Лекционный курс доктора культурологии п роф. Елены Ивановны Волковой библия в истории культуры: россия и запад валерий Брюсов icon

Лекционный курс доктора культурологии п роф. Елены Ивановны Волковой библия в истории культуры: россия и запад валерий Брюсов


Смотрите также:
Курс ведут: Елена Рамазанова Россия, Москва Вилена Шамахан Россия, Москва...
“Русский юродивый, Иван-дурак и Идиот”...
Библия в истории культуры...
Библия в истории культуры...
Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве...
Методические рекомендации студентам по теоретическому изучению курса “Россия в мировой истории”...
Методические рекомендации к семинарским занятиям по культурологии для студентов I курса по...
Рабочая программа учителя сивченко Елены Ивановны, учителя высшей квалификационной категории...
Рабочая программа учителя сивченко Елены Ивановны, учителя высшей квалификационной категории...
Лекционный курс по философии на ф-те вмиК 200 3...
Тема Предмет культурологии, причины возникновения, структура и задачи...
А. Р. Минцлова известна прежде всего тем...



Загрузка...
скачать

Кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур

Лекционный курс доктора культурологии

проф. Елены Ивановны Волковой

БИБЛИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: РОССИЯ И ЗАПАД

Валерий Брюсов.

Библия (1918)


О, книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомленный дух - тебе!


В чреде видений неизменных,

Как совершенна и чиста -

Твоих страниц проникновенных

Младенческая простота!


Не меркнут образы святые,

Однажды вызваны тобой:

Пред Евой - искушенье Змия,

С голубкой возвращенной - Ной!


Все, в страшный час, в горах,

застыли

Отец и сын, костер сложив;

Жив облик женственной Рахили,

Израиль-богоборец - жив!


И кто, житейское отбросив,

Не плакал, в детстве, прочитав,

Как братьев обнимал Иосиф

На высоте честей и слав!


Кто проникал, не пламенея,

Веков таинственную даль,

Познав сиянье Моисея,

С горы несущего скрижаль!


Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих -

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!


Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!


И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц

кристальных

Нам светят гениев мечты.


Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! о книга книг!


Ты - правда тайны сокровенной,

Ты - откровенье, ты - завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!


The Book of Books


by Sir Walter Scott

Within that awful volume lies

The mystery of mysteries!

Happiest they of human race

To whom God has granted grace

To read, to fear, to hope, to pray,

To lift the latch, and force the way;

And better had they ne’er been born

That read to doubt, or read to scorn.


Emily Dickinson


The Bible is an antique Volume –

Written by faded Men

At the suggestion of Holy Spectres –

Subjects – Bethlehem –

Eden – the ancient Homestead –

Satan – the Brigadier –

Judas – the Great Defaulter –

David – the Troubador –

Sin – a distinguished Precipice

Others must resist –

Boys that "believe" are very lonesome –

Other Boys are "lost" –

Had but the Tale a warbling Teller –

All the Boys would come –

Orpheus' Sermon captivated –

It did not condemn –





Адресат: лекционный курс адресован студентам 1 курса отделения культурологии, 4 курсу РИМО (курс по выбору) и в качестве спецкурса – студентам отделения ЛМКК факультета иностранных языков. Курс рассчитан на два семестра.


Новизна: это первый лекционный курс по Библии, разработанный на факультете. Курс «Библия и культура» читается на филологическом факультете МГУ, но данный курс, кроме введения в Библию, включает выход на философские концепции и произведения искусства, созданные под влиянием Книги книг в России и на Западе, дает обзор основных переводов Библии на европейские языки и сопоставляет русскую и западную традиции библейской герменевтики.


Структура: курс выстроен в соответствии с композицией Библии: первая часть посвящена Ветхому Завету, вторая – книгам Нового Завета. При этом материалы, представляющие философские и художественные интерпретации, охватывают более десяти веков европейской культуры.


^ Методологическая основа курса многообразна: толкования святых отцов церкви, результаты различных библейских дисциплин – исагогики, экзегезы и герменевтики – с учетом современных открытий в области библейской археологии и текстологии. Неизбежная избыточность информации при столь кратком изучении обширного библейского материала дает студенту право выбора 50% предлагаемого объема.

Обязательным для прочтения является корпус библейских книг, оказавших наибольшее влияние на формирование ценностной основы и художественной культуры России и Запада. Все дополнительные материалы предназначены для выбора темы и написания работы.


^ Студенты свободны в выборе и собственном определении тем письменных работ, в которых они рассматривают произведения искусства в их связи с библейским текстом.


Лекции сопровождаются показом фильмов из серий «Библейский сюжет» (телеканал «Культура»), «Библейские тайны» (BBC), а также отрывков из различных киноверсий библейских сюжетов.

^ Цели курса


1. вернуть в российское образование базовые знания о Библии как о религиозном и литературном памятнике культуры и источнике фундаментальных образов и ценностей европейской культуры.


2. Рассмотреть Библию в ее внутренней смысловой целостности и сложном многообразии различных литературных форм.


3. Выявить этическое и мировоззренческое значение Библии как универсального текста, пронизывающего различные пласты культуры.

4. Сопоставить отечественную и западную традиции интерпретации библейских книг в широком историко-культурном и эстетическом контексте.


Задачи курса


  1. Раскрыть сюжетную последовательность Библии в ее целостности и симметричности.

  2. Выявить внутреннюю цикличность библейского метасюжета за счет выделения сквозных мотивов, ситуативных моделей, архетипов, прообразов.

  3. Сделать акцент на библейской герменевтике: показать различия между буквалистским, аллегорическим и типологическим подходом к пониманию Библии.

  4. Представить историю переводов Библии в контексте истории различных стран.

  5. Научить студентов различать библейские сюжеты в искусстве и понимать их сквозь призму различных богословских трактовок.

  6. Сформулировать и рассмотреть в компаративном ключе основные вопросы библейской проблематики: креационизм, исход, рабство и свобода, теодицея, возмездие и милосердие, гордость и смирение, земная и небесная власть, церковь и общество, и др.


Контроль


В конце первого семестра проводится письменный зачет, в летнюю сессию – экзамен. Если курс читается в сокращенном виде в течение одного семестра, то контроль ограничивается письменным зачетом. Студентам предлагается ответить на вопросы, образцы которых приводятся в конце программы. Полный список вопросов предлагается дополнительно в конце семестра. Кроме того, студенты пишут сопоставительные работы по курсу, материал для которых они могут найти в разделах «Художественные интерпретации». Работа должна состоять из двух разделов: «Библейская основа художественного произведения» и «Авторская интерпретация библейского текста». Объем работы: 5-10 страниц печатного текста или 8-15 страниц рукописного текста. Работа может быть написана на русском или английском языке.

Тема 1


ВВЕДЕНИЕ

Значение и этимология слова «Библия». Восприятие Библии в современной церкви, литературе, кинематографе, музыке, политике, рекламе, массовой культуре. Библия или литература? Современная проблема источника знания о библейских героях и сюжетах.

*

Духовное, историческое, художественное и лингвистическое значение Библии для русской и западной культуры.. Священное Писание как история спасения. Понятия боговдохновенности Библии. Библейский канон. Проблема неканонических книг, псевдоэпиграфов и апокрифов.

*

Библеистика: исагогика, экзегеза, герменевтика в русской и западной традиции.. Вспомогательные библейские дисциплины. Библейская критика. Композиция: разнородность и единство библейских книг. Литературные жанры в Библии.

Тема 2

Языки Библии. Проблемы текстологии, датировки, определения авторства. Общие проблемы перевода. Септуагинта, Вульгата, славянская Библия, перевод М.Лютера, «версия» эпохи короля Иакова, Геннадиевская Библия, русский синодальный перевод. Симеон – легендарный переводчик Библии. Стихотворение Бродского «Сретенье».

*

Проблемы взаимодействия Библии и культуры в России и на Западе. Библейский сюжет в мировой художественной культуре. Библеизмы в русском и английском языках. Библия в оценке выдающихся писателей, художников, мыслителей.

*

Иллюстрации к Библии Л.Кранаха, А.Дюрера, Г.Гольбейна Младшего, У.Блейка, Г.Доре, Ю.Карольсфельда, А.А.Агина, В.А.Фаворского и др.


Тема 3


^ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Понятие «завета». Пятикнижие как книга обетований. Проблема авторства. Значение Торы в регулировании нравственной, социальной и религиозной жизни еврейского народа. Язык Ветхого Завета: консонантное письмо, библейский иврит, арамейский язык, греческий язык.


Книга Бытия о сотворении мира и человека. Библейская антропология: человек как образ и подобие Божье. Конфликт креативизма и эволюционизма в истории культуры. Две библейские версии о творении и научные концепции возникновения жизни. Образ рая в Библии, литературе, музыке, живописи. Художественные интерпретации:


Живопись, скульптура: Иконография Бога-творца, рая, Адама, Евы^ . Мастер Бертрам. Сотворение животных. Микеланджело. Фрески о сотворении мира и человека в Сикстинской капелле. О фреске Микеланджело: Фильм Д.Менделеева «Сотворение мира». P. Goodman. “The Face of Adam”. И. Босх. Сад наслаждений. Паоло Веронезе. Сотворение Евы. У.Блейк. Творец Вселенной описывает ее орбиту. Бог создает Адама. Огюст Роден. Ева. М.Шагал. Сотворение Евы. Сад Эдемский.


Литература: Гимн ^ Кэдмона «О сотворении мира». Данте. Божественная комедия. Дж.Милтон. Потерянный рай. Обретенный рай. Дж. Аддисон. «Ода». У. Блейк. У. Песни невинности и песни познания. Бракосочетание неба и ада.J.W.Johnson. The Creation (a sermon). Э.А.По. Эврика. Андрей Белый. Возврат. Толкиен. Лист Ниггля. Льюис К.С. Расторжение брака. Переландра.


Музыка, балет: Оратория ^ Гайдна «Сотворение мира». Арт-рок балет на музыку Андрея Петрова «Сотворение мира».

Фильм Дж. Хьюстона «Библия».


Тема 4


Грехопадение и его последствия. Отпадение человека от Бога и искажение человеческой природы. Буквальное, аллегорическое и историко-символическое толкование библейского учения о грехопадении. Древо познания как многозначный символ, полисемантика глагола «познать». «Плод» или «яблоко»? Образ змея, Сатаны. Вопрос о природе зла. Проблема свободы воли и нравственного выбора. Изгнание Адама и Евы из рая.


Интерпретации:

Философия: Н.Бердяев. Философия свободного духа.

Живопись: Иконография сюжета. Я. Ван Эйк. Гентский алтарь. Адам и Ева. А.Дюрер. Адам и Ева. ^ Ж.Кузен. Ева – первая Пандора. «Грехопадение» Дюрера, Тициана, Карольсфельда. «Изгнание из рая» Мозаччо, У.Блейка, Дюрера.


Литература: Дж.Милтон. Потерянный рай. J.Dryden. The State of Innocence and Fall of Man. Н.Готорн. Молодой пастор Браун. У.Голдинг. Свободное падение. E.Smith. Some Versions of the Fall: the Myth of the Fall of Man in English Literature.


Тема 5

Авель и Каин: радикальная трансформация образов в истории культуры 18-20 вв.. Аллегорическое и символическое понимание фигур Каина и Авеля и их жертвоприношения. Мотивы убийства.


^ Художественные интерпретации:

Литература: Мистерия «Авель и Каин» (Йоркский цикл). Соломон Гесснер. Смерть Авеля. S.T.Coleridge. The Wanderings of Cain. Дж.Г.Байрон. Каин. W.Blake. The Ghost of Abel. Дж.Стейнбек. К востоку от рая. Дж.Гарднер. Грендель. Фридрих Дюренматт. Портрет планеты. М. Волошин. Путями Каина.



Живопись: ^ Феофан Грек. Авель. Тициан. Каин и Авель. Дюрер. Каин убивает Авеля. Тинторетто. Каин убивает Авеля. Г. Доре. Жертва Каина и Авеля. Ю.Карольсфельд. Жертвоприношение Каина и Авеля. Братоубийство.


Фильм: Дм. Менделеев. Каин. (Библия творчестве Дж.Г. Байрона).


Тема 6


Всемирный потоп. Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение. Негативный и положительный образ Вавилонской башни в западноевропейской культуре: С.Цвейг, Ф.Кафка, Э.Канетти. Избрание и отделение Авраама. Жертвоприношение Исаака. Исаак и Ревекка. Иаков и Исав. Продажа Исавом первородства. Лестница Иакова. Борьба Иакова с ангелом. Лия и Рахиль. Иаков и его сыновья. История Иосифа. Роль сна в повествовании. Великодушие Иосифа и его представление о Божьем промысле. Архетипы патриарха, отца, сына и брата.


^ Художественные интерпретации:

Живопись: Иконография библейских патриархов. Феофан Грек. Ной. Мелхиседек. Троица Ветхозаветная. А.Рублев. Троица. П.Брейгель. Потоп. И.Босх. Всемирный потоп. Микеланджело. Жертвоприношение Ноя. Опьянение Ноя. Н.Пуссен. Потоп. А.Лосенко. Авраам приносит в жертву сына Исаака. «Жертвоприношение Авраама» Караваджо, Доменикино, Брунеплески, Рембрандта. «Борьба Иакова с ангелом» Рембрандта, Э.Делакруа, П.Гогена. «Иосиф и жена Потифара» Тинторетто, Рембрандта. С. Бурдон. Иаков зарывает идолов в землю под Сихемским дубом. Г.Доре. Братья продают Иосифа. Иосиф изъясняет сны. А.Иванов. Иосиф, толкующий сны…. Сон Иосифа.


Литература: С.Цвейг. Вавилонская башня. Э.Канетти. Ослепление. ^ Э.-Э. Шмидт. Дети Ноя. Malamud. God’s Grace. Г.Мелвилл. Моби Дик. Timothy Findly. Not Wanted on the Voyage. F.Scott Fitzgerald. Babylon Revisited. Томас Манн. Иосиф и его братья. Эллен Трейлор. Песнь Авраама.


Фильмы: Борьба Иакова с Богом («Библейский сюжет»), «Лестница Иакова» ( реж.^ Эдриан Лайн)..

Тема 7


Книга Исхода. Значение Книги в иудейской и христианской традиции. Страдания еврейского народа в Египте. Моисей и Аарон. Казни египетские. Установление праздника Пасхи. Исход из Египта. Переход через Чермное море. Идеологема исхода в протестантской Америке 17 века и в постсоветсткой России конца 20 в.. Моисей на горе Синай. Декалог – десять Моисеевых заповедей. Синайское законодательство. Скиния и Ковчег Завета.

Установление ветхозаветного священства. Сорокалетнее странствие Израиля по пустыне.

^ Левит, Книга Чисел, Второзаконие. Смысл названий и общая характеристика книг. Назорейство, процветший жезл Аарона. Медный змий. История пророчества Валаама. Валаамская ослица.


Интерпретации:

Литература, философия: Jeremiah Romayne. The American Izrael. Johann G. Herder. Moses and the Worm. Richard H. Stoddard. The Death of Moses. James Montgomery. The Death of Moses. Alfred de Vigny. Moise. George Eliot. The Death of Moses. C. Фрейд Моисей и монотеизм. Rilke. Der Tod Moses. Дж. Стейнбек. Гроздья гнева. А.Городницкий. Монолог Моисея.


Музыка: Георг Ф.Гендель. Оратория «Израиль в Египте». Опера Дж.Россини «Моисей в Египте». Arnold Schoenberg. Moses und Aron. Опера М.Скорика «Моисей».


Фильм: Десять заповедей (реж. Роберт Дорнхелм).


Произведения, посвященные Моисею, в музеях Европы, США, Австралии: 

Моисей получает Завет на горе Синай. Мозаика. Ок. 547 г. Церковь Сан-Витале, Равенна.
Моисей извлекает воду из скалы. Мозаика. Кон. XII - нач. XIII в. Собор Сан-Марко, Венеция.
Клаас Слютер. Колодец Моисея. Ок. 1395-1406 гг. Археологический музей, Дижон. 
Неопалимая Купина. Створка алтаря работы Н. Фромана. 1476 г. Собор Сен-Савен, Экс. 
Сандро Боттичелли. Сцены из жизни Моисея. Фреска. 1481-1482 гг. Сикстинская капелла, Ватикан. Пьетро Перуджино. Путешествие Моисея в Египет. Фреска. 1482 г. Сикстинская капелла, Ватикан. Лука Синьорелли. Завещание и смерть Моисея. Фреска. 1481-82 гг. Сикстинская капелла, Ватикан. 
Пьеро ди Козимо. Моисей и скрижали закона. Фреска. Кон. XV- нач. XVI в. Сикстинская капелла, Ватикан. 
Рафаэль Санти. Нахождение Моисея. Фреска. 1517 г. Лоджии Папского дворца, Ватикан. 
Микеланджело. Моисей. 1515-16 гг. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим. 
Джорджоне. Нахождение Моисея. Ок. 1505 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Бонифацио Веронезе. Нахождение Моисея. Пер. пол. XVI в. Пинакотека Брера, Милан. 
Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 1570-75 гг. Прадо, Мадрид.
Якопо Понтормо. Моисей получает скрижали. Рисунок. 1546-1556 гг. Галерея Уффици, Флоренция. 
Тинторетто. Моисей извлекает воду из скалы. 1577 г. Скуола ди сан Рокко, Венеция. 
Тинторетто. Моисей извлекает воду из скалы. 1570-е гг. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне. 
Гвидо Рени. Моисей. 1600-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. 
Леандро Бассано. Моисей рассекает скалу. Кон. XVI- нач. XVII в. Лувр, Париж.
Доменико Фетти. Моисей перед пылающим кустом. Нач. XVII в. Художественно-исторический музей, Вена.
Клод Лоррен. Нахождение Моисея. 1637-39 гг. Прадо, Мадрид.
Орацио Джентилески. Нахождение Моисея. 1630-33 гг. Прадо. Мадрид.
Никола Пуссен. Переход через Красное море. 1633-37 гг. Национальная галерея Виктории, Мельбурн. 
Никола Пуссен. Поклонение золотому тельцу. 1633-37 гг. Национальная галерея, Лондон.
Никола Пуссен. Моисей извлекает воду из скалы. 1633-1635 гг. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 
Никола Пуссен. Собирание манны небесной в пустыне. 1639 г. Лувр, Париж. 
Никола Пуссен. Моисей извлекает воду из скалы. 1649 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. 
Никола Пуссен. Нахождение Моисея. 1651 г. Национальная галерея, Лондон.
Рембрандт. Моисей показывает народу скрижали. 1659 г. Государственные музеи Берлина. 
Себастиан Бурдон. Моисей и медный змий. 1653-54 г. Прадо, Мадрид. 
Себастиан Бурдон. Нахождение Моисея. Ок. 1650 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон. 
Чарльз де Фосс. Нахождение Моисея. 1675-80 гг. Лувр, Париж.



Темы 8-9



Исторические книги Ветхого Завета. Книга Иисуса Навина. Переход через Иордан, Иерихонские трубы. История завоевания Земли Обетованной. Ветхозаветные войны и проблема насилия в Библии. Книга Судей. История Деворы, призвание Гедеона. Самсон и Далила. Книга Руфь как художественное повествование.


^ Книги Царств и Паралипоменон. Саул и Самуил. Саул и Давид. Давид и Ионафан. Давид как идеал царя-помазанника Божьего. Грех и наказание Давида. Давид и Авессалом. Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим. Царствование Соломона. Идеал мудрого царя. Соломон и Царица Савская. Иерусалимский храм. Грех Соломона и разделение царства. История царства Израильского. Распространение идолопоклонства. Пророки Илья и Елисей. Книга Есфирь: Артаксеркс и Есфирь.


Художественные интерпретации:


Живопись, скульптура: ^ Пуссен. Победа Иисуса Навина над аморитянами. Ж.Фуке. Взятие Иерихона. Рубенс. Самсон и Далила. Рембрандт. Ослепление Самсона. А.Дюрер. Борьба Самсона со львом. С.Коненков. Самсон, рвущий путы. Иконография Давида и Соломона. Статуи «Давид» Микеланджело, Донателло, Верроккьо. Картины Караваджо, Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, Рембрандта. Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы.


Литература: Thomas Morell. Joshua. A Sacred Drama. Timothy Dwight. The Conquerer of Canaan. Anonymous American ballad “The Battles of Joshua”. Patrick Dickonson. The Seven days of Jerico. Spiritual “Joshua Fit the Battle of Jerico”. Милтон. Самсон завоеватель. А.С.Грибоедов. Давид. Ф.Сологуб. Арфа Давида. D.H.Lawrence. Samson and Delilah. Ж. Мессадье. Царь Давид. В.Алифьери. Саул. С.Гейм. Книга Царя Давида. D.H.Lawrence. David. У.Фолкнер. Авессалом, Авессалом!


Музыка: опера Ш.-К. Сен-Санса «Самсон и Далила», опера К.Гольдмарка «Царица Савская».


Фильм: Joshua and the Battle of Jerico (BBC).

Тема 10


Учительные книги Ветхого Завета. Традиция мудрецов. Образ Премудрости Божьей (Книга Притчей Соломоновых). Проблема смысла жизни (Книга Екклесиаста). Проблема теодицеи (Книга Иова). Тема любви (Песнь Песней). Тематика и внутренняя типология Псалтири. Различия в композиции, стиле, метафорике книг.


Интерпретации:

Литература, философия: Гете. Фауст. Г.В. Лейбниц. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. Вольтер. Кандид. И. Кант. О неудаче всех философских попыток теодицеи. К. Г. Юнг. Ответ Иову. Й.Рот. Иов. А.Куприн. Суламифь. Toni Morrison. Song of Solomon. Псалтирь в поэзии Симеона Полоцкого, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.В.Державина, Ф.Н.Глинки и др.


Живопись: Рафаэль. Рубенс. Н.Н.Ге. Суд Соломона. Конрад Виц. Царь Соломон и царица Савская. Пьеро делла Франческа. Прибытие царицы Савской к царю Соломону. Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской. Александр Смирнов. Прощение царя Соломона.

Тема 11


Пророческие книги Ветхого Завета. Понятие профетизма. Священство и пророчество. Цари и пророки. Пророки и народ. Школы пророков. Цель пророческого служения. Пророки великие и малые. Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Личность пророка Исайи и главные темы его пророчеств. «Школа бедняков Божьих». Отличительные особенности пророчеств Иеремии. Книга пророка Иезекииля. Видение «о сухих костях». Книга пророка Даниила. Песнь трех отроков в пещи вавилонской. Истолкование сна Навуходоносора. Видение четырех зверей. Общий обзор книг малых пророков.


^ Художественные интерпретации:


Живопись: Иконография пророков. Микеладжело. Пророк Исайя. Пророк Иеремия. (Сикстинская капелла). Дуччо ди Буонинсенья. Пророк Исайя. Рубенс. Пророк Илия получает от ангела хлеб и воду. Даниил в львином рву. Донателло. Пророк Иеремия. Рембрандт. Валтасаров пир. Врубель. Пророк Исайя.


Литература: ^ У.Блейк. Америка, пророчество. Бракосочетание неба и ада. Аннотации к «Апологии Библии». Все религии едины. Томас Грей. Бард. С.Т.Колридж. Кубла Хан. А.Пушкин, М.Лермонтов. Пророк.


Музыка: Опера Дж.Верди «Набукко». Опера-балет «Двенадцать призывов древних пророков».


Тема 12


^ НОВЫЙ ЗАВЕТ


Композиция Нового Завета. Язык Нового Завета. Рукописи новозаветных книг. Древние переводы. Первые печатные издания. Новозаветный канон. Историческая достоверность Евангелий. Многообразие методов изучения Нового Завета. Историко-критический метод. Текстуальная критика. Структурный метод. Мифологическая школа.


Значение слова «евангелие». Жанровое своеобразие евангелия. Предание, Церковь и Евангелие. Апостольская керигма и Евангелие. Проблема авторства четырех евангелистов. Сравнительная характеристика синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Апокрифические Евангелия. Современная дискуссия об апокрифических Евангелиях: «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Марии», «Евангелии от Иуды».


Слово «евангелие» в названиях художественных и публицистических книг: «Евангелие от Пилата» Э.Э.Шмидта, «Евангелие от Соловьева» и т.п.


Художественные интерпретации:


Литература: Л.Толстой. Соединение и перевод четырех евангелий.

^ Д.С. Мережковский. Иисус неизвестный. Э.Э.Шмидт. Евангелие от Пилата. Ж. Сарамаго. Евангелие от Иисуса.


Живопись: Иллюстрации Доре, серия Перова «Из жизни Христа», евангельские сюжеты в творчестве ^ Н.Ге, А.Иванова, В.Васнецова и др. Н.Ге. Тайная вечеря. Что есть истина? В.Котарбинский. Моление о чаше. В.Васнецов. Христос Вседержитель. Положение во гроб. Богоматерь с младенцем.


Фильмы: Бен Гур (У.Уайлер по роману Л.Уоллеса), Евангелие от Иоанна (Philip Saville), Евангелие от Матфея (Пазолини), Разбойник Варавва (Р.Фляйшер), Срасти Христовы (М.Гибсон) и др.


Музыка: И.С. Бах. Страсти по Матфею. Страсти по Иоанну. Г. Гендель. Оратория «Мессия».


Тема 13


Евангелие от Матфея. Сведения об авторе, датировка книги, стиль и композиция. Иконография евангелиста. Язык Евангелия. Родословие и рождение Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев в Вифлееме. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса Христа. Искушение в пустыне. Призвание первых учеников. Нагорная проповедь и заповеди блаженства. Притчи: стиль, образы, толкование. Образ Царствия Небесного. Чудеса: исцеления, воскрешение дочери Иаира, хождение по водам, умножение хлебов и др. Обличение книжников и фарисеев. Тайная вечеря. Христос в Гефсиманском саду. Отречение Петра. Иисус перед Пилатом. Путь на Голгофу. Распятие и Воскресение.


Художественные образы Рождества:


Иконография Богоматери с младенцем Иисусом Христом. Византийская и русская традиции. Богородичный иконографический ономастикон. Богословие и поэзия богородичных икон. Русская и англоязычная гимнография Рождества.


Празднование Рождества в Великобритании, России и США: символы, ритуалы, традиции и современность. Церковные праздники Благовещения и Рождества. Christmas Carol и колядка. Рождество в массовой культуре: Санта Клаус и Дед Мороз.


Жанр рождественского стихотворения и рассказа в литературе: Robert Southwell. The Burning Babe. John Milton. On the Morning of Christ’s Nativity. J.M.Falkner. Christmas Day. The Family Sitting. G.Hill. Christmas trees. Ч.Диккенс. Рождественские рассказы. T.S.Eliot. Journey of the Magi.


Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на елке. Н.Лесков. Зверь. А. Куприн. Чудесный доктор. Последний из буржуев. П.Ершов. Ночь на Рождество Христово. И.Бунин. Новый Завет. Б.Пастернак. Рождественская звезда. И.Бродский. 24 декабря 1971 г.. Рождественская звезда.


Благовещение и Рождество в живописи:


Иконография Благовещения. Сюжет «Благовещение» в картинах ^ Дж.да Фабриано, Фра Анджелико, Пьеро дела Франческо, Ж.Каролсфельда. М.Нестеров. Благовещенье. Архангел Гавриил.


Иконография Рождества. «Рождество» ^ Д. де Фабриано, А.Тиарини. «Бдение пастухов» Б.Гоццоли. «Поклонение волхвов» Мазаччо, А.Корреджо, Джотто, П.Брейгеля. «Святое семейство» П.П.Рубенса, А.дель Сарто. Сюжеты «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и др. В.Васнецов. Богоматерь с младенцем.


Тема 14


Евангелие от Марка. Иконография автора. Нарративный характер, композиция, личность автора, беседы апостола Петра как источник, адресат, Язык Евангелия: перевод арамейских слов на греческий, латинизмы, семитизмы. Бытовая детализация рассказа, жанровые сцены, стремительность и стилистическая двойственность повествования. Апокалиптический характер Евангелия, «мессианская тайна» Христа.


Роль чуда в евангельских повествованиях. Пограничный характер библейских чудес как встреча двух миров – запредельного и земного. Чудо как проявление свободы Божественного творчества. Чудо не как доказательство, а как знамение Божественного. Человеческая свобода в принятии или отвержении чуда. Отрицание чудес в истории экзегетики, объяснение сверхъестественного естественными процессами. Три категории чуда (о.Александр Мень): чудеса Божественного бытия, естественные события промыслительного характера, поэтические образы естественного.

Символическая сотериологическая интерпретация евангельских чудес.


Образ евангельского чуда в искусстве:


Живопись: «Чудесная ловля рыбы» ^ Л.Поцосеротто, К.Вица. «Воскрешение Лазаря» Джотто, Я.Тинторетто, Гверчини, Фра Анджелико, Б. Гоццоли, Гертген тот Янса, Л. ди Томме, Жювене, Д.Муциано и др. «Исцеление слепого» Эль Греко, Н.Пуссена, Л.Лейденского, Ж. ле Сюэра. «Нагорная проповедь и исцеление прокаженного» К.Росселли, «Изгнание беса» и «Умножение хлебов и рыб» братьев Лумбурги. И.Репин. Воскрешение дочери Иаира. А.Иванов. Хождение по водам. В.Суриков. Исцеление слепого Христом. А.Иванов. Явление Христа народу.


Литература: Ф.Достоевский. Преступление и наказание. Л.Толстой. Где любовь – там Бог. Чем люди живы. ^ Поль Клодель. Благая весть Марии. Льюис Уоллес. Бен Гур.(“Ben Hur” film). Б.Пастернак. Чудо. В.Шукшин. На кладбище. E.A.Robinson. Lazarus. Eugine ONeill. Lazarus Laughted.


Тема 15


Евангелие от Луки. Иконография евангелиста. Сведения об авторе, датировка книги, стиль и композиция. Сотериология Евангелия от Луки: милосердие, любовь, молитва, нестяжание, деэсхатологизация.


Жанр нарративной притчи и его отличие от ветхозаветной притчи-афоризма. Притчи (7), общие для синоптических Евангелий. Ветхозаветные мотивы, бытовой контекст, проповеднический и эсхатологический характер притч. Типология: притчи контрастов, притчи о внезапности Суда Божьего, притчи о долготерпении, об отношениях между Богом и человеком, о Царствии Небесном. Герменевтика евангельской притчи.


Притчи: о плевелах, о драгоценной жемчужине, о немилосердном заимодавце, о работниках в винограднике, о блудном сыне, о брачном пире, о талантах, о десяти девах, об овцах и козлах, о милосердном самарянине, о безумном богаче, о богаче и Лазаре, о мытаре и фарисее.


^ Мабюзе (Ян Госсарт). Святой Лука, рисующий Мадонну.


Евангельская притча в искусстве:


Живопись: У.Блейк. Притча о неразумных девах. Рембрандт. Притча о неразумном богаче. Блудный сын. Рубенс. Блудный сын.


Литература: Анонимная поэма «Жемчужина». Н.Готорн. Алая буква.

Дж.Стейнбек. Жемчужина. S.Lewis. The Prodigal Parents. E.A.Robinson. The Prodigal Son. Beck E. Prodigal Son Comedy: the Continuity of Paradigm in English Drama. Симеон Полоцкий. Комедия о блудном сыне. Ф. Достоевский. Братья Карамазовы. И. Бунин. Господин из Сан Франциско.


Тема 16


Евангелие от Иоанна. Отличие книги от синоптических Евангелий и сходство с ними. «Иоаннов вопрос» и история написания книги. Образ Бога как Логоса и Света. Единство Христа с Отцом. Кенозис Христа. Евхаристичность Евангелия.


Евангельский образ Иисуса Христа. Смирение, доброта, чистота, спокойствие, гармония, простота, сострадательность, внутренняя сила, мудрость, таинственность, двуприродность.

Апостолы, история призвания и служения. Деяния Апостолов: композиция, содержание, сюжет, стиль. Сравнительная характеристика апостолов Петра и Павла. Послания апостолов. Библеизмы из посланий апостолов.


Женские образы в Евангелиях: Богородица, Елизавета, самарянка у колодца, хананеянка, Мария и Марфа, Мария Клеопа, блудница, Мария Магдалина. Трансформация образа Марии Магдалины в богословии и искусстве 20-21 вв.


Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Историческая, аллегорическая и символическая интерпретации Апокалипсиса. Споры о включении текста в евангельский канон. «Апокалипсис» как мифологема конца света. Эсхатологизм в общественном сознании и искусстве. Образ Нового Иерусалима: символика драгоценных камней и геометрических форм. Завершенность библейского сюжета. Торжество восстановленного единства Бога и человека.


Живопись: В.Поленов. Привели детей. Христос и грешница. А.Иванов. Христос и Никодим.


Образ Нового Иерусалима как идеологемы в истории Великобритании, России и США, в градостроительстве, храмовом зодчестве, живописи и литературе.


Храмы св. Софии Премудрости Божией в Константинополе, Киеве, Новгороде. Покровский собор (храм Василий Блаженного). Подмосковный Новый Иерусалим: храм, монастырь, эсхатологический замысел строительства.


Литература: Жемчужина. Дж.Беньян. Путь пилигрима. У.Блейк. Иерусалим. Дэн Браун. Код да Винчи.


Фильм: The Real Mary Magdalene (BBC).


^ Обязательными для прочтения являются следующие книги Библии (на русском или английском языке):

Ветхий Завет: Бытие, Исход, Книга Руфь, Книга Есфирь,Книга Иова, Псалтирь,Книга Притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста, или Проповедника, Книга Песни Песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила.


^ Новый Завет: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния святых Апостолов, Первое послание Петра, Второе послание Петра, Послание апостола Павла к Римлянам, Первое послание к Коринфянам, Второе послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Откровение Иоанна Богослова


^ Литература, Интернет-ресурсы:


  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальное издание.

  2. Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания./ Под. ред. А.И.Лопухина.

  3. Новые переводы книг Ветхого Завета на русский язык на сайте Российского библейского общества: http://www.biblia.ru/translation/show/?2&start=0

  4. Радостная Весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание. Рос. Библейское о-во, 2006. –  560 с. http://www.rbo.ru/translation/show/?3&start=0

  5. King James Bible.

  6. New International Bible

  7. Канонические Евангелия, под ред. С.В.Лезова и С.В.Тищенко, М., 1992.

  8. Гладков Б.Н. Толкование на Евангелие. М., 1907, переиздано в 1991 г.

  9. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950

  10. Мецгер, Брюс. Текстология Нового Завета. М., 1996.

  11. Доменик Бартелеми. Бог и его образ. Очерк библейского богословия Милан: Христианская Россия, 1992.

  12. Новый библейский комментарий. Новый Завет. Санкт-Петербург: Мирт, 2001.

  13. Библейская энциклопедия. М., 1996.

  14. Атлас библейской истории. М., 1995.

  15. Уолтон Дж., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий.

  16. Нюстрем Э. Библейский словарь. Санкт-Петербург, 1997.

  17. Геллей Г. Библейский справочник. Санкт-Петербург, 1997.

  18. Мень А. Библиологический словарь. В 3 тт. М., 2002. http://www.alexandrmen.ru

  19. Мень А. Как читать Библию. Магизм и единобожие. Вестники Царства Божия. На пороге Нового Завета. Сын Человеческий. http://www.alexandrmen.ru

  20. Мир Библии. Альманах Библейско-богословского института ап. Андрея. Вып.1-10.

  21. Фильмы телеканала «Культура» «Библейский сюжет»:

http://www.predanie.ru/video/biblejskij_suzhet

Достоевский - роман "Идиот"

^ Иоганн Себастьян Бах - Несение Креста

Леанардо да Винчи – Джоконда

Лето Господне - Успение Пресвятой Богородицы

Ференц Лист - оратория "Христос"

^ Поль Гоген - Борьба Иакова с Богом

Данте Алигьери - Сошествие во ад

Борис Раушенбах – Троица

Андрей Рублёв - "Троица"

Фильм "Вознесение" из цикла "Лето Господне"

Нико Пиросмани - "Агнец Божий"

^ Мел Гибсон - "Страсти Христовы"

Леонардо да Винчи - "Тайная Вечеря"

Михаил Нестеров - ''Благовещение. Архангел Гавриил''

Франц Шуберт - "Ave Maria"

^ Андрей Тарковский - "Солярис"

Андрей Тарковский - "Зеркало"

Андрей Тарковский - "Сталкер"

Толкиен – «Властелин колец»

Чехов – «Отречение Петра»

Пастернак – «Доктор Живаго» и многие другие.

Гендель – оратория «Мессия»

  1. Библейский сюжет в живописи. http://www.maranat.de/agr_01.html

  2. Комментарии к Библии: http://magister.msk.ru/library/bible/comment/comment.htm, http://www.christnotes.org/commentary.php, http://www.bibletexts.com, англоязычный путеводитель по Библии: http://www.biblegateway.com

  3. С.М.Даниэль. Библейские сюжеты. Серия «Русские живописцы XIX в.». 1994.

  4. Микоян А.С.. Библейские сюжеты в живописи: Русско-английский словарь-справочник с параллельными цитатами из Библии = Biblical Subjects in Painting: Russian-English Dictionary with parallel texts from the Bible, М.: Изд-во МГУ, 1999.

  5. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная «словесность». В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М. 1971.; Он же. Древнееврейская литература. В кн.: История всемирной литературы. М., 1983, т.1

  6. Библия в русской живописи. Сост. Наталия Будур, Ирина Лыткина

  7. DVD: Земная жизнь Христа в произведениях русских живописцев. Из коллекции Русского музей. MediaCorDis.


Образцы вопросов


1. Что означает слово "Библия"?

2. Чем отличается Откровение от открытий естественного разума?

3. Что такое Завет?

4. Какие события библейской истории связаны с именами Моисея, Иисуса Навина, пророка Исайи, апостола Петра? (Подобные вопросы могут быть о всех библейских героях, упомянутых в программе курса)

5. Перечислите названия Пророческих книг.

6. Почему Книга Иова поднимает проблему теодицеи?

7. Как вы понимаете притчу о брачном пире?

8. Перечислите основные события жизни Иисуса Христа.

9. Что такое Вульгата? Кто ее создал?

10. Назовите имена английских переводчиков Библии.

11. Когда и при каких обстоятельствах был осуществлен первый славянский перевод Библии?

12. Что такое герменевтика и экзегетика?

13. Какие события из жизни царя Давида (Моисея, Соломона, Иоанна Крестителя и т.д.) стали популярными сюжетами в западноевропейской живописи?

14. Почему первые три Евангелия названы синоптическими?

15. Назовите 3-4 библеизма в русском или английском языке и укажите их источник в Библии. (Могут быть даны широко распространенные библеизмы: «каждой твари по паре», «Валаамская ослица», «сильна, как смерть, любовь», «око за око, зуб за зуб», «не судите, и не судимы будете», «будьте как дети»)

Контактная информация



тел.: 8 926 311 00 95

e-mail: evolkovamsu@mail.ru









Скачать 252,36 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер252,36 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх