Подготовкак сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам icon

Подготовкак сочинению-рассуждению на основе работы по тематическим блокам


32 чел. помогло.
Смотрите также:
Анализ текста как форма подготовки к сочинению рассуждению     Учитель русского языка и...
Урока: «Обучение сочинению-рассуждению на тему «Картина жизни города n в комедии Н. В...
Формирование языковой...
Тема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и...
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему...
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения»...
Библиографический список статей для учителей 9-11 классов из периодических изданий....
Инструкция по выполнению контрольной работы по литературе 9...
Материалы к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему гиа русский язык...
Материалы к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему гиа русский язык...
Обучение сочинению-рассуждению...
"Зачем нужно тире?"...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
ПОДГОТОВКА
К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ
НА ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ БЛОКАМ




  1. Язык и общество

  2. Искусство

  3. Философия

  4. Война и мир

  5. Общество и политика

  6. Природа и человек

  7. Наука

  8. Литература, книги, чтение



Тематический блок 1. Язык и общество


1. Ключевые слова

мышление богатство преклоняться

понимание мастерство прекрасный

общение выразительность могучий

создание чувствовать гармоничный

речь сохранять поэтичный


^ 2. Определение понятия Язык - система словесного выражения мыслей, которая об­ладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.


^ 3. Словарь сочетаний

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, ино­странный, национальный, международный; яркий, выразитель­ный, литературный...

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа.,.

Существование, происхождение, развитие, эволюция, со­стояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благо­звучие, бедность, примитивность... языка

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, лю­бить, понимать, забыть... язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться; отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо... • Язык представляет собой явление социальное.


4. Проблемы

1) Язык и общество.

2) Состояние современного языка.

3) Развитие языка.

4) Слово и дело.

5) Богатство и бедность нашей речи.

6) Язык литературный и разговорный (соблюдение норм ли­тературного языка).

7) Речь человека и его мысли.


5. Тезисы

1) В языке отражаются изменения в обществе.

2) Обеднение современного русского языка.

3) Язык живой как жизнь.

4) Слово - это тоже дело.

5) Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности.

6) Борьба за язык есть борьба за культуру.

7) Без слов нет мысли.


^ 6. Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

1) Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

2) У языка есть хранитель надежный и верный; это - его же собственный и верный дух, гений (ВТ. Белинский).

3) Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вя­земский).

4) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло (А.И. Гер­цен).

5) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь).

6) Бессмертие народа в языке (Ч.Т. Айтматов).

7) Язык есть вековой труд целого поколения (В.И. Даль).

8) Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнака­занно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, ося­заемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И. Даль).

9) О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н. Загоскин).

10) Богатство языка есть поступок (КМ. Карамзин).

11) Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

12) Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.И. Куприн).

13) Язык есть одежда мысли (С. Джонсон).

14) Язык, язык! Это душа народов. В нем читаются их судь­бы (77. Беранже).


7. Аргументы

1) Огромную ценность представляет для нас «Толковый сло­варь живого великорусского языка» В.И. Даля. За полвека из­вестный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских слов, но и объяснил значение каждого, привел примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда - равно­значные понятия для В.И. Даля. Он считает, что «великому наро­ду дан и великий язык».

2) «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разо­браться - язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык под­чиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдет в эту сторону. Если у нас главное - как, не работая, зара­ботать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернет сю­да», - утверждает русский ученый-лингвист В. Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

3) Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпае­мым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С. Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гим­ном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихо­творение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне под­держка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Язык самого Тургенева бесконеч­но богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно

сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов... Их язык велик, могуч и правдив.

4) Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка. Пи­сатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу. Падение и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.


8. Текст

(1) Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С по­мощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли...» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - подвижный орган вкуса, поме­щающийся во рту, и человеческая способность говорить и пони­мать собеседника - издавна именуются одним и тем же словом».

(9) Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11) Однажды Ксанф за­хотел пригласить гостей и приказал Эзопу сходить на рынок, ве­лел купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые.

(14) Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подает только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17) А что может быть на свете лучше языка? (18) При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость,

ласку, объясняться в любви. (20) Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21) Поэто­му нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22) Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп при­обрел к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошел покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксаифу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28) А что на свете хуже языка? (29) По­средством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хит­рить, ссориться. (30) Язык может сделать людей врагами, он мо­жет вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32) Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

(По Л. Т. Григорян)


^ 9.Задания к тексту

1) Из предложения 8 выпишите слова, образованные при-ставочно-суффиксальным способом, (издавна, подвижный, собеседник)

2) Из предложений 17-21 выпишите все местоимения, (что, мы, ничего)

3) Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со свя­зью примыкание, (почему подаёт)

4) Среди предложений 20-30 найдите сложные предложе­ния, включающие односоставные безличные. Напишите номера этих предложений. (21, 29)

5) Среди предложений 1-8 найдите предложения с прило­жениями. Напишите номера этих предложений. (6, 8)

6) Среди предложений 11-17 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите но­мер этого предложения. (14)

7) Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи союза и местоимения. Напи­шите номер этого предложения. (28)


10. Сочинение

Язык - великое дело. Великое потому, что словом можно объединить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие движения души. Но, к сожа­лению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух одинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: «Язык мой - друг мой» и «Язык мой - враг мой».

Именно об этом парадоксальном противоречии идет разго­вор в исходном тексте. Когда Эзоп говорил о достоинствах ре­чи, всем его рассуждения пришлось по сердцу. А как только он напомнил о том, что слова могут разъединять людей, не всем гостям понравилось это высказывание. Почему же так непри­ятно было слушать ответ Эзопа.

Наверное, своими словами Эзоп заставил задуматься многих над тем, что такое язык. В одном и том же понятии есть корни добра и зла. И от самого человека зависит, как он будет пользо­ваться удивительным оружием - языком. Автор текста, пере­сказывая древнюю легенду, напоминает нам об умелом владении речью и о бережном отношении к слову.

Давайте и мы проследим, как в одном и том же слове зву­чат гордость и укор. Вспомним два слова —родственника: «един и один». В современном русском языке в некоторых словах оста­ется близкое родство («один», «единица»). В других же — полная противоположность: «един» - «единство», «один» - «одиноче­ство». Вот как со временем истинный смысл одного и того же слова может измениться.

Русские писатели сказали много замечательных слов о язы­ке. Они призывают любить, ценить и изучать язык. В.Г. Коро­ленко в рассказе «Без языка» сказал: «Правду говорят, без языка человек как слепой или малый ребенок». Эти слова тоже, как и ответ Эзопа, «неприятное» напоминание о том, что человек, имея язык, не может владеть им, не осознает его могучей силы и чрезвычайного богатства.

Задумываясь о состоянии современного русского языка, мы слышим брань, стоны, вопли. Действительно, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» (С. И. Турге­нев). Но пройдет время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Прекрасен русский язык! И на нем еще споют са­мые лучшие песни о будущем...


Тематический блок 2. Искусство


искусство

искусный

отражение

восхищение

архитектура


^ 2. Определение понятия

Искусство - творческое отображение, воспроизведение дей­ствительности в художественных образах.


3. Словарь сочетаний

Искусство высокое, настоящее, подлинное, идейное, безы­дейное, реалистическое, изобразительное, декоративно-приклад­ное, драматическое, античное, современное...

^ Искусство (кого? чего?) древних египтян, Древней Руси; реализма, романтизма, Возрождения...

Задача, цель, содержание, тема, проблема, влияние, воздей­ствие, расцвет, род, вид жанр... искусства. Увлечение... искус­ством. Период, отражение... в искусстве. Отношение, интерес... к искусству. Книга, лекция, разговор, беседа, дискуссия... об искусстве. Книга, статья, исследование... по искусству.

Знать, изучать, ценить, понимать, любить... искусство. От­давать все силы, служить... искусству. Интересоваться, зани­маться, увлекаться, восхищаться... искусством.

^ В искусстве разбираться, отражаться... К искусству тя­нуться, приобщаться, быть причастным... На искусство отказы­вать влияние... Об искусстве писать, рассуждать...

^ Искусство Древней Руси привлекает внимание все боль­шего числа людей (Дорош). Моя сестра всегда интересовалась искусством.


4. Проблемы

1) Искусство истинное и ложное.

2) Влияние, воздействие искусства.

3) Роль искусства в современной жизни.

4) Соотношение искусства и реальной действительности.

^ 1. Ключевые слова

пейзаж лаконичный

изобразительный оттенки

истинный шедевр

подлинный перспектива

уникальный современный

5) Понимание искусства.

6) Познание и воспроизведение мира средствами искусства.


5. Тезисы

1) Можно развивать способность чувствовать и ценить пре­красное, которую мы часто называем вкусом.

2) Главное предназначение искусства - позволить человеку познать и изменить себя.

3) Искусство - форма познания мира.

4) Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют.


^ 6. Афоризмы, крылатые слова, цитаты

1) Жизнь коротка, искусство долговечно (Гиппократ).

2) Искусство - целеустремленная попытка воссоздать выс­шую справедливость видимому миру (Конрад).

3) Наука и искусство очищают золото действительности, пе-ретопляют его в изящные формы (ВТ. Белинский).

4) Искусства смягчают нравы (Овидий).

5) Искусство - всегда поэзия, в каком бы жанре оно не про­являло себя (С. Залыгин).

6) Искусство недосказанности - одно из самых неподвласт­ных разуму, интуитивных (Ф. Искандер).


7. Аргументы

1) Константин Паустовский в повести «Золотая роза» рас­сказал трогательную историю любви бывшего солдата, мусорщи­ка Шамета, который решил из ювелирной пыли сделать маленькую розу счастья Созанны. Роза - прообраз творческой деятельности. Творчество предназначается для того, чтобы кра­сота земли, счастье, радость и свобода «преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

2) В очерке «Выпрямила» Г.И. Успенский показывает лю­дей, «скомканных действительностью». Его герой, автор записок Тяпушкин, волей судьбы оказался в Париже. Там он «доплелся до Лувра» и остановился перед Венерой Милосской, пораженный чем-то необычайным, непостижимым. До сих пор он был похож на скомканную в руке перчатку, но вот что-то случилось: «Что-то дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня». Очевидно, скульптор хотел по­казать не прелести Венеры, а красоту человеческой души. Вот и Тяпушкин ощутил счастье быть человеком.

3) Главная героиня повести «Гранатовый браслет» (Куприн А.И) услышала, узнала исключительное по глубине музыкальное произведение. Бетховенская мелодия и чувство крошечного чи­новника Желткова совпали в одном аккорде. Страдания и смерть, казалось бы, незаметного человека возвышают и одухотворяют происходящее, а звуки музыки придают словам глубокий смысл: «Да святится имя Твое...» Молитва, эти слова и эта музыка все оправдывают, звучат как дыхание, как плач.

Этим произведением вводится тема любви-поклонения, люб­ви-самопожертвования. Автор утверждает, что нет ничего посто­янного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

4) Около восьми веков назад под Владимиром построен храм Покрова на Нерли. Это память о сыне Андрея Боголюбского. Сейчас белокаменная изящная церковь напоминает о безбрежном течении времени. Она, как безмолвная лучистая звезда, уплывает в бесконечность, напоминает нам о вечных ценностях. Любуясь храмом, думаешь о Красоте, Добре, Справедливости...


8. Текст

(1) Человек соприкасается с искусством каждый день. (2) И, как правило, не в музеях. (3) С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погружены в искусство.

(4) Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения - все это может быть произведе­ния искусства. (5) Но может и не быть. (6) Далеко не каждую кар­тину, статую, песню и фарфоровый сервиз считают шедеврами. (7) Как отличить произведение искусства от ремесленных поде­лок? (8) Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось под­линное произведение искусства. (9) Однако можно развить свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы назы­ваем вкусом.

(10) Что такое искусство? (11) Почему оно имеет очарова­тельную магию власти над человеком? () Искусство нередко на­зывают глубоким источником наслаждения. (13) Миллионы

людей наслаждаются изображением прекрасных человеческих тел, удивительных пейзажей на полотнах великих художников, очищают душу и мысли волшебными звуками музыки, драгоцен­ным поэтическим словом. (14) Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначенного для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков.

(15) Часто говорят, что искусство отражает жизнь. (16) Ко­нечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. (17) Но вряд ли простое отражение жизни, ее копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им.

(18) Искусство - форма познания мира. (19) Но методы ис­кусства совершенно не похожи на научные. (20) Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. (21) Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности чело­веческое тело. (22) Именно такая «неправильность» позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в по­вседневной жизни он просто не замечает. (23) Иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. (24) Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. (25) Может быть, это и есть главное предназначение искусства - позволить человеку познать самого себя.

(По М. Аксеновой)


^ 9. Задания к тексту

1) Из предложений 7-8 выпишите слово, образованное при-ставочно-суффиксальным способом, (поделок)

2) Из предложений 22-25 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного, (главном)

3) Из предложения 25 выпишите подчинительное словосо­четание со связью примыкания, (позволить познать)

4) Среди предложений 4-8 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. (6)

5) Среди предложений 17-25 найдите предложение с обо­собленным распространенным не согласованным определе­нием. (25)

6) Среди предложений 4—9 найдите сложноподчиненное пред­ложение с последовательным подчинением придаточных. (8)

7) Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и кон­текстного антонима. (5)


10. Сочинение

Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство. Почему оно обладает волшебной силой? Но каждый ответ по­кажет лишь одну из граней истины. Несколько ответов мы мо­жем найти в прочитанном тексте.

Автор статьи сначала говорит, что искусство является источником наслаэюдения. Но тут же он сеет сомнения. Рели­гиозные мотивы в литературе, живописи, музыке не предназна­чены для наслаждения. Скорее они вызывают страдание, или сострадание.

Выстраивая разговор как диалог с читателем, Мария Аксе­нова высказывает свою точку зрения ненавязчиво: искусство, отражая разные стороны э/сизни, помогает человеку познать мир и определить свое место в этом мире.

Что можно добавить к этому высказыванию? Каждое ис­тинное произведение искусства является уникальным. Художест­венный образ развивается, вынашивается в замыслах автором. Все то, что пережито, осмыслено творцом, проявляется в произведе­нии искусства. Некая недосказанность очаровывает нас. Даже страдание приносит очистительную, освежающую силу.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать часами, находя все новые грани совершенства. Настоящие ценители искусства советуют идти в музей не для того, чтобы пробежаться по всем залам, а посвятить это вре­мя одному-единственному шедевру. Вспомним героя очерка Г. Успенского «Выпрямила» Тяпушкина. Остановившись в Лувре перед скульптурой Венеры Милосской, он смог постичь «все от­тенки смысла» (Н. Гумилев), вложенные творцом в произведение.

Хочется войти в притягательный мир искусства, заду­маться о тайне красоты, почувствовать в себе стремление к творчеству. И калсдому из нас, берущемуся за творчество, при­ходит мысль о самом высшем проявлении этого процесса - ра­боты над собой. Началом этой работы может стать приобщение к искусству.




Тематический блок 3. Философия


^ 1. Ключевые слова

мировоззрение Философ материализм

убеждение философский идеализм

осмысление мыслитель эволюция

понимание смысл жизни отвлеченный

сознание свобода действительность

рассуждение истина общество


^ 2. Определение понятия философия

1. Одна из форм общественного сознания - наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки.


^ 3. Словарь сочетании

Мировоззрение цельное, стройное, передовое, научное, прогрессивное, материалистическое, идеалистическое, религиоз­ное, коммунистическое, антинаучное.

Мировоззрение (чьё?) поэта, писателя, критика, философа, ученого...

Формирование, становление, эволюция, развитие, измене­ние, характер... мировоззрения.

Формировать, вырабатывать, отстаивать...мировоззрение.

^ На мировоззрение влиять, откладывать отпечаток.

От мировоззрения зависеть.

Мировоззрение складывается, изменяется, зависит от чего-либо...

^ Если бы вы знали, как тяжело перестраивать свое миро­воззрение.


4. Проблемы

1) В чем смысл жизни?

2) Что такое свобода... добро, истина?

3) Счастье и совершенство.

4) Эволюция и революция.

5) Мировая бессмыслица и мировой смысл.

6) Самопознание.

7) Осмысление законов жизни.


5. Тезисы

1) Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, сча­стья...

2) Свобода - это осознанная необходимость.

3) Счастье - это цель конечная, совершенство - бесконечная.

4) Основные противоречия жизни решаются путем естест­венного развития.

5) Бессмыслица - только исчезающая тень смысла.

6) Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.

7) Живя во времени, мы живем в малом. Через малое мы со­прикасаемся с вечным.


^ 6. Афоризмы, крылатые слова, высказывания

1) Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни (Ф.М. Дос­тоевский).

2) Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс).

3) Свобода - это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравст­венности (Юрий Бондарев).

4) Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано (Иван Бунин).

5) Революция как Сатурн - она пожирает своих детей (Георг Бюхнер).

6) А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, до­копавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неиз­веданной глубины (Юрий Бондарев).

7) Тот, кто жил лучшими стремлениями своего времени, жил для всех времен (Шиллер).

7. Аргументы 1) Какое переживание лирического героя выражено в стихо­творении А.С. Пушкина «Пророк»? Прежде всего это чувство тревоги, вызванное своей прежней поэтической деятельностью («духовной жаждою томим...»). И это чувство ответственности перед людьми, - чувство, обусловленное пониманием пророче­ской роли поэта. Поэт - такой же смертный человек, как и все люди. Но он отличается от них: ему дано видеть, слышать, пони-

мать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Это дает право пророку «глаголом жечь сердца людей».

2) Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров (И. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаи­вает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспо­коенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

3) В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необ­ходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Анд­рея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей... Целью этого пути является обрете­ние смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счаст­ливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили незави­симо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

4) Образ Мастера позволяет М. Булгакову в романе «Мастер и Маргарита» поставить проблему смысла творчества, ответст­венности творца, за свой талант. Мастер наделен способностью понять, что есть благо, «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар поможет спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности любить, творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдерживает борь­бы за него, отказывается от своего творения, сжигает его. Может

быть, поэтому «он не заслужил света, он заслужил покой»? Каж­дый из героев Булгакова получает то, что ищет. И в этом высшая справедливость.


8. Текст

(1)Направление деятельности душевной вытекает из соотно­сительности души человеческой с некоторыми идеалами как гра­нями деятельности, как ее последними целями... (2) Эти идеалы есть истина, добро и свобода. (3) Вне соотношения к ним - нет жизни для души; нет для нее деятельности, как только прекратит­ся в ней различие истинного от ложного, доброго от злого и раб­ства от свободы.

(4)Всеведение есть первое назначение человека, и мыслен­ное по всему отношение - есть первое содержание его жизни. (5)В этом его верховный долг, и на это же - неограниченное у него право. (6) Заметим, что под «всем» мы разумеем «не пред­метное» что-либо, не все мироздание. (7)Возможно, что есть в нем некоторые части, навсегда и безусловно закрытые для его ощущения, для его представления или мышления.

(8) Но под «всем» мы разумеем полноту задатков к «веде­нию», которое уже от начала содержатся в разуме его и навсегда определяют собой грани того, что может быть узнано, вмещено им в себя.(9) В соответствии со сказанным, нет никакого права на усилие скрыть истину от себя ли или от других. (10) И всякое по­добное усилие, как не опирающееся ни на какое право и противо­речащее основному долгу, есть первое преступление в человеке.

(11) Добро есть второе назначение человека, и его осуществ­ление есть второе содержание его жизни: приведение внешней действительности в гармонию с миром идеалов, скрытых в той части человеческой природы, которую мы называем чувством. (12) Есть три постоянные и несводимые друг к другу идеалы, влечение к которым первозданно в человеке: нравственное, спра­ведливое и прекрасное.

(13) Что эти идеалы разнородны можно видеть из единичных фактов, в которых они не совмещаются.(14) Так, в знаменитой притче о блудном сыне, возвращающемся с раскаянием к отцу, право последнего - не принять сына, обязанность же нравствен­ная - принять. (15) Прекрасное вовсе не имеет отношение к нрав-

ственному: всякий поступок, дурной или хороший, может быть внешне красив, привлекателен.

(16) Свобода есть третье назначение человека, и ее осущест­вление есть третье содержание его жизни. (17) Свободу нужно здесь понимать как внутреннюю, так и внешнюю. (18) Первая зависит в отсутствии боязни выразить свое внутреннее содержа­ние, и она зависит от нас. (19) Вторая есть отсутствие наружных стеснений для этого выражения и она зависит от других.

(20) В этом наружном стеснении иногда выражается вера, убеждение, предполагаемый долг со стороны других, и оно мо­жет быть, таким образом, простой ошибкой. (21) Напротив, во внутренней боязни всегда сказывается равнодушие к истине и излишняя любовь к себе, к своему положению между людьми.

(22) В трех идеалах заключено внешнее мерило хорошего и дурного для человека, независимое от внутренней его удовлетво­ренности.

(23) В гармонии совести своей с тремя указанными идеалами человек имеет неразрушимое ядро для своей деятельности, вос­ходящей по праву и необходимости к Воле, создавшей его перво­начальную природу.

(По В. Розанову)


^ 9. Задания к тексту

1) Из предложений 5-6 выпишите слова, образованные суф­фиксальным способом, (верховный, предметное)

2) Из предложений 8-9 выпишите все союзы, (но, и, или)

3) Из предложений 2-3 выпишите подчинительное словосо­четание со связью согласование, (эти идеалы)

4) Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение, включающее односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения. (6)

5) Среди предложений 1-6 найдите предложение с необо­собленными распространенными приложениями. Напишите номер этого предложения. (1)

6) Среди предложений 8-14 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. На­пишите номер этого предложения. (13)

7) Среди предложений 6-10 найдите такое, которое соединя­ется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напиши­те номер этого предложения. (7)


10. Сочинение

Василий Розанов затрагивает тему смысла жизни. Он зада­ет вопросы, что есть цель человеческой жизни. Как истина, добро и свобода, главные и постоянные идеалы, связаны с разу­мом, чувством и волей? В самом слове смысл (СЪМЫСЛ) есть со-мыслъ, совместная мысль. Свои мысли автор сопрягает с мыслями своих современников.

Несмотря на сложность философского осмысления, мы по­лучаем ясные ответы. Смысл человеческой жизни - это истина, добро и свобода. Потребность в истине - это долг и право ра­зумного человека. Добро связано с чувством, с идеалами влечения к которым неистребимо в человеке. Наконец, свобода. Очень ин­тересно рассматривает философ диалектическое соотношение внутренней и внешней свободы.

Используя яркий пример и убедительные умозаключения, Ро­занов утверждает взаимосвязь истины, добра и свободы с разу­мом, чувством и волей: «В гармонии совести своей с идеалами человек имеет неразрушимое ядро для своей деятельности. Он считает, что все направление своей деятельности человек полу­чает от природы.

Я думаю, что выводы Розанова звучали убедительно для со­временников. Сейчас мало кто задумывается над философскими вопросами. Но мне близки этические аспекты сложного вопроса, общий эмоциональный настрой статьи. Умные мысли наполня­ют меня духовной энергией. Современная жизнь распадается на части, а здесь есть попытка соединить все начала в человеке.

От вопроса о смысле жизни нам никуда не уйти. Невоз­можно заменить иллюзорными делами и иными мыслями. Наше время таково, что все кумиры рушатся один за другим. Остает­ся жизнь, сама жизнь во всей своей неприглядной наготе. Давно на Синайских высотах всем людям и навеки поставлена задача -понять смысл жизни, вкусить хлеб жизни.

Герой романа Ф.М. Достоевского пытается переделать мир. Но это не возможно. Однако и мир не может изменить себя. Автор использует библейскую символику, создающую вто-

рой план сюжета. Идея и живой процесс жизни пришли в про­тиворечие. Жизнь победила теорию. Писатель указывает: нуж­но начинать новую жизнь, чтобы новые поиски были связаны с нравственными нормами жизни. И тогда каждый, как герои Булгакова, получит то, что ищет: Истину, Добро, Свободу...

Отсюда ясно, смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным. Можно только доби­ваться его осуществления. Каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться! Главное, чтобы приближение к поиску смысла жизни приносило нам радость и наполняло наше сердце счастьем.








оставить комментарий
страница1/3
Дата06.09.2011
Размер0,63 Mb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  8
не очень плохо
  4
средне
  10
хорошо
  13
отлично
  40
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх