Программа по предмету сольфеджио для учащихся 1-7 классов дши по оп «Инструментальное исполнительство» icon

Программа по предмету сольфеджио для учащихся 1-7 классов дши по оп «Инструментальное исполнительство»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа по предмету сольфеджио для учащихся 1-5 классов дши по оп «Инструментальное...
Программа по предмету по выбору история костюма для учащихся 1-5 классов дши по оп «Театральное...
Отчет о проведении Областного конкурса учащихся дмш и дши по теории и сольфеджио в рамках XXXI...
Программа фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «На семи ветрах»...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности (направлению) 070101...
Рабочая программа рассчитана на 210 часов за 2 года при недельной нагрузке 3 часа (на основании...
Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности...
Программа рассчитана на четыре года обучения по 3 часа занятий в неделю...
Рабочая программа для учащихся 2-4 классов Составитель...
Программа выездных мастер-классов для преподавателей дмш и дши на базе гоу спо «Вольское...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Рабочая программа по предмету «Английский язык» 6 класс...



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Обь»



Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________200 г.





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

ДШИ г. Обь

________________Рожок Л.Н.



УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету


СОЛЬФЕДЖИО


Для учащихся 1-7 классов ДШИ

по ОП «Инструментальное исполнительство»,

«Вокально-хоровое исполнительство»

^ Возраст учащихся 7-16 лет


г. Обь

2002

Пояснительная записка


Предмет сольфеджио является одной из музыкально-теоретических дисциплин в Детской школе искусств наряду со слушанием музыки, музыкальной литературой.

Круг задач предмета сольфеджио обширен: сольфеджио способствует расширению музыкального кругозора учащихся, развитию музыкальных данных (слух, ритм, память), творческих способностей, ставит своей целью воспитание теоретически и практически грамотных музыкантов.

Данная образовательная программа опирается на требования, утвержденные Министерством культуры СССР в 1984,1991гг,Программу -конспект по сольфеджио для исполнительских отделений ССМШ (автор-О.Л.Юкечева), Программу по сольфеджио для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования (автор-Т.А.Калужская).

Программа рассчитана на одно групповое занятие в неделю с учебным планом: с 1по 5 класс-1,5 часа,6-7 класс-2часа (повышенный уровень).

Преподавание курса сольфеджио делится на 2 этапа: первый этап обучения охватывает с первого по четвертый (младшие классы), второй-с пятого по седьмой (старшие классы).

Программа первого этапа обучения включает следующие разделы:

-теоретические сведения;

-развитие ритмического чувства;

-развитие вокально-интонационных навыков;

-развитие ладового мышления;

развитие гармонического слуха;

-воспитание внутреннего слуха и музыкальной памяти;

-диктант;

-творческие упражнения;

-требования на контрольном уроке в конце года.

Второй этап обучения представляет собой комплекс следующих разделов;

-теоретически сведения;

-интонационные упражнения и сольфеджирование;

-слуховой анализ;

-диктант;

-творческие занятия;

-требования на контрольном уроке в конце года (1-4, 6 класс);

- требования на переводном экзамене (5класс);

- требования на выпускном экзамене (7класс) - для тех учащихся, которые благодаря психофизическим данным, воле, терпению, трудолюбию и повышенному интересу к учебе, включая музыкальные способности выше средних, учились в 6 и 7 классе по повышенному уровню.

Теперь дадим краткую психофизическую характеристику обучающихся по возрастным группам, соответствующим каждому классу:

^ 6-7 лет-1класс.

В этом возрасте у ребёнка быстро развивается речь, осмысленное восприятие, зачатки наблюдательности. Ребёнок готов запоминать, мыслить рассуждать. Прием в школу (в том числе и музыкальную) дает ему возможность познать новый мир, общение со сверстниками, учиться слушать другого, как преподавателя, так и одноклассника.

Задача учителя на первом этапе - научить детей элементарным навыкам музыкальной грамоты, пения, чувства ритма. Учитель должен развить творческие способности в преодолении трудностей, разъяснить непонятные вопросы.

^ 8-11лет 2-4классы.

В этом возрасте ребёнок становится личностью. Он учится управлять своим поведением. Продолжают развиваться познавательные способности, формироваться внимание. У ребенка уже существует некоторая база начальных психических процессов- восприятие, память, мышление, воображение, что в сочетании с музыкальными задатками способствует развитию и формированию музыкального интеллекта и владению музыкально-теоретическими знаниями.

В каждом конкретном возрасте дети могут развиваться по разному. Девочки становятся более внимательными, сосредоточенными, заинтересованными, мальчики, наоборот, долго остаются в пределах младшего школьного возраста и только к 4-5 классу, начинают учиться более целенаправленно.

В данном возрасте у детей могут наблюдаться как более активный рост способностей, так и более пассивные, медленные его проявления.

^ 12-13лет (5класс).

Этот возраст является переломным как в психологическом, так и общеобразовательном смысле. За 5лет обучения ребёнок должен овладеть большей частью навыков, знаний и умений.

У него уже в достаточной мере развиты вокально-интонационные данные, ощущение метроритма, он имеет представление о музыкальных эпохах, стилях и может ориентироваться в разном музыкальном материале.

Дети, которые хорошо и относительно спокойно перенесут кризисный период, имеют возможность далее продолжить обучение в 6 и 7 классе по требованиям повышенного уровня. Конечно, и музыкальные данные, степень подготовленности, навыков, умений этих детей должны отвечать повышенному уровню обучения.

^ 14-16 лет (6-7 класс)

Такие дети сдают выпускной экзамен, как свидетельство выше перечисленного. Какие же требования предъявляются к учащемуся на заключительном этапе обучения?

Старшеклассник должен уметь обобщать, конкретизировать понятия, иметь свои суждения, различать и сопоставлять явления, делать самостоятельные выводы.

У ученика должна сформироваться воля-потребность в преодолении препятствий. Подросток должен уметь прилагать волевое усилие для мобилизации физических и интеллектуальных сил во имя достижения цели- в данном случае овладения навыком игры на инструменте и музыкальной грамотой и получения начального музыкального образования.

В данном возрасте у учащегося должны формироваться также волевые качества, как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность и при всём эмоционально положительный настрой.

К концу 7 класса учащийся должен представлять собою человека-единство личностных, межличностных и социальных отношений.

^ Результат личностного развития:

1.Человек образованный, владеющий определенными знаниями, умениями, навыками.

2.Человек самостоятельный, способный к саморазвитию, самообразованию, креативности.

3.Человек духовно богатый, высоконравственный, эмоционально чуткий и отзывчивый.

4.Человек гуманный, понимающий и уважающий других людей.

Результат межличностных отношений:

1.Человек коммуникабельный, воспитанный в результате взаимодействий с личностью педагога и коллектива.

2.Человек с гуманистической направленностью во взаимоотношениях, с самореализацией на благо общества, коллектива.

Результат социального развития:

1.Человек высоконравственный, высокообразованный, приносящий пользу обществу качеством своих знаний и умений.

2.Человек обладающий статусом свободы творчества, склонный к саморазвитию и самообразованию на благо общества «Я» - на благо других.

Условия реализации программы

Занятия по сольфеджио проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа в 1-5 классах и по 2 часа в 6-7 классах. Форма организации занятий – групповая. Количество учащихся в группе – 6-12 человек.

Непременным условием успеха процесса обучения является прочность усвоения учебного материала. Поэтому методика проведения занятий очень разнообразна. На занятиях используются различные методы обучения: словесные (объяснение), наглядные (используются различные наглядные пособия: таблицы, карточки, учебники), практические (упражнения воспроизводящие и творческие).

Домашние задания даются для закрепления пройденного в классе материала. Они должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Домашние задания могут включать все формы работы на уроке – интонирование, ритмические упражнения, транспонирование, письменные творческие и теоретические упражнения.

Контроль и учет успеваемости

^ Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса, самостоятельной письменной работы. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний, например, викторины.

^ Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, которые проводятся в конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май). В 5 классе проводится переводной экзамен. Итоговый контроль осуществляется в 7 классе в виде экзамена, который проводится в 2 этапа: письменный диктант (2 часа) и устно (2 часа).


^







Содержание программы




Первый класс


Теоретические сведения


Высокие и низкие звуки. Клавиатура. Регистр. Звукоряд. Гамма. Тон, полутон. Ступени. Метр, ритм. Слабая и сильная доли. Восьмые, четверти, половинные, целые длительности. Темп. Размер 2/4, 3/4. Тактовая черта. Лад. Мажор и минор. Мажорное и минорное трезвучия. Тоническое трезвучие. Тональность. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника. Опевание устойчивых ступеней. Строение мажорной гаммы. Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор. Понятие одноименной тональности. Транспонирование. Канон. Поступенное движение и скачки на кварту, квинту, октаву в мелодии. Реприза. Пауза. Затакт. Ознакомление – размер 4/4.


^ Развитие чувства метроритма

Длительности

Устные ритмические упражнения: воспроизведение ритмических рисунков мелодий с называнием ритмических слогов, узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Навыки тактирования с длительностями

Определение на слух размера при прослушивании музыкальных произведений. 2/4,3/4.Движение под музыку (ходьба,бег,танец).


^ Развитие вокально-интонационных навыков


Сольфеджирование мелодий с тактированием в размерах 2/4 и ¾ (в тональностях До, соль, Фа, Ре мажор).

Инструментальное и вокальное транспонирование несложных мелодий-попевок на секунду, терцию вверх и вниз.


^ Развитие ладового мышления


Определение на слух простейших ладовых моделей V-III-I, V-VI-III,V-IV-II-I,V-VI-VII-I , мажора и минора в звучащих музыкальных фрагментах.


Диктант


Ритмический диктант - устный и письменный (4-6 тактов). Мелодический диктант. Объём – от двух до восьми тактов. Интонационные трудности диктанта - объем в пределах октавы, движение поступенное и по устойчивым звукам. Письменное и устное транспонирование диктантов на секунду вверх и вниз.


^ Творческие упражнения

Сочинение песенок на заданный текст, ритм с выбором ладового наклонения. Запись сочинённых мелодий.

В конце 1 класса учащийся должен уметь:

1)написать под руководством преподавателя несложный диктант (4-8 тактов) в пределах октавы, включая поступенное движение или устойчивые звуки.

2) спеть гаммы До, Соль, Фа, Ре мажор вверх и вниз, в них устойчивые звуки, опевание устойчивых звуков.

3) дать определения: лад; тональность; мажор и минор, реприза, гамма, тоника, пауза, затакт. Строение мажорной гаммы.

4) определение на слух простейших ладовых моделей, мажора и минора; ритмических рисунков, размера.

5) сольфеджирование знакомых мелодий с несложных мелодий с листа в размере 2/4 и ¾ с тактированием.


^ Второй класс


Теоретические сведения


Виды минора: натуральный, гармонический. Мажорные и минорные тональности до двух ключевых знаков. Параллельные тональности. Размер 4/4. Ритмические группы четверть с точкой и восьмая. Затакт: четверть, восьмая, две восьмых. Паузы: восьмая, четверть, половинная. Интервалы. Количественная и качественная величина интервала. Цифровое обозначение интервалов.

^ Развитие чувства метроритма


Сохраняются формы ритмических упражнений 1 класса с учётом ритмических сложностей второго. Повторение данного ритмического рисунка на слоге. Простукивание ритмического рисунка мелодии, а также по нотному тексту, таблицам, карточкам. Узнавание мелодий по ритмическому рисунку.

Дирижирование в изученных размерах. 2/4,3/4,4/4.


^ Развитие вокально-интонационных навыков


Пение мажорных и минорных гамм (натуральный мажор и натуральный и гармонический минор) до 2 знаков при ключе.

Сольфеджирование одноголосных музыкальных примеров с дирижированием: разучивание, пение с листа в размерах 2/4,3/4,4/4.


^ Развитие ладового мышления

Пение тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов типа V-I, I-VII-II-I, V-IV-VI-V и др. (на слог, с называнием звуков, с использованием лесенки). Работа с характерными интонационными формулами гармонического минора. Слуховое закрепление моделей натурального мажора, натурального и гармонического минора V- III -I ,V –VII- I,III- II -VII – I.

Пение пройденных интервалов в тональности и вне тональности одно- и двухголосно м2,б2,м3,б3,ч4,ч5 на ступенях мажора и минора.

Устное и письменное транспонирование в пройденные тональности.

Определение вида минора в звучащем музыкальном произведении.


^ Воспитание творческих навыков


Досочинение мелодии на слог, сочинение мелодических вариантов фразы, импровизация на заданный текст или ритм, подбор баса или второго голоса к мелодии.

Диктант


Ритмический: устный и письменный в объёме предложения.

Письменный диктант в объёме 4-8 тактов (мелодический).

Степень сложности диктанта соответствует метроритмическому и ладовому опыту класса (тональности до двух знаков).


Развитие гармонического слуха

Пение интервалов (3,5,6,8).Способом «наслаивания» или двухголосно.

Пение мажорного и минорного трезвучия такими же способами.


^ В конце 2 класса учащийся должен уметь:

1.Записать одноголосный диктант (4-6 тактов) 1,5 часа.

2.Сольфеджировать с дирижированием знакомый музыкальный пример.

Спеть с листа мелодию, включающую несколько скачков (II-V-I, V-II-I, V-VII-I).

Выполнение с листа ритмического рисунка, включающего паузы, слогами

Слуховой анализ видов минора, ступеней лада, интервалов с определением качества, мажорного и минорного трезвучий.

Исполнение собственной песенки с аккомпанементом (по желанию).

3.Теоретические сведения:

-виды минора: натуральный,гармонический и мелодический.

Тональности до 2-х знаков (включая параллельные).
Параллельные тональности (определение и пример).

Размеры 2/4,3/4,4/4

Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых и все пройденные.

Затакт. Пауза.

Интервал (определение, цифровое обозначение,2 величины интервала).

^ Третий класс


Теоретические сведения


Мажорные и минорные тональности до трёх ключевых знаков включительно. Три вида минора. Размер 3/8. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Вокальная и инструментальная группировка длительностей. Обращение интервалов. Обращение трезвучий. Простая одночастная, трёхчастная формы.

Главные трезвучия лада. Переменный лад. Интервалы б6,м6.Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях по специальности.


^ Развитие чувства метроритма


Сохраняются формы работы, усвоенные во втором классе. Учитываются новые ритмические сложности. Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей в размерах 2/4,3/4,4/4,3/8.

Размеры ¾.4/4,3/8,ритмические диктанты в этих размерах.

Ритм

Исполнение группами ритмических партитур.


^ Развитие вокально-интонационных навыков


Работа ведётся в тональностях до трёх знаков включительно.

Пение мажорных и минорных гамм (три вида минора) в определённом размере и ритмическом рисунке, тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях.

Сольфеджирование одноголосных примеров по цепочке с предварительным установлением очерёдности и без неё. Мелодических оборотов типа I-V-VI-V-II и др. В различных видах минора, устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением, пройденных интервалов, диатонических секвенций, мелодий в переменном ладу, интервалов двухголосно и с обращениями.


^ Развитие ладового мышления


Слуховое закрепление моделей натурального мажора и трех видов минора.

Упражнения выполняются в тональностях до трёх знаков включительно.

Пение тонических трезвучий и их обращений в тональностях до трёх знаков включительно.

Пение мелодий и интонационных упражнений в переменном ладу.

^ Развитие гармонического слуха


Пение интервалов вверх и вниз в тональности и от звука, двухголосно.

В слуховом анализе аккордов – не только определение обращений мажорного и минорного трезвучий, но и цепочки из 2-4-х аккордов в тональности.

Цепочки из 4-5-ти аккордов задаются для построения, интонирования и проигрывания на фортепиано в несложном ритмическом оформлении.


Диктант


Различные формы устного диктанта, воспроизведение на слух мелодии или ритмического рисунка.Письменный диктант – в объёме 6-8 тактов. Возможно использование в качестве диктанта русской протяжной песни как примера неквадратного мышления.

В запись включаются все пройденные ритмические группы, скачки III-VI, VI-III, II-V (вниз), VI-II, II-VI, VII-III, III-VII, а также движение по звукам обращений тонического трезвучия.


^ Творческие упражнения


Импровизация мелодии (песни) на заданный текст, заданный ритм.

Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.

Запись сочинённых мелодий.


^ Результатом 3 года обучения является следующее:

Запись одноголосного диктанта в объёме 6-8 тактов.

Сольфеджирование с дирижированием знакомой мелодии.

Пение с листа мелодии, пение (сольно и ансамблем) интервальных цепочек.

Слуховой анализ видов минора, интервалов в тональности и от звука, трезвучий в музыкальном фрагменте.
^

Знать определения:


-тональности до трёх знаков при ключе;

-три вида минора;

-обращение интервалов;

-обращение трезвучия;

-главные трезвучия лада;

-переменный лад;

-интервалы (его величины, обозначение, определение);

-игра на фортепиано, трезвучий с обращениями, параллельных трезвучий,

трезвучий главных ступеней.


^ Четвёртый класс


Теоретические сведения


Тональности до четырёх знаков включительно. Виды мажора: натуральный, гармонический и мелодический. Хроматизм вспомогательный и проходящий. Ритмическая группа восьмая с точкой и шестнадцатая. Внутритактовая синкопа в простом размере. Триоль восьмых. Размер 6/8, несложные ритмические группы в нём. Тритоны. Доминантсептакорд с разрешением как каденционная гармония.

Трезвучия главных ступеней .Модуляция.


^ Развитие чувства метроритма


Ритмические группы восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль восьмых отрабатываются во взаимодействии со всеми усвоенными ранее ритмическими фигурами во всех видах упражнений.

Особое внимание уделяется размеру 6/8 + пройденные размеры (2/4,3/4,4/4,3/8).


^ Развитие вокально-интонационных навыков


Пение гамм в пройденных тональностях в различном ритмическом оформлении, в виде канона.

Сольфеджирование одноголосных музыкальных примеров с дирижированием.

В пройденных размерах (2/4,3/4,4/4,3/8,6/8).


^ Развитие ладового мышления


Пение гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов, раннее пройденных интервалов в тональностях.

Упражнения выполняются во всех пройденных тональностях.

Интонационное и слуховое закрепление всех видов минора.


^ Развитие гармонического слуха


Необходимое усложнение форм работы, усвоенных в третьем классе.

Построение и пение цепочек из 6-8 аккордов в одноголосном и трёхголосном вариантах: Т – D64 – T6 – S – S6 – T64 – D7 – T.

В слуховой анализ входят похожие комплексы меньшей протяжённости. Сольфеджирование двухголосных примеров. Приобретение навыков гармонического анализа нотного текста.


^ Воспитание внутреннего слуха

и музыкальной памяти


Определение на слух и осознание жанровых особенностей, характера, структуры произведения, лада, интервалов, аккордов, размера, темпа.

Устное транспонирование по памяти в небольшом объёме.

Мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней, доминант - септаккорда, пройденных интервалов, тритонов в мажоре, и гармоническом миноре.

Знакомство с функциональной окраской T,S,D.


Диктант


Ритмический диктант применяется как вспомогательная форма работы для усвоения ритмических фигур и особенно для освоения размера 6/8, особенностей его группировки.

В одноголосном диктанте сохраняется многообразие форм. Объём диктанта – 8-10 тактов. Все интонационные и ритмические сложности органично включаются в практику диктанта по мере их усвоения.

Несложные двухголосные диктанты в объёме 6-8 тактов

( с интервалами ми,ч5,б3,м3,ч8,ч4) в тональностях до 4-х знаков.


^ Результатом 4 года обучения является письменное задание:

1.Запись одноголосного диктанта, включающего в себя несколько скачков в сочетании, движение по звукам обращений главных трезвучий лада, разнообразные ритмические фигуры с шестнадцатыми.

2.устный ответ - сольфеджирование ранее пройденной мелодии.

Пение тритонов с разрешением. Пение цепочки из 4-6 аккордов.

Определение на слух вида мажора или минора, интервалов и аккордов вне тональности и в тональности, цепочки из 3-4 аккордов в тональности.
^
Теоретические сведения:

-тональности до 4-х знаков включительно;

-три вида минора;

-хроматизм, модуляция;

-тритоны, б7, м7 в тональности и от звука;

-септаккорд. д7.

-трезвучия главных ступеней;

-обращение трезвучий.

^ Пятый класс


Теоретические сведения


Тональности до пяти ключевых знаков включительно. Квинтовый круг. Параллельные, одноименные тональности. Буквенное обозначение тональностей. Отклонение и модуляция. Модуляция в параллельную тональность и тональность доминанты. Размеры 3/8 и 6/8 в сравнении, все ритмические группы в них.

T,S,D с обращениями, Д7,ум3 5 на VII ст.

Интонационные упражнения

и сольфеджирование


Пение гамм: ровными длительностями с называнием ключевых и случайных знаков, в различных метроритмических вариантах. Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием отдельных ступеней типа III-IV- IV#V; III-II-II-I

Пение интервальных цепочек в одноголосном и двухголосном вариантах. Пение всех известных аккордов от звука вверх с разрешением в возможные тональности.

Пение аккордовых цепочек одноголосно и многоголосно в том числе T,S,D с обращениями, Д7.

Разучивание и пение сольфеджио и с текстом одноголосных и двухголосных музыкальных примеров в пройденных тональностях.

Транспонирование выученных мелодий на секунду и терцию.

Пение одноголосных секвенций с пройденными ритмическими группами, двухголосных тональных секвенций.


^ Слуховой анализ


Распознавание видов мажора и минора в гаммообразном движении и в мелодии.

Определение на слух всех пройденных интервалов в разных регистрах.

Определение на слух всех пройденных аккордов.

Определение на слух аккордовых цепочек, состоящих из 5-6 аккордов.

Осознание на слух характера произведения, лада, формы, ритмических особенностей.


Диктант

Одноголосные диктанты записываются во всех регистрах (с использование басового ключа).

Интонационные сложности включают сочетание скачков на сексту и септиму, ходы на тритон, движение мелодии по звукам пройденных аккордов.

Объём одноголосного диктанта –8-10 тактов.

В двухголосных ритмических диктантах используются более простые ритмические фигуры.

^ Воспитание чувства метроритма


Ритмические упражнения с пройденными длительностями, также, ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4,3/4,4/4. Размер 6/8.Синкопы.


^ Творческие задания


Гармонизация мелодии в фактуре (использование фигурации).

Сочинение гармонического сопровождения к мелодии с использованием известных ритмических фигур и пауз.

Сочинение мелодий различного характера, жанра (песня, танец, марш);

Мелодий с интонациями пройденных интервалов, движением по звукам пройденных аккордов (3/5.Д7,ум35).


Итогом 5 года обучения является переводной экзамен.

Экзамен проходит в 2 этапа:

1.письменно (1,5часа)

2.устно(1,5часа)


1.Запись одноголосного диктанта в объёме 8-10 тактов.

2.Сольфеджирование одноголосного и простейшего двухголосного музыкального примера наизусть.

Пение с листа мелодии с интонациями пройденных интервалов и с движением по звукам пройденных аккордов (Д7,ум35).

Пение пройденных интервалов и аккордов изолированно и в последовательностях (диссонирующие интервалы и аккорды интонируются с разрешением).

Слуховой анализ отдельных интервалов и аккордов вне тональности. Определение обращений доминантсептаккорда по разрешению. Анализ последовательности из 6-7 аккордов.

Теоретические сведения:

Понятия: квинтовый круг тональностей, период предложения, коденция, фигурация, хроматизм, отклонение, модуляция тональности до 5 знаков включительно.

Ритмические группы

В размерах 2/4,3/4,4/4

в размере 6/8

Интервалы: м7 на VII ступени в мажоре, ум7 на VII ступени в гармонических ладах, тритоны с разрешением.

Обращения главных трезвучий, трезвучий от звука, ум35 на VII ступени.

Д7 от звука с разрешением.

Буквенные обозначения тональностей. Определение по нотному тексту элементов музыкального языка и модуляции.


^ Шестой класс


Теоретические сведения.

Тональности до шести ключевых знаков включительно. Пентатоника. Энгармонически равные тональности. Размеры 3/2, 2/2, 6/4. Более сложные виды синкоп.

Виды трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное). Вводный септаккорд с разрешением. Отклонение и модуляция в родственные тональности. Анализ строения периода, его тонального плана. Музыкальная терминология. Гармонический мажор. Характерные интервалы, тритоны.

Обращения Д7 с разрешением, ум35 на II ступени в миноре и гармоническом мажоре, минорная субдоминанта в гармоническом мажоре, уменьшенный VII 7.


^ Интонационные упражнения

и сольфеджирование


Сохраняются прежние формы работы. Интонационные упражнения выполняются во всех пройденных тональностях (хроматизм, модуляция, движение по звукам пройденных аккордов и интервалов).

Пение характерных интервалов и тритонов вверх и вниз от звука с разрешением и определением тональности. Пение характерных интервалов и тритонов в тональности.

Пение интервальных цепочек (8-10 интервалов).

Пение модулирующих одно- и двухголосных секвенций.

Пение от звука обращений доминантсептаккорда с разрешением в мажоре и миноре,ум35 на второй ступени.

Пение в тональности VII7 с разрешением, S аккордов в гармоническом мажоре.

Пение однотональных аккордовых последовательностей в форме периода, включающих все пройденные аккорды.

Пение одноголосных секвенций, двухголосных секвенций, модулирующих секвенций (по 2 вверх и вниз). Построение и игра на фортепиано в определённом метроритмическом оформлении аккордовых цепочек с одновременным интонированием одного из голосов.

Все упражнения с интервалами и аккордами выполняются одноголосно и многоголосно.

Разучивание и пение с листа одноголосных музыкальных примеров в пройденных тональностях с разнообразием ритмических рисунков, во всех пройденных размерах.

Транспонирование с листа одноголосных примеров на секунду и терцию вверх и вниз.


^ Слуховой анализ


Сохраняются виды упражнений, усвоенных в пятом классе.

Определение на слух тритонов и характерных интервалов в мелодии, пройденных составных интервалов, обращений доминантсептаккорда по разрешению.


Диктант


В одноголосном диктанте при сохранении разнообразных форм предпочтение отдаётся диктанту с предварительным анализом, самостоятельной записи мелодии и записи мелодии, звучащей с гармоническим сопровождением. Работа ведётся во всех пройденных тональностях. Объём диктанта – период. В мелодии используются все интервалы, характерные для гармонических видов мажора и минора, хроматические проходящие и вспомогательные звуки, секвентное развитие. В метроритмический комплекс входит весь предыдущий опыт. Запись одноголосных диктантов проводится в разных регистрах.

Объём двухголосного диктанта не превышает 8 тактов.


^ Результатом 6 года обучения является следующее:

1) Запись одноголосного диктанта в форме периода.

Степень сложности диктантов соответствует требованиям, перечисленным в разделе «Диктант».

2) Пение в тональности характерных интервалов и тритонов с разрешением.

Пение однотональной аккордовой последовательности, состоящей из 7-8 аккордов.

Слуховой анализ отдельных интервалов вне тональности и аккордов в тональности.

Анализ однотональной аккордовой последовательности из 6-7 аккордов.


^ Седьмой класс


Теоретические сведения


Правописание хроматической мажорной и минорной гамм. Смешанные и переменные размеры. Внутридолевая синкопа. Составные интервалы. Энгармонизм интервалов. Виды септаккордов. Септаккорд II ступени (для подвинутых учеников). Каденции в периоде. Анализ строения периода, тонального плана, каденций в произведениях для сольфеджирования.

Пентатоника. Лады народной музыки.

Модуляция в родственной тональности.


^ Интонационные упражнения

и сольфеджирование


Сохраняются прежние формы работы: пение гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.

Пение хроматической гаммы фрагментами от устоя к устою, сочетание диатонического и хроматического движения.

Пение упражнений, основанных на проходящем и вспомогательном хроматизме.

Пение последовательностей из 8-10 интервалов.

Пение в тональности всех изученных аккордов.

Разучивание и пение с листа одноголосных музыкальных примеров во всех мажорных и минорных тональностях с использованием известных видов мажора и минора, с отклонениями и модуляциями, с метроритмическими сложностями.

Транспонирование одноголосных примеров в тональности до пяти знаков, двухголосных – на секунду вверх или вниз.


^ Слуховой анализ


Определение на слух простых и составных интервалов, всех видов трезвучий, основных септаккордов лада и обращений доминантсептаккорда.

В работе над гармоническим многоголосием сохраняются формы, усвоенные в шестом классе: определение на слух интервалов в ладу, и от звука; аккордов в ладу и от звука.

Определение на слух однотональных аккордовых последовательностей в форме периода (анализ по предложениям); модуляций в праллельную тональность, тональность Д, II ступени.

Анализ фрагментов музыкальных произведений в форме периода с точки зрения структуры, каденций, тонального плана.


Диктант


В одноголосном диктанте приоритет отдаётся записи мелодий после предварительного группового анализа, самостоятельной записи под контролем педагога и записи мелодий, звучащих с сопровождением; активное используются тембровые диктанты. Остальные формы одноголосного диктанта сохраняются как вспомогательные. Мелодия диктанта включает в себя хроматические звуки (вспомогательные, проходящие). Используются все изученные размеры.

Объём двухголосного диктанта – 8 тактов. Период однотанальный и модулирующий.

^ Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Ознакомление с размерами 9/8,12/8


^ Творческие задания


Разучивание и пение с сопровождением несложных песен Ф. Шуберта, романов А. Гурилёва, В. Варламова, А. Алябьева. Предполагается анализ структуры, мелодии, гармонии этих произведений.

Сочинение и запись мелодий различного характера, формы.


^ Результатом 7-летнего обучения является выпускной экзамен, который проходит в 2 этапа:

1.Письменно-2часа

2.Устно-2часа

Запись одноголосного однотонального диктанта в форме периода. Интонационные и ритмические трудности мелодии соответствуют перечисленным в разделе «Диктант».

Пение с листа одноголосного музыкального примера, сложность которых соответствует требованиям раздела «Интонационные упражнения и сольфеджирование». Сольфеджирование мелодии на наизусть с дирижированием (из сборника Сольфеджио,ч.1 Одноголосие (Калмыков,Фридкин), Сольфеджио 6класс (Т.Калужская). Транспонирование одноголосия на секунду вверх или вниз.

Пение в тональности характерных интервалов и тритонов, доминантсептаккорда и его обращений с разрешением.

Пение заданной однотональной аккордовой последовательности, состоящей из 6-8 аккордов, интервалов вверх и вниз от звука.

Слуховой анализ 8-10 интервалов и 6-8 аккордов.

Гармонический анализ однотонального периода повторного строения.

Ансамблевое исполнение несложного дуэта (на усмотрение педагога).

Определение на слух мелодической модуляции в тональность первой степени родства(на усмотрение педагога).

^ Теоретические сведения

Понятия : родственные тональности, модуляция в родственные тональности.

Параллельные, одноименные, энгарманически равные тональности.

Хроматическая гамма.

Все виды размеров (простые, сложные, смешанные, переменные)

Все тональности

2вида мажора, 3вида минора

Лады народной музыки (ознакомление)

Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы

Группировки в смешанных размерах

Интервалы : диатонические, простые и составные, тритоны, характерные интервалы

Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, ум 35 на VII и II ступенях в мажоре и миноре и от звука; Септаккорды VII ступени, Д7 с обращениями и с разрешением, в VI ст. (для подвинутых), II ступени; ув35 в мажоре и миноре (для подвинутых).


^ Методическая литература


Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке: Методическое пособие. – М.: Кифара. – 1994.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – М., 1984.

Белая Н. Активизация мышления на уроках сольфеджио в ДМШ. - М.: Издательство «Зарекс».

Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. Издание третье, исправленное. – М.: Музыка, 1978.

Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. – Л., 1967.

Выготский Л. Вопросы детской психологии. – С.-П.: Союз, 1999.

Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха. – М.-Л., 1948.

Голицына Л. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся хоровых студий: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. психолог. наук. – М., 1995.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.

Дисциплины музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений): Программа для Музыкального лицея НГК им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 1998.

Карасёва М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха: Автореф. дисс. в виде монографии на соиск. учён. степ. д-ра искусствовед. – М., 2000.

Котляревская-Крафт М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. – Новосибирск, 2002.

Крафт М.А. Промолчать не смогу…Затронуть струны детской души. – Новосибирск, 2000.

Кузнецова О. Руководство по проведению дидактических игр на уроках сольфеджио в ДМШ. – Новосибирск, 2000.

Кутонова Т. Некоторые формы работы над развитием чувства метроритма на начальном этапе. – Кемерово, 1995.

Мальцев С. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика обучения: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. д-ра искусствовед. – С.–П., 1993.

Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

Методика обучения музыке младших школьников: Методический курс. – М.: МЭГУ, 1997.

Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов ВУЗов. –7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002.

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. – Л., 1985.

Немов Р. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. – М.: Просвещение, 1990.

Образовательная программа Детской хоровой студии «Веснянка» // Поёт Детская хоровая студия «Веснянка». – М.: .: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.

Оськина С. Внутренний музыкальный слух. – М., 1977.

Оськина С.Е., Парнас Д.Г. МузыкальныЙ слух. Теория и методика развития и совершенствования. – М., 2001.

Панкова О, Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одарённых детей. – Новосибирск, 1994.

Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио: Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М., 1998.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: сборник статей. – Л., 1970.

Сладков П. Основы сольфеджио. История. Теория. Методика. – М., 1997.

Современные методики сольфеджио: Программа (Проект). – М., 1989.

Сольфеджио: Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М, 1984.

Сольфеджио: Программа для средних специальных музыкальных школ (I – XI классы). – М., 1991.

Сольфеджио: Программа для средних специальных музыкальных школ. – М., 1966.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука – реформе школы) / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1998.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

Тютюнникова Т. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. искусствовед. – М., 1999.

Шатковский Г. Курс «Сольфеджио» в ДМШ (1-7 кл.). – Омск, 1991.

Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. Раздел I. Лад. – Омск, 1992.

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – М.: Сов. композитор, 1978.

Юкечева О. О динамизации урока сольфеджио в музыкальной школе. – Новосибирск, 1993.

Юкечева О.Л. Сольфеджио (программа-конспект) для исполнительских отделений ССМШ. 1 – 11 классы. – Новосибирск, 2000.


Учебная литература


150 американских джазовых тем. Выпуск I: Сост. и ред. В. Кисилёв. – М., 1994.

150 американских джазовых тем. Выпуск II: Сост. и ред. В. Кисилёв. – М., 1994.

Bach Peldatar. I часть. – Editio Musica Budapest.

Manen C. Вокализы.

Абелян Л. Забавное сольфеджио: Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Сов. композитор, 1982.

Агажанов А. Двухголосные диктанты. – М., 1962.

Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. – М., 1975.

Андреева М. От примы до октавы в трёх частях. – М.: Кифара.

Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору: Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7-х классов ДМШ. – М.: Сов. композитор, 1990.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I – II классов ДМШ. – М.: Кифара, 2000.

Базарнова В. Упражнения по сольфеджио. Выпуск I. – М.: Музыка, 2000.

Барабошкина А. Сольфеджио для 1, 2 классов ДМШ. - М., Музыка, 1995.

Богданец М., Печковская А. Учимся петь: Хрестоматия «Интонирование на уроках сольфеджио»: Учебное пособие для классной и домашней работы. – Новосибирск, 1993.

Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Ч. I.

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии: Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков в шести тетрадях. – С.-П.: Композитор, 1995.

Быканова Е., Стоклицкая М. Музыкальные диктанты для 1-4 классов ДМШ: Одноголосие. – М., 1979.

Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике для подготовительных групп ДМШ и школ искусств. - М.: Сов. композитор, 1991.

Вейс П. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио для подготовительного и первого классов ДМШ. - М.: Сов. композитор, 1987.

Гончарова Л. От ритмики к танцу. - Новосибирск, 2000.

Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1981.

Давыдова Е. Сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1982.

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1984.

Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1-7 классы). – М.: Кифара, 1998.

Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио. 2, 4, 7 классы. – М.: Престо.

Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. – М., 2002.

Калинина Г.Ф. Музыкальные прописи. – М., 2001.

Калинина Г.Ф. Пособие по сольфеджио. 2 класс. – М., 1997.

Калинина Г.Ф. Сольфеджио: рабочая тетрадь. 1-7 классы. - М., 2002.

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. I часть: Одноголосие. – М., 1984.

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. II часть: Двухголосие. – М., 1972.

Калужская Т. Сольфеджио для 6 класса ДМШ. – М., 1988.

Качалина Н. Сольфеджио. Вып. 1: Одноголосие. – М, 1981.

Кириллова В.А. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. – М., 2001.

Кончаловская Н. Нотная азбука. Изд. 5-е. – Киев, 1987.

Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. Подготовительный класс. 1-5 классы ДМШ. - Л.: Музыка.

Кузнецова О. Вокализы на уроках сольфеджио: Учебное пособие для ДМШ. – Нвосибирск, 1999.

Кузнецова О. Сольфеджио по моделям: Хрестоматия по сольфеджио для начинающих. - Новосибирск, 1996. - 16 С.

Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём: сольфеджио для 1-3 классов ДМШ: Учебное пособие. - М.: Сов. композитор.

Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для III – VIII классов ДМШ. – С.-Пб.: Композитор, 1997.

Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1972.

Музыкальные занимательные диктанты: Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ, 4-7 классы. – М., 2001.

Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. – М.: Престо, 2002.

Осколова Е.Л. Сольфеджио, ч. I, II. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

Островский А., Соловьёв С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. – М., 1976.

Панова Н. Рабочая тетрадь: Прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся I классов. – М.: Престо, 2001.

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 1. – М., 1992.

Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. – М., 1980.

Слуховой анализ в курсе сольфеджио: Хрестоматия для 4-7 классов ДМШ. – Л., 1983.

Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1976.

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1969.

Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс, 1-7 классы. - Ростов-на-Дону, Феникс.

Хромушин О. Джазовое сольфеджио: Учебное пособие, 3-7 классы ДМШ. – С.-П.: Северный олень, 1997.

Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс. – М.: Росмэн, 2001.

Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха: Начальный курс сольфеджио, часть II. – М., 2000.

Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа: РИЦ УГУИ, 2000.

Юсфин А. Сольфеджио на материале советской музыки. – М., 1975.








Скачать 307,14 Kb.
оставить комментарий
О.Л.Юкечева
Дата01.11.2012
Размер307,14 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх