Аналитические материалы о музыке, тяжелой музыке и продвижении музыкальной продукции icon

Аналитические материалы о музыке, тяжелой музыке и продвижении музыкальной продукции


Смотрите также:
Программа факультативных занятий по музыке в мире музыки для I-IV классов общеобразовательных...
«Образ Евгения Онегина в литературе и музыке»...
Урок на тему: «Элементы музыкальной речи»...
Приказ № от 2011 г. Директор М. Н. Гончаренко рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы...
«Сказка в музыке»...
«Портрет в изобразительном искусстве и музыке»...
Методическое пособие по курсу «Музыкальная культура»...
«Подснежник»
Рассказы о музыке...
Сказка в музыке и живописи...
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки...
Рабочая программа по музыке на 2009 -2010 учебный год...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
Плешакова В.

Специфика PR в сфере музыки: на примере музыкального жанра «тяжелая музыка/металл».

Музыка существует и создается в социально-культурном контексте, будучи средством отражения, познания и эмоционального переосмысления действительности. Музыка является искусством, частью жизни, развлечением, работой, способом самопознания – и это далеко не полный список всех ее проявлений. Имея существенную значимость для человека, музыка обладает уникальной спецификой как сфера деятельности и продукт для продажи.

В рамках данной работы рассматривается такая музыкальная категория, как «тяжелая музыка», или металл и анализируется наличная практика PR в данной сфере.

Источники информации:

  1. Аналитические материалы о музыке, тяжелой музыке и продвижении музыкальной продукции.

  2. Информация специализированных изданий о тяжелой музыке, таких как наиболее авторитетные западные журналы о тяжелой музыке MetalHammer и Rock Hard.

  3. Опросы общественного мнения, в частности, потребителей тяжелой музыки.

  4. Информация от лиц, занимающихся PR в сфере тяжелой музыки.

  5. Собственные наблюдения и аналитические заключения автора работы.


^ Воздействие музыки на человека и PR


Для того, чтобы PR был эффективным, необходимо понимать, какое воздействие музыка имеет на человека.

Как искусство музыка не только воспроизводит и креативно фиксирует реальную жизнь, но и форматирует мироощущение человека, воздействуя на него по нескольким направлениям. Они включают в себя эмоции, ощущения, чувства и более глубокие структуры личности – сознание и психику. Воспринимая единый пласт музыки, человек на самом деле отзывается на нее двойственно. С одной стороны, он испытывает неконтролируемые переживания, в которых часто не может дать себе отчет. Так, в большинстве случаев мы не можем сформулировать предельно точно, почему нам нравится песня – прежде всего она нам просто нравится, то есть приятна эмоционально и духовно. С другой стороны, человек переосмысливает музыку содержательно. Музыкальные произведения могут заставлять нас задумываться, и тексты здесь представляют лишь наиболее очевидный способ воздействия. Интеллектуальное осмысление включает в себя и осознание музыкальной структуры произведения, что напрямую затрагивает слух, а также контекста существования некоторого музыкального направления. Если человеку понравилась определенная песня, он с большой долей вероятности узнает что-то об исполнителе.

Восприятие исполнителя распадается, в свою очередь, на восприятие имиджевой и фактической составляющих. Имидж апеллирует к аффективным структурам, а факты затрагивают наш интеллектуальный багаж, заставляя мозг формировать структурные связи между новыми знаниями и уже имеющимися сведениями о мире. Происходит неизбежное включение музыкального исполнителя и его творчества в некий более широкий культурный и социальный контекст, где музыка как искусство воспринимается в тесной связи с прочими элементами дискурса эпохи. Восприятие музыки приводит к восприятию связанных с ней ценностей, образов, культурных компонентов и институтов.

В частности, восприятие тяжелой музыки невозможно вне контекста субкультур. Каждое ее направление напрямую связано с субкультурными направлениями и ценностным пластом некоторой социальной группы.

Итак, слушая всего лишь песню, человек окунается в неисчерпаемо глубокий мир смыслов, образов, ценностей. Он попадает в сложносоставной и неоднозначный пласт дискурса, в котором сходятся культурные, социальные, экономические, политические компоненты, прямо или косвенно оказавшие влияние на появление данного музыкального произведения. Часто такое влияние для воспринимающего музыку далеко не очевидно, по крайней мере, на сознательном уровне – действительно, мало кто в реальной жизни будет ни с того ни с сего заниматься разбором музыкального произведения на архетипы и культурные штампы и отыскивать следы влияния истории, политики или экономики на ту или иную песню. При этом человек, слушая музыку, может остро ощущать ее соответствие моменту «здесь и сейчас» на уровне эмоциональном. Это означает, что наше сознание успешно считывает заложенные в музыке культурные коды. А если попытаться разобраться в том, что именно и как повлияло на некоторое музыкальное направление, выводы могут оказаться полезными и с точки зрения социальной науки. Ведь музыка, как уже было сказано, отражает и одновременно трансформирует нашу жизнь.

Музыка нужна нам для определения себя и определения мира вокруг. Музыка дает шанс ощутить принадлежность и идентифицировать себя как глобально, так и ситуативно. Глобальное самоопределение связано с принадлежностью определенной субкультуре и устойчивым предпочтением определенных групп и музыкальных стилей. Ситуативное самоопределение имеет дело с выбором стиля, исполнителя, композиции под влиянием момента, и именно оно является наиболее непосредственным и ярким с точки зрения описания психологических мотиваций людей в выборе музыки.

Например, распространенная в сетевых дневниках практика указывания “current music” (играющей в данный момент музыки) и цитирования песен есть прямое доказательство важности музыкального компонента в нашей жизни – эти звуки пронизывают мир, а людей пронзают насквозь, задевая за живое. Выбирая музыку, мы выбираем оттенки настроений, и вот уже радость и грусть становятся сотканными из аккордов, слов и звуков чьего-то голоса. Мы можем полюбить песню и за одну-единственную фразу, но спетую и сыгранную так, что к ней нечего больше добавить, так остро, полно, глубоко раскроет она то, что мы видим в себе в моменте «здесь и сейчас».

Таким образом, музыка имеет для людей огромную ценность. Через нее можно формировать установки, вкусы, мнения аудитории. Следовательно, для привлечения внимания к исполнителю важно подключать эмоциональное и рассудочное восприятие, воздействуя на эмоции, ценности, смыслы индивида.


^ Специфика тяжелой музыки как объекта PR.


В рамках современной музыкальной культуры тяжелая музыка выделяется в качестве отдельного важного, но довольно неоднозначного сегмента. Мы предполагаем, что PR в сфере тяжелой музыки имеет место быть, более того, он – естественная и необходимая часть развития данного музыкального направления.

Каковы же особенности тяжелой музыки?

Прежде всего, тяжелая музыка и металл – явления современной жизни, зародившиеся в русле рок-музыки в середине 20 века.

Рок-му́зыка (англ. Rock) — обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с 1950-х годов. Также роком называют своеобразный образ жизни некоторых почитателей рок-музыки, переросший в субкультуру.

Рок-музыка включает разнообразие направлений от танцевального рок-н-ролла до металла, которые отличаются структурой музыки, содержанием песен и т.д. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.

Рок-музыка развивается главным образом в Западной Европе (особенно Великобритании) и США. Однако национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (русский рок) появилась в СССР ещё в конце 1960-х и достигла пика своего развития в 1980-х.

Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. По своей музыкальной структуре рок-музыке присущ однообразный ритм, поддерживаемый исполнителем на электрической бас-гитаре и барабанщиком. Солирующим инструментом является обычно электрогитара.

К концу 1960-х годов на основе британского бита и психоделии окончательно сформировывается новое направление рок-музыки — хард-рок. Основоположниками стиля принято считать три британские группы: Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin, однако отдельные черты хард-рока прослеживаются в творчестве ранее образовавшихся команд, таких как The Who, The Kinks, Yardbirds, The Rolling Stones. Наиболее известными группами хард-рока являтся: AC/DC, Black Sabbath, Led Zeppelin, Nazareth, Uriah Heep.

Основным инструментом хард-рока остаётся, как и прежде, электрогитара, но часто лидируют или совмещаются с гитарами и клавишные. От психоделии хард-рок перенял длинные сольные партии электрогитары. Характерной чертой стиля является увеличившееся значение ритм-секции. Вместе с этим стали широко использоваться риффы — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары — ставшие отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Все это, вместе с возросшей громкостью и особой энергетикой, привело к ощущению «тяжести» звучания музыки.

Металл как музыкальное направление представляет собой экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Для металла характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. distortion — «искривление», «искажение»). Металл имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно «мягких» до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т. п.), отличных по звучанию, смысловому и идейному содержанию, манере исполнения.

За рубежом метал зачастую называют heavy metal («тяжёлый метал»), хотя в среде русскоязычных металлистов этим термином обычно обозначают лишь узкое направление «классического» метала (хэви-метал). Общим наименованием для стилей металла и хард-рока является термин «тяжелая музыка».

Основные направления металла, выделившиеся из общей музыкальной парадигмы в 80-ые годы, таковы.

Хэви-метал (англ. heavy metal, от heavy — «тяжёлый») — одно из направлений металла (имеющее самое "легкое" звучание, по сравнению с другими направлениями). Обычно этим термином называют «классический» металл в том его виде, в котором он был создан в конце 1960-х — начале 1970-х гг. такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest. Однако иногда под хэви-металом понимают металл вообще (это особенно распространено на Западе). В конце 1970-х гг., после угасания изначального хэви-метал-движения, представленного Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest и другими подобными коллективами, в Великобритании началась новая волна британского хэви-метала (англ. New Wave of British Heavy Metal. Характерными представителями этой волны стали Iron Maiden, Saxon и Def Leppard. Некоторые относят к NWOBHM и группу Motörhead, которая стала известной несколько ранее.

Пауэр-метал (англ. power — «мощь», «власть») — в целом уделяет несколько больше внимания мелодии и исполняется на достаточно высокой скорости, как и спид-метал. Границы между этим подстилем и спид-металом достаточно размыты. Часто в пауэр-метале используются фантастические темы, особенно популярны фэнтези-тематики. Из популярных представителей пауэр-метала можно назвать Blind Guardian, Helloween, Stratovarius, Rhapsody, Sonata Arctica.

Трэш-метал (англ. thrash — «молотить») — близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости. Существует американская и немецкая школы трэша, отличающаяся по стилистике — для немецкой характерен менее агрессивный, более изящный и ладный звук, придающий музыке ещё большую жёсткость и выразительность. Типичные представители — американская школа: Metallica, Slayer, Testament, Megadeth; немецкаяKreator, Sodom; Destruction.

Дэт-метал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием бласт-бита. Вокалист чаще всего использует манеру пения, называемую гроулинг. Широко распостранено деление на classic death metal, brutal death metal и techno-death metal. Представители — Death, Morbid Angel, Cannibal Corpse. Поджанр Melodic Death - это дэт с сохранением тематики и брутального вокала, но по технике игры тяготеющий к Speed. Представители - Carcass (позднее творчество), Arch Enemy, In Flames (раннее творчество), Dark Tranquillity, Ablaze My Sorrow.

Дум-метал (англ. doom — «судьба», «гибель») — сравнительно медленный и спокойный подстиль метала, но по тяжести зачастую не уступает дэту. Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия. Иногда, как и в дэт-метале, используется гроулинг. Из представителей можно назвать My Dying Bride, Paradise Lost и Anathema.

Блэк-метал (англ. black — «чёрный») — один из самых обособленных и идеологизированных подстилей метала. Характеризуется очень высокой скоростью исполнения и искажённым, режущим слух звучанием со специально обрезанными низкими частотами, регулярным использованием бласт-бита, что делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия, оккультизм, нацизм, язычество, нигилизм. Вокал зачастую кричащий (скриминг), хотя иногда используется и гроулинг. Традиционные примеры представителей — Mayhem, Darkthrone.

Готик-метал (готический метал; англ. gothic metal или goth metal) — одно из направлений метала. Принадлежит к музыкальному пласту «готической музыки» или же «готик-сцены» (англ. gothіc scene), то есть музыкальным направлениям, популярным в субкультуре готов. Готик-метал возник в первой половине 1990-х годов. По музыкальной структуре этот жанр — интерпретация дарквейва или готик-рока в более «тяжёлом» ключе, с использованием гитарных риффов, которые более присущи металу. Основателями готик-метала считают группу Lacrimosa, альбом которой «Іnferno» (1995 г.) полностью выдержан в соответствующем стиле.

Симфоник-метал — обычно за основу берётся пауэр, то есть сохраняется фэнтезийные сюжеты музыки и скорость гитар, но в симфо используются в большом количестве партии клавишных, что обеспечивает «симфоническое», классическо-торжественное звучание, что и дало название подстилю. Иногда выделяется крайняя степень симфоник-металаоркестал-метал, названная так в связи с тем, что данный стиль не заимствуют лишь некоторые элементы из симфонического оркестра, а сочетает в себе практически полный симфонический оркестр и характерные для метала инструменты. Есть симфоник-пауэр, симфоник-блэк, симфоник-готик метал. Характерные примеры: Therion, Nightwish, Haggard, Hollenthon, Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Emperor, Rhapsody, Epica, Tvangeste.

Фо́лк-ме́тал (англ. folk metal) — одно из направлений метала, вбирающее в себя элементы фолка и этнической музыки. Является более тяжелой формой развития фолк-рока, содержит в себе элементы арт-рока. Близкие к фолк-металу направления — викинг-метал, пэган-метал.

Ню-метал (англ. Nu metal), он же рэп-метал и рэпкор — направление, образовавшееся в результате смешения (в разных пропорциях) рэпа и метала и приобретшее очень большую коммерческую популярность. Наиболее известные группы — Slipknot, Limp Bizkit, KoЯn, Linkin Park, Static X, Orgy, Disturbed, в России — Amatory, Tracktor Bowling, Слот, Психея, 5`diez, Jane Air.

Металкор (англ. Metalcore) — жанр метала, основанный на соединении хардкора и хэви-метала. Хотя жанр популяризировался в новом тысячелетии, это не означает, что он появился в это время. Следует учитывать, что многие группы (например, Integrity) появились еще в 1980-х.

Определить сам звук металкора однозначно не возможно в принципе, так как многие команды смешивают хардкор различных школ и разномастный метал, при этом так же вкрапляя и частицы других жанров, что само собой делает металкор разнообразным для слушателя. Изначально стиль назывался кроссовером, то есть смешением различных по сути жанров воедино. Ближе к XXI веку, само определение кроссовер потеряло свою сущность, зато появилось слово металкор, наиболее отражающее то, что стали играть многие музыкальные коллективы. По сути, современный металкор, это смешение хардкора новой школы и шведского мелодичного дэт-метала, также с заметными вкраплениями трэш-метала у разных групп.


Таким образом, история становления тяжелой музыки накладывает отпечаток на ее содержание и восприятие. Изначально по своей сути это музыка не универсального характера, имеющая специфическое звучание и смысловую наполненность, что своеобразным образом будет форматировать круг ее потребителей.

Следовательно, другая важная особенность тяжелой музыки – это ее слушатели.

Их можно условно разделить на категории.

Первая категория – «профессионалы».

Это лица, профессионально занимающиеся музыкой, музыкальным продюсированием, записью музыки, организацией концертов, а также люди с музыкальным образованием, что позволяет им «изнутри» судить о качестве музыки. Они являются своего рода «включенными наблюдателями», инсайдерами в мире тяжелой музыки.

Вторая категория – «активные приверженцы».

Сюда относятся люди, сознательно и направленно слушающие тяжелую музыку. Сознательное прослушивание означает полное и целенаправленное знакомство с музыкальными направлениями, стилями и группами, интерес к истории стилей и групп, посещение концертов, покупка соответствующей атрибутики. Принадлежащие к данной категории лица, как правило, неплохо разбираются в музыке и способны компетентно судить о ней. Активные приверженцы склонны к общению с единомышленниками на форумах, сайтах, блогах. Большинство относят себя к связанным с музыкой субкультурам, в частности, к металлистам. Это в свою очередь предполагает ведение особенного образа жизни, систему ценностей, взгляды и потребительские предпочтения.

Отметим, что активные приверженцы являются наиболее весомой и многочисленной группой потребителей металла, что позволяет назвать их целевой аудиторией любых PR мероприятий.

Третья категория – «пассивные приверженцы».

В данную группу включаются любители музыки вообще (меломаны) и просто люди, для которых металл является одним из предпочтительных, но не самых активно потребляемых и слушаемых жанров музыки. Эти люди не демонстрируют стопроцентную лояльность направлению, нет вероятности того, что они продолжат слушать металл или будут увеличивать интенсивность прослушивания. Как правило, лица данной категории не принадлежат субкультурам, для них металл – не часть идеологии, а просто приятная для прослушивания музыка. Они с меньшей интенсивностью покупают музыкальную продукцию, атрибутику, реже ходят на концерты и специальные мероприятия, не очень активно общаются на музыкальные темы. Однако среди них могут быть представители смежных субкультур, которые интересуются музыкой «чужой» субкультуры (скажем, панки могут любить металл, равно как и металлисты могут любить панк).

Эта группа – потенциально активные потребители музыки, и их спрос и интерес надо стимулировать, развивать и поддерживать.

Четвертая категория – «широкая публика».

Сюда включаются все прочие категории людей, которые могут слушать или не слушать металл, знать или не знать о нем. Их объединяет нейтральное отношение к данному направлению. Есть вероятность их перемещения в другие категории, но ее нельзя оценивать высоко, потому что нейтральные по отношению к музыке люди, как правило, остаются такими – у них не вырабатывается культуры и привычки активного музыкального потребления.

Пятая категория – «противники».

Люди, не признающие и не любящие тяжелую музыку по разным причинам, от идеологических до эстетических. Среди них могут быть распространены предрассудки о тяжелой музыке и ее любителях, с которыми реально бороться методами PR.

Существенная особенность тяжелой музыки – способность порождать социальные движения и генерировать ценности, что выражается в генезисе так называемых субкультур.

Субкультура (Subculture) - От лат.Sub - под + Cultura - воспитание - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.




оставить комментарий
страница1/2
работы
Дата19.09.2011
Размер0,51 Mb.
ТипАналитические материалы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх