071401 «Социально-культурная деятельность». icon

071401 «Социально-культурная деятельность».


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 071401...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Методическое пособие по написанию курсовых и дипломных работ для студентов...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические задания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного обучения специальности 071401...
Программа итогового государственного экзамена по специальности 071401...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
Программа для студентов очной формы обучения специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
скачать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ

Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И АВТОРСКОЕ ПРАВО

СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Практикум для студентов очной и заочной форм обучения

по специальностям 080801.65 «Прикладная информатика»,

071401 «Социально-культурная деятельность»


Интеллектуальная собственность и авторское право в сфере культуры: практикум для студентов специальностей 080801.65 «Прикладная информатика», 071401 «Социально-культурная деятельность» / И.А. Боровинская, А.В. Шевцов; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра экономики и права. – РИЦ ТГАКИ, 2011. – 127 с.


Пособие наряду с другими учебно-методическими материалами включает в себя задачи и задания по интеллектуальной собственности и авторскому праву в сфере культуры, разработанные авторами и заимствованные из литературных источников, ориентирующие студентов на активное усвоение положений теории гражданского права и нормативных положений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (выступающих основой для изучения указанной дисциплины), приобретение профессиональных навыков, на успешное решение профессиональных задач на основе интеграции социально-культурных, управленческих и юридических знаний.

Учебное пособие предназначен для студентов специальностей «Прикладная информатика», «Социально-культурная деятельность» и для преподавателей.


Учебное пособие утверждёно на заседании кафедры экономики и права (протокол № от 2011г.)


Печатается по решению учебно-методического совета Тюменской государственной академии культуры и искусств (протокол № от 2011г.)


© Боровинская И.А., к.ю.н. Шевцов А.В., 2011.

© Тюменская государственная академия, культуры, искусств и социальных технологий, 2011.

© РИЦ ТГАКИ (оформление), 2011


СОДЕРЖАНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….

4

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………...




6

III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..

8

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………...

10

V. ЗАДАЧИ ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И СМЕЖНЫМ ПРАВАМ…………...

17

VI. ЗАДАЧИ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………..

24

VII. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………..........

34

VIII. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………………..

42

IХ. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ………..............

44

Х. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………….........................................................

45

ХI. ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ……………………………………...

73

ХII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….

126



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Правоотношения, которые являются объектом изучения данного учебного курса, находятся на новом, революционном для России, этапе развития. Впервые уровень защиты объектов интеллектуальной собственности в нашей стране приблизился к требованиям, действующим во всем мире. Следующей задачей, которую должна решить наша страна – это правоприменение существующих норм. Разработанный курс ориентирован на студентов, чья дальнейшая деятельность будет непосредственно связана с процессами оборота объектов интеллектуальной собственности: творческой деятельностью по созданию объектов литературы, науки, искусства, деятельностью по их использованию.

В настоящее время при подготовке специалистов сферы культуры и социальных технологий необходимо знакомить учащихся не только с основами правового регулирования общественной деятельности, но и уделять особое внимание вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной, творческой деятельности. Соответственно у студентов необходимо сформировать представление о сущности понятия «интеллектуальная собственность», особенностях регламентации и обращения на практике различных по своему характеру объектов интеллектуальной собственности.

Практикум по дисциплине «Интеллектуальная собственность и авторское право в сфере культуры» разработан для студентов, обучающихся по специальностей 080801.65 «Прикладная информатика», 071401 «Социально-культурная деятельность» в качестве регионального компонента.

Практикум разработан в соответствии с действующим законодательством, специальной научной и учебной литературой, с учетом региональных особенностей развития социокультурных связей и инновационных технологий. Значительное внимание в программе курса уделено таким сферам, как авторское право, смежные права и средства индивидуализации товаров и услуг, обзорно представлена информация по аспектам защиты объектов промышленной собственности. Подобный подход вызван тем, что курс адресован студентам творческого вуза, а также тем, что концепция современного высшего профессионального образования направлена на формирование у студентов предпринимательской активности, расширения в будущем количества малых и средних предприятий за счет предпринимательской инициативы молодежи. Знания в области защиты прав на фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарные знаки и знаки обслуживания, правила защиты и использования коммерческой информации безусловно будут востребованы в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Программа курса составлена для студентов, получивших знания по учебным дисциплинам «Правоведение», «Основы права», и продолжает ознакомление с правовыми нормами. Таким образом, изучение права происходит по системе от общего к частному. Знания, полученные учащимися на предыдущих курсах, детализируются, раскрывается механизм применения правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности.

Каждая из рассматриваемых тем сопровождается практическими заданиями, направленными на самостоятельное освоение студентами лекционного материала за счет изучения необходимой специальной научной и практической литературы.

Поскольку программа ориентирована на студентов не юридических специальностей, она построена таким образом, что позволяет студенту самостоятельно научиться пользоваться современными источниками правовых знаний, в том числе правовыми системами, источниками в сети Интернет, а также получить навыки работы с официальными изданиями в сфере интеллектуальной собственности.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о системе правовых норм, регулирующих оборот объектов интеллектуальной собственности в современном обществе, системе государственного управления в данной сфере и практике применения теоретических знаний. Программа предусматривает и изучение практического механизма закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности. Самостоятельная работа учащихся нацелена на выполнение практических заданий, целью которых является анализ истории развития законодательства об интеллектуальной собственности, выявление проблем правоприменения, создание у студента целостной картины (установление взаимосвязей, отношений подчинения, соподчинения) цикла создания, использования объектов интеллектуальной собственности.

Программа курса включает разделы:

- Введение в интеллектуальную собственность. История развития законодательства об интеллектуальной собственности;

- Авторское право и смежные права;

- Управление в сфере авторских и смежных прав;

- Промышленная собственность: Патентные права. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;

- Управление в сфере промышленной собственности;

- Информация как объект права;

- Ответственность за нарушение законодательства об охране интеллектуальной собственности.

По каждой теме предусмотрено проведение семинарских занятий в форме информационных сообщений, подготовленных студентами, решения ситуационных задач, контрольных занятий, самостоятельная работа.

Материалы методического обеспечения содержат тематический план, программу дисциплины, планы семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, задачи по авторскому праву и смежным правам, задачи по промышленной собственности, тестовые задания, темы рефератов, примерные вопросы для подготовки к зачету, словарь терминов, примерные формы документов, рекомендуемую литературу.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


(специальность «Социально-культурная деятельность»)




Тематический план

Рейтинговая оценка

знаний студентов

№ те-

мы

Тема

Количество часов

лекционных /

семинарских занятий

Самостоятельная работа, количество баллов

Домашняя самостоятельная работа

Аудиторная работа

1.

Введение в интеллектуальную собственность. История развития законодательства об интеллектуальной собственности.







4 /2







5







2

2.

Авторские и смежные права.




4 /2

5

2




3.

Управление в сфере авторских и смежных прав







4 /1




10

2




^ Контрольная работа




-/1

-

4

4.

Промышленная собственность 1: Патентные права







4 /2




10




2

5.

Промышленная собственность

2: Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

4 /2

10

10

2

6.

Управление в сфере промышленной собственности

4 /2

5

2

7.

Информация как объект права.




4 /2

10

2

8.

Ответственность за нарушение законодательства об охране интеллектуальной собственности

4 /1

10

2




^ Итоговая контрольная работа

-/1

-

10




32/16

70

30







Итого за семестр:

100 баллов

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


(специальность «Прикладная информатика»)




Тематический план

Рейтинговая оценка

знаний студентов

№ те-

мы

Тема

Количество часов

лекционных /

семинарских занятий

Самостоятельная работа, количество баллов

Домашняя самостоятельная работа

Аудиторная работа

1.

Введение в интеллектуальную собственность. История развития законодательства об интеллектуальной собственности.







2 /2







5







2

2.

Авторские и смежные права.




2 /2

5

2




3.

Управление в сфере авторских и смежных прав







2 /2




10

2




^ Контрольная работа




-/1

-

4

4.

Промышленная собственность 1: Патентные права







2 /2




10




2

5.

Промышленная собственность

2: Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

2 /2

10

10

2

6.

Управление в сфере промышленной собственности

2 /2

5

2

7.

Информация как объект права.




2 /2

10

2

8.

Ответственность за нарушение законодательства об охране интеллектуальной собственности

2 /2

10

2




^ Итоговая контрольная работа

-/1

-

10




16/18

70

30







Итого за семестр:

100 баллов

^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. Введение в интеллектуальную собственность. История развития законодательства об интеллектуальной собственности.

ИС, определение в соответствии с законодательством. Деление законодательства об интеллектуальной собственности на авторское право и смежные права, промышленную собственность, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Перечень объектов интеллектуальной собственности.

История развития законодательства об интеллектуальной собственности за рубежом и в России. Международное взаимодействие в сфере защиты интеллектуальной собственности.


^ ТЕМА 2. Авторское право и смежные права

Субъекты и объекты авторского права и смежных прав. Субъекты и объекты смежных прав. Сроки охраны объектов авторских и смежных прав.

Исключительные права, способы передачи исключительных прав. Классификация объектов авторских прав в зависимости от характера охраняемого произведения. Официальные документы и законодательство об авторском праве. Знаки охраны авторских и смежных прав.


 ^ ТЕМА 3. Управление в сфере авторских и смежных прав

Управление правами на коллективной основе. Государственное управление в сфере. Практический механизм регистрации авторства на художественные произведения.


^ ТЕМА 4. Промышленная собственность 1:

Патентные права

Субъекты и объекты промышленной собственности. Условия охраноспособности, сроки охраны.

Патент как документ и охранное свидетельство. Исключительные права на объекты промышленной собственности.


^ ТЕМА 5. Промышленная собственность 2:

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение. Соотношение понятий фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение.

Договоры о передаче исключительных прав. Экономическая значимость средств индивидуализации. Договор коммерческой концессии. Франчайзинг. Франшиза.

Экономико-правовые последствия нарушения законодательства об интеллектуальной собственности.


^ ТЕМА 6. Управление в сфере промышленной собственности

Государственные структуры, уполномоченные на управление в сфере промышленной собственности. Федеральный институт промышленной собственности, направления его деятельности. Институт патентных поверенных.


^ ТЕМА 7. Информация как объект права.

Ноу – хау как объект патентных прав. Понятие коммерческой и служебной информации. Коммерческая и служебная тайна. Трудовые отношения и охрана информации. Экономическая ценность информации. Инсайдерская информация.


^ ТЕМА 8. Ответственность за нарушение законодательства об охране интеллектуальной собственности.

Виды ответственности за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности: гражданско- правовая, административная, уголовная. Виды наказаний за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Порядок рассмотрения споров о нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Судебная практика.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА 1. Введение в интеллектуальную собственность. История развития законодательства об интеллектуальной собственности.



  1. Интеллектуальная собственность, понятие

  2. Авторское право как раздел прав интеллектуальной собственности

  3. Смежные права как раздел прав интеллектуальной собственности

  4. Промышленная собственность как раздел прав интеллектуальной собственности

  5. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Что такое объект интеллектуальной собственности?

  2. В чем отличие принципов защиты объектов авторского права и смежных прав от объектов промышленной собственности?

  3. Что такое интеллектуальные права?

  4. Какую область общественных отношений регулирует авторское право?

  5. Какая творческая деятельность регулируется нормами о смежных правах?

  6. Какие объекты интеллектуальной собственности регулируются нормами о промышленной собственности?

  7. Перечислите нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности

  8. Периоды развития зарубежного законодательства об интеллектуальной собственности

  9. Периоды развития отечественного законодательства об интеллектуальной собственности




Самостоятельная работа студентов


Подготовить информационные сообщения по темам:

  1. Международные конвенции по авторским и смежным правам (суть каждого документа, страны участники, инициаторы разработки международных документов, проблемы правоприменения между государствами – участниками):

    1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886г.)

    2. Всемирная конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.) (Женевская).

    3. Конвенция «Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» (29 октября 1971г.)

    4. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (21 мая 1974 г.)




  1. Основные авторы, работающие над проблемой защиты прав интеллектуальной собственности, информация о их научных интересах, опубликованных работах (Гаврилов Э.П., Гришаев С.П., Корчагин А.Д. и др.)



ТЕМА 2. Авторские и смежные права.

  1. Автор произведения

  2. Соавторы

  3. Права автора, соавтора

  4. Исполнитель произведения

  5. Производитель фонограммы

  6. Перечень объектов смежных прав

  7. Договоры о передаче авторских прав

  8. Лицензионные договоры



Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Требования к произведению, которые делают его охраноспособным?

  2. Какие права на произведение будет иметь лицо, оказывающее автору техническое, юридическое, консультационное содействие?

  3. Кому принадлежат права на произведение, созданное автором при исполнении трудовых обязанностей?

  4. Каковы особенности охраны аудиовизуальных произведений?

  5. Что такое право доступа и право следования?

  6. Раскройте механизм защиты прав всех заинтересованных лиц при создании художественного фильма.

  7. В чем сходство и отличие в принципах защиты авторских прав по законодательству СССР и действующему в настоящее время?

  8. Каким образом защищаются права создателя базы данных?

  9. Какие виды договоров используются в отношении объектов авторских и смежных прав?




Самостоятельная работа студентов


Подготовить информационное сообщение по темам:

1. Проблемы защиты авторских прав в СССР

2. Роль государства в управлении авторскими правами: история и современное состояние.

3. Примеры судебных исков, спорных ситуаций, связанных с использованием объектов авторских прав, из прессы, судебной практики


ТЕМА 3. Управление в сфере авторских и смежных прав

  1. Деятельность Российского авторского общества и других общественных организаций, осуществляющих управление

  2. Государственный орган, уполномоченный на управление в сфере авторских прав, его функции.

  3. Механизм пресечения нарушения авторских и смежных прав




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Каким образом каждый автор может осуществлять контроль за соблюдением его прав, возникших в результате создания художественного произведения?

  2. Условия, при которых общественные организации могут осуществлять управление правами авторов на коллективной основе?

  3. Какие из контролирующих органов могут привлечь к ответственности за нарушение авторских и смежных прав?

  4. В случае осуществления публичного исполнения объекта, охраняемого авторским правом, без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения, какой субъект, участвующий в организации данного исполнения, будет нести ответственность за нарушение авторских прав?

  5. Пределы государственного вмешательства в сферу реализации прав авторов.




Самостоятельная работа студентов


Подготовить информационное сообщение по темам:

  1. «Советское наследие» как объект авторских прав (кинофильмы, мультфильмы, объекты изобразительного искусства, архитектуры и т.п.)

  2. Деятельность Партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС)

  3. Деятельность Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности»

  4. Деятельность зарубежных общественных организаций по защите прав авторов и исполнителей



ТЕМА 4. Промышленная собственность 1: Патентные права

  1. Перечень объектов патентных прав

  2. Порядок регистрации объектов патентных прав

  3. Механизм передачи исключительных прав (виды и содержание договоров о передаче прав)




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Что такое изобретение?

  2. Какие результаты научно-технической деятельности не могут считаться изобретением?

  3. Что такое промышленный образец?

  4. Что такое полезная модель?

  5. Какие признаки делают объекты промышленной собственности охраноспособными?

  6. Какие объекты не могут быть запатентованы?

  7. Права авторов изобретений, промышленных образцов и полезных моделей.




Самостоятельная работа студентов


Подготовить информационное сообщение по темам:

  1. Охрана прав изобретателей и рационализаторов в СССР

  2. Материальное стимулирование изобретательства и рационализаторства в СССР

3. Судьба «советских» патентов

4. Представить копии патентов на:

- два изобретения,

- две полезные модели,

- два промышленных образца.


ТЕМА 5. Промышленная собственность 2: Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

  1. Фирменное наименование, условия регистрации

  2. Коммерческое обозначение

  3. Товарный знак

  4. Наименование места происхождения товара

  5. Использование прав на интеллектуальную собственность как условие для неправомерного завладения бизнесом

  6. Сетевой бизнес




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Возможные субъекты прав собственности на фирменное наименование

  2. Возможные субъекты прав собственности на коммерческое обозначение

  3. Механизм передачи прав на коммерческое обозначение

  4. Специфика защиты прав на коммерческое обозначение

  5. Патент на товарный знак – описание документа

  6. Привести примеры наименований мест происхождения товара

  7. Что такое франчайзинг, франшиза?




Самостоятельная работа студентов


1. Представить копии патентов на:

- товарный знак (2 патента)

- знак обслуживания (2 патента).

2. Разработка комплекса средств индивидуализации применительно к виртуальному предприятию:

- фирменное обозначение,

- коммерческое обозначение,

- товарный знак или знак обслуживания.

Средства индивидуализации необходимо представить в графическом исполнении, возможна подготовка презентации.

Разработанные объекты интеллектуальной собственности должны соответствовать концепции предприятия, виду деятельности, находится в единстве. При их подготовке целесообразно обратиться к литературе о менеджменте, рекламе, психологии восприятий образов потребителем, психологии цвета.

Также должен быть представлен механизм защиты выбранных средств индивидуализации и расчет средств, потраченных на их регистрацию.


ТЕМА 6. Управление в сфере промышленной собственности




  1. Деятельность Федерального института промышленной собственности.

  2. Официальные издания Роспатента

  3. Государственные пошлины за регистрацию прав на объекты промышленной собственности

  4. Порядок разрешения споров между правообладателями

  5. Порядок регистрации объектов

  6. Международное сотрудничество




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Какой орган осуществляет управление в сфере промышленной собственности?

  2. Каковы пределы его полномочий?

  3. Существуют ли общественные организации, осуществляющие защиту прав в сфере промышленной собственности, ответ обосновать.

  4. Виды ответственности и наказаний за нарушение прав на объекты промышленной собственности.

  5. Каков механизм реализации ответственности за нарушения в сфере промышленной собственности?




Самостоятельная работа студентов


Подготовить информационное сообщение по темам:

  1. История развития Роспатента

  2. Международные конвенции по промышленной собственности (суть каждого документа, страны участники, инициаторы разработки международных документов, проблемы правоприменения между государствами – участниками):

2.1. Конвенция по охране промышленной собственности (Парижская конвенция) (20 марта 1883г.)

2.2. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (14 апреля 1891 г.)

2.3. Евразийская патентная конвенция (9 сентября 1994 г)

  1. Примеры из судебной практики по фактам рассмотрения споров, предметом которых являются средства индивидуализации (информация из прессы, правовой системы Консультант Плюс).

  2. Стимулирование инновационной деятельности ВУЗов



ТЕМА 7. Информация как объект права.

  1. Информация, определение в соответствии с законодательством

  2. Режим служебной и коммерческой информации

  3. Права и обязанности работника и работодателя по отношению к режиму служебной (коммерческой) тайны.

  4. Секрет производства, определение

  5. Экономика предприятия и информация

  6. Информация, которая не может составлять коммерческую тайну

  7. Защита информации в сети Интернет




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Соотношение понятий: ноу – хау, коммерческая информация, служебная информация. Общее и различное.

  2. Каким образом осуществляется режим коммерческой информации?

  3. Как реализуется режим служебной информации?

  4. Какая ответственность установлена для работника за разглашение коммерческой информации?

  5. Каким образом информация может влиять на успех / неуспех бизнеса?




Самостоятельная работа студентов




  1. Составить таблицу (схему) всех объектов интеллектуальной собственности

В схеме должны быть отражены не только объекты, изучение которых происходит в соответствии с программой, подлежат включению также и нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Схема должна быть построена с отражением существующих логических связей, отношений подчинения и соподчинения между объектами интеллектуальной собственности.

2. Подготовить информационное сообщение по темам:

1). Зарубежные законодательные инициативы по защите прав в сети Интернет

2). Мероприятия по противодействия интеллектуальному пиратству в РФ

3). Деятельность Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности (ВОИС)


ТЕМА 8. Ответственность за нарушение законодательства об охране интеллектуальной собственности.

  1. Гражданско-правовая ответственность. Виды наказаний, способы реализации

  2. Административная ответственность, виды наказаний.

  3. Уголовная ответственность, виды наказаний.




Контрольные и дискуссионные вопросы




  1. Кто является инициатором привлечения к гражданско-правовой ответственности?

  2. Какие лица могут инициировать административное расследование по факту нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности?

  3. От чего зависит выбор того или иного вида ответственности?

  4. Что такое интеллектуальное пиратство?

  5. Перечислить случаи свободного (без получения согласия правообладателя) использование объектов интеллектуальной собственности




Самостоятельная работа студентов


1. Заполнить таблицу




Ответственность за нарушение авторских, смежных, патентных прав, прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий

№ пп

Вид правонарушения

Вид ответственности (гражданско-правовая, административная, уголовная)

Вид наказания

Суммы, взыскиваемые с нарушителя


















ЗАДАЧИ

^ ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И СМЕЖНЫМ ПРАВАМ


Задача 1. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию "Расписание движения приго­родных поездов с вокзалов г. С.-Петербурга".

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вок­зала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию "Расписание" объектом авторско­го права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой изла­гаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошю­ра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

^ Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?


Задача 2. Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сделал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину и увидел сделанные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником и как собственник может распоряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведении его картины.

Автор обратился в суд за защитой своих прав.

^ Какое решение должен вынести суд?


Задача 3. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принад­лежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, ука­зывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадле­жит работодателю.

^ Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных про­изведений?


Задача 4. Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено одновременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст по отдельности?

^ Какие виды соавторства знает закон?


Задача 5. Мурманское книжное издательство заключило с автором Бурго-мистровым договор об издании монографии "История Заполярья". Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Изда­тельство обратилось к наследникам умершего с предложением по­ручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

^ Кого считать автором выпущенной в свет доработанной моно­графии? Какие авторские права переходят по наследству?


Задача 6. По радио в рубрике "Новости науки" была передана в эфир статья Радченко "Результаты исследования дна Ладожского озера". Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не повторять. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

^ Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использо­вание произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграж­дения?


Задача 7. Авторы учебного пособия "Классическая механика" заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произ­ведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи, авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, из­дательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предус­мотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда и создатели пособия больше никакими автор­скими правами не пользуются.

^ Кто в этом споре прав и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд?


Задача 8. По заказу Малого театра г. С.-Петербурга авторы написали либретто оперы, за что получили вознаграждение по минимальной ставке, составляющей 4% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение.

Опера неоднократно ставилась в Петербурге и в других городах страны. В связи с этим авторы интересуются:

^ 1) вправе ли другие театры, а также радиовещание и телевидение, без заключения с ними договора использовать их произведение, которое передано одному театру;

2) каким образом и в каком размере они могут получить вознаг­раждение за использование их произведения другими организация­ми?


Задача 9. На ряде предприятий С.-Петербурга выпускаются изделия с использованием произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в одних случаях штатными, а в других — нештатными художниками.

Одни предприятия выплачивают вознаграждение только нештат­ным художникам, с которыми заключены договоры. Штатным ху­дожникам отказывают в выплате вознаграждения, ссылаясь на то, что они выполняли работу за полученную зарплату. Другие предпри­ятия отказывают в выплате вознаграждения и нештатным художни­кам, ссылаясь на то, что их произведения опубликованы и они уже получили соответствующее вознаграждение. Художники, узнав о новом Законе об авторском праве, обратились к юристу за консуль­тацией, какими правами обладают художники по новому закону и как определяется размер вознаграждения за использование их про­изведений в изделиях промышленности.

^ Дайте соответствующую консультацию.


Задача 10. При подготовке оперы "Евгений Онегин" к постановке в испол­нении главных ролей новыми артистами, Радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное испол­нение по радио. К театру обратилась также фирма "Мелодия" с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

^ Какими правами пользуются исполнители и создатели фоног­рамм?


Задача 11. Начинающий автор Пресняков в 1992 г. опубликовал свое про­изведение "Адский рейд" на страницах районной газеты. Произве­дение было опубликовано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Пресняков обнаружил издание его "Адского рейда" в серии "Шедевры мировой фантастики" (Генри Престон "Адский рейд", Гордон Диксон "Дикий волк', Стефан Вуд "Одиссея под контролем", Эдмонд Гамильтон "Молот Валькоров"), выпущенной в свет Петрозаводским издательством "Лик". Позже было установлено, что московское издательство "Пилигрим" напечатало повесть Пре­снякова в сборнике "Мифы Вселенной", указав, что перевод с английского выполнял Тереженко С. А. Наконец, в Эстонии по­весть Преснякова переименовали в "Пятнадцать отважных" и авто­ром указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

^ Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?


Задача 12. Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании их учебника по криминалистике. Издательство провело значитель­ную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учеб­ника в свет был передан частному юридическому институту. Авторы установили, что рукопись учебника юридическим институтом была утрачена.

Авторы интересуются:

^ 1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника юридическому институту?

2) к кому они могут предъявить требования о защите своих прав?


Задача 13. Издательство «Корона» по договору с закрытым ак­ционерным обществом «Центр эстетического воспитания» опуб­ликовало альбом, в котором использовало рисунки студентов ху­дожественных вузов, экспонировавшиеся на выставке их диплом­ных работ. От продажи альбома ЗАО получило прибыль. На прось­бу издательства заключить с авторами рисунков, включенных в альбом, авторские договоры на воспроизведение рисунков и вы­платить студентам гонорар «Центр эстетического воспитания» ответил отказом, мотивировав его тем, что рисунки не являются авторскими произведениями, а представляют собой лишь учеб­ные работы, выполненные в соответствии с учебными программа­ми. Все рисунки выполнялись под руководством преподавателей и поэтому не могут считаться объектами авторского права. Кроме того, по мнению ЗАО, закон допускает свободное использование произведений изобразительного искусства, постоянно расположен­ных в местах, открытых для свободного посещения, а именно та­ким местом являлась выставка дипломных работ студентов ву­зов


Задача 14. Градова заключила с издательством договор на опуб­ликование повести «Судьба акционера» без указания характера передаваемых прав и срока, на который они передаются. Повесть была опубликована, и Градова получила обусловленное возна­граждение. Спустя месяц издательство узнало, что повесть Гра­довой опубликована, с ее согласия, еще двумя издательствами. Издательство потребовало от Градовой возврата выплаченного ей вознаграждения, поскольку она не имела права передавать руко­пись повести другим издательствам. В ответ Градова заявила, что, поскольку в договоре с издательством срок его действия не был указан, она полагает, что после выхода книги из печати ее отношения с издательством прекратились. Более того, она вообще имеет право заключать авторские договоры на одно произведе­ние с несколькими издательствами. На это издательство поясни­ло, что оно, во-первых, приобрело по договору исключительные права, а, во-вторых, при отсутствии в авторском договоре указа­ния о сроке — Градова могла расторгнуть договор лишь по исте­чении пяти лет с даты его заключения.


Задача 15. С согласия Сазонова театр заключил с Козловым до­говор на создание трехактной инсценировки охраняемого автор­ским правом юмористического рассказа Сазонова «Новые русские». Заказчик выплатил Козлову аванс в размере 25% обусловленного договором авторского вознаграждения. Вознаграждение было ус­тановлено в договоре в размере 1,8% от суммы валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение ин­сценировки. В установленный срок Козлов представил театру инсценировку, состоящую из двух актов. Просьбу театра о представлении третьего акта Козлов оставил без ответа. В этой связи театр потребовал от Козлова возмещения причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Возражая против иска, Козлов, со своей стороны, потребовал от театра выплаты всей суммы возна­граждения по минимальной ставке за публичное исполнение многоактной инсценировки Суд удовлетворил требования Козлова и отказал в иске театру.


Задача 16. Известный российский музыкант-исполнитель предъя­вил иск к иностранной компании, без его согласия издавшей не­сколько компакт-дисков его концертов, о возмещении причинен­ных ему убытков и компенсации морального вреда, а также об уничтожении контрафактных экземпляров компакт-дисков. В обоснование мо­рального вреда истец пояснил, что на компакт-диски были запи­саны те его исполнения, которые он сам считает не самыми луч­шими и которые он не хотел так широко представлять публике. Суд иск удовлетворил. В жалобе на решение суда компания-от­ветчик указала, что компакт-диски не являются контрафактными, поскольку российское законодательство не требует заключения пользователем договора с исполнителем — ни на запись его ис­полнения, ни на последующее воспроизведение данной записи. Кроме того, по мнению ответчика, закон не предусматривает та­кой санкции как уничтожение контрафактных экземпляров ком­пакт-дисков.


Задача 17. ООО «Музыкант» заключило с Российским авторским обществом (РАО) договор об управлении имуществен­ными правами фирмы по использованию производимых ею фо­нограмм как объектов смежных прав, включая сбор вознагражде­ния. В рамках полученных по договору полномочий РАО предоставляло пользователям лицензии на использование фоно­грамм. Певец Фокин, чье исполнение старинных русских роман­сов было с его согласия записано на изготовленный фирмой ком­пакт-диск, предъявил к фирме иск о выплате исполнительского вознаграждения. Возражая против иска, фирма пояснила, что она не является надлежащим ответчиком. В свою очередь РАО, к которому обратился Фокин, заявило, что оно лишь ведет учет пользователей фонограмм, выдает им лицензии и определяет раз­мер валового дохода, получаемого от использования фонограмм и служащего базой для расчета сумм исполнительского вознаграж­дения. Фокин предъявил в суде иск к фирме «Музыкант» о вы­плате исполнительского вознаграждения. Суд иск удовлетворил.


Задача 18. Ученица пятого класса средней школы Маша Иванова сочинила стихотворение, которое было опубликовано в школьной стенгазете. Редактор периодического журнала, случайно увидев это стихотворение, заинтересовался им. Редактор обратился к директору школы, где училась Маша Иванова с предложением напечатать стихотворение Маши в своем журнале. Директор дал свое согласие, и стихотворение было напечатано в ближайшем выпуске журнала. При этом директор и редактор договорились, что Маша Иванова за опубликование ее стихотворения получит ценный приз – фотоаппарат.

Родители Маши Ивановой, узнав об этом, обратились за консультацией к юристу с вопросом: правомерны ли действия директора школы и редактора.

^ Какой ответ должен дать юрист? Ответ обоснуйте.


Задача 19. Телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к редакции еженедельника о конфискации тиража издания с программой ее передач и взыскании компенсации за убытки, причиненные систематической перепечаткой таких программ из газеты, которой эта информация передается компанией по возмездному договору.

Истец полагал, что программа теле- и радиопередач является результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании, поэтому у него в силу пункта 2 статьи 14 Закона "Об авторском праве" возникло исключительное право на использование программы как служебного произведения и любая ее публикация без его ведома является нарушением авторских прав и дает основание применить меры ответственности, установленные статьей 49 названного Закона.

^ Какое решение должен вынести суд?


Задача 20. Частный предприниматель Сидоров приобрел на рынке у ДК имени Горбунова в Москве партию лазерных дисков (CD) с записями популярных музыкальных исполнителей по 50 рублей за экземпляр.

В г. Казани частный предприниматель Иванов стал их продавать на торговой точке в районе Московского ранке по 150 рублей за диск.

Исключительные права на указанные записи принадлежат Фирме “Бизнес-Медия”.

^ Какие действия может предпринять фирма “Бизнес-Медия” для предотвращения торговли аудиокассетами с записями исполнителей, права на которые принадлежат ей?


Задача 21. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм.

В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные имущественные права на спорный фильм., перечисленные в ст. 16 права

Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.

Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось.

^ Разрешите спор по существу.


Задача 22. 1) Три автора написали слова к песне. 2) Два автора написали музыку к ней. 3) Песню исполнили одновременно четыре исполнителя. 4) Два режиссера отсняли видеоклип с песней. 5) Три специалиста участвовали в обработке и монтаже видеоклипа. 6) Телевизионный канал показал этот видеоклип по телевиденью.

^ Какие права возникли у каждого из участников, при условии, что авторские права никак не оформлялись?

Как правильно оформить права на эти отношения с точки зрения интересов авторов музыки?

^ Как правильно оформить права на эти отношения с точки зрения интересов исполнителей?

Как правильно оформить права на эти отношения с точки зрения интересов режиссеров?

^ Как правильно оформить права на эти отношения с точки зрения телеканала?

Задача 23. Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Р. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Е., персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц.

Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Е. и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях писателя Е. завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности.

Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?


Задача 24. В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указывалось, что концертная организация без согласия автора переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его свободно читать (целиком или по частям).

^ Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допущены, то каковы способы их защиты?


Задача 25. По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевод то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений автора?






оставить комментарий
страница1/30
Дата25.08.2011
Размер0.8 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх