Практические занятия icon

Практические занятия



Смотрите также:
Экзамен. 02 июня 2012, суббота 11. 00 15. 35 Введение в специальность. Лекции...
Правила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности «Стандартизация и...
Комплекс образовательной профессиональной программы (опп) по специальности 220201 «Управление и...
Рабочая программа дисциплины (модуля)...
Рабочая программа дисциплины (модуля)...
Темы для преподавания в 2012-2013 уч г. (30 занятий)...
С. П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания общеcтвознания...
Курс осенний семестр Лекции читает зав кафедрой профессор, д м. н. Павленко Тамара Николаевна...
1 семестр (36 ч лекций, 36 ч практических занятий)...
Курс Практические и семинарские занятия по внутренним болезням Занятия проводятся в осеннем и...
Памятка для студентов гр. Сапр-61-63 по изучению дисциплины «физика» ( 3 семестр)...
Курс: пятый Семестр: Аудиторные занятия: Лекции 16 Практические занятия 16 Автор: Нестеров...



скачать

  1. Практические занятия




Тема № 1: «Проблематика и поэтика романа И.А. Гончарова «Обломов»»




  1. Противоречие в характере Обломова и его душевная драма. Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге ( 1 часть).

  2. Социально-психологические корни и нравственная сущность «обломовщины», ее влияние на становление личности героя. Значение главы «Сон Обломова» в реализации идейного замысла романа.

  3. Анализ 4-ой главы второй части. «Обломовщина» в романе.

  4. Проблема психологизма в романе. Портрет и его роль в раскрытии характера. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына.( часть2,3)

  5. Драматический финал судьбы Обломова (часть 4). Обломов как «тип русской жизни».




Индивидуальные вопросы и задания




  1. Художественная деталь и ее роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

  2. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об Обломове и «обломовщине».

Тексты:

  1. Гончаров И. А. Полн. Собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997 -…

  2. Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.

  3. Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.



Литература по теме

  1. И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования/отв.ред.: С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. М.: ИМЛИ РАН: Наследие.2000. (Литературное наследство. Т. 102). (Библиография и примечания в конце статьи. С. 639-773)

  2. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.

  3. Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.

  4. Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.

  5. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. М.-Л., 1962.




  1. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова – романиста. М.-Л., 1962. (Гл. 2).

  2. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1970.

  3. Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (К вопросу о соотношении нравственного и социального в романе)// Русская литература. 1982. № 3.

  4. Кантор В. Долгий навык ко сну. Размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов»// Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 149-185.

  5. Первая международная конференция памяти И.А. Гончарова// Русская литература. 1992. № 1. С. 240-241.

  6. Страхов И.В. Методы психологического анализа в художественном изображении характеров. Учебное пособие по спецкурсу. Саратов, 1978.

  7. Анненский И. Вторая книга отражений. Гончаров и его Обломов // Анненский И. Книга отражений. М., 1979.

  8. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: мир творчества. СПб., 1997.

  9. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.

  10. Овсянико-Куликовский Д.Н. Илья Ильич Обломов. Обломовщина и Штольц // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 231-273.



Тема № 2: «Проблематика и поэтика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»




  1. Найдите характерные реалии быта, пейзаж, описания поведения героев, темы их споров, суждения о науке и искусстве и т.д., характеризующие эпоху 60-х гг. 19 века.

  2. Анализ 10-ой главы романа как отражение социального конфликта в русском обществе.

  3. Базаров. Приемы и принципы создания образа (портрет, роль диалога, любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии характера героя и т.д.).

  4. Анализ сцены смерти Базарова. Базаров и «базаровщина».

  5. Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Русская критика 60-х гг. о романе.




Индивидуальные вопросы и задания




  1. Сравните два портрета – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Какова роль портрета?

  2. Эпилог и его роль в романе «Отцы и дети».

  3. Письма Тургенева, статья «По поводу «Отцов и детей»».



Литература




  1. Тургенев И.С. Полн. Собр. соч.: В 28 т. Т. 8, 14. М.-Л., 1964, 1967. Письма. Т. 4. М.-Л., 1962. (№ 1214).

  2. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты.

  3. Бялый Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.-Л., 1967.

  4. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

  5. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети». М., 1982.

  6. Троицкий В.Ю. Книга поколений (о романе И.С. Тургенева Отцы и дети»). М., 1972.

  7. Шаталов С.Е. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в литературно-общественном движении // Литературное движение эпох. М., 1979.

  8. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 19.

  9. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века (30-е – 50-е годы). Л.,1982. С. 186-203.

  10. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994.

  11. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.



Тема № 3: «Жанр, конфликт, композиция романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»»




  1. Сюжетно-композиционная структура романа «Что делать?». Особенности жанра (гл. 1, 2, 3, 23 «Особенный человек»).

  2. Проблема положительного героя. Принципы создания образов «новых людей» в романе. Проблема эмансипации женщины. Образ Веры Павловны. «Особенный человек» в романе.

  3. Проблема революции и социалистического будущего в романе. Идейно-композиционная функция снов в романе.




Индивидуальные вопросы и задания




  1. История создания и публикации романа.




Литература




  1. Чернышевский Н.Г. «Что делать?» (Серия «Литературные памятники»).

  2. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века. Л., 1974.

  3. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П.Скафтымов; сост. В.В.Прозоров, Ю.Н. Борисов. М., 2007.

  4. Тамарченко Г.Е. Чернышевский - романист. М., 1976. С. 133-231.




  1. Руденко Ю.К. Роман Н.Г. Чернышевского. Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

  2. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: художественное творчество/ Учебное пособие по спецкурсу…М., 1984.

  3. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.




Тема № 4: «Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»»




  1. Сюжет, композиция и система персонажей в повести.

  2. Художественные принципы изображения Н.С.Лесковым любовной интриги.

  3. Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:

-) описание быта, роль художественной детали;

-) пейзаж;

-) фольклорные элементы в повести;

-) роль рассказчика и др.

4. Повесть Н.С. Лескова и опера Д.Д. Шостаковича.


Литература




  1. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-1959.

  2. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996 -…

  3. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.

  4. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.

  5. В мире Лескова. М., 1983.

  6. Столярова И.В. Трагическое в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981, №4. С.77 – 94.

  7. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.



Тема № 5: «Гроза» А.Н. Островского. Своеобразие драматического конфликта.




  1. Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с «темным царством». Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта.

  2. Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.

  3. Жанровое своеобразие пьесы «Гроза». Трагедийное начало в пьесе.



Индивидуальные вопросы и задания




  1. Роль внесюжетных персонажей (Кулигин, Феклуша),их связь с основным конфликтом в драме.

  2. Реалистическая символика пьесы.

  3. Сценическая история образа Катерины.




Литература

  1. Островский А.Н. Гроза // Островский А.Н. Полн. Собр. соч.: В 16 т. Т. 2. М., 1949.

  2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.-Л., 1963.




  1. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967.

  2. Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

  3. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н. Островского // В середине века. М., 1988. с. 275- 300.

  4. Лебедев Ю.В. Русская классическая литература 19 в. (Вт. Пол.). М., 1990. С. 153-178.

  5. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1955.

  6. Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. М.-Л., 1961.

  7. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.

  8. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974.

  9. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974.

  10. Кошелев В.А. «Все счастливые семьи» // Север. 1986. № 3.

  11. Бабичева Ю.В. Театр Островского : Тексты лекций по истории русской литературы 19 в. Вологда, 1986.




Тема № 6: «Принципы целостного анализа лирического текста».




  1. Специфика лирики как литературного рода.

  2. Принципы целостного анализа лирического текста:

-) монографический целостные анализ и целостный анализ по тем или иным уровням (срезам) текстам;

-) художественное произведение как целостная эстетическая система;

-) композиция как построение, организующее в целое единство все компоненты текста (тему и идею, формы выражения авторского сознания – лирический субъект, лирический персонаж, лирический герой и т.д.);

-) лирический сюжет;

-) художественное пространство и время;

-) стих (метр, ритм, строфика, звуковая организация, рифма);

-) поэтический синтаксис;

-) поэтическая лексика и стилистика (в узком смысле);

-) единство плана содержания и выражения;

-) проблема соотношения текста и контекстуальной системы, элементом которой является анализируемый текст (разные периоды творчества, в течение которых анализируемые тексты получают неодинаковую стилевую (в широком смысле) направленность (романтизм, реализм) в зависимости от стилевой доминанты данного периода творчества).


3. Сюжет в лирике:

-) основа лирического сюжета – движение мысли и чувства лирического субъекта;

-) «лирическое событие» (Ю.М. Лотман) трактуется как «переживание»;

-) компонентом лирического сюжета является «мотив» (см. работы Б.В. Томашевского и др.);

-) «основной мотив» (Т.И. Сильман) содержит концентрацию лирического чувства, другие мотивы выполняют поясняющую функцию: «экспозиция», «толчок» - начало лирического события, развитие – «повтор ситуаций» и т.д.


Литература

  1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. С. 438-441.

  2. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986. С. 10-23.

  3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 23, 183-185, 423, 425, 557-558.

  4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103-113.

  5. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. (Гл. 1).

  6. Специальный практикум по анализу литературных произведений (из опыта Смоленского пединститута): Методич. разработка. М., 1979.

  7. Учебный материал по анализу поэтических текстов. Таллинн, 1982. См. также др. выпуски этого «Учебных материалов…».

  8. Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

  9. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981.

  10. Мальчукова Т.Г. Память поэзии (О сравнительно-типологическом изучении классической лирики): Уч. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1985.

  11. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя / Анненкова Е.И., Румянцева Э.М., Семанова М.Л. и др. М., 1987. (Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826-1836 годов).

  12. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

  13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика // Пер. с фр. М., 1989.

  14. Тарланов Е.З. Анализ поэтического текста. Петрозаводск, 2000.

  15. Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, 1989.

  16. Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебные материалы по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 1987. С. 27-56.

  17. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Л., 1984.

  18. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

  19. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

  20. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. (Первое издание – 1925 г.)

  21. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1975.

  22. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.




Тема № 7: Анализ лирического текста (2 часа)


Ф.И. Тютчев

«Есть в осени первоначальной…»; «Предопределение»; «Как океан объемлет шар земной»; «Смотри, как на речном просторе…»; «Две силы есть – две роковые силы…»


«^ Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

История создания и публикация текста. Проблема текста и контекста.

Драматический характер фабулы и композиции (три части единой смысловой конструкции; пространственно-временные связи.

Лирический сюжет : экспозиция; «толчок»; движение лирического сюжета; основной мотив.

Лирический герой и героиня ( лексика, синтаксис, стилистические повторы ,ритм, рифма, метр)


Литература

  1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.

  2. Тютчев Ф.И. Лирика: В 2-х т. М., 1965.

  3. Пигарев К.В. Тютчев и его время. М., 1978.

  4. Маймин Е.А. Философская лирика Тютчева // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 175-200.

  5. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем. Т. 9. М., 1950.

  6. Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970. с. 9-75.

  7. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 155-199.

  8. Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии». Некрасов и Тютчев // Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С. 100-150.

  9. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 565-594. (Или см.: Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990).

  10. Гаспаров М.А. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990.

  11. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. с. 465-483.



Тема №8: Анализ лирического текста (2 часа)

А.А. Фет

«Ты отстрадала, я еще страдаю…»; «Старые письма»; «Как беден наш язык…»; «Какое счастие: и ночь, и мы одни!»; «Еще весны душистой нега…»



Литература

  1. Бухштаб Б.Я. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

  2. Руднев П. А.А. Фет: личность, поэзия, поэтика // Фет А.А. Стихотворения. Петрозаводск, 1986. С. 5-21.

  3. Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебный материал по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 2987. С. 27-56.

  4. А.А. Фет и русская литература: XV Фетовские чтения. Курск – Орел, 2000.




Тема № 9: Муза, поэт и поэзии в лирике Н.А. Некрасова




  1. Принципы и приемы анализа лирического стихотворения.

  2. Предшественники и современники Н.А. Некрасова о поэте и поэзии (поэты-декабристы, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, А.К. Толстой).

  3. Анализ стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» или «Блажен незлобивый поэт»:

-) лирический сюжет;

-) слово о стиховом контексте;

-) другие приемы создания образа (звукопись, размер, синтаксис).


Литература

  1. Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем: В 15 тт. Т. 1-3. Л., 1981.

  2. Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964. Ижевск, 1978.

  3. Н.А. Некрасов и русская литература. М., 1971. (Ст. Б.О. Кормана).

  4. Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М., 1971.

  5. Некрасовские сборники. Т. 1-10. М., 1961 -19..

  6. Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., 1982.

  7. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1988.

  8. Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему. М., 1985.




Скачать 99,66 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер99,66 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх