Комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной форм обучения icon

Комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной форм обучения


Смотрите также:
Комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной форм обучения...
Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов очной...
Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов специальностей очной...
Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие по выполнению рефератов...
Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие по выполнению рефератов...
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов...
Методические указания по выполнению рефератов и контрольных работ по курсу «экология» для...
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов спец...
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения Тематика рефератов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной...
Учебно-методический комплекс для студентов очной...
Методические указания к написанию курсовых работ по курсу «Гражданское процессуальное право...



Загрузка...
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина


кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ


КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «ЭТИКА»


для студентов очной, очно-заочной

форм обучения


2010-2011 учебный год


Москва 2010


Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО.

Составители: профессор кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина,

доктор философских наук ^ Артемов В.М.;

доцент кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат философских наук Шмакова Л.Е.


Рецензенты:

  1. Никитина И.П. – доктор философских наук, профессор;

  2. Шемякина Е.М. – кандидат философских наук, доцент.



Программа и учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина 28 апреля 2010 года (Протокол № 10).


ВВЕДЕНИЕ


Жизнь человека в обществе, включая его профессиональную деятельность в любой сфере, особенно в политико-правовой и духовной, необходимым образом связана с межчеловеческими отношениями, стержнем которых выступает нравственность. Наукой о нравственности является этика, которую исторически и логически можно назвать вершиной философского знания в целом. Её освоение помогает определять ценностные, прежде всего, морально-нравственные приоритеты применительно к личностному и социокультурному бытию, уверенно принимать разного рода жизненно-практические решения, быть на высоте в любом деле, поступать должным образом.

Целями освоения учебной дисциплины «этика» являются:

формирование целостного представления об этике, её основных категориях и современных проблемах, приобретение этико-правовой компетентности через освоение методологии этического анализа, специфики предмета нравственной философии, основных антиномий морали и права, возможностей нравственно-философской экспертизы применительно к правовой теории и практике.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: предмет, базовые понятия и проблемы этики; основные исторические вехи развития этики; этические направления и школы; основные категории этики и нравственные ценности; тенденции современного развития этической теории и нравственной практики в их взаимодействии с эволюцией права; основные проблемы прикладной этики; особенности морально-нравственной регуляции применительно к юридической деятельности.


2) Уметь: самостоятельно анализировать нравственные проблемы современного человека и общества; оценивать социальные явления и проблемы с точки зрения морально-нравственных ценностей; соотносить полученные при изучении курса этики знания с нравственным самоанализом, сферой личностных смыслов, профессиональной самореализацией в области права.


3) Владеть: навыками использования знаний курса этики для личностного самоопределения, самоанализа и самовоспитания; для эффективной профессиональной адаптации и деятельности, для повышения личностного и правового уровня культуры, для формирования смысложизненных ориентиров и ценностей.


Учебная дисциплина «Этика» тесно связана с учебной дисциплиной «Философия» и изучается в четвертом семестре в Институте Правоведения и в Институте Прокуратуры. Освоение данной дисциплины предполагает наличие у студентов знаний основных дидактических единиц, прежде всего, по таким дисциплинам, как философия, социология и история государства и права.

Курс этики включает: 18 часов – лекции, 28 часов - семинарские занятия для студентов очной формы обучения; 10 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия для студентов очно-заочной формы обучения.

При изучении курса целесообразно пользоваться еженедельными консультациями преподавателей кафедры философии.

К формам текущего контроля знаний относятся устное выступление, письменная творческая работа (эссе, реферат), презентация проблемы по теме в электронном виде, тестирование.

По данному курсу сдается экзаменационный зачет.


^

ПРОГРАММА КУРСА







п/п

Наименование раздела и тем дисциплины

Содержание раздела

I

1.

ВВЕДЕНИЕ


Предмет этики

Место этики в структуре философского знания. Этика как практическая философия. Задачи этики. Нравственность и мораль. Императивность морали. Золотое правило нравственности. Этика эвдемонизма, ригоризма, гедонизма, утилитаризма, этика ненасилия, благоговения перед жизнью и др. Гуманистическая этика.


II

2.

^ ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ


Этические учения Древнего Востока


Общая характеристика этических воззрений Древнего Востока. Этика «Вед» и буддизма.

Этическая мысль даосизма. Этика конфуцианства.

Этические воззрения в зороастризме и иудаизме.



3.


Античная этика

Нравственная философия древних греков и римлян; общая характеристика и основные направления. Этический релятивизм софистов. Этика Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков, ригоризм киников. Этическое учение Платона. Платоновская трактовка морали как знания об объективном благе. Эвдемонистическая этика Аристотеля. «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Систематизация этики как учения о добродетелях. Принцип «золотой середины». Единство этики и политики.

Эллинистический период развития античной этики. Культура удовольствия и борьба с иллюзиями. Эвдемонизм Эпикура: учение о счастье как отсутствии страданий. Этические учения Древнего Рима. Нравственный ригоризм стоиков. Диалектика предопределенности и свободы воли. Свобода как господство над самим собой.

4.



Этика средневековья

Специфика и содержание нравственно-религиозного сознания. Этика иудаизма. Этика Ветхого Завета. Закон Моисея («десять заповедей»).

Нравственная доктрина христианства: основные этические идеи. Этика Нового Завета. Этика любви в Новом Завете. Христианская и общечеловеческая мораль. Принцип любви и принцип долга. Метафизические основания христианской этики: грех, ответственность, искупление. Свободная воля и предопределение. Теодицея. Аврелий Августин «Исповедь»: о свободной воле и божественной благодати. Фома Аквинский: человек может творить добро и по своей воле, но в границах, предопределенных Богом.

Этические воззрения позднего средневековья в Западной Европе (мистика, еретические учения).

Этика ислама. Этическое своеобразие Корана. Нормы мусульманской этики.



5.


Этика Нового времени

Характерные черты и основные идеи этики Возрождения и Нового времени. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения. Лоренцо Валла: нравственная апология человеческой чувственности и наслаждений.

Основные этапы развития этической мысли в Новое время. Особенности этической рефлексии в учениях XVII–XVIII вв. Рациональность как основа нравственности. Ф. Бэкон: цель этики как выявление полезного и истинного. Б. Спиноза о свободе как познанной необходимости. Этический индивидуализм Т. Гоббса и «предварительная мораль» Р. Декарта.

Моральная философия эпохи Просвещения. Концепция нравственного преобразования «природного индивида» в «разумного эгоиста». Общественные реформы и действие просвещенной личности: «реформа нравов начинается с реформы законов».

Этика в системе немецкой классической философии. И. Кант. «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Этика долга, категорический императив и мораль как сфера чистого разума. Автономность и независимость морали от других сфер бытия. Гипотетический и категорический императивы. Взаимодополнительность морали и права.  Учение о морали и нравственности Г.В.Ф. Гегеля. Мораль и система общественных отношений. Своеобразие личностного и социального бытия морали. Различение понятий «мораль» и «нравственность». Совесть как форма перехода от морали к нравственности. Эвдемонистическая этика «туизма» Л. Фейербаха. Нравственная ценность любви.



6.



Этика XIX-XX веков

Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике. Марксистская этика. Учение К. Маркса о социально-исторической природе морали. Гуманистическая сущность критики капитализма.

Моральная рефлексия в неклассической философии (XIX-XX веков). Этика «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). А. Шопенгауэр «О свободе воли». Страдание и сострадание как единственная основа нравственности. Воля как «тотальное себялюбие».

Ф. Ницше о генеалогии морали. Критика христианской морали. «Мораль господ» («аристократическая») и «мораль рабов» («стадная»). Концепция сверхчеловека.

А. Швейцер. Нравственность как основа культуры.

Этика психоанализа. З. Фрейд о морали как сублимированном выражении бессознательных влечений. Гуманистическая этика Э. Фромма. Нравственная дилемма современного человека: «иметь или быть».

Этические идеи позитивизма. Позитивистская этика О. Конта. Эволюционная этика Г. Спенсера. Утилитаризм Дж.С. Милля. Аналитическая философия ХХ века и метаэтика. Дж.Э.Мур: критика «натуралистической ошибки». Неопозитивизм и метаэтика (Л.Витгенштейн, Б.Рассел, М.Шлик, Р.Карнап). Факты и ценности. Основные функции метаэтики: анализ языка этики, выявление логической структуры этических суждений.

Э. Дюркгейм о морали как «форме коллективного сознания». Солидарность как высший моральный принцип. Т. Парсонс о морали как регуляторе социальных отношений. Экзистенциальная этика (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). С. Кьеркегор о нравственном восхождении. К. Ясперс о совести как фундаменте нравственности. М. Хайдеггер о собственном (подлинном) и несобственном (неподлинном). Проблема свободы и причинности в экзистенциализме.

М. Шелер об абсолютизме и релятивизме в понимании морали, о формализме в этике.

Этические аспекты феноменологии Э. Гуссерля. Проблема интерсубъективности. Э. Гуссерля.

Герменевтический анализ основных понятий этики (Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас).

Этический релятивизм прагматизма. Практическая целесообразность как критерий моральности. Теория справедливости Дж. Ролса.

«Этика истин» А. Бадью.

Этика постмодернизма. Постмодернизм как завершение антинормативистской критики морали. Деконструкция классических этических оппозиций и преувеличение единичности, ситуативности. Статус этики в современном мире, многообразие этических подходов.


7.


^ Этика в России XIX-XX веков

Российская этическая мысль XIХ-ХХ вв. Материалистическая трактовка нравственности в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Концепция «разумного эгоизма» в интерпретации революционных демократов. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и его трактовка соотношения права и нравственности. Нравственные основания права. Проблема смысла жизни в русском идеализме (Л.И. Шестов, Н.И. Бердяев). Этические учения русского зарубежья.

Проблемы этики в трудах советских философов.


8.




История развития нравственности

Социально-историческая природа морали. Возникновение нравственных норм и обычаев при родовом строе. Принципы равенства и коллективизма. Сословно-корпоративная мораль древнего мира. Золотое правило нравственности. Нормы и идеалы христианской морали. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Различие коллективистского и индивидуалистического принципов единения людей. Основные тенденции развития современной морали. Проблема нравственного прогресса.



9.


Мораль: понятие, структура и функции

Понятие морали. Мораль и нравственность: специфика определений. ^ Феноменология морали  Интенциональность морали.


Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств. Структура морали. Общественное и индивидуальное нравственное сознание. Нравственная деятельность. Нравственное отношение. Функции нравственности.

Нравственная деятельность как реализация нравственных ценностей. Свобода и нравственная деятельность. «Воля» в системе моральной детерминации. Рационалистическая трактовка «доброй воли». Понятие логики морали. Свобода выбора и ответственность. Проблема нравственной личности. Достоинство человека. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Мораль как фундамент права.


III

10.


^ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ


Нравственная аксиология

Добро и зло. Понятие добродетели. Свобода и нравственность. Долг и личный интерес. Стыд и совесть (природа и содержание совести). Природа и содержание справедливости. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Счастье как этическая категория. Смысл жизни как нравственная ценность. Дружба, любовь – способы нравственного освоения мира.

Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Императивность нравственных ценностей.
Моральные суждения как вид ценностных суждений. Нормативные и оценочные суждения.
Морально-нравственные ценности и их взаимосвязь.


11.


Нравственная культура личности

Целостность нравственной мотивации и поведения. Культура нравственных чувств. Воспитание, образование, и обучение как составляющие процесса формирования нравственной культуры личности. Мораль как знание и мотивационная программа личности.



IV

12.



^ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ
ЭТИКИ И ПРАВО


Этико-прикладные исследования и особенности юридической этики.

Содержание и функции прикладной этики в современном мире. Альтруизм против эгоизма: проблемы и решения. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др. Наказание, его соразмерность преступлению. Анатомия наказания, по М. Фуко. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы против смертной казни. Гаагские и Женевские конвенции как результат развития международного гуманитарного права. Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: нравственно-правовые аргументы «за» и «против». Информационные войны. Нравственно-правовая оценка террора. Этические истоки и следствия исследований искусственного интеллекта. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения.

Этика права как составная часть философии права. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др. Нравственная культура работника правоохранительных органов. Этическая интерпретация правовых проблем. Средства повышения эффективности использования этических норм в правовой сфере.

Юридическая этика как вид профессиональной этики. Судебная этика. Этический смысл процессуальных норм и нравственные аспекты осуществления правосудия. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации. Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной деятельности юриста и пути их разрешения.




ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т.т. М. 1984.Т.4. С. 54-77.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979

  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М., 1993.

  5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6-ти тт. Т.4. М., 1965.

  6. Коран.

  7. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  8. Ницше Ф. К генеалогии морали //Ницше Ф. Соч. в 2 тт. Т.2. М., 1990.

  9. Платон Диалоги. М., 1986.

  10. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

  11. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.

  12. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996.

  13. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Соч. М., 1990. С. 144-162.

  14. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  15. Фромм Э. Иметь или быть – М., 1990.

  16. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

  17. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

  18. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.


Дополнительная:

1. Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Зинатуллин З.З., Усиевич А.Р. Юридическая этика. М., 2010.

2. Артемов В.М. Свобода и нравственность. М., 2007.

4. Гусейнов А. А. Апресян Р. Г. Этика. М., 2006.

5. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. М., 2009.

6. Иванов В.Г. Этика. М., 2009.

7. История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003.

8. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 2002.

9. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.


Интернет-ресурсы:

http://elibrary.ru/publisher_

http://culture.niv.ru/doc/philosophy/philosophy history/ http://www.portalus.ru/modules/russianlaw/rus_show_archives.php

http://ru.science.wikia.com

http://www.humanities.edu.ru/

http:// www.ethicseter.ru


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименованиеразделов курса

Всего часов (аудит.)




^ Дневная форма Очно-заочная

обучения форма обучения

Дневная и очно-заочная формы обучения











лекции

(час.)

Семинары (час.)

Лекции

(час.)

Семинары

(час.)

^ Самостоятельная работа

(час.)



1.

Введение. Предмет этики

2/1




2




1



8/18

2.

История этических учений. Нравствен-ность в истории культуры

26/9




12

14

5

4

18/28

3.

Основные категории этики и нравственные

ценности

10/4




2

8

2

2

10/14

4.

Актуальные проблемы прикладной этики и право

8/4




2

6

2

2

10/14



Итого:

46/18




18

28

10

8

46/74



МЕТОДИЧЕСКИЕ

^ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Приступая к изучению этики, важно исходить из того, что этика, будучи особой, своего рода вершинной частью философского знания, характеризуется доктринальным и нормативным многообразием. Данное обстоятельство не означает, что опыт философской этики является несистематизированным, случайным и фрагментарным. В действительности здесь просматривается определённый предметный стержень, речь о котором пойдёт уже во вводном разделе. Этика является наукой о нравственности. Следует учитывать, что она не просто отражает и объясняет то, что принято называть моралью, но она призвана предложить свою собственную модель нравственности.

Приступая к изучению раздела курса «История этических учений. Нравственность в истории культуры», необходимо иметь в виду следующее. Множество этических систем прошлого и настоящего дают различные ответы на одни и те же вопросы. Существует своего рода закономерность: какие-то идеи и концепции более позднего времени являются реакцией на предыдущие ( критика, дополнение, развитие). Таким образом, за самобытностью различных этико-философских подходов в конечном счёте просматривается достаточно строгая совокупность этических знаний и нормативных альтернатив. Увидеть и освоить последнюю – в этом как раз и состоит одна из важнейших задач этического образования. Поэтому, последовательно рассматривая все темы данного раздела – «Этические учения Древнего Востока», «Античную этику», «Этику средневековья», «Этику Нового времени», «Этику в России ХIX – ХХ веков», - следует целенаправленно выявлять одновременно и исторические связи и существенные различия между ними. Особое внимание должно быть обращено на классические тексты, такие как «Никомахова этика» Аристотеля, «Основы метафизики нравственности» И. Канта, «Оправдание добра» В.С. Соловьёва и другие (см.: список основной литературы). В целом освоение первоисточников существенно поднимает планку знаний по предмету, позволяет оттачивать умение мыслить и сопереживать великим авторам в их теоретических и практических поисках.

Завершают исторический раздел темы, касающиеся становления, развития и современного состояния предметных областей этики – нравственности и морали: «История развития нравственности», « Мораль: понятие, структура и функции». Принципиально важно разобраться в социально-исторической природе морали и нравственности. Без этого невозможно адекватно понять основные тенденции развития современной морали, разобраться в возможностях и перспективах решения проблем нравственного прогресса, включая проблему соотношения нравственности и права.

В известном смысле центральным, наиболее теоретически нагруженным разделом выступает третий раздел «Основные категории этики и нравственные ценности». Это связано с тем, что любая наука как наука сильна, так сказать, именно своими категориями, точнее степенью их разработки и осмысления. Этика не является исключением. Правда, нельзя не учитывать её особое ценностное измерение. Именно по этой причине в качестве отдельной темы выделяется «Нравственная аксиология». Студенту, частности, следует обратить внимание на императивность нравственных ценностей, уяснить разницу между нормативными и оценочными суждениями. Особенно важно понять и зафиксировать связь между этическими категориями и нравственными ценностями. Так, если свобода отрывается от нравственности, то она превращается в свою противоположность; нравственность же немыслима без свободы выбора и свободы действия, то есть поступков. Поступки и составляют эпицентр личностного бытия. Мы судим о человеке как о личности, в том числе о его нравственной культуре именно по ним. В данном ключе развёртывается тема «Нравственная культура личности». При этом нельзя игнорировать собственно образовательно-воспитательные процессы, в результате которых мораль в целом выступает не только в качестве определённой суммы знаний о том, как следует поступать, но и мотивационной программой личности.

Итоговым, чрезвычайно важным с точки зрения формирования и развития этических знаний применительно к той или иной области деятельности специалиста, в частности, юриста, является раздел «Актуальные проблемы прикладной этики и право». Прежде всего, следует определиться относительно места прикладной этики с структуре этического знания в целом: философская этика, нормативная этика, прикладная. Этико-прикладные проблемы отличаются незавершённостью, дискуссионностью, противоречивостью предлагаемых решений, соотнесённостью универсальных моральных ценностей с целями и интересами людей в конкретных ситуациях. Специального внимания требует профессиональная этика, этика юриста. Соответственно своего рода логическим завершением курса выступает тема «Этико-прикладные исследования и особенности юридической этики». Важно подняться до современного уровня осмысления таких проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм и мораль, информационные войны и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно профессиональные, в данном случае юридические аспекты этих проблем.




^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Этика античности (очная форма обучения - 4 часа; очно-заочная – 1 час).


Цель: углубление и закрепление знаний по истории этики, анализ основных нравственных идей, сформулированных в эпоху античности, проверка уровня подготовки студентов по данному разделу.


Вопросы для обсуждения:


  1. Этика и эвдемонизм Сократа.

  2. Гедонистическая этика киренаиков.

  3. Ригоризм и индивидуализм этики киников.

  4. Этические представления Платона.

  5. Этика Аристотеля.

  6. Эвдемонизм Эпикура.

  7. Этика стоицизма.


Литература:


  1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 54-77.

  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  3. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.

  4. Платон Диалоги. М., 1986.

  5. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

  6. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.


Темы докладов/рефератов


  1. Парадоксы сократовской этики.

  2. Сократ и начало западной этики.

  3. Диалектический метод Сократа и его цели.

  4. Аристипп и этика киренаиков.

  5. Антисфен как теоретик кинизма.

  6. Радикализация этического ригоризма в философии Диогена.

  7. Сократ как персонаж диалогов Платона.

  8. Платоновский идеал человека и государства.

  9. Добродетель, как «золотая середина» в этике Аристотеля.

  10. Счастье как высшая цель человека (Аристотель).

  11. Этика как наука (Аристотель).

  12. Эвдемонистическая этика Эпикура как «лекарство для души».

  13. Атараксия как цель человеческой жизни (Эпикур).

  14. Фатализм и принцип природосообразности в этике стоиков.

  15. Стоическое учение о долге и апатии.


Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, реферат: письменная работа и устное выступление.


^ Тема 2. Основные идеи этики Возрождения и Нового времени (очная форма обучения - 4 часа; очно-заочная – 1 час).


Цель: углубление и закрепление знаний по истории этики, анализ основных нравственных идей, сформулированных в эпоху Возрождения и в Новое время, проверка уровня подготовки студентов по данному разделу.


^ Вопросы для обсуждения:

  1. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения. Л. Валла о человеческой чувственности и наслаждениях.

  2. Этические представления М. Монтеня (социокультурные детерминанты творчества, специфика «Опытов», отношение к философии, понимание природы человека, контуры «правильной жизни», феномен дружбы).

  3. Этические воззрения Б. Спинозы (проблема добра и зла, свободы, феномен интеллектуализма).

  4. Проблемы этики в творчестве французских материалистов XVIII века (П. Гольбах, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро: принцип «разумного эгоизма», специфика интерпретации человека, морали и права).

  5. Этика в системе классической немецкой философии. «Основы метафизики нравственности» И. Канта.

  6. Этика «туизма» Л. Фейербаха.


Литература:


  1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977.

  2. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

  3. Гельвеций К.-А. О человеке // Соч. В 2 т. М., 1974. Т. 2.

  4. Гольбах П. Избр. произведения. Т. 1. М., 1963.

  5. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6-ти т. Т. 4 (1). М., 1965.

  6. Монтень М. Опыты. М., 1979. Кн. 1-2.

  7. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1957.

  8. Фейербах Л. Эвдемонизм //Фейербах Л. Избр. филос. произведения. Т. 1. М., 1955.


Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, письменная работа, устное выступление.


Тема 3. Этика XIX-XX веков (очная форма обучения - 4 часа; очно-заочная – 1 час).


Цель: углубление и закрепление знаний по истории этики, анализ основных нравственных идей, сформулированных в данный период, проверка уровня подготовки студентов по данному разделу.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Марксистская этика. Учение К. Маркса о социально-исторической природе морали. Гуманистическая сущность критики капитализма.

  2. Этические воззрения А. Шопенгауэра (феномен воли, интерпретация человеческого характера, проблема свободы, побуждения эмпирической воли: эгоизм, злоба, сострадание; моральный статус сострадания, пессимистические ориентации).

  3. Этические представления Ф. Ницше (феномен воли, «переоценка ценностей», особенности и этапы развития морали, позиция «эстетического имморализма»).

  4. Этические идеи в философии экзистенциализма.

  5. Религиозная этическая мысль (неотомизм и неопротестантизм – сравнение этических составляющих, новации и тенденции развития в ХХ веке, своеобразие «диалектической теологии», значение).

  6. Проблемы этики в прагматизме (статус утилитаристской ориентации в этическом знании ХХ века, особенности постановки и интерпретации этической проблематики в прагматизме, идеи «инструментализма» и «ситуационности», противоречия, значение).

  7. Основания морали в аналитической (лингвистической, неопозитивистской) традиции (основные новации Дж. Мура, специфика интерпретации морального языка в эмотивизме и аналитической метаэтике, проблема верификации моральных суждений, противопоставление метаэтики и нормативной этики, противоречия, значение).

  8. Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции (новации фрейдизма и неофрейдизма, основные идеи «гуманистической этики» Э. Фромма).

  9. Поиск универсальных этических ориентиров: этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью».


Литература:

  1. Айер А.Д. Язык, истина и логика // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993.

  2. Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. М., 1989.

  3. Джемс У. Этическая философия и моральная жизнь //Джеймс У. Воля к вере. М., 1998.

  4. Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999.

  5. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

  6. Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1996.

  8. Сумерки богов (Ф. Ницше, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр – тексты). М., 1989.

  9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  10. Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

  11. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7.

  12. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

  13. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

  14. Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. 1990. № 7.

  15. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. Мн., 1997. С. 43-333.

  16. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1993.


Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, письменная работа, устное выступление.


Тема 4. Этика в России XIX - начала XX веков (очная форма обучения - 2 часа; очно-заочная – 1 час).


Цель: углубление и закрепление знаний по истории этики, анализ основных нравственных идей, сформулированных в данный период, проверка уровня подготовки студентов по данному разделу.


Вопросы для обсуждения:


  1. Материалистическая трактовка нравственности в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

  2. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина.

  3. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

  4. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева.

  5. Этические проблемы в русском экзистенциализме (Л.И. Шестов, Н.И. Бердяев).



Литература:

  1. Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии // Собр. соч. Т. 1. М., 1976.

  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

  3. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

  4. Кропоткин П.А. Этика. М., 2000.

  5. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988.

  6. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Полн. собр. соч. Т. 37. М., 1958.

  7. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни. М., 1994.


Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, письменная работа, устное выступление.


Тема 5. Основные категории этики и нравственные ценности (очная форма обучения - 8 часов; очно-заочная – 2 часа).


Цель: анализ основных категорий этики, понимание их нравственной ценности; формирование умения самостоятельно анализировать нравственные проблемы человека и общества.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Социокультурная обусловленность морали. Специфика моральных ценностей и выражающих их этических категорий.

  2. Добро и зло (проблема определения, добро и благо, диалектика добра и зла, критерий различения добра и зла, феномен персонификации, проблема борьбы со злом); справедливость и несправедливость (определение, специфика этического аспекта феномена справедливости, проблема морального равенства и воздаяния); свобода и нравственность.

  3. Долг, совесть, честь, достоинство (определение, взаимосвязь объективных и субъективных компонентов, своеобразие проявления императивного, оценочного, мотивирующего характера в каждой категории, общность и специфика данных категорий).

  4. Проблема смысла жизни в этике (проблема определения понятия «смысл жизни», проблема реализации смысла жизни, утрата смысла жизни, этический контекст проблемы смерти).

  5. Счастье как этическая категория (проблема определения понятия «счастье», понимание счастья в эвдемонистической традиции, понятийное поле проблемы счастья, счастье и страдание, несчастье, условия достижения счастья).

  6. Справедливость: мораль и право.

  7. Дружба и любовь как способы нравственного освоения мира.



Литература:

  1. Артемов В.М. Свобода и нравственность. М., 2007.

  2. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974.

  3. Милтс А.А. Совесть // Этическая мысль. М., 1991.

  4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

  5. Соловьев В.С. Право и нравственность. Мн., 2003.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  7. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.


Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, письменная работа, устное выступление.


Тема 6. Актуальные проблемы прикладной этики и право (очная форма обучения - 6 часов; очно-заочная – 2 часа).


Цель: анализ основных тенденций современного развития этической теории и нравственной практики, понимание проблем прикладной этики применительно к юридической деятельности; формирование умения оценивать социальные явления и проблемы с точки зрения морально-нравственных ценностей.

^ Вопросы для обсуждения:


  1. Проблема общения (определение общения, его виды и функции, специфика нравственного статуса общения; феномен одиночества: определение, виды, нравственная экспертиза, способы компенсации; дружба и любовь как особые виды общения и нравственные ценности).

  2. Специфика профессиональной этики юриста (особенности, разновидности, статус в современном этическом знании, характеристика отдельных видов).

  3. «Открытые проблемы» прикладной этики:

  • проблема насилия и ненасилия;

  • проблема смертной казни (статус проблемы смертной казни, история ее интерпретации, этико-правовая экспертиза аргументации «за» и «против» смертной казни);

  • проблемы современной биоэтики: эвтаназия (понятие эвтаназии, история обсуждения проблемы, нравственный аспект проблемы самоубийства, этико-правовая экспертиза аргументации «за» и «против» легализации эвтаназии); трансплантация органов; клонирование; репродуктивные технологии и др.


Литература:

  1. Апресян Р.Г. Политическая социология Дж. Шарка // Социальные конфликты. Вып. 8. Ненасилие: Тенденции и альтернативы. М., 1995.

  2. Ганди М. Сатьяграха. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

  3. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 3.

  4. Камю А. Размышления о гильотине // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

  5. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994. № 3.

  6. Смертная казнь: за и против / Сост.: Шишов О.Ф., Парфенова Г.С. М., 1989.

  7. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:


Доклад, письменная работа, устное выступление.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Мораль и нравственность как универсальные способы духовно-практического освоения действительности.

  2. Этика как нравственная или «практическая» философия.

  3. Мораль и право в жизни человека и общества.

  4. Золотое правило нравственности.

  5. Мораль: специфические особенности ее содержания, структура и функции.

  6. Ненасилие как категорический моральный запрет и насилие права.

  7. Единство морали и многообразие нравов.

  8. Моральное сознание, нравственное поведение и право

  9. Основные концепции происхождения морали.

  10. Мораль как основание культуры.

  11. Добро и зло как основные понятия морального сознания.

  12. Свобода и нравственность.

  13. Истоки справедливости. Справедливость и право.

  14. Долг, честь и личный интерес.

  15. Долг и совесть. Совесть и стыд.

  16. Счастье как основание нравственной жизни.

  17. Смысл жизни и судьба человека.

  18. Нравственный идеал и действительность.

  19. Ценности морали и права.

  20. Этические учения Древнего Востока.

  21. Этика буддизма.

  22. Этика йоги.

  23. Даосизм – этическое учение Древнего Китая.

  24. Конфуций – нравственная философия.

  25. Сократ и его размышления о морали.

  26. Гедонистическое ощущение киренаиков.

  27. Крайний ригоризм кинической морали.

  28. Эвдемонизм Демокрита.

  29. Релятивистская этика софистов.

  30. Этика Аристотеля.

  31. Эвдемонистическое учение Эпикура.

  32. Этика стоиков.

  33. Христианская этика.

  34. Этика «разумного эгоизма».

  35. Категорический императив И. Канта.

  36. «Туизм» Л. Фейербаха.

  37. Утилитаризм Дж. Ст. Милля

  38. Мораль «сверхчеловека» Ф. Ницше.

  39. Концепция ненасилия Л.Н. Толстого.

  40. Этические взгляды М. Шелера.

  41. Мораль как благоговение перед жизнью (А. Швейцер).



^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ


  1. Какова этимология терминов «мораль», «нравственность», «этика»?

  2. Является ли этика «практической философией» и, если является, то почему?

  3. Каков предмет этики?

  4. Место этики в системе философского знания.

  5. Какова специфика древневосточных представлений о морали и нравственности?

  6. В чём состоял моральный канон античности?

  7. Сравните этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа.

  8. Проясните этический контекст сократовской майевтики.

  9. Продемонстрируйте единство следующих принципов философствования Сократа: «одно есть благо – знание, и одно есть зло – невежество» и «я знаю, что я ничего не знаю…».

  10. Представьте основные сократические школы. Покажите, какие нравственные принципы и идеи определяют их различие.

  11. Нравственный смысл лозунга Диогена Синопского «Без общины, без дома, без отечества!»?

  12. В каких направлениях развивалась этика представителями сократических школ?

  13. Какие добродетели выделяются в этике Платона?

  14. Охарактеризуйте нравственную детерминанту концепции идеального государства Платона.

  15. Каковы источники и суть платоновского понимания справедливости?

  16. В чём новизна этики Аристотеля?

  17. С какой нравственной позицией Платона выражает принципиальное несогласие Аристотель в заявлении «Платон мне друг, но истина дороже», и в какой работе он это делает?

  18. Каковы особенности аристотелевского понимания справедливости?

  19. Сходство и отличие в обосновании нравственного образа жизни киниками и стоиками.

  20. Сходство и отличие в обосновании нравственного образа жизни киренаиками и эпикурейцами.

  21. Осуществите сравнительный анализ учений о счастье (и дружбе) Аристотеля и Эпикура.

  22. Сравните нравственное содержание «атараксии» Эпикура и «апатии» стоиков.

  23. К чему сводится свобода и как понимается соотношение добродетели и счастья у стоиков?

  24. Что означает свобода воли у А. Августина?

  25. Как соотносится воля и интеллект в учении Ф. Аквинского?

  26. В чём этическая новизна гуманизма эпохи Возрождения?

  27. Что Вы можете сказать о «героическом энтузиазме» Д. Бруно?

  28. Каким образом и кем обосновывалась суверенность личности как морального субъекта в Новое время?

  29. Можно ли согласиться с положением Б. Спинозы о том, что свобода есть познанная необходимость?

  30. В чём суть натуралистического эвдемонизма?

  31. Как соотносятся нравственность и свобода у И. Канта?

  32. Каковы основные положения категорического императива?

  33. В чём суть учения Г.В.Ф. Гегеля об осуществлении свободы и нравственности?

  34. Антропологизм и эвдемонизм Л. Фейербаха.

  35. Гуманистическая сущность критики капитализма К. Марксом.

  36. Какой выход из ситуации страданий предлагает А. Шопенгауэр?

  37. Имморализм Ф. Ницше.

  38. Этические взгляды М. Шелера.

  39. Проблемы свободы и подлинности бытия в экзистенциализме.

  40. Почему современный человек, по мнению Э. Фромма, стремится убежать от свободы?

  41. В чём суть моральной критики основ современной цивилизации (А. Швейцер, Франкфуртская школа)?

  42. Феноменологическая аксиология об абсолютном и относительном.

  43. Теория справедливости Дж. Ролза.

  44. «Другой» в коммуникативной этике (М. Бубер, Э. Левинас).

  45. В чём суть «этики истин» А. Бадью?

  46. Взаимопомощь как фактор эволюции.

  47. Истоки морали.

  48. Каковы основные ценности евангельской морали?

  49. Опыт кодификации нравственности в условиях полисной демократии.

  50. Как отразились моральные требования в Римском праве?

  51. В чём специфика нравственного идеала и нравственных отношений в эпоху средневековья?

  52. Гуманизм эпохи Возрождения: моральный идеал и реальность.

  53. Идеи естественных прав и свободы личности в Новое время.

  54. Марксистский гуманизм против эксплуатации человека человеком и отчуждения.

  55. Особенности неклассической этики ХIХ-ХХ веков.

  56. Идеи защиты прав человека в условиях техногенной цивилизации.

  57. Теоретические образы морали: этика долга и этика добродетелей.

  58. Способы обоснования морали.

  59. Феномен морализаторства и его носители.

  60. Нравственность как реальность: поступки, нравы, нравственные отношения.

  61. Каковы нравственные возможности преодоления зла?

  62. Этическое измерение аксиологии.

  63. Морально-нравственные ценности и их взаимосвязь: добро, справедливость и др.

  64. Свобода и нравственность.

  65. Ответственность и её виды.

  66. Содержание и функции прикладной этики в современном мире.

  67. Актуальные проблемы биоэтики.

  68. Идея ненасилия и трудности её реализации.

  69. Профессиональная этика и её разновидности.

  70. Юридическая этика, её особенности и перспективы развития.



Приложение.


Интерактивные формы организации внеаудиторной работы

(по выбору самих студентов, посещающих, к примеру, заседания научного кружка по этике)


«Круглый стол». Тема: Этический взгляд на проблемы справедливости и ненасилия.

Цель: дискуссионное осмысление вопроса о возможности /невозможности оправдания насилия.


^ Вопросы для обсуждения:

  1. Добро и насилие. Можно ли говорить о насилии во благо? Роль насилия в истории общества. Может ли цель оправдывать средства? Нравственные и правовые аспекты

  2. Что есть справедливость? Справедливость как равенство и справедливость воздающая.

  3. Возможно ли существование справедливого государства без насилия?

  4. Существуют ли этические аргументы в пользу эвтаназии и смертной казни?


Темы докладов/рефератов:


  1. Смертная казнь: история проблемы.

  2. Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аспекты.

  3. «За» и «против» смертной казни.

  4. Насилие как функция государства.

  5. Насилие: цель и средства.

  6. Эвтаназия: аргументы «за» и «против».

  7. Регулятивная идея добра и проблема насилия в современном мире.



Темы для самостоятельного изучения.

1. Принцип ненасилия в этике Л.Н.Толстого и А. Швейцера.

2. Оправдание насилия в концепциях И.А. Ильина, Л.Д. Троцкого.

3. Насилие как возмездие.

4. Проблема самосовершенствования и насилие над самим собой.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Дайте определение понятию «эвтаназия».

  2. Предложите моральные основания биоэтики.

  3. Раскройте этические аспекты эвтаназии.

  4. Гуманистический принцип безусловной ценности человеческой личности и эвтаназия.

  5. Мораль и право на легитимное убийство.

  6. Моральность воздаяния за преступление.

  7. Нравственная диалектика преступления и наказания.

  8. Возможно ли нравственное оправдание средств насилия?


Формы контроля самостоятельной работы

Доклад, творческая работа.


^ Семинар-диспут. Тема: Смысл жизни как проблема нравственного сознания.



Цель: определение смысложизненных целей человека



Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема смысла жизни как универсальная личностная ориентация.

  2. Решение проблемы смысла жизни в этических учениях.

  3. Смысл жизни как ценность.

  4. Смысл жизни и самосовершенствование личности.



Темы докладов (рефератов):

  1. Смысложизненная проблематика современного человека.

  2. «Как?» и «зачем?» в бытии человека.

  3. Эвдемонистическое прочтение проблемы смысла жизни.

  4. Ригористическая тематизация смысложизненных ценностей.

  5. Проблема смысла жизни в неклассической философии (философии жизни, фрейдизме, экзистенциализме)

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Проблема смысла жизни в контексте библейских заповедей.

  2. Вопрос о смысле жизни в русской философии.

  3. Вопрос о смысле жизни в культурах Запада и Востока.

  4. Потребности, удовольствия и смысл жизни.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Как вы понимаете высказывание Ф.Ницше «жить так, чтобы не было в жизни смысла – вот что становится теперь смыслом жизни»?

  2. Почему А. Камю пишет: «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов»?

  3. Проблема смысла жизни в гедонизме, ригоризме, эвдемонизме и утилитаризме.

  4. Как связаны вопрос о смысле жизни и отношение к смерти?

  5. Смысл жизни как нравственно-философская проблема.

^ Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Реферат, творческая работа, участие в обсуждении проблемы.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение......................................................................................................................... 3


Программа курса.............................................................................................................5


Литература.......................................................................................................................9


Тематический план….………………………………………………………………..10


Методические рекомендации к изучению курса …………………………………...11

Планы семинарских занятий ........................................................................................13


Темы рефератов………………………………………………………………………..18


Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний......................................19


Приложение. Интерактивные формы внеаудиторной работы……………………. 21





Скачать 361.23 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер361.23 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх