной инфраструктуры города);

в) изучить особенности формирования музыкального образования в духовных и светских учебных заведениях Красноярска;

г) реконструировать пути становления любительского общества, а также просветительской деятельности музыкантов-профессионалов в рамках музыкального общества и определить их влияние на культурно-образовательную политику в городе;

д) воссоздать исторический путь развития музыкального образования в соответствии с программой Общества любителей музыки и литературы в Красноярске XIX – начала XX века до появления Народной консерватории в 1920 году.

^ Методологическая база работы.

Исследование проводится на основе современных методов искусствознания, разработанных и активно применяемых в научной деятельности музыковедов в последние десятилетия, а также ряда общенаучных методов. В качестве ведущего используется культурно-исторический метод, позволяющий путем системного анализа музыкальной культуры, сферы образования Красноярска, сопоставления и сравнения с общероссийскими и региональными социокультурными процессами сформировать представление о музыкальном образовании, его месте и роли в культуре города XIX – начала ХХ века.

Музыкальное образование, изучаемое в непосредственной связи со становлением музыкальной культуры и музыкальной жизни города, потребовало применения культурологического подхода к определению места образования в структуре культуры, главным основанием которого является видение образования как феномена культуры, а целью образования - воспитание человека культуры. Использование культурологического подхода к познанию элемента через целое и целого через элемент (музыкальной культуры – через образование и образования – через культуру) позволит глубже понять и объяснить суть происходивших процессов в Красноярске.

Одним из основных является метод анализа различных источников: архивных документов XIX – начала XX века, исторических и мемуарных документов, материалов периодической печати и т.д. Применение хронологического метода помогает определить качественные изменения в историческом описании процесса становления музыкального образования, а также этапов развития музыкальной культуры. Метод комплексного изучения позволяет рассматривать исторические явления в развитии и с учетом всей совокупности их связей между собой, окружающими их явлениями общественно-социальной жизни, а также их внутренней сложности и динамики.

Роль ориентирующих установок в работе выполнили научные подходы, основанные на идее изучения музыкальной культуры городов, удаленных от российских столиц, высказанной Б.В. Асафьевым. Известный российский ученый призывал к проведению глубокого и всестороннего анализа становления и развития музыкального быта, театра, концертной деятельности и музыкального образования, что позволило бы дополнить и обогатить картину развития истории русской музыки.

Исследование учитывает положения, выдвинутые такими учеными второй половины ХХ века, как А.Н. Сохор, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер, В.П. Фомин, А.А. Веремьев, в работах которых вопросы музыкальной культуры освещаются с позиций социологии и культурологи. Автор использовал научный опыт, накопленный в исследованиях А.С. Запесоцкого и А.С. Базикова, посвященных проблемам образования. Для определения основных периодов музыкально-исторического развития восточного региона России были привлечены труды музыкальной культуры Сибири, проведенные учеными: Т.А. Роменской, Н.И. Головневой, С.С. Гончаренко, Л.П. Робустовой, Ю.Г. Марченко, И.Я. Харкеевич, Т.Ю. Куперт, И.В. Белоносовой, выдвинувших задачу изучения музыкальной жизни и образования региональных городов в качестве приоритетной. Используются также материалы краеведческих исследований, представленные в работах Б.Г. Кривошея, Л.Г. Лаврушевой, И.В. Ефимовой, В.А. Аверина и других, посвященных музыкальной культуре Сибири.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация является первым исследованием, посвященным изучению музыкального образования в Красноярске от истоков до начала ХХ века. Впервые это явление рассматривается в его целостности, в соотнесении с общими культурными процессами. Проведена обширная работа по выявлению и систематизации архивных материалов и документов. Их обнаружение, изучение и научное осмысление позволяет ввести в научный обиход новую документальную и источниковедческую информацию, хранящуюся в государственном архиве Красноярского края (фонд Дирекции народных училищ Енисейской губернии, Енисейского Губернского отдела народного образования, Губернской и Женской гимназии, Учительской семинарии, Енисейского губернского управления и др.), Новосибирской области (Об организации Народной консерватории в Красноярске), Красноярского краеведческого музея (личные фонды горожан Л.П. Терских, М.В. Красножёновой, А.И. Кытманова, И.Ф. Парфентьева и др.) и периодических изданиях газет («Енисей», «Сибирская мысль», «Отклики Сибири», «Красноярский вестник», «Сибирский край» и др.) и журналов («Сибирская школа», «Енисей»), что дает возможность проследить за динамикой процесса становления музыкального образования в городе.

В исследовании впервые:

  • предложена периодизация развития музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске от истоков до начала ХХ века;

  • анализируются сохранившиеся в архивных источниках программы обучения пению и музыке в средней школе и духовных учебных заведениях;

  • систематизируются данные о музыкально-просветительской деятельности учащихся Красноярска в изучаемый период;

  • анализируются и систематизируются фактологические данные об образовании и деятельности Красноярского общества любителей музыки и литературы, а также выявленные его концертные программы;

  • изучена музыкально-художественная деятельность общественных и профессиональных клубов в начале ХХ века, проводивших художественно-эстетическое воспитание горожан;

  • публикуются сведения о частной музыкально-педагогической практике, а также появлении музыкальных классов и школ, ставших предтечей открытия в 1920 году Народной консерватории.

Апробация работы: Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедрах камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки и истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра, а также дважды - на кафедре музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. По теме диссертации состоялись выступления на конференциях различных уровней, проходивших в Красноярске (Всероссийские конференции 2003, 2007 гг.; Региональная конференция 2006 г.), Новосибирске (Региональная конференция 2005 г.), Томске (Сибирская конференция 2006 г.), Костроме (Всероссийская конференция 2006 г.). Основные положения работы отражены в ряде опубликованных статей, список которых прилагается.

В ноябре 2007 года автором работы был прочитан цикл лекций (12 часов) по теме исследования для слушателей ФПК при Красноярском краевом центре повышения квалификации учителей. В настоящее время материалы опубликован-ной автором диссертации монографии «Из истории музыкальной культуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов – к Народной консерватории (1628 – 1920)» используются в курсе лекций по «Истории музыкальной культуры Сибири», а также истории вокального и фортепианного исполнительства (в разделе, посвященном развитию региональной культуры), способствуя более полному освещению традиций, созданных музыкантами Красноярска в XIX – начале ХХ века.

Научно-практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования состоит в том, что его материалы, обобщения и выводы помогут значительно расширить научные представления о становлении и развитии музыкального образования в одном из крупнейших центров Сибири. Результаты данной работы могут стать основой для дальнейшего изучения музыкального образования в Красноярске и сибирском регионе, а также существенно дополнят имеющиеся сведения об исторических путях развития музыкальной культуры Сибири и России в целом.

Помимо этого представленные материалы могут быть использованы (в настоящее время уже используются в Красноярске) в практике преподавания курса «Истории музыкальной культуры Сибири», введенного в учебный процесс в вузах сибирского региона.

Объем и структура работы: Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и Приложения, в котором представлены копии исторических документов, исторические фотографии и хронологическая таблица наиболее важных событий, происходивших в общественно-политической, музыкально-художественной жизни Красноярска, а также в области образования. Список литературы включает 499 наименований (в том числе: 253 - архивные источники, 112 – периодические издания, 134 – опубликованная литература). Общий объем диссертации (Введение, четыре главы и Заключение) составляет 187 страниц.

^

Основное содержание работы



Во Введении содержится обоснование актуальности избранной темы, формулируются задачи и цели работы, характеризуется источниковедческая база и определяется методология исследования. Выдвигается проблема взаимодействия любителей и профессионалов, а также рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на исследуемые процессы. Уделено внимание вопросу развития культурной среды, а также роли городской интеллигенции в формировании музыкального образования в Красноярске.

Особое значение придается периодизации становления музыкальной культуры и музыкального образования в городе, которые имеют как сходные, так и отличительные черты по отношению к идентичным процессам, протекавшим в сибирском регионе и в России в целом. Автором диссертации выделяются четыре периода. В первый период (1628 – 1822) в музыкальной жизни Красноярска бытовали многообразные виды народного исполнительства и появились учебные заведения начального (духовного и светского) образования. Второй период (1822 – 1868) начинается со времени создания Енисейской губернии, когда происходило бурное становление экономической и культурной жизни города, способствовавшее появлению учебных заведений средней школы. В третий период (1868–1895) складывались любительские формы музыкальной культуры; неотъемлемой частью светской жизни стало салонное музицирование. Существенную роль сыграло совершенствование программ музыкальных дисциплин, введение концертной практики учащихся средней школы, а также появление Музыкальных классов. В четвертый период (1895 – 1920) лидирующую позицию (по отношению к духовной школе) в народном образовании занимала светская школа. На данном историческом этапе музыкальное обучение на уроках пения и музыки в начальных и средних учебных заведениях ориентировалось на педагогический опыт и методы, используемые в профессиональном музыкальном образовании. Для этого времени характерно сочетание любительского движения и профессиональных форм музыкальной деятельности, что было связано с появлением в городе музыкантов с академическим образованием. Музыкально-просветительская работа Общества любителей музыки и литературы венчается созданием Народной консерватории.

^ Глава I. Зарождение музыкальной культуры и образования в уездном Красноярске (1628-1822). Данный период двухсотлетней истории, простирающийся от образования Красноярска до создания Енисейской губернии, характеризуется слабым развитием социально-культурной жизни города, в котором проживали казаки-военные. Причиной длительного становления культурной среды европейского типа в Красноярске стала однородность социального состава городского общества, в котором отсутствовал слой дворянской элиты. В Красноярске, так же, как по всему восточному региону России, важнейшими музыкальными пластами городского музыкального быта являлась, с одной стороны, духовная музыка, исполнявшаяся во время церковных служб1, а с другой - фольклор (народное пение и игра на народных инструментах - гуслях с медными струнами, балалайках, скрипках, деревянных флейтах, сиповках, барабанах, колоколах). Это соответствовало уровню социально-общественной жизни города.

Перемены, вызвавшие оживление экономической и музыкально-художественной жизни Красноярска в XVIII веке, были связаны с началом освоения Московского тракта. Неоценимый вклад в развитие городской культурной среды европейского типа внесло народное образование, включавшее в учебный план уроки церковного пения и музыкальной грамоты. В 1759 году для обучения детей священнослужителей в городе открылась первая Духовная «латинская» школа. Одним из ее учителей был дьякон Г.Ф. Скрябин, прославившийся сочинением стихотворений сатирического содержания. Он сам положил стихи на музыку, и в 1762 году ученики школы пели не только канты, но также хором исполняли сатиру учителя на полицмейстера.

В 80-е годы XVIII века непосредственное участие в судьбе города принял глава уездной администрации С.М. Кашкарев. Будучи высокообразованным чиновником, он способствовал изучению флоры и фауны края, развитию народного образования. Первая публичная библиотека, основанная в Красноярске в 1784 году, состояла из 20 книг, принесенных Кашкаревым в дар народному училищу, открывшему двери лишь в 1790 году. В программу этого учебного заведения был введен урок пения, помогавший учащимся осваивать образцы церковной музыки и оказывавший воспитательное воздействие. В 1820 году в Красноярске для детей духовенства Красноярского округа было учреждено Духовное училище2, в котором пение было обязательной дисциплиной учебного цикла и проводилось по два раза в неделю.

На этом этапе культура Красноярска (исключая народное творчество) развивалась медленно, значительно уступая крупным центрам Восточной Сибири - Тобольску, Томску и Иркутску. В этих городах, помимо традиционно звучавшей народной музыки, уже шло активное освоение форм западноевропейского музыкального искусства. В Красноярске культурная среда европейского типа еще не была сформирована. Музыкальный быт города был лишён военных оркестров и хоров по причине отсутствия воинских подразделений. В начальной стадии находился процесс становления народного образования, во главе которого стояла церковь. При отсутствии гражданских форм музыкальной жизни большое религиозно-воспитательное и эстетическое влияние на горожан оказывала церковная музыка, исполняемая во время богослужений.

^ Глава II. Формирование музыкально-художественной жизни и народного образования в столице Енисейской губернии (1822 – 1868). В данном разделе автором рассматриваются процессы зарождения светских форм музыкальной жизни города в контексте преобразований в административной, социально-экономической и музыкально-художественной жизни. Границы периода определены, с одной стороны, созданием в 1822 году Енисейской губернии, а с другой – появлением Красноярской губернской гимназии. За короткое время на территории города разместился ряд административных учреждений: дума, публичный суд, военный гарнизонный батальон. В социальном составе населения, выросшего в три раза, существенно увеличилось количество дворян и купцов. Становление культурной среды городского типа проходило при непосредственном участии прибывших из европейских регионов России образованных чиновников и администраторов, а также политических ссыльных.

В 1823-1830 гг. во главе дворянской элиты Красноярска находился гражданский губернатор А.П. Степанов. Будучи одаренным литературным талантом человеком, он способствовал развитию народного образования и первым поставил перед Императором Николаем I вопрос об открытии в Красноярске гимназии и университета. С именем Александра Петровича связано создание краеведческого общества «Беседы о Енисейском крае» (1823-1827) и выпуск книги «Енисейская губерния» (1835), «открывшей» для многих россиян Сибирь. Степанов поддерживал и поощрял просветительские начинания декабристов, благодаря которым развивалось образование3, и в жизнь местного населения была привнесена музыка как важная часть культурного времяпрепровождения.

Музицирование в светских салонах оказывало большое музыкально-просветительское воздействие на городскую элиту и способствовало появлению частной музыкально-педагогической практики в городе. Из эпистолярного наследия декабриста В.Л. Давыдова узнаем о пианистке Ю.Ф. Ришье, дававшей уроки игры на фортепиано в Красноярске. Большое художественное воздействие на горожан оказывали гастролеры и театральная антреприза. В середине XIX века в губернской столице выступали музыканты из Европы: виолончелистка Э. Христиани и скрипач Paris, демонстрировавшие высокие образцы исполнительского искусства. В 50-60-е гг. XIX века в городе давал представления коллектив актеров под управлением антрепренера Петрова.

Важнейшей составляющей музыкальной жизни города стали гарнизонные оркестры и хоры, принимавшие участие в народных гуляниях и выступавшие на балах, проходивших в зале Общественного собрания. Это определяло их репертуар, состоявший из доступных для понимания местного населения музыкальных сочинений. При военном гарнизоне была образована театральная труппа.

В первой половине XIX века в Красноярске, как и на всей территории Восточной Сибири, бытовали три формы музыкального образования: в духовных, народных и военных учебных заведениях, а также в виде частной музыкально-педагогической практики. В 30-е годы XIX века помимо уездного училища в городе открыли школу при винокуренном заводе, казацкое училище и училище кантонистов при воинском гарнизоне, в котором большое внимание уделяли музыкальной подготовке. Обучение музыке имело практическое применение, так как учащиеся школ и училищ принимали участие в церковных службах, а кантонисты входили в состав солдатских оркестров и хоров.

При этом отметим, что в светских школах музыкальное образование было организовано значительно хуже, чем в духовных и военных учебных заведениях. Уроки пения традиционно вели лица с духовным образованием, призванные, прежде всего, изучать церковные песнопения, а также некоторые образцы народной хоровой музыки. Музыкальные дисциплины относились к необязательным предметам, что зачастую приводило к изъятию их из учебного плана.

В духовной школе уроки пения проводились регулярно. Это было вызвано тем, что сложность церковного многоголосия предполагала высокую степень музыкальной подготовки регентов и хористов. По этой причине учащихся, помимо изучения духовных сочинений, знакомили с основами музыкальной грамоты.

Необходимо отметить, что с 1822 по 1868 год в Красноярске только начинают складываться светские формы музыкальной жизни. На данном этапе они представляли собой единую систему культуры и имели любительскую ориентацию. Большую роль в музыкальном быте города играли солдатские хоры, оркестр, а также театр. Музыкальное обучение проводилось в виде частной практики, а также музыкального обучения в образовательных заведениях духовной и светской школы.

^ Глава III. Становление музыкального образования в Красноярске в период с 1868 по 1895 гг. Своеобразие периода, границы которого очерчены двумя важнейшими событиями - появлением Красноярской губернской гимназии в 1868 году и открытием Транссибирской железнодорожной магистрали в 1895 году, характеризуется бурным становлением социально-экономической и культурной жизни города. К концу данного периода завершилось формирование культурной среды европейского типа. Этот факт подтверждается тем, что, во-первых, в городском обществе появились основные действующие силы, участвовавшие в культурном преобразовании социально-общественной жизни (прогрессивная часть финансово-промышленного слоя и чиновничества, а также разночинная интеллигенция). Во-вторых, в городе успешно действовали профессиональные (театр, концерты гастролеров) и любительские (Общество любителей музыки и литературы, клубы) формы музыкальной культуры. В-третьих, в рамках духовной и общеобразовательной школы стало проводиться регулярное и планомерное музыкальное обучение населения. В-четвертых, была создана сеть магазинов по продаже инструментов, нот, работали музыкальные настройщики.

^ III.1. Формирование музыкального образования в светских и духовных учебных заведениях (1868– 1895). Данный период стал поворотным моментом в музыкально-образовательной «политике», что было связано с организацией в Красноярске постоянного музыкального обучения населения в средних общеобразовательных заведениях.

При этом традиционно наиболее организованно и качественно музыкальные занятия проводились в духовных учебных заведениях. На уроках церковного пения будущие служители культа изучали песнопения, используемые при богослужении, знакомились с элементарной теорией музыки, проходили методику преподавания пения в школе, а также получали навыки игры на музыкальных инструментах. Постепенно лидирующее положение в народном образовании переходит к светской школе.

Государственная реформа образования 1888 года утвердила музыкальные дисциплины в начальных и средних учебных заведениях в качестве обязательных. Обучение проводилось по трём направлениям: церковное, светское и фольклор.

Необходимость изучения храмовой музыки имела обоснование: с одной стороны, за счёт учащихся училищ и гимназий увеличивалось количество хористов в городских церквях и соборах во время праздников, а с другой - церковная музыка являлась мощным средством нравственно-эстетического воспитания. В каждом учебном заведении были созданы хоровые коллективы, в репертуар которых включали сочинения культовой и светской музыки. Учащихся знакомили с нотной грамотой, давали практические навыки работы с хором. На уроках музыки (по терминологии XIX века – инструментального исполнительства) дети могли овладеть игрой на струнных или духовых инструментах. Если в учительской семинарии эти занятия были обязательными, то в гимназиях - факультативными.

С 1882 года в средней школе впервые стали проводить литературно-музыкальные вечера. Введение концертной практики создало необходимые условия для проявления творческого потенциала молодежи.

Таким образом, во второй половине XIX века начальные и средние учебные заведения стали важными центрами музыкально-эстетического образования.

^ III.2. В разделе о «Культурно-просветительской деятельности Красноярского общества любителей музыки и литературы» автором рассматривается процесс становления любительского музицирования в Красноярске. При отсутствии профессионалов, которые бы способствовали развитию разнообразных форм музыкального искусства, любители восполняли этот пробел. Созданное в 1882 году Красноярское музыкальное общество, именовавшееся с 1886 года Обществом любителей музыки и литературы, ставило многообразные цели, основными из которых были: объединение любителей с целью реализации их артистических способностей и проведения музыкально-просветительской деятельности, а также создание музыкально-образовательных заведений в Красноярске. Любители устраивали выступления, спектакли, принимали участие в городских благотворительных мероприятиях.

Тонус музыкально-художественной жизни города во многом был связан с именем С.М. Безносикова4, выпускника Петербургской консерватории по классу композиции Н.А. Римского-Корсакова, который прожил в городе лишь три года (1887-1889). За это время им был создан симфонический оркестр из 26 музыкантов, вписавший яркую страницу в развитие культуры в Красноярске. В исполнении коллектива горожане впервые услышали сочинения М.И. Глинки - отрывки из оперы «Жизнь за царя», увертюру к опере «Руслан и Людмила», «Арагонскую хоту», «Камаринскую», а также произведения зарубежной классики - увертюры В. Моцарта к операм «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро»; отрывки из Пятой и Шестой симфоний Бетховена, увертюры Вебера, Мендельсона, Бетховена и т. д.

Деятельность Общества любителей музыки и литературы внесла оживление в жизнь города, приобщив горожан к достижениям русской и европейской музыкальной культуры, предоставив возможность для проявления художественных способностей. В 1892 году в рамках его работы были открыты Музыкальные классы. Свидетельство об этом находим в газете «Енисейский листок» №43 от 24 октября 1893 года, опубликовавшей текст объявления о приёме в музыкальные классы: «Объявляется набор в утвержденные Министерством Внутренних дел Музыкальные классы (учрежденные в 1892 году). Принимаются лица в возрасте с 8 лет. Предметы преподавания: игра на различных инструментах, пение-соло, теория и композиция (теория, гармония, модуляция и формы, контрапункт, канон и фуга, инструментовка и практическое сочинение); обязательные: хоровое пение, сольфеджио, элементарная теория, история гармонии, история музыки, классы развития памяти и слуха, классы чтения нот с листа и совместная игра… Программа преподавания соответствует программе консерватории. Годовая плата за обучение: для учащихся, зачисленных в комплект – 60 рублей, для сверхкомплектных – 80 рублей, для вольнослушателей – 100 рублей. Вносить плату по полугодиям вперед в августе и декабре. Окончившие полный курс классов, получают аттестат». Музыкальные классы явились первым положительным опытом в организации музыкально-образовательного заведения в Красноярске.

Автор подчеркивает, что к 1895 году завершилось формирование городской культурной среды европейского типа, потребности которой стимулировали возникновение разнообразных форм музыкальной жизни Красноярска, среди которых - Общество любителей музыки и литературы. Создание Музыкальных классов подготовило начало нового этапа развития музыкального образования в Красноярске.

^ Глава IV. Музыкально-художественная жизнь и музыкальное образование в Красноярске в период с 1895 до начала ХХ века.

IV. 1. Музыкально-художественная жизнь Красноярска и музыкальное образование в сфере любительского музицирования. В данном разделе автор рассматривает развитие разнообразных форм музыкально-художественной жизни и народного образования в связи со стремительным ростом экономики города, который на рубеже веков стал занимать лидирующие позиции в Сибири. Знаковым событием для Красноярска, определяющим рамки четвертого периода, стало открытие в 1895 году Транссибирской железнодорожной магистрали, способствовавшей оживлению культурного обмена с центральными районами России.

Музыкально-художественная жизнь губернского центра в этот период отличалась многообразием: работала городская труппа театра, проводитла спектакли красноярская оперетта-кабарэ, увеличилось количество приезжавших гастролеров, проводились выставки российских и местных живописцев, открылась городская художественная школа, активно формировался архитектурный облик города, функционировали музеи и библиотеки. Стремительный темп созидательных процессов обусловлен такими факторами, как рост народонаселения, заинтересованность состоятельной части населения в развитии культуры и образования, активность осуществлявшей эти процессы разночинной интеллигенции, а также появление музыкантов-профессионалов, возглавивших процессы в области музыкального просветительства и образования.

В начале ХХ века в городе получают распространение разнообразные профессиональные формы музыкальной культуры: театр, оркестровое и ансамблевое исполнительство, совершенствуется музыкальная критика. В 1902 году с открытием Народного дома имени А.С. Пушкина в Красноярске появился театральный оркестр, художественным руководителем которого с 1907 года был виолончелист Иосиф Моисеевич Суходрев. Успех гастрольной поездки оркестра в Архангельск в 1910 году красноречиво свидетельствовал о довольно высоком исполнительском уровне коллектива.

И.М. Суходрева можно назвать деятелем музыкальной культуры Красноярска. Он был дирижером, виолончелистом, антрепренером, организатором музыкального театра и истинным энтузиастом, способствовавшим музыкальному просвещению горожан.

С 1909 года И.М. Суходрев возглавил труппу Городского театра, проводившую большую благотворительную работу в Красноярске. В 1912 году этот коллектив впервые представил горожанам «Сцену в тереме» из оперы А. Даргомыжского «Русалка», а также оперу А. Верстовского «Аскольдова могила».

В сентябре 1917 года Иосиф Моисеевич в содружестве с режиссером М.Т. Дарьялом организовал профессиональную труппу оперетты-кабарэ. В 1918 году И.М. Суходрев возглавил симфонический коллектив «Профсоюза оркестровых музыкантов», в составе которого большинство оркестрантов (80%) были иностранными военнопленными. Высокую квалификацию солистов оркестра подтверждает наличие в программах сложнейших произведений - Концерта для скрипки и оркестра Ф. Мендельсона (первая часть сочинения была исполнена концертмейстером оркестра В.Г. Дипелем) и Трио для скрипки, виолончели и фортепиано А.С. Аренского5 (играли солисты оркестра А.И. Клястер [скрипка], В.А. Оносов [виолончель] и А.К. Штиллер [рояль]).

В 1900 году в городе, помимо военно-полковых оркестров, было два городских - оркестр Общества любителей музыки и литературы, а также камерный оркестр под управлением Б.А. Еселевича. В первом десятилетии ХХ века количество оркестров увеличилось. Профессиональными их можно назвать лишь с некоторой оговоркой, так как наряду с квалифицированными музыкантами в них работали и любители.

В начале ХХ века значение оркестров в музыкальной культуре Красноярска существенно изменилось: коллективы стали разнообразнее как по профессиональному статусу (профессиональные, любительские, смешанные), так и по составу (струнные, симфонические, духовые и народные). В начале ХХ века на базе любительских оркестров (народных и духовых) проводилось обучение не только игре на инструментах, но и музыкальной грамоте.

Данный исторический период характеризуется совершенствованием процесса музыкального обучения в средней школе, а также расширением сферы услуг в области музыкального образования в Красноярске. Источников его получения в городе было несколько: частная музыкально-педагогическая практика, дисциплины музыкально-эстетического цикла в общеобразовательной школе, музыкальное обучение в любительских оркестровых коллективах и общественных клубах.

В городе в начале ХХ века частные уроки на фортепиано проводили профессиональные музыканты - П.И. Иванов-Радкевич, М.М. Крамник, Н.А. Диккер-Боровская и А.Д. Востросаблина6. Во втором десятилетии ХХ века количество преподавателей пианистов, среди которых были также иностранные военнопленные, значительно возросло. Уроки на скрипке и гитаре в Красноярске давали А.Л. Марксон, О.Е. Золотарев и П.И. Иванов-Радкевич. Отметим, что расширение сети частных преподавателей свидетельствовало, с одной стороны, о росте интереса к музыкальному искусству у красноярских жителей, с другой - о наличии в городе специалистов, предоставлявших эти услуги.

Бурное развитие музыкальной жизни Красноярска сопровождалось ростом музыкального любительства. Городские клубы стали центрами культурной жизни города, где создавались музыкально-драматические секции, оркестры (струнные и духовые), проводилось начальное музыкальное обучение. Наибольшую популярность среди красноярцев в начале ХХ века приобрели два клуба: при Вольно-Пожарном обществе (ВПО) и Железнодорожный. В 1910 году талантливый самоучка В.Е. Авксентьев организовал любительское общество, на основе которого был создан Первый Сибирский великорусский оркестр. Коллектив приобрел широкую популярность, благодаря высокому исполнительскому мастерству, чему способствовало введение уникальной системы обучения начинающих, созданной В.Е. Авксентьевым на основе опыта В.В. Андреева.

Таким образом, в период с 1895 до 1920 года в Красноярске успешно функционировали важнейшие профессиональные (оркестры, театр, гастролеры, музыкальная критика) и любительские (клубы и общества) формы городской музыкальной культуры, способствовавшие реализации творческого потенциала горожан. В городе проживали музыканты-профессионалы, возглавившие музыкально-просветительское движение. Расширялась сеть музыкальных услуг: продажа инструментов, нот, работа настройщиков инструментов и частных преподавателей музыки. Перечисленные обстоятельства стали важными предпосылками для появления музыкально-образовательного заведения в Красноярске.

^ IV. 2. Музыкальное образование в начальной и средней школе Красноярска (1895-1920). В указанный период в Красноярске быстрыми темпами развивалось народное образование. К 1915 году в городе функционировало 33 учебных заведения начальной и четыре - средней школы. Руководство начальных школ не придавало серьезного значения музыкальному обучению учащихся. Уроки пения, на которых детей знакомили с церковными песнопениями и фольклором, служили музыкально-этическому воспитанию учащихся.

В учреждениях средней школы (мужской, двух женских гимназиях и учительской семинарии) уроки пения и музыки были обязательными. В этот период в музыкальном обучении акцент сместился с религиозного направления на светское. В средних учебных заведениях помимо церковного пения были введены уроки академического хорового пения, развивалось ансамблевое музицирование, создавались инструментальные (народные и духовые) оркестры. Широкое распространение получила форма публичного концерта учащихся.

Серьезные изменения в содержании музыкального образования начальных и средних учебных заведений произошли после 1897 года, когда в Красноярск приехал выпускник Петербургской Придворной певческой капеллы П.И. Иванов-Радкевич, которого по праву можно назвать основоположником профессионального музыкального образования в Красноярске. За 25 лет жизни в городе (1897-1922) Павел Иосифович7 проявил себя как деятель музыкального искусства: композитор8, пианист-солист, концертмейстер и ансамблист, скрипач, преподаватель игры на фортепиано и скрипке, дирижер хоров и оркестров, педагог-новатор.

Изменения, внесенные им в программу занятий по пению и музыке, значительно увеличили объем профессиональных музыкальных знаний и навыков, которые должны были усвоить учащиеся в школе9. Так, в Учительской семинарии было введено пение обихода в четырехголосной гармонизации, увеличено время на светское хоровое пение и обучение игре на музыкальных инструментах, проводилась обязательная практика дирижирования хором семинаристов и практические занятия выпускников с учащимися начальной школы. Ивановым-Радкевичем впервые был организован смешанный хор учащихся Учительской семинарии и Женской гимназии, был создан симфонический оркестр местных любителей музыки с привлечением к его работе учащихся Губернской гимназии и Учительской семинарии (1910), позднее под его руководством выступал оркестр учащихся города, созданный при «Доме юношества» (1917). В 1914 году силами любителей города и учащихся Женской гимназии была поставлена созданная П. И. Ивановым-Радкевичем детская опера «Царевна Земляничка», успешно выдержавшая ряд постановок на сцене Городского театра.

Возникший в начале ХХ века интерес к народному исполнительству вызвал появление ряда ансамблей народных инструментов в начальных и средних учебных заведениях Красноярска. Руководство гимназий способствовало организации творческих коллективов и поощряло их выступления, приобретало разнообразные музыкальные инструменты.

Во втором десятилетии ХХ века концертная деятельность учащихся приобрела масштаб культурно-просветительского движения. Собранные от концертов средства направлялись на помощь «недостаточным10 студентам» гимназий, благотворительным обществам и приютам, детям солдат и нужды армии во время войны 1914 года. На публичных выступлениях наряду с хоровыми сочинениями исполнялись произведения для сольных инструментов, а также вокальные и инструментальные ансамбли. Постепенное усложнение концертных программ свидетельствовало о росте педагогических требований и успешном усвоении знаний учащимися. Инициатива молодежи проявилась в организации двух любительских культурно-просветительских организаций - «Дома Юношества» и «Союза учащихся» (1917), при которых были созданы оркестры, ансамбли и музыкально-драматические кружки.

Руководство учебных заведений, городская общественность и пресса поддерживали инициативы и энтузиазм молодежи. Наиболее музыкально одаренные выпускники городских учебных заведений стали поступать в российские консерватории и выбирать профессию музыканта.

^ IV. 3. Красноярское общество любителей музыки и литературы. От любительского музицирования - к созданию Народной консерватории. В конце XIX – начале ХХ века Общество любителей музыки и литературы переживало противоречивый период. С одной стороны, с появлением в Красноярске профессионалов-музыкантов концертная деятельность Общества приобрела новый импульс. Были созданы творческие коллективы: смешанный хор и симфонический оркестр под управлением П.И. Иванова-Радкевича, а также хор под руководством М.В. Фольбаум. Программы выступлений профессиональных музыкантов включали сочинения серьезного художественного репертуара. Так, выпускница Московской консерватории М.М. Крамник часто солировала с оркестром Городского театра, знакомя красноярцев с фортепианными концертами Сен-Санса, Моцарта, Мендельсона. В этот период красноярские музыканты стали предпринимать гастрольные поездки по Енисейской губернии - на озеро Шира, в Минусинск, Ачинск.

Признанием высокого уровня мастерства исполнителей Красноярска стали их совместные выступления с гастролерами. Например, 30 июля 1910 года в Городском театре прошел творческий вечер певца П.И. Словцова и профессора Московской консерватории И.Я. Гордиевского, которые исполнили 20 сочинений зарубежных и русских композиторов. Их выступление сопровождал известный в городе музыкант П.И. Иванов-Радкевич [«Красноярский вестник».- 1910. - 30.07]. Рецензенты с большой симпатией отзывались о выступлениях красноярских исполнителей: дирижера и виолончелиста И.М. Суходрева, пианистов - М.М. Крамник и А.Г. Востросаблиной; скрипачей - А.Л. Марксона и О.А. Геровича; вокалистов - Л.А. Аракиной, А.Ф. Кнорре, П.И. Словцова и И.П. Головко.

Красноярские музыканты-профессионалы, будучи представителями разночинной интеллигенции, с огромной энергией и самоотверженностью участвовали в музыкальной жизни города. По широте и разносторонности воплощения художественных интересов их по праву можно назвать деятелями музыкального искусства.

С другой стороны, в начале двадцатого столетия Общество любителей музыки и литературы как организация практически перестало существовать: отсутствовало правление, не проводилось собраний, не велась документация, в концертах принимала участие лишь наиболее подготовленная часть его членов, а также профессиональные музыканты. Дважды (1910, 1914) проводились попытки объединить любителей города в новое музыкальное сообщество. Но новым составам не суждено было укрепиться в музыкальной жизни Красноярска11.

Проанализировав документы и сведения, почерпнутые в периодической печати, автор высказывает предположение, что причиной сложившихся неудач стала неподготовленность и низкая музыкальная культура новых членов любительского коллектива. Если в 1888 году было всего 67 действительных членов Общества любителей музыки, то в 1910 году в его новый состав пожелало вступить 250 человек. Не вызывает сомнения, что большинство из них принадлежало к третьему социальному сословию и не имело достаточной музыкальной подготовки.

К началу ХХ века Общество любителей музыки выполнило утвержденную в уставе задачу, связанную с музыкальным просвещением населения. На данном этапе музыканты-профессионалы осознавали необходимость в создании условий для профессионального обучения одаренной молодежи, а также важность подготовки кадров музыкальных инструкторов для работы в многочисленных самодеятельных коллективах города. По этой причине они сосредоточили всю энергию на подготовке организации музыкально-образовательного заведения.

Начиная с 1895 года было предпринято три попытки (1898, 1910, 1915) открыть музыкальные классы в Красноярске, в которых помимо общественных объединений (Общества любителей музыки и литературы) принимали участие частные лица (выпускник Московской консерватории скрипач П.И. Золотарев).

Длительные неудачи на этом пути, на наш взгляд, свидетельствовали, с одной стороны, об удовлетворении горожан распространенными в городе формами музыкального обучения, с другой - об отсутствии популярности профессии музыканта среди красноярцев.

Коренные сдвиги произошли только после Октябрьской революции, открывшей доступ к получению музыкального образования широким слоям городского общества. По инициативе музыкантов-профессионалов в феврале 1920 года в Красноярске была открыта Народная консерватория, директором которой стал П.И. Иванов-Радкевич. На два отделения (исполнительское и инструкторско-педагогическое) поступило около 450 человек. Коллектив преподавателей состоял из 54 профессиональных музыкантов, которые с первых дней существования консерватории активно включились в музыкальную жизнь города: проводили циклы исторических концертов, ставили оперные сцены, проводили лекции-концерты.

Появление Народной консерватории явилось результатом длительной работы музыкантов города по воспитанию у местного населения уважения к классическому музыкальному наследию и труду профессионального музыканта.

В Заключении подводятся итоги исследования. В соответствии с поставленными задачами обосновывается зависимость становления музыкального образования в Красноярске от изменений в административно-экономической и музыкальной жизни города. Подчеркивается особое влияние на развитие музыкальной жизни и музыкального образования городской культурной среды, формировавшейся под воздействием центробежных и центростремительных сил. Автор исследования приходит к выводу, что только появление городской интеллигенции, профессионально занятой в сфере культуры и образования, привело к созданию условий для открытия академического музыкально-образовательного заведения.

Отмечаются характерные черты музыкальной культуры Красноярска, из которых особо подчеркиваются две: трансляционность, позволившая принимать и осваивать опыт развития культуры центральных районов России через ее представителей, а также преемственность с Петербургской школой, которая была успешно продолжена в ХХ веке. Корпоративность и высокая степень заинтересованности различных социальных слоев городского общества в расширении культурно-просветительского движения являлась существенным фактором, определившим прогрессивные изменения в музыкально-образовательных процессах.

В диссертации отмечается, что при отсутствии в Красноярске в начале ХХ века специальных музыкально-образовательных заведений уроки пения и музыки в средней школе восполняли этот пробел. В заключение подчеркивается значение деятельности Общества любителей музыки и литературы, а также профессиональных музыкантов Красноярска, возглавивших музыкально-просветительское движение и процесс организации академического музыкального образования в Красноярске.

Народная консерватория, учрежденная в 1920 году, стала профессиональным «ядром» музыкальных сил города и центром подготовки специалистов в области музыкальной культуры. Плодотворная деятельность коллектива преподавателей этого музыкально-учебного заведения, претерпевшего на протяжении сорока лет ряд изменений12, определила развитие музыкальной жизни Красноярска во второй половине ХХ века.

В заключении подчёркивается, что результаты диссертации послужат основанием к дальнейшим исследованиям, посвященным формированию системы музыкального образования в городе и крае: созданию сети детских и вечерних музыкальных школ, работе Красноярского музыкального училища, а также открытию и деятельности Красноярского государственного института искусств (в настоящее время Красноярской государственной академии музыки и театра) – научного и учебно-методического центра музыкального образования в Восточно-Сибирском регионе.


^ По теме диссертации опубликованы следующие работы:


  1. П.И. Иванов-Радкевич – организатор профессионального музыкального образования в Красноярске //Музыкальное творчество: традиционные формы и новые тенденции в современном осмыслении: сб. науч.-метод. статей.- Красноярск: КГАМиТ, 2003.- С. 4-14.

  2. Из истории красноярского музыкального общества //Наука и художественное образование: материалы Всероссийской науч.-практич. конф., вып.3. – Красноярск: КГАМиТ, 2003. - С. 255-262.

  3. Формирование музыкального образования в рамках средней школы в XIX – начале ХХ века в Красноярске //Музыкальное творчество: традиционные формы и новые тенденции в современном осмыслении: сб. науч.- метод. статей, вып. 4. – Красноярск: КГАМиТ, 2005.- С.4-20.

  4. К вопросу об истоках профессионального музыкального образования в Красноярске XIX- начала ХХ века //«Вестник Крас. ГУ» Гуманитарные науки: сб. науч.- метод. статей.- Красноярск: Крас. ГУ, 2006`3/2.- С.130-134.

  5. Вклад средней школы в дело культурного просветительства в городе Красноярске в XIX – начале ХХ века //Пакт Рериха: Мир через культуру: сб. докладов регион. науч.- обществ. конф.- Красноярск: ООО «Эконит», 2006.- С. 27-31.

  6. Деятельность П.И. Иванова-Радкевича в конце XIX- начале ХХ века в Красноярске (к вопросу о преемственности музыкального образования) //Музыкальная культура и образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: материалы Всероссийской науч.- практич. конф. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2006. - С.188-191.

  7. К вопросу о формировании музыкального образования в Красноярске в XIХ – начале ХХ века //Сибирский музыкальный альманах – 2003: сб. науч.- метод. статей.- Новосибирск: ГОУ ВПО «НГК им. М.И. Глинки», 2006. - С. 124-141.

  8. Из истории музыкальной культуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов – к Народной консерватории (1628 – 1920) /Е.В. Прыгун. –Красноярск: ООО «ИПЦ «КаСС», 2007. – 237 с.

  9. Петербург – Красноярск. Черты преемственности музыкальной культуры и музыкального образования // Musicus №1(10). - Санкт-Петербург: «Нестор-История», 2008. – С. 19-27.

  10. Музыкальное обучение в учебных заведениях духовного ведомства в Красноярске в XVIII – конце XIX века //«Социально-гуманитарные знания» №10. – Краснодар: ООО Агрофирма «Центральная», 2008. – С. 10-19.

1 В церквях и монастырях пели хоры и солисты. В Сибири было известно пышное, мелодически разнообразное, красочное пение демеством, предназначенное для особо торжественных случаев – празднований военных побед, встреч архиепископов и т.п. В наиболее его типичном 3-хголосном виде путник вел напев молитвы – своеобразный cantus firmus, демественник – расцвеченный верхний голос, нижник – басовую партию. Это было сложное и впечатляющее искусство, требовавшее от исполнителей большого мастерства.

2 Духовное училище было открыто в 1820 году и просуществовало до 1919 года.

3 Декабрист В.Л. Давыдов в домашней школе помимо собственных обучал и городских детей.

4 Перу Сергея Михайловича принадлежит ряд вокально-инструментальных сочинений и произведений для симфонического оркестра. С.М. Безносиков вёл обширную просветительскую работу, выступая на концертах в качестве пианиста и дирижера, был настоящим подвижником и энтузиастом своего дела. Впоследствии С.М. Безносиков приобрел известность как оперный дирижер и антрепренер театра в Орле, Воронеже, Нижнем Новгороде.



5 Тональность Трио А.С. Аренского не указана.

6П.И. Иванов-Радкевич – выпускник Петербургской певческой капеллы, М.М. Крамник – выпускница музыкального училища в городе Вильно (Вильнюс), Н.А. Диккер-Боровская – выпускница Московской консерватории. Место учебы А.Д. Востросаблиной не установлено, но в рамках концертной деятельности «Общества» ею публично исполнялись сложнейшие фортепианные произведения мировой классики.

7 В 1922 году П.И. Иванов-Радкевич выехал в Москву, где до 1942 года преподавал в различных школах города.

8 Им создано свыше 20 опусов хоровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, опубликованных издательством Юргенсона в Москве.

9 Иванов-Радкевич работал во всех средних учебных заведениях города, а также шести начальных училищах.

10 Недостаточными в начале ХХ века называли учащихся, не способных оплачивать обучение.

11 Отметим, что в начале ХХ века подобная участь постигла ряд сибирских отделений ИРМО. Так, Иркутское отделение ИРМО было закрыто в 1914 году, а Омское - в 1915 году. Испытание временем выдержало лишь Томское отделение, работавшее стабильно и изобретательно в творческом плане.


12 Народная консерватория после реорганизации в 1922 году получает статус музыкального техникума, а в 1936 году - музыкального училища. В 1963 году было открыто театральное отделение, в связи с чем заведение стало именоваться Красноярским училищем искусств.





Скачать 342,28 Kb.
оставить комментарий
ПРЫГУН ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Дата19.09.2011
Размер342,28 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх