Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права специальность 12. 00. 02 – конституционное право; муниципальное право icon

Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права специальность 12. 00. 02 – конституционное право; муниципальное право


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по научной специальности 12. 00. 02 Конституционное право...
Институт амнистии в россии: конституционно правовые начала 12. 00. 02 конституционное право...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00...
Планы семинарских занятий по предмету «Конституционное право России» Семинар по теме...
Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших...
Конституционное право на защиту семьи в уголовном законодательстве России...
Институт депутатского мандата в теории и практике народного представительства в России 12. 00...
Кафедра теории государства и права и конституционного права...
Тематика курсовых работ конституционное (государственное) право россии конституционное право...
Программа специальность 12. 00. 02 Конституционное право; муниципальное право Москва 2011...
Конституционно-правовой механизм взаимодействия субъектов российской федерации 12. 00...
Конституционный принцип гласности судопроизводства: правовое регулирование и практика реализации...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать




На правах рукописи


КОНОНОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ


ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


Специальность 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре конституционного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской академии правосудия».


^ Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Нудненко Лидия Алексеевна


Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

^ Авакьян Сурен Адибекович

доктор юридических наук, доцент

Комарова Валентина Викторовна


Ведущая организация: Уральская государственная юридическая академия


Защита диссертации состоится 26 октября 2009 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 170.003.01 в Российской академии правосудия по адресу: 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69а, ауд. 910.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии правосудия


Автореферат разослан 25 сентября 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор В.Е. Сафонов

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования предопределяется отсутствием в современной отечественной науке конституционного права монографических научных исследований, посвященных проблемам конституционно-правового регулирования отношений в области идеологического многообразия.

Идеологическое многообразие – категория многоаспектная. Во-первых, это категория социальная, имеющая своим содержанием реально существующие отношения в обществе, складывающиеся на основе признания за каждым лицом идеологической свободы и неприкосновенности а равно – конкуренции идеологических концепций в обществе и государстве. Во вторых, это категория юридическая. С объективной точки зрения идеологическое многообразие представляет собой одну из основ конституционного строя и конституционно-правовой институт. С точки зрения субъективной – это конституционное право лица на идеологическое многообразие. Ни один из юридических аспектов полноценного научного исследования на сегодняшний день не нашел.

К числу наиболее сложных неисследованных вопросов относится установление институциональной природы отношений идеологического многообразия. Сложность его заключается в том, что институциональный взгляд на явление становится возможным лишь тогда, когда существуют твердые научные представления о существе явления и тех приемах и способах, которыми регулируется отношения, составляющие его содержание. Вместе с этим, необходимость исследования данного вопроса объективна: есть норма ч. 1. ст. 13 Конституции РФ и мы как юристы должны понять как она «работает», каков механизм ее реализации в рамках всех регулятивных и охранительных средств отрасли конституционного права. В науке неоднократно отмечалось, что нормы права реализуются не сами по себе, а в комплексе с иными нормами, через правовые институты. И отрасль права достигает свои регулятивно-охранительные цели не посредством реализации отдельных норм, пусть даже максимально общих, а посредством правовых адекватного функционирования ее институтов. Институциональный взгляд на идеологическое многообразие позволяет рассмотреть его не только как конституционный принцип – основу конституционного строя, но и как правовую общность, органически вписанную в систему отрасли конституционного права.

С другой стороны, сложности институционального подхода к идеологическому многообразию обусловлены крайне скудными теоретическими представлениями о системе отрасли конституционного права в целом и конституционно-правовых институтах – в частности. Но эти сложности оказываются лишь стимулом к постановке и принятию попыток решения давних методологических проблем посредством теоретической и формально догматической разработки отдельной правовой общности. Традиционные представления о системе отрасли, бытующие в науке со времен дореволюционного государственного права, нуждаются в переосмыслении, поскольку не отвечают ни действительному состоянию современного конституционного права ни объективной природе самой его системы. В этом смысле институциональный подход к отношениям идеологического многообразия способствует дальнейшему развитию теоретических представлений об одном из фундаментальных признаков отрасли – ее системе.

Актуальность темы исследования связана также с динамичным развитием конституционного законодательства в сфере идеологического многообразия. В последнее десятилетие появились новые законы о политических партиях, противодействии экстремистской деятельности, противодействии терроризму, законы, регулирующие порядок реализации и ограничения отдельных конституционных прав. Множественны изменения, вносимые в избирательное законодательство. Все это актуализирует потребность доктринального осмысления происходящих процессов. Кроме того, накопилось достаточное количество практических и правоприменительных материалов, нуждающихся в научной оценке, выявлении проблемных мест и выработке практических рекомендаций.

Всестороннее, системное, критически-аналитическое осмысление процесса институционализации идеологического многообразия позволит: во-первых, сделать значимые для науки конституционного права теоретические заключения на малоисследованный спектр проблем; во-вторых, сформулировать практические выводы и рекомендации, касающиеся правил юридической квалификации разнообразных правовых ситуаций, возникающих в связи с реализацией права на идеологическое многообразие; в-третьих, придаст обсуждению проблем конституционно-правового регулирования идеологического многообразия боле конструктивный характер.

Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в связи с признанием за личностью идеологической свободы и неприкосновенности, и представляющие собой равную конкуренцию идеологических концепций в обществе.

Предметом исследования является институциональная конституционно-правовая форма нормативного регулирования общественных отношений в области идеологического многообразия.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является установление единой институциональной природы и взаимных связей конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в области идеологического многообразия.

В соответствии с поставленной целью устанавливаются следующие задачи, теоретическое решение которых составляет предмет настоящего диссертационного исследования:

  • выявление теоретических проблем и закономерных преемственных связей в развитии научных представлений об институциональной системе отрасли конституционного права в дореволюционный, советский и современной периоды;

  • определение понятия, сущности и назначения категории конституционно-правового института в системе отрасли; теоретическое обоснование предмета и метода как необходимых и достаточных признаков дифференциации и интеграции конституционно-правовых норм в институты;

  • установление предмета конституционно-правового регулирования в сфере идеологического многообразия, теоретическое обоснование единства и дифференциации отношений идеологического многообразия;

  • установление приемов и способов конституционно-правового регулирования отношений идеологического многообразия;

  • определение юридической конструкции конституционно-правового института идеологического многообразия, выявление ее структурных элементов;

  • обоснование сложносоставной юридической природы конституционно-правового института идеологического многообразия, установление его структурных элементов – подинститутов и взаимных связей между ними.

Методологическая основа исследования обусловлена объектом и предметом исследования во взаимосвязи с положенными целями и задачами. Общим методологическим основанием диссертационного исследования является диалектика, которая позволила всесторонне изучить поставленный предмет. Универсальное значение также имеют логические приемы анализа, синтеза, дедукции и индукции, системно структурный подход, которыми пронизано все исследование. Выявление теоретических проблем и закономерных преемственных связей в развитии представлений о системе отрасли конституционного права невозможно без применения историко-теоретической методологии. Определение понятия конституционно-правового института основано на теоретическом и формально-догматическом методах. Установление предмета конституционно-правового регулирования в области идеологического многообразия осуществлено при помощи социологической методологии, формально юридического и сравнительно-правового методов. Основным в исследовании методологии регулирования данных отношения явился формально-юридический метод в единстве с теоретическим. Юридическая конструкция и структурные элементы конституционно-правового института были выявлены при помощи формально-юридической, теоретической и сравнительно-правовой методологии.

Теоретическая основа исследования покоится на трудах отечественных и зарубежных юристов – специалистов конституционного (государственного) права и представителей теоретической и иной отраслевой юриспруденции.

В науке конституционного права проблема идеологического многообразия как конституционно-правового института не получила должной теоретической разработки. Вместе с этим, существует достаточно широкий круг исследований, прямо посвященных или косвенно затрагивающих проблемы системы отрасли конституционного права и конституционно-правовых институтов, ставших основой для настоящего диссертационного исследования. Среди них работы таких дореволюционных авторов, как А.С. Алексеев, И.А. Андреевский, А.Л. Блок, И.В. Васильев, З.А. Горюшкин, А.Д. Градовский, К.О. Дюгамель, В.В. Ивановский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.О. Куплеваский, Н.К. Нелидов, А.В. Романович-Славатинский, В.И. Сергеевич, В.В. Сокольский, М.М. Сперанский, С. Хапылев, Б.Н. Чичерин и др. Среди советских и современных авторов, занимавшихся вопросами системы отрасли и правовыми институтами, следует назвать С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, С.С. Алексеева, К.А. Архипова, О.А. Бабошина, М.И. Байтина, Н.А. Богданову, Н.В. Витрука, А.Я. Вышинского, Г.С. Гурвича, Л.И. Дембо, Д.А. Керимова, А.И. Кима, Е.И. Козлову, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, И.А. Конюхову, С.М. Корнеева, В.Ф. Котока, С.С. Кравчука, Н.Я. Куприца, О.Е. Кутафина, А.И. Лепешкина, В.О. Лучина, С.П. Маврина, Я.М. Магазинера, А.В. Малицкого, А.Х. Махненко, Л.А. Нудненко, В.С. Основина, Д.В. Петрова, В.К. Райхера, М.А. Рейснера, В.А. Ржевского, П.И. Стучку, Н.Н. Тарасова, И.П. Трайнина, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина, В.Ф. Яковлева, В.С. Якушева и др.

Проблематика идеологического многообразия представлена в литературе значительно скромнее. Среди специалистов, касающихся данных проблем в своих работах, можно назвать: С.А. Авакьяна, Е.М. Бабосова, С.А. Боголюбова, С.В. Васильеву, Н.И. Долидзе, Р.Г. Касимова, А.Н. Кокотова, Е.В. Колесникова, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, Н.В. Кузьминых, В.А. Мальцева, Р.В. Насырова, Л.А. Нудненко, Ю.Л. Парникеля, Ю.А. Проскворякову, К.В. Старостенко, А.А. Шантора и др.

Правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, отечественное конституционное законодательство. При проведении диссертационного исследования диссертант опирался также на современные зарубежные конституционные законодательства, отечественное дореволюционное и советское государственно-правовое законодательство. Широко использовались прецеденты Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации

Эмпирическую основу исследования составляют материалы отечественной судебной практики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это первое в отечественной науке конституционного права монографическое исследование, посвященное идеологическому многообразию как конституционно-правовому институту. Изложенные выводы и предложения имеют концептуальную и научно-практическую значимость для решения как фундаментальной теоретической проблемы системы отрасли конституционного права, так и для совершенствования конституционно-правового регулирования отношений идеологического многообразия с учетом их действительной институциональной природы.

На защиту выносятся следующие положения, получившие обоснование в настоящем диссертационном исследовании и в опубликованных автором работах, в которых нашла выражение научная новизна.

  1. В дореволюционной науке государственного права были заложены концептуальные основы современного понимания места конституционно-правовых институтов в системе отрасли конституционного права. Выявлено, что развитие научных представлений на сей счет напрямую зависимо от накопления теоретического знания о предмете отрасли, степени формально-догматической разработанности отдельных государственно-правовых институтов, а также связано с распространением исторической, догматической и сравнительно-правовой методологии в науке государственного права.

  2. Представления о системе отрасли конституционного права эволюционируют по институциональному пути. Только тогда, когда исследовательское внимание начинают привлекать отдельные конституционно-правовые институты, происходят качественные изменения в теоретических представлениях о системе отрасли. Это закономерно выражается в отрицании учеными привязанности (производности) системы отрасли к системе закона (конституции), приобретении проблемой системы отрасли относительно самостоятельного научного статуса.

  3. Система отрасли конституционного права является явлением относительным. Она относительна не по отношению к предмету отрасли, а по отношению к установленным и теоретически обоснованным взаимным связям между конституционно-правовыми институтами. При этом под конституционно-правовым институтом необходимо понимать систему норм конституционного права, выделенную в относительно самостоятельную институциональную общность на основе единой юридической конструкции по предметным и методологическим критериям.

  4. Установление предмета конституционно-правового регулирования в сфере идеологического многообразия напрямую связано с определением используемого законодателем в ч.1 ст. 13 Конституции РФ понятия «идеологическое многообразие». Под идеологическим многообразием предлагается понимать состояние общественной жизни, основанное на признании за личностью идеологической свободы и неприкосновенности, и представляющее собой равную конкуренцию идеологических концепций в обществе. При этом под состоянием следует понимать определенного качества уклад социальной жизни, порядок установления социальных связей, и отношений в сфере духовного воспроизводства. Под сферой же духовного воспроизводства понимается система общественных отношений, складывающихся между субъектами в результате реализации ими собственных идеологических концепций в ходе взаимного общения. Реализация может выражаться в поиске точек идейного соприкосновения, установления компромисса либо же наоборот – установления конкурентной борьбы между соответствующими концепциями. Качественной характеристикой такого состояния является идеологическая свобода (автономия) субъектов отношений, признание за их индивидуальными идеологическими концепциями независимости от воли третьих лиц. Принципиально в данном случае то, что внутренняя идеологическая свобода лица является исходной посылкой для установления возможности его общения с другими идеологически автономными лицами, а равно, признание невозможности вмешательства в идеологическую свободу лица со стороны других субъектов. Это состояние, наконец, является состоянием равной конкуренции, открытого диалога разнообразных идеологических концепций и их социальных носителей.

  5. Отношения идеологического многообразия складываются в политической, экономической, религиозной и социокультурной сферах общественной жизни. Они характеризуются качествами единства и комплексности. Единство проявляется в выделении по ряду общих признаков рода отношений в сфере идеологического плюрализма и, как следствие, родового феномена идеологического многообразия. Комплексность отношений проистекает из необходимости их дифференциации на отдельные виды сообразно сферам общественной жизни, в которых они имеют место. На данном основании выделяются различные виды идеологического плюрализма – политический, экономический, религиозный и социокультурный плюрализм, именуемые частными случаями идеологического многообразия.

  6. Отношения идеологического многообразия составляют исключительный предмет конституционно-правового регулирования, поскольку непосредственно либо опосредованно связаны с отношениями в сфере осуществления публичной власти и составляют одну из основ конституционного строя России.

  7. Отношения идеологического многообразия регулируются дозволительными приемами и способами. При этом дозволительное конституционно-правовое регулирование данных отношений во-первых, - юридически опосредует объективно сложившиеся общественные связи, отражая при этом их сущность, заключающуюся в идеологической свободе субъектов и свободной конкуренции идеологий в обществе и государстве. Во-вторых, - дозволительность регулирования идеологической свободы подчинена целям императивного регулирования властеотношений, основанных на конституционной, правовой и демократической государственности в России. В этом смысле, дозволительный метод регулирования не имеет самостоятельного распространения в конституционном праве и используется законодателем лишь постольку, поскольку инструментально необходим для реализации императивных конституционно-правовых предписаний.

  8. Специфика применения дозволительной методологии к отношениям идеологического многообразия в аспекте ее функционального предназначения позволяет их разграничить на две группы: во-первых, отношения, возникающие в связи с охраной идеологической свободы и неприкосновенности всякого субъекта конституционного права; во-вторых, отношения, возникающие в связи с реализацией субъектом собственной идеологической свободы вовне. Данное разграничение проводится по критериям специфики правонаделения, объема диспозитивности (абсолютной или относительной), признания или непризнания за субъектами правовой инициативы в установлении, изменении и прекращении соответствующих отношений.

  9. Понятие идеологической свободы как объективного правового явления, правового состояния общества и государства с точки зрения субъективного конституционного права представляет собой не что иное, как субъективное право на идеологический плюрализм. Данное право является содержанием всякого конституционно-правового отношения, возникающего на основе ч.1 ст.13 Конституции РФ. Связано это с тем, что реализация конституционного принципа невозможна вне правоотношения, содержанием которого являются права и обязанности. Конституционное право на идеологический плюрализм есть, таким образом, первичная субъективно-правовая форма реализации идеологической свободы субъекта и основное право, которым наделяются субъекты отношений в данной сфере.

  10. Содержание конституционного права на идеологическое многообразие распадается на два правомочия: первое – право на негативную идеологическую свободу, второе – право на позитивную реализацию собственной идеологической свободы в отношениях с иными лицами всеми законными способами. При этом право на негативную идеологическую свободу является универсальным по форме реализации применительно ко всем областям общественных отношений и составляет содержание абсолютного конституционно-правового отношения. Второе же правомочие с точки зрения формы подлежит дифференциации. Конституционное законодательство закрепляет открытый перечень таких форм, к коим относятся, в том числе, свободное волеизъявление, объединение, обращение, публичные мероприятия, разнообразные формы участия в управлении делами государства и местного самоуправления. В данном праве, как и в самом понятии идеологического многообразия, органически сочетаются единство и дифференциация его элементов.

  11. Конституционно-правовые ограничения права на идеологическое многообразия касаются исключительно второго правомочия – позитивной реализации идеологической свободы вовне. При этом необходимо различать две группы таких ограничений: первую составляют общие ограничения, распространяющиеся на все сферы и формы реализации данного правомочия и касающиеся всех субъектов, вторую - специальные, касающиеся отдельных форм реализации правомочия или специальных субъектов.

  12. Конструктивные элементы конституционного права на идеологическое многообразие – правомочия, корреспондирующие им обязанности и правовые ограничения и запреты, в той части, в которой они являются едиными для всех частных случаев идеологического многообразия, образуют необходимые и достаточные элементы юридической конструкции всего конституционно-правового института идеологического многообразия. Весь глубокий смысл теоретического исследования конструкции права на идеологическое многообразие, а не описания отдельных, на первый взгляд, мало связанных между собой прав и свобод личности, установления единства данной конструкции заключается в том, что она пронизывает все сферы общественных отношений, в которых присутствует идеологический плюрализм. Такое субъективное право выполняет функцию «скелета» для организации нормативного материала всего конституционно-правового института, обусловливает институциональное единство разрозненных и разнопорядковых нормативных предписаний. Практическое назначение конструкции права на идеологическое многообразие заключается в том, что она образует некоторую идеальную модель построения юридических связей между субъектами отношений в сфере идеологического многообразия. Данная модель может быть использована как в правотворческой деятельности, в процессе дальнейшего развития законодательства, регулирующего данные отношения, так и в процессе юридического разбора тех или иных правовых ситуаций.

  13. Комплексность отношений в сфере идеологического многообразия со всей необходимостью предопределяет сложносоставную природу конституционно-правового института идеологического многообразия. Специфичная широта предмета регулирования, наличие помимо рода отношений их отдельных видов, соответствующая им дифференциации приемов и способов регулирования обусловливают необходимость выделения обособленных в рамках института структурных элементов – подинститутов. На этом основании различаются подинституты политического многообразия, экономического многообразия, религиозного многообразия и социокультурного многообразия.

  14. Под конституционно-правовым институтом идеологического многообразия предлагается понимать систему норм конституционного права, регулирующих отношения идеологической свободы и ее реализации в политической, экономической, религиозной и социокультурной сферах, выделенную в относительно самостоятельную институциональную общность на основе единой юридической конструкции ч. 1 ст. 13 Конституции РФ по предметному и методологическому критериям.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно представляет собой первую в отечественном конституционном праве полноценную научную разработку проблем институционализации идеологического многообразия. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы будут способствовать дальнейшему развитию научных знаний о понятии и содержании категории «идеологическое многообразие», конституционно-правовых приемах и способах регулирования общественных отношений в данной сфере, системных взаимосвязях конституционно-правовых норм, регулирующих данные отношения, и многих других вопросах. Настоящее диссертационное исследование послужит также хорошим основанием для продолжения научных изысканий в рамках теории системы отрасли конституционного права.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и заключения могут быть напрямую использованы в правотворческой практике органов государственной власти Российской Федерации в части дальнейшего развития конституционного законодательства. Непосредственное значение имеют сделанные выводы и для правоприменения, поскольку реализация конституционно-правовых норм возможна исключительно в их институциональном смысле, попытка к выявлению которого предпринята в диссертации. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в научной работе и в процессе преподавания в высших учебных заведениях куса «Конституционное право Российской Федерации».

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертанта изложены в опубликованных научных работах общим объемом 7 п.л.

Положения диссертации используются автором в процессе преподавания курса «Конституционное право Российской Федерации» в Российской академии правосудия. Материалы и выводы по теме исследования многократно излагались и обсуждались на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях, научных семинарах и круглых столах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Самаре, Барнауле, Томске, Тамбове и других городах России. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры конституционного права Российской академии правосудия.

Структура и объем диссертации определяются предметом исследования, поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.





Скачать 412,71 Kb.
оставить комментарий
страница1/2
Дата02.09.2011
Размер412,71 Kb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх