Как работать над частью с (русский язык и литература) icon

Как работать над частью с (русский язык и литература)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...
Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс для студентов II iii...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «филология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине правоведение для специальности «Филология (Русский...
Русский язык как государственный, русский язык как родной, литература...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Языку и литературе...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей:...



Загрузка...
скачать

Комитет по образованию администрации

Калачинского муниципального района Омской области














КАК РАБОТАТЬ НАД ЧАСТЬЮ С

(русский язык и литература)






Калачинск-2009г.












Комитет по образованию администрации

Калачинского муниципального района Омской области











^ КАК РАБОТАТЬ НАД ЧАСТЬЮ С

(РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)



Калачинск-2009г.



Как работать над часть С (русский язык и литература) - Калачинск, 2009. – 32 с.


Составители:

^ Ткаченко О.Ф., учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1» г. Калачинска Омской области;

Майер Е.Н., учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей» г. Калачинска Омской области;

^ Самылова Ю.В., учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1» г. Калачинска Омской области


Управленческое редактирование:

Черепова Л.И., председатель Комитета по образованию


Рецензенты:

Суслова В.И., главный специалист Комитета по образованию

Родионова Е.В., методист УМЦ Комитета по образованию


Технический редактор: Воробьева О.Ф., программист Учебно-методического центра

Комитета по образованию


© Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района


Ткаченко Ольга Федосеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1» г. Калачинска






От автора:


Материалы, представляющие собой описание методик или методических приёмов по формированию филологических компетенций обучающихся, заявленных в кодификаторе содержания Кимов ЕГЭ и ГИА.

^ Цель: повышение качества образования подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ, ГИА.

При подготовке к ЕГЭ по литературе (части II) необходимо знание тем, заявленных в кодификаторе, т.к. по произведениям, включенным в него, следует готовиться к анализу лирического текста и написанию сочинения С2 (5-10 предложений).

Для работы над этой частью необходимо знание литературных направлений (течений), родов и литературных жанров.














Часть II представляет собой, как правило, анализ лирического произведения, для этого необходимо усвоить схему анализа лирического текста.




Освоив теорию анализа лирического текста, можно готовиться к экзамену. Просмотрев все темы кодификатора, можно составить следующие блоки повторения по темам.

Например:

Блок 1




Блок 2

«Расписав» таким образом стихотворения по блокам, можно намного быстрее и эффективнее приготовиться к их анализу.

Для более быстрого усвоения темы и анализа стихотворения предлагается проводить сравнительный анализ стихотворений разных поэтов на одну тему. Наиболее эффективным является сравнительный анализ стихотворений одного поэта на одну тему.

Например:

Тема Родины в стихах С.А.Есенина

/Сравнительный анализ стихотворений/

«Гой ты, Русь, моя родная»

1916

  • влияние имажинизма

  • обилие образов

  • жизнеутверждающий конец

  • отказ от рая, а жить на земле, здесь для него рай, как бы приглашает его посетить

















«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

1925

  • исповедальность стихотворения

  • философские размышления

  • глубокий, осмысленный взгляд

  • насыщенные образы, богатая образность: равнина дорогая, ковыль, бревенчатая изба; употреблена инверсия; градация; оксюморон; конец стихотворения звучит как эпитафия: готов все любить, оставьте в покое, по полюбить не чтобы жить, а чтобы умереть.





Таким образом, хорошо закрепляются знания по теории литературы и навыки анализа лирического текста.

^ Написание сочинения С2

Рассуждение


Тема:

то, о чем говорится









Проблема: вопрос, требующий ответа







^ Основная мысль:

то, что хотел сказать автор









Аргументация

(2-3 предложения):

рассуждение с элементами описания (образы, образные средства)
























Приступая к написанию С2 , необходимо вспомнить композиции сочинения-рассуждения. Особенность его в краткости, в умении раскрыть в 5-10 предложениях тему.

С2: Какие мотивы указывания на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучали схожие мотивы (5-10 предложений)?




^ Пример сочинения-рассуждения на данную тема ученицы 11 класса гимназии:

Философская лирика - самая распространенная среди стихотворений русских поэтов. Каковы мотивы этих стихотворений?

Созвучными стихотворению Есенина являются стихи М.Ю.Лермонтова «Выхожу один на дорогу», «Дума». Н.А.Некрасова «Умру я скоро», стихотворения Н.Рубцова из цикла «Тихая малая родина…» Их объединили вопросы жизни и смерти, смысла и цели в жизни. Как жить, почему жизнь так быстро проходит, что сделал я в этой жизни, но надо жить так, чтобы после тебя что-то осталось. И ещё их объединяет щемящий до слез мотив одиночества.

Знать, судьба поэта такая: мучиться и мучить, страдать и искать, и так совершенствовать свое творчество, кристаллизовать душу.

Настанет время, и оно засверкает всеми гранями, и лучи его коснутся нас.

Читая в первый раз, не до конца понимаешь их смысл. Но при каждом новом прочтении появляются все новые и новые мысли, созвучные с поэтом, и перо тянется к бумаге.













































































^ М.Шагинян справедливо замечала: «… работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась,- и всегда искусство».

Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно, что последнее задание в КИМах ЕГЭ по русскому языку –небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, -предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Таким образом, научить писать сочинение-рецензию или эссе – одна из актуальных проблем современной школы.

Небольшой промежуток времени, отведённый на осмысление предложенного текста, написание своего текста, переписывание его на официальный бланк и самостоятельное выявление ошибок ужесточают требования к выпускнику.

Ученику необходимо весьма тщательно разобраться в предложенном тексте, за короткое время увидеть в малом то многое, что хотел сказать автор и какими средствами он сумел добиться этого. Школьнику необходимо выразить своё мнение о том, какое впечатление произвела тема, затронутая автором предложенного текста, сформулировав поднятую автором проблему, осмыслив её актуальность.

Кроме того, собственное сочинение школьника требует самого тщательного подбора слов, чтобы избежать тавтологии на малом пространстве текста. Всё это требует систематической, целенаправленной подготовительной работы.




  1. ^ Памятка для учащихся.




Начинать подготовку к ЕГЭ следует с анализа типичных недочётов и ошибок выпускников других регионов, составив своеобразную памятку, чего не нужно делать и о чём нельзя забывать:

    • НЕ выходите за рамки поля на бланке

    • НЕ забывайте о правильном и аккуратном написании букв

    • НЕ забывайте об абзацном делении сочинения (обязательна красная строка!)

и его композиционной завершённости (выводы обязательно!)

  • НЕ превращайте сочинение в изложение, нужен не пересказ текста, а его

интерпретация - толкование затронутой в тексте проблемы

  • НЕ начинайте сочинение с местоимённой фразы (Я заинтересовался… Мне

понравилось… Эта статья…) и с союзов

  • НЕ забывайте использовать речевые клише

  • НЕ забывайте обосновать свою точку зрения (2-3 примера)

  • НЕ забывайте об умеренном использовании цитат (не более 2- 3-х небольших по объёму, грамотно оформленных разными способами)

  • НЕ искажайте цитаты

  • НЕ забывайте привести примеры из текста при обозначении авторских

художественных приёмов, а также объяснить их роль в тексте

  • НЕ показывайте своего невежества, изменяя имя, отчество писателя,

название произведения и т.п.

  • НЕ навязывайте свою точку зрения, а доказывайте её, аргументируя

фактами или цитатами

  • НЕ утверждайте (именно это автор утверждает, имеет в виду…), а лучше

рассуждайте

  • НЕ забывайте, что работа, написанная без опоры на предложенный текст,

не проверяется и не оценивается

  • НЕ забывайте, что объём сочинения должен быть от 150 до 300 слов

  • НЕ забывайте, что на сочинение отведено примерно половина всего

времени, т.е. 90 минут, из которых примерно 60 минут необходимо работать

с черновиком, а за 30 минут - проверить и переписать сочинение на

чистовик.




^ 2. Анализ критериев и требований к сочинению-рассуждению




При оценивании сочинений-рассуждений используются критерии, предложенные разработчиками контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Поэтому следующий этап подготовительной работы – тщательная

проработка с учащимися критериев и требований.




  1. ^ Особенности жанров сочинения-рассуждения




Знание некоторых особенностей жанров сочинения-рассуждения следующий этап подготовительной работы. Поэтому анализируем эти особенности, совершенствуем умения различать данные жанры сначала с помощью образцов, а затем отрабатываем каждый этап работы над сочинением-размышлением.

Следует помнить, что сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на основе исходного текста. Таким образом, единственно- обязательная жанровая характеристика создаваемого произведения заключается в том, что это именно сочинение-рассуждение.




^ 4. Как начать сочинение




Сочинение состоит из трёх композиционных частей: вступления, основной части, заключения. Необходимо рассмотреть особенности каждой из них.

Опыт показывает, что при наличии знаний об особенностях сочинения-рассуждения школьники затрудняются в написании такого сочинения. Одна из причин – неумение начать сочинение. Следующий этап – формирование данного умения.

Обращаем внимание на то, что вступление сочинения- рассуждения

должно быть эмоциональным, коротким (3-4 предложения), энергичным, в нём предъявляется тема, основная мысль текста и глобальная проблема, поднятая автором текста.

Поэтому первую часть сочинения логично начать с формулировки проблемы. Не забываем, что подсказкой могут служить последние задания в части А теста (А 29, А 30 и т.д.).

Проблемы – это сложные вопросы, требующие исследования и решения. Неверными являются формулировки типа «проблема любви к родной природе», «проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательное явление (например: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании») или с помощью отглагольного существительного показать сложный процессуальный характер необходимых действий («проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия»). Можно использовать также нейтральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: «проблема отношения молодёжи к классической музыке», «проблема взаимоотношений человека и животных», «проблема влияния природы на человека».

Можно выразить проблему в форме не только словосочетания, но и предложения, например: «Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости».

Обсуждаем и другие варианты начала сочинения (для анализа взяты тексты прошлых лет ЕГЭ):

  1. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

А) Утро – это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст Владимира Солоухина.

Б) Память – связующее звено между поколениями, память – канат, который не даёт распасться связи времён, это поистине бесценный дар, данный человечеству…

В) В жизни много таких событий, которые в памяти остаются надолго и не забываются никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые…

Г) В.Непомнящий затрагивает в тексте важную для любого общества тему. Он пишет о культуре как системе ценностей и гуманитарном образовании, которое приобщает людей к культуре.

Д) Тема дружбы, затронутая И.В.Бестужевым-Ладой, всегда имела для людей важное значение. Нет на Земле человека, который бы не задумывался над тем, что такое дружба, в чём её притягательная сила, её непреходящая ценность и почему, если нет друга, так его не хватает.

  1. С указания проблемы, её актуальности, злободневности, значимости. Можно начать обычными повествовательными предложениями, а можно с помощью 2-3 вопросительных предложений и одного – повествовательного.

А) Можно ли назвать дружбой отношения, основанные на корыстных интересах или на подчинении одного человека другим? Что может сделать государство, общество, чтобы помочь одиноким людям? И нужно ли в наше время вообще иметь друзей? Такие вопросы возникают после чтения текста И.В.Бестужева-Лады.

Б) Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человек с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст Виктора Астафьева.

В) Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова? Эти и другие вопросы обсуждает в своей статье Н.А.Заболоцкий.

Г) Тема, поднятая В.Непомнящим, актуальна во все времена, а особенно сегодня, когда материальные ценности зачастую ставятся выше духовных, когда для многих русская классическая литература – это лишь школьный предмет, а не великое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями.




  1. С краткого сообщения о писателе, авторе текста, с указанием темы, проблемы, поднимаемой им.

^ А) Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы,

созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке.

В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.

Б) М.Зощенко – известный писатель-юморист, грустно-утончённо высмеивавший абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуально-авторского стиля является рассказ «Кошка и люди», написанный в 1928 году.




  1. С лирического размышления.

А) Наверное, каждый человек встречал хоть раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Эти мысли приходят после чтения текста Владимира Солоухина.

Б) Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод – огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождём.




  1. С цитаты, афоризма, меткой фразы и т.п., содержащих обобщающее умозаключение. Но следует быть осторожным: выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.

^ А) Но что нам делать с розовой зарёй

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?-

в отчаянии спрашивал когда-то лирический герой стихотворения Н.Гумилёва «Шестое чувство», не в силах постичь назначение красоты, её роль в своей жизни. В.Сухомлинский, словно отвечая ему, говорит: «Умей наслаждаться красотой, береги её…»

^ Б) Жизнь сильнее смерти. И это не банальная фраза, а одна из вселенских истин…

В) «В чин лисой, а в чине волком». Эта поговорка, на мой взгляд, может наиболее точно передать характер проблемы, обсуждаемой публицистами уже не одно столетие.

Г) Борис Слуцкий в своём стихотворении «Учитель школы для взрослых» написал замечательные строки: «Все писатели – преподаватели, в педагогах служит поэт». Я с этим полностью согласна и считаю, что такие слова соответствуют предложенному тексту.




  1. С изложения собственной позиции по проблеме, поднятой автором текста, с личных впечатлений, чувств и жизненного опыта.

А) Я думаю, что в тексте А.Кондратова подняты исключительно важные проблемы: влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки в утверждении гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.

Б) Как приятно находиться в обществе людей, обладающих «хорошими манерами». С ними всегда интересно общаться. Они всегда обходительны, тактичны, точны, вежливы. Нет более замечательного собеседника, чем такой человек. К сожалению, таких людей не так много, как хотелось бы.

В) Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В.Астафьевым, который говорит, что «музыка – это самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада». Музыка – это часть нашей культуры. Музыка – это пение птиц, шелест травы.

Г) На мой взгляд, тема, поднятая И.В.Бестужевым-Ладой, особенно важна в наше время, поскольку сейчас поистине вечные ценности: любовь, дружба, вера, верность – почему-то отходят на второй план и порой воспринимаются как проявление наивности и даже слабости человека. А на первый план выходят ценности материальные, и даже среди молодёжи бытует мнение, что нет ничего важнее денег, а там, где деньги, нет места дружбе.




  1. С обращения к исторической характеристике соответствующей эпохи, анализа социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей.

А) В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всем до конца понятная и оттого не всеми принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз было отказано даже в самом праве на её существование.

Б) Век информационный технологий. Кто-то точно охарактеризовал время, в которое мы живём. Пушкин, Достоевский, Шостакович уступили место телевидению, компьютерам, бесконечному потоку информации. И потому сейчас, как никогда, очень актуальны размышления В.Благого о культуре, образовании и традициях.




  1. Со связи с современностью.

А) В человеке существуют два начала: рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувствами. Но, несмотря на это, в нас всегда живёт душа поэта. Даже в городе, где, казалось бы, всё заполнено машинами, заводами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного…

Б) Всё чаще в наше время люди начинают задумываться о нравственном возрождении российского народа. Всё актуальнее становятся для нас проблемы культуры, гуманизма, духовного развития личности. Может быть, потому что современное общество стоит на краю пропасти, захвачено процессами нравственной деградации. И текст В.Иванова является своеобразным напоминанием о вечных нравственных ценностях. Его размышления заставляют каждого из нас ещё раз задуматься о роли культуры и литературы в жизни людей.




Следует помнить, что автором может быть поставлено сразу несколько проблем, но одна из них является центральной, поэтому она должна стать лейтмотивом размышления.

Как правило, писатели, публицисты в своих произведениях ставят такие

проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним относятся, прежде всего, глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т.д., над которыми можно бесконечно рассуждать.

Нельзя забывать, что писатели, публицисты отражают нашу реальную жизнь.

А в жизни есть абсолютно всё: небо и земля, луна и солнце, море и горы, птицы и звери, радость и горе, работа и отдых, вечность и смерть, память и забвение и т.д. (ряд бесконечен, как и сама жизнь). Следует помнить, что всё, что имеет отношение к выделенной проблеме, может послужить отправной точкой.




^ Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления.

- Не следует начинать сочинение со слов «В этом тексте», «В данном тексте» («В этом тексте говорится…», «В данном тексте автор пишет о …»). Тем более неудачным является следующее распространённое начало: «В своём тексте автор говорит…» (разве автор может что-то сказать в чужом тексте).

- При первом упоминании в сочинении об авторе текста его фамилию необходимо написать вместе с инициалами, одним или двумя – так, как это указано в конце исходного текста. В дальнейшем фамилию автора можно употреблять либо с инициалами, либо без них (нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие).

- В тех случаях, когда неизвестен пол автора и это невозможно определить по фамилии и тексту, не следует употреблять грамматические формы, указывающие на мужской или женский род, например: «Соловейчик сказал» или «Соловейчик сказала». Избежать ошибок помогут формы глагола настоящего времени («Соловейчик считает») или замена фамилии нарицательным существительным («по мнению автора»).




^ 5. Основная часть сочинения-рассуждения.




При работе по подготовке написания основной части сочинения-рассуждения формирую понимание учащихся, что это интерпретация содержания авторского текста, аргументированный анализ содержания первичного текста и авторской позиции, отражённой в нём, анализ форм первичного текста, ведь именно композиция и средства выразительности «представляют» его содержание и обеспечивают эффект прямого речевого воздействия на адресата.

Необходимо помнить, что одним из условий успешного написания основной части сочинения является знание предмета описания.

Это знание необходимо продемонстрировать пониманием проблемы и авторской позиции, отражённой в предлагаемом тексте, кратко изложив суть комментируемых моментов текста.

Это не пересказ, это подготовка читающего к восприятию того, о чём нужно будет рассуждать, что нужно будет анализировать. Нельзя забывать, что анализируемое необходимо «пропустить через себя». Для этого нужно вникнуть в факты, и они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определённый эмоциональный настрой.

Основная часть сочинения должна показать и степень понимания экзаменуемым исходного текста, и наличие собственного мнения, и умение приводить убедительные аргументы.

^ Первый абзац основной части сочинения представляет собой комментарий – разъяснение, в чём конкретно заключается проблема, поднятая автором текста, отмечается её актуальность. Комментарий даётся на основе исходного текста, поэтому здесь уместны небольшие цитаты.

После того, как проблема прокомментирована, в этом же абзаце излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме.

Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определённо она заявлена в тексте. В исходном тексте может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. В этом случае в сочинении можно использовать прямую речь, введя её следующим образом: «Автор чётко выражает свою позицию:…», «Позиция автора передана в тексте достаточно определённо. Он пишет:…» и т.п.

Если позиция автора не выражена в тексте прямо, её следует сформулировать исходя из общего содержания текста.

Применительно к текстам описательного характера, посвящённым, например, изображению природы, позиция автора может быть сформулирована примерно так: «Позиция автора не выражена явно, однако по тому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас её беречь».

В художественном тексте позиция автора может быть передана через слова одного из персонажей произведения. В этом случае она может быть представлена в сочинении следующим образом: «Автор прямо не выражает свою позицию, но она становится понятной из слов…». Именно в этой части уместны две-три цитаты, оформленные разными способами (прямой речью, косвенной речью, часть цитаты).

^ Следующая часть сочинения – изложение собственного мнения, где

необходимо написать о своём согласии или несогласии с мнением автора. Обязательно следует объяснить, почему согласен или не согласен. Здесь целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.п.), отстаивание и доказательство своего

мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на собственный и литературный опыт (2- 3 примера-доказательства), связанный с темой сочинения.

^ Следующая часть сочинения зависит от особенностей исходного текста. Это может быть анализ особенностей стиля, композиции текста, ИВС.

Приступив непосредственно к написанию основной части сочинения, можно

воспользоваться следующими речевыми клише.

А) Говоря о проблеме текста, её актуальности и своём собственном

отношении к ней (в начале основной части), можно использовать фразы:

Я совершенно согласен с позицией автора …Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что…В центре внимания автора находятся…Данная проблема привлекает внимание многих учёных (критиков, педагогов и т.п.)…Тема, затронутая автором , чрезвычайно актуальна в последние годы, десятилетия…)…В современной науке особенную остроту приобретает тема(проблема)…Сущность проблемы сводится к… В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для… Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…

^ Автор размышляет над проблемой…

Предложенный текст интересен уже своим названием, которое… Статья посвящена актуальной теме… Несомненна актуальность избранной автором темы

Б) Отмечая своеобразие текста, его стиль речи, наиболее яркие языковые средства, можно использовать следующие конструкции (не забывая, что в задании В 8 – подсказка!):

Эмоциональный пафос текста создаётся…Мысль о том, что … помогают раскрыть художественные средства выразительности речи, используемые автором: эпитеты (примеры), метафоры (примеры) и т.д.

Авторскую позицию нельзя не увидеть в … Эффект авторского присутствия обнаруживается благодаря (риторическим вопросам в … предложениях), оценочной лексике (примеры, в каких предложениях и т.д.).

Авторская позиция подчёркивается… Автор углубляет наши представления о том, что… Автор вводит нас в свой мир, благодаря….

Небольшой пример.

Этот текст относится к научно-популярному стилю речи, поэтому он насыщен научными терминами (генотип,…)... Они придают тексту научную убедительность. Но автор убеждает читателя, не только используя термины и научную лексику (варьироваться,…)…. Для убедительности доказательства своей точки зрения Л.Серов использует такие образные средства, как…Удачно использован такой композиционный приём, как…

В) При анализе композиции текста:

^ Текст представляет собой…Особенное внимание обращает на себя…

Интересен композиционный приём, используемый автором… В начале текста автор даёт обоснование актуальности проблемы…Эмоциональна и убедительна концовка текста…

Г) Для иллюстрации позиций автора:

Автор привлекает в качестве аргументов… Материалом для наблюдений послужили автору… В основе этой точки зрения лежат материалы исследований…Автор приводит пример (цитату, факты, данные…)…

Автор ссылается на… Автор иллюстрирует … при помощи…Автор нашёл удивительно искренние и поэтические слова для подтверждения своей мысли…В настоящее время нет единого мнения по поводу данной проблемы…Существует несколько точек зрения на поднятую автором проблему… В исследовании данной проблемы(вопроса) можно выделить несколько направлений…

Д) Выводы и обобщения могут выглядеть так:

Безусловно, нельзя не признать правоту автора… Автор углубляет наши представления о том, что … Автор заставляет задуматься о … Несомненным достоинством этой статьи является… Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что… Кажется спорной мысль автора о том, что…Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Таким образом, в основной части сочинения учащиеся должны продемонстрировать способность адекватно и полно понимать смысл прочитанного текста, зрело судить о затронутых в нём проблемах, этически корректно отстаивать свою точку зрения.




^ 6. Заключительная часть сочинения-рассуждения.




При работе над заключительной частью сочинения необходимо обращать внимание ребят на то, что она должна быть соразмерна вступлению (2-3 предложения), в ней подводится итог сказанному, делается обобщение.

Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. В отличие от основной части, заключение, как правило, не содержит цитат. Здесь также может быть развёрнута мысль, выраженная во вступительной части.

Варианты заключительной части сочинения:

  1. Позиция автора во многом мне близка, но я считаю, что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование – фундамент отношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.

  2. ^ Мы должны стать лучше, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений, жить мирно и счастливо, образование способно помочь нам в этом.

  3. Я полностью согласна с мнением автора. Более того, я считаю, что история – это не только события, это – простые люди. Мне кажется, что в глубине души каждый уважает и ценит историю.

  4. В.Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его.

  5. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

  6. ^ История готовит нас к будущему, поучая прошлым,- вот та мысль, которую помогает нам понять Г.Смирнов.

  7. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны этой памяти!

  8. Текст Сухомлинского мне понравился тем, что он по-другому заставил меня посмотреть на школу. Да, следует согласиться: школа даёт нам не только знания, она учит нас жить.

  9. Проблемы, поднятые В.Солоухиным, крайне актуальны и в наши дни и заставляют задуматься над их решением. Ведь в древние времена, когда человек жил в гармонии с окружающей средой, наблюдая прелесть живой природы и радуясь ей, подобно ребёнку, он не испытывал тех душевных противоречий и трудностей, которые ведут современное человечество к самоуничтожению.

  10. Жизнь действительно сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит своё продолжение в детях и в последующих поколениях, в гениальных звуках, которыми наполнен наш мир, в самых тёплых и нежных словах, в искусстве, науке, культуре… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

  11. Рассуждения В.Астафьева о музыке не оставили и меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что современная музыка всё более становится похожей на «инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю». Мы должны сохранить ту прекрасную музыку, которую нам оставили Моцарт, Бах, Чайковский, и достойно продолжить «музыкальный путь» в мир бесконечных звуков.

Немаловажным моментом в работе является и последнее, заключительное

предложение. Оно должно перекликаться с главной мыслью первого предложения. Последнее предложение может быть восклицательным. Например:

^ А) Мне очень хочется верить в то, что каждый человек осознает, насколько важна культура. И мы вновь будем не просто «населением», а русским народом!

Б) Дружба, любовь, счастье – сколько великих умов на протяжении тысячелетий создавали труды на эти темы, но поставить в своих работах для человечества жирную точку не удаётся никому. Да возможно, и не удастся. Не удастся никогда!




^ 7. Формы работы с текстом.

При подготовке к сочинению-размышлению очень важна работа над пониманием предложенного на ЕГЭ текста. Для этого использую разные формы работы с текстом.

Так, например, к исходному тексту даю задание:

«Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана (план составляю сама). Сверьте пункты плана с контекстом».

Следующий этап работы – составление учащимися такого же назывного плана к текстам.

Или такое задание: «Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложенного текста. Выполните поисковую работу данной информации (лингвистическая характеристика может быть такой: предложение №2 – риторический вопрос, №3- синекдоха, №5 – метафора и т.д.)».

Данная работа помогает формированию умения видеть в тексте ИВС.

Последовательность изложения мыслей предполагает лаконичное их оформление. Задания, помогающие совершенствовать эти умения:

  1. Прочитайте текст.

  2. Подумайте, как можно его озаглавить.

  3. Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана.

  4. Сверьте пункты плана с контекстом.

  5. Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста.

  6. Выполните поисковую работу данной информации.




Например:

№2 –обособленное обстоятельство

№4 – вводное слово

№5 – однородные члены предложения

№6 – уточняющий член предложения

№8 – приложение

№11- бессоюзное сложное предложение

№12 –определённо-личное в составе СПП и т.д.

Предлагаемый вид работы над текстом представляет собой предварительную подготовку к выполнению экзаменационных вопросов. Это своего рода «банк» смысловой и языковой информации, в которой

заложены подсказки к различным тестовым заданиям (построение логично связного текста, выявление изобразительно-выразительных средств и т.д.), это своего рода схематично составленная лингвистическая картина всего текста.

  1. Логичными являются следующие задания, которые отрабатываем: перечитайте данный текст, во время чтения сделайте краткий лингвистический анализ каждого предложения, то есть зафиксируйте номер предложения и его языковую особенность.

5) Следующий вид работы – анализ сочинений, написанных выпускниками прошлых лет по предложенному тексту. Все эти сочинения имеют определённые недостатки.

Ошибки, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных, грамматических и других норм литературного языка в них исправлены, что сделано с целью привлечения внимания обучающихся к содержательной стороне и речевой выразительности (скорее, к её отсутствию в ряде работ). После каждого сочинения имеются критические замечания.

Через несколько подобных занятий – уже самостоятельный анализ сочинений.

6) Следующий вид работы - анализ первичного текста с помощью некоторых рекомендаций.

Например, дан текст и рекомендации:

  • прокомментировать основные мысли автора…(даются формулировки 2-3 мыслей автора). Данный вид работы готовит к пониманию как основной мысли текста, так и позиции автора.

Рекомендуемая литература для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:




  1. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение задания части С, Издательство «Экзамен»,- М.-2005

  • нормативные материалы

  • теоретический курс

  • задания для самостоятельной подготовки

  • образцы выполнения задания части С

Книга рассчитана на выпускников средних школ, абитуриентов, а также поможет учителям подготовить своих учеников к ЕГЭ по русскому языку.

В книге имеются основные понятия, необходимые для написания сочинения:

  • основные литературоведческие термины

  • краткие сведения о стилях речи с примерами текстов разных стилей

  • типы речи

  • изобразительно- выразительные средства языка

  • знаки препинания при цитатах

Доходчивым языком автор книги раскрывает следующие вопросы:

  • первоначальная работа с текстом

  • вступление к сочинению

  • языковой анализ исходного текста

  • финал сочинения-рассуждения или изложение собственного мнение

  • классификация типов ошибок

  • оценка сочинения




  1. Л.Н.Федосеева. Русский язык. Быстрая подготовка к ЕГЭ. Теория. Тексты. Упражнения. АЙРИС ПРЕСС, М.- 2006

Что нужно знать о ЕГЭ по русскому языку:

  • Какова структура экзаменационной работы

  • Как оцениваются отдельные задания и работа в целом

  • Тест для определения исходного уровня подготовки

  • Пример сочинения-рецензии

  • Справочные материалы и практические задания

  • Проверка владения навыками создания связного текста-рецензии (определение рецензии, требования к рецензии, план рецензии)

  • Пример школьного сочинения-рецензии, разбор его, образец сочинения-рецензии




  1. Е.С.Симакова. Тренировочные задания и контрольные тесты по русскому языку для подготовки к экзаменам. АСТ. Астрель. Профиздат, М.- 2005

В книге рассмотрены:

  • основные ошибки, встречающиеся в сочинениях экзаменуемых (с.97)

  • особенности жанров сочинения-рассуждения (эссе, рецензия, отзыв)

  • образцы экзаменационных сочинений

  • образцы экзаменационных тестов с комментариями.




^ 4. Е.А.Влодавская и др. Репетитор .ЕГЭ. Русский язык. Эффективная методика. Изд.«Экзамен», М.- 2005

В книге представлены:

  • характеристика тем и заданий

  • материал для диагностики

  • необходимый теоретический материал

  • разбор типичных ошибок

  • задания для тренировки

  • типовые тесты для контроля

Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку:

  • структура экзаменационной работы

  • что должен уметь выпускник средней школы

  • как оцениваются отдельные задания и работа в целом

  • как проверяется экзаменационная работа

  • словарь терминов ЕГЭ

  • пример сочинения-рассуждения




  1. Т.А.Кудинова Единый госэкзамен. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004

В книге даны общие рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (рецензии, отзыва, эссе), учебно-методические задания по написанию сочинения-рассуждения (рецензии, отзыва, эссе)




  1. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. «Интеллект – Центр», 2005

В книге содержатся комментарии к анализу текста и сочинению




  1. Т.А.Кудинова. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку.

Тестирование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

Пособие представляет собой руководство по выполнению трудных тестовых заданий всех частей ЕГЭ. Приведены языковые и речевые стандарты-клише, используемые при рецензировании. Прилагаются справочные лингвистические материалы, функциональная характеристика выразительных средств и ключи к заданиям. В качестве рецензируемого материала включены творческие работы школьников.




  1. ^ О.Ю.Антонова и др. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2008. Русский язык. М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007

В книге представлены тесты, составленные по спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2007 года по русскому языку (10 вариантов, разбор варианта №11)




  1. ^ Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Приложение к газете «Первое сентября» №7- 8-9-2007

№7- Т.И.Сафронова. Как работать над сочинением (с.9)

№8- Г.П.Звенигородская, Л.Ф.Вязникова. Рецензия на книгу Г.Т.Егораевой «Русский язык. Выполнение задания части С» №9- Л.В.Вахрушева, Н.В.Лекомцева. Жанр сочинения на ЕГЭ.




  1. «РЯШ» №2- №7- 2007 г. «Подготовка к сочинению-рассуждению».

























^ Практика подготовки к выполнению части С

в тесте ЕГЭ по русскому языку и по литературе




Одной из важнейших компетенций выпускников школы с точки зрения современных подходов в образовании является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция предполагает «владение способами общения и коммуникации, учет многообразия точек зрения, представление и презентацию себя, результатов творческой деятельности» (А.В.Хуторской).

Задачей части С в тесте ЕГЭ по русскому языку и по литературе в основном является проверка сформированности коммуникативной компетенции.

Требования к выполняемым заданиям сводятся к оценке качества истолкования. При оценивании учитывается следующее:

^ 1. Глубина понимания изображённого:

  • предлагается аргументированная версия объяснения общего смысла фрагмента в тесной связи с замыслом произведения или его важнейшей проблемой;

  • учащийся объясняет мотивы поведения, отношения и характеры героев, поясняя авторскую позицию.



^ 2. Обоснованность привлечения текста:

  • текст фрагмента произведения привлекается достаточно разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ микротем текста с их оценкой, ссылка на изображённое как довод к суждению и др.)



^ 3. Осознанность обращения к художественным средствам изображения:

  • называются наиболее характерные для текста художественные средства в изображении героев и объясняет их роль в выражении авторских позиций, мыслей и чувств.

^ 4. Последовательность и логичность речевого высказывания; следование нормам речи:

  • части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности.




^ 5. Разнообразие использованных языковых средств выражения:

  • показано владение теоретико-литературными понятиями, литературоведческими терминами, необходимыми для истолкования художественного текста, предложенного в вопросе, использованы необходимые синтаксические конструкции.

К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено три задания, предполагающие развернутый ответ в объеме 5 – 10 предложений.

Здесь обеспечивается «ступенчатая» схема разбора:

  • от проблематики и авторской идеи-

  • к средствам их воплощения и далее-

  • к определению места данного автора в литературном процессе, к установлению связей произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям.

^ Содержание анализа эпизода: Эпизод (от греч. букв. — вставка), относительно самостоятельная единица действия вфабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени.

Содержательные функции эпизода:

  • характерологическая, то есть раскрывающая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение;

  • психологическая, дающая представление о его душевном состоянии;

  • может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев;

  • может быть просто оценочной (авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям)

Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения.

С одной стороны, он является некоторым законченным целым,

с другой стороны, эпизод только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.

Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Исследуя эпизод, нужно ставить перед собой вопросы:

  • какую задачу решает автор, вводя художественные приемы, средства в произведение?

  • как они характеризует героев и их отношения?

  • встречаются ли они в других эпизодах?

  • претерпевают ли художественные приемы, средства изменения, и с чем это связано?

Методические приемы:

  • определение смысловой и композиционной роли эпизода (как влияет его содержание на «читательское знание» о герое, случайно ли его расположение);

  • общие идеи, мотивы, быть может, даже ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и предыдущими;

  • своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи.

  • важно обратить внимание на расстановку персонажей в эпизоде, на то, от чьего имени ведется рассказ.

Таким образом, при работе с эпизодом художественного текста возможно придерживаться следующего плана:

^ Анализ эпизод




  1. Озаглавить эпизод.

  2. Определить, какое место занимает событие, лежащее в основе эпизода, в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

  3. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

  4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.

  5. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода, определить функцию эпизода.

  6. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • назвать участников эпизода и коротко пояснить кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

  2. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

  3. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Следует обратить особое внимание на следующее:




Ошибки при анализе




  1. Cамой распространённой ошибкой учащихся является подмена анализа эпизода, выявления его роли, содержательных функций пересказом.

  2. Следование пунктам плана без связи между частями.

  3. Неумение использовать знания о средствах выразительности, авторских приемах, обнаруженных в тексте, для подтверждения своих размышлений об авторской задаче.

  4. Подмена анализа эпизода анализом произведения в целом.

ПАМЯТКИ:

Сочинение-анализ эпизода (сцены)

эпического или драматического произведения




Анализ эпизода – это лучший способ понять замысел автора, представить образы и картины и зафиксировать возникающие при чтении мысли и чувства, так как в нём, подобно « солнцу в малой капле вод», отражены все черты своеобразия творчества писателя.

Итак, ты выбрал тему…

  • Выяви основные «параметры» текста, опираясь на систему понятий, классический набор которых в школьном литературоведении почти не варьируется (тема, идея, проблема, композиция, основной конфликт, деталь, изобразительно-выразительные средства, авторская позиция и т.п.) И не бойся терминов! Именно они помогут тебе превратить пересказ в анализ.

  • На втором этапе – «творческом»- следует выбрать тот аспект, который сужает очень широкое понятие «анализ» и даёт возможность сосредоточиться на главных особенностях, «изюминке» эпизода. На этапе «синтеза» необходимо вернуться к эпизоду как целому (самостоятельному фрагменту произведения). Технологически это может быть представлено составлением подробного плана (тезисов) будущей работы.




^ Сочинение, содержащее анализ эпизода,

схематически можно представить следующим образом:

  • Вступление.

Место эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.

Тезис – предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

  • Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

Участие персонажей в изображённом событии (2-3 момента в развитии действия).

Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

«Сцепления» эпизода с другими эпизодами произведения.

  • ^ Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.




Анализ эпизода прозаического

и драматического произведения

  1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

  2. Основные герои.

а) Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

б) Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

в) Каковы способы создания образа автором?

г) Каковы художественные особенности языка, их значение?

  1. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Трудным моментом при анализе эпизода художественного произведения являются определение темы, формулировки проблемы, определение позиции автора, аргументация своего мнения.

Тема

  • предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором;

  • круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

Формулировка проблемы

Проблема — сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Перечислим несколько способов формулировки проблемы:

  • в вопросно-ответной форме;

  • в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

  • в виде номинации (названия) темы;

  • с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.;

  • в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

^ Комментарий проблемы

Комментировать — значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами.

1) “Я иду вслед за автором” (аналитический пересказ текста).

2) “Свободный” комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

Порекомендуем ученикам:

  • не пересказывать весь текст;

  • не комментировать несформулированную проблему;

  • не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя), является…

^ Автор. Позиция автора

Позиция автора — это его точка зрения. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным (диалог с читателем); к героям — отстранённым или родственным, но не нейтральным

^ Аргументация своего мнения

По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. Следовательно, должен присутствовать тезис (то, что нужно доказать). Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент — фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов.

Несколько полезных советов ученикам по этой части работы (аргументация собственного мнения):

  • соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;

  • указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;

  • приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;

  • не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;

  • не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счёт у меня сложилось другое мнение…

Тексты, предлагаемые для анализа при итоговой аттестации, обращаются к широкому кругу нравственно-социальных проблем.




^ Наиболее распространённые проблемы

в художественных произведениях




  1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции).

  2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

  3. Философские (экзистенциальные): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

  4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

  5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

  6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культур.




Отдельно следует сказать о текстах лирического характера.




План анализа стихотворения




    1. Историко-биографический материал.

    2. Место стихотворения в творчестве поэта (в соответствии с периодом написания).

    3. Ведущая тема (любовная, пейзажная, дружбы, гражданская, философская и т.д.).

    4. Лирический сюжет (событие в основе).

    5. Проблематика (что волнует автора).

    6. Композиция (деление на смысловые части).

    7. Лирический герой (образ, характер, соотнесенность с авторским сознанием).

    8. Преобладающее настроение, его изменение.

    9. Жанр (элегия, послание, дума, ода, песня и т.д.)

10.Основные образы: образ-мотив (небо), образ-топос (дорога), образ-архитип (Дон Кихот, Гамлет).

  1. Лексика (архаизмы, поэтизмы, прозаизмы)

  2. Изобразительные средства (метафора, эпитет, метонимия, сравнение и т.д.).

  3. Поэтический синтаксис (инверсия, анафора, рефрен, восклицание и т.д.).

  4. Звукопись (благозвучие, ассонанс, аллитерация и т.д.).

  5. Размер

  6. Ритм и рифма.













































































































^ Комитет по образованию

администрации Калачинского муниципального района

Омской области




646900, Омская область,

г.Калачинск, ул.Ленина, 51

тел.: 8(38155) 22-750

факс: 8 (38155) 22-858




e-mail: kalachinsk-umc@yandex.ru































Скачать 450,49 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер450,49 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх