Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №39 о проведении методического семинара по теме. icon

Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №39 о проведении методического семинара по теме.


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Справка по результатам самоаттестации методического объединения учителей русского языка и...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы в...
Из опыта работы учителей школы №32...
Отчет о работе методического объединения учителей гуманитарного цикла...
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы моу «сош №24» на...
Аналитический отчёт о деятельности методического объединения учителей истории и обществознания...
«Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
Конспект урока по теме «Быть поэтом женщине нелепость». А ахматова Цели...
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010-2011...
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2009-2010...
Анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы моу...
«Обособленные определения»...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать


Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №39 о проведении методического семинара по теме

«Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения»

от 16. 12. 2009г.

Содержание отчёта


I. Введение. Понимание назначения и целевых задач семинара.

II. Конспекты открытых уроков, самоанализ открытых уроков учителей русского языка и литературы.


1. Мастер – класс по технологии «Воспитание духовной культуры молодого поколения» (концепция «Школа диалога культур») по теме «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения».

Бунтушкина М. Н.

2. «Закрепление знаний учащихся по теме «Лексика» (6 «В» кл.)

Волобуева И. В.

3. «Звуковое обозначение букв е, ё, ю,я» (5 «В» кл.)

Черкасова Е. М.

4. «Картины бытаXVI века» (7 «В» кл. )

Хлыбова Л. В.

5. «От романтизма к реализму в творчестве А. С. Пушкина» (9 «В» кл.)

Сорокина Н. А.


г. Белгород.


Введение.

Понимание назначения и целевых задач семинара.



Знания-дети удивления и любопытства

Луи де Бройль


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

даёт учителям возможность использовать эту моделированную систему, развивая и совершенствуя само содержание образования в целом и всех её субъектов (педагога и ученика) в отдельности.

Перед учителями возникают задачи повышения эффективности преподавания русского языка и литературы:

-отказ от стандартных уроков; стремление к осознанной, обоснованной конструктивной и творческой деятельности учащихся, к их общему развитию, креативности;

- разнообразие видов работ и тематики, анализ и синтез (анализ образцов-языковой синтез в создании собственных текстов);

- создание ситуаций, приближённых к реальной жизни;

- осознание каждым учащимся собственной значимости, самоконтроля и самооценки.

Приоритетное внимание в настоящее время уделяется проработке вопросов организации работы учителя с технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в различных формах и методах современного урока.

Поэтому целью проведения семинара является:

- расширение научных знаний в теоретической и практической деятельности;

-показать модель формирования исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы;

-трансформация идеи передового педагогического опыта и

применения их рекомендаций в профессиональной практике

учителей русского языка и литературы г. Белгорода;

-внесение вклада в опытно-экспериментальную работу школы и её эффективного образовательного процесса.

Тема семинара обусловила выбор использованной литературы.

Изучение материалов литературы проводилось по следующим направлениям:

- содержание технологий обучения - доступность и эффективность;

- методы и формы обучения;

-воспитательные возможности, пути формирования творческой личности средствами русского языка по технологии «Воспитание духовной культуры молодого поколении» (концепция «Школа диалога культур»).

При подготовке к семинару учителя русского языка и литературы МОУ СОШ школы №39 использовали научные публикации авторов:

Г. М. Анохиной (г. Воронеж), С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцениной

(г. Ростов на Дону), Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым (г. Москва),

Н. А. Михайличенко (г. Москва), Т. Ф. Новиковой (г.Белгород), Е. В. Посохиной (г.Белгород), Г. К. Селевко ( Москва), В. В.Шоган (г. Ростов на Дону), Г. В. Цветковой, С. Г. Щербаковой (г. Волгоград)


^ Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения»

Учитель русского языка и литературы

М. Н. Бунтушкина МОУ СОШ №39

г. Белгород.



1. «Статус метода исследования в условиях диалогического обучения»

1. «Российская школа не имеет права быть «ветхой»- и в прямом, и в переносном смысле этого слова».

2. «Основной результат образования - формирование компетентностей (деятельностный подход)».

Содержание этой части проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» являются приоритетными и целенаправленными советами для учителей.

Методика русского языка и литературы имеет многовековую историю, накопила значительный опыт и сформировалась как самостоятельная ветвь педагогической науки.

Немаловажную роль в практическом развитии технологии ведения урока играет система понятий и терминов.

Понимание понятий «исследование», «методика», «методы обучения», «диалогическое изложение речи», почерпнутые из словарей, справочных материалов.

Исследование - Научный труд. Исследователь-тот, кто занимается

научными исследованиями.

Методика - Совокупность методов обучения чему-нибудь, практическое выполнение чего-нибудь, наука о методах обучения.

^ Методы обучения - педагогическая категория, понимание его исторически изменялось. Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

^ Учебный проблемный процесс – «создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей».[3;218].

^ 1. Что входит в понятие педагогическая технология?

«Технология обучения – совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели» [1;7].

Технология выступает как наука, как прикладная часть дидактики, т. е. её предметом обучения являются цели, содержание, закономерности, методы

и принципы обучения. Но всё же каждый учитель строит свой учебный диалог, применяя выбранную им технологию ведения урока, т.е. творчески.

« К педагогическому процессу следует относиться как к процессу развития гуманитарной системы, в которой нет жестокой алгоритмизации, но есть неопределённость, спонтанность, случайность, креативность» [3; 10] и конечной целью его в обучении школьника является обладающая системой знаний и умеющая применять их в жизнедеятельности личность.

^ 2. Как построить технологию обучения в соответствии с применением исследовательского метода в условиях урока – диалога?

Ответ следует из рассмотрения истории этого вопроса.

По определению Аристотеля, наука исследует фундаментальные неизменные принципы и всеобщие необходимые истины. Согласно Аристотелю, мы схватываем эти истины с помощью ума.[2;139].

Идеи исследовательского метода обучения возникли ещё в эпоху величайших мыслителей Сократа, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся, по - мнению античных учителей, исходит из общего положения о том, что при использовании на уроке разнообразных видов работ мышление должно главенствовать над памятью. Сократ (по оставленным записям Платона) ввёл понятие обучения через исследовательский процесс, а метод дифференциации, индивидуализации, диалогизации в обучении ввёл в Аристотель.

Процесс познания истин методом исследования, формирования личности в условиях диалогического обучения получил дальнейшее отражение в XVIII в. в учебнике «Краткое руководство к красноречию» великого русского учёного М. В. Ломоносова и оказал действенное влияние на всю европейскую и российскую культуру.

В 1894г. американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, французские учёные и педагоги А. Бассис, М. Юбер развили в научных трудах концепцию данного античного учения.

Классическая модель исследовательского метода в России была распространена в работах учёных С. Т. Шацкого, П. Петерсона, А. В. Брушлинского, Т. В. Кудрявцева Т. А. Ильиной, И. А. Ильницкой, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкина, [1; 48 ].

В настоящее время актуальны мнения Т. А. Ладыженской,

Н. В. Ладыженской, которые, излагая свои позиции в статье «Риторика как инновационный предмет школьного образования» [2;3], утверждают, что современную риторику с точки зрения цели, задач обучения можно рассматривать как инновационный предмет. Важным компонентом, считают они, содержания предмета «Риторика» являются аналитико–нравственные идеи. Это значит исследовательские, внутренним разговором с самим собой, диалогом, дискуссией с тем, кто в него верит, но всё же спорит.

Остаётся добавить, что античные учёные, внеся весомый вклад в научное познание, что есть истина, какими формами и методами её достичь, пересекли время. Концепция «Школа диалога культур» есть продолжение классических знаний метода исследования в условиях диалогического обучения: Прстранство и Время, Художник и Погружение в пространственное время через познание классических образцов художников слова.

Для исследовательского метода характерны «приёмы, обеспечивающие привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.»[4;74]

Это и есть риторический диалог, названный М. Р. Львовым высшей стадией [4;153]индивидуального (внутреннего) диалога, т.е. умение строить речь письменную и устную (анализ текста) по законам «разговора с самим собой»:

- задавать себе вопросы, отвечать на них;

- выдвигать несколько гипотез по одному и тому же вопросу;

- искать аргументы в пользу каждой гипотезы;

- -делать доказательный выбор определённой точки зрения.

Из вышеизложенного становится ясно: классические методы исследования и форма диалогического изложения – это важный социальный заказ современности, пересекший время и пространство.

Интересны в плане познания темы семинара теоретические основы исследовательского метода в условиях диалогического обучения учащихся, изложенные Г. М. Анохиной.

В пособии «Личностно развивающие технологии» она раскрывает

содержание адаптивного, коммуникативного, проблемного, проблемно модульного, проектно исследовательского построения учебных занятий.

Её тезисное определение коммуникативно - исследовательской технологии «условием успеха каждого являются успехи остальных» стало классической формулой для педагогов.

Рекомендации по формам коммуникативно-исследовательского обучения (коллективный способ, групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная, встреча, диспут, диалог, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, метод проектов, занятия–поиски, занятия-исследования, интегрированные и межпредметные уроки) реализуют идеи величайших мыслителей античной эпохи, европейской и российской науки.

Формы коммуникативного обучения основаны на общении и протекают в процессе совместной деятельности. Преподаватель ВОИПКРО Г. М. Анохина, анализируя технологию проблемного обучения [1;48], разъясняет, что создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по выдвигаемым ими проблемам, способствует развитию творческого мышления и овладению продуктивными знаниям, навыками, умениями у школьников, называет основные пути и способы создания исследовательских ситуаций для диалогического обсуждения.

Пути создания исследовательских ситуаций диалогического обсуждения, согласно её мнению, состоят в следующем:

1. Воздействие на эмоции и чувства ученика;

2. Показ жизненной, практической значимости изучаемого;

3. Показ личностной значимости изученного.

Способы создания вышеназванных ситуаций в условиях урока - диалога зависят от специфики преподаваемой дисциплины, от творческих возможностей учителя и соучастия обучающихся.

В связи с этим закономерно внимание к мнению Г.Ю.Алексеева, почерпнутое в научно-практическом пособии «Современный урок. Раздел 3. Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся».[3;216] Он считает, что диалог-это форма мышления, «позволяющий участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя:

-порождение проблемы;

- формирование задачи, поиск решения;

- объяснение партнёру найденного решения;

- сопоставление гипотез, констатация вывода, правильного ответа».

Таким образом, исследовательская технология диалогического ведения урока помогает ученику стать активным участником познания объекта, творцом, созидателем..

Процесс познания, с точки зрения Г.Ю.Алексеева, происходит по трём этапам развития мышления:

1. Формирование понятий (побуждающие и фокусирующие вопросы:

« Что вы увидели? Что услышали? Что заметили? По какому признаку связаны? Как бы вы назвали эти группы?»);

2. Интерпретация данных (воспроизведение на припоминание вопросы: «Почему это произошло? Какая картина происходящего у вас создаётся? Какие выводы можно сделать?»)

3. Применение правил и принципов (вопросы на побуждение учащихся к объяснению новых явлений:

«Что могло бы произойти, если бы…? Что необходимо, чтобы это утверждение было полностью справедливым?»). [3;218]

Методы исследования и диалогического изложения основаны на воспитательных закономерностях общения и взаимодействия: Ученик- Книга – Учитель ( по концепции «Школа диалога культур»).

Этот особый мир сотворчества учителя и ученика притягателен силой слова, практикой педагогических наблюдений.

Сведения их «Энциклопедия образовательных технологий Г. К. Селевко» - есть подтверждение принципа педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: «Технология исследовательского обучения обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её.»[6;226]

По Г. К. Селевко план обучения как учебного исследования можно представить следующим образом:

- знакомство с литературой;

-выявление (видение проблемы;

-постановка (формулирование) проблемы;

-прояснение неясных вопросов;

-формулирование гипотезы;

-планирование и разработка учебных действий;

-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

-анализ и синтез собранных фактов;

-сопоставление и соотнесение данных и умозаключений;

-подготовка и написание (оформление) сообщения;

-выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

-проверка гипотез, проверка обобщений;

-построение выводов, обобщений.»[6;226]






^ Библиографический список

«В помощь учителю, осуществляющему процесс обучения исследовательскими методами в условиях диалогического обучения»:

1. Анохина .Г. М. Личностно развивающие педагогические технологии.-Воронеж: ВОИПКРО. 2005. 97с.

2. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности.- Пер. с англ. Т. В. Барчуновой.- Ярославль: «Норд»,2004. Т. 2-480с.

3. Кульневич С. В., Т. П. Лакоценина.Современный урок .Часть I,II-

. Ростов на Дону:Издательство «Учитель». 2005.288с.

4. Львов М. Р. Риторика. Москва: Издательский центр «Academia»,1995. 256с.

Львов М. Р. Словарь по методике русского языка. – Москва: Просвещение.1998. 240с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва. НИИшкольных технологий. 2006. 816с.

Статьи из журнала «Русский язык в школе».

1. Ипполитова Н. А. Сообщение и доклад в учебной деятельности.-2009.-№4.-с.3-11

2. Ладыженская Т. Я., Ладыженская Н. В. Риторика как инновационный предмет школьного образования. 2008.-№7.-с.3-6

3. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка.-2008.-№6.-с.3-7



Сборники ГОУ ДПО БелРИПКППС:

1. Организация образовательного процесса на основе учебно –

иссл едовательской деятельности. Белгород: Изд. БелРИПКППС,2009.- с.134

2. Организационно-методическая поддержка введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях Белгородской области. Белгород,2004.-с.203.


Изученная научная публикация Г. М. Анохиной, С. В. Кульневич,

Т. П. Лакоцениной, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. А. Михайличенко, М. И. Махмутова, Т. Ф. Новиковой, Е. В. Посохиной, Г. К. Селевко

( Москва), В. В.Шоган, Г. В. Цветковой, С. Г. Щербаковой обогатила и расширила научный кругозор, профессиональный опыт учителей русского языка и литературы и послужила пропаганде и распространению научно-теоретических и практических знаний современных достижений в среде педагогов-коллег МОУ СОШ №39, учителей русского языка и литературы г.Белгорода и послужила пропаганде и распространению научно - педагогической деятельности для учителей – словесников.

^ Мастер – класс

2. «Технология воспитания духовной культуры молодого поколения»

( 15.II. Г. К. Селевко )

Концепция «Школа диалога культур».

Особое значение в формировании духовной культуры имеют этические и эстетические духовные ценности, сохраняемые и передаваемые из поколения в поколение в образе жизни людей и закрепляемые в произведениях искусства.

В основе концепции «Школа диалога культур» лежит идея многомерного диалога – способ открытия и понимания великих произведений искусства:

-диалог Учителя и Ученика в процессе погружения в разные культуры эпохи;

-изучение основ наук и искусств в школе;

-освоение образцов культур.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Исследование ключевых строф по теме «Чудесный дар владения речью пушкинского героя Евгения Онегина» (Иное видение героя – не в хрестоматийной подаче литературного образа)


Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант.

Имел он счастливый талант

^ Без принужденья в разговоре (1)

Коснуться до всего слегка, (2)

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре (3)

И возбуждать улыбку дам (4)

Огнём нежданных эпиграмм.


Как рано мог он лицемерить, (5)

Таить надежду , ревновать.

Разуверять, заставить верить, (6)

Казаться мрачным, изнывать,

^ Являться гордым и послушным, (7)

Внимательным иль равнодушным! (8)

Как томно был он молчалив, (9)

Как пламенно красноречив… (10)

Как он умел казаться новым, (11)

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым, (12)

^ Приятной лестью забавлять… (13)


Как рано мог уж он тревожить (14)

Сердца кокеток записных!

Когда ж хотелось уничтожить

Ему соперников своих,

^ Как он язвительно злословил! (15)

Какие сети им готовил!


Он слушал Ленского с улыбкой. (16)

Поэта пылкий разговор,

И ум, ещё в сужденьях зыбкий.

И вечно вдохновенный взор,-

Онегину всё было ново;

^ Он охладительное слово

В устах старался удержать (17)

И думал: глупо мне мешать (18)

Его минутному блаженству;

Простим горячке юных лет (19)

И юный жар, и юный бред.


Цитирование придётся прервать, несмотря на ещё и ещё выразительные строки, посвящённые чудесному дару владения речью пушкинского героя

Евгения Онегина.


^ Диалог-погружение в бессмертные строки романа в стихах

«Евгений Онегин»



Как Евгений Онегин «подаёт себя « в разговоре?


Основу «счастливого таланта» Евгения Онегина составляют:

умение «подать себя» в разговоре, легко, «без принужденья», свободно включиться в него, поддержать непринуждённую беседу (1,2).



^ Как Евгений Онегин воздействует на слушателей?

Эмоционально и ярко словом воздействует на слушателей (4, 5, 6, 10, 15).



Как Евгений Онегин слушает, поддерживает желание говорить у собеседника?


Умеет слушать, понимать, поддерживать желание говорить у собеседника (3, 7, 8, 16, 17, 18).


Вывод:

Поэт не идеализирует « интеллект» своего героя : историко-экономически осведомлён он поверхностно, филологическая культура оставляет желать лучшего. Однако гуманитарная культура, формирующаяся в значительной мере владением языками, ему присуща, поэтому столь очевидны и красноречивы результаты его взаимодействия с людьми

(3, 6, 11, 12, 13, 14).

Необходимо ли такое, незатруднённое владение средствами общения современной молодёжи?

Сегодняшнему выпускнику свободное, незатруднённое владение средствами общения, правилами воздействия на человека, конечно же, необходимо для других целей, чем те, которым подчинял своё «пламенное красноречие» Онегин. Но каков учёт ситуации, адресата, цели, умения слушать и говорить, учитывая психологические личностные особенности собеседников!


Заключение

Исходя из рассмотрения вопросов, связанных с темой проведения семинара, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №39 понимают ценностную необходимость включения школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение исследовательской системы познания объектов в условиях диалогического обучения.

Считаем, что технология воспитания духовной культуры молодого поколения является интересной и необходимой для их жизни: реализуются возможности проявить знания, способности и творчество в сфере интеллектуально-познавательного, исследовательского поиска, в процессе коммуникативно-диалогической деятельности.


Отчёт о проведении мастер – класса по теме «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в условиях диалогического обучения» подготовила учитель русского языка и литературы

М. Н. Бунтушкина


Глава 2. ^ Опыт.

Краеведение как источник обновления современной методики русского языка в исследовании краеведческих текстов

Лучшая метода есть отсутствие всякой методы,

но знание и употребление всех метод,

и изобретение новых по мере

встречающихся трудностей.
^ Л. Н. Толтой

Аналитическое чтение научных публикаций, рассмотренных в

«Главе-I », утвердили и расшили знания о методах коммуникативно-исследовательского обучения в условиях диалогического изложения речи. Прочность усвоения материала речи и всестороннего развития познавательных сил учащихся исходит из общего положения о том, что при использовании на уроке и внеурочной деятельности коммуникативно-исследовательского метода обучения мышление должно главенствовать над памятью.

Основные этапы урока исследования:

-Целеполагание - обсуждение текстов и заданий к нему, дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания.

-Планирование – обсуждение темы, идеи текста, размышление над способом выполнения заданий, определение потребности в справочной литературе и словарях, выработка плана действий.

-Анализ текста, решение промежуточных задач.

-Дискуссия, доклад, сообщение, реферат – устный отчет о выполненной работе.

-Уточнение, дополнение, формулирование выводов ( учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения).

-Итоговая творческая работа.

В условиях гуманизации и демократизации образования, применения инновационных технологий в обучении учащихся учитель имеет право самостоятельно выбирать методику, ведущую к достижению основной задачи - знанию русского языка, потому что – суть всех изменений для школьного учителя сводится к одному: научить учащихся практически применять знания.

В данной главе рассматривается проблема реализации коммуникативно-исследовательских умений и навыков учащихся в условиях применения элементов краеведческого материала на уроках русского языка и литературы. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям.

Опыт показал, что исследовательская деятельность учащихся эффективна в сочетании с краеведческой педагогикой. Данное сочетание формирует исследовательскую культуру учащихся и способствует развитию патриотизма и гражданской позиции.

Краеведческое образование – гуманитарное образование, направленное

на освоение знаний, способов мышления, поведения и ценностей, нравственно-этических и эстетических отношений в системе « человек – край - общество».

Краеведческое образование включает взаимодействие урочного процесса с другими предметными областями, внеклассной работой (творческое сотрудничество с музеями города, театром им. М. С. Щепкина, пешие и выездные экскурсии, встречи с писателями и поэтами родного края), осуществляется через разработку краеведческих образовательных программ или внедрения в календарно-тематическое планирование элементов краеведения. Краеведческий материал дополняет основной материал урока, расширяя знания учащихся и повышая качество знаний.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
русского языка и литературы вызывает у школьника сначала удивление, в
процессе дальнейшей работы – радость познания, а в конечном итоге -
любовь к «малой родине» и гордость за свою страну.

Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны.

Во-первых, текст. Текст, являясь единицей обучения языку, литературе, становится организованной научно-исследовательской работой учащихся.

Учитель-словесник в соавторстве с учениками - ассистентами тщательно отбирают, составляют тексты, отражающие региональный культуроведческий компонент и совершают исследование (комплексный и лингвистический) «малого текста».

Работа с «текстами – информаторами» из различных источников, использующимися для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов, для уроков развития речи, для стилистического анализа, для подготовки к ЕГЭ.

Например:

В посёлке Борисовка.

Возникновение Борисовки и заповедника «Белогорье» относят ко времени Петра Первого. Царь подарил богатые земли в западной части Белгородчины графу Шереметьеву. Вековые дубовые леса у реки Ворсклы Петр приказал сделать «государевым заказником», местом заповедным.

В 6км. от села Красный Куток находится Хотмыжск. В 1640 году государевым указом воеводе Василию Толстому было велено построить крепость Хотмыжск на древнем Хотмыжском городище. Хотмыжск был одним из самых мощных городов- крепостей так называемой Белгородской засечной черты, оборонительной линии, защищавшей Московское государство от набегов врагов с юга. Огромные рвы и валы Хотмыжской крепости хорошо видны и сейчас.

Борисовцы были умельцами на все руки. Основная часть икон Михайловского храма была написана местными живописцами. На колокольне были установлены часы, изготовленные также местными мастерами. В настоящее время действует в Борисовке фабрика художественной керамики, изделия которой пользуется большим спросом.

(Текст взят из проспекта «Туристическими маршрутами Белгородчины», Белгород-2006г.)

Значимая форма работы по краеведению - продуцирование собственных текстов.

Она включает в себя задания следующих типов:

- передача содержания текста средствами иного стиля;

- развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера;

- изложение с творческим заданием;

- сочинения различных жанров;

- реферат на краеведческую тему.

Подбор текстов осуществляется не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами в русском языке, но и связи с программным произведением, изучаемым на данный момент, и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

Во-вторых, - это эстетически ценный «специальный» текст. Поэтому в своей работе в организации занятий с учащимися по русскому языку и литературе использую сборник «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы» О. А. Павловой, И. В. Беловой, преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин БелРИПКППС.

В-третьих,- это языковой и стилистический анализ прозы и поэзии белгородских писателей, поэтов, публицистов.

В-четвёртых, - это словарная работа, в ходе которой выполняются задания:

- найти в толковом словаре значения указанных слов;

- перевести устаревшие слова на современный язык;

- узнать слово по его описанию;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- составить «тематические словарики».

Наряду с традиционными формами обучения и воспитания широко использую новые педагогические технологии:

-сообщения и доклады на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы;

-написание и защита рефератов;

-презентация новых книг белгородских авторов;

-проекты;

-написание разножанровых творческих работ;

-рецензирование устных и письменных работ;

-составление тестов на материале краеведения;

-выпуск газет (« Язык будущего», « Появление новых слов в русском языке…необходимо ли это?», « Смотрите! Это все наш язык…благородный русский язык»);

-самостоятельное конструирование правил-алгоритмов с приведением примеров из произведений белгородских поэтов и писателей;

- культура речи учащихся, нормы произношения

(« Почему мы так говорим?», « Наша топонимика», «Экология языка»):

-поиск необходимой информации в справочной литературе,

-наращивание правильности речи учащихся,

-осознанное запоминание языковых явлений,

-умение выделять из группы языковых явлений необходимый вариант литературной нормы;

-Информационные конференции о результатах исследовательской деятельности учащихся в области краеведения.

Ещё в середине XIX века К. Д. Ушинский утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отчизне, родному краю». Поэтому краеведческий материал, используемый на уроках русского языка и литературы, - благодатная почва для расцвета сил наших учащихся в получении знаний и применении их на благо нашей Родины.

(Краеведческие материалы для учащихся см.стр. 24)


История Белгородского края, издавна являющегося неотъемлемой частью русской земли, органично связана с историей страны, богата событиями и памятными датами. Наши земляки внесли большой вклад в российскую науку и культуру, храбро защищали Отечество в военные годы, трудились на мирных стройках.

I. Всё, что связано с Белгородчиной, не оставило равнодушным члена Союза художников России, заслеженного работника культуры Евгения Николаевича Савотченко. Исторические полотна, портреты земляков, как современников, так и свидетелей минувших эпох, произведения пейзажного жанра, полотна, изображающие большой временной период - всё это

можно репродукциями использоваться как на уроках русского языка, так и литературы.

9 класс Изучаемое произведение «Слово о полку Игореве» - картина Е.Н.Савотченко «Встреча князя Игоря с братом Всеволодом в Холках».

Главная тема картины, как и самого «Слова» - единение русских земель, движимое патриотизмом желание видеть свою Родину великой и свободной.

Изучаемое произведение «Пётр-I» А.Толстого -картина «Из Сум в Воронеж. Пётр-I в Белгороде».

По историческим сведениям, он неоднократно проездом бывал в белгородском крае. Зимой 1709 года на пути через Белгород в Воронеж, русский царь получил сообщение об изменении направления движения шведских войск Карла Х II в сторону южных рубежей государства. Этот момент и запёчатлён на картине.

8класс Изучаемое произведение «Капитанская дочка» А.С.Пушкина - картина «Приезд императрицы Екатерины-II в Белгород в 1787 году».

В 1787 году императрица Екатерина-II предприняла поездку в южные губернии России. На обратном пути в столицу она два дня провела в Белгороде. 12 июля её встречали делегации 15-ти уездов Курской губернии. Белгородскую губернию возглавлял предводитель местного дворянства подполковник артиллерии Семен Дмитриевич Абрютин. Императрица присутствовала на торжественном молебне в Свято-Троицком соборе Троицкого монастыря. В дальнейшем там постоянно находились портрет Екатерины и доска с указанием года пребывания её в Белгороде.

9класс - изучаемая лирика А.С.Пушкина «Лирика дружбы» - картина «Высоких дум стремленье...» ( Раевский В.Ф. и Пушкин А.С.).

К изучаемым произведениям о Великой Отечественной войне - картины «Июль 1943-го», «Командование учебным батальоном 89-й Гвардейской стрелковой дивизии под Белгородом», «На Прохоровском поле», «Танковое поле. Памятник победы», «Храм святых апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка», «Танковое поле. Памятник Победы»

Сочинения-описания, повествования, рассуждения- и это далеко не весь перечень творческих уроков применения репродукционных произведений члена Союза художников России, заслеженного работника культуры Евгения Николаевича Савотченко.


II. Комплекс исследовательских заданий.


Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и

систематизируйте материал для устного выступления или домашнего

сочинения о родном крае (городе, селе, посёлке). Учитывайте формулировку вашей темы

1.Что тебе известно из истории возникновения родного города (села,
посёлка, деревни)? Как возникло его название? Менялось ли оно?

2.Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3.Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?

4.Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края?
Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5.Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём могут рассказать названия улиц и площадей родного края? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6.Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7.Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8.Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для
него? Чем ты поможешь ему?

Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

Героические страницы из истории нашего края.

Мои замечательные земляки.

Их именами названы улицы нашего города.

Археологические памятники Белгорода.

Достопримечательности нашего города.

О чём рассказал памятник?

Музеи Белгорода.

Белгород литературный.

Белгород театральный. Белгород музыкальный.

.Известные меценаты края.

. Губернаторы Белгородского края.

.О чём рассказывают географические названия?

. Этнография Белгородского края. <

.Тема края в творчестве наших земляков.

.Северский Донец - жемчужина Белгородчины.

.Слово о Белгороде.

.Мой город.

. Старый и новый Белгород.

. О чём могут рассказать старые дома?

. Прошлое и настоящее моего города.

. Завтрашний день моего города.

. Я - экскурсовод.

. Знакомьтесь, Белгород.

. Удивительное рядом.

. О край родной, как ты чудесен!


Прочитайте предложения. Какая общая тема объединяет данные предложения?
Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя попущенные буквы.

Белгород (?) один из крупнейших российских городов.

История его тесно переплетается с историей Российского государства.

Белгород - «музей под открытым небом» (?) сохранивший в своей старой части общий стиль застройки рубежа XIX - XX веков.

В прошлом и настоящем города - имена извес….ных писателей (?) художников (?) музыкантов (?) актеров.

Белгород (?) город активной политической жизни (?) арена многих восстаний и революций, вторая столица страны во время Великой Отечественной войны.

Белгород (?) одно из самых живописных мест Центрально-Черноземной области, с уникальным растительным и живописным миром.

Представьте, что вы экскурсовод, и вам необходимо обратиться к
экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно
определив тему высказывания.

^ Мне хочется обратить ваше внимание на ...

Прошу вас обратить внимание ...

Обязательно обратите внимание на ...

Привлекаю ваше внимание ...

Хотелось бы привлечь внимание...

Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной

связи.

Соборная площадь, Харьковская гора, белгородские жители, Северский Донец, парк Победы, театр им. М.С.Щепкина, Смоленский собор, памятники старины, Вечный огонь, старинный особняк для Литературного музея, бережно сохранять, подлинное искусство, сквер и парк Победы, свернуть направо на улицу Чапаева, заметить издалека, Художественный музей, театр драмы.


Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте.

«Какой красивый, интересный народ в Белгороде! И как к ним идут русские народные костюмы! И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре? И это осанка, полная достоинства? Как ни станет мужик-пахарь -все красиво. И крестьянки, их бабы, им так подходят: рослые, красивые, смелые. Настоящие некрасовские герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте—рассуждении.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.


Продолжи сочинение по его началу

1.С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один
представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит
бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири. А что представляется мне
при слове «Родина»?...

2.Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говорят: «Это моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...

3.Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья.

III.Тексты для исследования.

«^ Отчий край»

Белогорье... Милый отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, твои друзья. Этот край мы не только любим, но и гордимся им.

Землю нашу называют белой. В ней столько мела, сколько нет его во всей Европе. Также зовут землю белгородскую железной. Под толстым слоем различных пород запрятан в её недрах клад богатой железом руды.

Просторная нива кормит нас, а заповедные дубравы, березовые рощи, речные долины, синие дали и пленяют душевной красотой4.

Край белгородский - родниковый край. Из живых его ключей берут исток известные всей стране реки: Северский Донец, Ворскла, Оскол.

На крутых берегах рек предки наши ставили крепости, преграждая путь на Москву кочевникам.

Мой край гордится своей историей.

Немало наших земляков храбро билось за лучшую долю как в войсках Разина, так и Пугачева.

Когда на нашу Родину обрушился вновь военный смерч, герои Курской битвы, орловцы и белгородцы, пронесли победу на своих штыках сквозь огонь и дым, заслужив благодарность современников и потомков.

Ежегодно рассекают мирное небо над площадью Революции огненные
зарницы да торжественно гремят залпы орудий, и пышным дождем
рассыпаются звезды победного салюта над старинным и очень
помолодевшим Белгородом.

«^ Чародей русской сцены»

Жизнь великого русского актера М.С.Щепкина служит ярчайшим образцом благородного служения театру, и, мы, юные белгородцы, гордимся нашим талантливым земляком.

Отчий край... То задумчивая роща напоминает о былом, то тихая ласковая река Пенка у мелового холма прошепчет о событиях, минувших двести лет назад4.

Здесь, в селе Красном, родился чародей русского театра, но жизнь готовила крепостному мальчику огромные нравственные испытания4.

Нелегкий путь, пройденный мальчиком из крепостной семьи от подмостков домашнего деревенского театра до сцены Московского Малого театра, известен почитателям Щепкина. Однако испытания судьбы не сломили этот редкий алмаз человеческого таланта.



«Мы и природа».

Первое, что мы увидели, выйдя из чащи лесной посадки, были и речка, и лес вдали, и небольшая полянка, ограждённая почти со всех сторон камышами.

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце местность - всё же мы решили остановиться поближе к высоким деревьям, отдающим от своей высоты тень.

В течение дня всё было так интересно. Берёза по-детски встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя нас. Молодые листья лепетали, да вторили им необычные звуки тишины. Вокруг радостно кивали синенькими головами первые весенние цветы. Птичьи голоса тревожили наше уединение. Освещенная лучами солнца, речка так и манила своей обманчивой прохладой и негромким шепотом.

Увы, и даже эта красота природного мира не успокоила нашу грусть от
вида брошенных то там, то здесь пустых бутылок, бумаг, консервных банок,
остатков продуктов питания. .

(Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по жизненным экскурсионным впечатлениям.)

« Белогорье».

Миллионы лет назад на месте нашего Белогорья бушевал Мировой океан.Через тысячелетия море ушло, оставив нам меловые горы, холмы и впадины.

Столетия спустя в золотом веке русской литературы А. С. Пушкин словно о крае Белогорья напишет: « Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены...».

А в серебряном веке русской литературы И. А. Бунин, проезжая Белгород, расскажет о своих впечатлениях увиденного в книге « Жизнь Арсеньева»: «Кругом громадные тополя! В долинах под Белгородом милая скромность вишневых садов, мелом белеющих хат».

Минут годы, и каждый белгородец узнает о славных земляках: о гордости русского национального театра Михаиле Семеновиче Щепкине, о художниках Станиславе Косенкове и Григории Гридчине, поэтах Виталии Буханове и Игоре Чернухине, музыкантах Михаиле Эрденко и Василии Ерошенко, мастере инженерного искусства Владимире Шухове.

Любой белгородец знает, что в Свято-Троицком соборе чудотворная икона Николая Ратного и святые мощи Иосафа не только знамение Белгородчины, но и всей России.

Иным становится внешний облик города Белгорода, но самые лучшие страницы святого Белогорья навсегда будут запечатлены в нашей памяти.

IV. Творческие работы учащихся


Стихотворение по первым буквам алфавита

Кислинской Дарьи,ученицы 8 класса «А» МОУ СОШ №39



Все буквы в алфавитном порядке





оставить комментарий
страница1/2
Дата25.08.2011
Размер329 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх