Билеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс. icon

Билеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс.


73 чел. помогло.
Смотрите также:
Ответы на экзаменационные билеты по истории России (9 класс)...
Экзаменационные билеты по литературе 9 класс.  ...
Рекомендации для учащихся экстерната класс...
Примерные билеты. История россии – 9 класс....
Экзаменационные билеты и ответы по черчению 9 класс...
Экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации за курс...
Билеты предоставлены....
Экзаменационные билеты по электробезопасности ОАО «xxx»...
Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса...
Шпаргалки к билетам...
Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс...



Загрузка...

Билеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс.




Билет №1


1. История каменного века.

2. Ислам в Башкирии (проникновение, принятие, проповедники, Коран, обряды).


Билет №2





1. Состояние культуры в начале XX века.

2. Пещера Шульганташ (исследования, пещерные рисунки и др.).


Билет №3





1. История бронзового века.

2. Башкирские восстания.


Билет №4





1. Народные состязания и игры башкир.

2. Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури (история создания, этапы творческой деятельности, актёры).


Билет №5





1. Башкирские национальные виды спорта.

2. Жизнь и творчество Хадии Давлетшиной.


Билет №6





1. Башкирский государственный театр оперы и балета (зарождение, становление и развитие).

2. Башкирский народный орнамент.



^

Билет №7





1. Традиционные праздники башкир.

2. Родильные обряды Башкир.


Билет №8





1. Декоративно-прикладное искусство.

2. Народная хореография (Башкирский ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова).


^

Билет №9





1. Жилище башкир (юрта и её убранство).

2. Поминальный обряд у башкир.


Билет №10





1. Башкирская государственная филармония.

2. Мужской национальный костюм (одежда, головные уборы, обувь).


^

Билет №11





1. Мусульманские религиозные праздники.

2. Бортничество (приспособления для сбора мёда).



Билет №12





1. Женский национальный костюм (одежда, головные уборы, обувь, украшения).

2. История железного века.


^

Билет №13





1. Народная медицина Башкир (кумысолечение, минеральные воды и др.).

2. Столовая посуда в обиходе башкир.


Билет №14





1. Профессиональная музыка в Башкортостане.

2. Вооружение древних башкир (военное и охотничье).


^

Билет №15





1. Хозяйственная утварь в обиходе башкир.

2. Башкирский государственный театр кукол (зарождение, становление и развитие).


^

Билет №16





1. Материальная культура Башкир.

2. Исследователи башкирского края (первые упоминания и заметки о Башкирии)


Билет №17





1. Особенности земледелья (орудия труда).

2. Жизнь и творчество Сыромятникова Василия Степановича.


^

Билет №18





1. Жизнь и творческий путь Лутфуллина Ахмата Фаткулловича.

2. Устное народное творчество (легенды, предания, эпосы (Урал Батыр), сказки, шежере, сэсены).


^

Билет №19





1. Жизнь и творчество Лежнёва Анатолия Петровича.

2. Особенности национальной охоты (охотничьи приспособленья, оружие, способы ловли).


^

Билет №20





1. Башкирские народные музыкальные инструменты.

2. Особенности башкирской свадьбы.


1 билет.

1.Камнный век подразделяет на древний – палеолит, средний – мезолит и новый неолит. Переходный к эпохе металла период называют – неолит. Самые древние стоянки 100 тыс. лет назад, на территории Башкортостана – Мысовая, Айдос (в среднем течении Уфы) относятся к ашельской культуре. Каменные орудия представлены чеппрерами (гальками с заострённым краем), и остроконечниками. Стоянка Айдос содержит палеолитные находки в суглинке, 3-х метровым слоем глины. В отличие от Мысовой здесь много орудий на отщепах и скребков ашельского типа. К позднему палеолиту относится стоянки в пещере Щульган-таш, Горного на реке Белой под Уфой. В Ю. Предуралье стоянки мезолита объединяются в романовско-ильмурзинскую культуру. Большинство стоянок концентрируется в Предуралье, селение занималось охотой и рыбной ловлей. В Ю. Зауралье стоянки мезолита располагались на берегах озёр яшмовского пояса, объединены в янгельскую культуру. Между Ю. Зауралья и Предуралья связи почти не прослеживается. В энеолите сохраняются деления на Предуральскую (агидельскую) и Зауральскую (суртадинскую) культуры. В Зауралье наблюдается преемственность с неолитом, в Предуралье появляется новая керамика воротникового типа. Население агидельской культуры концентрируется преимущественно в Икско-Дёмском междуречье и в низовьях р. Белой; занимается охотой и, рыболовством, скотоводством. Поселения Суртадинского типа имеют большие в сравнении с неолитом размер жилища округлой формы полуземляночного типа. Прямоугольные дома располагались по радиусу торцом к центру, образуя своеобразную ограду поселка. В конце энеолита суртадинское население уходит в поймы окружающих Урал степных рек. Округлая планировка жилишь и поселений появившаяся на Южном Урале ещё в эпоху энеолита (стоянка Мурат на озере Узункуль) получает дальнейшее развитие в бронзовом веке (Синташта, Аркаим).

2. В России приверженцы ислама составили к 1989 около 9 миллионов. Ислам распространяться в 10 веке на территории Западного Башкортостана благодаря миссионерству и торгово-экономическим связям исламским миром. По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13в. были фанатично преданы исламу. В 14 в Ислам становиться государственной религией Золотой Орды, в составе которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начале христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Предуралье, что привело к увеличению их числа и укреплению позиций ислама в крае. Слово «Коран» означает «то, что читают, произносят, т.е. то, что было «сказано» Мухаммаду и что он повторил. Откровения, ниспосланные Аллахом через посредничество архангела Джабраила Мухаммаду между 610-632, записаны после его смерти. Официальная и полная редакция Корана подготовлена по повелению халифа Османа. Текст Корана, написанный в прозе на классическом арабском языке, состоит из 114 озаглавленных сур, которые делятся на рифмованные аяты; всего от 6204 до 6239 аятов. Суры распределяются на мекканские и мединские.


2 билет

2.Уникальным памятником человека древне каменного века является пещера Шульган-таж (Капова) в Бурзянском районе в верховьях реки Белой. Впервые пещеру описал П. И. Рычков в 18 в. Уже сама пещера является памятником природы, она состоит из 3-х этажей образованных как русла речки Шульганки (протяженность 2км.). Украшена кальцитовыми натечными образованьями, зимой – ледяными сталактитами и сталагмитами. В галереях и залах расположенных на разных уровнях сформирован разнообразный микроклимат пещеры. Богатые природные условия, наличие сухих обширных и легко доступных залов привлекли внимание первобытного человека, и он уже примерно в 14-11 тыс. до нашей эры прочно освоил пещеры. В 1954г зоологом А. В. Рюминым были найдены различные рисунки на стенах некоторых залов верхнего и среднего этажей выполнены красной охрой разваренной в животном жире. Главные рисунки собраны на двух стенах зала верхнего этажа, где имеется изображения 6 мамонтов и носорога. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении идут влево. Новейшие исследования показали, что рисунки выполнены в 12-10 тыс. до нашей эры. Уральские рисунки древней живописи являются единственными в своём роде на территории Восточной Европы и Северной Азии. Аналоги им известны во Франции и Испании. Все они по своим особенностям образуют особую группу, но по единодушному мнению исследователей имели религиозно-мифологическое значение. В 1965 пещера объявлена памятником природы.


3 билет

1. Бронзовый век – историко-культурный период, знаменующийся переходом от металлургии меди к использованию бронзы. Массовое производство орудий труда и оружия из бронзы. Массовое производство орудий труда и оружия из бронзы способствовало активизации социально-экономических отношений и миграционных процессов. Ю. Урал в эпоху бронзы представляет собой один из районов добычи медистых песчаников, являвшихся рудным сырьём древних металлургов. Развитие производства способствовало появлению в степной полосе Ю. Урала усовершенствованной повозки (боевой колесницы) и костяных псалиев (древней разновидности удил). Раскопками выявлены остатки жилищ преимущественно наземного типа. Памятники бронзового века отличаются особенностями технологии изготовления и орнаментации глиняной посуды, изделий из бронзы, кости, камня, погребальной обрядности и конструкции некрополей. В эпоху поздней бронзы на территории Ю. Урала образуется один из активных очагов культурогенеза восточноевропейской степи и лесостепи, начало, которого обусловлено приходом сюда в 18-17 вв. до н. эр. племён восточной группы абашевской культуры (из Восточной Европы) Абашевская культура на Урале явилась одним из компонентов срубной, алакульской культур и древностей синташтинского типа. В конце позднего бронзового – начале раннего железного века на основе срубной и алакульской культур Поволжья и Предуралья сложилась культура древних кочевников – савроматов. Срубная культура оказала также существенное влияние и на формирование культур лесотаежной и лесостепной зон.

2. Башкирские восстания: 17-18 вв. причины восстания нарушение царским правом условий присоединения Башкирии к Русскому государству, захват башкирских земель, рост налогов и повинностей, насильственная христианизация и произвол царских чиновников, ущемление прав местного самоуправления башкир. Инициаторами и движущей силой были башкир-вотчинников и большинство феодалов. В восстании 17-18 в. как вспомогательная сила участвовали народы, населявшие Башкирию. Восстания носили национально-освободительный характер. Основой явились грамоты Ивана 4. Участники выступали против нарушения договора о присоединении. Башкиры понесли большие потери и в конце 18 в. их стало меньше чем в начале. Многовековая борьба за свободу усилила тенденции в развитии Башкирского этноса, способствовало ослаблению родоплеменных различий. Итог: правительство было вынуждено от планов полной раздачи башкирских земель дворянам, офицерам и офицерам, лишения вотчинного права башкир на землю и превращения их в крепостных крестьян, христианизации мусульман края.


4 билет

1) Народные виды спорта – традиционные физические упражнения и методы закаливания, которые являются составной частью национальной культуры башкир. Среди башкир были распространены физические упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в трудовой деятельности и при защите своих земель от врагов. К народным видам спорта относиться стрельба из лука, лазанье по гладкому столбу, перетягивание палки и каната, гребля на лодках, плаванье на дальность, ныряние и прыжки в воду, городки, лапта, джигитовка, конные скачки и бега, преодоление препятствий на коне, метание охотничьего кинжала, борьба куреш, конно-лыжные и мотолыжные виды спорта, состязания по бегу, взятие «снежной крепости», бег в мешках, метание копья и камней, поднятия тяжестей, прыжки через костёр, игра в «бабайки» и др.

2) Башкирский Академический театр граммы имени М. Гафури, государственный, ордена Трудового Красного Знамени. Учреждён 4.12.1919. в Стерлитамаке как первый Башкирский государственный театр. Художественный руководитель и директор В. Г. Муртазин-Имански. Складывался в течение длительного времени из профессиональной и полупрофессиональных сценических объединений красноармейских театров времен октябрьской революции и гражданской войны. В 1-й состав труппы входили А. Абзелилов, С. Силаев-Сульва, М. Гайнисламова-Казакулова, Гумерская, И. Заини, М. Ииманская, Г. Карамышев, Х. Сабитов, Ф. Самитова и др. Репертуар включал произведения башкирской драматургии: «Салават-батыр» и «Акшан-батыр» и др. Художественно-эстетическая концентрация театра этих лет представляла собой синтез европейских театральных канонов, преломленных в эстетике просветительного реализма. В 1922, с созданием Большой Башкирии, коллектив 1-го Башкирского театра переводиться с татарско-башкирской труппой Уфимского государственного театра драмы. Художественный сезон 1929-30, вошедший в историю, как переломный (участие коллектива в Олимпиаде искусств народов СССР в Москве, 1930), явился итогом эстетического преобразования в театре. В годы войны искусство приобрело ярко выраженное патриотическое звучание. Политические репрессии 1937-38гг., война нанесла значительный урон эстетическим тенденциям, заложенным ведущим деятелями. В 1955-85 формируется артистический состав, во многом определивший эстетику творчества современного башкирского актёра. С конца 80-х гг. в коллективе работают актёры Г. Алтыншин, И. Гумеров, Г. Маликова и др. Режиссер театра - Надыргулов, Р. Усаев, Б. Маджиев.


5 билет

1) Народные виды спорта – традиционные физические упражнения и методы закаливания, которые являются составной частью национальной культуры башкир. Среди башкир были распространены физические упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в трудовой деятельности и при защите своих земель от врагов. К народным видам спорта относиться стрельба из лука, лазанье по гладкому столбу, перетягивание палки и каната, гребля на лодках, плаванье на дальность, ныряние и прыжки в воду, городки, лапта, джигитовка, конные скачки и бега, преодоление препятствий на коне, метание охотничьего кинжала, борьба куреш, конно-лыжные и мотолыжные виды спорта, состязания по бегу, взятие «снежной крепости», бег в мешках, метание копья и камней, поднятия тяжестей, прыжки через костёр, игры с мячом из войлока (который закатывали в лунки), игра в «бабайки» и др.

2). Хадия Лутфулловна Далетшина родилась в 5 марта 1905 года в небольшой деревушке Хасанова Пугачёвского уезда, Самарской губернии ныне Самарской области. Училась в Московском интернате по подготовке редактирования (1932) в Башкирском Педагогическом институте имени Тимерязева (1935-37), работала учителем в деревне Дингизбаева Самарской губернии (1920), сотрудник газеты в Баймакском районе (1933), делегат первого съезда писателей СССР (1936), участница 3 пленума писателей СССР в городе Минске (1936), репрессирована в 1937. Первое произведение «Пионерка», опубликована в газете молодежь Башкортостана (1926). Известность ей принесли «Йбики» (1931), «Волны колосьев» посвященные проблеме характера человека в процессе колхозного строительства, ист. – рев. тематики посвящены повесть «Пламенные годы» (1933-37), роман «Иргиз» (1942-52). Широтой поднятых соц.-полит. Проблемам, жанрово-стилевым, и языковым совершенством «Иргиз» способствовал развитию башкирской романистики. Удостоена Республиканской премии имени С. Юлаева. (1967 посмертно). Умерла 5 декабря 1954 г (г. Бирск) позже была учреждена премия имени Хадии Давлетшиной.


6 билет

1. Театр оперы и балета. Открыт как Башкирский государственный оперный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковскго народного дома, с 1941 Башкирский государственный театр оперы балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, участвовавшие в первом спектакле «Прекрасная мельничиха». Д. Паизиелло. среди исполнителей Б.Н. Валеева Ш.В. Валиахметова, В.Н. Галкин и др. В 1941 в театре организованна балетная труппа из артистов, окончивших башкирское отделение Ленинградского Хореографического училища. (З. А. Насретдинова.). Оркестр и хор формировались из выпускников Уфы. Муз. Училища. Значительный вклад в становление театра внёс П.М.Станославский, главный дирижёр и первый худ, рук,(1939-45).Важным событием стало премьера первой башкирской оперы «Хакмар» (М.М.Валеева1940).В годы ВОВ совместно с артистами эвакуир. В Уфу укр, театра оп, и бал. Оперы: «Современники», «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль», «Отелло», «Щелкунчик» и др. В разное время в нём работали: певцы М.Х. Хисматуллин; М.Г.Салигаскарова. и др.; солисты балета: Р.Х.Нуриев; Ф.М.Нафикова., дирижерГ.А.Столяров; режиссёры: Б.Г.Имашев.иШ.М.Муртазина.

2. Узоры из сочетания геометрических, растительных элементов составляющие неотъемлемую часть художественного оформления вещей. Для орнамента характерно - симметричность и сравнительно редкое расположение рисунка. В зависимости от назначения, формы и размеров украшаемого предмета элементы узора располагаются бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. В световой гамме преобладают красный, желтый и зелёные цвета. Чередование цветов обычно контрастное, фон ритмично чередуется с рисунком. Растительный узор характерен для вышивки и теснения похожи. Гравировки, чеканки, разнообразные спиралевидные узоры для аппликации ткани и вышивания косой сеткой, а ромбовидный Х – образный геометрический орнамент для бранного ткачества и без контурных гладевых вышивок. Они делятся на 6 комплексов.


7 билет

1. Цикл башкирских праздников сложился в период преобладания полукочевого скотоводческого хозяйства. Для всех летних праздников каргатуй, кукушкин чай, сабантуй, йыйын, характерны массовость, жертвоприношения, сбор продуктов и ритуального угощения, общее моление, трапеза, различные игры и состязания. Позднее праздники были приурочены к циклу земледельческих работ. Осенне-зимние праздники носили менее широкий общественный характер, но, начинаясь как семейные торжества, охватывали всю деревню. Своеобразием являются праздники, связанные с забоем скота, обычаем взаимопомощи. Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны с такими торжествами, как «показ гостя», имевшим свои особенности, как обществе, так и в семейном быту. Элементами праздника были наполнены молодёжные игры и развлечения. Семейные праздники, связанные с рождение ребёнка, свадьбой, также выходили за рамки одной семьи. По мере приближения ислама стали проводиться мусульманские праздники: Ураза-байрам (праздник разговения), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения), Ражбан-байрам (праздник в честь великого вознесения Мухамеда), Мухаррам (день нового мусульманского года), Хиджру 927-й день месяца Сафар), Рагаип (день бракосочетания родителей Мухамеда), Джуму (пятница), Лейлят аль-Кадр (святая ночь всемогущего Аллаха), Гашура (день траура). А после 1917 года – общественно политические торжества: Новый год, День победы, День независимости РФ.

2.Родинные обряды-ритуалы, связанные с рождением ребёнка. Центральная фигура- повитуха, которая принимало роды, перерезала пуповину. Обвязывала запястье ребёнка ниткой и нарекала его временным именем. Пуповина ребёнка считалась частью его самого. Пуповину омывали с молитвами, заворачивали в белую ткань и зарывали. Первые 40 дней по поверьям душа окончательно не вселялась в ребёнка, вокруг матери и ребёнка собирались злые силы. Существовало множество обрядов сохранение жизни рёбёнка: имитация купли- продажи ребёнка, надевания на него «собачьей рубашки». На3или7 день-торжества в честь ребёнка: чай: в честь пуповины,ниток,младенци, где были только женщины. После трапезы нитки раздавались гостям. Обряд наречения имени устраивался на 3или40 день. Церемония имени начиналось с чтения молитвы. Ребёнка укладывали перед муллой, и тот 3 раза произносил в каждое ухо «Пусть твоё имя будет таким-то» по случаю торжества отмечали, гости приносили подарки. Праздниками были первый зуб и шаг.


8 билет

1. Географические условия и хозяйственная деятельность нашли отражения в богатстве форм башкирского народного изобразительного искусства. Резьба по дереву, теснения на коже, ювелирное дело, вышивание и аппликация, ковроделе и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка – таковы наиболее характерные формы башкирского народного прикладного искусства. Многие изделия из дерева и бересты получили декоративное оформление, но особенно деревянная утварь, шкатулки подсвечники, футляры для курая, кухонные шкафчики и д.р. Часто орнаментовались предметы, связанные с убранством коня. Оформлению оружия также придавалось большое значение. Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы отделки разнообразны. Серебром отделывались стремёна, золотом и серебром украшались и рукоятки сабель, ножей и сбруй. На украшения узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, чернением. Изготовление из кораллов, бисера, монет в отличие от резьбы по дереву, тиснению, ювелирного дела являлись сугубо женским творчеством. Но наиболее ярко и полно искусство нашло в вышивке и аппликации. В целом в башкирской вышивке насчитывалось более двух десятков различных швов.

2. Государственный ансамбль народного танца Р.Б. имени Ф. Г. – профессиональный танцевальный коллектив, сложившийся в 1936-38 при Концертно-эстрадном бюро Объединенных театров БАССР из учащихся балетного отделения Башкирского театрально-художественного училища и участников художественной самодеятельности (1-й концерт состоялся 20 мая 1936). 1 марта 1938 реорганизуется в Башкирский ансамбль песни, пляски и народной музыки при создаваемой Государственной филармонии. Общее художественное руководство осуществляют А. А. Воронцов, А. Г. Тихомиров; художественный руководитель танцевального ансамбля Ф. А. Гаскаров. В 1940 выделяется в отдельную художественную единицу Башкирский государственный ансамбль народного танца; в 1991 приобретает статус самостоятельного юридического лица и современное название. Классический художественный образ сложился в 1940-70-е усилиями 2-3 поколений балетмейстеров, танцовщиков и музыкантов. В 1960-70-е – период расцвета искусства ансамбля. Творчество коллектива характеризуется утверждением новых танцевально-пластических тем, становлением выразительных художественных фигур и характеров, почерпнутых из современной истории и культуры народа. В программе – варианты сложившихся произведений ансамбля. Карта гастролей ансамбля охватывает все районы и города Башкирии, республик, краёв и областей бывшего СССР и других стран Азии Европы и Северной Америки. В ВОВ коллектив выезжал с концертами на фронт. Артистические группы принимали участие и стали лауреатами 4-го, 5-го, 11-го всемирного фестиваля молодёжи и студентов, многих всесоюзных и всероссийских конкурсов. В 1988 присвоено имя Ф. А. Гаскарова. С 1996 ансамбль возглавил художественный руководитель А. Х. Зубайдуллин, директор – Р. И. Халилов.


9 билет

1. Жилища на летних стойбищах башкир. Издавна к ним относились юрты классического образца; конические корьевые, лубяные, берестяные шалаши-чумы, прямоугольные корьевые или плетневые балаганчики, бревенчатые избушки, кошомные шатры и др. Юго-восток Зауралья использовал юрты и крытые войлоком конические и сферические жердевые постройки, по южным отрогам Уральских гор сооружали аласыки, в горах – бревенчатые избушки и высокие шалаша-чумы. Традиции сооружения позднее были использованы в усадьбах. С переходом к осёдлости башкир, традиционные формы жилища утрачены. Юрта – переносное жилище у тюркских и монгольских кочевников, круглое в плане, крытое войлоком, со сборным каркасом. На летовках башкир устанавливались юрты двух видов: тюркская (с покатым куполом из выгнутых в нижней части жердей) и монгольская (с коническим верхом из прямых жердей). Величина юрты определялась числом складных решеток, составляющих стены. Были распространены юрты из 6-8 решеток; в преданиях упоминаются юрты из 12 решеток. Богатые башкиры имели крытую белым войлоком юрту для приёма гостей. Содержимое юрты находилось на виду и помимо своего утилитарного значения включалось в декоративную единую систему. Вход располагался с южной стороны. Противоположная выходу сторона считалась главной, почётной, предназначенной для гостей. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг которой раскидывались подушки, черпаки. Особое внимание уделялось полу, который должен быть тёплым, мягким и уютным. С помощью занавески юрта разделялась на мужскую и женскую половины. В мужской половине у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной нарядно расшитой лентой. На стенах была развешена праздничная одежда. На видном месте помещались резные сёдла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другие боевые оружие. На женской половине была сосредоточена различная кухонная утварь.

2. Башкиры считали, что смерть – это переход души человека в новое состояние. Хоронили по мусульманскому обряду. Узнав о безнадёжном состоянии больного, приглашали муллу, который читал над умиравшим суру уз Корана – ясин – обещание райских блаженств верующим. Как только узнавали о смерти, в дом покойника собирались люди. Несколько пожилых человек по очереди сидели возле умершего и караулили его. По поверьям в него могла войти нечистая сила, во избежании этого на умершего клали нож, монетки, и другие железные предметы умершего старались похоронить как можно скорее. Обычно похороны были в тот же день, если смерть наступала утром, если же под вечер, то похороны были на следующий день. Такая поспешность была основана на законе шариата, который гласит, что от смерти до погребения – самое мучительное время для души. В день погребения усопшего обмывали, мужчину – мужчины, женщина – женщину, облачали в саван, воду для омовения набирали, держа ковш от себя. Иголку при шитье савана также. На кладбище покойника несли на особых носилках, читали заупокойную молитву, затем опускали в могилу и засыпали землёй. После этого молились и раздавались подаяния. В течение 2-х дней до поминок в доме умершего нельзя было готовить. На 3-ий были поминки. По мусульманским обычаям поминки следовало проводить на 3, 7, 40, иногда 51 или 52 день после смерти и через год.


10 билет

1. Башкирская Государственная Филармония была открыта 20 января 1939 в Уфе, она объединила Баш. Гос. Ансамбль народного танца худ. рук. – Файзи Гаскаров, хор, ансамбль курсистов, духовой оркестр и оркестр народных инструментов, передвижной коллектив оперетты, эстрадная бригада; в 1941 организован, Лит.- муз. лекторий. В открытии и организации концертной деятельности филармонии велика роль Г. С. Альмухометовой. В первых концертах принимали участие артисты Баш. Драм. И оперных театров: актера А. Муборяков, Б. Тукаев и др., певцы: Б. Валеева, Г. Хабибуллин и др. В годы ВОВ на франтах побывало 17 бригад давших 1789 концертов, с 1970 начинают концертную деятельность Хоровая капелла (рук. и дир. Т. Сайфуллин). В 1980-90 организованна джаз группа Дустар. В составе филармонии (1995) капелла, литературно музыкальная лектория руководитель Р. Хабибуллин. Эстрадно-фольклорная группа Караван-сарай. Филармония имеет два зала – 700 и 400 мест. В 1984 в большом зале филармонии проходят концерты симфонии в малом зале концерты камерной музыки, органной музыки (в 1987 установлен орган).

2. Башкирский костюм. Характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож, овчин, меха, а также кустарных покупных тканей; в меньшей мере употребляется крапивный и конопляный холст. С переходом к осёдлости домашние ткани из растительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной, приобрели первенствующее значение. До конца 19 в. мужская и женская одежда отличалась не столько формой и покроем, сколько приёмами декоративно-художественного оформления. Носили рубашки и платья, штаны «с широким шагом», короткий безрукавный камзол или кафтан. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты, бешметы. Тёплой одеждой служили суконные чекмени, шубы, тулупы. В мужской костюм входили штаны из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью костюма было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Обувь: низкую меховую обувь из конской или коровьей шкура с небольшим холщовым верхом надевали зимой охотники. В качестве летней и осенней рабочей обуви распространялись лапти. Традиционные головные уборы у мужчин изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов бала небольшая стеганая шапочка-тюбетейка, у пожилых – тёмная, у средних и молодых – цветная (зелёная, красная, синяя). Иногда вышитая шерстью и шелком, украшения бисером, кораллами, позументом. Были распространены меховые шапки (из волка и рыси), ценились шапки из выдры, бобра и лисы. В степи надевали малахаи. Состоятельные башкиры иногда надевали турецкие фетровые фрески с кистью. К старинным головным уборам относится «шапка кантонного начальника» - головной убор с очень высокой тульей и якоревидными отворотами, из бархата или цветного сукна, украшенного галуном. Люди духовного сана на тюбетейку повязывали белую чалму.


11 билет

1. По мере приближения ислама стали проводиться мусульманские праздники: Ураза-байрам (праздник разговения) проводится в честь завершения поста Рамадан 3 дня. Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения) начинается в день завершения хаджжа (10-го числа месяца Зу-ль-хиджа). Ражбан-байрам (праздник в честь великого вознесения Мухамеда (27 число месяца раджаб)). Мухаррам (день нового мусульманского года). Хиджру (27-й день месяца Сафар). Муалид-байрам (посвященный рождению пророка Мухаммада (12-е число месяца рабби аль-Ауваль)). Рагаип (день бракосочетания родителей Мухамеда (первая пятница месяца Раджап)). Джуму (пятница), Лейлят аль-Кадр (святая ночь всемогущего Аллаха(27-е число месяца Рамадан)). Гашура (день траура и скорби в честь великомученика Хусаина – внука Мухаммада (10-й день месяца Мухаррам)).

2. Бортничество – начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда, традиционное занятие башкир. Первые сведенья о башкирском бортничестве известны с 17 в. Расцвет бортничества падает на 18-19 вв. Башкиры имели борти и дуплянки с дикими пчёлами. Каждый хозяин имел тамгу, которую ставил на свою борть. Борть выдалбливают в деревьях на высоте 6-8 метров диаметром 60-90 см. При этом используются различные инструмент и приспособления, внутренний объём бортей бывает в пределах 48-84 тыс. см3 . Искусственное дупло сообщается с внешней средой 2 отверстиями: должеей (через неё осматривают гнездо, собирают мёд). Такое жилище пчёл имеет обтекаемую форму и массивные стенки с внутреннем слоем. Борть обладает хорошими теплоизолирующими свойствами, а внутреннее устройство борти и компактное расположение сотов способствуют поддержанию постоянной температуры в гнезде и экономному расходу кормов. Эксплуатация борти может длиться 150 лет. Выдолбленную борть оставляют на 1-2 года для просушки. Весенняя ревизия пчелиных семей в бортях начинается с наступлением теплой погоды с целью подкармливания голодающих пчелиных семей, для оснащения ими незаселённых бортей. Осенняя ревизия проводится для отбора излишков мёда, подготовки гнезда пчел к зиме. Сильные пчелиные семьи приносят до 10-12 кг меда.


12 билет

1. Башкирский костюм. Характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож, овчин, меха, а также кустарных покупных тканей; в меньшей мере употребляется крапивный и конопляный холст. С переходом к осёдлости домашние ткани из растительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной, приобрели первенствующее значение. До конца 19 в. мужская и женская одежда отличалась не столько формой и покроем, сколько приёмами декоративно-художественного оформления. Носили рубашки и платья, штаны «с широким шагом», короткий безрукавный камзол или кафтан. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты, бешметы. Тёплой одеждой служили суконные чекмени, шубы, тулупы. Праздничный костюм в 19 в. состоял из платья и камзола, а с конца 19 в. из платья и фартука. Их шили из орнаментированной домашней ткани или из фабричной, вышитой узорами. Обувь: женские башмаки делались с цветной строчкой, шерстяными кисточками, у дёмских башкир они являлись праздничной и свадебной обовью. Кожаную обувь носили с суконными, войлочными чулками или портянками. Кожаные калоши надевали на ичиги. В гористой местности и Восточном Зауралье была принята обувь с суконными голенищами на твёрдой и мягкой подошве. В качестве летней и осенней рабочей обуви распространялись лапти. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебреных блях. В истории 18-19 вв. описываются богатые уборы кашмау и калябаш, сплошь покрытые серебром и кораллами. Молодые невесты носили покрывало – кушяулык, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму монетами, бисером. Вместе с ними или обычным платком, повязанным по-мусульманки за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки. В старину существовало несколько разновидностей колпачков, необычно смотрелись украшенные ажурным орнаментом белые вязанные головные уборы. На плоские и овальные бархатные колпачки нашивали бисер, жемчуг, серебряную или золотую канитель, блёстки. У пожилых женщин был белый или полотняный или ситцевый платок, богатые поверх надевали меховые шапки с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Вязались пуховые шали и платки. Существовали ободки с бусами, монетами, боковыми подвесками-кистями, иногда с наносной лентой. Украшения башкир играли роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство украшений башкирок включали ожерелья, затылочные заколки, подвески, бляхи для нагрудников и головных уборов, серьги, браслеты перстни и кольца, застёжки. Большую группу кораллов представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет, раковин, бисера, монет, ювелирных изделий: нагрудники, наспинники, накосники, сплетённые из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья.

2. Железный век – эпоха в истории человечества, которая знаменуется началом применения и широким распространением железа. Железный век распределяется на 2 хронологических этапа: ранний (1 тыс. до н.э. – 3-4 вв. н.э.) и поздний. Начало раннего железного века на Южном Урале и Предуралье относится к 7 в. до н.э. когда в степной части Урало-Волжского региона появляются кочевые племена савромато-сарматского этнокультурного массива. Они использовали железное оружие: копья, ножи, мечи и кинжалы, заимствованные у индоиранских кочевников. Примерно в середине 1-го тыс. до н.э. местные племена Южно-уральского региона осваивают производство железа из болотной руды. Железа выплавляли в земляных или глинобитных горнах сыродутным способом. Первые изделия отличались мягкостью, поэтому широко продолжали бытовать орудия труда из бронзы. Со временем был открыт способ увеличения твёрдости железа его закалкой, и к концу 1-го тыс. до н.э. медь и бронза использовались только для украшений. Эпоха раннего Железного века на территории современного Башкортостана представлена ананьинской, савроматской, пьяноборской и караабыззской культурами; эпоха позднего – бахмутинской, турбаслинской, кушнаренковской, караякуповской культурами.




© Данные материалы являются собственностью сайта www.school-108.narod.ru

При размещении данного материала на других сайтах ссылка на сайт первоисточник обязательна.

Design by «‡[m© D.O.K.]‡»







Скачать 105.5 Kb.
оставить комментарий
Дата31.08.2011
Размер105.5 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  59
не очень плохо
  15
средне
  27
хорошо
  17
отлично
  80
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх