Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького \"На дне\". \" Пьеса «На дне», написанная в 1902 год icon

Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького "На дне". " Пьеса «На дне», написанная в 1902 год


Смотрите также:
Русская литература XX века 20-90-х годов...
Пьеса Горького «На дне»...
Проблематика пьесы Горького На дне...
Проблематика пьесы Горького На дне...
План: Актуальность пьесы Горького «На дне». Что спасает: ложь или правда?...
Д. Житомирский напути к исторической...
Разработка урока литературы в 11 классе с элементами коммуникативного обучения «Правда в пьесе М...
История русской литературы XX века (20-90-е годы)...
          Впервые напечатано отдельной книгой, под заглавием «На дне жизни»...
План цитатный 4 3 Пьеса «На дне». Отражение действительности, острота проблем. 5...
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне»...
Б. А. Смердов следы на дне аральского моря...



Загрузка...
скачать
"Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького "На дне".)"

Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, показала, что в русскую литерату-ру пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа соци-ально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для напи-сания любой пьесы. «На дне» – это пьеса, которая явилась итогом всего увиден-ного, пережитого и созданного ранее.
Пьеса «На дне» – обвинительный акт капиталистическому обществу, кото-рое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.
Обитатели «дна» - «выломившиеся» из жизни люди, но, в отличие от героев ранних рассказов, Горький показывает их как людей, лишенных чувства протеста. Писатель не знакомит нас с историей жизни своих героев, о ней говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Внимание дра-матурга сосредоточено не столько на судьбах отдельных людей и возникающих противоречиях между ними, сколько на течении жизни всех персонажей в целом.
Горький не ограничился изображением одной из наиболее характерных со-циально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней про-тивопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мни-мый и подлинный гуманизм.
В обсуждении этих больших вопросов в той или иной мере принимают уча-стие почти все ночлежники. Для пьесы характерны диалоги и монологи, раскры-вающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Из обита-телей ночлежки Горький особенно выделяет странника Луку.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к вы-воду, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников. Он высту-пает как утешитель, желающий ободрить или же примирить человека с его безра-достным существованием.
Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «правед-ную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Один человек, ко-торого знал Лука, свято верил в эту землю. Трудно ему приходилось в жизни, и в особо тяжкие минуты эта вера в «праведную землю» помогала ему не терять при-сутствия духа. «Одна у него радость была – земля эта…»
Но однажды столкнула его судьба с одним ученым, у которого было много разных книг, планов и карт. Попросил тот человек показать ему на карте ту зем-лю. Но ученый не нашел такой земли, оказалось, не существовало ее на свете. Разлетелась мечта этого человека, которую он лелеял в своей душе. На самом же деле эта «праведная земля» была ложью от начала до конца, и он это прекрасно знал, но жил этим обманом, потому что он давал ему хоть какую-то надежду, по-могал выжить. Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем.
Подобная утешительная ложь лишь на время успокаивает человека, уводя его от тяжелой реальности. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности.
Утешительная ложь во благо человеку, «не всегда правдой душу выле-чишь», – такова философская позиция Луки. Такая позиция неприемлема для Горького, он называет Луку жуликом, обманщиком. Однако эти высказывания не следует воспринимать буквально. Ложь не приносит Луке никаких выгод. сужде-ние о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием истинного гума-низма. Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Мнимый гуманизм призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие. Проповедни-ки, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против соци-альной несправедливости. Они выступают как примирители с жизнью, в то время как необходимы гуманисты, призывающие к коренной перестройке социального мироустройства.

"Рассказ Луки про "праведную землю"."

Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она». Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама она любит мечтать и ждет чего-нибудь необыкновенного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а Клещ возмущается: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Бубнов и Барон утверждают, что люди врут из желания «подкрасить душу». Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос-от всех жалел и нам так велел». Рассказывает историю из своей жизни о том, как он воспитывал грабителей (заставил их сечь друг друга), а потом дал им хлеба. Если бы он не пожалел их тогда, они бы убили его и попали в тюрьму или Сибирь, где их вряд ли научили бы добру. Клещ кричит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем он виноват, твердит, что всех ненавидит, и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит Клеща за злобу и гордыню: «Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... Возит и — молчит!» Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел — и все зря. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается отправиться на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уходить с ним, обещает бросить воровство, начать работать (он грамотный). Он не кается, потому что не верит в совесть, но чувствует, что надо жить иначе. Его ни разу в жизни никто не называл иначе как вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что не любит его и что он плохо обошелся с ее сестрой. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег», которые ей нужны, чтобы развратничать. Наташа же, по его словам, сумеет удержать его. Лука советует Наташе выходить за Пепла, потому что больше ей идти некуда, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первых побоев, а потом обещает удавиться. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет... Он ни бить, ни любить не может... Я знаю! Он больше на словах удал...» Вошедший Костылев отсылает Наташу ставить самовар. Пепел говорит Наташе, чтобы она больше не слушалась Костылева, Василиса подзадоривает Пепла, сталкивая его с мужем, однако Лука успокаивает Пепла. Костылев говорит Луке, что человек должен на одном месте жить, «а не путаться зря по земле». По его мнению, человек должен работать, чтобы от него была польза. Человеку нужна не всякая правда, нужно уметь молчать, жить праведно, никому не мешать, никого не осуждать, зря людей не мутить. Лука отвечает загадкой: «Я говорю — есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь — родит». Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена сошлась с мастером, они хотели отравить Бубнова, он злился и бил жену, а мастер злился и бил Бубнова. Мастерская была записана на жену, Бубнов сильно пил и в результате остался ни с чем. Появляется Актер. Он хвастается, что сегодня не пил, а работал (подметал улицу) и заработал деньги на дорогу. Сатин декламирует вслух стихи Пушкина («Песнь о вещем Олеге») — «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» Затем рассказывает о себе: в юности он хорошо плясал, играл на сцене, смешил людей, но защищая честь сестры, убил человека, попал в тюрьму, которая совершенно его изменила. Появляется Клещ, опечаленный тем, что пришлось продать все инструменты: нужны были деньги на похороны Анны. Теперь он не может работать. Сатин советует ему ничего не делать: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется... Подумай — ты не станешь работать, я — не стану... еще сотни... тысячи, все! — понимаешь? Все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?» Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду. Слышатся крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя приводят Наташу, которую Василиса избила и обварила ей ноги кипятком. Прибегает Медведев, которого Костылев просит арестовать Ваську-вора. Появляется Пепел, с размаху бьет Костылева и убивает его. Василиса кричит торжествующим голосом, что Пепел убил ее мужа и зовет полицию. Пепел хочет убить и ее, но его удерживают. Сатин вызывается быть свидетелем — защищать Пепла. Неожиданно Наташа заявляет, что Пепел с Василисой сговорились и убрали мешавших им людей — ее и Костылева, проклинает сестру и Пепла. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция

(1-2) «Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).

Вниманием к широкому зрителю во многом объяснялось обращение Горького к драматургии. На театральных подмостках люди не просто видели, а испытывали вместе с героями отвращение к мраку и надежду на свет. Пьеса “На дне”, которая не сходит с отечественной сцены и обошла крупнейшие театры мира, запечатлела частичное, несмелое пробуждение человека к жизни – чему и поклонялся драматург.

Название “На дне” рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит “на дне”? “На дне” чего, только ли жизни? Может быть, и души? Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение.

Пьеса М. Горького оказалась новаторской по теме и идее. Это во многом сказалось на её форме.

Что такое человек? В чем смысл его существования? Нужна ли человеку жалость? Эти извечные вопросы раскрываются в произведении “На дне”, поэтому пьеса имеет непреходящее значение.

Особенностью, новаторством в пьесе можно считать смешение бытовой стороны жизни героев, социальных, философских и психологических конфликтов.

Бытовая сторона жизни ночлежников описывается очень детально. Горький изображает нищенскую среду обитания героев. Они живут в подвале, похожем на пещеру. “Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой, ” – показывает писатель.

Прослеживается в описании условий жизни людей писательская позиция. Автор критикует среду обитания ночлежников и считает недопустимым существование в таких античеловеческих условиях. Ночлежники являются представителями разных слоев общества. Они изображаются грубыми, озверевшими, жадными людьми, судьба которых – влачить жалкое существование. Конечно, у них есть свои заветные мечты. Актер мечтает о былой студенческой славе, Настя мечтает о большой любви. Пепел хочет вернуться к праведной жизни, а Клещ мечтает о честном труде. Но Горький показывает, что его герои не способны изменить ситуацию, в которой они оказались по стечению жизненных обстоятельств. Ночлежники не могут выбраться из “трясины”, в которую попали. В большинстве своем эти люди слабохарактерные, безвольные, слабые духовно.

Заметную перемену в их скучную, однообразную жизнь вносит странствующий проповедник Лука. В пьесе он играет роль утешителя слабых и угнетенных людей. Нужно отметить, что в пьесе нет главных героев. Все представители ночлежки олицетворяют собой единый собирательный образ одного человека, оказавшегося на “дне жизни”. Принцип, которому Лука следует на протяжении всей своей жизни, очень прост: “Ты надейся, ты – верь!” Вся философия Луки сжата в одном изречении: “Во что веришь, то и есть. ” Лука играет роль наркотика, своеобразного лекарства, к которому люди привыкают и от которого исцеляются. Пеплу он советует начать новую жизнь в Сибири с Наташей, Анне советует спокойно, без тревоги, умереть, Актеру говорит о возможности победить алкоголизм в бесплатной лечебнице. Но Пепел оказывается в тюрьме, Актер повесился, Анна скончалась. Оказывается, что утешительная философия Луки приносит не пользу, а вред. Умудренный опытом жизни Лука пришел к выводу, что человек достоин жалости, и он щедро одаряет ею ночлежников. Но на самом деле Лука примиряет человека с жестокой действительностью. Философия луки – ложь, но во благо человека. Эта ложь не принесет никому пользы, хорошая жизнь благодаря ей временна. Философии Луки противопоставляется философия Сатина. Он считает, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку. Сатин понял, что Лука лгал из-за жалости к людям: “Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Ложь как “религию хозяев” воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как “религию богов”, выражающую их слабость, неспособность бороться, склонность к терпению, примирению. Всей пьесой Горький разоблачает утешительство Луки. После его ухода ночлежники понимают, что Лука их \"поманил куда-то, а дороги не указал.” Автор считает, что горькая правда лучше, чем сладкая ложь. Таким образом, Горький придерживается мнения Сатина и считает его самым честным и справедливым героем пьесы. По этой причине именно устами Сатина автор произносит монолог о величии, важности человека. Сатин восклицал: “...Человек – это звучит гордо! …Все в человеке и все для человека!” В пьесе “На дне” автор подчеркивает “текучесть” жизни, возможность каждого человека оказаться “на дне жизни”. Речь героев полна афоризмами, которые несут в себе философский смысл. В авторских ремарках выражается отношение Горького к тому или иному конфликту, событию.

Новаторство Горького-драматурга является и в том, что он поставил в пьесе проблему подлинного и мнимого гуманизма. Он первый поставил ее так широко и так страстно, побудив задуматься над этой проблемой миллионы людей во всем мире.

Отрицание мнимого гуманизма поэтому и приобрело здесь такую силу, что ему было противопоставлено подлинное человеколюбие, основанное на вере в способность человека реально изменить мир. Вдумываясь в образы “дна”, миллионы людей говорили себе: даже если отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя – значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле – значит, эта вера неугасима; если даже во мраке ночи , когда “путь-дороги не видать”, человек не поддается отчаянию – он найдет дорогу. И миллионы людей на всех языках повторят вдохновенные слова из пьесы “На дне”: “Человек – вот правда!”, “Человек – это звучит гордо!”, “Все в человеке и все для человека!”.




Скачать 92,12 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер92,12 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх