Программа курса и методические материалы для поступающих в аспирантуру Издательство бгуэп icon

Программа курса и методические материалы для поступающих в аспирантуру Издательство бгуэп


Смотрите также:
Программа курса и методические материалы для аспирантов Издательство бгуэп 2006...
Методические материалы для поступающих в аспирантуру для сдачи экзамена по философии Пермь 2009...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Издательство бгуэп...
Методические материалы для поступающих в аспирантуру Москва 2009...
Методические материалы для поступающих в аспирантуру Москва 2009...
Методические рекомендации по изучению курса Тематический план...
Программа спецкурса Издательство бгуэп 2005...
Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г...
Методические рекомендации по курсу Издательство бгуэп 2005...
Программа вступительного экзамена по курсу «природоресурсное право; аграрное право...
Рабочая программа дисциплины «Физика» для поступающих в аспирантуру по специальности...
Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности...



Загрузка...
скачать


Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права


ФИЛОСОФИЯ

Программа курса и методические материалы


для поступающих в аспирантуру


Издательство БГУЭП

2003

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальский государственный университет экономики и права


Составители: д-р филос. наук, проф. Б. А. Кислов, д-р филос. наук, проф. В. А. Туев, д-р филос. наук, проф. Ткачев В. С., канд. филос. наук, доц. Ткачева М. Л., канд. филос. наук, доц. Корецкая Л. Ф., канд. филос. наук, доц. Казинцева М. Д.




Философия: Программа курса и методические материалы для поступающих в аспирантуру: Электрон. изд. /Сост. Б. А. Кислов, В. А. Туев, д-р филос. наук, проф. Ткачев В. С., канд. филос. наук, доц. Ткачева М. Л., канд. филос. наук, доц. Корецкая Л. Ф., канд. филос. наук, доц. Казинцева М. Д. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 29 с.


Содержит программу курса по философии, экзаменационные вопросы, рекомендованную для изучения литературу.

Предназначена для поступающих в аспирантуру БГУЭП.


© Издательство БГУЭП, 2003


Представленные в данном пособии методические материалы имеют своей целью помочь поступающему в аспирантуру ИГЭА подготовиться к вступительному экзамену по философии.

Материалы включают в себя программу по философии, контрольные вопросы и рекомендуемую для изучения литературу.

В программе представлен тот минимум философских проблем, с которыми должен быть знаком сдающий экзамен. Следует учитывать, что каждая из тем, представленная в программе, развернута очень широко, содержит различные аспекты ее изложения. Поясним, что сдающий экзамен совсем не должен знать проблему в том объеме, в котором она представлена в программе, но должен вычленить основные, ключевые ее вопросы и дать им характеристику. Как правило, эти ключевые вопросы выделены в начале каждого абзаца темы. Например, в теме 1 «Роль философии в жизни человека и общества» такими вопросами будут: «Понятие мировоззрения», «Истоки философии», «Предмет философии», «Функции философии» и т.д.

При знакомстве с контрольными вопросами по философии мы рекомендуем обратить самое серьезное внимание на их формулировку. Например, в вопросе «Движение и способ существование материи» следует охарактеризовать понимание движения в философии, классификацию форм движения, соотношение движения и покоя и т.д. Несколько иначе должны строиться ответы на такие, например, вопросы, как «Проблема закона в социальной философии». Смысл этого вопроса в том, что наличие социальных законов – отнюдь не аксиома, а постоянно дискутируемая проблема. И если часть философов (Гегель, Маркс) признают существование таких законов, то значительная группа других теоретиков их отрицают, приводя при этом убедительные аргументы (Виндельбанд, Риккерт, Поппер). Наконец, некоторые вопросы должны излагаться не только на основе знаний, взятых из учебника, но строиться с учетом анализа ситуации в современном обществе. Это такие вопросы как, например, «Россия в контексте современной цивилизации», «Марксистская философия: за и против» и другие.

В списке рекомендованной к изучению литературы представлены учебники и учебные пособия, изданные в центральных издательствах и на кафедре философии ИГЭА. Основной материал для подготовки к экзамену можно найти в учебниках центральных издательств, однако при этом необходимо использовать и учебные пособия кафедры, поскольку они существенно дополняют первые, содержат актуальные проблемы, которые еще мало разработаны в отечественной философии.

Наиболее оптимальной, как представляется, будет такая методика подготовки к экзамену. Берется один из контрольных вопросов, выявляется его объем и основная проблематика в программе по философии. Для того чтобы освоить эту проблематику, необходимо обратиться не к одному, а нескольким учебникам и учебным пособиям, где, как правило, эта проблематика излагается с разной степенью полноты и развернутости. Например, при рассмотрении формационного и цивилизационного подхода к истории лучше воспользоваться учебным пособием «Философия истории» под редакцией А. С. Панарина, более же подробнее характеристика типов современного общества содержится в учебном пособии А. А. Ивина «Философия истории».

На вступительном экзамене сдающий экзамен должен показать:

  • знание основных проблем современной философии;

  • умение сравнить и оценить альтернативные позиции по конкретной философской проблеме;

  • иметь представление об основных течениях и школах современной философии;

  • умение связать конкретную философскую проблему с актуальными вопросами развития современного общества.


^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Часть I. ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества


Тема 2. Исторические типы философии

Тема 3. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира

Тема 4. Проблема сознания в философии

Тема 5. Познание, его возможности и границы

Тема 6. Практическое и духовное освоение мира

^

Часть II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ



Тема 7. Социальная философия как наука

Тема 8. Общество как система

Тема 9. Духовная жизнь общества

Тема 10. Человек в мире культуры

Тема 11. Природа человека и смысл его существования. Личность. Проблема свободы и ответственности

Тема 12. Общество в историческом развитии

Тема 13. Человек в информационно–техническом мире. Роль научной рациональности в развитии общества

Тема 14. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем


^
Часть 1. ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ



Тема 1. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И
ОБЩЕСТВА

Понятие мировоззрения, мироощущения, мировосприятия, миропонимания. Типы и виды мировоззрения.

Истоки философии. Мифология, религия, философия. Философия как любовь к мудрости. Конкурирующие теории происхождения философии: мифологическая, религиозная, научная.

Главные философские сюжеты (что есть мир, что есть человек, смысл жизни, что есть истина и т.д.). Характер философских проблем. Статус философской проблемы. Основные философские проблемы: первичное–вторичное, объективное–субъективное, познаваемость мира, проблема закона и др. Вечные и преходящие философские проблемы.

Философия как сфера духовной жизни общества, научная и учебная дисциплина. Типы философствования: обыденный, теоретический, художественный, эссеистский. Стиль философствования. Философия и национальный, социальный и региональный менталитеты.

Предмет философии как проблема. Объект и предмет философии. Плюрализм в понимании и определении предмета философии. Всеобщее как методологический принцип определения инварианта предмета философии.

Философское знание и его специфика. Философские категории и понятия. Критерии отнесения понятий к философским. Теоретические оппозиции в философии. Универсалии в философии. Антиномии, парадоксы и дихотомии философского мышления. Философские системы, теории, концепции.

Развитие философии. Архетипы философии. Смена парадигм философского мышления. Роль практики в развитии философских систем. Марксистский стандарт философской критики и его издержки. Дивергенция и конвергенция философских учений.

Философия и культура. Философия как важнейший компонент человеческой культуры. Роль социокультурного контекста в формировании и развитии философии. Понятие философской культуры. Культура философского мышления.

Философия и наука. Философия как наука (марксизм). Философия как антинаука (экзистенциализм). Философия как вненаучный феномен (интуитивизм). Наука как философия (неопозитивизм). Сциентизм и антисциентизм в философии. Проблема эмпирического базиса философии. Средства и методы философского познания, критерии рациональности и научности философии. Перспективы создания «единственно научной» философии.

Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, методология. Отрасли философского знания: социальная философия, философская антропология, философия культуры, философия языка, философия науки и т.д. Философские дисциплины: этика, эстетика, история философии. Становление новых отраслей философского знания: аксиология, семиотика, праксеология, глобалистика.

Философия, человек, общество. Понятие функции философии. Проблема типологии и классификации функций. Основания выделения и классификации функций философии. Основные функции философии.

Философия в современном обществе. Социальные и теоретические ориентации и программы современной философии. Традиционалистские и модернистские модели философии. Институциональные формы современной философии. Проблема профессионализма современного философа. Прагматические и инструментальные тенденции в развитии современной философии. Версия превращения философии в прикладную дисциплину.

Ориентационные кризисы в обществе и роль философии в выходе на них. Ориентационный кризис в современной России, его философское осмысление, возможности его решения средствами философии.

^ ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Разнообразие философских учений как выражение природы и сущности философии. Философские школы, направления, течения, учения, системы, концепции, типы и виды философских учений. Проблема типологии философских учений. Основания и критерии типологий и классификаций философских концепций. Различные виды типологий. Понятие исторического типа философии.

Марксистская концепция типологии философии. Основной вопрос философии как основание типологии: материализм и идеализм, диалектика и метафизика. Борьба и дивергенция философских направлений — содержание историко-философского процесса. Критика идеализма материализмом. Критика материализма идеализмом. Исторические формы материализма: стихийный наивный материализм, метафизический материализм, диалектический материализм. Разновидности материализма: гилозоизм, пантеизм, вульгарный материализм, деистический материализм, естественно–научный материализм. Материализм и натурализм. Марксистская дифференциация идеализма: объективный и субъективный идеализм. Исторические типы диалектики: стихийная наивная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика. Современные формы материализма. Современные формы диалектики: негативная диалектика, трагическая диалектика, экзистенциалистская диалектика. Диалектический и исторический материализм: за и против. Проблема аутентичности марксистской философии: ортодоксальная, ревизионистская, неомарксистская версии.

Метафизика. Многозначность и поливариантность термина. Метафизика как «первая философия». Метафизика как учение о сверхчувственных принципах бытия. Характер и содержание метафизических проблем. Платон и Аристотель — создатели первых метафизических систем. Классические формы метафизики (Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель). Современные представления о метафизике, ее статусе и перспективах. Критика метафизики позитивизмом. Современные метафизические системы (Н. Гартман, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль). Эпифеномены метафизики: оккультизм, магия и т. д.

Рационализм. Рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Р. Декарт — родоначальник классического типа рационализма. Рационализм Б. Спинозы, французских просветителей, И. Канта, панлогизм Г. Гегеля. Марксизм как экстремальная форма рационализма. Основные концепции рационализма; рациональность как онтологическая объективная определенность реальности и как концептуальное восприятие мира. Социологический рационализм (М. Вебер). Неклассическая версия рационализма — логика и методология науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

Иррационализм как философская концепция, утверждающая наличие феноменов, недоступных логическому мышлению. Позитивное и негативное понимание иррационального. Иррациональное и рациональное. Проблема рационализации иррационального. Разновидности иррационализма. Историко-философские предшественники иррационализма. Иррационалистические идеи в западной философии. Иррационализм в русской религиозной философии.

Интуитивизм. Интуитивизм о познавательных возможностях интеллекта и интуиции. Интуиция как способ постижения «абсолютных глубин мироздания» (А. Бергсон). Интуиция как сущностное видение реальности, непосредственное созерцание общего (Э. Гуссерль), способ осознания ценностей (М. Шелер). Интуитивизм Н. О. Лосского.

Основные направления современной западной философии: реализм, прагматизм, неопозитивизм, структурализм, философская антропология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, герменевтика, аналитическая философия.

^ ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. ФИЛОСОФСКАЯ,

РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Макрокосм и микрокосм. Положение человека во Вселенной. Феномен человека и его различные трактовки.

Исторические формы понимания мира. Космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм.

Понятие научной картины мира. Научная картина мира как высшая форма систематизации знания о нем. Онтологический, гносеологический и логико-методологический аспекты картины мира. Философская, религиозная, научная (специально-научная) картины мира.

Философская концепция мира, ее основная проблематика. Категория бытия в истории философии. Бытие и небытие. Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Бытие вещей, процессов, состояний, свойств, отношений. Бытие человека. Онтология как философское учение об определениях бытия. Категория бытия: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность.

Материя как философская проблема. Материя как философская категория. Критика понятия материя в истории философии и современной философии. Концепции материи в истории философии: материя как первооснова существующего, материя как вещество, материя как объективная реальность. Виды материи. Уровни организации материи. Синергетика как наука о процессах самоорганизации материи.

Движение как способ бытия материи. Позитивная и негативная аргументация существования движения. Противоречия движения. Парадоксы движения (апории Зенона). Классификация видов и форм движения. Движение и развитие. Система понятий движения: устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, абсолютность и относительность.

Время и пространство. Субстанциональная, реляционная, динамическая и статическая концепции времени и пространства. Пространство и время в истории философии и истории науки: концепции Р. Декарта, И. Ньютона, Г. В. Лейбница, И. Канта. Марксистская концепция пространства и времени. Теория относительности и ее философское значение. Время как мера человеческого существования и самоосуществления. Социальное пространство и время.

Научная (специально-научная) картина мира как образ реальности в конкретных областях фундаментального знания. Физическая картина мира и ее проблематика: проблема физической реальности, проблема субъекта и объекта в современной физике, проблема научного факта в физике, опытное подтверждение физического знания и др. Картина химической реальности. Картина биологической реальности. Картина технической реальности.

Религиозная картина мира. Философско-религиозная онтология: бытие как актуальное, возможное и потенциальное; бытие как единство и различение сущности и существования; бог как полное и совершенное бытие; неполнота и несовершенство мира; условие истинного бытия мира и человека.

Конвергенция и дивергенция философской, научной, религиозной картин мира как проблема.
^ ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Аспекты исследования сознания: психологический, логический, естественно-научный. Специфика философского подхода к изучению сознания. Проблема сознания в истории философии: концепции сознания в античной философии, концепции нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Гельвеций), концепции классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель). Диалектический материализм о сознании. Основные концепции сознания в современной западной философии. Психоанализ и проблемы сознания.

Философия сознания. Сознание и бытие. Созерцательный и деятельностный подходы к изучению сознания. Сознание и предмет сознания. Идеальность сознания. Формы бытия идеального. Конкурирующие концепции идеального в современной философии. Активность сознания и источники этой активности. Сознание как творчество. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Информационный подход к изучению сознания. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Волевые, эмоциональные, познавательные аспекты сознания. Чувственные формы сознания, рассудок, разум. Рациональное и иррациональное. Сознательное, подсознательное, бессознательное.

Происхождение сознания: философский и естественнонаучный аспекты. Проблема происхождения сознания в марксистской философии.

Проблема самосознания. Самосознание, самопознание, соотнесенность «Я» с мифом и самим собой. Становление человеческого «Я». Самонаблюдение и самооценка.

Сознание и общение. Виды и типы общения, их роль в становлении и развитии сознания. Сознание и язык. Язык как знаковая система и средство общения. Естественный и искусственный языки. Аналитическая, феноменологическая, экзистенциалистская программы анализа языка (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Семиотика. Семиотика как отрасль философского знания.

Функции сознания. Сознание как акты интериоризации и экстериоризации. Продуктивные и репродуктивные возможности сознания. Коммуникативная, интегративная, программирующая функции сознания. Функция передачи социального опыта. Сознание и общество. Индивидуальное и общественное сознание.
^ ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ

Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Упрощение и вульгаризированное представление об агностицизме как теории, отрицающей познаваемость мира. Скептицизм как предтеча и основание агностицизма. Классические формы агностицизма (Д. Юм, И. Кант). Проблемы, поставленные агностицизмом: границы познания, абсолютное и относительное в познании, познаваема ли сущность вещей, существует ли принципиально непознаваемые феномены, критерий познаваемости реальности. Современные концепции гносеологического скептицизма и гносеологического оптимизма.

Гносеология как наука о всеобщих определениях познания. Гносеология и когнитивная психология. Способы обоснования познаваемости мира: апелляция к самоочевидности, практическое подтверждение, логическая согласованность. Категории и понятия гносеологии. Принципы гносеологии как идеи, организующие и направляющие познавательный процесс. Закономерности познания.

Знание. Знание и действительность. Знание и информация. Знание «по истине» и «по мнению». Парадоксы знания. Предметность знания. Виды знания: опосредованное и непосредственное, объективное и субъективное, абсолютное и относительное. Типы знания: научное, художественно-образное, философское.

Познание. Познание как отражение (материализм), понимание и интерпретация (герменевтика), «установление выгодных отношений с объектом» (прагматизм), откровение (философско-религиозные концепции). Познание как постижение сущности объектов, интенция сознания на сущность. Познание как социокультурный феномен.

Отражение и познание. Отражение как познание, познание как отражение. Критика теории отражения в западной философии: отражение как упрощенная и донаучная концепция познания (неокантинианство, прагматизм). Познавательное и непознавательное отражение. Категории теории отражения (адекватность, чувственное отражение, идеальное воспроизведение и т.д.), категории теории познания (истина, чувственное познание и т.д.). Отражение и творчество. Гносеологический образ. Образ и язык.

Познание и диалектика. Диалектика как теория познания (марксизм). Проблема совпадения диалектики, логики, теории познания. Противоречивость познания. Качественные и количественные параметры познания.

Практика и познание. Практика как гносеологическая категория. Гносеологические функции практики в познании.

Объект и субъект познания. Объект и предмет познания. Современные представления об объекте познания: идеализированные объекты, ненаблюдаемые объекты, теоретические конструкты. Проблема индивидуального и коллективного субъекта познания. Диалектика субъекта и объекта познания.

Процесс познания. Уровни и формы познания. Познание как деятельность. Познавательные процедуры: абстрагирование, обобщение, генерализация, идеализация, классификация и т.д. Структура процесса познания: понимание, интерпретация, постижение, представление, определение познаваемой реальности.

Истина — центральная гносеологическая категория. Многообразие концепций истины: классическая концепция истины (истина как соответствие знаний действительности), когерентная теория истины (самосогласованность, непротиворечивость знания), прагматическая концепция (истина как полезность), операционалистская концепция (истина как результат оперирования понятиями), неопозитивистская концепция (истина — опытная подтверждаемость), конвенционалистская концепция (истина как результат соглашения), семиотическая теория истины (истина как формализованное знание). Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Проблема априорной истины. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии. Логические критерии истины. Практическое подтверждение истины.

Современная эпистемология, ее школы, направления, проблемы.

Тема 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА

Понятие «освоение мира», его многозначность и многоаспектность: освоение как познание, освоение как понимание, освоение как деятельность, освоение как наделение реальности смыслом, освоение как преобразование, освоение как интериоризация. Знание как предпосылка освоения. Виды освоения мира: практическое, духовное, духовно-практическое.

Место человека в мире и система его отношений к миру. Созерцательный и деятельностный характер отношений человека к реальности. Адекватные и неадекватные отношения человека и реальности, критерии адекватности. Праксеологический аспект исследования отношения человека к миру. Праксеология как наука о законах результативности человеческой деятельности (Т. Котарбиньский).

Практическое освоение мира. Практика как онтологическая категория. Объект и субъект практики. Основные определения практики: материальная деятельность, предметно-чувственный характер, целенаправленность и теленомичность, общественная природа. Универсальность и пластичность практики. Диалектика опредмечивания и распредмечивания в процессе практики. Объективное и субъективное в практике. Структура практики. Практика как процесс формирования человека и реальности. Ценностное освоение мира. Понятие ценности в философии. Концепции ценности в неокантинианстве, неопозитивизме, экзистенциализме, прагматизме, марксизме. Система аксиологических понятий: ценность, оценка, ценностное и оценочное отношения, ценностные представления, ценностные ориентации. Добро, красота, истина как высшие ценности человечества и онтологические реалии. Социальные ценности человека.

Духовное и духовно-практическое освоение мира. Понятия «духовный» и «духовно-практический». Процесс обретения человеком духовности. Духовное как особый тип социального единства. Проблема духовности в русской философии. Обыденное и философское понимание духовности.

Средства и способы духовно-практического освоения мира: нормы, цели, идеалы, смыслы, значения, чувства, эмоции, воля, убеждения, мировоззрения, прогнозы, планы, требования, императивы, максимы, верования, традиции.

Эстетическое освоение мира. Эстетическое отношение к природе, обществу, человеку.

Нравственное освоение мира. Религиозное освоение мира.
^ ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

Человек, общество и их взаимосвязи — объект исследования социальной философии. Социальная философии в структуре обществоведческих, антропологических и культурологических дисциплин.

Многообразие подходов в изучении объекта социальной философии: философско-антропологическая концепция, психоаналитическая ориентация социальной теории, функциональный подход в объяснении социальных явлений, органическая школа в социальной философии, историко-материалистическая концепция.

Основные парадигмы современной социальной теории: натуралистический редукционизм — концепция сведения социального к природному (французские материалисты, Л. Фейербах, Г. Спенсер, современный американский натурализм); социальный детерминизм (К. Маркс); культурный детерминизм (Д. Мид, Т. Парсонс). Концепция формальной рациональности — модель современного общества и перспектив его развития (М. Вебер). Методологические ориентации социальной философии: описание социальной реальности; объяснение и понимание социальных процессов; преобразование социальной действительности. Концепция радикального социального действия (теория социальной революции и классовой борьбы К. Маркса, негативная диалектика Г. Маркузе).

Проблематика социальной философии: философские проблемы исторического процесса, философия хозяйствования, философия общества, философия политических форм общества, философия культуры, философия человека.

Проблема предмета социальной философии. Перспективы нахождения инварианта социально-философского знания. Социально-всеобщее как принцип обнаружения предмета социальной философии. Основные определения (свойства) социально-всеобщего: экстенсивное (количественное) определение всеобщего; интенсивное (качественное) определение всеобщего; всеобщее как предельная сущность социальной реальности; всеобщее как процесс восхождения абстрактного к конкретному в познании общества; всеобщее как соотносительное с системой социально-философских категорий. Проблема закона и категорий социальной философии. Социальная философия как наука, изучающая качественное своеобразие человека и общества, их генезис и перспективы развития в их всеобщих определениях.

Структура социальной философии: философия истории, социология, методология социального познания, философская антропология. Исторический материализм — социальная философия марксизма.
^ Тема 8. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Сущность и основные понятия системного подхода. Общество как «большая система». Общество как сложная (сверхсложная) система. Общество как самоорганизующаяся система. Упрощение, абстрагирование, формализация, выделение аспектов — способы познания сложных (сверхсложных) систем. Общество как открытая система.

Природа и общество. Общество как природное, внеприродное и надприродное образование. Экология человека и общество. Направления и способы взаимодействия общества и природы. Моделирование как метод познания взаимодействия общества и природы. Отношение «природа–общество» как система.

Общество как полиструктурное образование. Принципы выделения общественных структур и структурирования общества. Структурирование общества по его основаниям: деятельность, общественные связи и отношения, общение, культура, сознание, человек.

Понятие деятельности в философии. Деятельность как основа существования общества и человека. Деятельность как культурно-исторический процесс. Деятельность и социализация реальности. Виды и типы деятельности. Продуктивная и репродуктивная деятельность. Основные детерминанты деятельности (потребности, интересы, ценности). Цели деятельности. Субъекты деятельности. Деятельность как ценность. Деятельность и творчество. Нравственное содержание деятельности. Американская философия действия: действие и практическая вера, нравственные цели деятельности, философская логика и реальные интересы людей (прагматизм, инструментализм Д. Дьюи). Теория социального действия М. Вебера: действие как акция по разрешению жизненных проблем и противоречий; типы социального действия; развитие теории социального действия в западной философии (теория социального поведения Т. Парсонса).

Социальные связи и отношения. Марксистская концепция общественных отношений: общество как система общественных связей; объективная детерминированность общественных отношений; отношения материальные и идеологические; многообразие социальных связей: социально-классовые, социально-политические, национальные, национально-демографические, семейно-бытовые, социокультурные. Функциональный подход в изучении социальных связей: общественные связи как аналог природных (Г. Спенсер); социальная связь как отношения соответствия между «жизненными движениями» и потребностями организма (Э. Дюркгейм): базовые органические потребности, общество, культура, социальный институт (Б. Малиновский); социальные функции и дисфункции (Р. Мертон).

Общение как предпосылка и основание общественных отношений в филогенезе и отногенезе. Этология и проблемы общения (П.А. Кропоткин, Р. Шовен). Проблема общения в персонализме (Э. Мунье), экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр). Диалогический характер общения (М. Бахтин, В. Библер, М. Бубер). Психология общения. Коммуникации и общение (К. Черри). Общение и общность. Виды общения: с реальным партнером, воображаемым партнером; общение материальное, духовное, эмоциональное.

Структурирование общества по его основным сферам. Материально-производственная, социальная, политическая и духовная сфера жизни общества, их общие черты и специфика. Опосредованность сфер жизни общества и их взаимовлияние. Причинные связи сфер жизни общества. Функциональные отношения между ними. Диалектика сфер общественной жизни. Структурирование общества по его субъектам. Народ как главный субъект общественной жизни. Марксистское понимание общественных классов. Классы в оценке и интерпретации современной западной философии. Социальные слои и социальные группы. Теория социальных групп. Проблема маргинальных социальных групп. Нации, народности, этнические группы. Национальные отношения в современном обществе.
^ Тема 9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Марксистская парадигма духовной жизни общества и общественного сознания. Общественное бытие и общественное сознание. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания и его обратное влияние на общественное бытие. Структура общественного сознания. Материальная детерминированность духовного производства.

Альтернативная концепция духовной жизни общества. Критика марксистской парадигмы общественного сознания: общественное бытие и общественное сознания — теоретически недопустимые и некорректные (слишком сильные) абстракции; принципиальная неэлиминируемость (неисключаемость) сознания из общественной жизни; марксистская концепция общественного сознания как упрощенная картина духовной жизни общества; марксистская версия общественного сознания как вариант механического детерминизма.

Виды сознания в обществе. Политика и политическое сознание. Уровни политического сознания. Ценностные ориентации политического сознания. Плюрализм в политическом сознании. Проблема консенсуса в политике и политической идеологии. Смена парадигмы в современном политическом сознании.

Правосознание. Право и правосознание. Правопонимание — исходный пункт правосознания. Концепция «естественного права человека». Основополагающие принципы правосознания: справедливость, свобода личности, долг, ценность личности. Уровни и социальные функции правосознания.

Нравственное сознание. Происхождение и роль морали и нравственного сознания в обществе. Проблема нравственных отношений. Общечеловеческие ценности в нравственном сознании. Основные понятия морали. Политика и мораль. Нравственные основания философии. Нравственное сознание и технический прогресс.

Эстетическое сознание. Искусство как основной элемент эстетического сознания. Специфика эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое сознание и духовность человека. Труд и эстетическое сознание.

Религиозное сознание. Религиозное сознание в структуре религии. Мировые религии. Специфика и структура религиозного сознания. Религия и культура. Религия и нравственность. Религия и духовность. Религия и смысл жизни человека. Феномен религиозной философии.

Формирование экономического, экологического, исторического видов сознания.

Типы сознания. Понятие «тип сознания» и типология сознания в обществе. Сознание мифологическое, утопическое, идеологическое, тоталитаристское (авторитаристское), рационалистическое, научное (теоретическое), сознание «здравого смысла», религиозное, консервативное.

Уровни сознания общества: теоретический и обыденный, сознание донаучное, научное, вненаучное. Проблема общественной идеологии в социальной философии. Идеология как ложное сознание (К. Маркс). Идеология как теоретическое систематизированное сознание общественного класса (В. И. Ленин). Идеология как ценностное сознание (Т. Гайгер, Г. Альберт). Идеология как теоретизированные взгляды класса, добившегося господства (К. Мангейм). Идеология как социальная технология (Р. Дарендорф). Идеология и утопия (Д. Белл). Роль идеологии в жизни общества. Идеология и сознание личности: проблема взаимодействия.

Понятие менталитета. Менталитет как специфический, устойчивый тип сознания социальных, национальных, религиозных структур. Социальная психология как общественное явление и наука. Психология социальных слоев, классов, групп. Психология коллектива и психология толпы. Социальный характер (Э. Фромм). Общественная память, социальные традиции, социальный опыт. Массовое сознание, его специфика и роль в обществе. Общественное мнение.
^ Тема 10. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Философия и ее место в системе наук о культуре. Философия культуры, культурология, история и теория культуры, социология культуры. Философия культуры как дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и ее всеобщих определениях.

Основные принципы культуры. Различие наук о природе и наук о культуре как различие по методу их исследования (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Проблемы жизни и культуры, кризиса культуры, переоценки ценностей и «воли к власти» в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Проблемы культуры, религии, свободы и творчества в русской философии конца ХIХ – начала ХХ века. Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Идеальные типы культуры М. Вебера. Структурно-функциональный подход в науке о культуре (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон). Символическая теория культуры (Э. Кассирер). Герменевтика и проблема культуры. Культура как социально детерминированный феномен (К. Маркс).

Определение культуры. Многоаспектность и целостность культуры. Культура как система. Материальная и духовная культура. Виды культуры: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная. Общечеловеческое в культуре.

Функции культуры: познавательная, коммуникативная, регулятивная, адаптивная, социализаторская.

Культура и ценности. Проблема аксиологического понимания культуры. Ценности как ядро культуры. Природа ценности. Ценность, значимость, значение, смысл. Ценность и оценка. Многообразие ценностей, типы и уровни культуры.

Культура и природа. Диалектика природного и культурного. Жизнь, разум, культура как планетарные явления. Идеи В. И. Вернадского о процессе «космизация культуры». Антропогенез и культурогенез. культура и отношение человека к природе: экономический аспект, экологический аспект, этический и эстетический аспекты.

Культура и личность. Свобода человека как универсальная ценность культуры. Культура — сфера самораскрытия и самореализации человека. Культурно-ценностные ориентации человека.

Проблема развития культуры. Альтернативные концепции культурного прогресса. Критерий культурного прогресса. Духовное единство человечества и процесс взаимовлияния культур. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Тема 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ЛИЧНОСТЬ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ

^ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Философские проблемы человека. Многообразие философских концепций, объясняющих природу и сущность человека в современной социальной философии.

Экзистенциалистская концепция человека. Экзистенция как бытийственная характеристика человеческой реальности. Подлинное и неподлинное существование. Побуждения к подлинному существованию («страх», «экзистенциальная тревога» и др.). Проблема человеческого выбора и решения в экзистенциализме. Проблемы человеческой свободы. Гуманистические ориентации экзистенциализма.

Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Структура личности: «Оно», «Я», «Сверх–Я». Сексуальность и агрессивность как поведенческие доминанты человека. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека. Вина и страх как средства регуляции отношений человека с обществом и культурой. Человек в системе репрессивной культуры. Проблема человеческого счастья. Идея соединения фрейдизма с марксизмом (Э. Фромм). Неофрейдизм. Модернизированный психоанализ (К. Юнг). Перспективы психоанализа.

Социальный биологизм — современная натуралистическая версия в объяснении природы человека. Методология и теоретическое обоснование биологического редукционизма. Социальный этологизм (К. Лоренц, Р. Ардри): поведение животных как модель поведения человека. Принцип территориальности как биологический детерминант агрессивности человека. Биологический вариант «общественного договора».

Философская антропология — наука о природе и сущности человека (М. Шелер, Г. Плесснер). Ориентация философской антропологии на использование конкретно-научного знания. Парадокс Шелера: конкретно-научный подход к человеку как удаление от понимания его природы; разрешение этого парадокса. Проблематика философской антропологии: «собственно человеческое бытие», что есть человек, человек и бог, человек и животное. «Материальная этика» М. Шелера. Биологическая антропология (Г. Гелен), культурно-философская антропология, религиозная антропология.

Персонализм как философско-религиозная концепция личности. Личность как высшая ценность. Свобода и нравственное воспитание личности. Значение личностного общения в формировании человека.

Марксистская концепция человека. Человек как совокупность всех общественных отношений. Труд, общение, сознание как предпосылки становления и развития человека. Социальная природа человека. Всесторонне развитая личность как принцип и цель коммунизма.

Природа человека как дискуссионная проблема: концепции биологической, социально-биологической, социальной природы человека. Антропосоциогенез. Социальная и биологическая программа в развитии человека. Поведение человека и законы генетики. Сущность человека. Социальное наследование в развитии человека. Современный человек. Перспективы человека. Человек как деятельное существо. Активность и деятельность. Деятельность как адаптивная способность человека. Опредмечивание и распредмечивание — свойство человеческой деятельности. Социализация человека и реальности в процессе деятельности. Теория человеческого действия в бихевиоризме (Б. Скиннер) и прагматизме. Духовность человека. Созидание общественных предметов в процессе духовной деятельности. Деятельность и творчество. Феномен отчуждения человека (Г. Гегель, К. Маркс, Г. Маркузе). Концепция одномерного человека (Г. Маркузе). Формы и перспективы преодоления отчуждения человека.

Личность человека, ее сущность и структура. Формирование и развитие личности. Поведенческие доминанты личности. Факторы, определяющие развитие человека как личности. Функциональная (ролевая) теория личности (Б. Г. Ананьев, Р. Мертон). Идеал личности.

Человеческая индивидуальность. Философские основы теории индивидуальности, ее структура и границы. Индивидуализация как способ существования человека в мире, форма и критерий его развития. Телесная, духовная и эмоционально-психологическая индивидуальность. Восприятие и оценка индивидуальности. Талант и гений. Воспитание как диалог с индивидуальностью.

Свобода и ответственность человека. Свобода как ведущая историко-философская проблема. Современные концепции свободы. Либерализм — идеология человеческой свободы. Социализм: идеи равенства и справедливости.

Смысл человеческой жизни. Материалистическая и религиозно-философская (С. Франк) концепции смысла жизни. Границы человеческого бытия. Жизнь и смерть как философская проблема. Человеческое бессмертие, его витальный и социальный аспекты. Назначение человека. Проблема человеческого счастья. Философское понимание человеческой любви. Ценность и самоценность. Самореализация и самоутверждение человека.
^ Тема 12. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Концепции и модели общественного развития: экономическая, культурологическая, философско-религиозная, антропологическая.

Концепция органического развития общества (О. Конт, Г. Спенсер). Общество как аналог природного организма. Разделение функций в обществе как фактор его прогресса. Эволюция социального организма как способ и форма его развития.

Концепции циклического развития общества. Циклическая теория как антитеза однолинейной прогрессистской модели развития; замкнутые культуры и этапы их развития; культура как основание развития общества (О. Шпенглер). Концепция локальных цивилизаций (Н. Данилевский, П. Сорокин). Теория «вызова и ответа» А. Тойнби.

Концепция стадийного развития общества. Теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу). Теория традиционного, индустриального, постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл, Д. Гелбрейт, А. Тоффлер).

Концепция формационного развития общества (К. Маркс). Понятие общественно-экономической формации. Смена общественно-экономической формации — направление общественного развития. Познавательные ресурсы концепции формационного развития общества.

Цивилизационные аспекты человеческого бытия и человеческой истории. Основные значения понятия «цивилизация». Цивилизация как существование и развитие человека посредством культуры. Цивилизация и природа. Дикость, варварство, цивилизация. Товарное производство — экономическое основание цивилизации. Демократия как политическая форма цивилизации. Плюрализм идеологий, мнений, высказываний — условие существования и развития цивилизации, либерализм — ее ведущая идеология.

Цивилизационный подход как путь мирного эволюционного развития. Этические основания цивилизации. Тоталитаризм как противоположность цивилизованности. Всеобщность, необходимость и непрерывность цивилизационного процесса. Цивилизованность как процесс и результат развития человека и общества.

Философия истории — область социально-философского знания, исследующая онтологические и гносеологические вопросы человеческой истории. Историчность человеческого бытия. Многообразие культур и цивилизаций, их взаимодействие. Многовариантность исторического процесса. Проблема аксиологической оценки истории. Проблема единства исторического процесса, альтернативные позиции в ее решении.

Общественный прогресс: прогрессистские и антипрогрессистские концепции. Противоречивость общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.

Смысл истории. Правомерность постановки этого вопроса. Основные концепции смысла истории: восхождение человека к свободе (Г. Гегель), развитие человека посредством радикального социального действия (К. Маркс), религиозно-нравственное возрождение человека (Ж. Маритен).

Факторы, определяющие развитие истории. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

Проблема социалистического пути развития человечества. Социализм (коммунизм): будущее человечества или его «историческая трагедия» (Э. Бжезинский).

Современная Россия: тенденции и альтернативы развития. Россия в контексте мировой цивилизации. Русская идея. Будущность России: вестернизация или оригинальный пути развития. Россия и концепция «догоняющей модернизации».


Тема 13. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО–ТЕХНИЧЕСКОМ

^ МИРЕ. РОЛЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ

ОБЩЕСТВА

Понятие информационно-технического мира. Техника как элемент информационно-технической системы общества. Философия техники, ее предмет и проблематика. Техника как вид деятельности человека. Техника в контексте человеческой культуры. Техника в социальном и аксиологическом измерениях: техника как производительная сила общества (К. Маркс), «политическая интенциональность» техники (Г. Маркузе), «техника как идеология» (Ю. Хабермас), человек в технической цивилизации (Х. Шельский). Техническое знание, его специфика и роль в обществе.

Проблема информации в современном обществе. Информация как объект философского и конкретно-научного исследования. Содержание информационного процесса. Сознание, отражение, информация. Идеальное и информация. Проблема объективности информации. Виды информации. Социальная информация. Информация и научная картина мира. Человечество на пути к информационному обществу.

Информация и наука. Наука как система знания, деятельности и социальный институт. Социокультурные детерминанты науки. Исторические этапы становления и развития науки.

Научное знание. Критерии, эталоны и идеалы научности. Формы реализации научного знания: научный факт, закон, теория, гипотеза. Методы научного познания.

Рациональность — сущностная характеристика научного знания. Оппозиции «рациональное-эмпирическое», «рациональное-иррациональное» в истории философии и современной философской мысли. Модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Корнап), дедуктивистская (К. Поппер), эволюционистская (С. Тулмин). Типы рациональности. Рациональность и обыденное сознание.

Рациональность: знание и реальность. Онтологический и гносеологический аспекты рациональности. Рациональность и социальное познание. Рациональность и гуманитарное познание. Рациональность и социальные ценности.

Рациональность как принцип западной цивилизации. Традиционная и рациональная культуры. Теория «формальной рациональности» (М. Вебер).

Виды рационального действия. Рационалистическая личность и ее социальные ориентации и установки. Возможность рационально организованного общества (концепции неоконсерватизма, либерализма, марксизма).

Тема 14. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Философский подход к изучению глобальных проблем современности. Понятие глобальной проблемы. Глобальные проблемы — проблемы, следующие из сущности и противоречивости современной цивилизации. Философия глобальных проблем как особая философская дисциплина, ее проблематика и предмет. Философия и глобалистика. Философия и футурология.

Современные глобалистские концепции и теории (А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер, Н. Моисеев). Глобальное единство человечества и пути его достижения — основные проблемы философии глобальных проблем. Варианты решения этой проблемы: создание транснациональных политических и экономических структур, мирового правительства, создание экологически сбалансированной экономической системы, становление глобального сознания, глобальной культуры нового типа, формирование нового миропорядка.

Методология познания и решения глобальных проблем. Утопия и антиутопия как способы осознания современных проблем (О. Хольме, Д. Оруэлл). Глобальное моделирование и глобальное прогнозирование. Модели мира и прогнозирование перспектив общественного развития. Сценарии глобальных катастроф, их последствий и возможности предотвращения (Н. Моисеев). Стратегия выживания человечества в современных условиях. Концепции устойчивого общества и устойчивого развития.

Экологическая проблема. Экосоциальный анализ системы «общество-природа». Природа как объект и как ценность. Формирование экологического сознания. Экология как форма самосознания цивилизации. Экологизация научной картины мира. Экологический кризис, модели и сценарии выхода из него. Концепции экологического гуманизма, экологического социализма, экологического материализма (К. Амери). Теоретическое содержание идеи ноосферы (П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский). Проблема разума в философии русского космизма (К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров).

Проблема термоядерной катастрофы человечества. Вероятность возникновения термоядерной катастрофы. Теория ограниченной ядерной войны. Возможные причины возникновения ядерной войны: концепция врожденной агрессивности человека, концепция агрессивности современного империализма и «красной угрозы», концепция случайного возникновения войны. Варианты и версия предотвращения ядерной катастрофы (Г. Кан, Н. Фридмэн). Необходимость нового политического мышления. Философия и этика ненасилия.
^

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ


  1. Понятие мировоззрения. Философское мировоззрение

  2. Философия, ее предмет и функции

  3. Исторические формы материализма

  4. Исторические формы диалектики

  5. Метафизика, рационализм, иррационализм как философские учения

  6. Идеализм и его разновидности

  7. Бытие и материя
  8. ^

    Философская и научная картина мира


  9. Движение как способ бытия материи

10.Пространство и время

11.Понятие сознания в философии. Проблема идеального

12.Отражение и сознание

13.Происхождение сознания

14.Общественно-исторический характер сознания

15.Понятие закона в философии. Законы диалектики

16.Понятие категорий в философии. Категории диалектики

17.Основные принципы гносеологии

18.Ступени и уровни познания

19.Практика и познание

20.Проблема истины в философии

21.Научное познание, его специфика

22.Формы и методы научного познания

23.Системный подход в познании. Понятие системы, структуры, функции

24.Детерминизм и индетерминизм

25.Идеалы, нормы, цель как формы освоения человеком действительности

26.Социальная философия, ее предмет и проблемы

27.Основные парадигмы современной социальной философии

28.Материалистическая концепция истории

29.Идеалистическая концепция истории

30.Проблема закона и категорий социальной философии

31.Социальные связи и отношения

32.Общество как система. Основные общественные структуры

33.Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная

34.Материальное производство и его роль в обществе

35.Проблема деятельности и ее формы в социальной философии

36.Духовная жизнь общества

37.Виды сознания в обществе

38.Политическая идеология и правосознание

39.Искусство, мораль, религия

40.Уровни общественного сознания. Общественная идеология и социаль­ная психология

41.Философский анализ культуры

42.Культура и личность. Культурно-ценностные ориентации личности

43.Концепции человека в истории культуры

44.Современные концепции человека

45.Природа человека как дискуссионная проблема. Социальное и биоло­гическое в человеке

46.Понятие личности. Личность и индивидуальность

47.Основные концепции общественного развития

48.Цивилизационный и формационный подходы к исследованию общества

49.Общественный прогресс и его критерии

50.Россия в контексте мировой цивилизации

51.Наука как форма знания и социальный институт

52.Глобальные проблемы современности


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 1996.

  2. Барулин В.С. Социальная философия: В 2-х ч. - М., 1993.

  3. Введение в философию: В 2-х кн. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

  4. Гладков В.А. Философский практикум. - М., 1994.

  5. Диалектика вчера, сегодня, завтра. Иркутск, 1996.

  6. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. - М., 1996.

  7. Кислов Б. А. Проблема оценки. Иркутск, 1985.

  8. Кислов Б. А., Корецкая Л. Ф., Туев В. А. Философия: Учеб. пособие. Иркутск, 1997. – Ч. 1.

  9. Кислов Б. А., Туев В. А., Ткачев В. С., Ткачева М. Л. Философия: Учеб. пособие. Иркутск, 2001. – Ч. 2.

  10. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1995.

  11. Круликовский А. И., Корецкая Л. Ф., Ткачева М. Л. Философия: Учеб. пособие. Иркутск, 2000. – Ч. 3.

  12. Мир философии: В 2-х ч. - М.,1991.

  13. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М., 1994.

  14. Немировская Л.З. Философия. - М., 1995.

  15. Опорные конспекты по философии (электронный вариант): Диск I, папка Stady, папка Методички и программы по курсам, папка каф. философии, файл — конспекты «Философия».

  16. Основы философии в вопросах и ответах. - Ростов - н- Д., 1997.

  17. Очерки социальной философии. - М., 1994.

  18. Радугин А.А. Философия. - М., 1996.

  19. Соотношение социальной философии и теоретической социологии. Иркутск, 1999.

  20. Социальная философия: учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко и др. - М., 1995.

  21. Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. - М., 1994.

  22. Ткачев В. С. Идеалы русской интеллигенции: сравнительный анализ общественной мысли России XVIII – начала XX века. Иркутск, 1998.

  23. Туев В. А. Интеллект и творческие способности. Иркутск, 1996

  24. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории). Иркутск, 1999.

  25. Философия русского космизма. Иркутск, 1992.

  26. Философия: учебник /Под ред. В.Д. Губина и др. - М., 1996.

  27. Философия: учебник /Под ред. Н.И. Жукова. - Минск, 1996.

  28. Философия: учебник /Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-н-Д., 1996.

  29. Философия: учебник /Под ред. М.А. Булатова и др. - Киев, 1994.

  30. Хрестоматия по философии. - М., 1997.



ФИЛОСОФИЯ

Программа курса и методические материалы

для поступающих в аспирантуру


Составители: д-р филос. наук, проф. Б. А. Кислов, д-р филос. наук, проф. В. А. Туев, д-р филос. наук, проф. Ткачев В. С., канд. филос. наук, доц. Ткачева М. Л., канд. филос. наук, доц. Корецкая Л. Ф., канд. филос. наук, доц. Казинцева М. Д.




ИД № 06318 от 26.11.01.

Подписано в печать 17.03 .03. Уч.-изд. л. 1, 6 Сервер университета.


Издательство Байкальского государственного университета экономики и права.

664015, Иркутск, ул. Ленина, 11.

Отпечатано в ИПО БГУЭП.






Скачать 376.9 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер376.9 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх