Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия» для студентов 2 курса филологического факультета по специальности «Иностранный язык» на 4 icon

Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия» для студентов 2 курса филологического факультета по специальности «Иностранный язык» на 4



Смотрите также:
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия»...
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «История зарубежной литературы»...
Практикум по обработке конструкционных материалов Рейтинговая система оценки по дисциплине...
Правила Рейтингового контроля знаний студентов факультета инженерной механики (фим) по...
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине...
Учебной работе факультета физико-математических и естественных наук /Фищук А. П...
Учебной работе факультета физико математических и естественных наук / Фищук А. П...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса...
Положение о рейтинговой системе Оценки знаний студентов по дисциплине...
Программа курса для специальности №020100 Философия Москва 2010...
Факультет инженерной механики Кафедра промышленной безопасности и охраны окружающей среды...



скачать
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Философия»

для студентов 2 курса филологического факультета

по специальности «Иностранный язык» на 4 семестр

( преп. Собольникова Е.Н.)

4 семестр ( аудиторных – 36 ч., лекции – 18 часов, практических – 18 часов)

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ и контроля


1 аттестация

2 аттестация

3 аттестация

Итого

32

34

34

100


^ Таблица 2

Виды контроля успеваемости на аудиторных и внеаудиторных занятиях





^ Виды контрольных мероприятий

баллы

недели

занятия

1

Контроль за посещением и работой на лекционном занятии

1

1-6

аудиторные

2

Работа на семинарских занятиях: тема № 1-4

0-6

1,3

аудиторные

3

Понятийный аппарат (тест) (222 ауд., модуль 1)

0-5

4

внеаудиторное

4

Самостоятельная работа: реферативная работа по темам № 1,2

0-3

2,3

внеаудиторное

5

Написание рефератов по философии, Работа над эссе «Философский портрет»

0-3

2

аудиторные




Итого:

32







6

Контроль над посещением лекций

0-1

7-11

аудиторные

7

Работа на семинарских занятиях:

тема 5-7

0-6

5,7

аудиторные

8

Понятийный аппарат (тест) 222ауд. Модуль 2

0-3

6

внеаудиторное

9

3. Философские эссе, рефераты

0-3

8

внеаудиторное

10

4. Конспект по теме самостоятельной работы № 3, 4

4

9

внеаудиторное




Итого:

34







11

Контроль над посещением лекций

1

12-18

аудиторные

9

Работа на семинарских занятиях: тема 8, 9

0-6

10,12

аудиторные

10

Понятийный аппарат (тест)

0-4

11

внеаудиторное

11

Конспект по теме самостоятельной работы № 5

5

12

внеаудиторное

12

Создание презентации по темам практических и лекционных занятий

10

13

аудиторные




Итого:

34








Приложение 1. Темы семинарских занятий

Тема 1. Древневосточная философия

  1. Характеристика особенностей развития образа жизни и мировоззрения древне­восточных цивилизаций.

  2. Основные направления древнекитайской философии Инь-Ян.

  • Даосизм.

  • Конфуцианство.

  • Моизм. Легизм.

  1. Древнеиндийская цивилизация. Веды. Особенности индийской философии.

  • Ведическая философия

  • Философия Упанишад.

  • Буддизм и джайнизм.

4. Работа с текстами первоисточников.

Основные понятия: консерватизм, этика, ритуал, Дао, конфуцианство, религия, антропологизм, варны, "Веды", самхиты, аскеза, магия, упанишады, брахманы, сансара, карма, мокша, дхарма, нирвана, буддизм, йога, джайнизм.


Литература:

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия М., 1993.

Концепция человека в традиционной китайской культуре М., 1992.

Кривцов В.А. Эстетика даосизма М., 1993.

Лукьянов А.Е. Лао-Цзы (Философия раннего даосизма) М.,1991.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская философия М., 1994.

Мамевин В.В. Конфуций М., 1992.

ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней философии М., 1981.

Шохин В.К.Брахманистская философия М.,1991.

Тема 2. Античная философия

1.Зарождение античной философии

• Цивилизация Античности. Древняя Греция и Древний Рим. Основные этапы ан­тичной философии.

• Особенности античной философии. Космизм.

• Стихийный материализм. Милетская школа. Гераклит - родоначальник диалек­тики. Ксенофан.

• Наивный идеализм. Пифагор. Элеаты.

• Атомистический материализм Демокрита.

2. Классическая античная философия

• Идейно исторические предпосылки софистики. Учение об истине и ее критериях софистов.

• Этика и антропологизм Сократа.

3. Платон - создатель классической системы идеализма.

• "Теория идей" Платона

• Этические и эстетические взгляды Платона.

• Учение об идеальном государстве.

4. "Метафизика" Аристотеля

• "Метафизика" Аристотеля. Материя и форма.

• Аристотель - отец логики.

• Этика и политический идеал Аристотеля.

5. Практическая часть: Эллинистическая философия.

• Эллинизм и киники

• Скептицизм.

• Эпикуреизм (ранний и поздний).

• Стоицизм.

• Неоплатонизм.


^ Основные понятия:
античность, архэ, космизм, антропологизм, апейрон, софисты, натур­философия, стихийный материализм, идеализм, диалек­тика, пантеизм, монизм, плюрализм, атомизм, софисти­ка, маевтика, логос, деизм, детерминизм, эманация, Единое, катарсис, экстаз.

^ Основные школы и имена: Милетская школа, Фалес, Гераклит, Пифагор. Ксено­фан. Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристо­тель, Эпикур, Сенека, Диоген.


Литература:

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. Т.1. М., 1975.

Асмус В.Ф. Платон М., 1990

Исторические типы философии М.,1989.

История философии в кратком изложении М., 1991.

История философии. Запад – Россия – Восток М., 1995.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении М., 1989.

Мир философии М..1991, т.1, т.2.

Платон. Государство // Собрание соч. В 4-х т. Т.3. М., 1982.

Хрестоматия по истории философии М., 1994. т.1.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии M..1991.


Тема 3. Западноевропейская философия Средневековья и эпохи Возрождения.

  1. Философия Средневековья

  • Основные черты и этапы средневековой философии Западной Европы. Формирование христианской идеологии.

  • Апостольский период. Апологетика. Патристика. Восточная и Западная патристика.

  • А.Августин. Христианская догматика "Верую, чтобы понимать"

  1. Средневековая схоластика

  • Важнейшие проблемы схоластики Реализм, номинализм, концептуализм. П.Абеляр.

  • Расцвет схоластики Ф.Аквинский. Томизм.

  1. Философия эпохи Возрождения

  • Особенности и основные направления философии эпохи Возрож­дения. Гуманизм и антропоцентризм Ренессанса. Идеал человека. Ф.Петрарка.

  1. Ренессанское естествознание и натурфилософия

  • Пантеизм Н.Кузанского.

  • Научные открытия и изобретения Н.Коперника, Дж. Бруно. Г.Галилея, Леонар­до да Винчи.

  1. Политические и религиозные идеи эпoxu Возрождения

  • Политическая философия Н.Макиавелли.

  • Идеология Реформации. Э.Роттердамский. Лютеранство. Кальвинизм.

  • Социалистический идеал Т.Мора и Т.Кампанеллы.


Основные понятия: теоцентризм, апологетика, Священное писание, пат­ристика, Священное предание, догматика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, томизм, ереси, Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия, пантеизм, деизм, реформация, люте­ранство, кальвинизм, утопический социализм.

Литература:

1.Радугин А.А. Философия: курс лекций М., 1995. Лекция 6.

2.Аврелий Августин. Исповедь М., 1991.

3.Аврелий Августин. Исповедь. О граде Божьем (фрагмент) // Мир философии. В 2-х ч., ч.1, с.483-485.

4.Боргаш Ю. Фома Аквинский М., 1975.

5.Гуревич А.Л. Культура и общество средневековой Европы глазами современников М., 1989.

6.Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье

7.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика М., 1979.

8.Рассел Б. История Западной философии М.,1994.

9.Соколов В.В. Средневековая философия М., 1979.

С-Петербург, 1994.

10.Философский энциклопедический словарь М., 1991.

11.Фома Аквинский. Сумма теологии (фрагмент) // Мир философии. В 2-х ч., ч.1, с.483-485.

Тема 4. Европейская философия Нового времени.

1.Философия Нового времени XVII

• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо­фии естествознания и познания.

• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"

• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".

• Английский идеализм и агностицизм.

2. Философия эпохи Просвещения 18 века.

• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо­хи.

• Философия французских материалистов - энциклопедистов

3. Философия И.Канта

• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.

• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.

• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.

4. Философская система объективного идеализма Гегеля.

• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.

• "Философия природы"

• "Философия духа" , "Философия истории"

• Диалектика и ее законы.

^ 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

• Критика философии Гегеля.

• "Сущность христианства"

• Антропологический материализм.

• Нравственный идеал "разумного эгоизма".


^ Основные понятия:

механистическая картина мира, детерминизм, деизм, пантеизм, метафизика, гносеология, сенсуализм, эмпи­ризм, индукция, рационализм, дедукция, агностицизм, монадология, априоризм, рационализм, идеализм, натурфилософия, деизм, агнос­тицизм, категорический императив, Абсолютная Идея, Абсолютный Дух, диалектика, законы диалектики, гно­сеология, антропологический материализм, "разумный эгоизм"


Литература:

1.Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч., ч.1. М., 1991. С.249-254.

2.Вольтер Ф. Философские сочинения М., 1980.

3.Декарт Р. Рассуждение о методе // Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч., ч.1. М., 1991. С.497-499.

4.Заиченко Г.А. Д.Локк М., 1988.

5.Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени М., 1989.

6.Кузнецов Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки М., 1970.

7.Ляткер Я.А. Декарт М., 1975.

8.Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII в М., 1983.

9.Нарский И.С. Западноевропейская философия VXII века М., 1974.

10.Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии СПб., 1994.

11.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа М., 1994.

12.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия М., 1986.

13.История философии в кратком изложении М., 1991.

14.Любутин К.Ф. Фейербах. Философская антропология Свердловск. 1988.

15.Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 С.508-512, 521-525: Ч.2. С.240-244.

Тема 5. Современная западная философия XIX-XX веков.

1. Неклассическая философия XIX-XX веков.

• Основные черты, особенности неклассической философии 19-20 веков.

• Основные направления и представители неклассической и современной запад­ноевропейской философии.

2. Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра.

• "Мир - как воля и представление"

• "Житейские мудрости"

3. "Философия жизни" Ф.Ницше

  • "Воля к власти".

  • Отношение к христианству. "Антихристианин".

  • "Апология рабства"

  • Идеал "Сверхчеловека".

4. Экзистенциализм - философия существования.

  • Источники экзистенциализма. Экзистенция. Феноменология Э.Гуссерля.

  • С.Кьеркегор - основоположник экзистенциализма.

  • Идея подлинного и не подлинного существования.

  • Религиозный и атеистический экзистенциализм.

  • М.Хайдеггер, К.Ясперс, - бытие человека в мире. Ж П.Сартр , А.Камю – бытие человека в обществе. “Человек бунтующий ".

5. Позитивизм и его этапы развития

• Основные идеи позитивизма . О.Конт

• Эмпириокритицизм. (Махизм.) Мах Авенариус.

• Неопозитивизм (Венский кружок. Л.Витгенштейн, Б.Рассел)

• Лингвистическая философия.

6. Американский прагматизм У. Джемс.

7. Философия психоанализа

• З.Фрейд. Фрейдизм. Структура человеческой психики.

• Э.Фромм. Неофрейдизм.


^ Основные понятия:
иррационализм, волюнтаризм, фидеизм, пессимизм, фи­лософия жизни, экзистенциализм, феноменология, пози­тивизм, эмпириокритицизм, верификация, прагматизм, психоанализ.

Литература:

1.Губман Б. Западная философия культуры Тверь. 1992.

2.История философии (Запад – Россия – Восток) М., 1995.

3.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.// Сумерки богов М., 1989.

4.Кьеркегор С. Или – или М., 1991.

5.Ницше Ф. Воля к власти М., 1994.

6.Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов М., 1989.

7.Фрейд 3. Психология бессознательного М.,1986.

8.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура М., 1992.

9.Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления М., 1993.

10.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление М.,1993.

11. Джемс У. Что такое прагматизм // Вестник МГУ. 1993. N3.


Основные проблемы философии.

Тема 6. Проблема бытия (онтология).

Онтология как наука о бытии.

  • Мир и человек.

  • Бытие и его формы.

  • Монизм, дуализм, плюрализм.

Материальное и духовное: предел противоположности.

  • Что такое материя?

  • Какое определение материи называют философским?

  • Назовите основные свойства материи.

  • Что такое дух, душа? Какими свойствами обладает духовное?

  • Что первично – материя или дух? Аргументируйте свой ответ.

Пространство и время как философские категории.

  • В чем различие в подходах к пониманию времени и пространства идеализма и материализма?

  • Докажите, что отказ от признания объективности пространства и времени ведет к идеалистическому решению основного вопроса философии?

4.Проблема единства мира. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем.


Основные понятия: онтология, материя, материализм (наивный материализм, натурфилософия, метафизический материализм, механистический материализм, диалектический материализм) идея, идеализм (объективный и субъективный), дух, сознание, бытие, небытие, ничто, время, пространство, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, хаос, точка бифуркации, диссипативная структура, синергетика, самоорганизация.


Литература:


Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7. С.114-141.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Грот М. О времени. // Вопросы философии и психологии. М., 1894. ч.5. кн.23-24.- №9. - С. 248-280. (в отделе редкой книги)

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии М., 1986.

Иванцов Н. Проблема бытия внешнего мира // Вопросы философии и психологии 1893. №18 С.11-26. (в отделе редкой книги)

К определению понятия «материя» // Философские науки. 1989.-№12.

Кистяковский Б. В защиту научно-философского идеализма // Вопросы философии и психологии . 1907. №1- С.57-40. (в отделе редкой книги)

Князева М.А., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидиние // Вопросы философии. 1992.-№12.

Лопатин Л. Спиритуализм, как монистическая система философии // Вопросы философии и психологии 1907. №2 (27) –С.168-185. (в отделе редкой книги)

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура М., 1991.

Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса М., 1986.

Челпанов Г. К вопросу о материализме // Мир Божий. 1897. №8. С.1-22 (в отделе редкой книги)

Челпанов Г. Мозг и мысль (критика материализма) // Мир Божий 1896. -№1. С.28-48. (в отделе редкой книги)

Юрченко А.И. К проблеме понимания категории «материя» // Философские науки. 1989. №9.

^

Тема 7. Познание (гносеология)



Познание мира: границы и возможности.

  • Познаваем ли мир? Способно ли человечество познать мир во всей полноте или познание мира ограниченно?

  • Что такое агностицизм и реализм?

2.Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное в познании мира

  • В чем отличие эмпиризма от сенсуализма, эмпиризма от рационализма?

  • Может ли материалист отрицать роль чувственного опыта в качестве главного источника познания? Аргументируйте ответ.

3.Проблема истины в философии

  • Что такое истина?

  • Можно ли доказать, что отрицание объективной истины ведет к агностицизму?

Научное познание и его специфика

  • Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

  • Структура научного познания, его методы и формы

  • Научные революции и смена типов рациональности


Основные понятия: познание, истина, метод, методология, эпистемология, гносеология, агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, интуитивизм, антиномичность познания, иррационализм, логика.

Литература:

Бердяев Н.А. Гносеологическая проблема: (к критике критицизма) // Вопросы философии и психологии. 1910. №5. С.281-309.

Гройс Б. Знание, безумие, индивидуальность // Беседа. 1987. Вып.6. С.84-123.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания М., 1990.

Знание за пределами науки М., 1990.

Каленов П. Вера и знание // Вопросы философии и психологии 1893. №18 (3). С.7-115.

Лойфман И.Я. Руткевич М.Н. Основы гносеологии Екатеринбург. УрГУ, 1996.

Познание в социальном контексте М., 1993.

Поппер К. Логика и рост научного знания М., 1983.

Хюбнер К. Критика научного разума М., 1994.


Тема 8. Философские идеи развития.


  1. Идея развития, ее роль в философской традиции.

  • Понятие развития.

  • Проблема универсальности поступательного развития.

  • Основные концепции развития.

2.Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Исторические формы диалектики.

  • Объективная диалектика. Субъективная диалектика

  • Законы и принципы диалектики.

  • Предметные категории диалектики:

• содержание и форма

• сущность и явление

• единичное и общее

  • Категории, характеризующие связи и отношения между предметами и явления­ми:

• причина и следствие

• необходимость и случайность

•' возможность и действительность


3.Развитие, связь и принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность.

  • Что такое движение? В каком отношении находятся между собой понятия «движение», «развитие», «изменение»?

4. Диалектика и ее альтернативы.

  • Альтернативы диалектики: догматизм, релятивизм, софистика.

  • Диалектика и метафизика. Проблема источника развития в диалектике и метафизике.

.

^ Основные понятия:

философия, бытие, объект, субъект, материя, сознание, онтология, материализм, идеализм, дуализм, гносеология, агностицизм, праксио­логия, аксиология, принцип, категория, диа­лектика, догматика.

Литература:


Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. №3. С.6.

Капра Ф. Уроки мудрости Киев. 1996.

Категории «закон» и «хаос» Киев. 1987.

Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М., 1994.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебное пособие для Вузов Ростов –на- Дону, 1999.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия М, 1996.

Сурженко А.И. Прикладная диалектика - научная альтернатива марксизму Сочи. 1996.

^

Тема 9. Философское осмысление человека


1. Философское осмысление человека. Соотношение природного и социального в историческом развитии человека

  • Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?

  • Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным ли будет вывод, что в отклоняющемся, а социальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам)? Можно ли говорить о генетической заданности преступности?


Проблема необходимости и свободы личности.

  • Свободен ли человек? Если человеческие действия беспричинны и являются результатом случая, то индивид не свободен, но, если все человеческие действия обусловлены, то индивид опять-таки не свободен, значит, свобода воли не существует?

  • Что такое свобода? Можно ли предположить, что человек абсолютно свободен?


Проблема смысла жизни человека.

  • В чем смысл жизни человека? Смысл жизни человека в самой жизни или за пределами земной реальности? Аргументируйте ответ.

  • Влияет ли отношение человека к смерти на его смысложизненную позицию? Как?

  • Может ли человек одновременно признавать бессмертие души и оправдывать самоубийство?


Основные понятия: антропология, антропоцентризм, гуманизм, пессимизм, оптимизм, альтруизм, мировосприятие, ценности, личность, индивид, человек, социологизаторский и биологизаторский подходы, свобода, волюнтаризм, фатализм.


Литература:


ВолковЮ.Г., ПоликарповВ.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов- на- Дону. 1994.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М., 1995.

Рязанцев С. Танатология (учение о смерти) СПб, 1994.

Философская антропология: историко-философский анализ Екатеринбург, УрГУ, 1997.

Мещеряков Б.Г. Мещерякова И.В. Введение в человекознание М., 1994.

Человек как объект философского исследования. Античность. Средние века. Хрестоматия по философии. М., 1993.

Человек: Образ и сущность. О душе М., ИНИОН РАН, 1997.

Бердяев Н.а. Философия свободного духа М., 1994.

Бубер. М. Я и Ты М., 1993.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1991.

Красавин Л.П. О личности / Религиозно-философские сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1992.

Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии 1989. №2. С.41.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения М., 1991.

Клеман О. Вопросы о человеке // Беседа 1990. Вып 2. С.5-29.

^

Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)


1.Общество как объект философии. Понятие общества как системы. Общество и история.

  • Что следует понимать под социальной структурой общества?

  • По каким признакам различают такие социально-этнические общности как «нация» и «народность»?

  • Как связаны классы с экономическим базисом общества?

  • Каковы, на Ваш взгляд, наиболее значимые страты в современном российском обществе?

  • При каких условиях выдающаяся личность может оказать заметное воздействие на ход общественного развития?

2.Культура как система и объект философского исследования. Культура и цивилизация.

  • Проанализируйте предложенное понимание культуры. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не унаследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

  • Что лежит в основе деления культуры на материальную и духовную?

  • Что такое массовая культура?

  • Проанализируйте соотношение между понятиями «общественное сознание», «духовная культура», «духовная жизнь». Тождественны ли они?

Типы деятельности и подсистемы общества

Основные понятия: социальная философия, общество, социальная группа, производительные силы, производственные отношения, общественное бытие, общественное сознание, закономерность, стратификация, культура, цивилизация.


Литература:

Барулин В.С. Социально-философская антропология М., 1994.

Бердяев Н. Смысл истории М., 1990.

Вышеславцев Б. Два пути социального движения // Путь. М., 1992. кн.1.С.480-489.

Вышеславцев Б. Парадоксы коммунизма // Путь. М., 1992. кн.1 С.349-356.

Гринин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. В 3 ч. М., 1995.

Идея судьбы и принцип причинности // Шпенглер О. Закат Европы. Новосиб., 1993. С.181-250.

Кара- Мурза Л.А. Между «Империей» и «Смутой» М., ИФ РАН, 1996.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1991.


Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., ИЧП «Жанна», 1994.


Приложение 2. Практические задания для самостоятельного изучения нового материала


Практические занятия носят проблемный и преобразующий характер обу­чения. Тематика и вопросы к занятиям даются заранее.


Тематика:

1. Диалектика и ее влияние на античную философию.

2. Античная традиция философского понимания человека.

3. Проблемы познания в истории философии.

4. Философия марксизма.

5. Проблемы свободы и необходимости в русской философии.


Тема 1. Диалектика и ее влияние на античную философию.


1. Понятие диалектики как искусство ведения спора Античности.

2. Гераклит: Диалектика как учение о вечном движении и развитии.

3. Ксенофан и скептицизм.

• Все знания относительны , абсолютной истины нет.

• Все можно подвергать сомнению.

4. Плюрализм - философия, утверждающая, что в основе бытия лежит несколько начал.

5. Софистика - можно доказать любое положение даже путем искажения истины.

6. Диалектика Сократа как путь нахождения истины. Маевтика. "Познай самого себя".

7. Киники - переоценка всех человеческих ценностей, как духовных, так и матери­альных.

8. Демокрит : Детерминизм - все в мире причинно обусловлено, закономерно.

9. Аристотель: Деизм - философское учение, допускающее существование Бога как перводвигателя и не признающее его влияние на развитие природы и об­щества.


Тема 2. Античная традиция философского понимания человека.


1. Истоки антропологизма в древневосточной философии- идеи единства челове­ка и космоса.

• Древняя Индия - человек хозяин своей судьбы - спасение.

• Древний Китай - назначение человека в стремлении к совер­шенству и гармонии.

2. Родина антропологизма - Древняя Греция.

• Космизм - человек как органическая часть Природы, Космоса.

• Этика - как наука о счастье.

3. Отец этики и антропологизма - Сократ.

• Достоинство личности.

• Счастье и добродетельная жизнь.

• Добродетель есть знание. "Познай самого себя"

• Маевтика.

4. Софистика.

• "Человек есть мера всех вещей".

• Истинно лишь то, что полезно человеку.

5. Платон.

• Добродетель как врожденное качество.

6. Демокрит.

• "Эвдемония - земное счастье, хорошее расположение духа.

• Прекрасна мера во всем".

7. Аристотель.

• Счастье - это благо, оно деятельность души.

• Интеллектуальные и моральные добродетели. Обучение и по­ведение.

• Добродетель - это мера, уклонение от крайностей (пороков).

8. Эллинистическая философия.

Как стать счастливым в мире страданий, добродетельным в порочном мире.

• Диоген (киники) - освободись от желаний, счастье в простоте.

• Скептицизм - невозмутимость и спокойствие духа, воздержание от суждения.

• Эпикуреизм - ранний: удовольствие и наслаждение жизнью.

Счастлив мудрец - философ.

поздний: бери от жизни все.

• Стоицизм- фатализм: мудрец тот, кто стал хозяином своей судьбы.


Тема 3. Проблемы познания в истории философии


1. Познание - как деятельный процесс осмысления и освоения мира.

2. Античность.

  • Ксенофан: миром правят мнения. Скептицизм

  • Демокрит: многознание не есть мудрость

  • Сократ: познай самого себя.

  • Платон: познание - это процесс самопознания

  • Аристотель: познание - умение правильно мыслить .


^ 3. Средневековая традиция.

  • Догматика.

  • Схоластика. Вера над разумом. Верую, потому что абсурдно.


4. Проблема познания в философии эпохи Возрождения:

  • "Теория двух истин"

  • Вера в безграничные возможности разума человека.


^ 5. Новое время - эпоха математического естествознания и поиска источников и методов познания.

Сенсуализм. Эмпиризм. Индукция, (чувства, опыт, от частного к обобщенному).

• Ф.Бэкон Идолы разума.

• Рационализм (разум). Теория "Врожденных идей.

• Дедукция.

• Агностицизм. И.Кант


^ 6.Проблемы познания в немецкой классической философии и марксизме

  • Познание - есть процесс познания Абсолютной Идеи, творящей мир

  • Познание - есть процесс отражения объективного мира.



^ 8. Неклассическая философия второй половины XIX - XX веков.

• Иррационализм. Волюнтаризм. Человек - существо неразум-

цеализм, фидеизм.


Тема 4. Философия марксизма.


^ 1.Исторические условия возникновения марксизма.

• К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники марксизма. Эволюция их взглядов.

• Предпосылки возникновения марксизма (социально-экономические, научные и теоретические).

• Основные идеи философии марксизма. Диалектический материализм.

• Учение о социалистической революции, диктатуре пролетариата.

^ 2. Возникновение и развитие русского марксизма

• Г.В.Плеханов - основоположник русского марксизма. Критика народничества. Развитие философии марксизма Г.В.Плеханова. Свобода и необходимость.

• В.И.Ленин. Развитие материалистической философии В.И.Лениным. "Материа­лизм и эмпириокритицизм".

• Исторические судьбы ленинского философского наследия.


^ Тема 5. Проблема свободы в русской философии



  1. Свобода как высшая ценность человеческой жизни в русской философской мысли.

• Киевская Русь: провиденциализм, свобода выбора, ответственность.

• Исихазм: духовное преображение человека через свободу, любовь, единство.

• Г.Сковорода: в каждом человеке есть "тайный" закон возрастания.


2. Славянофилы

• Свобода и Соборность.

• Свобода как проявление духовности человека.

• Внутренняя свобода как противопоставление внешней необходимости.


^ 3. Спор материалистов и религиозных философов.

• Материалисты: нет души, нет свободы воли. Г.В.Плеханов: свобода и необходимость взаимосвязаны

• Религиозная философия: человек существо свободное, сам по "доброй воле" де­лает свой выбор. Ф.М.Достоевский: свобода через страдание.


^ 4. В. С.Соловьев

• Свобода. Стремление к совершенству.

• Зло как испытание.

• Троица.

• Добро как, правда.


5. Н.Бердяев

• Человек и свобода (экзистенциализм).

• Человек как творение Бога и свободы.

• Подлинное и не подлинное существование.

• Свобода и творчество.

• Свобода - как единение человеческого и божественного


Приложение 3. Рекомендуемая тематика рефератов по философии


1.Роль философии в культуре. Специфика философских проблем.

2.Парадоксы философского мышления в философии М.Мамардашвили.

3.Особенности мифологического мышления (по работам Э.Тейлора, Жд. Фрезера, Л.Леви –Брюля, М.Элиаде, К. Леви –Стросса)

4.Знак и действительность в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

5.Идеал гармонии в древневосточной философии.

6.Сравнительный анализ особенностей развития восточной и западной философии.

7.Античная трагедия как трагедия античности.

8.Идеал счастливой жизни в стоицизме и эпикуреизме.

9.Проблема разума и веры в христианской философии

10.Идея мудрости в библейской традиции (философское осмысление Книги Экклесиаста)

11.«Агония» христианства (по работам М. Унамуно, Л.Шестова).

12.Дуалистическая метафизика Р.Декарта.

13.Философия Б.Паскаля.

14.Философия И.Ньютона.

15.Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева.

16.Проблема целостного смысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра.

17.Философия Ф.Ницше и Ф.М.Достоевского

18.Символизм и мистицизм в философии.

19.Мистицизм философии В.С. Соловьева

20.Философия Н.Ф.Федорова. Русский космизм.

21.«Эстетическое христианство» Андрея Белого.

22.Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф.Лосева, П.А. Флоренского)

23. «Русская идея» в эсхатологической перспективе

24.Марксизм как идея и как реальность.

25.Теория З.Фрейда и философия науки

26.Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю).

27.Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П.Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»).

28.Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А.Бердяев, Ф.А.Хайек и др.)

29.Осмысление добра в философии Л.Шестова (по работе «Добро в учении гр. Л.Н.Толстого и Ф. Ницше»)

30.Б.П.Вышеславцев и его «философия сердца»

31.Проблема смысла жизни человека (По работам С.Л.Франка, Е.Н.Трубецкого)

32.Проблема происхождения зла в мире (Ф.Аквинский, Г.В.Лейбниц, Н.О. Лосский)

33.Пошлость как «мнимодушевность» в современной культуре.

34.Философия истории.

35.Философские концепции будущего.

36.Время и вечность: парадоксы континуума.

37.Влияние теории относительности А.Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени.

38.Этика и наука. Влияние науки на развитие современного общества

39.Философия и наука в работах Ф.Капры

40.Теории судьбы в философии.

41. Концепции происхождения космоса в философии и науке.

42.Сознание как философская проблема

43.Информация и сознание.

44.Проблема понимания материи в философии.

45.Философские идеи бытия и небытия

46.Человек как предмет философии

47.Роль интуиции в развитии науки.

48.Воображение и его философское осмысление в истории философии (сравнительный анализ концепций Платона – Аристотеля, Канта – Хайдеггера, Гуссерля – Сартра)

49.Проблема рациональности в философии.

50.Метафора и ее философское осмысление. Роль метафоры в познавательном процессе (по работам Аристотеля «Поэтика», П.Рикера « Живая метафора»)

51.Синергетика (философия нестабильности) как наука.

52.Статус виртуальной реальности (по работам Носова Н.А. «Виртуальная реальность»// Вопросы философии - 1999. -№10)

53.Философия науки и техники.

54.Физика и философия.

55.Наука и кризис цивилизации.


Рекомендации к выполнению реферата по философии


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФЕРАТА

Слово «реферат» происходит от латинского refero, что означает «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги.

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Например, соискатель ученой степени, написав диссертацию, представляет также автореферат, где в сокращенном, сжатом виде излагает свои выводы и аргументы.

Реферат по философии пишется в процессе изучение важнейших проблем курса. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернет;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- оформление реферата.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Реферат оценивается по 5-бальной системе. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о реферате, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов реферата. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

умеет ли автор анализировать материал;

отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

овладел ли аспирант навыками осмысления философских проблем;

достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

какие методы в работе над рефератом он использовал;

насколько самостоятельно он выполнил работу;

правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.


^ СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ


Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В заданиях для подготовки к экзамену по философии в каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный библиографический и систематический предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки. Можно воспользоваться также ежегодниками, книгами, реферативными журналами и аннотированными указателями.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать реферат по теме «Идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения». В названии темы есть два ключевых термина: «пантеизм» и «Возрождение». Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью «Возрождение», в конце которой дан список литературы по Возрождению. Затем можно обратиться к Философскому энциклопедическому словарю и посмотреть термин «пантеизм». Преподаватель порекомендует книгу Кузнецова «Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки» (М., 1970) и Горфункеля «Философия эпохи Возрождения» (М.,1979)

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии «Мифы народов мира» в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.


^ СБОР МАТЕРИАЛА


Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. Т.1. Гештальт и действительность. С. 27.

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.


^ ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?» Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было «на самом деле». Но этого недостаточно, для философии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.


^ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕФЕРАТА


План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко реферат перерастает в научно-исследовательскую работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.


^ НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА


Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом «мозаики», великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую «Московскую коллекцию рефератов», доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того», а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил» (Гоголь Н. В. Шинель // Собр. соч. в 7 т. М.: Худож. лит., 1977. С. 123).

Местоимение «я» в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо «я думаю», «я считаю», следует употреблять выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...». Впечатление устной речи очень портят «слова-паразиты»: «вот», «значит», «так сказать», «как говорится», «вообще». Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют «переводчика». Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.


^ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Реферат выполняется на стандартных листах формата А4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку (папку). Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 14 через 1.5 интервала, поля - по 2 см со всех сторон). Страницы реферата должны быть пронумерованы внизу (или сверху) на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 22-25 страниц

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См.;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами. На первом месте указывается фамилия автора книги, из которой взята цитата, затем инициалы. Потом следует название книги без кавычек. Если же это сборник, содержащий статьи многих авторов, то сначала указываются фамилия и инициалы автора, затем название статьи. Потом, после двух косых черточек указывается название сборника. Далее указывается место издания, после двоеточия - название издательства (название издательства в библиографических описаниях указывается не всегда, обычно его указывают при составлении списка литературы в конце реферата, а в подстраничных ссылках можно обойтись без него), после запятой - год издания, после точки - страница. Например: Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. С.135. Или: Каган М. С. Взаимоотношения наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник №1. СПб.: Петрополис, 1995. С. 14-28.

Титульный лист реферата оформляется следующим образом: (приложение 1)


При написании реферата часто встречаются следующие недостатки:

отсутствует план работы;

выводы формулируются нечетко, либо отсутствуют;

отсутствуют ссылки на источники;

работа представляет лишь механическое переписывание учебника, монографии;

не соблюдается объем работы.




Скачать 378,45 Kb.
оставить комментарий
Дата03.10.2011
Размер378,45 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх