Перечень и формы вступительных испытаний icon

Перечень и формы вступительных испытаний



Смотрите также:
Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена по направлению...
Перечень, формы и программы вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры...
Программа вступительных испытаний по обществознанию для лиц...
Программа вступительных испытаний по русскому языку для лиц...
Перечень, формы и программы вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры...
Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа по обществознанию по курсу...
Перечень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и...
Перечень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и...
Программа вступительного испытания магистерская программа «Экономическое образование»...
П еречень и формы проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и...
1. Вступительные испытания по рисунку, живописи, композиции...
Формы проведения вступительных испытаний для лиц...



скачать
«УТВЕРЖДЕНО»

Советом ГОУ СПО
«Калининградский областной

музыкальный колледж

им. С.В. Рахманинова»

«01» февраля 2011 г.


Перечень и формы вступительных испытаний

1. Все вступительные экзамены в Колледже проводятся на русском языке.

2. Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (окончившие 9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным предметам, проводимым Колледжем самостоятельно:

русскому языку как государственному языку Российской Федерации

(письменно, диктант);

литературе (устно).


Программы вступительных испытаний по русскому языку для поступающих на базе основного общего образования соответствуют программам общеобразовательной школы. Колледж может в качестве вступительных испытаний по русскому языку и литературе учитывать соответствующие результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ГИА), освоивших образовательные программы основного общего образования в текущем году.

3. Поступающие на все специальности на базе среднего (полного) общего образования (окончившие 11 классов), а также на базе среднего профессионального или высшего профессионального образования предъявляют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам:

· русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

· литературе

Результаты единого государственного экзамена, признаваемые как результаты вступительных испытаний по русскому языку и литературе не должны быть ниже устанавливаемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в текущем году минимального количества баллов по данным предметам.

4. Для поступающих на все специальности, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г. (окончившие 11 классов), устанавливаются испытания по двум общеобразовательным предметам, проводимым Колледжем самостоятельно:

русскому языку как государственному языку Российской Федерации

(письменно, диктант);

литературе (устно).


Поступающий должен иметь общемузыкальную и профилирующую подготовку, соответствующие полному объёму знаний и навыков, требуемых при окончании музыкальной школы и школы искусств.

Приёмные требования к поступающим в колледж отражают условный образовательный стандарт подготовки выпускников в детских школах искусств (музыкальных школах) региона, позволяющий определить перспективу профессионального обучения абитуриентов.


^ Перечень и формы дополнительных вступительных испытаний

творческой направленности

I. Специальность 073101 «Инструментальное исполнительство»

(по видам инструментов):

1. Специальность: исполнение сольной программы

2. Сольфеджио – письменно (музыкальный диктант) и устно (оценивается общей оценкой).

3. Музыкальная грамота – устно.


Требования для поступающих на отделение «Фортепиано»:

абитуриент должен продемонстрировать на экзамене по специальности:

- эмоциональность и артистизм;

- постижение образа и стиля;

- звуковую культуру;

- владение различными штрихами;

- хорошее владение техническими навыками;

- свободу исполнительского аппарата;

- ритмическую устойчивость;

- стабильное исполнение.

Примерная программа:

Продолжительность выступления 20 минут

1. Полифония (И. Бах – трёхголосные инвенции, ХТК, Французские сюиты).

2. Соната I часть (Й. Гайдн, М. Клементи, Л. Бетховен).

3. 2 этюда, один из них – октавный (М. Мошковский, К. Черни, М. Клементи).

4. Пьеса (Ф. Шуберт «Музыкальные моменты», Ф. Шопен «Экспромты», П. Чайковский цикл «Времена года» и т.д.).


Требования для поступающих на отделение «Струнные инструменты»:

на экзамене по специальности необходимо исполнить:

1. - трёх-четырёх октавную гамму в умеренном движении по 4, 8, 16 нот (legato);

- все виды арпеджио;

- хроматическую гамму по 4, 8 нот (non legato);

- двойные ноты (обязательно – терции, сексты, октавы; по возможности – децимы и фингерзации). Двойные ноты исполняются по 2 и 4 legato на смычок.


2. Два этюда на различные виды техники:

- деташе, мартле, спиккато, стаккато;

- legato, на переходы, трели, двойные ноты, пассажную технику.


При сдаче вступительного экзамена необходимо исполнить программу, ориентированную на уровень профессиональных требований, соответствующих следующим произведениям:


Скрипка

А. Григорян А. Гаммы и арпеджио (для перспективных – сборник А. Маркова);

Р. Крейцер – сб. 42 этюда (ред. А. Ямпольского);

А. Львов – 24 каприса;

Сборник избранных этюдов 5 – 7 кл., выпуск 3;

Ф. Фиорилло – 36 этюдов и каприсов;

Г. Шрадик – Упражнения;

П. Роде – Каприсы;

П. Данкля – Этюды.

Альт

Г. Безруков, К. Ознобинцев – Гаммы и арпеджио;

Г. Безруков – этюды для альта, М. 1987 г.;

Б. Компаньоли – 41 каприс для альта, ор. 22;

Р. Крейцер – Этюды (ред. М. Рейтиха)


Виолончель

Л. Мардеровский – Гаммы и арпеджио;

Ф. Грюцмахер – 24 этюда ор. 38;

Ю. Дотцауэр – Избранные этюды;

С. Ли – Избранные этюды для виолончели;

О. Франком – Этюды для виолончели;

Р. Сапожников – Избранные этюды для виолончели (старшие классы ДМШ) вып. 2.


3. Пьесу моторного характера:

Скрипка

Ф. Креслер – Прелюдия и allegro;

Ф. Рис «Непрерывное движение»;

О. Новачек «Непрерывное движение»;

К. Синдинг Presto;

Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»;

Ф. Шуберт «Пчёлка»;

Д. Поппер «Прялка» (обр. Л. Ауэра);

Фиокко Allegro;

Д. Дакен «Кукушка»

А. Корелли Allegro из сонаты D-dur;


Альт

Н. Бакланова «Непрерывное движение»;

Н. Клерамбо Прелюдия и аllegro (обр. Ознобищева);

Ц. Кюи «Непрерывное движение» (обр. Д. Лепилова);

Ж. Леклер Allegro;

А. Яньшинов «Прялка»


Виолончель

П. Бони Largo и Allegro;

Гольтерман Каприччио;

Гольтерман Этюд-каприс;

Арутюнян Экспромт;

Д. Поппер Гавот;

Айвазян Грузинский танец, Концертный этюд;

К. Давыдов «У фонтана»


4. Части из старинной классической сонаты:


Скрипка

Г. Гендель – Сонаты № 2, 3, 4, 6;

А. Корелли – Сонаты 3 1, 5;

Ф. Верачини – Сонаты № 4, 5, 6;

Ф. Джеминиани – Соната d-moll


Альт

А. Вивальди – Соната g-moll, D-dur;

Г. Эккльс – Соната;

Г. Гендель Соната №3 (переложение М. Рейтиха), Соната №6 (переложение Е. Страхова);

Б. Марчелло – Соната D-dur (переложение Е. Страхова)


Виолончель

Ж.Б. Лейе – Соната g-moll; Allegro

Д. Саммартини Allegro – Соната G-dur;

Д” Эрвелуа – Сюиты A-dur, d-moll


5. Произведения крупной формы

Скрипка

П. Роде – Концерты № 6, 7 (I части);

Л. Шпор – Концерт №2 (I часть);

Ш. Берио – Концерты № 6, 7. 9 (I части);

Р. Крейцер – Концерты № 13, 19;

Д. Виотти – Концерт №22 (I часть);

Д. Кабалевский – Концерт;

Т. Витали – Чакона;

А. Вьетан – Фантазия – appassionata


Альт

А. Корелли «La Folia»;

И. Хандошкин – Концерт (I или II части);

Г. Пёрселл – Сюита (отдельные части);

И.С. Бах – Концерт c-moll (I часть);

Г. Гендель – Концерт h-moll (I часть)


Виолончель

П. Кленгель – Концертино

А. Нэльк – Концертино

А. Ромберг – Концертино (I или II части);

А. Ромберг – Концерт №2;

Г. Монн – Концерт g-moll;

Г. Гольтерман – Концерт №3


Требования для поступающих на отделение «Духовые инструменты»:

На экзамене по специальности абитуриент должен исполнить:

1. Гамму (по выбору абитуриента), максимально охватывая весь диапазон, Т53, Д7 с обращениями.

2. Этюды (два разнохарактерных) на разные виды техники, желательно наизусть.

3. Две разнохарактерных пьесы, или части сонаты, или части концерта.


Примерный репертуарный список для поступающих


Флейта

1. Сонаты: Валентино, Д. Платти, Г. Гендель, Г. Ф. Телеман.

2. Концерты: А. Вивальди (G-dur, D-dur), Рёслер-Розетти, И. Кванц, Ф. Девьен.

3. Пьесы: К. Дебюсси «Маленький пастух», П. Хиндемит «Эхо», В. Цыбин «Рассказ», Г. Фрид «Весна движется», Б. Годар «Канцонетта», А. Дворжак «Юмореска», Ф. Мендельсон «Весенняя песня». Ямпольский «Шутка», В. Моцарт «Менуэт», Ж. Бизе «Менуэт», В. Косенко «Скерцино».


Кларнет

1. Э. Григ «Песня Сольвейг»

2. П. Чайковский «Ноктюрн», «Баркарола», «Осенняя песня».

3. А. Глазунов – Вальс и т.д.


Гобой

1. В. Моцарт - Менуэт

2. А. Корелли – Гавот – Adagio

3. Л. Бетховен – Менуэт

4. К. Вебер – Ария


Фагот

1. И.С. Бах – Ария

2. И.С. Бах – Ш. Гуно – Ариозо

3. Й. Гайдн – Andante

4. С. Рахманинов «Элегия»

5. П. Чайковский – «Ноктюрн» (сборник пьес для фагота в переложении И. Костлана)

Валторна

1. П. Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола».

2. Ф. Шуберт «Серенада»

3. А. Скрябин – Прелюдия

4. В. Моцарт – Концерт №1

Труба

1. З. Фибих «Поэма»

2. В. Щёлоков «Пионерская сюита», Детский концерт

3. М. Раухвергер «Шутка»

4. И.С. Бах – Ш. Гуно – Прелюдия

5. Коган – Концерт


Тромбон

1. П. Чайковский «Осенняя песня»

2. Нестеров – Скерцо

3. И.С. Бах – Ш. Гуно – Прелюдия

4. З. Фибих «Поэма»

5. Д. Фрескобальди – Токката

6. С. Рахманинов «Вокализ»

7. Довид – Концертино


Требования для поступающих на отделение «Народные инструменты»:

Абитуриент должен продемонстрировать владение инструментом, соответствующим уровню требований, предъявляемых выпускнику ДМШ, а именно:

- хорошее владение техническими навыками;

- свобода исполнительского аппарата;

- музыкальность;

- звуковая культура;

- владение различными штрихами и приёмами;

- эмоциональность и артистизм;

- постижение образа и стиля;

- ритмическая устойчивость;

- стабильность исполнения.


На экзамене по специальности абитуриент должен исполнить:

1. Произведение композиторов XVII-XVIII веков.

2. Произведение крупной формы.

3. Обработку народной мелодии или эстрадное произведение.

4. Этюд.


При сдаче вступительного экзамена необходимо исполнить программу, ориентированную на уровень профессиональных требований, соответствующих следующим произведениям:


Примерные программы для поступающих


Баян, аккордеон

1. И.С. Бах – Маленькая органная прелюдия и фуга a-moll

2. А. Репников – Детская сюита

3. В. Мотов «Возле речки, возле моста»

4. К. Черни – Этюд C-dur


1. А. Холминов – Фуга

2. Е. Дербенко – Маленькая сюита

3. Г. Шендеров – «Отдавали молоду»

4. Н. Бургмюллер – Этюд C-dur


1. Мижов – Фуга

2. В. Моцарт – Рондо

3. Ютилла – Французский визит

4. К. Черни – Этюд B-dur


Балалайка

1. Г. Гендель – Allegro

2. А. Шалов – Детская сюита

3. А. Шалов – «Волга-реченька»

4. Ю. Шишаков – Этюд


1. А. Вивальди – Концерт G-dur (I часть)

2. В. Андреев – Полонез №1

3. Б. Трояновский «Наигрыш»

4. Ю. Блинов – Этюд


Гитара

1. В. Козлов «Баллада»

2. А. Иванов-Крамской «На заре ты её не буди»

3. Ж. Пернамбуко – Бразильский танец

4. М. Джулиани «Ручеёк»


1. А. Лоскутов – Экспромт

2. Ф. Карулли – Рондо

3. Д. Кволи – Рэгтайм

4. Накахима – Этюд


Домра

1. Ф. Верачини Largo

2. Ю. Шишаков – Хороводная и шуточная

3. В. Городовская «У зори-то, у зореньки»

4. В. Евдокимов – Этюд


1. Г. Гендель Largetto

2. М. Балакирев Экспромт

3. А. Цыганков «Скоморошьи игры»

4. Ю. Шишаков – Этюд


II. Специальность 073401 «Вокальное искусство»

1. Специальность: исполнение сольной программы.

2. Сольфеджио – устно.

3. Музыкальная грамота – устно.


На отделение «Вокальное искусство» принимаются юноши и девушки с 16 лет, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными: музыкальным слухом, чувством ритма, памятью, имеющие здоровый и сформировавшийся голосовой аппарат, при отсутствии устойчивых речевых дефектов и физических недостатков, мешающих пению, обладающие хорошей сценической внешностью. Все поступающие должны иметь положительное заключение врача-фониатра о состоянии вокального аппарата.

Допускается прием девушек с 15 лет при наличии ярко выраженных вокальных и сценических данных (в обязательном порядке заключение врача-фониатра, расписка родителей (законных представителей)).

Абитуриенты, не имеющие музыкальной подготовки на уровне музыкальной школы, должны пройти предварительное прослушивание у консультирующих педагогов вокального отделения по проверке музыкальных и вокальных данных:

- пение отдельно взятого на фортепиано звука;

- определение ладового наклонения мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;

- точное повторение музыкальной фразы;

- воспроизведение ритмического рисунка сыгранного музыкального отрывка (не более периода);

- исполнение одного или нескольких несложных произведений.


На экзамене по специальности абитуриент должен исполнить:

- одно-два произведения: песню, арию, романс (для сопровождения фортепиано у поступающего должны быть ноты);

- прочитать стихотворение, басню или отрывок из прозы (наизусть).


Рекомендуются к исполнению:

- русские народные песни;

- песни и романсы русских композиторов;

- старинные классические арии и ариетты;

- произведения зарубежных композиторов;

- итальянские и неаполитанские песни.


^ Примерный список произведений:

Русские народные песни:

«Калинушка с малинушкой», «Меж крутых бережков», «По небу, по синему», «Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка».


^ Романсы и песни русских композиторов:

М. Глинка «Ах ты, ночь ли, ноченька»;

А. Варламов «Красный сарафан»;

А. Алябьев «Я вижу образ твой»;

Л. Гурилев «Улетела пташечка», «Домик-крошечка»;

А. Даргомыжский «Мне грустно», «Я Вас любил», «Юноша и дева»;

А. Рубинштейн «Певец».


^ Старинные классические арии и ариетты:

У. Джордано «Caro mio ben»;

Г. Гендель ария Альмиры из оперы «Ринальдо»;

Дж. Каччини «Ариетта»;

В.А. Моцарт ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро».


^ Произведения зарубежных композиторов:

Л. Бетховен «Сурок», «Походная песня»;

Э. Григ «Заход солнца»;

итальянские и неаполитанские песни: Э.Д. Капуа, стихи Капуро «O sole mio»; Ч.А. Биксио «Мама»; Ч.А. Биксио «Torna»; музыка В. Кьяра, стихи А.Дженизе «Bella spagnola»; неаполитанская народная песня «Santa Lucia».


Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений. Право на репетицию экзаменационной программы (сольной или с концертмейстером) имеют только те абитуриенты, которые сдали документы в приемную комиссию.

Вступительные экзамены по каждому разделу проводятся отдельными экзаменационными комиссиями.

Лица, имеющие право на зачисление в средние специальные учебные заведения без вступительных экзаменов, от сдачи экзамена по специальности не освобождаются.


III. Специальность 073502 «Хоровое дирижирование»:

1. Специальность: исполнение сольной программы. Дирижирование.

2. Сольфеджио – письменно (музыкальный диктант) и устно (оценивается общей оценкой).

3. Музыкальная грамота – устно.

4. Фортепиано: исполнение сольной программы.


К сдаче вступительных экзаменов допускаются лица, окончившие ДМШ, ДШИ, хоровую студию и т.д. В порядке исключения к вступительным экзаменам могут быть допущены абитуриенты без музыкальной подготовки после предварительного прослушивания, цель которого – выявление ярких природных музыкальных данных.

На приёмных испытаниях абитуриент должен продемонстрировать

- показ первичных навыков дирижирования на примере 2-х исполняемых разнохарактерных произведений (одно из них – a”capella);

- определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд) и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх.

- точно повторить голосом прослушанную музыкальную фразу;

- воспроизвести ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (в пределах предложения);

- исполнить песню, романс.

- прочитать стихотворение, басню, отрывок из прозы.

- музыкальный этюд (тактирование, определение размера, характера);

Для выявления общего культурного уровня абитуриента, его эрудиции проводится собеседование.


Примерный репертуарный список

a’capella

Русские народные песни: «Вейся, вейся, капустка» (обр. В. Орлова), «Ой, при лужку, при лужку» (обр. А. Александрова), «Белая черёмуха» (обр. А. Свешникова), «Соловьём залётным» (обр. М. Анцева), «Не бушуйте, ветры буйные» (Обр. А. Юрлова), «Лён зеленой» (обр. В. Соколова);

Словацкая народная песня «Гусары» (обр. В. Новака, переложение для хора И. Полтавцева);

Латышская песня «В Риге звон» (обр. Я. Цимце);

Хорватская народная песня «Тамбурица» (обр. С. Паланесы, перевод Т. Якоб);

Неаполитанская народная песня «На лодке» (обр. А. Свешникова, русский текст А. Машистова);

Ц. Кюи, стихи И. Белоусова «Весеннее утро»;

Г. Перселл «Вечерняя песня» (переложение для женского хора В. Попова).


произведения с сопровождением:

А. Гречанинов «Урожай»;

Р. Глиэр, стихи А. Плещеева «Травка зеленеет»;

А. Даргомыжский «Любо нам», хор русалок из оперы «Русалка»;

В. Моцарт «Мы сегодня рано встали», хор из оперы «Свадьба Фигаро»;

Л. Бетховен «Восхваление природы человеком»;

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова «Дарите радость людям»;

Я. Дубравин, стихи В. Суслова «песня о земной красоте»;

С. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой»


IV. Специальность 073403 «Сольное и хоровое народное пение»

1. Специальность: исполнение сольной программы, навыки владения игрой на инструменте.

2. Сольфеджио – письменно (музыкальный диктант) и устно (оценивается общей оценкой).

3. Музыкальная грамота – устно.


К сдаче вступительных экзаменов допускаются лица, окончившие ДМШ, ДШИ, хоровую студию и т.д. К вступительным экзаменам могут быть допущены абитуриенты без музыкальной подготовки после предварительного прослушивания, цель которого – выявление ярких природных музыкальных данных.

На приёмных испытаниях абитуриент должен продемонстрировать следующие навыки:

- определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд) и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх.

- точно повторить голосом прослушанную музыкальную фразу;

- воспроизвести ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (в пределах предложения);

- владение игрой на инструменте;

- прочитать стихотворение, басню, отрывок из прозы.

- исполнить две разнохарактерных народных песни a”capella.

Для выявления общего культурного уровня абитуриента, его эрудиции проводится собеседование.


Примерный репертуарный список


Сб. «Фольклорные традиции Белгородской области» Белгород, 1998:

«Кукушка», «Были да поехали»

Сб. «Задушевные беседы» вып.2 М., 1994: «Ты воспой в саду, соловейка», «Я на горку шла»

Сб. «Русские народные песни» М., 2008: «Ах, Самара-городок», «Весной Волга разольётся», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка», «Из-под дуба», «На горе-то калина», «Ой, да ты, калинушка», «Перевоз Дуня держала», «Посею лебеду»

Сб. «Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области» СПб., 2008: «Что пришло-прикатило», «Как ходила коляда», «Только зорюшка»

Сб. «Традиционная музыка Поозерья» СПб., 1998: «Волюшка да волюшка наша», «Поля вы поля», «На гулянье, на веселье»

Сб. «Репертуар народного певца» вып. 1 -5 М.1987 – 2007.


V. Специальность 073002 «Теория музыки»:

Поступающие должны сдать следующие экзамены по специальности:

1. Сольфеджио (письменно и устно)

2. Музыкальная грамота (письменно и устно)

3. Музыкальная литература (устно)

4. Фортепиано


Оценки по предметам «Сольфеджио» и «Музыкальная грамота» выставляются путём выведения общего балла за письменное и устное задания.

Письменный экзамен по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 8-12 тактов, в размерах 2/4, 3/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности:

- сочетание различных видов мажора и минора;

- внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенционное развитие;

- ритмические группы с шестнадцатыми, различные варианты пунктирного ритма, синкопы, триоли.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 8-10 раз. Время написания 25-30 минут.


Образцы диктантов:






Письменный экзамен по музыкальной грамоте предполагает выполнение следующих заданий:

- построение звукорядов;

- построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением;

- построение хроматической гаммы.


Время написания работы 45 минут. Оценки выставляются за каждое задание с последующим выведением среднего балла.


Пример письменной работы:




  1. Построить звукоряды семиступенных диатонических ладов мажорного (минорного) наклонения от звука вверх.

  2. Построить звукоряд натурального мажора от звука вверх (в пределах октавы), принимая этот звук за каждую ступень лада.

  3. Построить и разрешить характерные интервалы в тональности (мажор или минор).

  4. Построить от звука вверх тритон и разрешить его с энгармонической заменой в 8 тональностей.

  5. Построить от звука вверх все виды трезвучий, а также обращения мажорного и минорного трезвучий.

  6. Построить от звука вверх V7 и его обращения, определить тональности и разрешить.

  7. Построить хроматическую гамму (мажорную или минорную) вверх и вниз.




Устные экзамены по сольфеджио и теории музыки проводятся по билетам.

Устные задания по сольфеджио:

1. Сольфеджирование.

2. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (примерная сложность – А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 79, 81) и двухголосного музыкального примера (И. Способин «Двухголосное сольфеджио» № 19, 21).

3. Слуховой анализ: ступени натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, альтерированные ступени, интервалы вне лада и в ладу, аккорды – трезвучие мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное, септаккорды II, V, VII ступеней с обращениями; аккордовая последовательность из 10-12 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I53 – IV64 – VII7 – V65 – I53 – V64 – I6 – II6 – K64 – V7 – I53


Образец билета

Экзаменационный билет №


1. Пение элементов лада:

- As-dur нат., гарм.

- h-moll – тритоны и характерные интервалы

- Es-dur: I53 – V65 – I53 – IV6 – V7 – I53

- от звука ре цепочкой: б.6 – ч.5 – б.2 – м.3 – Т6 – t53 – Д43

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примера

3. Слуховой анализ


Устные задания по музыкальной грамоте.

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано:

- построение звукорядов, интервалов, аккордов в тональности и от звука;

- определение тональностей первой степени родства;

- анализ фрагмента музыкального текста (определение тональности, элементов музыкальной речи).


Образец билета

Экзаменационный билет №


1. Сыграть от а: все виды диатонических ладов

2. В тональности c-moll построить и разрешить тритоны

3. От as вверх построить и разрешить V7 - V43 - ум. 53

4. b-moll: родственные тональности

5. Анализ музыкального произведения


Экзамен по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе по музыкальной литературе ДМШ.

Билет по музыкальной литературе включает три задания:

1. Жизненный и творческий путь композитора.

2. Разбор музыкального произведения (домашнее задание).

3. Определение на слух фрагментов музыкальных произведений (устная викторина).


На подготовку к ответу отводится 30 минут.

При определении музыки на слух желателен полный и точный ответ.


Образец билета

Экзаменационный билет №


1. Л.В. Бетховен. Характеристика творчества.

2. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

3. Викторина.


Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет творческий «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных факторов его творческой биографии, сведений о стране (композиторской школе), времени, к которому относится творчество композитора, его музыкальном окружении, жанров творчества и конкретных произведений.

^ Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен знать:

- особенности жанра;

- литературный источник, (обобщённое содержание текста (в произведениях с текстом);

- строение произведения в целом;

- драматургию, основные образные сферы;

- средства музыкальной выразительности.

Список музыкальных произведений для подготовки к экзамену по музыкальной литературе:




И.С. Бах

«Хорошо темперированный клавир»




Органные хоральные прелюдии




Токката и фуга для органа d-moll







Й. Гайдн

Соната для фортепиано D-dur




Симфония № 103 Es-dur







В. А. Моцарт

Соната для фортепиано A-dur




Симфония № 40 g-moll




Опера «Свадьба Фигаро»







Л. Бетховен

Соната для фортепиано №8 c-moll «Патетическая»




Симфония № 5 c-moll




Увертюра «Эгмонт»







Ф. Шуберт

Циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи В. Мюллера




Песня «Форель» на стихи К.Ф. Д. Шубарта




Баллада «Лесной царь» на стихи И. Гёте




Симфония №8 h-moll «Неоконченная»







Ф. Шопен

Прелюдии, Этюды, Мазурки, Полонезы







М.И. Глинка

Опера «Иван Сусанин»




Симфоническая фантазия «Камаринская»




Романсы







М.П. Мусоргский

Опера «Борис Годунов»




Фортепианный цикл «Картинки с выставки»







А.П. Бородин

Опера «Князь Игорь»




Симфония № 2 h-moll «Богатырская»







Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Снегурочка»




Симфоническая сюита «Шехерезада»







П.И. Чайковский

Опера «Евгений Онегин»




Симфония № 4 f-moll







С.С. Прокофьев

Балет «Ромео и Джульетта»




Кантата «Александр Невский»




Симфония № 7 cis-moll







Д.Д. Шостакович

Симфония № 7 C-dur «Ленинградская»



VI. Специальность 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам)

1. Специальность: исполнение сольной программы.

2. Сольфеджио – письменно (музыкальный диктант) и устно (оценивается одной оценкой).

3. Музыкальная грамота – устно.

Ударные инструменты

Ксилофон


1. Гаммы до 2-х знаков

2. Пьеса классических композиторов


Виброфон


Одна эстрадная пьеса или джазовый стандарт


Ударная установка


Ритмы: свинг, танго, вальс, твист, буги-вуги, ритмы бита, босса-нова.


Гитара


1. Гаммы до 2-х знаков

2. Три произведения: классическое произведение, или с переложением для электрогитары в сопровождении фортепиано, или произведение из репертуара классической гитары в объёме требований музыкальной школы.

3. Два разнохарактерных эстрадных произведения на электрогитаре.


Бас-гитара


1. Гаммы до 2-х знаков

2. Два разнохарактерный произведения (эстрадное и джазовое)

3. Примеры аккомпанемента в различных стилях: свинг, босса-нова, диско.


Саксофон


1. Гаммы до 3-х знаков

2. Две разнохарактерных пьесы (эстрадное и джазовое)

3. Одна пьеса классического репертуара с аккомпанементом фортепиано.


Эстрадное пение


1. Две разнохарактерных песни, различных по стилю, темпу, характеру исполнения (эстрадного, джазового направления), показательных для диапазона звучания голоса (под фонограмму «минус один» или иной аккомпанемент).

Фортепиано


1. Полифоническое произведение (двух- трёхголосное)

2. Произведение крупной формы

3. Два этюда на разные виды техники

4. Джазовая пьеса

5. Пьеса, подобранная по слуху


VII. Специальность 070210 «Музыкальное звукооператорское мастерство»

1. Специальность (в форме собеседования).

2. Сольфеджио – устно.

3. Музыкальная грамота.


Абитуриент, поступающий на данную специальность, должен:

- знать основные составляющие звуковоспроизводящей аппаратуры, усилительные, акустические системы и принципы их работы;

- знать устройство и принцип работы микрофона;

- владеть персональным компьютером на уровне уверенного пользователя;

- знать основные составляющие компьютера;

- уметь ориентироваться в стилях и направлениях музыки;

- распознавать характерные звуки различных музыкальных инструментов в общей фонограмме.


^ Требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для поступающих на исполнительские отделения

Абитуриенты, поступающие на исполнительские отделения сдают:

1. Экзамен по сольфеджио:

- письменно (одноголосный диктант), кроме специальностей 073401 «Вокальное искусство» и 070210 «Музыкальное звукооператорское мастерство»;

- устно.

2. Экзамен по музыкальной грамоте

- устно.


Уровень требований соответствует программе ДМШ, ДШИ. При сдаче экзаменов абитуриент должен продемонстрировать наличие общих способностей к обучению, проявить качество различных сторон музыкального слуха, быстроту реакции, творческую инициативу.

Устные и письменные экзамены по сольфеджио проводятся в один день. Общая оценка по сольфеджио выставляется на основании двух оценок по письменному и устному экзаменам.


Отделение «Фортепиано»


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 8 – 12 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:






Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 70, 75)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора, определение альтерированных ступеней;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 7-10 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I6 - V43 - I53 - I2 - IV6 - II43 - K64 - V7 - I53


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- A-dur, b-moll гарм.;

- b-moll – тритоны;

- D-dur: I53 - V43 - I53 - VII7 - V65 - I53

2. Чтение с листа: пение одноголосного примера.

3. Слуховой анализ.


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.

Предлагается также выполнить структурный и гармонический анализ музыкального текста.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука cis лады минорного наклонения.

2. F-dur: характерные интервалы.

3. От звука g: t53 - t64 - D2 с разрешением.

4. От звука g: мажорная хроматическая гамма.

5. Для b-moll – родственные тональности.

6. Анализ музыкального произведения.


Отделение «Струнные инструменты»


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 8 – 12 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:







Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 70, 75)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора, определение альтерированных ступеней;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 7-10 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I53 - IV64 - I53 - V65 - I53 - II43 - K64 - V7 - I53


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- fis-moll, As-dur гарм.

- As-dur: тритоны

- h-moll: I53 - I6 - IV53 - V2 - I6

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.

Предлагается также выполнить структурный и гармонический анализ музыкального текста.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука d лады минорного наклонения.

2. As-dur: характерные интервалы.

3. От звука f: t53 - t64 - D2 с разрешением.

4. От звука c мажорная хроматическая гамма.

5. Для e-moll – родственные тональности.

6. Анализ музыкального произведения.


Отделение «Духовые инструменты»

малый минорный, орные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями,

Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 7 – 9 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:







Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 5-7 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I53 - V65 - I53 - IV6 - I53 - K64 - V7 - I53


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- As-dur нат.

- от звука ля цепочкой: б.2 – б.6 – м.6 – м3

- f-moll: I53 - I6 - IV53 - V2 - I6

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука соль минорные звукоряды трёх видов.

2. e-moll: тритоны с разрешением.

3. От звука до: Т64 - t53 - D7 с разрешением.

4. Для G-dur – родственные тональности.

5. Анализ музыкального произведения.


Отделение «Народные инструменты»


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 7 – 9 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:







Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 5-7 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I53 - I6 - IV53 - V2 - I6 - V43 - I53


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- e-moll мелод.

- от звука ми цепочкой: м.7 – б.3 – б.2 – ч.5

- G-dur: I53 - V65 - I53 - V7 - I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука ре минорные звукоряды трёх видов.

2. B-dur: тритоны с разрешением.

3. От звука фа: Т64 - t53 - D7 с разрешением.

4. Для h-moll – родственные тональности.

5. Анализ музыкального произведения.


Специальность «Хоровое дирижирование»:


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 8 – 12 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:







Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 70, 75)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора, определение альтерированных ступеней;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 7-10 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I6- V43 - I53 - IV6 - II43 - K64 - V7 - I53


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- A-dur, b-moll гарм.

- b-moll: тритоны

- D-dur: I53 - V43 - I53 – VII7 – V65 – I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука си-бемоль: лады минорного наклонения.

2. e-moll: характерные интервалы.

3. От си: Т64 - t53 - D7 с разрешением.

4. От звука ля-бемоль мажорная хроматическая гамма.

5. Для D-dur – родственные тональности.

6. Анализ музыкального произведения.


Специальность «Сольное и хоровое народное пение»


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в письменной и устной формах.

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода 8 – 12 тактов, размеры 2/4; 3/4; 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора;

- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и даётся настройка. Диктант проигрывается 7-8 раз в течение 20-25 минут.


^ Образец диктантов:




Устный экзамен:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение 3-х видов мажора и минора;

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды: малый мажорный с обращениями, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- D-dur гарм.

- c-moll: I 6- V43 - I53 – IV64 – I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука ми: минорные звукоряды 3-х видов

2. В тональности F-dur: построить и разрешить 4/I, 6/VII, 3/II, 4/IV

3. От звука ми: t53 - T64 - D7 с разрешением.

4. Для G-dur – родственные тональности.


Специальность «Вокальное искусство»


Вступительные экзамены по сольфеджио и музыкальной грамоте проводятся в устной форме по билетам.

(Для поступающих без начального музыкального образования экзамен по сольфеджио проводится в форме проверки музыкальных данных).

Экзамен по сольфеджио:

Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);


- интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- f-moll мелод.

- от звука фа цепочкой: б.3 – м.2 – ч.4 – б.7

- As-dur: I53 - I6 - V43 - I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука соль минорные звукоряды трёх видов.

2. e-moll: тритоны с разрешением.

3. От звука до: Т64 - t53 - D2 с разрешением.

4. Для C-dur – родственные тональности.

5. Анализ музыкального произведения.


Специальность «Музыкальное искусство эстрады» (по видам)


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в устной форме.


Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада и в ладу;

- аккорды: мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенные и уменьшенные трезвучия, септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшенный, малый с уменьшенной квинтой);

- аккордовая последовательность, включающая 5-7 аккордов (проигрывается 2 раза).

Пример: I53 - I6 - IV53 - V2 - I6 - V43 - I53




  • интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых слуховому анализу;

  • ритмические упражнения: повторение ритмов, включающих синкопы и триоли.




Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- As-dur нат.

- от звука ля цепочкой: б.2 – б.6 – м.3

- f-moll: I53 - VII7- I53 - IV64 - I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука фа-диез минорные звукоряды трёх видов.

2. F-dur: тритоны с разрешением.

3. От звука cоль: t53 - Т6 - - D43 с разрешением.

4. Для Es-dur – родственные тональности.

5. Анализ музыкального произведения.


Специальность «Музыкальное звукооператорское мастерство»


Вступительный экзамен по сольфеджио проводится в устной форме.


Сольфеджирование:

- чтение с листа одноголосного музыкального примера (А. Рубец «Одноголосное сольфеджио» № 60, 61)

^ Слуховой анализ:

- определение звукорядов натурального мажора и минора 3-х видов;

- определение ступеней натурального, гармонического и мелодического мажора и минора;

- определение интервалов вне лада;

- аккорды: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные трезвучия, малый мажорный септаккорд;

ритмические упражнения: повторение ритмов, включающих синкопы и триоли.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. Пение элементов лада:

- D-dur нат.

- от звука ре цепочкой: б.2 – м.3 – ч.5

- D-dur: I53 - IV53 - V 53 - V7 - I53

2. Чтение с листа одноголосного примера

3. Слуховой анализ: трезвучия - мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное, малый мажорный септаккорд.


Вступительный экзамен по музыкальной грамоте проводится в устной форме по билетам. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано.


Образец билета

Экзаменационный билет №

1. От звука соль минорные звукоряды трёх видов.

2. В тональности D-dur построить большие терции.

3. От звука ми: t53 - Т53 - D7 с разрешением.

4. Для F-dur – родственные тональности.


Требования по ФОРТЕПИАНО

для поступающих на отделения «Теория музыки»

и «Хоровое дирижирование»


Абитуриенты должны продемонстрировать техническую оснащённость владения инструментом, понимание стиля, жанра, характера исполняемых произведений.


Поступающие на отделение «Теория музыки» исполняют сольную программу по фортепиано, включающую в себя:

1. Этюд

2. Полифоническое произведение

3. Произведение сонатной формы или вариации

4. Пьесу


Примерный репертуар


Этюды:


С. Геллер. Соч. 125. «24 этюда»

И. Гуммель. Соч. 125 «Этюды»

В. Зиринг. Соч. 26 №1 Октавный этюд, Соч. 27 Октавный этюд

А. Кобылянский. «5 октавных этюдов»

Ф. Лист «Юношеские этюды»

И. Мошелес. Соч. 70 «Этюды»

Н. Раков. Соч. 2 «Этюд e-moll»

К. Черни. Соч. 299, 365, 636, 740 (по выбору)

Р. Щедрин. Этюд a-moll

Г. Шмидт. Соч.3 «Этюды»

А. Эшпай. Этюд e-moll


^ Полифонические произведения


И. С. Бах. Трёхголосные инвенции, Французские сюиты, Английские сюиты, Хорошо темперированный клавир, Партиты (по выбору).

Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги

Д. Шостакович. Прелюдии и фуги

Р. Щедрин. Двухголосная инвенция f-moll


^ Произведения крупной формы


Л. Бетховен. Шесть лёгких вариаций G-dur, Девять вариаций A-dur, Сонаты (по выбору)

Й. Гайдн. Сонаты (по выбору)

М. Глинка. Вариации на тему А. Алябьева «Соловей», «Среди долины ровныя»

М. Клементи. Сонаты соч. 26, 28, 47

В. Моцарт. Сонаты, Вариации (по выбору)

Д. Скарлатти. Сонаты (по выбору)

А. Эшпай. Сонатина d-moll


Пьесы


А. Александров. Соч. 33 «Маленькая сюита»

А. Аренский Прелюдии соч. 53, 58; соч. 25 «Экспромт», соч. 36 «Незабудка»

А. Бабаджанян Картины (по выбору), Экспромт

Л. Бетховен. Соч. 119, соч. 33 «Багатели»

А. Гречанинов Прелюдии, Пьесы

Э. Григ Поэмы, Лирические пьесы

Б. Дварионас Пьесы, Вальсы, Прелюдии

К. Дебюсси «Детский альбом», Пьесы, Прелюдии

В. Косенко «11 этюдов в форме старинных танцев»

Ф. Лист Рапсодии

А. Лядов Мазурки, Багатели, Прелюдии

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

Н. Мясковский «Пожелтевшие страницы»

Г. Пахульский Прелюдии

С. Прокофьев «Сказки старой бабушки», «Мимолётности»

С. Рахманинов Элегия, Мелодия, Этюды-картины, Музыкальные моменты

А. Скрябин Прелюдии, Экспромты

П. Чайковский «Времена года»

А. Хачатурян Поэма

Д. Шостакович Прелюдии, Пьесы

Ф. Шопен Ноктюрны, Прелюдии, Вальсы, Мазурки

Ф. Шуберт Экспромты


Поступающие на отделение «Хоровое дирижирование» исполняют сольную программу по фортепиано:

1. Этюд или Пьесу

2. Полифоническое произведение

3. Произведение сонатной формы или вариации


Примерный репертуар


Этюды


К. Черни Этюды ор. 299

Г. Беренс Этюды ор. 61

А. Кобылянский «5 октавных этюдов»

Т. Лак. Соч. 95 Этюды

А. Лешгорн Этюды ор. 136

А. Лядов. Соч. 37 Этюд F-dur

М. Мошковский. Соч. 91, 72 Этюды


^ Полифонические произведения


И. Бах Двухголосные или Трёхголосные инвенции, Маленькие прелюдии и фуги, Французские сюиты

Г. Гендель Сюиты

М. Глинка Трёхголосные фуги: f-moll, e-moll

Д. Шостакович «24 прелюдии и фуги»

Г. Фрид Инвенции


^ Произведения крупной формы


Й. Гайдн Вариации, Сонаты

В. Моцарт Сонатины, Сонаты

Л. Бетховен Сонатины, Сонаты

М. Клементи Сонатины, Сонаты

Д. Чимароза Сонатины, Сонаты

Д. Скарлатти Сонатины, Сонаты


Пьесы


Р. Глиэр Прелюдии, Эскизы

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»

Э. Григ «Лирические пьесы», «Поэтические картинки»

Р. Шуман «Альбом для юношества»

Д. Кабалевский Прелюдии

А. Лядов Багатели, Прелюдии

Ф. Мендельсон. Соч. 72 Пьесы, Песни без слов

С. Прокофьев «Мимолётности»

Г. Свиридов Пьесы для детей

Дж. Фильд Ноктюрны

С. Слонимский «Колокола»

Б. Дварионас Пьесы, Вальсы

И. Шамо «Картинки русских животных», «Мальчиш-Кибальчиш»


Требования по общеобразовательным предметам для поступающих на все специальности на базе (общего) среднего образования, на базе среднего либо высшего профессионального образования:

^ По русскому языку (письменно, диктант) должны продемонстрировать владение орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами письменной речи.

^ По литературе (устно, тест)

5. Должны показать знания литературных произведений и творчества известных писателей в объеме программы по литературе неполного (общего) среднего образования;

6. Знать героев, сюжет и содержание основных программных произведений;

7. Иметь понятие о литературных родах и жанрах, уметь связать содержание

текста с использованными в нем средствами художественной выразительности;

8. Видеть связи между проблематикой и художественным стилем отдельного произведения и стилем писателя в целом;

9. Определять в общих чертах исторические тенденции развития русской литературы, уметь по фрагменту отнести текст к определенной культурной

эпохе;

10. Владеть навыками литературной речи.

11. Подготовить одно стихотворение наизусть.


Более подробные сведения о требованиях, предъявляемых к уровню знаний на вступительных экзаменах с образцами экзаменационных материалов по предмету «Литература» можно узнать в приемной комиссии Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова.




оставить комментарий
Дата07.09.2011
Размер0,49 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх