Сойкина наталья юрьевна живопись эпохи палеолита в системе культурных ценностей. Евразии. icon

Сойкина наталья юрьевна живопись эпохи палеолита в системе культурных ценностей. Евразии.


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Статья 1 Определение культурных ценностей...
Курсовая работа на тему: Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей...
Абашевская культурно-историческая общность в системе древностей эпохи бронзы степи и лесостепи...
Наталья богатырёва...
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения...
Литература в системе культурных практик 30 акад часов Лекционный курс «Литература в системе...
Программа курса для специальностей №020900 «искусствоведение» и №021000 «музеология»...
Методические рекомендации по выполнению мероприятий по эвакуации населения...
Темы, вопросы Литература Количество часов 1-2...
Методические указания и планы семинарских занятий для студентов исторического факультета 2 курса...
Лукьянова Наталья Юрьевна...
Ю. Ю. Першин Интерпретация археологических источников...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать




УДК 902 (4/5): 7.031 На правах рукописи


СОЙКИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА


Живопись эпохи палеолита в системе культурных ценностей Евразии


07.00.06 – Археология


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2009


Работа выполнена на кафедре археологии и этнологии исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби.


Научный руководитель доктор исторических наук,

профессор Таймагамбетов Ж.К.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

^ Зайберт В.Ф.


кандидат исторических наук

Новоженов В.А.


Ведущая организация Алтайский Государственный

университет (г. Барнаул)


Защита состоится «26» июня 2009 г. в 14.30 на заседании диссертационного совета ОД. 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.


С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.


Автореферат разослан «_____»____________________2009 года


Ученый секретарь

диссертационного Совета,

доктор исторических наук, доцент ^ А.Т. Капаева

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека принадлежит к тем проблемам, над которыми человечество еще долгое время будет задумываться в поисках ответа. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всеми по-разному, и на сегодняшний день существует немалое количество теорий, зачастую противоречащих друг другу.

Проблематичен не только вопрос зарождения искусства, но и его датировка, интерпретация сюжетов, причин, побудивших человека начать процесс изобразительного творчества, который не имел утилитарного значения, что было само по себе «революционным» для наших предков. Учитывая тот факт, что со времени зарождения искусства, а это рубеж среднего и верхнего палеолита, до нас не дошло никаких сведений о духовной жизни первобытных людей, за исключением предметов материальной культуры; рассмотрение вопроса о генезисе искусства полностью строится на догадках, предположениях или этнографических параллелях с современными нам племенами, стоящими на первобытной ступени развития, что, естественно, оказывает значительное влияние на степень достоверности полученных выводов. Поэтому почти каждое значительное открытие, происходившее на протяжении более чем ста лет изучения палеолитического искусства, изменяло представления о его сущности.

Предметы материальной культуры помогают воссоздать культурное пространство, в котором находился первобытный человек: природные условия, уровень развития быта, технику обработки орудий труда. Для полной же реконструкции системы его культурных представлений требуется понять, как он вел себя в этом пространстве, что думал и чувствовал. В этом плане огромную ценность представляют сами предметы искусства, особенно те, которые содержат узнаваемые изображения человека, животного или фантастического существа. Подобные объекты представляют нам свидетельства самого палеолитического человека о себе и о своих современниках: о верованиях, служителях культа, повседневной жизни, животных, с которыми ему приходилось иметь дело. И поскольку письменных источников этого периода не найдено и не могло быть найдено, содержательную сторону памятников интерпретировать особенно сложно.

Изучение палеолитической живописи особенно актуально применительно ко всей территории Евразии. Этот континент объединяет большое сходство произведений искусства, что позволяет говорить об общих путях развития народов, населявших Евразию в древности. Как правило, в научных исследованиях рассматривается только один определенный регион распространения живописи, будь то Франко-Кантабрия, Аппенинский полуостров, Урал или Монголия. Но первобытное искусство невозможно изучать на основе материалов одной пещеры, или одной, пусть и богатой произведениями живописи, области. Оно требует исследования большого объема памятников, так как только накопление максимального количества информации позволяет сделать правильные выводы.

Для многих стран сегодня наличие произведений палеолитического искусства на их территории – предмет гордости. Некоторые государства стремятся доказать палеолитический возраст некоторых своих памятников (в Австрийских Альпах - это Зальцофен, Рамшхол, некоторые пещеры китайской провинции Юннань), а обнаружение таких рисунков в 2003 г. в Крэсвел Крэг (Великобритания) стало огромным достижением для английских археологов.

Проблема происхождения искусства многогранна. В нынешнем состоянии к ее изучению причастны многие как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины (философия, искусствоведение, физиология, психология, археология, антропология, этнография). Ее невозможно рассматривать с позиций только одной научной дисциплины, так как это привело бы к многочисленным и очень серьезным пробелам и ошибкам.

Из-за этого многообразия и подходов к изучению зарождения изобразительного искусства существует великое множество. Для археологов на первый план выступает задача определения значения и места памятников древней изобразительной деятельности в контексте первобытной культуры, искусствоведы выявляют образную специфику и технику изображения на начальных стадиях развития искусства, культурологи исследуют причины возникновения искусства, изучают процесс становления сущности художественной деятельности. Каждая научная дисциплина развивает свое направление в изучении проблемы возникновения и значения изобразительного творчества. Поэтому очень важным на сегодняшний день является объединение результатов исследований нескольких дисциплин (комплексный подход) для создания наиболее достоверных выводов.

Объектом работы стали многочисленные материальные проявления художественного творчества, обнаруженные на территории Евразийского континента и дошедшие до нас со времени палеолита.

Предметом данного исследования является живопись древнего каменного века в контексте ее взаимодействия с прочими проявлениями культурных достижений первобытного человека: магией, мифологией, эстетическими представлениями.

^ Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является изучение процесса возникновения изобразительного искусства и, в частности, палеолитической живописи на Евразийском континенте, а также определение ее роли и места в системе культурных ценностей древнего человека.

Для достижения указанной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- определить теории возникновения искусства для выявления общих тенденций в изучении вопроса, а также получения в дальнейшем наиболее достоверных выводов;

- исследовать археологические материалы и гипотезы о становлении
художественного творчества;

- выявить функции палеолитического искусства;

- охарактеризовать роль и значение неандертальцев и кроманьонцев в зарождении палеолитической живописи;

- доказать нелинейность эволюции искусства древнего каменного века.

^ Степень изученности проблемы. Анализ степени изученности поставленной проблемы проводится по хронологическому и территориальному принципам. В силу малочисленности памятников искусства позднего палеолита на северо-востоке Евразии этот период первобытной археологии изучен в недостаточной степени, имеющиеся данные отличаются неравномерностью исследования и отсутствием формирования целостной картины. Отсутствие абсолютных датировок для большинства местонахождений в некоторой степени исказило хронологическую принадлежность позднепалеолитических памятников искусства.

Первые открытия палеолитической живописи связаны с деятельностью ученых конца XIX – начала XX вв. Одним из первых специалистов в изучении проблемы стал Анри Брейль. В своем труде «Quatre cens siecles d`art parietal» («400 веков наскального искусства») [1] он дал самую полную сводку изображений на стенах 86 пещер и гротов Франции, Испании и Италии. Брейль изложил свои взгляды на историю развития, хронологию и содержание палеолитического искусства. Его схема классификации наскальных росписей стала классической.

Выдающимся исследователем вопроса был А. Леруа-Гуран. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее изменений во времени уточнить хронологию. Он изложил свои взгляды в трудах: Les Religions de la Prehistoire - Первобытные религии (1964), Prehistoire de l'art occidental - Доистория западного искусства (1965), Le geste et la parole - Жест и слово (1965) [2].

А. Ламинг-Ампpеp («La signification  de  l'art rupestre paleolithique, methodes et applications» – «Значение палеолитического монументального искусства, методы и применения») на основе материала пещерной живописи Испании и Фpанции выявила устойчивые сочетания изображений зверей на  разных художественных объектах. Она придавала им сложный мифологическо-космогонический смысл.

Работы по исследованию палеолитического искусства учеными на Западе условно можно разделить на несколько направлений: структурно-семиотический подход (А. Леруа-Гуран, А. Ламинг-Ампрер, Ж. Совэ, Маргарет Конки) характеризуется пониманием исследуемого массива как знаковой системы и ратует за освобождение палеолитического искусства от прямых этнографических параллелей. Первое место здесь отводится источниковедческому исследованию, а так как главным источником при изучении доисторической живописи является сам рисунок, то сторонники данного направления стараются получить от него максимум сведений: когда, как, кем и для чего он был нарисован.

Нейропсихологический подход (Д. Льюис-Вильямс, Т.А. Доусон, Р. Беднарик) [3] предполагает, что палеолитические знаки могут быть фиксацией эноптических явлений (то есть картин внутреннего зрения) и/или галлюцинаций, которым были подвержены шаманы первобытных племен, и которые впоследствии были, как бы спроецированы на стены пещер.

Ж. Люке и Н. Хамфри, изучая рисунки детей и умственно отсталых людей, переносят результаты своих исследований на первобытное искусство.

Сегодня изучением палеолитической живописи с успехом занимаются Жан Клотт, Мишель Лорбланше, Роберт Беднарик, Жоан Зилано.

Отечественная наука также не осталась в стороне от решения столь глобальных проблем. Еще до революции были переведены основные труды о происхождении искусства (Леббока, Г. Обермайера, Г. Мортилье). После революции выходят переводы книг Осборна, Г. Кюна, Ж. Люке. Д.В. Айналов и А.С. Гущин, А.А. Миллер и Б.Л. Богаевский выступают с исследованиями, содержащими ценные наблюдения и новые мысли о палеолитическом искусстве.

После 1937 г. в течение 20 лет не появилось ни одной работы, посвященной данной теме, так как статьи о первобытном искусстве затрагивали религиозные и идеологические вопросы и, следовательно, были исключены из круга научных проблем. После того, как вопрос о происхождении искусства, в середине 60-х годов вновь получил право на существование, им занимаются такие известные исследователи как З.А. Абрамова, А.А. Формозов, О.Н. Бадер, А.Д. Столяр, Б.А. Фролов, С.Н. Замятнин.

З.А. Абрамовой [4-5] был внесен большой вклад в изучение образа человека в палеолитическом искусстве. Ей принадлежат почти статистические исследования предметов мелкой пластики на огромной территории от Восточной Европы до восточных частей России.

Б.А. Фролов исследовал зарубежную историографию вопроса. Кроме того, ему принадлежат работы, посвященные числовым закономерностям и «счетным системам» в графике первобытного искусства. Он представил аргументы в пользу того, что древнейшие памятники изобразительной деятельности раскрывают характер представления первобытных людей о реальном мире, зачатки знаний о природе естествознания и математики.

А.А. Формозов [6] посвятил свою деятельность изучению наскальных рисунков и изображений, как палеолита, так и тех, палеолитическая датировка которых была спорной, а также памятников, относящихся к более поздним периодам каменного века – мезолиту и неолиту и расположенных, в основном, на территории СССР (Кобыстан, Зараут-Камар).

Одним из выдающихся исследователей палеолитического искусства стал автор фундаментального труда «Происхождение изобразительного искусства» Абрам Давидович Столяр [7-8]. Ему принадлежит не только создание теории «натурального макета» в искусстве палеолита, вызвавшей в свое время бурные дискуссии в научных кругах, но и исследование зачатков изобразительного творчества в мустьерский период, так называемых «медвежьих пещер».

Сегодня занимается проблемами изучения первобытного искусства Я.А. Шер, сфера интересов которого в данном вопросе достаточно широка и колеблется от вопросов возникновения искусства до его датирования и трактовки [9].

Е.Г. Дэвлет, исследователь наскальных рисунков России, также посвятила свои работы достаточно разнообразной тематике: они включают в себя и рассмотрение первобытной религии, и наскального искусства и детальное изучение шедевра испанского пещерного искусства – Альтамиры.

^ Научная новизна. В данной работе впервые в Казахстане поднимается как вопрос о возникновении живописи верхнего палеолита, так, в том числе, и о значении ее в системе культурных представлений древнего человека, населявшего Евразию.

Автор анализирует разнообразные гипотезы о возникновении изобразительного творчества, а также по-новому интерпретирует накопленный на сегодняшний день объем археологических источников.

Новизна данной работы состоит также в подходе к значимости палеолитической живописи в жизни первобытного человека – к ее функциям. Автор доказывает, что они варьировались от обучающей (применительно к подрастающему поколению) до магической (охотничья магия) или мифологической (воспроизведение сюжетов сотворения мира, мироустройства).

В течение последних лет случилось немало событий, чрезвычайно значимых для изучения проблемы палеолитической живописи. Новые находки и открытия позволяют нам иначе взглянуть на процесс возникновения изобразительного творчества. Впервые в Казахстане представлена попытка определить место и значимость предшественника человека современного биологического типа – неандертальца на наиболее ранних этапах становления художественных традиций. Рассматривается взаимовлияние этих двух человеческих видов, населявших в течение некоторого отрезка времени одну территорию.

Длительное время господствовало мнение, что палеолитическая живопись шла в своем развитии исключительно от простого рисунка к сложному. Тем не менее, существует ряд доказательств ложности такого предположения. Впервые в Казахстане рассматривается процесс эволюции палеолитической живописи, вводятся в оборот новые данные, подтверждающие нелинейность развития изобразительного творчества.

Впервые автор предпринимает попытку систематизировать знания об искусстве каменного века на территории Центральной Азии; вводит в оборот новые данные, полученные в ходе изучения памятника Эмба, находящегося в Актюбинской области Республики Казахстан. Новыми научными результатами стало исследование до сих пор остававшихся плохо изученными памятников центральноазиатского региона; применение нового, комплексного подхода к изучению зарождения и становления палеолитической живописи.

^ Методология и методика исследования. Интегративный характер исследования задается самой постановкой проблемы – возникновения изобразительного искусства и, в частности, живописи на территории Евразии, а также определение ее роли и места системе культурных ценностей древнего человека. Задачи исследования, требуют не только выяснить, каким образом произошел эволюционный «взрыв», приведший к возникновению искусства, и что он значил для человека, но и осветить все грани исследуемого феномена.

Автор исходит из положения, что изучение возникновения искусства, как феномена в целом, и настенной живописи в его составе не выйдет за рамки мертвой схемы до тех пор, пока не будет учитываться все многообразие социокультурных, этнографических, исторических и других факторов, влияющих на его генезис. Положение представляется особенно важным, поскольку искусство рассматривается нами в период его возникновения.

Необходимость выявления еще одного контекста – а именно культурного пространства – заставила обратиться к философско-культурологическим концепциям пространства-времени. В исследовании автор исходил из того, что объект нельзя вырывать из временного контекста. Для разработки данного аспекта невозможно было обойтись без самых разнообразных методов. Важность контекста и всех составляющих искусствоведческого анализа редких и очень отдаленных по времени памятников ставит вопрос о необходимости адаптации исследователя к предмету исследования. В данном случае это адаптация ученого к миру живописи, сознания художника.

К сожалению, в отношении теории и практики методологического исследования искусства палеолита современная наука не далеко ушла от состояния XIX века. Метод этнографических параллелей не оправдан по многим причинам (большой временной разрыв, различные условия существования, несходные климатические условия). Методы первичной обработки, которые применяются для фиксирования материалов, стилей изобразительных источников не подходят для качественно нового уровня исследования проблемы.

Проблема изучения искусства требует привлечения к совместной работе исследований различных научных дисциплин, а, следовательно, и самых разнообразных методов. Положение памятников первобытного искусства в современной археологии не вполне определенное. Никто не отрицает их значения для понимания культурно-исторических процессов, но в то же время своеобразие изобразительных материалов пока не стало предметом методического и теоретического анализа, и потому ощутимые результаты в исследовании первобытного искусства получены, в основном, с помощью археологических методов. Изучение специфического рода источников – рисунков, графики, росписей проводится в работе с помощью методов анализа и синтеза. Типологический анализ позволяет нам проводить параллели между различными памятниками искусства, расположившимися на обширной территории Евразии, выявляя их сходство и различия.

Для рассмотрения проблемы палеолитической живописи и ее места в жизни первобытного человека мы используем комплексный подход, так как механическое, формальное объединение или последовательное применение разных методов не способно привести к прорыву в новое качество.

^ Источниковедческая база. Источниками для исследования подобного рода могут служить только памятники материальной культуры. Это могут быть как сами изображения, так и культурные слои пещер, их содержащих, где первобытный человек оставлял краски, инструменты, фрагменты факелов и прочие следы своего пребывания. Состав и палитра красок также являются источником информации, – каким цветам и почему отдавался приоритет, каково связующее вещество, используемое для изготовления красителей, где добывался материал для них. Даже топографический план памятника представляет интерес – с его помощью можно определить в какой части пещеры располагается рисунок. Источниковедческую базу данной работы составляют палеолитические рисунки, росписи, рельефы, публикуемые в специальной литературе, а также данные виртуальных музеев, расположенных во всемирной компьютерной сети, в которых хорошо представлены материалы таких знаменитых памятников как Альтамира, Коске, Шове, Каповая пещера.

Сегодня в Евразии известно порядка 350 пещер и гротов с бесспорно палеолитической живописью и графикой. В качестве источников в данной работе используются палеолитические памятники Франции: Ляско, Руффиньяк, Фон де Гом, Комбарелль, Пеш Мерль, Труа Фрер, Пер-нон-Пер, Куньяк, Ла Ферраси, Гаргас, Ла Мут, Ла Бом Латрон, Габийю, Лоссель, Нио, Абри Пуассон, Абри Пато, Шер-а-Кальвен и др.; Испании: Кантабрия: Хорнос де ла Пенья, Кастильо, Пасьега, Чименеас, Сантиан, Эль Пендо, Лас Монедас, Коваланас; Астурия: Пиндаль, Тито Бустильо, Кандамо, Ла Лоха; Страны Басков: Экайн, Вента да ла Пера, Аренаца и др. Немаловажное значение имеют памятники Италии: Паличчи, Романелли, дель Ромито, Аддора; России: Каповая и Игнатиевская пещеры; Монголии: Хоит Цэнкер-Агуй.

Автор также использует и вводит в научный оборот материалы гротов Эмба-1, 2 (Казахстан) в исследовании которых принимал личное участие.

^ Положения, выносимые на защиту:

- палеолитическая живопись в зависимости от своего положения в пространстве несет на себе различные функции: магическую, религиозную, образовательную, воспитательную;

- искусство древнего каменного века явилось изобретением людей современного биологического типа (Homo sapiens sapiens) и было перенято у них неандертальцами во время сосуществования этих человеческих групп на одном пространстве;

- живопись эпохи палеолита развивается по схемам, отличным от линейной стилистической эволюции; в своем развитии она не идет исключительно от простого рисунка к сложному, но может видоизменяться в зависимости от ряда условий: географическое положение, направление хозяйственной деятельности, религиозные воззрения.

^ Практическая значимость работы. Проблема изучения палеолитической живописи до сих пор не поднималась в Казахстане. Учитывая состояние вопроса на сегодняшний день, а также тот факт, что в мировой науке последние годы прошли под знаком открытия и изучения многочисленных памятников этого искусства, необходимо активизировать изучение данной проблемы в нашей стране, а также организовать поиски подобных памятников и на территории Казахстана. Наиболее древние наскальные изображения, обнаруженные в Казахстане – это рисунки, выполненные охрой в гротах Акбаур, Драверта. Энеолитом датируются гравированные изображения в гротах Эмба-1 и Эмба-2, которые находятся в Актюбинской области и практически не имеют аналогов в других регионах Евразии. Дальнейшие последовательные работы по исследованию памятников искусства каменного века могут помочь расширить наши знания, в том числе, и по данной проблеме. Сегодня, когда Казахстан активно интегрируется в мировое сообщество, особенно важно изучение того явления, которое неразрывно связывает между собой все евразийское пространство. В те времена, когда не существовало границ, искусство выполняло дело огромной значимости, занимая видное место в религиозной и повседневной жизни человека. Понятное, по крайней мере, в виде широко распространенных «венер», всем древним людям, искусство было важным объединяющим механизмом, и в то же время, способом самоидентификации различных племен и родов. В системе культурных ценностей людей, населявших обширное пространство Евразии, искусство играло ведущую роль, составляя «материальную» основу их духовной жизни.

Прикладная значимость работы выражается в возможности использования материалов исследования при написании как работ обобщающего характера, как то: спецкурсов, учебников, учебных пособий; так и специализированных работ, как на историческую, так и на искусствоведческую тематику.

^ Апробация практических результатов. Основные положения диссертации нашли отражение в 10 научных статьях. Результаты работы изложены в докладах на международных и региональных симпозиумах и конференциях: Бекмахановские чтения - 2005, 2006, 2007, на конференции студентов и молодых ученых в г. Иркутске (2005).

Диссертационная работа прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры археологии и этнологии исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби, а также на Ученом Совете Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК.

^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.





оставить комментарий
страница1/3
Дата25.08.2011
Размер251 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх