Программа курса «История культурологических концепций» icon

Программа курса «История культурологических концепций»



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «История культурологических концепций»...
Программа дисциплины Культурология для студентов II курса факультета мировой экономики и мировой...
Программа дисциплины Культурология для студентов II курса факультета мировой экономики и мировой...
Кафедра истории отечественной философии история русской философии программа курса москва 2008...
Курса
Примерной программы дисциплины «Введение в языкознание» Цель дисциплины...
Программа курса история политических учений специальность «Политология»...
Отечественная история Программа курса...
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700...
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700...
Программа наименование дисциплины: История философии: классическая философия Рекомендуется для...
Программа элективного курса «история искусств»...



скачать
Программа курса

«История культурологических концепций»


Тема 1. Проблема культуры в современных условиях

Современное состояние культуры - исходная предпосылка культурологического исследования. Проблемы культуры в контексте развития страны. Объективные противоречия рыночных преобразований и задачи сохранения культурного потенциала. Отечественные культурные традиции в условиях приобщения цивилизации западноевропейского типа.

Сегодняшние проблемы возвращения культурного наследия. Культурное отчуждение - современные тенденции. Роль и место творца культуры в наши дни. Культурный контекст решения важнейших социально-политических, экономических и экологических проблем.

Демократизация, культура, нация. Многонациональное государство под углом зрения культурологии.

^ Тема 2. Историческое становление теоретического статуса проблемы культуры

Попытки историко-лингвистического анализа возникновения и употребления слова "культура" (Нидерман). Контекст введения в обиход термина "культура" в античности. Культура как возделывание совершенствование, приобретение. Труд Марка Порция Катона "De agricultura" как типичный в понимании культуры. Традиции формирования представлений о культуре: раннеевропейская (древнегреческая "пайдейя" как главное отличие эллинов от варваров) и неевропейская ("жэнь" в Древнем Китае, "дхарма" в Древней Индии).

Зарождение в эпоху позднего Рима иного комплекса значений, основанного на позитивной оценке городского уклада общественной' жизни как провозвестника возникшего позже понятия "цивилизация". Сохранение в этот период основного положительного смысла термина "культура" и его переориентация на закрепление признаков личного совершенства. Место термина "культура" в средневековых представлениях: о мире человека и его предназначении.

Послевозрожденческая специфика социально-политического философского мышления. Возникновение буржуазного общества и первая теоретическая постановка проблемы культуры как средства выделения сферы исторической активности человека.

"Классическая модель культуры" и ее значение для современных исследований.

Гуманизм в качестве исходного принципа классической модели культуры. Осмысление природы и последствий человеческой деятельности в эпоху Возрождения. Индивидуальный тип духовной деятельности как эталон подлинно культурного творчества. Лозунг "человек - творец культуры" и его значение для преодоления религиозного представления о мире. "Открытие" человека как целостного, универсального существа, преодолевающего дуализм природной и божественной субстанций.

Рационализм в качестве исходного принципа классической модели культуры. Творчество как специфическая черта человека, его основание на культе разума. Свобода мышления и собственное понимание мира - основные характеристики индивида. Содержание утверждения "разумность есть человечность". Разумность как способность свободной деятельности.

Историзм как принцип классической модели культуры. Несоответствие идеала человека провозглашенного мыслителями Нового времени, и облика современника. Фиксация противоречия между социальным и культурным бытием индивида в капиталистическом обществе. Постановка проблемы культуры в буржуазном сознании как необходимости преодоления этого противоречия средствами интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. "Естественные человек" и проблема исторического развития человека и его мира. Историзм и метафизика в классической модели культуры. Понимание культуры как исторически подвижной границы между человеком и природой. Идеалистический способ понимания истории - основа домарксистских теорий культуры. Объективные и субъективные причины.

Особенности интерпретации исходных принципов классической модели культуры в ее натуралистической (Ф.М.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, П.А.Гольбах, И.Г.Гордер) трактовке. Продолжение гордеровской традиции двоякого толкования культуры в немецком романтизме (Ф.Шиллер, А. и Ф.Шлегели, поздний Ф.Шеллинг) и закладывание тем самым основ для традиций сравнительно-исторического ее исследования. (В.Гумбольдт и школа компаративной лингвистики) и понимания как антропологической проблемы.

Трактовка классической модели культуры в немецкой классической философии. Предание ей характера общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации. Поиски в связи с этим областей подлинно культурного существования и развития человека в сфере духа как морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского (Г.Гегель) сознания.

^ Тема 3. Постановка проблемы культуры в марксистской философии

Традиции классической модели культуры и диалектико-материалистические принципы их переосмысления в рамках философской концепции марксизма.


Принцип материализма


Многоуровневость культуры как предмета теоретического исследования. "Неприродность" как ее первая, абстрактная характеристика. Специфика предмета культуры. Вещественные свойства предмета и его культурные характеристики. Предметность культуры как целостности неприродных объектов, имеющих субъектный источник происхождения. Решение этой проблемы натурализмом и идеализмом в ходе обоснования возможности научной теории культуры.

Диалектико-материалистическое понимание объективности культуры. Культура как общественный способ существования веши. Ценностный характер культуры, противоположность марксизма и неокантианства.

Проблемы восприятия и исследования ценностного характера культуры. Человеческий смысл предмета культуры и его природные свойства. Постижение “культурного смысла" как общественная потребность. Историческое многообразие "культурных смыслов" - следствие развития человека и изменения его отношения к миру. Логика перехода от предметной формы культуры к человеку как ее субъекту и продукту.


Принцип деятельности


Общественный характер деятельности - основа ее связи с культурой. Общественные характер труда как особый характер соединения труда с предпосылками. Совместный труд. Объективные и субъективные предпосылки труда, соединение с ними как механизм возникновения общественного содержания и формы труда. Труд как источник вещественного богатства и богатства человеческого (формирования человека во всем многообразии связей и общественных отношении). Общественно-производительная сила труда в качестве источника культуры.

Культурная ценность как воплощение общественного отношения. Отражение характера общественных связей на процессе творчества культуры. Марксов анализ природы стоимости и логика исследования культурной ценности.

Абстрактный и конкретный труд в условиях капиталистического способа производства. Проблема всеобщего труда как качественной характеристики общественного труда, фиксирующей способность создания общественной связи через производство конкретного продукта. Всеобщий труд как источник культуры. Предметы культуры - воплощение не любой социальной связи индивидов, а той, что неотделима от их исторически развитой индивидуальности. Предметное богатство культуры как возможность существования личности, самопроизводства, саморазвития человека. Проблема целостности и всесторонности человека в рамках исторически конкретной культуры.


Принцип историзма


Традиционность задачи сопоставления различных исторических форм культуры. Специфика и общность конкретно-исторических форм культуры. Проблема исторического содержания культуры.

Дискуссия о соотношении "оценочной" и "описательной" функций понятия культуры. Критерий культурности. Аргументы критиков "аксиологизма". Оценочный смысл понятия культуры и идеал человека. Критика субъективизма и требования объективности в исследовании истории культуры. Несостоятельность буржуазной культурной антропологии и задачи исследования конкретно-исторического многообразия культуры.

Материалистическое понимание истории как основа постановки и разрешения проблемы культуры в марксизме. Историзм как поиск действительного основания для изучения особенных форм культуры. Методологические трудности при формулировании понятия «культура» как исторического, диалектика общего и особенного. Формально-логический путь решения проблемы, его тупики. Метод конкретно-исторического анализа. Всеобщее как абстрактный признак любой особенной формы и как результат развития культуры, конкретно-всеобщее. Всеобщее содержание категории культуры - продукт определенных исторических условий. Методология Марксова анализа возникновения подобного рода категорий на примере труда.

Универсальность человеческого существования. Отчужденная форма ее проявления при капитализме в виде исторически развитых производительных сил и производственных отношений. Теоретический анализ этой формы как первая по времени предпосылка для определения содержания понятия «культура» в качестве общеисторического.

^ Тема 4. Проблема, культуры в XX веке

Кризис классического европейского рационализма и попытки поиска иных оснований постановки и решения проблемы культуры в XX веке. Культурология как стиль философствования. Констатация разрыва социального и культурного циклов /Н.Лобкович, Х.Перельман./ Разнообразие подходов при осмыслении противоречивого социокультурного опыта современности.

Многообразие постановки проблемы универсального содержания культуры исходя из: универсальности структур сознания /Э.Гуссерль/, псиобиологичеcкого единства человечества /К.Юнг/, ее осевой изначальности, по отношению к которой все ее разновидности - только шифры /К.Ясперс/.

Критика эволюционистских представлений о культуре. Неокантианские представления о культуре как специфической системе ценностей и идей различающихся по их роли в жизни и организации общества того иди иного типа /Г.Риккерт, В.Дильтей, И.Вебер/ Теория культурных кругов /Л.Фробениус, В.Гребнер/. Пересмотр просветительской теории линейного прогресса с позиций философии жизни. Концепция локальных цивилизаций /О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Н.Данилевский, Н.Страхов, К.Леонтьев./

Доведение критики культуры до ее полного отрицания выдвижение идеи природной антикультурности человека и самой культуры как средства его подавления и порабощения /Ф.Ницше/.

Проблема культуры в неокантианстве. В.Виндельбанд и Г.Риккерт об идиографическом методе как методе наук о культуре. Э.Кассирер.

"Философия культуры" в Германии в первой половине XX века /А.Вебер, Т.Литт, Э.Шпрангер, Г.Фрайер/. Введение термина "философия культуры" А.Мюллером. Человек и человечность как центральная проблема в связи о судьбой культуры в рамках XX века. Тезис А.Вебера о "душевно-духовной" сущности человека. Положение Э.Шпрангера о философии культуры как неогуманизме.

Культура - сверхиндивидуальное образование духовной жизни и ее роль - придание истории духовного смысла. Термин «созвездие культур» как образ неповторимости исторических достижений культуры. Вопрос о соотношении культуры и общества в свете теории М.Вебера о структуре исторического бытия и взаимодействия его трех сфер. Феномены культуры как символа неповторимых сверх целесообразных форм выражения души любого исторического тела. Второстепенность цивилизации по сравнению с культурой и роль в этом рационалистического мышления.

Проблема кризиса культуры. Тезис Э.Шпрангера "воля к культуре". А.Вебер о необходимости совершенствования "этико-эстетической" формы познания мира как пути преодоления кризиса.

Теологические концепции культуры. П.Тиллих о теономной культуре и возможностях ее реализации в истории. Русская религиозная философия о культуре. Противопоставление воли к жизни и воли к культуре Н.Бердяевым. Его тезис о «роковой диалектике культуры». Представление о четырех этапах исторической судьбы человечества.

Постановка проблемы культуры в рамках антропологии и этнографии. Э.Тайлор - родоначальник культурной антропологии. Попытка определения культуры путем перечисления ее конкретных элементов. Д.Боас о методе детального изучения обычаев языка и других характеристик жизни примитивных обществ. А.Кребер -переход от изучения культурных обычаев к понятию культурного образца. Совокупность образцов как система культуры А.Гелен.

Структурная антропология о культуре /Э.Сепир, К.Леви-Стросс/.

Роль культуры как универсального языка при передачи социального наследия от поколения к поколению. Социологика Р.Барта. Культурологическая концепция Ж.Лакана: бессознательное как язык. Проблема культуры в контексте тезиса М.Фуко «человек умирает - остаются структуры».

Функциональные теории культуры /социальная антропология/.

В.Малиновский, А.Радклиф-Браун о культуре как органическом целом анализируемом по составляющим его институтам. Критика этой теории Т.Парсонсом и Р.Мертоном. Культура как органическая часть социальной системы, определяющая степень ее упорядоченности.

Феноменологический анализ проблем культуры. Теоретичеокий путь Э.Гуссерля от осознания кризиса европейских наук к утверждению необходимости удержать целостный человеческий смысл как единое основание культуры. М.Дюфрен о непрерывной культурной революции.

Экзистенциализм и проблема культуры. Теоретический путь Ж.Сартра от констатации воображения как глубинного определения человека к утверждению конкретной универсальности человеческой культуры. Выдвижение А.Камю категории абсурдного человека как средства перехода к пониманию проблем современной жизни и культуры. Бунт в качестве главного измерения человеческой реальности. Онтология познания и культуры М.Хайдегера. Идеи "осевого времени" и коммуникации как основные в теории культуры К.Ясперса.

Философия жизни как философия культуры в работах Г.Зиммеля. В.Дильтей о герменевтике как способе понимания культуры. Идея жизненного порыва в осмыслении культуры А.Бергсоном.


Философия культур Х.Ортеги и Гассета.


Игровая концепция культуры. Роль в ее становлении шиллеровского классического идеала искусства. Г.Гессе, Т.Манн, Й.Хейзинга о культуре как «свободной и честной игре». Развитие исходной дихотомии культуры как игры в работах Э.Финка и Р.Кайюа.

Психоаналитические концепции культуры З.Фрейд о культуре как механизме социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов. К.Юнг. Неофрейдизм /Г.Рохейм, К.Хорни, Х.Салливан/ о культуре как знаковом закреплении непосредственных психических переживаний.

Постструктурализм. Попытка решить апории и преодолеть парадоксы, возникшие при осмыслении человека и культуры с помощью языковых структур. Преодоление строгих границ предмета классической структуралистской методологии, переход к историко-культурному контексту, прохождение аисторизма, провозглашение задачи открытого чтения текстов. Эволюция методологических основ исследования культуры. Замена структуралистского субъекта как точки пересечения речевых практик на коллективное «Я». Попытка при этом сохранить человеческое, жертвуя индивидуальным. Акценты в этом анализе на: текстовую реальность /Ж.Деррида/, политическую реальность / Ж.Делёз/. Желание как нередуцируемая реальность, источник неструктурного в структурах. Многообразие поиска конкретных случаев деформации принципа структурности.

М.Фуко периода "генеалогии власти". Лишение знания объективности, представление о нем как средоточии социальных и политических сил, стратегий власти, побуждений и принуждений. Термин "человек вожделеющий".

Ж.Деррида. Критика логоцентризма в понимании человека и культуры. Обнаружение за - культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Необходимость преодоления рационалистического представления о бытии как присутствии. Поиск архиписьма как источника всех дискурсивных различий в культуре. Означивание в контексте культуры как непредсказуемое событие. Методология деконструкции - выход на "размыкание" структуры, в контекст. Текст как воплощение принципа гетерономности, поиск грамм.

Разработка постструктуралистских проблем Ж.Делёзом (тезис о роли произвольной единичности в человеческом мире), Ж.Бодрийяром (теория исторического развития способа обозначения, её развитие в ходе анализа социальной истории человечества как истории вытеснения смерти), Ж.-Ф.Лиотаром (раскрытие властных импульсов европейской культуры через анализ нарративной природы знания).

Изжитости философской и в целом жизненной парадигмы века Просвещения. Завершение эпохи рационализма, окончание рационалистически понимаемого прогресса.

Постмодернизм кал комплекс разноплановых философских систем, обращающихся к ситуации "конца Истории", «конца Культуры» /Р.Барт, Ж.Делез, Ж.Бодрийяр, М.Бляншо/. Работа Ж.-Ф.Лиотара «Ситуация постмодернизма». Тезис о грядущем растворении культуры и цивилизации в посткультурных пространствах, автора - в дискурсе, текста - в анонимном бормотании /М.Фуко/. Идея сплошной деиерархизации : невозможность монистического взгляда на мир плюральность истины, радикальная вероятность мира неразличимость субъекта и объекта, слияние Культуры с Природой , обращение к докультурным , досознательным, иррациональным элементам, интерес к проблеме смерти.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Дискуссия: Роль культуры при решении проблем современности

(2 часа)

Примерные темы для обсуждения:

1. Практика сегодняшних социально-экономических преобразовании и проблема культуры.

2. Судьба гуманистических ценностей культуры в современных условиях.

3. Культурные проблемы многонационального Государства.

4. Культура в контексте экологической проблематики.


Л и т е р а т у р а


Гаспаров М.Л. Дороги культуры // Вопросы философии .-1992.-№3

Белый А. Пути культуры // Вопроси философии. - 1990. -№ II.

Гусев В.И. Достоинство культуры // Вопросы философии. -

1987. - № 9.

Гуманистические ценности современной культуры. -М.,1988.

Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. - М., 1988.

Нихитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. - 1991. - № 8.

Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Контекст... 1990. - М., 1990.

Давыдов Ю.Н. Две бездны - два лица России // Вопросы философии. - 1991. - № 8.

Артановский С.Н. Многонациональное государство с точки зрения культурологии //Философские науки. - 1990. -№ 8.

Федотова В.Г. Демократия, культура, нация // Философские науки. - 1990. - № 8.

Малахов В.А. Нация в поле культуры (Приглашение к дискуссии) // Философская и социологическая мысль. - 1991. - № 8.

Орлов В.Н., Карпухин О.И. Культура и отчуждение // Социологические исследования. - 1990. -№ 8.

Кормер B.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. - 1989. - № 3.

Мамардашвили М.К. Мысль в культуре //Философские науки. -1989.-№ II.

Яковлев Е.Г. Художник в современном мире // Философские науки. - 1991. - № 5.

Куценко В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. - 1991. - № 12.

Диденко В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры // Философские науки. - 1389. - № 5.

Неизвестный 3. Катакомбная культура и власть // Вопроса Философии. - 1991. – №10.

Скрутон Р. Катакомбы закрываются // Вопросы философии. -1991. - № 10.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986.

Коган Л.Н., Ханова О.В. Культура в условиях НТР. - Саратов, 1987.

Баев И.В. Экологическая проблема в контексте диалога культур // Марксистская концепция человека и природы. - Владимир, 1988.

При подготовке к дискуссии предлагается кроме рекомендованных источников использовать последующие по времени, имеющие отношение к данной проблематике, в том числе и публицистические материалы периодической печати.

Занятие 2. Классическая постановка теоретической проблемы культуры

(6 часов)

Вопросы:

1. Новое время: социальный и теоретико-философский контекст становления проблемы культуры.

2. Просветительские концепции культуры.

3. Проблемы культура в немецкой классической философии.

Л и т е р а т у р а

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С.95-97, 100-101, 127-138, 224-227, 230-234, 430-434.

Кант И. Рецензия на книгу И.Гердера "Идеи к философии истории человечества // Сочинения. Том 6. - М., 1966.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Там же.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Трактаты и письма. - М., 1980.

Гегель Г. Философия духа // Соч. Том Ш. - С.323-334.

Гегель Г. Феноменология духа // Там жe. Том 17. -С.214-220.

Межуев В.М. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. -М., 1977. - С.20-59.

Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. - М., 1984. - С.9-44.

Темы сообщений:

1.Понятие "цивилизация" в системе взглядов французского Просвещения (Ф.М Вольтер, Ж-Ж.Руссо, П.А.Гольбах).

2. Понятие "культура" в системе взглядов немецкого Просвещения (И.-Т.Гердер).

3. Концепция культуры в философии истории И.Канта.

4. Культурологическое учение Г.Гегеля.

Л и т е р а т у р а

Карабанов Н.В. Проблемы развития социальных понятий. -М., 1985. - С.67-84.

Горфункель А.Х. Философия эпохи .Возрождения. -М., 1980.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М., 1987. - С.10-26.

Волгин В.П. Развитие общественное мысли во Франции в ХУШ веке. - М., 1988. - С.3-8, 111-137.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХУШ века. -М., 1973.

Гирко Л.В. Культура как "образ мира" в философии немецкого Просвещения // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР. 1991. -М., 1991. - С.35-46.

Гулыга А. Проблемы культуры в философии истории Г.Гердера. - М. - 1958.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

Батищев Г.С. Культура, природа и псевдоприродные феномены в историческом процессе // Проблемы теории культуры. -М., 1977.

Занятие 3. Основные принципы постановки проблемыкультуры в марксистской философии

(4часа)

Вопросы:

1. Принцип материализма. Диалектика объективности (материальности) культуры и ее ценностного характера.

2. Принцип деятельности. Методологические ориентиры поиска сущностнои основы культуры.

3. Принцип историзма. Длалектико-материалистические требования к содержанию понятия "культура" как историческому.

Л и т е р а т у р а

Маркс К. Нищета философии. Глава 2, § I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4.

Маркс К. К критике политическое экономии. Предисловие // Там же. - Т.13. - С.5-9.

Маркс К. Письмо к П.В.Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там жe. - Т.27.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. - Т.3. -С.16-35.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Главы 1,2 // Там же. - Т.4.

Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизме // Полн.собр.соч. - Т.23.

Ленин В.И. Карл Маркс // Там же. - Т.26.

Ленин В.И. Философские тетради // Там же. - Т.29. -.С.316-322.

Ленин В.И. О культуре. - М., 1985. С.21-38.

Межуев В.М. Культура и история. - М., 1377. - С.60-103.

Межуев В.М. Теория культуры в историческом материализме. - М., 1983.

Проблемы философии культуры. - М., 1384. - С.45-80.

Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1373. - С.71-106.

Режабек Е.Я. Проблема культуры в марксовой концепции общественно-исторического развития // Известия СИНц ВШ. Общественные науки. - 1976. - № 3.

Ойзерман Т.И. Проблема культуры в философии марксизма // Вопросы философии. - 1983. - № 7.

Темы сообщений:

1. Предметные и сущностные характеристики культуры.

2. Марксов анализ товара и методология ценностного исследовании культуры.

3. Всеобщий и абстрактный труд в формировании культуры.

4. Абстрактно-всеобщее конкретно-всеобщее в форматировании исторического содержания понятия "культура".

5. Понятия "труд" и "культура" в исследовании исторического становления человека.

Л и т е р а т у р а

Горбунов В.В. Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры (Дооктябрьский период). - М., 1980. - С.5-20.

Горбунов В.В. Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры (Советский период). - М., 1985. - С.8-16.

Карабанов Н.В. Проблемы развития социальных понятий. -М., 1385. - С.11-23.

Категории и понятия марксистско-ленинской теории культуры. - М., 1Э85.

Круглова Л.К. Актуальные проблемы теории культуры // Философские науки. – I986. - № 5.

Каган И.О. К вопросу о понимании культуры //Философские науки. - 1989. - №9.

Клёнов Л.А. К проблеме сущностных противоречий культуры //Философские науки. - 1986. - № 3.

Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990.

Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления //Философские науки. - 1991. -№ 6.


Занятие 4 Основные теоретические школы в отечественных исследованиях культуры.

(4часа)

Темы сообщений:

1. Три основных этапа развития исследований культуры в отечественное теоретической литературе.

2. Причины и направления развития многообразия аспектов, уровней, подходов в исследовании культуры.

3. Единство исходных принципов исследования культуры как основа становления целостного знания о ней.

Л и т е р а т у р а

Копылова Р.Д. Критерий культуры // Искусство и социокультурный контекст. - Л., 1986.

Иванова Е.Л. Соотношение фундаментальных и прикладных аспектов научной деятельности в культурологии // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. -М., 1989.

Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого. Тезисы научно-практического семинара. Часть 1. - Пермь, 1981.

Соколов Э.В. Культура и личность. - Л., 1972. (С. 18-40, 92-99, 159-169).

Культура, творчество, человек. - М., 1970.

Лотман Ю.М. Феномен культуры // Учен.зап. Тартус.ун-та. -1978. - Вып. 463. - Труды по знаковым системам. - № 10.

Францев Г.П. Культура // Философская энциклопедия. Т.3.-М., 1965.

Ярошевский Т. Культура и ценности // Вопросы философии. -1984. - №12.

Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. - 1983. - № 2.

Пасмор Дж. Культурные универсалии //Философские науки. 1990. - № II.


Занятие 5. Судьба рационализма в ХХ веке и проблема культуры в философии жизни


/6 часов/

Вопросы:

1.Основные черты кризиса культуры в XX веке.

2.Понятие прафеномена.

3.Культура как целостный организм.

4.Невозмжность всечеловеческой истории культуры.

3.Метод проникновения в культуру.

Л и т е р а т у р а

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном миpe. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. - М., 1972.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века// Вопросы философии. - 1991. - № 6.

Андреева И.О., Кант И.С.и зарубежная западная культура // Философия и история культуры. - М. - 1985.

Проблема культуры в современной философии. - М. - 1974.

Муравьев Ю.А. Культурологизм как методологическая тенденция в современной западной философии //Философские науки. 1988. -№ I.

Свасьян К.А. Шпенглер 0., Хейзинга И.: две концепции кризиса культуры // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н.Данилевского, О.Шпенглера, П.Сорокина) //Философские науки. - 1990. - № 7.

Губман Б.Л. Новые правые" и католическая философия:

диалог о судьбах культуры //Философские науки. - 1990. -№ 3.

Шпенглер 0. Закат Европы. Том 1.-М.,1993

Шпенглер 0. Закат Европы. Том П. Фрагменты // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991, — С.23— 68.

Шпенглер 0. Пессимизм ли это? // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР. 1991. - М., 1991.

Аверинцев С. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР. 1991. - М., 1991. "

Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.

Диалог историков: Переписка А.Тойнби и Н.Конрада // Конрад Н.И. Избранные труды. История.-М., 1974.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа - СПб., 1889.

Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. - М., 1885. -Том 1.

Риккерт Г.-Философия жизни.-Пг., 1922,


Занятие 6. Проблема судьбы культуры в экзистенциализма

(6 часов)

Вопросы:

1. Воображение - глубинное определение человека как творца культуры. Понятие неантизации /Сартр/.

2. Универсалистская концепция культуры /Сартр/.

3. Категории абсурда и бунта как средства постижения проблем современной культуры /Камю/.

4. Онтология культуры К.Ясперса.


Л и т е р а т у р а


Сартр Ж.-П. Стена. М.,1991.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто /Фрагменты/. Ростов н/Д принт 1997

Камю А. Миф о Сизифе. Бинтующий человек. Минск1997

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.,1963.

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.,1990.

Занятие 7. Проблема культуры в структурализме

(6 часов)

Вопросы:

1.Методологические проблемы анализа ментальной жизни туземных племен/Леви-Брюль/. Понятие структуры.

2.Понятие бинарной оппозиции /Леви-Стросс/.

3.Понятие бриколяжа /Леви-Стросс/.

4.Переход к структуралистскому анализу культуры XX века/Бapт/.

5.Сущность перехода к постотруктурализму /на примере Фуко/.

6.Методологические проблемы постструктурализма /на примере деконструкции Деррида/.

Л и т е р а т у р а


Французская философия сегодня. М.,1989.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. M.,I985.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М.,1977

Бapт P. S/Х M.,1994.

Деррида Ж. Шпоры Ницше // Философские науки.1991,№2,3.

Деррида Ж. Письмо японскому другу //Вопросы философии. - 1992.№ 4. Деррида Ж. О грамматологии. Ростов н/Д. Фрагменты. Принт. 1997. Мамардашвили М. Мысль преграждаемая. Роль французской культуры //Вопросы философии –1992.,№ 4.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

При необходимости на самостоятельное изучение могут быть отнесены следующие вопросы, указанные в программе с соответствующей литературой, рекомендуемой для прочтения:

Постановка проблемы культуры в рациовитализме. Феноменологические концепции культуры.

Игровая концепция культуры.

В курсе предусмотрен контроль усвоения материала при самостоятельном изучении по вопросам программы и планов семинарских занятий.

^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Постановка, проблемы культурного как искусственного в античности: physis и nomos

  2. Мифологический тип рефлексии на культуру.

  3. Религиозаый тип рефлексии на культуру.

  4. Библейские представления о культуре и человеке.

  5. Новое время: социальный и теоретико-философский контекст становления теоретической проблемы культуры.

  6. Понятие "цивилизация" в системе взглядов французского Просвещения.

  7. Понятие "культура" в системе взглядов немецкого Просвещения.

  8. Концепция культуры в философии истории И.Канта.

  9. Культурологическое учение Г.Гегеля.

  10. Принцип материализма в марксистской постановке проблемы культуры и традиции ее классической модели.

  11. Принцип деятельности в марксистской постановке проблемы культуры.

  12. Принцип историзма в марксистской постановке проблемы культуры.

  13. Судьба рационализма в ХХ веке и проблема культуры.

  14. Постановка проблемы культуры в философии жизни: Ницше.

  15. Постановка проблемы культуры в философии жизни: работа О.Шпенглера «Закат Европы».

  16. Постановка проблемы культуры в философии рациовитализма Хосе Ортеги и Гассета: работы «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства».

  17. Проблема судьбы культуры в экзистенциализме: Сартр , работа «Бытие и ничто».

  18. Проблема судьбы культуры в экзистенциализме:Камю – работы «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек».

  19. Феноменологические концепции культуры: Гуссерль и Хайдеггер. Работа Хайдеггера «Бытие и время».

  20. Постановка проблемы культуры в структурализме: Леви – Стросс.Работа «Структурная антропология».

  21. Постановка проблемы культуры в структурализме:Ролан Барт.

  22. Постановка проблемы культуры в структурализме: Фуко Работа «Слова и вещи».

  23. Постановка проблемы культуры в постструктурализме: Жак Деррида. Работа «О грамматологии».

  24. Постановка проблемы судьбы культуры в постмодернизме: Жан Франсуа Лиотар.Работа « Постсовременное состояние».

  25. Игровая концепция культуры: Хейзинга. Работа «Homo ludens».

  26. Деятельностные концепции культуры в отечественной философской мысли: Э.С. Маркарян, В.М.Межуев

  27. Ценностные концепции культуры в отечественной философской мысли: Н.Чавчавадзе

  28. Структуралистские концепции культуры в отечественной философской мысли: Ю.Лотман, А.Гуревич.

  29. Диалогическая концепция культуры в отечественной философской мысли: М.Бахтин.




Скачать 235,04 Kb.
оставить комментарий
Дата07.09.2011
Размер235,04 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх