План-конспект лекции \"Организация памяти, ее развитие и основы мнемотехники\" icon

План-конспект лекции "Организация памяти, ее развитие и основы мнемотехники"


Смотрите также:
План-конспект лекции "Организация памяти, ее развитие и основы мнемотехники"...
План-конспект лекции "Организация памяти, ее развитие и основы мнемотехники"...
План-конспект лекции №2 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»...
План-конспект лекции "Психология познавательных процессов"...
План-конспект лекции №2 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»...
План-конспект к уроку рисования. Тема: Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»...
Конспект урока английского языка в 7 «А» классе. По теме «Travelling»...
Вопросы по курсу лекций "Параллельная обработка данных" Иерархия памяти. Организация кэш-памяти...
Задачи: развитие пространственных представлений детей; развитие речи...
Методика «Запомни рисунок». 59 Методика «Выучи слова». 64 Методика «Да и Нет»...
План-конспект занятия разработала педагог-психолог моу центр «Доверие»...
Отделение дневного обучения. 1 Курс, 2 семестр. Тематический план п/п № Тема Лекции (конспект)...



Загрузка...
скачать
ПШЕНИЧНОВ М.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

"Организация памяти, ее развитие и основы мнемотехники"


Часть 2. " Законы памяти. Приемы и способы запоминания"


Память можно усовершенствовать, если развить воображение и творческие способности. В основе всех методик запоминания информации лежит сис­тема связей, которая связывает единицы информации с элементами долговременной памяти.

Например, проходя мимо старого дома, где вы жили в детстве, и увидев какую-то надпись на стене, вы "вдруг вспоминаете" вещи, о которых, как казалось, совершенно забыли. На самом деле, в вашем сознании произошло объединение представлений, которые были связаны с надписью, на которую вы посмотрели.

Этот принцип работает вне зависимости от того, насколько сложен материал, который вам нужно запомнить. Даже когда вы запоминаете сложные математические формулы или что-то абстрактное, обычно существует какая-то связь с определенным контекстом, которая "включает" механизмы вашей памяти. Многие способы запоминания основаны именно на этом на принципе.

Исследования показывают, что работа разных видов памяти подчиняется общим законам. Сегодня мы познакомимся с наиболее важными из них.

^

Законы памяти


Закон осмысления можно сформулировать так: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Мы уже говорили о том, что для хорошего запоминания, надо как-то организовать информацию в мо­мент запоминания. Смысловую организацию информации обеспечива­ют мыслительные процессы - анализ, синтез, системати­зация и обобщение.

В памяти намного лучше фиксируются не слова и предположения, составляющие текст, а содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспом­нить содержание текста. Поэтому для запоминания рекомендуется использовать ключевые слова, схемы, рисунки и таблицы.

Очень эффективен для запоминания прием прогно­зирования: начав читать абзац, попробуйте после нескольких предложенных аргументов самостоятельно сделать вывод. Затем, дочитав до конца и узнав результат, вы испытаете положительные, если оказались правы, или отрицатель­ные, если ошиблись, эмоции, которые усиливают запоминание.


Следующим законом памяти можно назвать закон интереса.

Его суть состоит в том, что интересное запоминается легко. Значит, запоминание нужно делать интересным. Основой для этого является правильная постановка цели. Если мы знаем, что информация нам полезна или понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.


Закон установки действует в двух вариантах.

Установка на запоминание по времени. Запоминание лучше проис­ходит в том случае, если человек сознательно ставит перед собой задачу запом­нить надолго.

Если установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, например, у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то именно к этому сроку сра­батывают механизмы памяти. А после экзаменов информация легко забывается.

Установка на восприятие материала по содержанию. В любом объеме информации человек в первую очередь находит то, что ему нужно или интересно, то есть то, на что у него есть установка. Например, человек приобрел видеокамеру и ему не терпится опробовать ее. Для этого ему необходимо изучить инструкцию по эксплуатации. Но в толстой инструкции несколько десятков страниц. Там есть огромное количество информации: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры и т.д. Человек пролистает инструкцию и его внимание "выхватит" в первую очередь ту информацию, которая ему нужна именно сейчас.


Следующий интересный и важный закон памяти, это закон усиления первоначального впечатления. Смысл его состоит в том, что чем ярче первое впе­чатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. То есть, вы можете вспомнить начало события луч­ше, чем его середину, а первое событие лучше, чем его повторения.

Кроме того, мы хорошо знаем, что легче воспроизвести события, которые произошли совсем недавно. В реальной жизни, нам легче вспомнить события дня вчерашнего, чем по­завчерашнего, а день позавчерашний легче, чем день, ему предшествовавший, и т. д. Эта тенденция укрепляется с возрастом. К ста­рости люди склонны помнить события раннего дет­ства, а также события недавних дней лучше, чем то, что произошло в промежутке между ними.

Перво­начальное впечатление можно усилить рационально и эмоцио­нально.

При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, про­говорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить инфор­мацию, особенно с тем, кто придерживающимся противополож­ной точки зрения.

При эмоциональном усилении нужно постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой ин­формацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним го­раздо дольше, чем мысли. Однако следует иметь в виду, что отрицательные эмо­ции, не связанные с запоминаемым материалом, например, неуверенность, печаль, раздражение, страх, мешают запоминанию.


Закон контекста утверждает, что информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Дело в том, что похожая информация хранится в памяти рядом. Поэтому ассо­циации помогают вспомнить то, что необходимо.

Человеку легче вспом­нить любое событие, которое с чем-либо связано, чем то, которое происходит отдельно. Если вы на мгновение задумаетесь, каким обра­зом вы обычно вспоминаете что-либо, то осознаете, что воспоминание возникает, когда проведена связь с чем-либо.

В то же время, мы хорошо запоминаем то, что яв­ляется странным, необычным, не связанным с кон­текстом, или нечто отличающееся от остального. В реальности опыт подтвержда­ет: выдающиеся события, плохие они или хорошие, обычно остаются в памяти на всю жизнь.


Полиглоты утверждают, что чем больше иностранных языков человек знает, тем проще ему выучить следующий язык. Это утверждение опирается на закон объема знаний - чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Именно поэтому так трудно начинать изучение новой темы или дисциплины. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, освежить знания, полистать справочники.


Наблюдения показывают, что если человеку предстоит за­помнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых, например, десять, а в другом тридцать слов, то первый он запомнит лучше.

Отсюда следует закон оптимальной длины запоминаемого ряда - чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+/-2 (закон Миллера).


Закон торможения утверждает, что всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Следовательно, лучший способ забыть только что зау­ченное, сразу вслед за этим запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математи­ки, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "устояться".


Существует закон края, согласно которому лучше запоминается информация, находящаяся в начале и конце ряда, то есть как бы с его края, и хуже запоминается середина ряда.


Очень важным для запоминания является закон повторения, потому что именно повторение способствует лучшему запомина­нию. Способность воспроизведения во многом зависит от прочности "отпечатка в мозге". Эта прочность увеличивается путем повторения. Практически это означает, что по­вторяемая информация закрепляется в мозге сильнее той, которая один раз просматривается и откла­дывается в сторону.

Психолог Г.Эббингауз установил, что большая часть запоми­наемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением вре­мени забывается все меньшее количество информации.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй - через 20-30 минут, третий - через день, четвертый - через неделю.

При этом следует по­мнить, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде до­полнительного пассивного чтения или прослушивания.

^

Принципы и методы мнемотехники


Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотехнические приемы. Их суть заключается в том, что запоминаемая информация определенным образом структурируется.

Например, год фран­цузской революции 1789 легко запомнить, выделив его струк­туру, то есть, обратив внимание на то, что составляющие его цифры расположены последовательно: 7, 8, 9.

Давайте познакомимся с важнейшими принципами мнемотехники.


В основе развитой памяти лежат два основных фактора - воображение и ассо­циация.

Учитывая важность этих фундаментальных основ функционирования моз­га, разработаны различные способы для их развития.

Для того чтобы запомнить что-то новое, вам нуж­но всего лишь соотнести это, то есть найти ассоциативную связь, с каким-то уже известным фактом, при­звав на помощь свое воображение.


Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Допустим, вам предложили запомнить несколько пар слов. После того, как вы их запомнили, вам будут давать слово, а вы должны назвать его пару. Например, верблюд и фотоаппарат. Представьте мысленно верблюда и также мысленно повесьте ему на шею фотоаппарат. Как это ни парадоксально, но теперь, когда вам будут говорить слово верблюд, вы будете легко вспоминать и фотоаппарат, который висит на нем. Точно также поступив и с другими словами, вы обнаружите, что легко запомнили все, что от вас требуется.

Запоминание даты, например, можно ассо­циировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до... или спустя столько-то лет после... При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их коли­чество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Ассоциации можно создавать не только парами, но и цепочками, когда каждый последующий образ связан с предыдущим. Так вы сможете запомнить длинный ряд слов. Искусство заключается в способности быстро и четко создавать связи между, казалось бы, совершенно несвязанными словами. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.


Следующее важное понятие - фон. Он существует для того, чтобы было с чем ассоциировать задаваемые предметы. Им может быть ваша комната, ваш дом, улица, на которой вы живете, город, который вы хорошо знаете, земной шар, карта страны и даже тело самого человека.

Короче, фоном может быть все, что вы хорошо знаете, желательно до мельчайших подробностей. Когда вы систематизируете свой фон, то для запоминания новых, требуемых слов, вам надо будет лишь присоединять их к хорошо изученным местам.

Этот метод основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко извлекает­ся из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью пред­метов и мест.

Метод эффективен в тех случаях, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по како­му-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримс­кие ораторы.


В любом случае опорные слова тек­ста объединяются в единую, целостную структуру, в единый рассказ.

Мнемотехнические приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала. Для хорошего запоминания при создании ассоциа­ции необходимо учитывать следующее:


Синестезия

Под термином "синестезия" понимается соедине­ние различных чувств, т.е. способность соединять воедино полученные от основных органов чувств ощущения, закладывая в память наиболее совершенный образ.

Значит, для оптимального использования памяти необходимо использовать:

  • зрение;

  • слух;

  • обоняние;

  • вкус;

  • осязание;

  • кинестезию, то есть ощущение положения тела и про­странственную ориентацию.


Используя синестезию можно создавать образы живыми, разговаривающими и бегающими. Дорожный знак "остановка запрещена" может подраться с автомобилем, а муравей разговаривать по телефону с велосипедом.

Чем больше странностей и глупостей вы придумаете, тем легче вы их запомните. Как можно больше фантазируйте и изобретайте. Пусть вороны каркают, паровозы гудят, а львы рычат.

Все события комментируйте "за кадром". Это очень помогает. Только не старайтесь описывать свои фантазии, соблюдая официально принятые правила. Наоборот, пусть все действие сопровождается примерно таким бормотанием "тут его молоток бах, а искры раз и из глаз... а глаз, так это зловредно смотрит, а там корова..., а корова как на тарелку дзинь, ну тарелка и на куски...".


Движение

Важнейшим требованием к эффективному запоминанию является то, что ассоциации должны двигаться. Движение помогает живо представить образ. Действие делает запоминание не только более простым, но и более интересным. Перемещающийся образ гораздо легче "связать" с чем-либо и, следовательно, запом­нить. Если образы двигаются, их можно сделать трехмерными. Объединяя предметы, заставляйте их двигаться, совершать какие-нибудь действия и вы ярче и живее представите сюжет.

Используйте ритмичное движение. Чем богаче и разнообразнее ритмическая структура образа, тем более четким он будет и, следова­тельно, легче запомнится. Заставляйте предметы падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться и подскакивать. Чем нагляднее действие, с помощью которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. Старайтесь, чтобы каждый элемент становился действующим лицом, совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента.


Ассоциации

Чтобы что-то запомнить, старай­тесь соотнести это с устойчивым образом в мозгу. Например, цифра "1" ассоции­руется со столбом, ломом или карандашом.

Но ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем менее эффективными они будут. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее.

Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения, то есть все, что как-то выходит из разряда обыденности. И мы вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем дням, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство памяти: лучше всего запечатлять все самое яркое, необычное и волнующее.

Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.


Важнейшим правилом создания ассоциаций является то, что придуманные ассоциации необходимо представлять визуально.

То есть, придумав ассоциацию, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" созданный сюжет. Это правило можно назвать методом оживления, который поможет закрепить рожденную связь в памяти. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из мультфильма. Сначала для этого, возможно, потребуется закрывать глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.


Сексуальность

Очень полезно, если ваши ассоциации будут вульгарными или сексуальными. Ничто другое на запоминается так хорошо как сальности. Если вы можете использовать подходящую сексуальную ассоциацию, не сомневаясь, делайте это. Люди прекрасно запоминают такого рода события. Используйте эту способность.


Эмоциональность

Для лучшего запоминания образы должны быть шоковыми! Самое простое, это смешные истории типа анекдотов. Например, если какой-то предмет куда-то бежит, то пусть он бежит спотыкаясь и падая, как клоуны в цирке. Если кому-то должны дать торт, то пусть его размажут по лицу. Если что-то должно попасть в воду, пусть оно плюхнется в одежде. Как можно больше смешных эпизодов. Смех растормаживает. Смеющегося человека очень тяжело загипнотизировать. Чем смешнее и абсурднее будут созданные образы, тем легче и надежнее они запоминаются. Процесс запоминания должен приносить удо­вольствие.

Но очень хорошо запоминается и жестокость. Ножи и бритвы должны резать. Вспомните фильмы ужасов и режьте все, что движется. Прекрасно отпечатывается в мозгу распиливание человека электропилой так, чтобы брызги крови били во все стороны. Конечно, можно обойтись и без этого. Но как метод, это довольно действенно.


Нумерация

Нумерация повышает эффективность принципов порядка и последовательности.


Символизм

Вам будет легче вспомнить самый обычный, неинте­ресный или абстрактный факт, если подменить его более значимым образом или использовать вместо него какой-либо символ, например знак "Стоп" или электрическую лампочку.


Цвет

Старайтесь всегда использовать всю гамму цветов, чтобы сделать ваши образы более яркими и, следова­тельно, лучше запоминающимися.


^ Порядок и/или последовательность.

В сочетании с другими методами принцип упорядо­чения и/или построения последовательности позво­ляет быстрее отыскать необходимый образ, тем самым упрощая процесс "случайного доступа" мозга к инфор­мации. Объединять образы и выстраивать их в после­довательности можно от меньшего к большему, ис­пользуя цвета, категории или принцип иерархии.


^ Положительные образы

Множество примеров доказывает, что положитель­ные и приятные образы быстрее запоминаются, чем не­гативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь. Некоторые негативные образы, даже если для их по­строения использовались все перечисленные принци­пы и сами по себе они являются "запоминающимися", могут блокироваться мозгом: сама перспектива по­вторного обращения к ним просто неприятна.


Преувеличение

Создавая образ, представляйте его размеры, форму и звук неестественно большими или маленькими, делая его более запоминающимся. Установлено, что информация сохраняется лучше, если представлять предметы огромными или гораздо меньшими, чем они есть на самом деле. Например, чтобы запомнить слово "масло", представьте пачку масла, величиной с жилой дом. А огромного слона можно приплюснуть, он станет необычным, смешным и запомнится лучше.


Скорость

Помните, с какой скоростью меняется обстановка в клипах и все равно вы запоминаете яркие эпизоды.

Как это ни парадоксально, но быстрое запоминание качественнее медленного. Спешите создавать образы и ассоциации. Если что-то должно медленно ползти, например, улитка, представьте, что вы смотрите видео и ускорьте пленку. Это будет смешно и легче запомнится.


Итак, быстро и хорошо запоминать не сложно, если придерживаться изученных нами правил:

  • преувеличивайте ваши ассоциации,

  • заставляйте их двигаться,

  • делайте их абсурдными,

  • используйте эмоции

  • принимайте личное участие в происходящих в сюжете событиях.


Заменяя одну ассоциацию другой, можно добиться "усиления" ее в сознании. Такая замена делает связки более полными, "законченными", и поэтому их легче запомнить. При формировании связей и ассоциаций не следует устанавливать стандартные связи: чем более банальными и скучными будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность того, что вы их запомните.

Поэтому попытайтесь представлять все предметы, которые требуется запомнить, в виде мультипликационного фильма. Помните, как там все трансформируется? Все вещи меняют свой объем и цвет в течение секунды. Попробуйте трансформировать свои образы таким способом.

^

Метод ассоциаций


Это основной метод развития памяти, который функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства существующих методов эффективного запоминания. Под ассоциированием подразумевается связывание чего-то с чем-то.

То есть ассоциация - это такая связь между двумя или более предметами, ощущениями, образами, словами и т.д., при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Например, когда вы видите идущего с лыжами человека, вы вспоминаете о зиме (потому что лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем.


Ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Если попросить нескольких людей спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный", можно получить совершенно разные ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и т.д. Эти различия зависят от индивидуального опыта каждого человека.

Приведенные в примере ассоциации называются свободными, они уже сформированы в сознании человека. Но для развития навыков эффективного запоминания необходимо научиться создавать новые ассоциации между любыми элементами: словами, цифрами, образами и т.п.

Известный психолог У. Джеймс утверждал, что хорошая память - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить.


Сам по себе метод ассоциаций не сложен. Сложно только вначале, когда нам нужно научиться связывать между собой любые два слова, причем связи создавать как можно более необычные, нестандартные, смешные.

Создание ассоциаций всегда индивидуально, а поэтому относитесь к приводимым примерам только как к иллюстрации, а не как к единственно правильному построению ассоциаций. Выполняя упражнения, старайтесь работать творчески, не сковывайте свое воображение.


Попробуем, например, связать несколькими способами слово "АПЕЛЬСИН" и слово "МЫЛО". Большинство студентов сразу предлагает стандартную связь типа: "Я купил апельсин и мыло", которая представляет собой связь-перечисление и очень легко забывается.

Намного лучше, если слова связать нестандратно, например, так: "^ Стал очищать апельсин, а там вместо сочной мякоти оказался кусок мыла". Вас не должна смущать абсурдность созданной связи. Именно такие ассоциации запоминаются лучше всего.

Другими варианты создания связи между этими словами могут быть такие:

"^ Я рисую апельсин куском мыла".

"Откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло".

Теперь самостоятельно придумайте оригинальные ассоциации между словами "АПЕЛЬСИН" и "МЫЛО".


Еще один пример. Свяжите слова "ДЕРЕВО" и "ТЕЛЕВИЗОР". Сразу отказываемся от связи "дерево показывают по телевизору".

"^ Телевизор висит на дереве" лучше, но гораздо яркой запомнится образ множества маленьких телевизоров висящих на дереве, словно листья или ягоды.

Неплохо если "^ Телевизор вмонтирован в ствол дерева".

А связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", пожалуй, самая удачная.


Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь. Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и "кошка поймала мышку".

Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески.


Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "ПОДУШКА" и "ОДЕЯЛО". Это сложнее, чем для слов "АПЕЛЬСИН" и "МЫЛО".

Вот несколько примеров связей между этими словами.

"Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".

"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".

"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".

"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".


Сначала построение таких связей кажется делом очень странным, но не следует забывать, что научиться строить такие связи необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания.

Попробуйте придумать еще несколько связей между словами "ТЕЛЕВИЗОР" и "ДЕРЕВО". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.

Кстати, таким способом развиваются творческие способности человека. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.


Естественно, первоначально у вас могут возникнуть трудности при создании связей между словами. Ведь все мы серьезные взрослые люди, привыкшие поступать логично и принимать обдуманные решения, а нам предлагают опять вернуться в детство!?

Вот именно! Вспомним, что умное выражение лица еще не признак ума.

Поэтому давайте обратимся за помощью к детям, ведь именно они самые большие мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации. Главное, не сдерживайте себя, проявите побольше фантазии и воображения.


Кстати, умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не жалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Известный детский писатель Джанни Родари создал на базе этого занятия целую методику развития творческих способностей у детей, и назвал "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" можно найти не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы можете потратить уйму времени.


Связи между вашей системой основных образов для запоминания и теми сведениями и фактами, которые вы хотите запом­нить, должны быть максимально простыми и фунда­ментальными.

Добиться этого можно, если в созданных вами обра­зах вы будете:

1. Разбивать предназначенное к запоминанию.

2. Склеивать.

3. Помещать одно над другим.

4. Помещать одно под другим.

5. Помещать одно внутри другого.

6. Подменять одно другим.

7. Помещать предназначенное к запоминанию в но­вые ситуации.

8. Вплетать одно в другое.

9. Заворачивать одно в другое.

10. Заставлять предназначенное к запоминанию раз­говаривать.

11. Заставлять танцевать.

12. Заставлять одно принимать цвет, запах и функ­ции другого.


Главное предостережение.

Только знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами мало. Для того, чтобы уметь быстро это делать необходимо приобрести практический опыт. Этим можно заняться где и когда угодно, в любую свободную минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете спорить, что она менее необходима, чем зарядка для тела?!


Давайте попробуем выполнить такое упражнение.


  1. Запомните следующие слова:

СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА, ШЕСТЬ СТАКАНОВ, БАНАНЫ, ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫЛО, ЯЙЦА, БИОАКТИВНЫЙ СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК, ЗУБНАЯ ЩЕТКА, ХЛЕБ, ПОМИДОР, РОЗЫ, ДЕРЕВО, СТОЛ, РЕКА, КОРЗИНА, РАСЧЕСКА, ШАМПУНЬ, ЕЖИК, РЕЗИНКА, КНИГА, ТРАКТОР, ДОЖДЬ, СОЛНЦЕ, ЧАСЫ, ЛАМПА, СКРЕПКА, ДОМ, САМОЛЕТ, ТЕТРАДЬ, НОСКИ, ВОЗДУХ (30).

  1. Теперь возьмите лист бумаги и воспроизведите их.

  2. Проверьте количество запомненных слов. Уверен, что вам удалось запомнить меньше половины. А теперь я покажу вам, как вы можете запомнить их все.

  3. Слушая мое описание событий, постарайтесь как можно ярче представить себе происходящее. Обратите внимание на то, что образы должны быть яркими, четкими, необычными. Они должны быть в движении, а связка между ними должна быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания или на основе "похожести".


Описание:

Представьте себя выходящим из дому в самом нево­образимом виде:

Во рту у вас огромнейшая столовая ЛОЖКА СЕРЕБРЯНОГО цвета, ручку которой вы держите в зубах, чувствуя металл и ощущая во рту его привкус. В самой ложке аккуратно расставлены ШЕСТЬ преуве­личенно красивых СТАКАНОВ, и пронизывающий их солнечный свет бьет вам в глаза. С восхищением рас­сматривая стаканы, вы слышите их позвякивание. Идя по улице, вы наступаете на гигантский желто-корич­невый БАНАН, который со свистом выскальзывает из-под ваших ног. Вы едва не падаете и, ловко отскочив в сторону, наступаете другой ногой на лежащий в тени большой кусок ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЫЛА размером с кирпич. Это уже слишком даже для вас, поэто­му вы падаете на сложенные горкой ЯЙЦА. Приземля­ясь на них, вы слышите треск скорлупы, видите выте­кающий желток и белок и чувствуете, как промокает ваша одежда.

Преувеличивая всё в воображении, вы так ускоря­ете время и представляете, что буквально за несколь­ко секунд вы возвращаетесь обратно, раздеваетесь, стираете свою испачканную одежду в БИОАКТИВНОМ СТИРАЛЬНОМ ПОРОШКЕ, а затем снова представляете се­бя выходящим из дому. В этот раз, поскольку вас слег­ка утомил предыдущий эпизод, вы подтаскиваете себя к магазину при помощи гигантской веревки, сплетён­ной из миллионов ЗУБНЫХ ЩЕТОК, и веревка соединяет дверь вашего дома с дверью аптеки.

Внезапно теплое дуновение ветерка приносит невообразимо сильный аромат свежевыпеченного ХЛЕБ. Вы исходите слюной, думая о вкусе хлеба. Войдя в хлебный магазин, вы к своему удивлению замечаете внутри каждой буханки хлеба, что расположились на полках, большой пульси­рующий красный ПОМИДОР - причуда пекаря, который увлекается сбалансированным питанием.

Выходя из хлебного магазина и с громким чавкань­ем поедая купленный хлеб с помидорами, вы видите, как ритмично ступая по тротуару, по улице идет самая сексуальная особа, которую вы когда-либо видели (дай­те волю своей фантазии). Ваше первое побуждение - подарить этой особе РОЗЫ, поэтому вы ныряете в бли­жайший цветочный магазин, в котором продаются одни только красные розы, и, ослепленный зеленью листьев, алым цветом бутонов, покупаете огромный букет. Вы чувствуете упругие стебли, чувствуете ши­пы и аромат самих цветов, которые у вас в руке превращаются в огромное красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из которой вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближая к нему свой взгляд, вы видите на столе лужу, которая стекает вниз, образуя целую РЕКУ. Посредине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы отламываете у нее один край, получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться ШАМПУНЬ. Он стекает и на голове остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, Вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Но она не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в КНИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и оттуда выезжает ТРАКТОР, который светит мощным лучом прямо в глаза, словно СОЛНЦЕ. Становится жарко, и с Вас льет пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он идет. Вы поднимаете голову и видите над собою ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя. Хочется, чтоб он прекратился. Вы допрыгиваете да часов, хватаетесь за стрелку и видите у основания стрелки огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете к карману. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону. Постепенно из кирпичей появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, но он вдруг взлетает в воздух, словно САМОЛЕТ. И у вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы, делаете себе из них НОСКИ, и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

Прослушав эту фантастическую историю, закройте глаза и мысленно повторите ее с самого начала. Затем возьмите лист бумаги и запишите все слова, которые вам удалось запомнить.

Уверен, что если вы не просто слушали, а представляли себе все происходящее, то вам удалось запомнить практически все слова.


^ Метод последовательных ассоциаций

То, что мы сейчас с вами проделали, в мнемотехнике называется методом последовательных ассоциаций и заключается в последовательном связывании между собой всех слов, подлежащих запоминанию.

При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов. В итоге должен получиться рассказ, или цепочка ассоциаций, из всех слов, входящих в список слов.

Рассмотрим подробнее.

 

Возьмем несколько произвольно взятых слов, которые будем связывать при помощи метода последовательных ассоциаций:

^ ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

 

Итак, чтобы запомнить эти слова по порядку, избежав однообразного повторения, надо составить из них рассказ, связывая слова последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций и не забывая про изученные нами правила. Посмотрим, как это можно сделать.


Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ. Комар от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ. Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв - РИС. Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН. Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ. Он на глазах превращается в настоящего... 

А теперь закончите этот рассказ сами.

Вам осталось связать с предыдущими слова ТЕЛЕФОН и ЦВЕТЫ. Постарайтесь мысленно представлять рассказ, как фильм.


Обратите внимание, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку.

Каждый элемент сюжета становится на какое-то время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам.

Если не соблюдать это правило, например, сказать, что "гусеница заползла в книгу и стала есть рис...", то слово "книга" может со временем забыться, а в памяти останется лишь гусеница, которая ела рис. Слово "книга" выступит лишь как дополнение, не осуществляющее самостоятельного действия, что и послужит причиной его забывания.

Обратите внимание на то, что в сюжете должно быть как можно меньше "лишних" слов, которые могут перепутаться с запоминаемыми. Старайтесь использовать в рассказе в качестве вспомогательных нейтральные слова, не вызывающие ярких образов.

А теперь попробуйте воспроизвести все 12 слов. Можете воспроизводить их письменно, можете устно, как вам удобнее.


Самостоятельно выполните еще несколько упражнений.


Упражнение. Используя метод последовательных ассоциаций запомните следующие слова.

^ ФЛАГ, ШАРИК, ТЕЛЕВИЗОР, РАДУГА, ГАРМОШКА, АПЕЛЬСИН, ГРАНАТА, СТОЛ, КИСЛОРОД, КАЧЕЛИ.


Вариант запоминания.

Цепочка должна начинаться с вас. Мысленно представьте всего себя, а в правой руке вы держите ФЛАГ. Это должен быть конкретный флаг - маленький флажок, с которым вы идете на митинг или большой трехцветный флаг страны. Представьте, как он развевается на ветру.

Второе слово. К древку флага привязан тонкой ниточкой воздушный ШАРИК. Представьте, какого он размера, цвета. Представьте противный скрип, который возникает, если этим шариком провести по стене. Бр-р-р...

Третье слово. Шарик лопается, и на его месте возникает ТЕЛЕВИЗОР. Вы знаете, что телевизоры обычно тяжелые и не могут парить в воздухе, но ваш телевизор почему-то очень легкий, и порывы ветра также теребят его, как теребили шарик. Ерунда какая-то.

Четвертое слово. Если флаг вы держали в правой руке, то левой мысленно потянетесь к телевизору и включаете его. Он нагреется, и вы увидите в нем прекрасную яркую и сочную РАДУГУ.

Пятое слово. На этой радуге сидит мужичок в фуфайке и наяривает на ГАРМОШКЕ. Видели мультик "Падал прошлогодний снег"? Вот этот мужичок и играет.

Шестое слово. А когда он играет, то лопает АПЕЛЬСИН. Откуда у этого придурка может быть апельсин?

Седьмое слово. Он приближает апельсин (с кожурой) ко рту, впивается в него зубами, и вдруг... взрыв. Оказывается, внутрь апельсина террористы запрятали ГРАНАТУ.

Восьмое слово. Куски МЯСА разлетаются в стороны, но в конце своего полета все падают на операционный стол, под радугой, в телевизоре.

Девятое слово. Подбегает врач и кричит: "Быстрее, КИСЛОРОД, сейчас будем лечить". И достает из кармана кислородную подушку. Отвинтив краник он направляет кислород в сторону мяса, и происходит чудо - вы видите, как из кусочков мяса снова формируется тело.

Десятое слово. А в это время врач садится на КАЧЕЛИ, так как он устал уже с утра откачивать трупики. Но ведь это его работа. Да здравствуют врачи!

Бред? Полный! Но посмотрите, сработало это или нет.

Восстановите мысленно всю цепочку. Что вы держите в руке...? А что к нему привязано...? А во что он превращается...? И так до конца. Скорее всего, вы легко вспомните все десять слов.


Упражнение. Используя метод последовательных ассоциаций запомните следующие слова.

ШЛЯПА, ТЕЛЕФОН, КАКТУС, ПИРОГ, КОНВЕРТ, ДЕНЬГИ, УГОРЬ, СТОЛ (ПИСЬМЕННЫЙ), ДОМ, КАРАНДАШ, КУРТКА, КРУЖЕВА, ПУГОВИЦА, НОСОК, ОТВЕРТКА, РИС, КОТ, КНИГА, ФАРА, КРЮЧОК (РЫБОЛОВНЫЙ).


^ Вариант запоминания.

Представьте себе ШЛЯПУ, в которую вы поместили ТЕЛЕФОН, трубка которого утыкана колючками, как КАКТУС. Эту трубку неприятно держать в руках. А разговаривать по телефону тем более неприятно, что ваш рот набит ПИРОГОМ. Он оказывается очень противным на вкус, т.к. внутри него оказывается КОНВЕРТ, из которого неожиданно выпадают ДЕНЬГИ. Одна из купюр сворачивается в трубочку и превращается в УГРЯ, который спасаясь, прячется под ПИСЬМЕННЫЙ СТО, имеющий форму ДОМА, труба которого сделана из огромного КАРАНДАША. Карандаш, как ракета, стартует, летит и попадает прямо в вашу КУРТКУ. Засмотревшись на все это, вы наступаете ногой на миску с РИСОМ, который ест КОТ, одновременно читая КНИГУ. Миска с грохотом переворачивается, а испуганный кот убегает и прячется под огромную ФАРУ, которая излучает яркий свет на огромный стальной КРЮЧОК.


Одна из проблем - это сложные слова, которые тяжело представить. Например, слово ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ. Что тут делать?

Подобные слова разбивают на части, которые дополняют до знакомого образа. Например: ДЕЗодорант, у которого сбоку нарисован ИНТЕГРАл. А ПРЕЗУМПЦИЯ - это ПРИЗ (золотой кубок с ручками), внутри которого лежит УМ (голова).

Поначалу это кажется сложным, но после практики, которая может превратиться в настоящую игру и не такое осиливается.

Нетрудно заметить, что этот метод базируется на работе мозга. Он использует огромное количество спо­собностей, которые находятся в спящем состоянии в правом полушарии мозга, ожидая малейшей воз­можности проявиться.

^

Метод связанных ассоциаций


Вы наверняка уже заметили, что метод последовательных ассоциаций при удобстве и простоте использования обладает существенным недостатком. С его помощью вы можете запоминать слова только последовательно. Вы не сможете сразу вспомнить каким по счету было слово АПЕЛЬСИН или какое слово было шестнадцатым.

Этот недостаток устраняется методом связанных ассоциаций и построенной на его основе мнемотехнической системой маршрутов, участков и опорных точек.


Познакомимся с ними.

При запоминании списка слов методом связанных ассоциаций нам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов.

Каждое слово запоминаемого списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку нам уже не нужно будет "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций. Связывать нужно лишь два слова между собой так, как мы это делали, когда ранее связывали "АПЕЛЬСИН" с "МЫЛОМ", а "КОТА" с "МОЛОКОМ".

А так как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для нас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности.

Основным условием, что использования этого метода является то, что надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.


Например, надо запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА, используя метод связанных ассоциаций.

Для запоминания используем ряд слов запомненных нами ранее: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.


Для запоминания методом связанных ассоциаций надо связать первое слово запоминаемого списка "КАСТРЮЛЯ" с первым словом ранее запомненного ряда "ОГУРЕЦ". Затем вторые слова "ЮЛА" и "ЛОДКА", третьи "КАПЛЯ" и "КОМАР" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который мы хорошо запомнили.


Действуем также как и при последовательном ассоциировании.

Представим себе, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ. У ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА. КОМАР утонул в КАПЛЕ. Из распечатанного КОНВЕРТА вспыхивает ПЛАМЯ.


Продолжите запоминание самостоятельно, это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций в виде сюжета.

Продолжение ряда слов: БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА.


Теперь воспроизведите слова нового ряда. Убедились, что этот способ работает?!


Часто у студентов возникает вопрос, а зачем все это? Кому и зачем нужно запоминать ряды слов?

Во-первых, в повседневной жизни возникают ситуации, когда нам нужно запомнить, например, список дел на сегодня или список покупок.

А, во-вторых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции мозга. Это занятие можно сравнить с тренировкой на велотренажере. Непосредственной пользы вроде бы нет, но она есть, просто отсрочена во времени.

Относитесь к запоминанию не связанных с реальностью слов как к тренировкам, потому что умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.


Для создания вспомогательного списка можно взять любые удобные для вас слова. Это может быть какая-то давно известная вам последовательность, например, ваша комната, улица, на которой вы живете, город, который вы хорошо знаете, земной шар, карта страны и даже тело самого человека или ваши друзья, расставленные по определенному принципу. Это могут быть ключевые слова хорошо знакомого вам произведения, например, стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть.

Вот, например, начало одного из списков: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Это ключевые слова басни "Ворона и лисица". Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные - яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово. А выучили мы их еще в школе и отлично помним.


Таким образом, если вы подготовите несколько таких списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов можно взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список.

Непременное условие одно - слова в списке не должны повторяться и не должны быть абстрактными.


В качестве примера посмотрим на вспомогательный список из пятнадцати слов из начала поэмы "Руслан и Людмила" тоже известный большинству студентов.

^ ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.


Попробуем связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами этого вспомогательного списка.


Вот дела на завтра:

1. пропылесосить квартиру - запоминаем слово "ПЫЛЕСОС",

2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО),

3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА),

4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА),

5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО),

6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ),

7. вымыть окно (ОКНО),

8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА),

9. купить СВЕКЛУ,

10. купить КАПУСТУ,

11. купить МАЙОНЕЗ,

12. купить СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК,

13. оплатить счет (СЧЕТ),

14. подготовить доклад (ДОКЛАД),

15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ).


Связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел.


Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ; из ДУБА льется МОЛОКО; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО, вы на него наступаете, и оно разбивается; СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ и ее текст невозможно разобрать...

Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения.


Не забывайте про правила составления ассоциаций.

Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ, вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.


Следует напомнить, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимым условием большинства методов быстрого запоминания, о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы захотите развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому умению побольше внимания.


Выполнив несколько упражнений, оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. У каждого из них есть свои преимущества.


На основе метода связанных ассоциаций разработана мнемотехническая система маршрутов и участков, основой для которой исторически послужила система "римской комнаты", использовавшаяся сенаторами древнего Рима для запоминания многочасовых речей.


^ Система маршрутов, участков и опорных точек

Прежде всего, нужно выбрать постоянный "марш­рут". Это может быть дорога к месту работы, расположение ком­нат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты - диван, ко­вер, шкаф. Этим достигается запоминание необходимого ма­териала в определенной последовательности.


^ Маршрут - определенное количество участков, соединенных последовательно одной воображаемой линией.

Участок - определенное количество опорных точек (ячеек), соединенных одной воображаемой линией.

^ Опорная точка (ячейка) - элемент вашей постоянной памяти, предназначенный для удержания на нем определенного объема информации в течении некоторого времени с целью его непосредственного воспроизведения или перевода в долговременную память.


Не рекомендуется использовать в качестве опорных точек:

  • Людей, животных, движущиеся объекты.

  • Крупные объекты (здания, сооружения) или слишком мелкие объекты.

  • Объекты слишком близко расположенные от вас или друг от друга.

  • Элементы знаковой информации (ноты, названия стран, дорожные знаки).

  • Образы, которые трудно быстро, четко и ярко представить.


Главный критерий выбора опорной точки - удобство его использования.


Рекомендуется:

  • На одном участке устанавливать не более 10 опорных точек.

  • На одном маршруте выделять не более 10 участков.


^ Составление индивидуального маршрута.

Поскольку использование маршрута представляет собой неоднократное мысленное прохождение по определенным мысленным участкам, то и создавать его надо только мысленно. Никаких записей!

Если создается маршрут в квартире, то создавать его надо на работе, а если маршрут - работа, то дома.

Итак:

  1. Выбрать место для первого участка маршрута.

  2. Мысленно пройти по этому участку, вспоминая какие объекты на этом участке можно представить наиболее ярко. Лучше использовать те объекты, которые спонтанно первыми придут в голову.

  3. Выбрать не более 10 наиболее ярких и удобных объектов в качестве опорных образов на этом участке.

  4. Мысленно соединить их одной линией так, чтобы она не пересекалась и была наименее изогнутой. При этом следует помнить, что выбранные опорные образы соединяются в той последовательности, как они следуют в действительности.

  5. Мысленно перенестись на последний опорный образ только что созданного участка.

  6. Подумать, почувствовать, определить направление дальнейшего движения (обеспечение автоперехода с одного участка на другой).

  7. Выбрав место действия следующего участка повторить всю процедуру.

  8. Создав не более 10 участков на маршруте, мысленно пройти маршрут целиком несколько раз.

  9. Создать сигнал начала и конца прохождения маршрута. Например, если в качестве маршрута выбрана квартира, то сигналом начала прохождения может стать звук дверного звонка или включение светильника в прихожей. А сигналом окончания маршрута - образ захлопнутой двери в квартиру и запирание замка ключом.

  10. Завершить работу прохождением маршрута целиком от сигнала включения, до сигнала завершения.


В качестве примера давайте попробуем составить участок маршрута, расположенного в вашей квартире, на примере одной из комнат.

В данном случае маршрутом будет квартира, участком - комната, а опорными точками - предметы мебели, находящиеся в ней. Это один из наиболее популярных маршрутов потому, что свою квартиру каждый знает досконально и никому не надо затрачивать усилия для того, чтобы вспомнить какие предметы мебели и в каком порядке стоят у него дома.


Мысленно перенеситесь в свою комнату и вспомните предметы мебели, каждый из которых станет в дальнейшем опорной точкой. Не нужно делать из участка свалку - все предметы должны стоять в строгом порядке.

Допустим, вы начинаете влево от двери, где стоит ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК, на котором может находиться лампа или статуэтка. В качестве опорной точки выбираем столик, потому что лампу или статуэтку легко можно перенести на другое место или разбить. Дальше стоит старый ДИВАН, за ним ТЕЛЕВИЗОР и т.д.

У вас масса возможностей для выбора, но имейте в виду, что вы должны очень четко представлять себе все предметы и их расположение.


Как пользоваться этой системой? Когда вам необходимо запомнить список предметов в прямом порядке, вы просто "объединяете" запоминаемые предметы с предметами мебели. Допустим, что запоминаемый список начинается со слов МАСЛО, ДЕВУШКА, НАСЕКОМОЕ.

Представьте, что подсолнечное МАСЛО разлилось по всему ЖУРНАЛЬНОМУ СТОЛИКУ и стекает на ДИВАН, на котором лежит обольстительная ДЕВУШКА и с ужасом смотрит на ТЕЛЕВИЗОР, из которого вылезает огромное НАСЕКОМОЕ…


Развитием этой системы является создание виртуальной квартиры, состоящей из произвольного количества комнат, заполненных мебелью по вашему усмотрению. Создавая такой маршрут, сначала тщательно спланируйте его, нарисуйте эту квартиру и пустые комнаты, а затем расположите в них те предметы, какие вы хотите.

Преимущества этой системы заключаются в том, что предметы в комнатах вы расставляете самостоятельно; комнат может быть сколько угодно, они могут быть настолько большими, насколько это вам нужно, в них может быть сколько угодно стен и они могут содержать любое количество предметов мебели.

Когда вы это сделаете, закройте глаза и мысленно пройдитесь по комнате, а затем по всей квартире несколько раз - до тех пор, пока вы точно не запомните расположение вещей. Как и с остальными системами, старайтесь тренироваться в использовании квартиры как можно чаще.

^

Способы закладки информации на опорные образы


В основе закладки информации на опорные точки лежат:

  • использование всех видов образной памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная, логическая и т.д.)

  • маразм,

  • драматизация,

  • личное участие

  • движение.


Иными словами, чтобы заложить информацию на опорную точку нужно создать мини-сценку с участием вас и того элемента, который надо запомнить таким образом, чтобы и вы и объект запоминания двигались и разговаривали.

При объединении двух предметов надо придумать самую невероятную и странную комбинацию, и это самым положительным образом повлияет на процесс запо­минания. Тот же принцип срабатывает в обыденной жизни. Вы никогда не запоминаете обычные, скучные, ординарные события - и, наоборот, волнующее, новое, необычное надолго сохраняется в вашей памяти. Запоминается то, что вам удалось хоть по каким-то признакам выделить из общего ряда, даже если это было очень скучное событие.

^

Способы прикрепления образа к опорной точке


  • Привязать

  • Прибить

  • Приклеить

  • Приколоть и т.д.

  • Написание заглавной буквы запоминаемого объекта, меняя ее материал, шрифт, краски, наклон, увеличение и уменьшение и т.д.


Например: опорная точка - ШТОРА на окне в комнате, запоминаемый образ - АРБУЗ. Представьте себе как вы ножкой буквы А, представляющей собой огромный циркуль (вроде школьного) прикалываете АРБУЗ к ШТОРЕ.

^

Запоминание сложных слов


Проще всего запоминаемое слово разделить на естественные или значимые слоги, нарастить их до логического завершения и соединить последовательностью в необычный рассказ.


Например, требуется запомнить слово БЕДУИН. Делим его на три естественных слога - БЕ, ДУ, ИН. Наращиваем слоги до логического завершения

БЕ-жать, БЕ-г и т.п.

ДУ-дочка

ИН-ей

Соединяем последовательностью в необычную сценку: "БЕгущий человек играет на ДУдочке, покрытой ИНеем". Представляем себе это зрелище, насколько это неудобно - дыхание сбивается, губы прилипают к морозному металлу… И прикрепляем ее к опорной точке любым способом.


^ Практическое задание.

Используя свою квартиру, составьте экспресс-маршрут из трех участков, не менее чем по 10 опорных точек на каждом.

Используя этот маршрут, запомните следующие слова:

ИГРУШКА, БЕДРО, ЛЫЖИ, ГАЗОН, КЛАРНЕТ, БИЗНЕСМЕН, НАЛОГ, ГЕРБ, ДАМБА, БЕСЕДКА, ЗАВОД, ВЕЛОСИПЕД, ЕЖЕВИКА, ЖАБА, МОЛЕКУЛА, НЕБОСВОД, ЕНОТ, ИМПУЛЬС, КАРАВАН, ИГЛА, ГЕНЕРАТОР, КАССА, АНТОЛОГИЯ, БИФШТЕКС, МИКРОБ, ВЕСЛО, ВЕДЬМА, АВАНС, ЖИРАФ, ГИРЯ.


^ Практическое задание.

Используя экспресс-маршрут запомните следующие слова:

ЯХТА, НАСЛЕДСТВО, ЮРИСТ, МЕДУЗА, КОСТЕР, РАСТЕНИЕ, ЭМАЛЬ, СЛЕСАРЬ, ЧУДО, ТИТУЛ, УРАН, ЗАРАЗА, ФАУНА, ВОДКА, ЛУНА, ПОХОД, ШПИЛЬ, ЛЕГИОН, ИМПЕРАТОР, КЛАД, АБАЖУР, ОКУРОК, ТОРМОЗ, САХАР, БРЕВНО.


Может возникнуть вопрос, а как быть, если список очень большой? Ответ прост - путешествуйте.

Один человек рассказал историю, как впервые познакомившись с этим методом, он попал в очень настырную компанию и имел неосторожность похвастаться, что может запомнить много слов. Его решили проэкзаменовать.

Первые пятнадцать слов он расставил по комнате, в которой находился, затем, когда опорные точки в комнате закончились, он мысленно открыл дверь и пошел домой. Дома он обошел все комнаты и даже "залез в унитаз, чтобы вытечь из крана в раковину". Затем "взял ведро и пошел выносить мусор". Экзаменаторы не останавливались.

Тут он вспомнил, что когда выносишь мусор, обычно возвращаешься домой с пустым ведром, но этого-то как раз и нельзя делать. Образуется петля - враг мнемонистов. Если ты вернешься на старое место, то обязательно появится какой-нибудь предмет, который получит две ассоциации. И когда вспоминая дойдешь до этого узла, трудно сообразить, в какую сторону идти и какой именно предмет был первым.

Тогда он в сердцах "забросил ведро на соседний дом, пошел на вокзал, купил билет и поехал в Санкт-Петербург". Но и там его не оставили его и ему пришлось "сесть в самолет и улететь в Африку". Затем Австралия и Северный Полюс. В Америке его силы были уже на исходе, когда он "добрался до мыса Канаверал и полетел на Марс"!

Конечно же, экзаменаторы не знали о мучениях, которые испытывал этот человек. Они оставили измученного мнемониста в районе млечного пути, просто потому, что начался какой-то фильм. А этот человек был совершенно вымотан, но горд собой, ведь он все запомнил.

Путешествия могут быть не только географическими.

Можно путешествовать во времени. Римская империя, средние века, первобытный строй. Можно и в будущее слетать.

Один из специалистов по мнемотехнике учит создавать целый фоновый город. В нем несколько кварталов, по числу разделов. В каждом квартале стоит несколько домов, в каждом из которых по десять комнат. В каждой комнате на трех стенах и потолке выделено по 25 пронумерованных квадратиков, куда и должны класться нужные факты. Таким образом, на каждый из разделов приходится по 10000 мест.


Однако, нужно понять - то, что вы узнали и, как вам кажется, представили себе этот город, еще совсем не значит, что вы создали его у себя в голове. Нужна кропотливая работа. Каждый квартал должен отличаться от других, так же, как и каждая квартира. Это довольно сложная работа - придумать подобный город. Одни улицы будут, как в Венеции все залиты водой, в других будет жарко, как в пустыне, в третьих - снег и холод, как на северном полюсе и т.д. Но эта работа выполнима.


^ Практические рекомендации.

Знание механизма запоминания и воспроизведения, полезно в практической деятельности.

Например, зная, что мозг лучше воспроизводит первое и последнее событие, можно правильно организовать процесс учебы для того, чтобы избежать бесполезной траты времени и сил.

Если вы учите что-нибудь в течение 4 часов без перерыва, то запомните лишь одну первую и одну последнюю ситуацию, позволив вашей памяти "от­дохнуть" в середине. Разбив 4 часа на более мел­кие части, вы будете способствовать созданию боль­шого количества "первых" и "последних" ситуаций и, следовательно, более мудрому подходу к воспро­изведению.

Эти отрезки времени должны быть до­статочно длинными, чтобы помочь мозгу построить собственный ритм, и достаточно короткими, чтобы предупредить слишком большой перерыв в середи­не. Опыт показывает, что оп­тимальное время обучения от 10 до 45 минут и зависит от таких параметров, как сложность изуча­емого предмета и уровень заинтересованности.

Ор­ганизация времени обучения подобным образом не только способствует воспроизведению информации, но также позволяет вам не устать в конце обучения, потому что во время перерывов, которые обычно занимают от 2 до 5 минут, вы должны иметь воз­можность отдохнуть, а также рассортировать полу­ченные в течение урока знания.


Тот факт, что привязывание способствует лучше­му воспроизведению, может быть использован раз­личными способами. Это очень важно для понима­ния и приводит к большей эффективности при ве­дении записей (конспектов) и организации процес­са обучения. Вы можете сами себе помогать при занятиях, сознательно ища связи между блоками ин­формации, которую вам нужно изучить.


Зная то, что ваш мозг лучше воспроизводит то, что как-то отличается от обычного, вы можете помочь ему воспроизводить информацию, пытаясь умственно придать особое значение именно тому, что вы хотите запомнить.

Вам нужно постараться воспринимать то, что вы хотите запомнить иначе, чем они есть в жизни, придавать им яркие или контрастные цвета, или ставить их в такие ситуации, которые выделяют их из обычного ряда событий. Искусствен­ное создание отличий может также употребляться при ведении записей.


Одним из основных традиционных способов запоминания является повторение.

Но повторение не означает механического повторе­ния информации, а подразумевает организован­ную серию повторения уже усвоенной информации. Обычно уже после четырех или пяти повторений просматриваемая информация записывается в "дол­госрочную память", ту часть памяти, где хранится информация типа вашего имени, домаш­него адреса, то есть та, что воспроизводится немедленно и автоматически.

Повторение должно быть значительно отодвину­то. То есть, после периода обуче­ния вашему мозгу должно быть предоставлено вре­мя на отдых и интеграцию информации минут десять после первого ее просмотра.

Вто­рой, третий, четвертый и пятый просмотры должны проводиться через возрастающие интервалы време­ни. ^ Второй через день, третий через неделю, четвертый через месяц, а пятый через четыре месяца.


Очень важно помнить, что повторение успешно лишь тогда, когда запоминаемая информация дей­ствительно представляет интерес для вас, и если это не вся информация, которую вы почерпнули из прочитанной книги или прослушанной лекции. Способность выбирать специфическую ин­формацию, которую нужно повторять, должно сочетаться со способностью выделять ключе­вые слова и значимые моменты.


Другое преимущество повторения: чем больше информации, содержащейся в мозге, пересматрива­ется, тем легче вам будет запоминать новую входя­щую информацию.

Мозг, забывший большую часть информации, которую когда-то запоминал, найдет изучение ново­го материала гораздо более сложным, чем мозг, все­гда готовый сравнивать, противопоставлять и свя­зывать входящую информацию с уже записанной.

Для человека, который обладает большими позна­ниями, новые знания достигаются намного легче, а для того, чьи знания невелики и не пересматриваются, новые знания трудны для восприятия, и даже те, которые он имел, вскоре забудутся.

Заключение


Мозгу, как любому другому органу человеческого тела необходимо обеспечить наилучшие условия работы. Мозг снабжается кровью, как и мышцы. В сутки через него проходит 2000-2200 литров крови. Движение крови активизируется под влиянием эмоций или интенсивной мозговой деятельности. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Для этого, по меньшей мере, один день в неделю нужно проводит на воздухе.

Умственную работу нужно прерывать для небольших "кислородных" пауз, т.е. открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в не проветренной или прокуренной комнате. Избегайте использовать приборы отопления с открытым огнем.


Отсюда первое правило улучшения вашей памяти: обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови. Хорошие результаты получаются тогда, когда органы, которые способствуют хорошей работе памяти, находятся в хорошем состоянии.


^ Второе правило: достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. После хорошего сна мозг работает лучше.


Следует напомнить, что сильно ухудшает память табак. Значит, третье правило - не курить. А если вы хотите сохранить гибкость и работоспособность памяти, то следует избегать алкоголя. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше возможности памяти. Не разрушайте вашу память!


И, наконец, четвертое правило, помните, что некоторые медикаменты также могут вызвать временную потерю памяти.

Категорически не рекомендуется употреблять возбуждающие препараты, которые студенты применяют при подготовке к экзаменам. Они дают временное "просветление", а затем приводят к упадку быстродействия мозга, эффективности работы памяти и другим негативным эффектам. Лучше применять отвары трав, которые снимают беспокойство и нервное напряжение.


Опыт показывает, что гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем ей доверяют. Меньше доверяют - меньше хотят ею пользоваться. Меньше пользуются - меньше она работает. Тогда ей доверяют еще меньше. Это порочный круг. Но его можно разорвать.

Доверьтесь своей памяти, и она будет иметь возможность больше работать. И поэтому она улучшится. Начните работать и скоро вы убедитесь, что чем больше вы будете заставлять работать механизмы, которые помогают вам зарегистрировать и воспроизвести то, что вы хотите запомнить, тем с большей легкостью эти механизмы заработают.

Если вы хотите улучшить память - поверьте в нее и заставьте ее работать.


Использованная литература

  1. Андреев О., Хромов Л. "Тренировка памяти", "Университэцкае", Минск, 1999.

  2. Бузан Т. "Скоростная память", ЭЙДОС, Москва, 1995.

  3. Бьюзен Т. "Суперпамять", "Поппури", Минск 2000.

  4. Лурия А. "Маленькая книжка о большой памяти", ЭЙДОС, Москва, 1994.

  5. Степанов О. "Мнемоника", рукопись, 1991.

  6. "126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти", ЭЙДОС, Москва, 1994.

  7. Списки слов для запоминания на сайте [http://mzone.narod.ru/nlp_mem/Ex4_plus.htm].

  8. Robert L. Solso "Когнитивная Психология"










Скачать 406.46 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер406.46 Kb.
ТипПлан-конспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх