Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск - 1999 icon

Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск - 1999


Смотрите также:
Учебное пособие Омск 2009 Рецензенты...
Учебное пособие омск 2007 Г. Г. левкин...
Учебное пособие на английском языке Омск...
Учебное пособие Омск 2010 Рецензенты...
Учебное пособие Омск 2005 удк 82(091+075)...
Учебное-методическое пособие омск 2008 Печатается по решению...
Учебное-методическое пособие омск 2008 Печатается по решению...
Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2008...
Учебное пособие, 2003 г...
Учебное пособие 2003 г...
Учебное пособие. В 2 т...
Учебное пособие для практических занятий Издание Омгу омск 2002...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
скачать
Учебное пособие


Г.П. Синицына


Воспитание современного школьника


Омск - 1999

Печатается по разрешению

издательского совета

Омского государственного

педагогического университета.


Синицына Г.П.

Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999.


В пособии рассматривается проблема воспитания современного школьника. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах, а также отражает передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов. Оно может быть использовано практическими работниками школ, преподавателями вузов, колледжей и всеми кто интересуется проблемами воспитания подрастающего поколения


Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор Н.В. Чекалева.


Омский государственный педагогический университет, 1999 г.


Содержание


Введение

Глава I. Теоретические основы воспитания

  1. Теория воспитания как область педагогического знания.

  2. Понятие педагогической парадигмы.

  3. Понятие воспитания.

  4. Воспитание как педагогический процесс.

  5. Основные закономерности и принципы воспитания.

Глава II. Воспитательный процесс в современной школе.

  1. Ценности – основа целей и содержания воспитания.

  2. Особенности взаимодействия педагогов и воспитанников.

  3. Методы воспитания.

  4. Формы организации воспитательного процесса.

  5. Изучение воспитанности школьников.

  6. Воспитательные технологии: проблемы и решения.

  7. Классный руководитель и его функции.

Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.

  1. Новые подходы к созданию детских объединений.

  2. Типы детских объединений.

  3. Вариативно-программный подход к отбору содержания деятельности детских объединений.

Глава IV. Воспитание в семье.

  1. Воспитательный потенциал современной семьи.

  2. Проблема взаимодействия семьи и школы.

  3. Западный опыт педагогического образования родителей.

Глава V. Воспитательные гуманистические системы.

  1. Воспитательная система школы.

  2. Воспитательная система класса.



Введение





В предлагаемом учебном пособии сделана попытка осмыслить теорию воспитания как фундаментальную теорию общей педагогики с позиций гуманистической педагогической парадигмы. В центр современного гуманистического подхода к воспитанию поставлен человек как субъект воспитания, наделенный природными силами, способный к саморазвитию и самоосуществлению. Это дает возможность по-новому подойти к толкованию сущности воспитания, основных компонентов процесса воспитания: цели, содержания, методов, форм.

Данное пособие нацелено на формирование нового типа педагогического мышления и соответствующего ему типа профессионализма. Оно поможет студенту успешно освоить базовый теоретический курс «Педагогические теории и системы».

Опираясь на полученные знания, на понимание сущностных характеристик воспитания, будущий учитель сможет свободно ориентироваться в многообразии форм и методов, профессионально осуществлять выбор эффективных педагогических технологий.

Настоящее пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности.

Пособие имеет ряд особенностей.

Учебный материал отражает различные подходы, суждения, определения, он отобран на основе сравнительного анализа.

Каждая тема – основная структурная единица пособия – завершается комплексом вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Многие из них носят творческий характер. Ряд заданий ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе или вузе.

Перечень основных понятий позволяет более глубоко понять изучаемый теоретический материал и в случае затруднения еще раз обратиться к нему.

Предлагаемые темы рефератов, курсовых работ, списки литературы помогут студенту выбрать заинтересовавшие его вопросы и сориентироваться в поиске информации.

Такое построение пособия делает возможным его применение в дистантном обучении.


Глава

^ Теоретические основы воспитания

«Человек может стать человеком

только путем воспитания. Он то,

что делает из него воспитание.

Воспитание - величайшая проблема

и труднейшая задача для человека»

И. Кант


^ 1. Теория воспитания как область педагогического знания.


Всякая наука как специальная область осмысления объективной действительности имеет свой категориальный аппарат. Его значение заключается в том, что именно в категориях и понятиях выражается сущность данной науки, ее объекты и предмет, основная смыслообразующая идея, благодаря которой неупорядоченный набор сведений и фактов обретает форму научной системы, позволяет формулировать проблему исследования, подбирать наиболее эффективные методы и решения.

Педагогика является относительно самостоятельной гуманитарной наукой, имеющей фундаментальный и прикладной характер. Будучи фундаментальной наукой, она исследует и получает педагогическое знание, будучи прикладной наукой, она предписывает, рекомендуя методы, формы, технологии воспитания и обучения.

Исследуя воспитательно-образовательную деятельность, педагогика использует данные других наук о человеке: психологии, анатомии, физиологии, педиатрии и т.д. – и создает некоторую систему знаний – учение. Это учение и есть педагогика.

Предписывая, она рекомендует не только набор методов и форм воспитания и обучения, а систему методов и форм, которая и есть методика. В структуре методик выделяют две главные части – методику воспитательной работы и методику обучения.

В последнее время активно разрабатывается технологический аспект педагогики, позволяющий реализовывать педагогическое знание на практике. Поэтому мы вправе говорить о технологии воспитания и технологии обучения.

Ценностная характеристика современного педагогического знания свидетельствует о том, в последние годы в отечественной педагогике ярко выразились процессы гуманизации педагогики и педагогического знания. Они все в большей степени стали отражать реальное бытие ребенка, соединяться с представлениями о том, что в каждом изначально заложено много задатков, и что необходимо создавать условия для их проявления и развития.

В центре гуманистической педагогики – человек, его творческие способности. Гуманистическая педагогика – это жизнесозидающая педагогика, она исходит из того, что человек должен сам себя сконструировать, создать и прожить собственную жизнь, учитель помогает ему, сопровождает, поддерживает его в этом, ориентируясь на идеалы и общечеловеческие, нравственные ценности.

Гуманистическая педагогика – это педагогика воспитания, рассматривающая знания, осваиваемые ребенком в школе, как средство и условия возвышения человека, утверждения его свободы, сознания своего места в жизни. Они представляют ценность, если приобретены самостоятельно, в процессе упорного труда. В основе гуманистической педагогики – антропологический подход, позволяющий на основе интеграции наук о человеке определить сущность воспитания.

Педагог в большей степени становится созидателем, творцом воспитательной среды, главная характеристика которой – насыщенность культурой.

Несомненно, без понимания и осмысления сущности воспитания, его закономерностей, принципов, без овладения методикой и воспитательными технологиями, без признания приоритетности и авторитетности педагогического знания о воспитании, т.е. теории воспитания, невозможно стать педагогом-профессионалом в высоком смысле.

Теория воспитания – часть педагогики, раскрывающая закономерности становления, проявления и развития воспитательных отношений. Она анализирует процесс воспитания с самых общих позиций, моделирует на уровне абстрагирования сознание, выявляет его сущность, факторы, компоненты (цели, содержания, средства, методы, формы, критерии воспитанности), динамику, закономерности и принципы, взаимосвязь с общественными явлениями. Методику воспитательной работы интересуют способы организации жизнедеятельности ребенка в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями, отразившими природу становления личности. Чтобы воспитательный процесс был успешным, необходимо профессиональное освоение педагогом-практиком и теоретического уровня, и методического, и технологического. По мнению Н.Е. Щурковой, замещение всех уровней, например, технологическим, задачу воспитания не решит.

В наши дни педагогическое мышление претерпевает существенные изменения, обусловленные, во-первых, пониманием и признанием самоценности ребенка; во-вторых, пониманием и признанием его способности к саморазвитию, самореализации. Следовательно, воспитанник становится равноправным участником воспитательного процесса, его субъектом. Постепенно формируется представление о том, что воспитание должно стать исходным, ведущим, приоритетным в деятельности школы. Уровень воспитанности школьников должен стать главным критерием в оценке работы школы.

Следовательно, теории воспитания должна быть возвращена ее приоритетная роль в структуре педагогической науки, как это было в школах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и других классиков науки о воспитании.

В представлении К.Д. Ушинского педагогика – это не наука «в строгом и точном смысле слова», это искусство воспитания. По все вероятности, эту мысль не следует понимать буквально, без учета метафоричности ее изложения.

Педагогика – это искусство в своем исполнении, но она требует от педагога-воспитателя, кроме терпения, педагогических способностей, еще и «специальных знаний», т.е. теоретических знаний.

Это высказывание К.Д. Ушинского делает необходимым рассмотрение воспитания и воспитательного процесса как явлений практики и как предмета теории. Практическая педагогическая деятельность – это искусство, требующее от педагога таланта, вдохновения, интуиции и озарения. Но деятельность педагога-воспитателя – это деятельность, прежде всего, теоретического плана. Педагог, не умеющий создать теоретическую модель воспитательного процесса, уподобится массовику-затейнику, занятому организацией досуга детей. Поэтом деятельность воспитателя связана с теоретическим познанием. Таким образом, теория воспитания – это область научного системного знания.


^ 2. Понятие педагогической парадигмы.


Понятие парадигмы – ключевое понятие в философии и методологии. Оно введено в научный язык в 1922г. американским философом Томасом Куном. С помощью этого понятия обозначают совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Как правило парадигма находит свое воплощение в учебниках или классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки.

Под педагогическими парадигмами понимают научно-педагогические сообщества ученых (теоретиков) и учителей (практиков), создающих, развивающих и воплощающих в жизнь определенные принципиальные положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные методы образования (См: Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.)

В более узком значении педагогическую парадигму можно понимать как систему теоретических положений, на которых строится та или иная педагогическая система.

По мнению М.В. Богуславского и Г.Б. Корнетова, в 20 веке отечественная школа сменила несколько парадигм.

Это и «школа учебы», восходящая к идеям К.Д. Ушинского, затем с начала века развивается новая парадигма «школа труда». Параллельно с ней происходит становление парадигмы «Свободной школы», ярким выразителем которой был К.Н. Вентцель.

С 1917 года наша школа развивается как «единая трудовая школа». Труд входит в содержание воспитательной деятельности школы.

С начала 30-х годов начинает насаждаться идея воспитания коммунистически убежденного исполнителя. «Школа учебы» постепенно вытесняет «Школу труда».

В 60-70 гг. ведущей становится концепция воспитывающего обучения. Вместе с тем развиваются и альтернативные течения: казанский, липецкий, ростовский опыты, коммунарская методика. Разрабатывается теория развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Методику формирования социальной активности школьника создает Т.Е. Конникова; методику воспитания личности в коллективе – Л.И. Новикова и А.Т. Куракин.

Павлышский учитель В.А. Сухомлинский осветил теорию и практику гуманистическими идеями.

В эти же годы в обществе усиливаются авторитарно-бюрократические тенденции, которые не могли не отразиться на школе, хотя учителей-практиков привлекали идеи Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др. педагогов-новаторов.

Следует отметить, в условиях советской действительности ни одна из названных парадигм полностью воплощения в жизни не получила в силу огромного влияния бюрократического фактора.

Своеобразие современной педагогической ситуации состоит в соперничестве вышеназванных парадигм.

Специфика перехода развитых стран к информационному обществу показывает, что парадигма «школа труда» в мировом контексте уже утрачивает свою приоритетную роль и уступает доминирующие позиции «свободной школе», которая сменяется «школой самореализации личности».

В нашей стране педагогическая ситуация характеризуется активным поиском ответа на вопрос: какая парадигма отвечает уровню и требованиям современного развития культуры нашего общества, новому статусу личности: «школа учебы», «школа труда», «школа свободного воспитания» или «школа самореализации личности».

Следует отметить, что в свою очередь, внутри каждой парадигмы выделяются два варианта, соответствующие ведущим педагогическим традициям: авторитарной и педоцентрической.

Несомненно то, что в современной педагогической ситуации достаточно медленно, с большими трудностями утверждается гуманистическая парадигма воспитания, ориентированная на человека, которая представляет собой синтезированную модель. Идеи гуманистического воспитания разрабатываются такими учеными, как Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Б.Т. Лихачев и др.

В основе этой модели личностно-гуманный подход, который определяет отношение педагога к ребенку и его позицию в образовательном процессе. Он состоит в том, как считает Ш.А. Амонашвили, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно по собственному желанию и свободному выбору. Педагог опирается или помогает обрести ребенку личностный смысл любой деятельности, выполняемой им.

Признание ученика в качестве субъекта своей жизнедеятельности, в качестве личности, способной к деятельностному самоизменению, самосовершенствованию, развитие потребности в этом, поддержка педагога – эти ведущие идеи лежат в основе гуманистической парадигмы воспитания.


^ 3. Понятие воспитания.


Категория воспитания – основная категория в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого ее определения. В силу сосуществования различных педагогических парадигм сложились и различные подходы к ее определению.

Традиционно, определяя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, как приобщение школьника к социальному опыту, накопленному человечеством, (тем самым отождествляя воспитание с социализацией); воспитание в узком смысле слова определяют как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей определенную систему взглядов, убеждений, качеств.

В современных условиях в рамках утверждающейся гуманистической парадигмы воспитания существуют различные определения воспитания.

В 1921 году Международной лигой нового воспитания была принята следующая трактовка воспитания, согласно которой воспитание – это создание условий для развития способностей каждого воспитуемого, как индивида, как члена демократического общества. Воспитание в этой трактовке неотделимо от социальной эволюции и является одной из сил, обуславливающих эту эволюцию. Поэтому цели, содержание и методы воспитания должны быть динамичными, соответствовать постоянно изменяющимся требованиям общества.

На основании этого определения многие российские исследователи понимают воспитание как создание условий для развития человека.

Достаточно распространенным является понимание воспитания как взаимодействия педагога и воспитанника, направленное на освоение общечеловеческих, нравственных ценностей.

Согласно трактовке воспитания как взаимодействия, сотрудничества, ведущая роль принадлежит внутренним силам воспитуемого как личности, а усилия воспитателей должны быть направлены на сохранение, обогащение и развитие этих сил, а не на формирование личности. Воспитание приобретает двусторонний характер, взаимодействие воспитателя и воспитанника строится на партнерских отношениях.

Н.Е. Щуркова и ее единомышленники считают, что воспитание есть организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег и помощник в этом нелегком движении к жизни, достойной человека.

Размышляя об основных категориях педагогики, ведущий российский исследователь Б.Т. Лихачев называет воспитание базовым, родовым понятием педагогики. Воспитание как всеобщая абстрактная категория отражает и выражает объективный конкретно-исторический процесс – движение отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которым осуществляется преемственность между поколениями.

Как важнейшее видовое понятие воспитание – это объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.

Представляет интерес понятие воспитания, данное Л.М. Лузиной, на наш взгляд, оно отражает сущностную характеристику гуманистической парадигмы воспитания. Она выделяет 3 значения воспитания:

  1. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

Непременным условием этого процесса является, во-первых, наличие особой среды, включающей культуру данного общества, а во-вторых, наличие свободы выбора, принятия тех феноменов культуры, которые в максимальной степени соответствуют природным предпосылкам, склонностям, способностям, т.е. предназначению человека.

  1. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов. Это социализация, включающая в себя как индивидуализацию, так и уподобление, т.е. идентификацию себя как общественного существа.

  2. Воспитание - это понятие, посредством которого обозначается специально организованный воспитателями-профессионалами в условиях воспитательных учреждений педагогический процесс. (воспитательный процесс).

Сущность педагогического процесса – в созидании и постоянном поддержании условий, способствующих саморазвитию, самореализации, становлению человека.

Есть объективная потребность в организации такого процесса? Несомненно, т.к. саморазвитие, самореализация, становление личности происходит, во-первых, в условиях многообразного, часто стихийного воздействия многочисленных факторов социо-культурной среды и есть необходимость упорядочить это воздействие, а, во-вторых, саморазвитие находится в прямой зависимости от «культурной насыщенности» среды.

Следует сказать, что воспитание как внутренний процесс саморазвития, воспитание как взаимодействие с социо-культурной средой и воспитание как специально организованный педагогический процесс взаимосвязаны, взаимно обусловлены и существуют в единстве. В практике, в жизни эти феномены настолько слиты, что есть смысл говорить о трех сторонах единого процесса.


^ 4. Воспитание как педагогический процесс.


Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.

Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.

Применительно к школе процесс воспитания – это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.

В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения – к людям, к миру, к обществу, к труду.

Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Проблема цели воспитания – одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.

В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:

  • как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;

  • как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

  • как воспитание социально компетентной личности;

  • как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;

  • эмансипация, свободное развитие личности;

  • как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.

Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:

  1. Конкретизация по возрастным особенностям.

  2. Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.

  3. Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.

В гуманистической парадигме воспитание - цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель – ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Е.В. Бондаревская, определяет цель воспитания следующим образом: «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.

Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.

Следующий компонент, процесса воспитания – содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.

Такую попытку делает Е.В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:

  • понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

  • сохранение совокупного духовного опыта человечества;

  • способность к диалогу между различными народами и культурами;

  • уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;

  • осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;

  • овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

  • освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

  • формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;

  • накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т.д.;

  • овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;

  • самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.

Некоторые исследователи выдвигают на первый план приоритетные, определяющие компоненты содержания воспитания, актуальные для нынешней социально-экономической, политической ситуации, периода эмоциональной нестабильности.

Это прежде всего развитие коммуникативной культуры, для которой первоочередным является искусство взаимопонимания, как наиболее важное в человеческих взаимоотношениях, наиболее необходимое в интересах народа. На наш взгляд, искусство взаимопонимания связано с уровнем нравственного развития человека, степенью сформированности его нравственной позиции. Воспитание потребности свободы, осознание достоинства человека являются ведущими задачами в нравственном развитии школьника.

Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.

Включение детей в реальную экологическую деятельность – важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.

Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.





оставить комментарий
страница1/11
Дата01.09.2011
Размер0,8 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх