Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 5) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 6) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13...
Программа дисциплины дпп. Дс...
Программа дисциплины дпп. Ф. 03 История России 1917 1941 гг. Цели и задачи учебной дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы ХХ века (1960-1990-е годы)»...
Программа дисциплины дпп. Ф. 10 Детская литература Цели и задачи дисциплины...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан_____________


"___" __________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.Ф.12 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


(ч.7)



  1. Цели и задачи дисциплины




Курс «История русской литературы 1940-1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного внутренними законами литературного развития и сменой социокультурных ситуаций в стране, поэтому в основу его положен принцип историзма.

Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов представление о русской литературе 1940-х – 1990-х годов как об исторически обусловленном этапе развития национальной культуры;

  • осмыслить неоднородность и многогранность современного литературного процесса и подготовить будущих педагогов к адекватному восприятию и интерпретации художественных текстов последних десятилетий.

Задачи дисциплины:

  • проследить влияние смены социокультурных ситуаций на литературный процесс и в соответствии с этим определить принцип периодизации развития литературы на современном этапе;

  • обозначить философские и эстетические позиции художников, принадлежащих различным литературным течениям.



2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения данного курса студенты должны усвоить основные этапы литературного процесса 1940-х – 1990-х гг., уметь соотносить явления литературы и факты общественно-политической жизни, определять особенности поэтики и проблематики произведений отдельных авторов.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры
^

Общая трудоемкость дисциплины


114

V1

Аудиторные занятия

68

Лекции

51

Практические занятия (ПЗ)

17

Самостоятельная работа

36

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

V1

4.Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции


Практические занятия
^

Лабораторные занятия


1.

Литература периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945).

4

2




2.

Литература послевоенного периода (1945 – 1956).

4

4




3.

Литература второй половины 50-х – начала 60-х годов.

6







4.
^

Основные проблемы развития литературы


1960-1990-х гг.

4







5.

Литература онтологического реализма:

ее проблематика и поэтика.

10

4




6.

Литература критического

реализма: традиция и новаторство.

8

6




7.

Экзистенциальный реализм в

русской литературе.

7

1




8.

Модернизм и постмодернизм как

явления нереалистической ветви

русской литературы 1960-х – 1990-х гг.




8







    1. Содержание разделов дисциплины.

1. Литература периода Великой отечественной войны (1941-1945)

Специфика периода Великой Отечественной войны (1941-1945) в истории русской литературы: следование традициям предшествующего периода, актуализация архаических форм и появление новых тенденций. Публицистические жанры, их особенности (И. Эренбург, А. Толстой, Л. Леонов, А. Платонов, К. Симонов, Б. Полевой). Развитие лирических жанров: стихотворная сатира (Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач), баллады военных лет (К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский), исповедальная лирика. Великая Отечественная война в творчестве М. Исаковского. Жанровое разнообразие произведений, посвященных войне ("Ой, туманы мои", "Огонек", "В лесу прифронтовом", "Под звездами балканскими", "Возвращение солдата", "Летят перелетные птицы").

Пути развития лиро-эпического жанра, жанрово-стилевое разнообразие поэм (Н. Тихонов, О. Берггольц, М. Алигер). "Василий Теркин" А. Твардовского –народно-героический эпос военных лет. Творческая история поэмы "Василий Теркин". Пафос "горькой правды". "За далью – даль" – лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы "дали" исторической и современной. Конкретность и обобщенность картин и образов поэмы. Вечное и современное (духовность, долг, совесть). Особенности поэтики.

Активизация романтической традиции в прозе и драматургии: "героическая повесть" и "эпическая драма" в творчестве Л. Леонова, К. Симонова. Историческая драматургия военных лет. Морально-психологический аспект драматических коллизий. Героические мотивы в драматургии военных лет ("Ленушка" Л. Леонова, "Бранденбургские ворота" М. Светлова).

Роман А.Фадеева "Молодая гвардия". Творческая история романа и судьба писателя.

Публицистика М.Шолохова периода Великой Отечественной войны. Рассказ "Наука ненависти", роман "Они сражались за Родину". Соединение патетико-героического и комически-бытового стилей.

2. Литература послевоенного периода (1945-1956)

Лирические поэмы первых послевоенных лет ("Твой путь" О. Берггольц, Вчера была война" М. Дудина, "Возвращение" А. Прокофьева). "Дом у дороги" А.Твардовского как крупнейшее произведение о судьбах Родины и народа, тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности. Стремление к описательности, риторике и иллюстративности в ряде произведений эпического жанра.

Тема Родины, ее прошлого, настоящего и будущего в романе "Русский лес" Л.Леонова. Философская проблематика романа.

Творчество В. Тендрякова, В. Овечкина, И. Эренбурга в преддверии «оттепели». Лирика Н. Заболоцкого, А. Твардовского, С. Маршака, А. Ахматовой, В. Луговского, Н. Асеева, Б. Пастернака, Л. Мартынова и др.

Творчество Пришвина 1940-50-х гг.: актуализация философской, этической проблематики; своеобразие понимания личности и общества. Роман "Осударева дорога" и повесть "Корабельная чаща" – последние крупные произведения Пришвина. Поэтическое богатство, жанровое новаторство: роман-сказка, повесть-сказка. Связь с классической русской литературой, народнопоэтической традицией.

Роль дневников в творчестве писателя: дневниковые книги – "Лесная капель", "Глаза земли" и др. их философское и морально-этическое содержание. Художественное своеобразие рассказов-миниатюр. Философско-лирический стиль Пришвина.

3. Литература второй половины 1950 – начала 60-х гг.

Общая характеристика периода 1950-1960-х гг. как периода "оттепели". Попытки постижения существенных противоречий социально-политического развития в конце 50-х – начале 60-х г. Проза Г. Николаевой, В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, В. Тендрякова, В. Овечкина. Традиционное и новое в трактовке времени, характеров и обстоятельств.

Ранние рубежи "деревенской" прозы. Становление и развитие ее в творчестве Ф. Абрамова, В. Шукшина, А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Б. Можаева, В. Распутина и др.

Новое изображение человека на войне. Обогащение проблематики и жанровое разнообразие прозы о Великой отечественной войне (К. Симонов, В. Гроссман, Ю. Бондарев, К. Воробьев, Г. Бакланов, В. Быков). "Судьба человека" М.Шолохова – рассказ о подвиге и трагедии русского солдата. Конкретно-историческое и общечеловеческое, эпическое и лирическое в рассказе. Рассказ Шолохова в контексте военной прозы 50-60-х гг.

Творчество А. Твардовского 60-х гг. Поэма "По праву памяти". История создания и публикации поэмы. Ораторский склад поэмы. Значение творчества и общественной деятельности А. Твардовского в русской литературе XX в.

Внутренняя полемичность "военной" прозы, отражение в ней споров о путях развития страны. Ю. Бондарев. Эволюция творчества. ("Батальоны просят огня", "Горячий снег"). Нравственно-философское осмысление тем жестокости и мужества на материале произведений В. Гроссмана, К. Симонова. "Жизнь и судьба" В. Гроссмана. Традиции масштабно-исторического подхода к изображению войны в романе-трилогии "Живые и мертвые" К. Симонова. Трагедия народа, пережившего удары репрессий тоталитарного режима в прозе (творчество А. Солженицына, В. Шаламова) и в поэзии (творчество А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака).

Роман Б.Пастернака "Доктор Живаго". Творческая история, замысел, его воплощение и судьба кромана. Концепция личности и ее роли в истории. Цикл стихотворений Юрия Живаго. Итоги творческого пути Б.Пастернака в цикле "Когда разгуляется". Переводческая деятельность писателя.

Творчество А.Ахматовой на рубеже 1950-60-х гг. "Поэма без героя": история замысла, творческое преображение исторического и биографического в поэме. Основные черты поэтики поздней Ахматовой. Итоговый сборник "Бег времени".

"Молодая проза" (В. Аксенов, А. Кузнецов, А. Рекемчук, В. Войнович, Г. Владимов, А. Приставкин, В. Максимов и др.).

Расцвет творчества поэтов военного поколения (С. Наровчатов, М. Дудин, Б. Слуцкий, Ю. Друнина, Д. Самойлов, Е. Винокуров, С. Орлов, А. Межиров и др.). Идейно-художественные поиски нового поэтического поколения рубежа 1950-1960-х гг. (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов и др.). "Авторская" песня (Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий и др.).

Своеобразие конфликта, тематики и проблематики драматургии. Идейно-тематическое, проблемное богатство социально-психологической драмы (А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, А. Вампилов и др.).

4. Основные проблемы развития литературы 1960-х – 1990-х гг.

Социокультурная ситуация 2-ой половины ХХ века (ХХ съезд КПСС и реформы Н.С. Хрущева, утверждение технократических принципов общественного устройства и пр.) и осмысление ее в русской литературе.

Периодизация литературного процесса второй половины ХХ века:

  • период конца 50-х – начала 60-х годов: время исследования национального

характера, восстановления статуса первичности законов общинного существования,

осмысления личности

как самоопределяющейся части целого; зарождение новых принципов

художественного творчества в условиях «оттепели»;

  • период середины 60-х – начала 70-х годов: отчуждение носителя персонального сознания

от государства и общества; «индивидуализация» жизни; диссидентство как

проявление личностного знания в ситуации утраты социальных иллюзий; поиск

универсальных ценностей существования;

  • период 70-х годов: попытка целостного осмысления судьбы нации и личности с

позиций метафизических основ бытия;

  • период 80-х годов: фиксация состояния разрушенной веры в абсолютные ценности;

  • кризис художественного сознания и увеличение потока массовой культуры;

утверждение игрового

  • начала в жизни и в культуре. Многоликость и разноплановость литературы,

порожденные публикацией «задержанной» и эмигрантской литературы в годы «перестройки»;

  • период 90-х годов: социальные преобразования и изменение традиционных представлений о роли культуры; приоритеты постмодернистской культуры.

Основные течения литературы 1960-х – 1990-х годов. Литература онтологического реализма, обозначившая в условиях НТР проблему существования человека в роде, в природном мире, в космосе, а также особую значимость архаических мифологических представлений о бытии.

^ Литература критического реализма, продолжающая традиции русской классической литературы в приверженности принципу детерминированности жизни человека средой. Литература экзистенциального реализма, осмысляющая проблемы индивидуального формирования ценностных ориентиров и личностного противостояния хаосу бытия.

Модернизм как отражение и осмысление утраты целостного мироощущения, разрушения доверия как к реальности, так и к трансцендентному; утверждение особого статуса художника – носителя «свободного» сознания.

Постмодернизм как проявление кризисного состояния мира и человека в нем и констатация распада бытия и/или создание новой, «иной», культуры (современное литературоведение о феномене постмодернизма).

5. Литература онтологического реализма, ее проблематика и поэтика.

Поиск духовных истоков нравственного существования личности.. Природный мир как образец целесообразности и универсальности. Личность и род. Ответственность индивида перед предками и потомками. Память как средство приобщения к универсалиям бытия. Концепция времени: цикличность, повторяемость. Историзм онтологической личности.

Художественная проза Солженицына периода «оттепели» («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»): концепция личностного существования в условиях тоталитарного и пост-тоталитарного общества; авторская позиция в споре о настоящем России; проблема истинного и мнимого существования; идейные конфликты и споры персонажей.

Новеллистика В.М. Шукшина. Ранняя проза Шукшина как утверждение приоритета традиционного крестьянского уклада жизни («Светлые души», «Солнце, старик и девушка», «Классный водитель»). Драматизм столкновения патриархальной культуры и урбанистической цивилизации, раскол мира на город и деревню («Игнаха приехал», «Как помирал старик») в прозе середины 60-х годов. Типы

героев Шукшина: внутренне цельная личность («Чудик»); герой трагического мироощущения («Раскас», «Мастер», «Микроскоп», «Сураз», «Волки»); «деловой» человек («Крепкий мужик»); герой, преодолевший драматизм бытия («Алеша Бесконвойный», «Как зайка летал на воздушном шаре»).

Лирика Н. Рубцова. «Тихая поэзия» 60-х годов (лирический герой, особенности поэтики и психологизма). Природный и национальный миры в лирике Рубцова. Личность и Вселенная: проблема мироощущения лирического героя. Тема Родины. (Сб. «Зеленые цветы», «Звезда полей»).

Проза В. Распутина. «Последний срок». Ценность онтологического начала в личности деревенской культуры. Разрушение в условиях современной реальности традиционных основ человеческой жизни и культуры. «Прощание с Матерой». Мифологическое начало в повести. Архаические представления о единстве человека и природы. Универсализация предназначения человека в мире. Проблема самоопределения в реальности. Память как ориентир в поиске смысла личностного существования. Современность в разрушительных последствиях торжества цивилизации. «Живи и помни». Последствия отторжения личности от рода. Драматизм выбора между родовыми и личностными индивидуалистическими ценностями. Реализация архаической оппозиции «мужское/женское».

Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». Неоднозначность образа природного мира в книге. Соотношение природного начала и цивилизации: противоречия, антагонизм, взаимообусловленность? Человек как носитель естественного и технократического: проблема ценностной ориентированности современного человека. Автор как носитель личностного самосознания, не отстраненный от природного бытия и рода.

6. Литература критического реализма: традиция и новаторство

Причины обращения к традиции литературы критического реализма ХIХ века. Детерминированность жизни современного человека средой. Проблема соотнесения без-ыдеальной реальности и внутренней ориентированности личности на нравственные ценности. Конформистское и нонконформистское существование. Актуализация жанра психологической повести и психологической драмы.

Повести Ю. Трифонова конца 1960-х – начала 1970-х гг. «Обмен», «Предварительные итоги»: отражение ситуации «застоя»; проблема «несостоявшейся» личности; возможность «рывка» и ее нереализованность.

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» как явление жанра психологической драмы. Ощущение человеком неправедности собственного существования и личностная несостоятельность; исчезновение смысла жизни современного человека. Особенности поэтики.

Проза В. Маканина.Ситуация «утраты»: бесмыссленность реальности, безыдеальность героя; авторское миромоделирование с целью обозначения различных подходов в осмыслении потока действительности и человека в ней. «Ключарев и Алимушкин», «Человек свиты»: усиление философичности в бытописательстве; «Где сходилось небо с холмами»: проблема ответственности личности за культуру в эпоху разрушения национальной целостности. «Утрата»: усиление миромоделирующего начала, притчевость.

Рассказы и драматургия Л. Петрушевской. Проблема соотнесенности быта и бытия в прозе Петрушевской; «маленький» человек в потоке повседневной реальности: специфические способы преодоления абсурда бытия («Такая девочка», «Медея», «Грипп»). Роль культурных аллюзий, реминисценций, мифологем. Любовь как исключительное позитивное начало мира («Бессмертная любовь», «По дороге бога Эроса», «Свой круг»). «Три девушки в голубом»: межличностные отношения как модель абсурда бытия; одновременное усиление фактологичности и условности в тексте – путь универсализации проблем современной бытовой реальности.

Натуралистические тенденции в изображении реальности в прозе С. Каледина («Смиренное кладбище», «Стройбат»), В. Астафьева («Людочка»): проблема маргинализации жизни; соотнесенность частной судьбы и социального мира.

7.Экзистенциальный реализм в русской литературе

Враждебность «внешнего» мира и поиск путей самоопределения в нем. Роль и значение культуры и истории в этом процессе; обретение личностью вневременных ценностных ориентиров. Особенности поэтики экзистенциального реализма. Тематические течения: военная проза; историческая проза; религиозно-философская проза; литература о современности.

^ Проза о войне: новое в изображении войны и осмыслении человека на войне.

В. Быков. «Сотников», «Знак беды», «Карьер». Процесс формирования основ нравственного существования и следование им в мире тотальной враждебности; рефлектирующее сознание как инструмент обретения духовной независимости; «пограничная» ситуация и проблема выбора.

^ В. Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка», «Веселый солдат». Новое в изображении войны. Личностное начало в противоборстве с обстоятельствами хаоса бытия. Утверждение возможности сохранения своего «Я» в антигуманном мире.

^ Ю. Бондарев. «Берег». Проблема трагического мироощущения современного человека. Опыт войны: позитив и негатив; фатализм и персональный вызов судьбе. Особенности поэтики (пространство и время; субъектно-объектная организация).

^ Историческая проза. Противоречия общества и личности, причины и последствия; роль и место «оригинальных людей» в мире и культуре (Г. Горин. «Тот самый Мюнхгаузен»). Опыт исторических личностей и героев «второго плана» в современной действительности. Идея «духовной эстафеты» (Б. Окуджава. «Свидание с Буонапартом»; Ю. Давыдов. «Соломенная сторожка»). Личность и история в романе Ю. Трифонова «Нетерпение».

^ Этико-философская проза второй половины ХХ века.

А.И.Солженицын. Романы «В круге первом» и «Раковый корпус»: ситуация духовного кризиса и путь обретения личностного прозрения; моделирование социума в системе персонажей. «Архипелаг ГУЛАГ»: история создания; проблема жанрообразования; особенности поэтики. Этико-философская проблематика: судьба личности и судьба нации в ситуации абсолютной несвободы.

^ Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».Абсолютные и относительные ценности в истории и в индивидуальной судьбе личности. Обретение собственной шкалы нравственных ценностей и ориентированность на нее в условиях тотального давления обстоятельств. Сопротивление и компромисс. Тема предательства (мотив «второго» Иуды»). Проза о современности

Роман А. Битова «Пушкинский дом».

Авторское видение судьбы современника в потоке реальности. Проблема мифологизации и демифологизации сознания. Самоопределение личности в потоке повседневности. Роль и назначение культуры в духовной жизни человека: культура как аккумулятор ценностей человечества и культура как каталогизация поведенческих моделей. Человек в истории (род Одоевцевых): исторические ситуации как условия, способствующие самопознанию личности. Поэтика романа: автор и герой, многоуровневость повествования, ирония и самоирония.

8. Модернизм и постмодернизм как явления нереалистической ветви русской литературы 1960-х – 1990-х гг.

Модернизм и постмодернизм как отражение кризисного мироощущения: крушение социальных, этических, нравственных идеалов в социальной реальности.

Модернистская концепция реальности как хаоса. Проблема «свободного» сознания.

^ Эстетический мифологизм в книге Саши Соколова «Школа для дураков». Окружающая жизнь как тема для фантазий. «Освобожденное» сознание героя - мальчика-шизофреника – необходимое условие для творческого отношения к действительности. Проблема адекватности. Пространство и время. Проблема субъектной организации текста. Особенности языка.

Постмодернизм, его «парадигма художественности» (Н. Лейдерман): интертекстуальность, игра, диалогизм. Травестирование реальности в прозе Вяч. Пьецуха («Роммат»); жизнь и беллетристика, ирония, пародия, игра в «Новой московской философии».

^ Венедикт Ерофеев. Поэма «Москва – Петушки». Принцип интертекстуальности как основа многомерности сюжета поэмы (мифы о России; культурно-исторические аллюзии и реминисценции; религиозные идеи в произведении). Субъектная организация текста (Веничка – герой - повествователь-двойник биографического автора). Пространство и время в поэме. Судьба героя как реализация авторской идеи трагической несостоятельности личности в воплощении собственного духовного потенциала.

^ Повесть С. Довлатова «Заповедник»: проблема десакрализации искусства и культуры в современном мире; многомерность и неоднозначность потока действительности; презумпция авторского понимания неидеальности современного человека.

^ Поэзия И. Бродского.Эволюция творчества; эстетика и поэтика лирики. Проблема переживания человеком тотального одиночества в ситуации распада бытия. Одиночество и свобода. Вещь как преодоление неустойчивости мира. Вещь и проблема преодоления пустоты. «Человек есть испытатель боли» (И. Бродский). Ирония как прием отстранения. Акт творчества, перевод бытия в текст - сопротивление пустоте. Бродский и культура. Тема времени. («Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания»).

^ Проза Т. Толстой. Принцип миромоделирования в создании художественной картины мира («На золотом крыльце сидели…). Культурные архетипы в осмыслении современной реальности («Река Оккервиль», «Петерс»). Мир действительный и «миражи» («Милая Шура», «Соня»). Роман «Кысь».


5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:




  1. Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Н. Современная русская литература. 1950 – 1990-е годы : учебное пособие для студентов высших учебных заведений : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. Т.1 - 416 с. Т.2 .- 688 с. Другие издания этого учебного пособия.

б) дополнительная литература:

  1. Белая, Г. Художественный мир современной прозы / Г. Белая. - М. : Наука, 1983. - 191 с.

  2. Немзер, А. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х. Новый мир. 2000, №1.

  3. Нефагина, Г. Л. Русская проза ХХ века : учебное пособие для вузов / Г. Л. Нефагина - М. : Наука, 2003. - 320 с.

  4. Русская литература ХХ века : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 т. / под. ред. Л. П. Кременцова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. - Т.2. - 464 с.

  5. Русская проза конца ХХ века : хрестоматия для студентов высших учебных заведений – СПб, Филологический факультет СпбГУ / М., «Академия», 2002. - 600 с.

  6. Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Н. Н. Кякшто – Филологический факультет СпбГУ; М.: «Академия», 2003. - 656 с.

  7. Русские писатели ХХ века: биографический словарь / М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 808 с.

  8. Скороспелова, Е. Русская проза XX века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго») / Е. Скороспелова. - М. : ТЕИС,2003. - 360с.




в) электронные ресурсы:




  1. Библиотека Мошкова [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.lib.ru.

  2. Журнальный зал «Русского журнала» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/9/bibl.html

  3. Коллекция рецензий на “Кысь” Татьяны Толстой. - Режим доступа: <http://www.guelman.ru/slava/kis/index.html.

  4. Лейдерман, Н. Л. Крик сердца : (творческий облик Виктора Астафьева) Журнальный зал : электрон. б-ка соврем. лит. журналов России / Русский журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://magazines.russ.ru/ural/2001/10/Ural_2001_10_14.html.

  5. Немзер, А. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х. [Электронный ресурс] - Режим доступ а: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2000/1 nemz.

  6. Нива, Ж. Солженицын / пер. с фр. С. Маркиш в сотрудничестве с авт.; [предисл. И. Виноградова] [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://nivat.free.fr/livres/solj/00.html.

  7. Открытая русская электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://orel.rsl.ru.

  8. Поликовская, Л. В. «Мы предчувствие… предтеча…» : площадь Маяковского 1958-1965 [Электронный ресурс] - Режим доступа : URL: http://www.memo.ru/history/diss/books/mayak.

  9. Русские поэты о Бродском /сост. В.П. Полухина, В.А. Куллэ [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.ruthenia.ru/60s/brodsk/biblio.htm.

  10. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор (ФЭБ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm



6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины: Книжный фонд библиотеки ТГПУ, кафедры литературы и библиотек города.

  1. Электронные варианты текстов художественных произведений и критических статей.

  2. Тестовые задания для проверки знания текстов по курсу.

  3. Тесты для проверки усвоения курса, разработанные на основе его содержательного объема.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.Телевизор и видеопроигрыватели.

2.Компьютеры с подключением к Internet.

3.Художественные и документальные фильмы: экранизации произведений, фильмы, отражающие характер эпохи 60-х, 70-х годов.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Освоение дисциплины предполагает такие формы деятельности преподавателя. как

  • лекционные, практические, консультационные занятия;

  • проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов

  • проверка рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в социально-историческом и общеэстетическом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы и экзамена.

8.2.Методические указания для студентов.

Работа студентов над курсом включает в себя чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности и формы контроля:

1. Задания:

- конспектирование статей

- заучивание стихов наизусть

- составление планов отдельных прочитанных лекций

- рецензирование текстов (по выбору)

2. Выполнение рефератов на следующие темы :

1. Легенда о Калафате как лейтмотив творчества Л.Леонова.

2. Фольклорная традиция в поэме А.Ахматовой «Реквием».

3.Герои и время в пьесах А.Арбузова , А.Володина (произведения на выбор).

4. Экзистенциальная проблематика повестей Э.Казакевича.

5. Основные мотивы прозы Ю.Бондарева о войне (произведения на выбор).

6. Традиции Ф.М.Достоевского в повестях В.Распутина (произведения на выбор).

10. Проблема жанра книги В.Астафьева «Царь-рыба

11. Автобиографизм творчества А.Солженицына (произведения на выбор).

12. Проблематика и поэтика творчества В.Маканина 70-х –90-х гг. ХХ века (произведения

на выбор).

3. Подготовку по контрольным вопросам для самостоятельной работы:

        1. Философская концепция человека и природы в творчестве М. Пришвина.

        2. Поэмы А. Твардовского "По праву памяти", "За далью – даль" как отражение динамики времени и творчества писателя.

        3. Поэзия Б. Пастернака 1940-60-х гг. ("Когда разгуляется" и др. произведения).

        4. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» в контексте военной прозы 60-х – 80-х годов.

        5. Творческая эволюция А. Фадеева. Романтизм и реализм романа «Молодая гвардия».

        6. Своеобразие композиции романа "Живые и мертвые" К. Симонова.

        7. "Колымские рассказы" В. Шаламова: сущность этической и эстетической позиции

автора.

        1. Фронтовая лирическая повесть периода «оттепели»: ее идейно-эстетическое своеобразие. (Произведения Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Астафьева на выбор).

        2. Особенности драматургии периода "оттепели" (пьесы А. Арбузова, В.Розова, А. Володина).

10. Проблематика повестей В. Распутина в конкретно-историческом и мифологическом аспектах («Последний срок», «Живи и помни»).

11.Поэтика психологической драмы А.Вампилова («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске)

12... Конформизм и нонконформизм в прозе В. Маканина. («Человек свиты»,

«Сюжет усреднения», «Голоса»).

13.. Автобиографизм и неонатурализм прозы В.Астафьева 90-х гг. о войне.

14.. «Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, жанровая природа, особенности поэтики

15.. Постмодернистская проблематика и поэтика романа Т.Толстой «Кысь».

4. Подготовку по примерным вопросам к экзамену:

1. Основные тенденции развития литературы периода Великой отечественной войны.

2. Лирика военных лет (К.Симонов, М.Исаковский, О.Берггольц, А.Ахматова, Б.Пастернак и другие)

3. Роман Л.Леонова «Русский лес» как этап творческого развития писателя.

4.Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»: сочетание эпического и лирического начал в «книге про бойца».

5.Поэмы А.Твардовского «За далью - даль», «По праву памяти».

  1. Своеобразие авторской позиции и ее воплощение в трилогии К.Симонова «Живые и мертвые».

7.Образы истории и времени в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

8.Лирика Б.Пастернака: проблематика, поэтика.

9.Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» - проза поэта.

10.Поэма А.Ахматовой «Реквием».

11.Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» в контексте прозы о Великой Отечественной войне.

12.Психологическая драма периода «оттепели» (В.Розов, А.Арбузов, А.Володин).

13.Философская проблематика прозы М.Пришвина (на примере одного из произведений).

14.Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» в контексте творчества писателя.

15..Повести Э.Казакевича «Звезда» и «Двое в степи»: новые тенденции в освоении темы войны.

16..Идейно-эстетическое своеобразие «лейтенантской прозы» (на примере одной из повестей).

17.Периодизация литературного процесса 1960 – 1990-х гг.

18. Роль и место лирики в литературном процессе конца 50-х – середины 60-х гг.

19. Концепция природы, истории, человека в онтологической прозе.

19. Лирика Н.Рубцова.

21.Социальная, нравственная и философская проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матерой». Роль мифологических образов.

22.Эволюция героя в новеллистике В.Шукшина.

23.Поэтика рассказов В.Шукшина.

24.Натурфилософская концепция бытия в книге В.Астафьева «Царь-рыба».

25.Принцип интертекстуальности в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» и его содержательная функция.

26.Эстетика и поэтика критического реализма в литературе 1960 – 1990-х годов.

27.Быт и бытие в «московских повестях» Ю.Трифонова.

28.«Утиная охота» А.Вампилова: проблематика и поэтика.

29.«Три девушки в голубом» Л.Петрушевской как явление «новой драмы».

30.Мир героев и проблема выражения авторской позиции в рассказах и повестях Л.Петрушевской.

31.Проблема конформизма в повестях В.Маканина.

32. Автор и герой в романе В.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

33.Картина мира и концепция личности в литературе экзистенциального реализма.

34.Проблема самоопределения личности и ее художественное воплощение в романе А.Битова «Пушкинский дом».

  1. «Военная» проза 1970 – 1980-х гг.

36.Особенности исторической прозы 1970 – 1980-х гг.

37.Художественная и публицистическая деятельность А.И.Солженицына.

38.Экзистенциальная проблематика романа А.Солженицына «В круге первом».

39.Экзистенциальная проблематика повестей В.Быкова.

40. Проблематика романа Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» в контексте экзистенциального реализма.

41.Современный модернизм,его художественные принципы в романе Саши Соколова «Школа для дураков».

42.Постмодернизм: социокультурная почва, особенности эстетики.

43.Лирика И.Бродского.

44.Судьбы культуры в современном мире как тема литературы 60-х – 90-х гг. (А.Синявский. А.Битов, С.Довлатов, В.Маканин и другие).

45.Культурные архетипы в прозе Т.Толстой.

46.Национальная история в тетралогии Ф.Абрамова «Братья и сестры»..

47.«Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицын и «Колымские рассказы» В.Шаламова как оппозиция этических принципов.

48.Роль журналов в литературном процессе 60-х – 90-х годов («Новый мир», «Наш современник», «Знамя» и другие).

49.Классические традиции в произведениях современных авторов (Ю.Трифонов, Л.Петрушевская, В.Маканин и другие).

50.Современная литературная критика.

^ Методические указания, регламентирующие выполнение и контроль самостоятельной работы, см. в Приложении 1.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 032900 (050301.65) «Русский язык и литература»

Программу составила доцент кафедры литературы__________________А.С.Афанасьева

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

Протокол №____1_____от «____29__»__________августа__________2008 г.

Зав. кафедрой _______________М.А.Хатямова

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультета ТГПУ УМС университета)

Протокол №______от «____» _____________200 г.

Председатель методической комиссии филологического факультета_________ А.В.Курьянович

Согласовано:

Декан филологического факультета____________ А.В.Гузеева


Приложение 1

Методические указания для преподавателей и студентов

по организации и выполнению самостоятельной работы по курсу

„История русской литературы ХХ века“( 40-е – 90-е гг. ХХвека) доцента Афанасьевой А.С.

(72 часа)




Раздел

Тема

Объем в часах

Форма работы

Формы контроля

Источники литературы

1.Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

10

Реферирова

ние критических и литературоведческих источников

Проверка рефератов

Подбор литературы входит в задание (не менее 3 источников).

2. Литература периода „оттепели“.

5

1.Заучивание наизусть лирических произведений Е.Евтушенко, А.Вознесенкского, Б.Ахмадулиной и других поэтов 60-х.

2.Конспектиро

вание

1.День поэзии (чтение наизусть).

2.Собеседование по коспектам на консультации

1.Сборники стихотворение любых лет издания.

2. П.Вайль, А.Генис. Мир советского человека. М., 1998 (гл.“Слово как дело“).

3.Онтологический реализм в русской литературе второй половины ХХ века

10

чтение и конспектирование

проверка конспектов, тестирование

Нефагина Г.Л. Русская проза ХХ века. М., Наука. 2003

русская литература в зеркале критики. Хрестоматия для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. СПб. Филологический факультет СпбГУ. 2003

Аннинский Л. Ше6стидесытники, семидесятники, восьмидесятники. В любом издании.

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. Любое издание.

4.Тенденции критического реализма в русской литературе второй половины ХХ века.

10

чтение и конспектирование

проверка конспектов, тестирование

Иванова Н. Скрытый сюжет. М.2003.

Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм.// Знамя, 1998, №4.

Немзер А. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х//Новый мир. 2000, №1.

Славникова О. Петрушевская и пустота//Вопросы литературы. 2000, №3-4.




5.Экзистенциальный реализм

10

чтение и конспектирование

проверка конспектов, тестирование

Иванова Н. Проза Ю.Трифонова. Любое издание.

Ю.Трифонов. Выбирать, решаться, жертвовать. Собр.соч. в 4 томах. т.3

Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1980.

Слабковская Е.Г. Поэтика военных повестей В.Быкова. Иркутск, 1988

6.Модернизм и постмодернизмв литературе

второй половины ХХ века







12

чтение и конспектирование

проверка конспектов, тестирование

Липовецкий М. Русский постмодернизм. – Екатеринбург. 1997

Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.

7.Литература рубежа ХХ – ХХ1 веков

10

чтение, рецензия на произведение

обсуждение произведений и рецензий в мини-группах

Произведения В.Маканина, Л.Улицкой, М.Шишкина, М.Илличевского, В.Пелевина и других авторов по выбору, опубликованные в 2000-х гг.

8. Роль литературно-художественных журналов в литературном процессе второй полоыины ХХ века.

5

Обзор разделов журнала( по выбору).

Презентация номера журнала.

«Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» и другие журнала.































Скачать 289,01 Kb.
оставить комментарий
Дата01.09.2011
Размер289,01 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх