Урок-практикум по изучению рассказа Ивана Бунина «чистый понедельник» icon

Урок-практикум по изучению рассказа Ивана Бунина «чистый понедельник»


12 чел. помогло.
Смотрите также:
Разработка урока по рассказу И...
Разработка урока по рассказу И...
Урок практикум по изучению рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»...
Рассказ «Чистый понедельник»...
Урок 44 (105) Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»...
Тема учебного материала...
Урок внеклассного чтения в 5-ом классе. «И ляжет на душу добро…» (По рассказу И. Бунина «Лапти»)...
Конкурс «Вмире звука, цвета и слова» Интерпретация рассказа И. А...
Урок по творчеству И. А. Бунина Тема: «Автор и герой рассказа “ Господин из Сан-Франциско”»...
Рассказу И. А. Бунина «Натали» в 11 классе. Тема: рассказы И. А. Бунина периода эмиграции...
Поэзия Бунина
И. А. Бунина(1870-1953) Рекомендательный список литературы Орел, 2010...



Загрузка...
скачать
УРОК-ПРАКТИКУМ

ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗА ИВАНА БУНИНА

«ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

Чухаревой Ларисы Александровны,

учителя русского языка и литературы МВСОУ «ОСОШ № 35»


Эпиграф:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

И. Бунин

Вопросы и задания к уроку:

1. Символично ли название рассказа?

2. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России и Европы начала XX века встречаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найдите в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) художественные средства.

4. События рассказа протекают в январе-марте. Какие религи­озные праздники упоминаются в тексте?

Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о «Прощёном воскресенье», «Чистом понедельнике».

^ Цели урока: активизировать самостоятельность иссле­довательской деятельности учащихся; показать: а) особенность по­нимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, уг­лубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Беседа. Послеоктябрьское творчество И.А. Бунина.

1. Как принял И.А. Бунин революцию?

2. Отношение к России И.А. Бунина.

3. Темы и мотивы «окаянного» периода.

Материал для беседы. Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»).

Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бу­нина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить од­но другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда - оскорблённая интонация. Отсюда - аристократически - презрительный взгляд на бунтующее «быдло»... (К этому произведению мы обратимся в связи с изучени­ем «Несвоевременных мыслей» М. Горького.)

В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материаль­ного» человеческого существования, о жизни человека как неуклон­ного пути в смерть. Новым же символом красоты становится для него пустынная колючка- роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-х гг.), ибо «он, этот волчец», чудесен: «... унесенный странни­ком за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает рас­пускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное чело­веческое сердце радуется, утешается: нет в мире места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»

Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наважде­ния. На самом деле тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь Арсеньева»).

О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти годы так внимательно читает французского писателя - экзистенциа­листа Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.

Кроме «окаянного периода», был и «нобелевский».

9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюци­онной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым вос­создал в художественной прозе типичный русский характер».

«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе рус­ского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теп­лицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на проща­ние в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.

Свет и был погашен...»

А.Н. Архангельский

В эмигрантском периоде бунинского творчества действитель­но уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» (кур­сив наш. - Л.А.) - без света!

Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.

Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

^ II. Работа с произведением «Тёмные аллеи».

1. Несколько слов о книге.

2. Работа с планом (составленным либо учителем и размно­женным на всех учащихся, либо составленным учащимися дома са­мостоятельно):

3. Композиция, темы и мотивы книги «Тёмные аллеи».

«Я написал лучшую свою книгу».

И.А. Бунин

Композиция: 3 части, 37 рассказов. Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи»- сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Вале­рия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и мн. др.).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем...» («Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень» - маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» - любви и смерти.

8) «Натали» - телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чув­ству.

9) «Чистый понедельник» - лучший рассказ И.А. Бунина. За­гадочный, противоречивый характер героини.

Твой труд переживёт тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет.

^ III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

Слово учителя и беседа по тексту. Если «Тёмные аллеи» - лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» - луч­ший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Об­ращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понима­ние некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

^ Чистый понедельник - первый день великого поста, насту­пающего после разгульной Масленицы.

Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Ве­ликому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими тра­дициями проводов зимы и встречи весны. (Можно посмотреть фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюль­ник».)

^ Великий пост - 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие- христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

^ Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобраз­ная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, гре­ховной жизни - в вечную, духовную.

^ Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только рус­ских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Историче­ский роман В.Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопар­но, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о посторон­нем, - о новой постановке Художественного театра, о новом расска­зе Андреева...»

^ Гуго фон Гофмансталь.

Австрийский символист

Артур Шнинлер. Австрийский Модные авторы

драматург и прозаик, импрес­сионист европейского декаданса

^ Тетмаиер Казимеж. Польский лирик,

автор утончённых эро­тических стихов

Ст. Пшибышевский. Немец­ко-польский

прозаик

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

- Для создания характеров героев автор не использует внут­ренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он ис­пользует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европей­ского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В. Брюсова, ко­торые не интересны ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (са­мого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудало­го» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Мас­леницы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.) Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Ро­гожского кладбища?

- В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внут­ренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Право­славие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознава­лось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

^ Можно ли представить героиню в ситуации «земного сча­стья»?

Как описывает автор свою героиню?

- Портрет, позы, жесты, манера держаться. (Найти в тексте.) Как подчёркивается мотив «восточной» красоты? («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с ма­ленькими тёмными родинками...»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни равносилен...

^ Б. Пастернак

Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он пута­ется, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов про­исходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

^ В чем проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем бо­лее что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

^ Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греч. букваль­но - остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально зву­чащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица...)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской ма­неры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена- это фейерверк различных деталей поэтики.

^ Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа - полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестер уст­ремила взгляд своих тёмных глаз в темноту... Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутст­вие...»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка све­та. Гак и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедель­ник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

^ IV. Заключительное слово учителя.

«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бар­хату» - портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтиче­ский портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя - «лучшего стилиста со­временности» (Горький).

^ V. Домашнее задание.

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Ната­ли»): эмоции, воображение, ассоциации...


Литература


1. Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бу­нина эмигрантского периода. - Л., 1985. - С. 340.

2. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. - М., 1997. - Т. 2. - С. 216-223.

3. Медведева В. «Всякая любовь - великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге Бунина «Темные аллеи» //Литература в школе. - М., 1997. - № 3. - С. 13.

4. Николина М.А. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. - М., 1996. - № 3. - С. 79.

5. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина («Чистый поне­дельник» и «После бала») //Литература в школе. - М., 1998. - № 1. - С. 5-11.





Скачать 105,54 Kb.
оставить комментарий
Дата07.09.2011
Размер105,54 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  8
не очень плохо
  1
средне
  3
хорошо
  11
отлично
  23
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх