«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. icon

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление.


Смотрите также:
Анализ деятельности государственного ветеринарного учреждения гу «Ветеринарная станция г...
Международно-правовые вопросы) Выполнил (а) студент(ка): группы курса...
Курсовая работа по гражданскому праву на тему: «Представительство» выполнил : студент II курса...
Реферат Тема: Международный терроризм...
Задачи: ознакомится с основами сканирующее зондовой микроскопии...
Программа вступительного экзамена в магистратуру направление подготовки...
Консервативный характер политической культуры царской России...
Реферат по агрометеорологии выполнил студент агроном ф-та II курса 203 группы...
Н. П. Рузанова кандидат исторических наук...
План основных мероприятий по проведению Дней культуры в Ижморском районе с 15. 05. 2009г по 01...
История русской культуры осенний семестр...
План урок: Особенности русской культуры в изучаемый период. Грамотность, письменность...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать




ФГОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ


Кафедра истории


Реферат на тему: «Христианско-православные идеалы русской культуры».


Выполнил студент группы М 191 – 1


Сафронов Александр Евгеньевич


Орел 2009г.

ВСТУПЛЕНИЕ

Наша церковь - колыбель русской культуры. Именно в ней человек получал первые представления о добре и зле, приобретал уверенный, правильный, православный взгляд на жизнь. Церковь формировала наш образ жизни, традиции, обряды, вкусы, искусство. До 18 века образование в России можно было получить только в монастырях или при церкви. Что касается самой культуры, то можно с полной уверенностью сказать, что культура проявляется не столько в произведениях искусства, как это часто понимают, но, прежде всего, во всем строе человеческой жизни: в особом устроении души и мировоззрения того или иного народа – носителя культуры. Сама же церковь вместе с Христовым учением о любви и милости принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли в след Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. Проповедью и церковной практикой она показывала как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

Русская культура выросла из семени православной веры. Как муку с водой сболтаешь, а разболтать назад нельзя, так и русскую культуру, замешанную на православии, нельзя отделить от нашего вероисповедания. Крещение Руси - та точка отчета, с которой начинается становление нашей культуры и государственности. В конце 10 века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей, а из купели вышел русский народ. Благодаря этому Россия стала законной наследницей культуры Византийской империи и через нее – Древнего Рима. Христианство пришло к нам из столицы Византии Константинополя, «Второго Рима». Прочный камень в основание будущего величия России путем возвышения Москвы заложил великий святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси. В 1325 году он перенес святительскую кафедру из Владимира в Москву, а вместе с ней и благословение Божие новой Русской столице.

К Москве, ставшей столицей православной церкви, постепенно начали присоединяться другие русские города: в 15 веке – Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка; в 16 веке – Псков, Рязань, Смоленск. Происходило собирание Руси в единую державу. На смену Великому княжеству Московскому пришло единое большое Московское царство. Был принят герб Византии – двуглавый орел, соединенный с гербом Москвы. Москву стали величать Третьим Римом. К этому времени определился Русский национальный идеал – Святая Русь. Хранить то, что ей досталось от православной Византии, Русь считала своим святым долгом. В 1589 году в Русской церкви было установлено патриаршество. После падения Византии в 15 веке взоры всего православного мира с надеждой обратились к Москве как к хранительнице истинной веры, как к Третьему Риму.


^ 1. Церковь - дом Божий.

Русская культура неразрывно связана с нашей православной Церковью. Надо различать церковь как сообщество единоверцев, верующих во Христа, и церковь как храм, дом молитвы. Вся жизнь православного человека освящается церковными таинствами, которых всего семь. Таинства соединяют человека с вечностью, делают его жизнь осмысленной.

^ Таинство крещения, это такое священное действие, в котором верующие во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь, «духовно рождается» и становится членом церкви. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он крестился Сам в реке Иордан у Иоанна Крестителя. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом церкви Христовой. В таинстве крещения, новорожденный получает имя, ангела – хранителя и крестных отца и мать. Так как крещение есть духовное рождение, а родиться человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды.

^ Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Первоначально святые апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. В конце первого века это таинство стало совершаться через помазание святым миром. Святым миром называется особенным образом приготовленный и освещенный состав из благовонных веществ и елея (масла). При совершении таинства святым миром крестообразно помазываются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произношением слов : «печать дара Духа Святага, аминь».

^ Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощения грехов от Самого Бога Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее признание в грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие.

^ Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство святого причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он и сам совершил это таинство. Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в церкви за богослужением называемом Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Духа Святого пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако святая церковь заповедует причащаться каждый пост и не реже одного раза в год. Таинство святого причащения по гречески называется «евхаристией», что значит «благодарение».

^ Таинство брака, брак это таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, как образ духовного союза Христа с Церковью, и просится и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Семья есть основа Церкви Христовой. Брак установлен самим Богом еще в раю при сотворении Адама и Евы.

^ Таинство священства, это таинство в котором правильно выбранный человек через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священники. Степеней священства три: дьякон, священник и епископ. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый в священника получает благодать на совершение таинств. Посвящаемый в епископа получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Елеосвящение, это таинство в котором при помазании больного освященным маслом, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и духовных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде совершить его может и один священник.

Церковные таинства не следует путать с традициями церкви. Важнейшей церковной традицией является поминовение умерших. Православные молятся об их упокоении, отпевают в церкви, заказывают панихиды, ставят свечи на специальный свечной столик – канун, справляют поминки.

У православных есть свои святыни: крест, святые мощи, святая вода, иконы, просфоры (освященный хлеб).

^ Православный храм и его устройство.

Сам Господь дал людям откровение о храме. В Ветхом Завете, в книге Исход, в 25-29 главах, подробно рассказывается, каким должен быть храм. Наш новозаветный храм устроен по образу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: Святое святых, Святилище и Двор, так и новозаветный православный христианский Храм делится на три части: Алтарь, Средняя часть и Притвор. Алтарь, как и святое святых, означает Небо, не то небо, что мы видим над головой, а Небо как место пребывания Бога. Ветхозаветному святилищу соответствует средняя часть православного храма. В нашем же храме здесь стоят все верующие христиане, они и есть призванные, «царственное священство» по словам святых апостолов. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор. Это как бы преддверие храма. Раньше здесь стояли люди, готовящиеся ко Святому Крещению или свершившие тяжкие грехи и временно отлученные от причастия. В нынешнее время притвор практически полностью утратил свое предназначение. Храм Божий по своему внешнему виду сильно отличается от прочих зданий. Часто в своем основании он устраивается в виде креста. Крест – самый главный символ для христиан, он – орудие всемирного спасения и постоянное напоминание, что на нем за нас был распят Христос и что люди не могут стать христианами, не приняв крест как основу своей жизни. Часто храмы строятся в форме продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю или Ноеву ковчегу ведет нас по морю жизни к пристани в Царствии Небесном. Основание храма иногда устраивается в форме круга – символа вечности и Вечной Жизни. Оно может быть и в виде восьмиугольника, как бы путеводной Вифлиемской звезды, сияющей в мире. Купол над храмом – новое вечное небо. Он увенчан крестом: это символизирует, что Христос соединил в церкви земное и небесное. Наши русские церкви с луковичными главами, воплощают в себе идею глубокого молитвенного «горения к небесам» через которое наш земной мир становится причастным небесного Царства. Высшее еще не достигнуто земным храмом. Всем своим видом он показывает, что для этого нужен особый подъем, особое жертвенное горение.

Внутреннее устройство храма вдохновлено образом царства Божия, данного в книге вдохновения. Главное в храме – святой престол, который находится посередине алтаря. На престоле присутствует сам господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу разрешено только священнослужителям. Преграда между алтарем и средней частью храма называется иконостасом. Посередине – царские врата. Иконы в иконостасе располагаются в определенном порядке. Все внутри храма строго организованно, имеет конкретный духовный смысл.

^ 2. Язык православия.

Язык – краеугольный камень культуры. В качестве литературного и богослужебного языка на Руси с 10 века использовался церковно-славянский, общий для всех славянских народов: болгар, сербов, хорватов, чехов, русских. Церковно-славянский язык не является языком какого-нибудь отдельного народа, это язык всего православного славянства. Именно на этом языке совершается у нас богослужение, читаются в храмах священные тексты. Свой исток церковно-славянский язык берет в старославянском. Именно на этот язык в 9 веке были переведены древние священные памятники христианства. В 862 году моравский князь Ростислав направил к византийскому императору послов с просьбой прислать ему проповедника христианской веры, который мог бы проповедовать на их родном языке. Туда и отправились братья Кирилл и Мефодий. Ими по мнению многих ученых на основе греческой и арамейской и была окончательно составлена и выверена славянская азбука, которой мы пользуемся и доныне – кириллица. Братья Кирилл и Мефодий перевили с греческого на старо-словянский язык Евангелие, Псалтирь, некоторые богослужебные книги. В то время, когда Кирилл и Мефодий совершали свой перевод книг старославянский язык был живым языком. Но с течением времени этот язык перестал быть языком живых народных говоров и постепенно превратился в язык книжный, литературный, язык церковной письменности. На нем уже не говорили, но только совершали богослужения, излагали Священное Писание, писали все то, что относиться к делам веры, поэтому его стали называть церковнославянским. Возникает вопрос: почему же не получил распространения богослужения на русском языке, ведь перевод его был осуществлен еще до 1917 года. Здесь, прежде всего следует сказать, что вопрос перевода богослужения на другой язык – это вопрос не филологический. Любой перевод священных текстов это в той или иной мере их интерпретация и толкование. Церковнославянский тоже не является языком оригинала для Священного Писания: Ветхий Завет написан на древнееврейском, Новый завет – на греческом. Наш же русский язык, как близкородственный церковнославянскому как бы сам «препятствует» переводу богослужений, рождает чувство понимания приблизительного. Итак, вопрос церковнославянского языка – это вопрос и богословский и этический и эстетический одновременно. Это вопрос церковной христианской культуры, которая, рождаясь как богодухновенное слово, всегда обращена к святому человеку.


Библеизмы.

А.С.Пушкин писал: «Есть Книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое ни знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов…книга сея называется Евангелие». И действительно: язык наш буквально весь пересыпан словами и выражениями из Библии, такими как: в поте лица, зеница ока, вавилонское столпотворение, лепта, всемирный потоп, волк в овечьей шкуре, всякой твари по паре, зарыть талант в землю, хлеб насущный, ни хлебом единым и т. д. Если мысленно убрать все эти и подобные Библеизмы из нашей речи – мы почувствуем, как она обеднеет, лишится образности.

Поговорки.

Русский фольклор – сокровищница народной мудрости, как мудры и остроумны бывают наши народные пословицы и поговорки! Во многих из них явственно отразилось православное мировоззрение народа: Подумаешь – горе, а раздумаешься – власть Господня! Стреляй в куст – а виноватого Бог сыщет. У Бога всего много. Скупому душа дешевле гроша. Что богу не угодно – то и не годно. Господня воля – наша доля.

^ 3. Православное искусство.

3.1. Русские писатели.

А.С.Пушкин


Место Пушкина в русской культуре – единственное в своем роде. Он является поэтической душой России. В детстве он был воспитан в церковной среде няней Ариной Родионовной и своей бабушкой. Затем в его жизни был период безбожия – сказались «вольнолюбивые» настроения тогдашнего общества. Постепенно в душе поэта произошел переворот: он вернулся на путь, который завещали ему его православные предки. В зрелые годы Пушкин стал глубоко верующим человеком, что отразилось в его творчестве. Возьмите, например, «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и прочтите ее заново.

^ Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Всего две строчки, но из них видно, что речь ведется от лица верующего христианина: сочельник – это канун рождества христова, и вот к такому великому празднику Бог дает царице дочь.

А дальше:

^ Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Возвратился царь-отец.

Время возвращения царя тоже нельзя считать случайным – царь вернулся домой к рождеству, как то и водилось на Руси: старались отложить все дела и рождество встречать дома, в семье. А дальше какие строчки идут – помните?

^ На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Умерла, заметьте, к обедне, а не к обеду, как декламировали иногда советские дети, не видя разницы между обедом и обедней. А это, помимо всего прочего, разное время суток. Ведь время обеда – день, а начало обедни – раннее утро. Так строчка за строчкой можно и дальше разбирать сказку и убеждаться, что вся она насквозь пронизана народным православным духом.

Умер Пушкин истинным христианином, исповедовав перед священником все свои грехи, в том числе и заблуждения молодости.

И.С.Шмелев

Есть ли в вашем доме книга И.С.Шмелева «лето Господне»? Именно она, как никакая другая, раскроет перед вами мир православной культуры. Судьба уготовила писателю нелегкий жизненный путь. Когда произошла революция, Шмелев не принял новой власти и был вынужден эмигрировать. В изгнании писатель очень тосковал по родине. И тогда он стал воссоздавать утраченный им мир русской традиционной жизни в своих книгах. Главная из которых – «Лето Господне» и «Богомолье». В первой он с необыкновенной любовью описал все православные праздники, во второй рассказал о старинной русской традиции паломничества в Троице-Сергиеву лавру. Читаешь и удивляешься – вот как оно было! И печалишься, потому, что многое безвозвратно ушло. В преклонные годы писатель мечтал о монастырском покое и тишине. Летом 1950 года 76 летний писатель уехал за 150 километров от Парижа в православный монастырь Покрова Божьей Матери. Он распаковал вещи, распахнул окно в зелень монастырского сада, постоял, вдыхая свежий воздух летнего вечера под негромкий колокольный звон… И спустя несколько часов умер.

3.2. Архитектура.

Христианская вера на Руси совершила переворот в области архитектурного искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию огромных каменных храмов в крупнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название десятинной церкви потому, что Владимир уделил на ее создание десятую часть княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси были созданы за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А вместе с ними развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности ювелирное дело и производство эмали.

^ Архитектура Киевской Руси.

Русское искусство эпохи Средневековья, начиная с десятого века и вплоть до конца 17 столетья неразрывно связана с церковью, и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православным.

Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10 века при великом князе Владимире Святославовиче. Древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет» - сохранила придание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Княжеские послы побывали в соседних странах, где знакомились с обрядами различных религий. Посетив богослужения в великом православном храме Византии – Храме Святой Софии столичного города Константинополя они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает и богослужения их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание красоты как святости сохраниться в каждой русской иконе и будет сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца книжника и зодчего. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в 11 столетии в только что крещеной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями.

^ Десятинная церковь.

Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был построен в 991-996 г. Греческими мастерами. В середине 11 века церковь с трех сторон была обстроена галереями, что характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого Императорского Дворца в Константинополе, также посвященная Богоматери и в истории искусства именуемая Фаросской. Современники считали Форосскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. Поражала красотой и великолепием и Десятинная церковь, о которой ныне может рассказать только ее фундамент. Его вернули из небытия археологи, раскопав в 1908 г. Как и все храмы Киева 11 века, десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) п традициях византийского зодчества. Только плинфу здесь использовали особую – светло-желтую и необычно тонкую (всего 2-3 сантиметра толщины). Из такого же материала были построены и дворцы, ее окружавшие. В отделке Десятинной церкви широко использовалась мозаика.

Ученые до сих пор спорят как выглядел этот храм, решить эту непростую задачу помогают тщательный анализ археологических раскопок и уникальная находка: выложенный древним мастером из необожженного кирпича рисунок западного фасада храма. На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева – храм Святой Софии, десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитаемым храмом Руси. В 1240г. Во время нашествия Батыя, десятинная церковь была разрушена.

^ Собор Святой Софии в Киеве.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30 начале 50 годов 11 столетия по указанию великого князя Киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – Собор Святой Софии (что значит Премудрости Божией). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Для архитектуры святого собора в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Огромный пятинефный собор с большими хорами палатами, светлыми и широкими, имел купол с необычным взлетом в самом центре, перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В 11 веке Софийский собор был 13 купольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символического смысла. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. 4 главы ближайшие к центральной, напоминали о 4 евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре на стене центральной обсиды,- сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет ее одеяния символизировал страдания. Если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непрозрачного стекла – смальты) так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол, как символ Церкви Небесной и алтарь – символ церкви земной.

^ Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Самый древний из дошедших до наших дней в своем былом облике храмов Киевской Руси находиться не в Киеве, а в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине 11 века. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную Церковь. Ученые полагают, что собор строили константинопольские мастера. Как и все киевские храмы того времени, он был возведен из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладки «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Такие «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент выполненный с помощью чуть розоватого раствора из за добавленного в него толченого кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую легкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проемы, стелился по стене крестами или поясами меандра. В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и притвором, помещением западной стороны храма. Из за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо- Преображенского собора – тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора обладает необычным свойством, которое называют пластикой архитектуры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается все сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начинала здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и построив объем, создают красоту крупных весомых и как бы круглящихся объемов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследии Византии, может быть нигде более так не ощущается в архитектуре древней Руси.

^ Новгородская архитектура.

11 век в древнерусской архитектуре – это эпоха «трех Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилось в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от южной Руси – Киева, Чернигова, Переяславля – строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии киевской – София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.

^ Софийский собор в Новгороде Великом.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славиться многолюдством и богатством. Киевские князья «сажали» на престол своих старших сыновей. Вплоть до середины 12 века княжеская власть в Новгороде располагала немалыми правами; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величественные храмы. В 1045 – 1050г. Повелением князя Владимира Ярославича, возвели один из самых известных соборов древней Руси – Софию Новгородскую. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За Святую Софию!». Собор построен из плинфы и камня, и, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом». Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей с запада на восток. В середине храма – крестообразное обширное пространство, увенчанное куполом. Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно разное впечатление. Тринадцать куполов Софии Киевской как бы постепенно, от господствующей центральной главы к боковым, переходят в основной храмовый объем. Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и компактнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над кубическим монолитным храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик северного Софийского Собора гораздо строже, его стены массивны, почти полностью лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создает впечатление необычной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы прорезают внутрихрамовое пространство, разделяя его на кубические граненые части. Таким образом Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы. В 11 веке София Новгородская возвышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые ворота немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение Святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его стали в еще большей степени восприниматься как сплошной, непроницаемый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и величественной простоты. Один из современных историков новгородской архитектуры писал: «Даже в наши дни, среди многоэтажной застройки Софийский Собор не утратил главенствующего значения в архитектуре Новгорода». Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставрировали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.





оставить комментарий
страница1/2
студент группы М 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009
Дата25.08.2011
Размер181 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх