Л. М. Землянова мгу, факультет журналистики, Россия icon

Л. М. Землянова мгу, факультет журналистики, Россия



Смотрите также:
-
Программа курса рассчитана на 30 недель и полностью соответствует «Программе вступительного...
Наседкин Николай Николаевич...
«Телевидение в социальном развитии региона»...
Факультет международной журналистики...
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук...
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук...
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук...
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук...
Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук...
Елена Ярская-Смирнова Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план ...
Особенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма...



скачать
Секция 1. Журналистика США

Координаторы: Проф. Я.Н. Засурский, кфн М.И.Макеенко (МГУ, факультет журналистики, Россия)


1.Л.М. Землянова

МГУ, факультет журналистики, Россия

Медиаэкологическая тема в современной коммуникативистике


Исследования роли информационно-коммуникационных средств связи в сохранении окружающей человека природной среды ведутся сегодня в разных странах многополярного мира – развитых и развивающихся, имеющих теоретическую подготовку и практический опыт эффективного прогнозирования и ликвидации экологических угроз и пытающихся обрести такую подготовку и опыт. В докладе фиксируется внимание на коммуникативистике как науке, изучающей гуманитарные аспекты процессов совершенствования информационно-коммуникационных технологий и вносящих свой приоритетный вклад в понимание воспитательно-просветительской деятельности медиа для социально-культурного прогрессы человечества, для многогранных связей с достижениями в области новейших электронных технологий и их адекватного использования на благо людям.


2. Роб Леви

Сент Луис, США

^ Песня Бинга Кросби «Поделишься мелочью?» как гимн Великой Депрессии


3. А.В. Раскин

МГУ, факультет журналистики, Россия

Коммуникационная стратегия президента США Барака Обамы при решении экологических проблем (на примере преодоления катастрофы в Мексиканском заливе 2010 года)


4. Николай Зыков

Факультет журналистики МГУ, Россия

^ Жанр путевых заметок в рамках новой мультимедийной культуры «Голоса Америки»

Путевые очерки давно присутствуют среди материалов русской службы «Голоса Америки». Но в новом формате они – при переходе к аудиовизуальным средствам Интернета – приобрели привлекательные для пользователей свойства. Возможности визуальной информации позволяют сочетать качества журнальных фотоиллюстраций с печатным текстом, представлять видеоряд с закадровым текстом. Среди недавних тем – путешествие по Йеллоустонскому национальному парку, Калифорнии. Сочетание традиций, современных технических средств и авторского колорита – таковы путевые очерки в своём новом виде.


5. Н.В. Голованова

Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины

^ Оуэн Джонсон и новейшая американская журналистика. Бесплатные новости и естественная тяга знать


За 10 лет тиражи американских газет сократились в среднем на 20 %. Каждый пятый журналист потерял работу, многие издания закрылись. Есть разные модели выживания прессы, в разных странах существуют программы государственной поддержки газет. Но в связи с тем, что производство новостей в целом, независимо от вида СМИ, все больше становится общественным и неприбыльным делом, а спрос на них не уменьшается, американские журналисты активно ищут способы все же производить качественные новости и сохранять качество журналистики. Об этом хорошо знает профессор Школы журналистики университета штата Индиана США Оуэн Джонсон, который в декабре 2009 года выступал на факультете журналистики МГУ, а потом наше общение продолжилось и вылилось в ряд интервью.


6. Светлана Орехова Тиббитс

Академия МНЕПУ, Москва, Россия; Исторический Тиббитс фонд, США

^ Информационная капсула американца, природо- и культуро- пользователя


Налоги и рынок структурируют американского потребителя, развивая вкус в культуре иопределяя его взаимоотношения с природой. Прагматизм вынуждает американцев быть в некоей информационной капсуле, формируемой насущными экономическими потребностями, без передозировки информации. Примером может служить семья Тиббитс (см. каталоги Библиотеки Конгресса, Архива штата Нью Йорк, Ренселье Исторического общества в Трое, шт. Нью Йорк, Исторический Тиббитс Фонд): XVIII в. - художник Вилльям Джон Бэджер; XIX в. - Конгрессмен Джордж Тиббитс, генерал Вилльям Тиббитс; XX в. - Тиббитс кадеты, Вилльям Бэджер Джон Тиббитс ст.,Пентагон; XXI в. - Майкл Льюис, Уолл Стрит, Тиббитс Ньюс Сервис)… Чтобы избежать в 1953 г. налогов семья Тиббитс подарила 883 акров земли, которой владела 150 лет, штату Нью Йорк, и имя Тиббитс украшает название этого леса.


^ Секция 2. Природа в культуре США XIX века

(Концепция природы, ее эволюция от романтизма к натурализму; отражение

натурфилософских идей в литературе и искусстве)

^ Координаторы: дфн Э.Ф.Осипова (СПбГУ, Россия) и дин Т.В. Алентьева (Курский ГУ, Россия)


1. М.А. Филимонова

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, Россия

^ Природное и социальное в образе Америки конца XVIII века

Изначально образ Америки в европейском сознании включает концепты «золотого века», «естественного состояния». Для европейцев, равно как и для американцев конца XVIII в. характерно противопоставление Америки и Европы как воплощений естественного и социального. Если для Америки считаются характерными невинность, простодушие, равенство, то Европе свойственны развращенность и роскошь. Революции конца XVIII в. придают проблеме новое измерение. Американская революция в восприятии современников становится гармоническим продолжением мотивов «золотого века», Французская же воспринимается как смелый и рискованный эксперимент по возвращению «старой», «развращенной» страны к идеалу естественности.


2. А.Л. Савченко

Воронежский государственный университет, Россия

Человек и цивилизация в поэзии Г.У. Лонгфелло


3. Т.Ю. Боровкова

Воронежский государственный университет, Россия

^ Nature is what we know”: Природа в поэзии Эмили Дикинсон


4. А.А. Станкевич

Владимирский государственный гуманитарный университет, Владимир,

Россия

^ Тема природы в поэзии Эмили Дикинсон


В отечественной науке широко распространена точка зрения, согласно которой способы изображения природы в поэзии Эмили Дикинсон определяются влиянием трансцендентализма, объявившего поэзию универсальным способом познания мира, в основе которого – метафизическая концепция природы. Однако, сопрягая разные сферы человеческого опыта, метафорическое «познающее» мышление Дикинсон синтезирует воображение и интеллектуальное усилие в духе европейской барочной поэзии. В зависимости от установки на принцип видимости или медитативность выделяются и характерные стиховые приемы. Но во всех случаях миры людей и природы автономны, что является следствием религиозной направленности поэтической мысли автора. Обращение к изображению природы в поэзии Дикинсон не позволяет говорить о ней как о поэте-романтике и обнаруживает ее родство с европейской религиозной поэзией 17 века.


5. Осипова Э.Ф.

С.Петербургский университет, Россия

^ Образы природы в творчестве М.Фуллер, Г.Торо и Э.По

Книга Торо «Неделя на Конкорде и Мерримаке» (1848), его ранние эссе, книга путевых заметок М.Фуллер «Лето на озерах в 1843 году» (1844), а также пейзажные новеллы Э.По 1840-х годов свидетельствуют о столкновении двух концепций природы – романтической и откровенно «анти-романтической». Если образы природы в произведениях Торо и Фуллер созданы в рамках романтической эстетики, то «ландшафтные» новеллы По свидетельствуют о его отходе от канонов романтизма.


6. М.М.Сиротинская

Институт всеобщей истории РАН,

^ Молодые американцы в городской жанровой живописи США (середина XIX в.)


Анализируется представление в жанровой живописи США середины XIX в.(Г. Инман, Ф. Эдмондз, У. Маунт, Р.К. Вудвилл, Д. Блайт) молодых американцев - детей и подростков на улицах города, в частности продавцов газет, спичек, чистильщиков обуви, молодых людей с газетой. Расширение культурной сферы, представления о том, что должно быть предметом искусства обсуждается на примере анализа данного направления живописи.


7. Марина Переверзева

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Россия

^ Песни настоящих мужчин, или музыка в жизни ковбоев


Ковбойский фольклор сохранил реальный опыт нелегкого пастушеского труда и запечатлел исторические события освоения фронтира. Самобытная и увлекательная, ковбойская песня повествует о жизни покорителей Дикого Запада — небольшая «горстка» которых сделала огромный вклад в музыкальный фольклор Америки. Она была распространена во второй половине XIX века преимущественно в юго-западных штатах. Народная песня звучала вплоть до середины прошлого столетия, послужив основой для стиля кантри и продолжив свое развитие в условиях этой культуры. В выступлении рассматриваются основные жанрово-стилистические черты ковбойской песни конца XIX — начала ХХ века, обусловленные формой ее бытования в среде американских ковбоев.


^ Секция 3. Американская драма

Координатор: дфн М.М.Коренева (ИМЛИ, Россия)


Галина Коваленко

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

^ Цивилизация убивает природу

(«Коза, или Кто такая Сильвия?» Эдварда Олби)


Пьеса (2002) – притча о потерях, которые несет человеку цивилизация, комментарий частной жизни, выводящий на общечеловеческий уровень. Истребление природы ведет к разрушению вечных духовных ценностей. Центральная метафора - одухотворенная любовь мужчины к козе – абсурдна. Она знаменует не скотоложство, но крах супружеской любви, как результат социального давления на природу чувств


В.В. Котлярова

Челябинск, Россия

^ Природа в философско-художественном мышлении Эдварда Олби


Природа в драматическом искусстве Э. Олби обладает не столько земным, сколько космологическим характером. Каждая из его пьес – стремление к расширению художественного хронотопа, создание оригинальных философско-эстетических моделей бытия. В докладе особое внимание сосредоточено на абстрактно-фантасмагорических драмах – «Крошка Алиса» (1964), «Морской пейзаж» (1974), «Человек с тремя руками» (1983), «Три высокие женщины» (1992), «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2001). Полистилистика этих пьес открывает природу драматического искусства Э. Олби как экспериментального современного писателя. Космос его художественного мышления включает обсуждение проблем добра и зла, плоти и духа, жизни и смерти, временного и вечного. Так интеллектуальный театр Э. Олби – феномен искусства будущего.


^ Секция 4. Культура в союзе с природой: мультикультурная перспектива

Координатор дфн А.В. Ващенко (МГУ)


1. Т.В. Алентьева

Курский государственный университет, Россия

^ Стереотипы индейцев в XIX веке и «индейская политика» президента Эндрю Джексона


С начала европейского заселения Северной Америки складываются устойчивые негативные стереотипы восприятия индейцев белыми поселенцами. Европейское представление о «добром дикаре», живущем в гармонии с природой, в американской культурной интерпретации XIX века приняло форму историко-культурного спора о цивилизации и дикости. В дихотомии свой/чужой это было проецированием глубоких этнокультурных и расовых различий между Старым и Новым Светом. Хотя в американской культуре предпринимается попытка создать образ “благородного дикаря” (в произведениях Ф. Купера, Г. Лонгфелло, У.Г. Симмса, в картинах художников «школы Гудзонова залива»), именно негативный стереотип индейца, как существа дикого, необразованного, невежественного язычника, обманчивого, лживого и коварного оказался более востребованным американским обществом. Даже попытки некоторых индейских племен (чероки) принять европейскую цивилизацию: коммерциализированное сельское хозяйство, рабство чернокожих, государственное устройство по типу американской конституции, европейское образование и культуру, христианскую религию не стали для них возможностью вхождения в американское этнокультурное пространство. Именно опора на негативные стереотипы помогла президенту Эндрю Джексону в реализации жестокой политики «выдворения» индейских племен за Миссисипи. Эта политика была лишь одним из этапов экспансии белых поселенцев на Запад, продвижения фронтира, окончательного покорения и истребления индейских племен, захвата их земель, происходящего вплоть до конца XIX века под лозунгом «Manifest destiny».


2. Лииза Стайнбю

Университет Турку, Финляндия

^ Эмпирическое и мифологическое свидание с Природой: «Церемония» Лесли Мармон Силко и «Следы» Луизы Эрдрич


В романах Силко и Эрдрич западный (евро-американский) вариант встречи с природой, как и с другими людьми, противопоставляется взгляду коренных американцев на природу и место человека в ней. В «Церемонии» Силко протагонист ищет в древних мифах и обрядах разрядки напряжению, возникающему как результат западного образа мыслей и действий, но в конечном счете это не помогает ему сохранить свою целостность. В романе «Следы» Эрдрич западный рационально-эмпирический способ мышления изображается как противоречащий и западной религии, т.е. христианству, и мифам и религиозным представлениям коренных американцев. Тем не менее, в обоих романах описание событий как таковых выполняет законы за «нормальной» реалистической репрезентации, что соответствует своременной европейской и американской эмпирико-рациональной картине мира. Мифологические элементы возникают только как часть мировоззрения некоторых персонажей романа и четко отделены от точки зрения повествователя. Несмотря на то, что миф и волшебство являются неотъемлемой тематической областью обоих романов, мир предстает не мифологизированным и волшебным, как в латиноамериканском магическом реализме, но описывается «этнографически», как специфическое мировоззрение, представленное исключительно отдельными индивидами или группами.


3. О.Е. Данчевская

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

^ Концепция души у североамериканских индейцев


Душа – пожалуй, самое важное понятие в любой религии, хотя представления о ней сильно варьируются. Концепция души, принятая у определённого народа, помогает понять его мировоззрение, охватывая сразу несколько культурных пластов. Наибольшее внимание обычно уделяется процессам, происходящим с душой после смерти, однако особенности её прижизненного существования не менее интересны. Именно они и стали центральной темой исследования в настоящей статье на примере различных племён североамериканских индейцев.


4. Ирвин Уайл

Северозападный университет, Эванстон, США

^ Ковбои и кактусы


В докладе будет рассмотрена деятельность общественной организации граждан и политиков по сохранению культуры фронтира The Wilderness Alliance" в штате Нью-Мексико.


5. И.М.Удлер

Челябинский государственный университет, Россия

^ Специфика трактовки и функций природы в афро-американских "невольничьих повествованиях"


 В докладе рассматриваются описания природы в «невольничьих повествованиях» XVIII–XIX вв., их смысл, эволюция и функции. На смену красочности и изобилию африканской природы как символу прекрасной исторической Родины в «невольничьих повествованиях» XIX в. приходит изображение американского леса как реальной опасности для беглеца, как почти непреодолимой преграды на пути к свободе. Авторы «невольничьих повествований» отвергают романтический образ природы как символ свободы и противопоставляют ему пространство города, пробуждающее надежду на свободу. 


6. Елизавета Маслова

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск,

Россия

^ Магия природы в романе Т. Моррисон «Сула»


Доклад посвящен анализу описаний природы и их функции в романе «Сула» (1973). Образ природы в романе неоднозначен. Обращение писательницы к мифологической символике раскрывает мистическую взаимосвязь природы и веры как неотъемлемого элемента афро-американского самосознания.


7. Н.А.Высоцкая

Киевский национальный лингвистический университет, Украина

^ Оппозиция «природа-цивилизация» в романе Т.Моррисон «Жалость»


В докладе анализируются различные текстуальные уровни, на которых оппозиция «природа-цивилизация» функционирует в последнем по времени написания романе Тони Моррисон «Жалость» (2008) (русский перевод – «Иностранная литература», 2009, № 8). Поместив действие романа в Америку последних десятилетий ХVII века, известная писательница тем самым открыла себе путь к созданию романа-притчи о путях становления американской цивилизации. В его смыслообразующих стратегиях существенная роль отведена распространенному в западной культуре Нового Времени противопоставлению природы и цивилизации, обретшему в американском дискурсе оригинальное воплощение. Данный топос реализуется на сюжетном, характерологическом, нарративно-композиционном и стилистическом уровнях текста. При этом категория «природного/естественного» соотносится не только с девственными (с точки зрения европейца) просторами нового континента, но и с образами «примитивных» Других – афро-американки Флоренс («цветущая») и индианки Лины, а также с внутренней «природой» персонажей.


8. Б.В. Пеньков

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия

^ Образовательный дискурс: мультикультурализм


9. Марина Переверзева

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Россия

^ Композитор, который имитировал природу

Джон Кейдж: созерцать и имитировать природу


Для Джона Кейджа источником эстетически-прекрасного в искусстве служила природа. Под влиянием восточной философии и религии, а также идей американских мыслителей и поэтов Кейдж занимал позицию композитора созерцающего, а не действующего. Предназначение искусства Кейдж видел в том, чтобы очищать ум, даруя ему способность воспринимать божественные истины, художник же, по его мнению, должен имитировать природу, используя выработанный ею арсенал средств и методов. Отсюда — принципы ненамеренности, случайности, всеизменчивости, индетерминизма, вариабельности, всеединства, одновременной множественности, взаимопроникновения искусства и жизни, художественному воплощению которых в творчестве Кейджа и посвящен доклад.


10. Ю.В. Стулов

Минский государственный лингвистический университет, Беларусь

^ В поисках дороги к реке Иордан: страдания юного Джордана


В докладе предполагается рассмотреть роман известного афроамериканского писателя и литературоведа Мелвина Диксона “Trouble the Water”, в котором важное место отводится образу реки. Вызывая ассоциации с библейской рекой Иордан, река Пи Ди в романе Диксона приобретает метафорическое значение, соединяя прошлое и настоящее, преодоление себя и очищение.


11. М.К. Бронич

Нижегородский государственный лингвистический университет, Россия

^ Природа и город в творчестве Сола Беллоу


В прозе Беллоу не только доминируют урбанистические мотивы и пейзажи, но постоянно идет скрытая и открытая полемика с руссоистской концепцией природы, как высшего блага и единственно возможной среды обитания человека. Герои Беллоу, как правило, осознают, что жизнь в любых проявлениях – цивилизованная или примитивная – есть сложное взаимодействие порядка и беспорядка и что порядок и беспорядок существуют как два аспекта одного целого. Мысль о том, что естественной средой, где возможно пробуждение души, может быть только «свой» мир, будь то природный или урбанистический, «проигрывается» в каждом романе писателя.


12. Елена Макарова

Владимирский государственный гуманитарный университет, Россия

^ Изображение природы в книге рассказов Ш. Андерсона «Уайнсбург.Огайо»


Художественное пространство книги «Уайнсбург.Огайо» (1919 г.)

организовано вокруг двух образов, архетипических для Среднего Запада. Это маленький провинциальный городок и кукурузные поля, окружающие его. Природа изображается в ярком импрессионистическом стиле по контрасту с серым городом. Мифологизация природы находит свое отражение в образной системе книги рассказов. Герои в момент душевных терзаний вырываются из замкнутого пространства Уайнсбурга к открытым, свободным пространствам полей. «Взрывы» отчаяния провоцируются погодными явлениями (дождь, метель) и происходят на их фоне.


13. С. Белогурова

ФИЯР МГУ, Россия

^ Возврат к природному началу как аксиологическая установка в североамериканской анималистической литературе (на примере творчества Э. Сетона-Томпсона и Ч. Робертса)


Презентация


Яна Сорокина

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

«Цветы и пустыни» Джорджии О` Киф.


Тема природы занимает центральное место в творчестве американской художницы Джорджии О`Киф. В докладе анализируются важнейшие образы и сюжеты живописи «гранд-дамы американского модернизма».


^ Секция 5. Гендерное измерение культуры


Координаторы кфн Л.Г.Михайлова (МГУ, Россия) и дин Н.А.Шведова (ИСКРАН, Россия)


1. Л.Г. Михайлова

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Президентская кампания Виктории Вудхалл 1872 года – подготовка почвы для гендерной революции

Малоизвестный исторический факт баллотирования Виктории Вудхалл в президенты США от Партии равных прав имел огромное значение для укрепления политического самосознания суфражисток США последней четверти XIX века, чья работа, направленная на расширение базы американской демократии, привела к принятию поправки о равном избирательном праве для женщин в 1920 году. В докладе рассматривается платформа Вудхалл и её представление о гендерном равновесии.


2. Л.В. Байбакова

МГУ, исторический факультет, Россия

«Библия» для эмансипированных американок: Роль Э.К. Стэнтон в

формировании феминистской идеологии в США


В докладе речь идет о взглядах Элизабет Кэди Стэнтон, которую в настоящее время называют «матерью феминизма». Будучи одним из лидеров движения за гражданские права, она стала автором многих программных документов феминизма, основные положения которых сохраняют свою актуальность и поныне.


3. Н.А.Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

^ Промежуточные выборы 2010 года в США: гендерный взгляд


2 ноября 2010 г. американцы проголосовали за новый состав Палаты представителей и треть Сената. Избирательной кампании в Конгресс США 2010 были характерны следующие черты: заметная интенсивность, дороговизна, недовольство избирателей нынешними политиками – представителями от обеих партий, существенная включенность женщин-кандидаток, особенно республиканок. (Республиканцы потеряли контроль над обеими палатами Конгресса в результате промежуточных выборов 2006 года). Среди республиканцев-кандидатов достаточно значительное число женщин, которые добивались избрания в Конгресс и на губернаторские посты. Они в центре внимания СМИ. А в центре внимания избирательной кампании – улучшение экономической ситуации.


4. Д.В.Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

^ Изменения в традиционной американской семье на рубеже веков


Среди американцев заключается самое большое число браков по сравнению с другими промышленными странами. За последние 40 лет в этом отношении произошли огромные изменения. Начиная с 1960-х годов, внезапное и стремительное изменение ситуации в США в отношении семьи и детей заставило ученых разных идеологических направлений рассматривать этот факт как важный и глубокий. В настоящий момент существуют несколько точек зрения на дальнейшее развитие института семьи в США. Огромное влияние на изменение традиционного института американской семьи оказал ряд причин: резкое развитие цивилизации, занятость женщин в трудовой деятельности, технологический прогресс, смена гендерных ролей в семье, смена ценностных ориентаций в сторону индивидуализма. В докладе анализируются причины изменений функций и структуры семьи, рассматриваются социальные последствия, разбираются складывающиеся ценностные ориентации в американском обществе.


5. Людмила Тарасенко

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

^ Портрет республиканок в выборах США в 2010 году


В докладе рассматривается участие женщин – представителей Республиканской партии США в прошедших выборах. Рекордное число женщин-республиканок баллотировалось в Сенат и Палату представителей в ноябре 2010 г. Кроме того, женщины республиканки также активно участвовали в губернаторских и других выборах на уровне штатов. Предположительно, увеличению количества баллотирующихся женщин из Республиканской партии способствовала крайне энергичная кампания Сары Пейлин в 2008 году. Несмотря на то, что 2010 год не стал «годом республиканской женщины» в связи с проигрышем большого количества женщин на первичных выборах, можно с утверждением заявлять, что «мамы гризли» подали заявку на участие в политической жизни США в качестве влиятельной политической силы в дальнейшем.


6. Т.Е. Комаровская

Минский государственный педагогический университет, Беларусь

^ Природа в женском романе США (Джейн Смайли, Джейн Гамильтон)


7. Л.Первушина

Минский лингвистический университет, Беларусь

Природа как отражение духовного мира личности в творчестве С. Плат, А. Рич и Э. Джонг


Отражение образов природы в современной литературе, созданной американскими писательницами, позволяет исследовать чувства, эмоции, настроения и стремления людей. Природа в описании автора представляет собой исторически обусловленную связь между внутренним миром личности и ее реакцией на важные события истории. Образы природы, метафоры и символы в художественных произведениях соединяют внутренний мир авторов/героев с реальным миром и отражают степень готовности участия женщин в жизни общества. Повторяющиеся образы природы в произведениях различных авторов дают возможность осмыслить прошлое и понять роль и место женщин в современной жизни.


8. Наталья Денисенкова

Московский государственный университет путей сообщения, Смоленск, Россия

^ Гендерное равенство в высшем образовании в США


В статье освещаются ключевые вопросы гендерного равенства в системе высшего образования, основывающиеся на некоторых противоречиях в принятии политических решений. Последнее десятилетие подтверждает значительный рост значимости образования. Широкий доступ к высшему образованию может являться движущей силой демократизации.


^ Секция 6. Культура – вторая природа: Моделирование перспектив сосуществования в научной фантастике и фэнтези

Координатор кфн Л.Г.Михайлова (МГУ, Россия)


1. Татьяна Гомозова

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

^ Научно-фантастическая культура: дракон, кусающий свой хвост


Основная особенность научно-фантастической культуры в том, что она связана с будущим человечества. Получая в виде НФ-произведений «модели развития» – в которых фантазия автора подкреплена авторитетом научных теорий, – аудитория нередко видит в них не столько художественный вымысел, сколько программу будущего в творческой обработке. В результате, привычными и само собой разумеющимися в сознании людей становятся вещи и явления, которые в действительности еще не существуют: бластеры, андроиды, межзвездные перелеты.

Но поскольку в аудиторию входят и те, кто принимает участие в реальном конструировании будущего (ученые и политики – самый яркий пример), то «художественный сценарий» становится реальностью. И теперь уже научным фантастам приходиться спешить со всех ног, чтобы не отставать от будущего.


2. Л.Г. Михайлова

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Культура освоения Луны: взгляд из США и России в 2010 году (по материалам конкурсов научно-фантастических произведений об освоении Луны)

В ХХ веке люди ступили на Луну, а в ХХI-м приступают к созданию там поселений. Однако, если не создать образа с перспективой развития, колонизация Луны, а затем и планет Солнечной системы, может пойти пройденным уже на Земле путем эксплуатации природных ресурсов, соперничества и нарастания конфликтов. В докладе будут сопоставлены картины космического развития, какими они предстают на материале конкурсов произведений о космосе, проводившихся в апреле 2010: НАСА и российского интернет-конкурса «Звёзды Внеземелья», в судействе которых автору довелоаь принять участие.


3. Анн-Мари Корли

Массачусетский Технологический Институт, США

^ Электронные книги: прыжок в будущее, или просто артефакт?


Электронные книги со страниц фантастических романов ворвались в нашу повседневную жизнь. Как в России, так и в Америке, они давно стали обыденным предметом, используемым и на земле, под землёй или в воздухе: на борту самолёта, в поездах и машинах, даже и дома.

Что они выявляют в человеческой природе? Доказывает ли их использование, что пришёл конец настоящему серьёзному чтению? Сказывается ли электронное чтение на дефиците внимания? Равноценно ли восприятие текста с электронных и бумажных страниц? Так ли важно для нас это чувство настоящей книги в руках? Самым важным вопросом, на который необходимо ответить, это имеем ли мы дело с новым витком развития книжной культуры, как когда-то, когда человечество перешло от глиняных табличек к бумаге, или же электронные устройства для чтения - это просто новый культурный артефакт? Уместно ли вообще называть их «книгами»?


4. Мария Иванова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

^ Природа и цивилизация – непримиримые враги (по публицистике Курта Воннегута)


Философские концепции экологической этики настаивают на том, что современная цивилизация наносит природе непоправимый вред. Американский писатель и гуманист Курт Воннегут не отрицает этого, но вместе с тем считает, что и природа, в свою очередь, враждебна по отношению к человеку. На вырубку лесов, осушение водоемов и захоронение ядерных отходов она отвечает ураганами, наводнениями и неизлечимыми болезнями. Из иллюминатора самолета – или с борта летающего блюдца – Земля кажется Эдемским садом; на самом же деле на ней идет непрерывная борьба между природой и человеком. В статье рассматривается освещение данной темы в публицистике Курта Воннегута, а также способы решения проблемы, которые он предлагает.


5. Е.А.Озерова

Телеканал «Подмосковье», Россия

^ Мера человечности: мутанты в Барраярском цикле Лоис Буджолд


6. Анна Селкина

МГУ, факультет журналистики, Россия

Своеобразие описания подводного мира в повести Кэролин Айвз Гилман «Погружение» (2008)


Действие повести американской писательницы-фантаста Кэролин Айвз Гилман «Погружение» (Arkfall, 2008) происходит на планете, покрытой океаном. За основу построения такого мира Гилман взяла законы биологии. Так, например, сосуществование с природой бок о бок позволило создать средство передвижения - скаф, представляющий собой гигантскую подвижную клетку и основанный на самовоспроизводстве. В работе рассматриваются особенности построения общества и своеобразие жизни в толще вод.


7. Анна Лаврова

МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, Россия

^ Трансчеловек и супергерой (на материале творчества Д. Бродерика)


Дэмиен Бродерик не удивится, если «Звездный путь», «Терминатор» и «Матрица» станут реальностью XXIV века. Для того, чтобы ускорить эру постчеловека, человек, по его убеждению, может стать трансчеловеком уже сегодня, развивая свои физические и умственные способности с помощью технологий. Как человек превратился из обезьяны в человека, так и дальше суждено ему превратиться из человека в постчеловека, - считают трансгуманисты, в том числе и австралийский писатель Дэмиен Бродерик. Опираясь на американского футуролога Элвина Тоффлера, а также американского математика и писателя фантаста Вернора Винджа, который пророчит человечеству начало технологической сингулярности – порога нового качества – в период с 2030 по 2050гг, Дэмиен Бродерик вводит для этого понятия свой термин – «spike». После его достижения человек, трансчеловек превратится в постчеловека. И в своих научно-фантастических произведениях Дамиен Бродерик представляет разные варианты будущего. Возникший в американской культуре супергерой под воздействием технических или биологических изменений обладает сверхъестественными способностями, которые использует для спасения людей от зла. Имея общие внешние признаки, супермен отличается от трансчеловека сверхзадачей – стремиться к тому, чтобы стать постчеловеком, быть разумно и технически усовершенствованным, ведь трансчеловек сам по себе – всего лишь промежуточный этап эволюции.


^ Секция 7. До и после культуры: мотивы природы и апокалипсиса

в американской литературе и кино

 

Координаторы: к.ф.н., доц. И. А. Делазари (СПбГУ, Россия), к.ф.н., доц. М. Ю. Ошуков (Петрозаводский ГУ, Россия),

 

Воображаемая история Америки в художественной литературе и в кино насыщена тематическими линиями, соединяющими временные границы американской цивилизации. «Дикий Запад», «фронтир», «Новый Эдем» с «новым Адамом» и прочие мифологемы, обозначающие начало истории как встречу «девственной» природы и различных вариантов привносимой европейской культуры, подразумевают либо конфликт, либо гармоничное соединение того и другого. Литература США XIX века, от Ирвинга и Купера до Мелвилла и Торо, особенно богата вариациями на эту тему. Пожалуй, не менее привлекательны для американского сознания сюжеты о конце света и постапокалиптические мотивы, осложняемые устойчивым представлением об особом статусе Соединенных Штатов в глобальных исторических процессах. Это представление, распространившееся в ХХ веке, в совокупности с мировыми войнами, «горячими» точками Холодной войны by proxy (Корея, Вьетнам, Афганистан), другими военными операциями США (Персидский залив, Югославия, Ирак) и природными катаклизмами (ураганы, землетрясения и т.п.) позволяет апокалиптической тематике в американской литературе и кино придавать локальному глобальный смысл (конец американской цивилизации и есть конец света), что усугубляется объемами мирового экспорта продукции американской популярной культуры. Такие фильмы, как «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы (1979, по «Сердцу тьмы» Дж. Конрада и «вьетнамскому» сценарию Майкла Херра), «Война миров» С. Спилберга (2005, по радиопостановке О. Уэллса, основанной на романе Г. Уэллса), или романы «о второй мировой войне» (Дж. Хеллер, К. Воннегут, Т. Пинчон, У. Гэсс, В. Т. Волман), о Вьетнаме (М. Херр, Н. Мейлер, Т. О’Брайен, Л. М. Силко), о локальных и глобальных катастрофах (Д. Делилло, К. МакКарти) и т.п., могут дать интереснейший материал для исследования способов художественного осмысления феномена «до» и «после» истории, культуры, цивилизации.

В рамках секции предлагается обсудить проблемы, связанные с противопоставлением Природы и Апокалипсиса в американской культуре. Какой вид имел, и какой приобретает некогда природный ландшафт Америки в условиях воображаемого конца цивилизации? Что представляет собой отношение природы и культуры в интерсубъектных представлениях, воплощаемых в литературе и в кино? Преемственность это или конфликт? Каковы высвечиваемые художественными дискурсами причинно-следственные отношения между тремя временными пластами – прошлым, настоящим и будущим, если время в американской литературе может быть «безголовым» (Ж.-П. Сартр), т.е. не иметь продолжения, а в апокалиптическом смысле «времени больше не будет» вовсе? Какие религиозно-философские концепции наиболее пригодны  для выявления и описания подобных проблем в художественных текстах по-американски? Что говорят по подобным поводам теоретики «пост-» (постколониализм, постмодернизм и проч.), историки идей и представители дискурсов меньшинств?

Приветствуются доклады, посвященные эмпирическим исследованиям конкретных текстов, сравнению литературных текстов с кинотекстами, сопоставлению текстов, разбросанных во времени (например, XVIII и XXI век), исследованию популярной культуры.


1. Ирина Головачёва

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

^ Эволюция, революция, дегенерация как культурные модели в американской апокалиптической прозе


В докладе рассматриваются дискурсивные формы выражения трех обозначившихся еще в XIX веке моделей биологического и социального развития Земли в том виде, в каком они представлены в американской прозе, повествующей о любом из возможных вариантов Апокалипсиса. В качестве моделей выступают поступательное развитие, происходящее согласно законам эволюции, регрессивное развитие (антипрогресс или дегенерация) и революция, т.е. переворот как следствие резкого нарушении равновесия (инопланетное вторжение, техногенная катастрофа, резкое нарушение действия природных законов, приводящее в появлении всевозможных аномалий, включая библейский Армагеддон, «восстание мертвецов» и пр.).


2. Михаил Ошуков

Петрозавдоский государственный университет, Россия – Университет Турку, Финляндия

^ The Patmos of thought”: особенности апокалиптической риторики Р.У.Эмерсона


В докладе рассматриваются особенности реализации мотивов природы и апокалипсиса в эссеистике и поэзии Р.У.Эмерсона. Анализ риторики Эмерсона, в частности - особенностей использования библейской образности, не только позволяет глубже понять трансценденталистскую картину мира и представление художника о своем месте и своей роли в этом мире, но и объясняет некоторые особенности дальнейшего развития мотивов природы и апокалипсиса в американской литературе ХХ века.


3. Ирина Морозова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

^ Эдем и Апокалипсис в  женской прозе Старого Юга


Рецепция социальной и культурной истории Старого Юга белыми южанами во многом базируется на библейской картине пути человечества — от Эдема как изначальной совершенной точки бытия к Апокалипсису, являющимся одновременно концом и началом нового мира. Выход из союза и формирование Конфедерации рассматривались как актуализация библейского пророчества победы Господа над грехами старого мира — старой республики с ее «алчными» и «лицемерными» аболиционистами и янки, которые «виновны в отступничестве от строгих предписаний Господа» (Б. Уайетт-Браун). Писательницы Старого Юга были эффективными пропагандистами этой модели. Их художественная проза и дневники отражают данную особенность восприятия судьбы Юга: Юг как Эдем с тенистыми деревьями, под сенью которых существует счастливое сообщество людей в произведениях 1820-40-х годов и апокалиптические версии формирования и борьбы за новую цивилизацию вне союза в работах 1850-60-х . Изображение южного сообщества в женских произведениях демонстрирует также и известную дихотомию южного сознания, которое всегда балансировало между христианством и античной этикой.


4. Дуглас Робинсон

Линьянский университет, Гонконг

^ Памятоядный Апокалипсис в «Акульих текстах» Стивена Холла: постмодернистский «Моби-Дик»


«Моби-Дик» Мелвилла – классический образец американского романа XIX века, насквозь пронизанный апокалиптической образностью: Ахав – демоническая богоподобная фигура, кит – белый дьявол, «Пекод» – микрокосм, чья гибель в конце романа воплощает идею конца света. Однако, как я писал в своей книге «Американские Апокалипсисы» (1985), сам факт, что Измаил остается жив, дабы рассказать всю историю, настойчиво наводит на мысль о том, что Мелвилл вовсе не предполагает никакого апокалиптического крушения мира, но, напротив, настаивает на счастливом продолжении человеческой истории. В том же образном смысле апокалиптичен и роман Стивена Холла «Акульи тексты» (2007), напичканный отсылками к «Моби-Дику». В своем докладе я продемонстрирую, что «мир», рушащийся в романе, есть не столько микрокосм китобойного судна, построенного по образу и подобию «Пекода», сколько мир «каким запомнился», мир в памяти. Понятие «памятоядного апокалипсиса» в заглавии означает, что в романе Холла рушится не столько сам мир, сколько способность памяти хранить функциональный образ мира. Память является свойством человека, отвечающим за феномен рассказывания. То, как в романе Холла апокалиптический ход разрушает (или, по меньшей мере, радикально преуменьшает) нашу способность рассказывать или понимать историю, и делает его постмодернистской версией апокалипсиса.


5. Юрий Стулов

Минский лингвистический университет, Беларусь

^ Апокалиптическое видение мира в творчестве афроамериканских писателей ХХ века


В докладе предполагается рассмотреть, каким образом апокалиптическое видение мира определило особенности творчества известных афроамериканских писателей Дж. Болдуина, М. Диксона и Р. Кенана. Мир черного гетто, в который замкнуты герои их произведений, противопоставляется миру живой природы, живущей по естественным законам.


6. Ольга Панова

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Две главы «Американской книги мертвых»: Т.Моррисон «Ярко-синие глаза»,

Д.Делилло «Белый шум»


Т.Моррисон и Д.Делилло создают апокалиптический ландашфт американской провинции, сочетая реалистическую конкретику, историзм и социальную критику с метафизикой, притчевостью и фантастикой. В романах исследуется американское бессознательное, его фобии и обсессии, страх смерти и влечение к смерти. Разные декорации и различающиеся сценарии апокалипсиса в гетто, где обитают отверженные, и в благополучном городке, где живет средний класс, позволяет ярче выделить специфически американское видение «конца света» и «жизни-в-смерти»


7. Владимир Прозоров

Карельская государственная педагогическая академия, Петрозаводск, Россия

«Постапокалиптический» роман П. Остера «В стране последних вещей»


Роман Пола Остера «В стране последних вещей» (In the Country of Last Things, 1987) заметно отличается от традиционного постапокалиптического романа или фильма. Акцент в нем не на изображении последствий глобальной катастрофы для человечества, а воздействие экстремальных условий на психику и мораль отдельного человека. Ситуация в романе в романе «В стране последних вещей» до предела заостряет вопрос о самой возможности существования человеческой личности в мире, начисто лишенном порядка и смысла. Особенность («квази-постапокалиптичность») романа заключается и в том, что автор соотносит происходящее в нем не столько с гипотетическим будущим, сколько с исторической реальностью ХХ века. В художественном мире Остера человек обретает себя, лишь найдя абсолютный предел того, что он способен вынести. Переживая личную трагедию, его персонажи одновременно испытывают внутреннюю тягу к служению, которое придала бы осмысленность их существованию. Этот «этический императив» писателя ярко воплощен в романе в первую очередь в образе главной героини. Противостоят тотальному разрушению в романе традиционные гуманистические ценности – любовь, стойкость и надежда, что отличает позицию Остера от постмодернистского мейнстрима с его тотальной иронией и скепсисом.


8. Дарья Дмитриева

РАШ, Российский государственный гуманитарный университет, Москва


^ Америка, которой не было и не будет: апокалипсис и ностальгия в графическом романе «Хранители» Алана Мура и его экранизации


Алан Мур – английский писатель, работающий в США, автор таких графических романов как «V-значит вендетта», «Лига выдающихся джентльменов», «Из ада» и других. «Хранители» - это история о благих намерениях, Армагеддоне и счастливом новом мире, в жертву которому принесены миллионы жизней. Это рефлексия по поводу мировых войн – Второй Мировой и Холодной. Роман и одноименная экранизация «Хранителей» задают два полюса, между которыми пульсирует проблемное поле: страх будущего и тоска по прошлому. Написанный в 1985 году роман передает напряжение Холодной войны, а фильм 2009 года разочарование пост-миллениума. Роман полон напряженного ожидания апокалипсиса. Каждая глава – приближение конца, каждый моральный выбор неверен, каждый персонаж – воплощение ошибки. Фильм, напротив, полон ностальгического переживания, тоски по миру, которого уже нет. Апокалипсис в фильме – это невозможность вернуть прошлое, прекрасную свободную справедливую Америку, которой, оказывается, никогда и не было. Это утопическая проекция в прошлое всех надежд и попытка найти новую мечту. Диалог этих двух произведений дает нам шанс увидеть Америку сразу с двух ракурсов: из прошлого в воображаемое апокалиптического будущее и из нынешнего «будущего» в ностальгическое прошлое. И на стыке мы видим Америку, переживающую кризис своих идеалов.


9. Иван Делазари

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

^ Культурная ностальгия и постапокалиптическая сентиментальность: «Сойди, Моисей» Уильяма Фолкнера и «Дорога» Кормака МакКарти


Роман «Дорога» (2006) принес Кормаку Маккарти Пулитцеровскую премию, голливудовскую экранизацию, место в числе авторов Книжного Клуба и участие в телешоу Опры Уинфри, в интервью которой он упомянул Фолкнера, раскрыв свои почти сыновние чувства к нему. В докладе сравниваются романы «Сойди, Моисей» (1942) У. Фолкнера и «Дорога» К. Маккарти. Мотив «конца света» проявляется в первом как ностальгия культуры по ушедшей/уходящей природе, в последнем – как постапокалиптическая сентиментальность, призванная смягчить потерю и природы, и культуры. Мотивы отцовства, пола, техники и движения, времени и пространства, Бога и человека, региона и универсума в обоих романах демонстрируют специфически американский взгляд на историю. Написанные либо незадолго до Перл Харбора (Фолкнер), либо вскоре после взрывов 9 сентября (Маккарти), два романа не в меньшей степени продукты самой истории, чем общности разделяемых мировоззренческих установок их авторов. Будучи прочитаны рядом друг с другом, «Сойди, Моисей» и «Дорога» чертят вектор времени в виде замкнутой окружности, проходящий по шарообразной поверхности земли: взор Айка Маккаслина, обращенный в прошлое, запросто может встретиться с глазами Мальчика, смотрящего в постапокалиптическое будущее.


^ Секция 8. Взаимовлияние американской и мировой культуры

Координатор кфн Т.Н.Белова (МГУ, Россия)


  1. Г.В. Алексеева

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Россия

"Философия естественной жизни" Генри Торо в творчестве и жизни Толстого


  1. Б. А. Ривчун

Государственная классическая академия, Москва, Россия

^ Взаимное влияние российской и американской музыкальных культур


Музыка – универсальный язык общения между людьми во всём мире. История американской и российской музыкальных культур – это великая связь. Прошлое и настоящее, традиция и современность, классическая музыка, джаз, мюзикл, исполнительское искусство. Рахманинов, Стравинский, Гершвин, Барбер, Бернстайн, Кусевицкий и много других – история взаимного влияния Российской и Американской музыкальных культур.


3. Т.Н. Белова

МГУ, филологический факультет, Россия

^ В.В. Набоков переводчик и комментатор романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: проблема сохранения «зерна» культуры в иноязычной среде


Из статей по теории перевода 40-60-х гг. в американских журналах выросла переводческая концепция В. Набокова, отдающая преимущество не парафрастическому, а буквальному подстрочному переводу, с большой степенью точности передающему ассоциативные и даже синтаксические особенности другого языка, истинное (аутентичное) значение слов оригинала. Благодаря подобному подходу Набокову удалось сохранить в своем труде главное — культурное «зерно» произведения, т.е. саму уникальность пушкинского творения: его многоаспектность и виртуозное совершенство, точность и верность деталям в изображении эпохи 20-х гг. ХIХ в., чему способствовал обширный тысячестраничный комментарий. В дальнейшем качество новых англоязычных переводов уже не опускалось ниже заданной им высокой переводческой планки (Ч. Джонстон, 1977; Дж. Фаллен, 1990; С.Н. Козлов, 1994 и др.), а его труд стал неотъемлемой частью англоязычной пушкинианы.


4. Е. А. Смирнов

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова , Россия

^ Буддистское мироощущение и восприятие природы в творчестве Джека Керуака на примере романа «Бродяги Дхармы».

Увлечение американского бит-писателя Керуака дзэн-буддизмом и восточной философией отразилось на содержании художественных миров автора. Доклад затрагивает основные хронотопы, характерные для «буддистских» романов Керуака, рассматривает особое восприятие природного мира и дорожной гармонии героями писателя, описывает влияние парадигмы дзэна на среду построения философского романа и формирование новых экзистенциалистских идеалов и концептов.


5. Наталья Голованова

Киев-Харьков, Украина

^ От природы человеческой сути к культуре американо-украинских отношений. Путевые заметки-эссе "У любви сиреневая цветь"


Тема «Женщина на войне, женщина в экстремальных условиях» очень популярна среди современных американских журналисток и культурологов. Режисер и продюсер Ноель Деннер, журналистка Джен Шербин и переводчик Александр Этлин в 1996 году создали фильм «Under fire» о советских украинских женщинах-фронтовичках, который оказался для американского зрителя открытием. Впервые в Украине фильм презентован в мае 2010 года. Поездка сопродюсера фильма журналистки Джен Шербин в Украину с целью презентации фильма вылилась в две недели нового ее знакомства с Украиной. Быт беднейших слоев и быт зажиточных украинцев, жизнь женщины в трудных бытовых условиях, небывалые перемены в облике Киева за последние 10 лет, юбилейный Парад победы в украинской столице 9 мая 2010 года, интервью с ветеранами, подробное изучение экспонатов Музея Великой Отечественной войны в Киеве, знакомство с украинскими журналистами, политологами и представителями власти, педагогами, молодежью, посещение регионов и глубинки страны,  — все это легло в основу фотоколлекции Джен Шербин «Украина-2010» и путевых заметок-эссе автора тезисов «У любви сиреневая цветь». Автор делает наблюдения о взаимопроникновении американской, украинской и советской культур.


^ Секция 9. Канада: природа, культура, человек

Координаторы дин В.А.Коленеко и кфн Е.Ф. Овчаренко (МГУ, Россия)


1. Е.В. Исраелян

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

^ Права женщин и детей: позиция Канады


На протяжении многих лет Канада активно выступает в защиту прав человека и продвижение демократических ценностей. Страна принимала активное участие в разработке Всеобщей декларации прав человека в 1947-1948 гг. и Международного пакта о гражданских и политических правах. Высокая активность по защите прав человека отмечается со второй половины 1990-х годов, когда защита прав человека стала, так называемой, «нишей» внешней политики страны. Канада подписала основные международные конвенции по правам человека. Центральное место в этой области занимают вопросы защиты прав женщин и детей.


2. Людмила Немова
Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

^ Канадское здравоохранение в зеркале международных сравнений


В Канаде, как и в большинстве других развитых рыночных стран, действует система обязательного медицинского страхования (ОМС), охватывающего все население. В докладе охарактеризованы особенности, сильные и слабые стороны канадской модели здравоохранения в сравнении с другими странами, включая Россию. Специфика организации и финансирования медицины в Канаде во многом определяется ее политико-государственным устройством как весьма децентрализованной федерации. Ключевое звено национальной системы ОМС – «семейные врачи»; в этом плане канадский опыт весьма ценен для выявления плюсов и минусов такой модели организации медицинской помощи населению. Большой интерес представляют варианты реформ лекарственного обеспечения населения. В целом большинство канадцев позитивно оценивают национальную систему здравоохранения (в особенности в сравнении с американской) и поддерживают базовый принцип доступности качественных медицинских услуг в зависимости от потребностей граждан, а не их доходов. В то же время признается необходимость неотложных реформ в организации и финансировании ОМС. Наиболее важный и спорный аспект предлагаемых преобразований – сдвиги в соотношении государственных и частных начал в различных звеньях здравоохранительной системы.


3. Антон Учаев

Саратовский государственный социально-экономический университет, Россия

^ Взаимодействие федерального центра и провинций Канады в экологическом вопросе


В данном выступлении сквозь призму экологического вопроса рассматривается один из ключевых вопросов канадского общества: взаимодействие федерального центра и провинций. Целью данного исследования является анализ экологической политики Канады: распределения полномочий между Оттавой и провинциальными властями, изучение существующих противоречий и способов их преодоления.


4. В.А. Коленеко

Институт всеобщей истории РАН, Москва, Россия

^ Человек и природа в прозе Чарльза Робертса


Широко известный в Канаде как поэт и писатель-анималист, Чарльз Джордж Дуглас Робертс приобрел всеобщую популярность и среди читателей нашей страны, благодаря многочисленным переводам его знаменитых рассказов о животных. Наряду с Эрнестом Сетон-Томсоном, Джеком Лондоном, Джеймсом Оливером Кервудом он по праву считается одним из основоположников анималистической традиции в мировой художественной литературе. Его творчество, особенно в прозе, почти целиком посвящено реалистическому отображению канадской фауны последней трети XIX – первой трети XX веков, но, в отличие от остальных писателей этого направления в литературе, человек в его творчестве никогда не играл существенной самодостаточной роли, выполняя скорее субсидарную функцию, оттеняющую значение существования мира животных. Те немногие персонажи, которые иногда все же встречаются в его рассказах, отнюдь – не герои и только подтверждают его неприятие антропоцентризма. Человек в его прозе скорее противостоит природе, нежели является ее частью. Дикие животные – герои его рассказов, напротив, вполне самодостаточны, поскольку их инстинкты отнюдь не противоречат миру природы, а, наоборот, естественно, вписываются в него. Отсюда антиномия: “человек versus природа” приобретает вполне реалистичный, а не метафизический характер.


5. В.А. Кожемякина

Институт языкознания РАН, Россия

^ Языковая ситуация Канады по переписи 2006 года


Канада являет собой уникальный пример многовекового противостояния двух мировых языков: французского и английского. Но помимо англофонов и франкофонов в стране проживают представители разных народов и народностей, говорящие на 200 языках. Это и иммигранты, и представители коренного населения страны. Исходя из многонационального состава Канады, её руководство выдвинуло и разработало свою модель построения многокультурного общества. Эта модель предполагает сосуществование многих субкультур и традиций на основе взаимного уважения, взаимодействия и взаимообогащения. Модель мультикультурализма объявлена в Канаде в качестве национальной идеей и построение многокультурного общества является основным направлением государственной политики страны. Канада не только проводит официальную политику мультикультурализма, но и обеспечивает ей соответствующую законодательную и бюджетную поддержку. В 1988 г. был принят Закон Канады о многокультурности, который не имеет аналогов в мире.


6. А.Н. Порох

Волгоградский государственный университет, Россия

^ Российско-канадские инициативы по сохранению устойчивости Арктики


Россия и Канада - давние союзники по многим вопросам международного сотрудничества, и географические соседи по Арктическому бассейну, который и стал причиной недавнего противостояния и взаимного недоверия. Конфликт интересов связан с претензиями относительно территорий, богатых нефтью и газом. С другой стороны, Арктика - это глобальный экологический и стратегический ресурс планеты, это важнейшая составляющая глобальной климатической системы. В результате экологическая роль Арктики вступила в противоречие с ее значением, как кладовой ресурсов. Россия и Канада, как две могучие державы арктического бассейна, должны встать на путь принятия превентивных мер по сохранению устойчивости Арктики. Необходимо разработать единую политику по освоению и охране Арктики, базирующуюся на приоритете экологических подходов.


7. Екатерина Исаева

РГГУ, Москва, Россия

^ Экзотика североамериканского континента в произведениях Ф-Р. де Шатобриана


Выдающийся представитель романтизма и политический деятель Франции Шатобриан, проявляя интерес к экзотизму, свойственный времени, в которое он жил, описал Северную Америку в произведениях «Атала» (1801), «Гений Христианства» (1802),  «Натчезы» (1826), «Путешествие в Северную Америку» (1827), « Исторические этюды » (1831), «Замогильные записки» (1841). В статье анализируется авторская реализация  лингвокультурного концепта «Экзотика земли», существующего во французском сознании XIX века.

 

8. В.Т. Клоков

Саратовский государственный университет, Россия 

^ Американская природа в зеркале канадианизмов французского языка  


В выступлении описывается лингвокультурная модель приспособления франко-канадского сознания и канадского варианта французского языка к отражению американской природной среды. В ней демонстрируются особенности формирования локальной лексики в различные периоды освоения американской действительности франко-канадцами: в доколониальные времена, в эпоху Новой Франции и на современном этапе. Описываются следующие категории региональной лексики: устаревшие слова всеобщего французского языка (архаизмы) и собственно канадианизмы. Среди последних выделяются индианизмы, англицизмы, лексические и семантические неологизмы на собственно французской основе.  


9. Рената Крюкова

Сибайский педагогический колледж, Башкортостан, Россия

^ Освоение севера Канады в начале ХХ века в произведениях Джека Лондона: правда и вымысел


История освоения Канадского севера в начале двадцатого столетия - это история добычи золота и связанная с ней жизнь золотоискателей, составлявших к тому времени большинство населения. И в их числе будущий знаменитый американский писатель Джек Лондон, который 25 июля 1897г. вместе с сотнями других искателей счастья поднялся борт корабля «Уматилла». Он получил опыт, на основе которого написал свои произведения о Канадском Севере.

В статье мы попытались сравнить произведения Джек Лондона с дневниками и воспоминаниями других золотоискателей этого периода с 1896 по 1906 год, чтобы выяснить, что в них является правдой, а что художественным вымыслом.


10. И.Б. Архангельская

Нижегородский коммерческий институт, Россия

^ Проблемы цивилизации, информационных технологий и новых медиа в трудах Артура Крокера


Проблемы влияния информационных технологий и новых медиа на общество, природу и человека, – являются центральными в трудах канадского исследователя, профессора политологии Университета Виктории (The University of Victoria) из Британской Колумбии, директора Тихоокеанского Центра Культуры и Технологии (The Pacific Centre for Technology and Culture) Артура Крокера (Arthur Kroker, р.1945).

А. Крокер, которого некоторые критики называли «самым интересным мыслителем в сфере культуры и технологии Канады после Маршалла Маклюэна и «Марксом XXI века» – достаточно противоречивая личность. В молодости он думал стать священником, но позднее увлекся «левыми» радикальными идеями, популярными у молодежи 60-х гг. Крокер, как Маклюэн, не получил признания в академической среде, но его работы популярны за ее пределами. Стиль письма Крокера можно назвать маклюэнистским: в них отсутствует четкая структура, а доказательная база сочетается с литературностью. Некоторые проекты Крокера, несомненно, являются образцами постмодернистской культуры.

Большую роль Крокер сыграл в развитии социологии медиа, исследуя трансформацию природы человека под влиянием медийных технологий.


11. Е.Ф. Овчаренко

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Канада Роберта Флаэрти


Имя американского режиссёра Роберта Флаэрти хорошо известно в мире кино: его считают основоположником западной кинодокументалистики и называют «Жан-Жаком Руссо кинематографа». Уже его первый фильм «Нанук с Севера» (1922) имел невероятный успех. Сын горного инженера, семья которого долго кочевала по Канаде, Флаэрти и сам в молодые годы путешествовал по северу этой страны - то охотником, то разведчиком недр; там же он снял свой первый фильм, в Канаде собрал и большую часть своей уникальной коллекции прикладного искусства северных народов, которая ныне экспонируется в Музее изящных искусств Торонто (Канада).


12. К.С. Романов

МГУ, факультет иностранных языков и регионоведения, Россия

^ Природа и человек в древней и современной культуре региона Британская Колумбия


Вопросы отношения человека и природы приобрели особую актуальность в современном мире. Во многом это обусловлено экологическими проблемами, с которыми человечество столкнулось в новом веке. В этой связи важно, что отношение человечества к своей среде обитания, окружающему миру, формировалось на протяжении всей истории. Это отношение варьируется в культуре разных народов. История канадского Запада, населенного представителями многих этносов, раскрывает совершенно разные модели общения человека с природой.


13. Илья Соков

Волгоградский государственный университет, Россия

^ Роль аляскинско-канадской магистрали (ALCAN) в ускорении поставок по ленд-лизу в СССР в период Великой Отечественной войны


Автор открывает малоизвестные страницы истории сотрудничества СССР и США во время Великой Отечественной войны, когда американцы оказывали помощь в поставке военной техники и военно-технического оборудования через Аляску. Для этого ими была построена Аляскинско-канадская магистраль, вдоль которой были построены промежуточные аэродромы и протянут нефтепровод, для переработки нефти в авиационный бензин. Таким образом строительство Аляскинско-канадской магистрали сыграло существенную роль в деле выполнения договора о поставках по ленд-лизу.


14. Ольга Федосюк

English Lingua Centre, Москва, Россия

^ Природа как источник канадской идентичности: от Хауэрда О’Хейгана к Дугласу Коупленду


Природа является одним из важнейших компонентов канадской идентичности. Многие англоязычные канадские прозаики ХХ в. обращались к теме природы, противопоставляя ее урбанистической цивилизации и находя в ней те сущности, с которыми они отождествляли Канаду. В своем докладе мы рассмотрим процесс эволюции трактовки природы как источника национальной идентичности Канады начиная с классического романа Хауэрда О’Хейгана «Тей Джон» (1939) и кончая романами 90-х гг. выдающегося современного писателя Дугласа Коупленда.


15. Е.Д. Тимошенко

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Канадский медиаисследователь Жан Шаррон и теории влияния СМИ


В выступлении будет рассмотрен вклад Жана Шаррона в исследования теорий коммуникации и восприятия СМИ, его взгляды на современные эффекты СМИ: работа с источниками, взаимовлияние источников информации и журналистов, модель взаимодействия общества, властных структур и СМИ, проблема манипулирования общественным мнением.


16. Л.Г. Веденина

МГИМО, Россия


^ Мир фауны в лингвокультурном пространстве франкоязычной Канады


Круглый стол Образ России и образ Америки: взаимовлияние

Координатор дфн Я.Н. Засурский (МГУ, факультет журналистики, Россия)


Гретхен Симмз

Венский университет, Австрия

^ Влияние американской культуры на советских людей во время “оттепели”: журнал Америка, американская выставка и советское искусство


А.Л. Баскина

МГУ, факультет журналистики, Россия

^ Культура заботы о здоровье у американцев


Американцы в своем большинстве здоровая нация. Обычно это принято объяснять исторически: государство молодое, сюда переселялись в основном люди нестарые, крепкие, сильные. Однако современные американцы делают и сегодня немало для того, чтобы сохранить высокий потенциал своего здоровья. Для этого создана целая культура сопротивления простудам, болезням, инфекциям. Прежде всего, это закаливание - от младенцев до стариков. Пьют ледяные напитки перед едой, не покрывают голову даже в мороз, при повышении температуры оборачивают больных во влажные простыни. Затем плавание: бассейн есть в каждой школе, клубе, во многих домах и дворах. " Вода- источник жизни" - американцы много пьют. Огромное место в каждой семье занимает спорт - и детей и взрослых. Иммигранты из России удивляются тому, что американцы в среднем значительно реже страдают от гипертонии, сердечных заболеваний, чем русские. Это объясняется культурой питания. Отдельная тема - американские толстяки.


^ Круглый стол 150-летие Чехова

Координатор дфн М.М.Коренева (ИМЛИ, Россия)


Галина Коваленко

Санкт-Петербургская государственная театральная академия. Россия

Чехов и американский театр


Влияние Чехова прослеживается на нескольких уровнях. Его традиции развивают О’Нил, Уильямс, Миллер, Олби, Мэмет, используя подтекст, подводные течения сюжета, паузы, музыкальное структурирование формы и текста. Чехов оказал влияние и на режиссуру и актерское искусство. Однако преобладают формальные параллели, приспособленные к американской модели средней пьесы.


М.П.Тугушева

Москва

Социальный утопизм в творчестве Чехова









Скачать 415,16 Kb.
оставить комментарий
Дата10.09.2011
Размер415,16 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх