Из опыта работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов icon

Из опыта работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х...
Методические рекомендации по подготовке выпускников 9-х классов к Государственной итоговой...
2003 г. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку для выпускников Х i ( XII )...
16 февраля 2011 г в школе №29 состоялся семинар учителей русского языка и литературы Подготовка...
План. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в новой форме...
План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой ) аттестации выпускников 9...
Директор школы О. С...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по русскому языку...
Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку для уч-ся 9 классов...
План мероприятий по подготовке к проведению егэ...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4...



Загрузка...
скачать
Из опыта работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов

Жестерева Н.Б.,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии № 19, победитель конкурса лучших учителей,

проводимого в рамках реализации ПНПО


В 2005-2006 учебном году МОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой участвовала в федеральном эксперименте по итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Об эксперименте мы узнали в начале учебного года и решили принять в нем участие, так как наше ОУ – инновационное, класс – с углубленным изучением русского языка (4 часа в неделю). Вначале речь шла о ЕГЭ, опыт подготовки к которому мы уже имели. Но называть эту форму аттестации ЕГЭ неверно.

В эксперименте принимали участие учащиеся 9а лингво-правового класса.

Казалось, принципиально ничего нового: изложение, сочинение, тесты. Но критерии оценивания очень четкие и строгие, приближенные к критериям оценивания части С на ЕГЭ в 11 классе.

В первую очередь дети были ознакомлены с критериями оценивания работы и демовариантом.

Стоит отметить, что трудностей с написанием изложения практически не возникало, потому что этот навык был сформирован на достаточно высоком уровне. Однако вызывало затруднение абзацное членение текста, и необходимо было учить детей выделять микротемы.

Кроме того, необходим был более глубокий анализ стилистики текста, чтобы увидеть его речевые особенности. Потом мы находили языковые средства уже в сочинениях детей, в том числе и выразительные. И дети делали открытия: оказываются, они могут писать почти как Пушкин.

Необходимо было это и для решения предложенных тестов. Вот на этом этапе пригодилась памятка, которая была создана для 11-классников в свете подготовки к ЕГЭ. В памятке перечислены тропы и фигуры, их роль в тексте. Данную памятку получил каждый ребенок. Обращались мы к ней почти на каждом уроке, и это принесло свои результаты.

Тестовые задания (их 4) не вызывали трудностей, однако необходимо было объяснить детям, что нужно быть более внимательным к заданию 1, потому что это поможет написать сочинение верно. На данном этапе интересной и полезной оказалась работа по составлению тестов к предложенным текстам. Дети предлагали свои варианты заданий.

Необходимо было научить учащихся пользоваться словарями, извлекать из них полезную информацию, потому что на экзамене можно пользоваться разными видами лингвистических словарей. Особой популярностью пользовались словарь трудностей русского языка, словарь синонимов, словарь эпитетов.

Наиболее сложным оказалось научить детей писать сочинение согласно заданным параметрам, отраженным в критериях оценивания. Текст написан, а баллов – 0.

Дети, которые учатся в этом классе, отличаются самостоятельностью суждений, оригинальным подходом к решению творческих задач, поэтому сначала они писали все что угодно, только не то, что от них требовалось, и не могли понять, почему не принимается полет их мысли и самостоятельность суждений.


Поэтому был проведен серьезный анализ спецификации экзаменационной работы, рассмотрены критерии, оценивающие содержание творческой части.

Ребятам было предложено писать сочинение по следующей схеме:

  • Вступление

  • Тезис (основная мысль, которая объединяет прочитанный и прослушанный тексты)

  • Доказательства, аргументация

  • Свое мнение

  • Вывод

И вновь пригодилась памятка, в которой предложены клише для создания сочинения. В ходе подготовки к экзамену убедилась, что клише необходимы в том случае, если времени для подготовки мало. К счастью, сильные учащиеся клише «перерастают» и создают свои, а слабым – это большое подспорье.

Все работы, которые мы писали, оценивались сначала самим автором, потом – одноклассником, затем учителем (для этого в тетради чертилась таблица с критериями). Часто оценки (количество баллов) не совпадали, потому что дети завышали баллы и себе, и другим. Трудности вызывало обнаружение в работе одноклассника орфографических и пунктуационных ошибок.

В дальнейшем, конечно, оценка становилась более адекватной.

Очень часто практиковала групповою форму работы, когда одна группа должна была предложить свои варианты вступления к указанному тексту, вторая – тезис, третья – доказательства и т.д. На этом этапе надо было писать сочинения самой, предлагать свои варианты, которые оценивались детьми. Это была трудная работа.

Нами была проведена и репетиция этого экзамена. Главные трудности – преодоление психологического барьера, «потеря вдохновения» (как это называют дети) и неумение верно распределить время, отведенное на выполнение работы.

Первую проблему решали с помощью психолога, вторую и третью – частыми тренировками.

Вот несколько работ учащихся, к которым хотелось бы обратиться.


^ В гостях хорошо, а дома лучше.

Почему, увидев табличку «берёза обыкновенная» среди мудрёных названий растений и само стройное деревце, мы начинаем смотреть на него новыми глазами и оценивать по-новому? Почему, находясь в садах Версаля, вспоминаешь «крошечный городок Спас - Клепики» и начинает ныть сердце?

И Паустовский, и Солоухин пришли к одному выводу: чем ярче чужое, тем ближе своё. Очень часто мы уезжаем в разные страны, чтобы полюбоваться красотами южной природы, полежать на песке… Но русская душа – это русская душа! Через некоторое время захочется вернуться домой, на Родину. Лечь «на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву». Наша природа живая, душевная. «Чего – чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!» Надо уметь видеть и ценить красоту родной природы.

«Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику». Таково мнение Солоухина. Я с ним полностью согласна. Каждый день мы видим одни и те же деревья, кусты. Конечно же, мы привыкли. Но это только снаружи. В глубине души мы любим и ценим родную природу, её красоту. И никакая экзотика этого не заменит. В гостях хорошо, а дома лучше. Да и вообще «спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».

(Заркуа В.)


«Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение - это не только большой вклад человека в общество». А чем же являются для нас хорошие манеры? Именно на этот вопрос и Акимов, и Сухомлинский пытаются ответить в своих текстах. В конце концов, они приходят к одному и тому же выводу. Хорошие манеры являются проявлением внутренней культуры человека и доброго, «любезного отношения» к окружающим тебя людям. Такова главная мысль, объединяющая оба текста. Почему авторы выбрали именно эту фразу? «Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа». А ведь достаточно просто по-дружески относиться к другим людям, ведь «любезное отношение к окружающим не вызывает никаких расходов, не изнуряет трудом». Да и добиться чего-то без любви к другим просто невозможно.

Я понимаю то, что пытаются донести до нас авторы текстов. Не согласиться с ними я просто не могу. С детства нас учат говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста». Мы делали, как нам велели родители, и всё-таки понимали, что другим это тоже приятно. К сожалению, сегодня, когда так не нова проблема внутренней культуры людей, проблема нормальных взаимоотношений, люди научились говорить нужные слова в нужный момент, позабыв их истинные значения. Мы потеряли сердечную чуткость, умение отвечать на добро движениями своей души.

Хочется надеяться, что внутренняя культура лишь спрятана глубоко под слоями трудной работы и других очень важных дел. А «достать» ей оттуда – пустяк. Ведь без хороших манер наше общество так и осталось бы на первобытном уровне, а без дружеского отношения к другим мы бы, наверное, вымерли.

(Заркуа В.)


^ Знаете ли вы, что такое хорошие манеры? Уверена, вы не раз встречались с этим понятием. Именно хорошие манеры являются основой человеческого общения.

На мой взгляд, совсем непросто быть вежливым, уметь даже в самой трудной ситуации оставаться человеком. Очень часто мы забываем сказать друг другу «здравствуйте», не считаем нужным проявить внимание к почти незнакомым людям. А жаль! По-моему, не уважая других, мы не уважаем себя, заставляем представлять нас такими, какими мы не являемся, складывать о нас дурное мнение.

По мнению Н.Акимова, «хорошие манеры - необходимый атрибут человека, проявление его внутренней деликатности и культуры». Почему? Да потому что, хорошо и с уважением общаясь с окружающими людьми, мы получаем ответную любовь и понимание, которых нам порой начинает не хватать.

Мне близка позиция В.Сухомлинского: «быть равнодушным - значит потерять способность к чувствованию рядом с тобой человека», а потерять уважение - значит потерять самого себя!..

Мы не должны допустить этого. Ведь являемся людьми. И, несмотря на хорошие, дурные манеры, существующие, несомненно, в каждом из нас, мы будем проявлять понимание и уважение ко всем, кто нас окружает. Тогда нам будет нетрудно стоять на земле, подавая руку помощи тем, кто в этом нуждается.

(Терещенко Д.)


Трудно представить, что бы было, если бы мы жили в обществе без приличий и манер, без сочувствия и сострадания, без благодарности и взаимоуважения. Хаос. Вечная тьма в душе и в целом мире. Ведь именно хорошие манеры являются проявлением внутренней культуры человека и доброго, «любезного отношения» к окружающим людям.

Все наше внимание к человеку, понимание его проблем, проявление добра – это настоящее чудо, которое приносит радость и нам, и другим людям. Каждый достоин того, чтобы слышать приятные, милые, хорошие слова в свой адрес. Каждый достоин уважения. Но, к сожалению, не всякий это понимает. Такие люди не имеют ни внутренней культуры, ни души. Их жалко, но им всегда можно помочь, показав всю красоту в мире и согласии. Так что же такое манеры?

Толковый словарь дает нам следующее определение слова «манера» - «способ держать себя, внешняя форма поведения». Но я считаю, что смысл гораздо глубже. Я думаю, что обладать манерами – быть сердечно чутким, душевным, человечным, отзывчивым и добрым.

И В.Сухомлинский, и Н.Акимов заставляют нас задуматься, а правильно ли мы живем? Равнодушны ли мы к другим? Хорошо ли мы обращаемся с окружающими? Я думаю, что в наше время далеко не каждый сможет с гордостью сказать, что он всегда со всеми вежлив. Я не считаю себя исключением, но искренне хочу исправить это, чтобы дарить людям радость и хорошее настроение.

Я совершенно согласна с авторами этих текстов, что манеры, этическая культура, добрая душа, человеческое достоинство – это ценнейшие в мире богатства. Мы должны их беречь и чаще ими пользоваться, иначе сердце зачерствеет, и ничего его не спасет.

^ Подводя итог, хочу сказать: давайте станем лучше, давайте уважать друг друга, «любезно» относиться к окружающим. Тогда мир станет ярче, а жизнь – приятнее.

(Сидалиева А.)


В наши дни, когда особенно остро стоит проблема человеческих взаимоотношений, та тема, которую поднимают оба автора, очень актуальна. И В.Сухомлинский, и Н.Акимов рассуждают о хороших манерах. Хорошие манеры… Что это такое? Зачем они нужны? Эти вопросы я задавала себе с детства, и сейчас, познакомившись с мнениями двух писателей, я получила ответ: хорошие манеры являются проявлением внутренней культуры человека и доброго, «любезного отношения» к людям.

Подумайте, в каком обществе мы живём! Всё реже и реже мы говорим друг другу тёплые слова, выражающие наше отношение к величайшей ценности – человеку. Всё чаще и чаще у людей портится настроение из-за незаслуженной грубости, оскорбления. И ведь очень редко мы действительно стремимся кого-то обидеть или унизить, но тем не менее делаем это изо дня в день. Делаем, как говорит Акимов, так просто: по недосмотру, невнимательности. А чтобы не допускать случайных обид, чтобы уметь по-доброму видеть окружающих нас людей, мы должны не просто уметь произносить слова вежливости по отношению к нашим согражданам, но и обладать большой силой духа, сердечной чуткостью и достоинством, чтобы уметь выражать порывы души в нужный момент, чтобы уметь чувствовать человека рядом с собой, чтобы обращаться к нему с уважением. Только огромная работа духа поможет избежать равнодушного отношения к ближним, поможет выработать для себя те полезные правила, которые дарят нам отличное настроение и делают жизнь намного приятнее.

Я согласна с Акимовым и Сухомлинским: нельзя забывать о хороших манерах только потому, что мы часто бываем заняты более важными делами. Ведь, выражая вежливость, мы показываем свою человеческую сущность, свою внутреннюю культуру. А доброе и любезное отношение к окружающим нас людям дарит замечательное настроение не только им, но и нам, не вызывая при этом никаких дополнительных расходов и не изнуряя непосильными трудами.

(Пиндюрина И.)


Результаты настоящего экзамена показали следующее.

Недостатками работ можно назвать, в первую очередь, неумение учащихся формулировать и аргументировать свою точку зрения, уход от основной мысли, неподтверждение тезиса аргументами, пропуск важного звена в цепи доказательств.

Достоинства – верное понимание основной мысли и адекватная ее передача, самостоятельность и глубина суждений, правильное построение рассуждения, умение логично, последовательно и связно строить свое высказывание, умелое использование языковых средств, грамотность отдельных работ.




Рекомендации к написанию сочинения на основе предложенного текста.


Композиция сочинения.

1. Вступление.

2. Основная часть

  • Тема текста

  • Идея (основная мысль)

* Изобразительно-выразительные средства языка, их роль

* Выражение собственного мнения

3. Заключение.


1. Возможные варианты начала сочинений.

A) Описание. Необыкновенная тишина. Выплывающий из густого тумана храм, похожий на призрачное видение. Потрясенный необыкновенным зрелищем автор смотрит на это чудо и не может понять, явь это или сон. В атмосферу доброй волшебной сказки нас погружают первые же строчки этого рассказа.

Б) ^ Через вопрос темы. Для чего живет человек? В чем смысл жизни? Ответ на эти непростые вопросы ищет (фамилия автора), думая об отличии внешне непохожих понятий - …

Проблема, поднятая автором, носит не отвлеченный характер.

Эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас на сложном жизненном пути.

B) ^ Выражение собственной позиции. Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин, называться интеллигентом. В моем понимании интеллигентный человек- это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст (фамилия автора), я еще раз убедился в этом.

Г) Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.

Д) ^ Лирическое размышление. Наверное, каждый человек встречал хоть раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте (фамилия автора).

Е) ^ Начало сочинения с цитаты, которая вспомнилась вам, когда вы читали этот текст.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Эти бессмертные строки А.С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ....


2. Основная часть.

Клише для формулировки темы текста.

1. «…» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

2. В своем тексте автор ставит (острую, злободневную, важную, актуальную) проблему.

3 ...! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, известной теме автор придает новое звучание.

4. Автор рассказывает (показывает нам, раскрывает перед нами, погружает нас) о (в)…

Клише для формулировки идеи текста

1. «...»- так можно сформулировать главную мысль этого текста.

2. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла... Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу. (Но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).

3. … - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

  1. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит беречь нас то, что передали нам наши отцы.

  2. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.




^ Клише для выявления роли ключевых слов

1. (слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.) Слово (слова).... приобретают особую смысловую значимость (особую смысловую нагрузку).

  1. Особая идейно-художественная нагрузка ложится на слово «...».

  2. В тексте особое (важное, главное) место занимает слово «...».

!!! Определите ценностное содержание ключевых слов: создают ли они жизнеутверждающую картину, наполненную бодрой верой в счастье, или, напротив, выстраиваются в «негативные», противостоящие человеку комплексы.

^ Если в тексте сочетаются различные ценностные ряды, то необходимо указать, какие именно понятия противопоставляются и каков итог этого противопоставления

Стилевая окраска слов

Слова какого стиля (высокого, нейтрального, низкого) преобладают в тексте. Почему? Если фиксируется сочетание слов разной стилевой окраски, то следует выяснить художественное значение стилевого контраста.

^ Клише для характеристики стилевой окраски слов.

1. Автор использует главным образом диалектную лексику, чтобы ярче передать колорит своей малой родины. Например: «...».

2. Автор использует слова, которым присуща яркая образность, страстная субъективность. Читателя завораживают яркие сравнения, оригинальные эпитеты, пышные метафоры, и он против своей воли «заражается» чувствами и мыслями автора (...).

3. Автор использует эмоционально-экспрессивную книжную лексику с абстрактным значением, газетные клише, чтобы полнее и ярче отразить проблему, поднятую им в тексте (...)



^ Как выразить свое мнение.

Этот текст заставил меня задуматься о том, что....

Нельзя не согласиться с мыслями автора о том, что...

Проблемы, поднятые автором, актуальны во все времена, ведь именно... Я, как и автор текста, считаю, что...

Читая этот текст, невольно начинаешь понимать, что...


3. Возможные варианты заключения работы.

История готовит нас к будущему, поучая прошлым, - вот та мысль, которую помогает нам понять автор текста.

Автор текста приводит нас к очень важному пониманию: мы живем в этом мире, но не знаем его.

Подводя итог сказанному ранее, хотел бы сказать вот о чем...


Как можно осуществить связь между частями
собственного текста.


Что касается идеи текста, то я бы сформулировал ее следующим образом:...

Если говорить об изобразительно-выразительных средствах языка, используемых автором текста, то необходимо отметить ....

НЕ забывайте использовать вводные конструкции: я думаю, я считаю, я предполагаю, я уверен, мне кажется, предположим, наверное, можно с уверенностью сказать; во-первых, во-вторых, ...наконец.

Текст написан … стилем речи, что позволяет автору использовать всю гамму изобразительно - выразительных средств языка.

И последнее: влюбитесь в текст, поверьте в себя! Удачи!




Скачать 134,81 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер134,81 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх