Автореферат диссертации на соискание ученой степени icon

Автореферат диссертации на соискание ученой степени


Смотрите также:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...



Загрузка...
скачать

На правах рукописи


_________________


МЫШЕВА Татьяна Петровна




МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ


Специальность

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Ростов-на-Дону

2007


Работа выполнена на кафедре социокультурного развития личности

Таганрогского государственного педагогического института


^ Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович;

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
^

Федотова Ольга Дмитриевна


кандидат педагогических наук, доцент

Скуднова Татьяна Дмитриевна



Ведущая организация - Ростовский областной институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования (РО ИПК и ПРО)


Защита состоится 27 октября 2007 года в 11.30 час. на заседании диссертационного совета Д-212. 208. 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Южном федеральном университете по адресу: 3440038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан 27 сентября 2007 года

^

Учёный секретарь


диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


^ Актуальность исследования. Модернизация отечественного образования и усиление роли музея в жизни современного общества обусловили необходимость по-новому осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним.

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Сегодня трудно представить себе образование или социокультурную досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного учащегося и компетентного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела, особенности социокультурной образовательной деятельности музея. Следует отметить, что эта непростая задача успешно решается в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики, предусматривающей как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление, а также подготовку специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательного учреждения.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствованно из немецкой терминологии [Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю., 1997]. За столь короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся «Предметный мир культуры» для начальной школы [Макарова М.Ю., Медведева Е.Б., Минина С.Б., Юхневич М.Ю., 1997]; «Музей и культура в начальной школе» [Ванслова Е.Г., 1995], главная задача которых – развитие эмоционально-познавательной сферы учащихся, их творческой деятельности.

Проблемы музейной педагогики отражены в трудах ученых, которые формулируют идею об образовательном назначении музея в его художественно-эстетическом аспекте и предлагают новый подход к посетителю как участнику диалога [Кершенштайнер Г., 1926; Лихтварк А., 1914; Рейхвейн А., 1931; Фолль К., 1916; Бакушинский А.Б., 1981; Гревс И.В., 1922; Закс А.Я., 1991; Каптерев П.Ф., 1985; Разгон М.А., 1983; Райков Б.Е., 1922; Романов Н.И., 1916; Столяров Б.А., 1996].

Включение музеев в школьный образовательно-воспитательный процесс помогает полноценно воспринимать экспозиционную информацию. Это возможно при максимальной подготовленности учащегося к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.

В 80-е годы XX столетия заметно усиливается интерес исследователей к области профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов [Андреев А.А., 2004; Антонов И.А., 1999; Днепров Э.Д., 2002; Зязюн И.А., 2001; Сластенин В.А., 2002], появляются работы, отражающие вопросы методики преподавания основ музейного дела в школе и педвузе [Круглов Ю.Г., 1996; Левыкин К.Г., 2002;. Мастеница Е.Н., 2000; Столяров Б.А., 1998]. Все эти проблемы рассматриваются в тесной связи с основами социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев, нашедших свое отражение в трудах Гнедовского М.Б. [1990], Пархоменко Т.А. [2003], Юхневич М.Ю. [1990].

Анализ современного состояния художественно-эстетического образования учащихся на музейном материале позволил выявить ряд противоречий между:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогического наследия в условиях деятельности образовательного учреждения;

  • содержанием музейно-педагогического образования в школе, действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью развития творческого потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся на базе музейного материала;

  • необходимостью развития музейно-эстетической культуры учащихся школы на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагогов к этой деятельности.

Выявленные противоречия и потребность в их научном осмыслении определили следующую проблему исследования: каковы условия использования музейной педагогики, если ориентироваться на современное социокультурное образовательное музейное пространство, способствующие повышению музейно-эстетической культуры учащихся и выявлению роли учителя в этом пространстве.

^ Цель исследования: разработка концептуальной модели музейного образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

Объект исследования: музейная педагогика в социокультурном образовательно-воспитательном контексте.

^ Предмет исследования: условия успешной реализации музейной педагогики в образовании и воспитании учащихся.

Гипотеза исследования: музейная педагогика может стать эффективным средством развития личностного потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся, при условии:

  • максимального использования синтетической природы музея, интенсивно влияющей на эмоциональную и эстетическую сферу учащихся;

  • внедрения педагогической модели, в содержании которой представлены культурно-эстетические ценности музея в качестве предпосылок к деятельности учащихся на основе диалога культур;

  • организации процесса освоения музейных ценностей с использованием проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов, стимулирующих непосредственное вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;

  • подготовленности педагога к использованию музейной педагогики в социокультурной образовательной деятельности с учащимися.

Исходя из цели, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:

1. Рассмотреть историко-педагогические аспекты музейной педагогики.

2. Разработать и обосновать модель образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

3. Определить педагогические условия, обеспечивающие личностное развитие и формирование музейно-образовательной компетентности учащихся.

4. Разработать программу подготовки студентов педагогических вузов к использованию музейной педагогики в социокультурной образовательной деятельности с учащимися.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • теория диалога культур М.М Бахтина – В.С. Библера, в которой обоснована идея о том, что человек в процессе знакомства с музейной культурой получает дополнительный шанс осознать себя, развить личностный и творческий потенциал;

  • теории музейной педагогики, рассматривающие музейную экспозицию как наглядную форму художественно-эстетического обучения [Г. Кершенштайнер, А. Лихтварк, Н.Г. Макарова, Е.Б. Медведева, А.М. Разгон, Б.А. Столяров];

  • концепции музейного педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию [К.Фолль, Н.П.  Анциферов, А.Б. Бакушинский, И.В. Гревс, А.Я. Закс, Б.Е. Райков, Н.И. Решетников, Н.И. Романов, Н.Ф. Федоров ];

  • исследования в области основ социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев [М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, И.М. Косова, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский , Т.А. Пархоменко, М.Ю. Юхневич].

^ Основные этапы исследования.

Первый этап [1998-2001 гг.] – поисково-аналитический, состоявший в теоретическом изучении проблемы музейных артефактов зарубежными и отечественными учеными-исследователями. На этом этапе были разработаны теоретические основы занятий с учащимися по музейному делу на материале регионального компонента.

Второй этап [2002-2005 гг.] опытно-экспериментальный, содержанием которого стали диагностические исследования, разработка и апробация программы занятий с учащимися средствами музейной педагогики; формирующий эксперимент по развитию музейно-образовательной компетентности учащихся.

Третий этап [2006 – 2007 гг.] – завершающий, в процессе которого изучались и оценивались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование.

В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы: анализ научно-теоретической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, культурологической, методической литературы по проблеме исследования; обобщение отечественного и зарубежного опыта, педагогический эксперимент (на базе многолетнего личного преподавания в педагогическом лицее и вузе), математическая обработка результатов исследования.

^ Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1) выявлены тенденции развития музеев и музейной педагогики в контексте «диалога культур»;

2) разработана и обоснована модель образования и воспитания учащихся с использованием регионального музейного компонента в условиях современной социокультурной ситуации;

3) определены педагогические условия, способствующие развитию личностного и творческого потенциала, музейно-образовательной компетентности учащихся;

4) разработана программа подготовки студентов к использованию музейной педагогики в деятельности с учащимися.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана система средств обучения, направленная на повышение уровня музейной культуры учащихся на материале регионального компонента (творческие задания по формам культурно-образовательной деятельности, методические рекомендации для педагогов), и определены направления подготовки студентов к ведению социокультурной образовательной деятельности с учащимися на музейном материале. Разработанные задания могут быть использованы педагогами школ, колледжей, гимназий, лицеев, институтов, а также учреждениями дополнительного образования.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Музеи обладают значительным потенциалом художественно-эстетического, познавательно-воспитательного, аксиологического развития учащихся. Освоение учащимися музейного разнохарактерного материала осуществляется через развитие целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры; формирование ценностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативного мышления, творческого воображения происходит через погружение в мир художественных образов. Музейные ценности являются средством развития у учащихся способности реализовывать свой творческий потенциал в процессе восприятия, переживания, осмысления, оценки духовных ценностей культуры.

2. Модель образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики представляет собой систему, содержание которой раскрывается через целевой, диагностический, содержательно-технологический, результативно-оценочный компоненты-блоки.

^ Целевой блок предусматривает знакомство учащихся с основными вехами истории музееведения, музея, музейной педагогики и культурно-образовательной деятельности в социокультурном контексте; развитие эстетического восприятия учащимися музейного материала и умения оценивать музейные тексты в рамках диалога культур; развитие креативных способностей учащихся на музейном материале.

^ Диагностический блок включает первоначальную констатацию уровня развития музейно-образовательной компетентности учащихся с помощью заданий, раскрывающих знания и опыт освоения регионального музейного компонента.

^ Содержательно-технологический блок включает ознакомление учащихся с основными понятиями музееведения, памятниками истории и культуры; работой культурно-образовательного отдела музея, содержанием его социокультурной образовательной деятельности; включение учащихся в исследования в области музейной коммуникации, которые ведутся в музееведческом, педагогическом и психологическом аспектах.

^ Результативно-оценочный блок представлен изучением и оценкой музейно-образовательной компетентности учащихся (эстетическое восприятие музейного текста, анализ музейных текстов, выполнение творческих работ, связанных с музейным искусством).

3. Эффективность повышения художественно-эстетической, образовательно-воспитательной, ценностно-смысловой функции музеев и развития творческого потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

  • максимальным использованием музейных средств, основанных на диалоге культур и интенсивно влияющих на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу учащихся;

  • использованием проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов в процессе освоения учащимися регионального музейного компонента;

  • стимулированием развития творческих способностей учащихся, проявляющихся в социокультурной деятельности.

4. Программа подготовки студентов к использованию музейной педагогики в деятельности с учащимися включает следующие разделы: обучение основным понятия музееведения, музейной педагогики, научно-фондовой и экспозиционной работы; совершенствование содержания регионального музейного компонента и овладение различными технологиями по освоению музейного материала на основе диалога культур; знакомство с работой культурно-образовательного отдела музея с учащимися.

^ Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в Таганрогском государственном педагогическом лицее, на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института, в Таганрогском государственном литературном историко-архитектурном музее-заповеднике в течение 9 лет. Общее количество респондентов - 374 учащихся и 300 студентов.

^ Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются теоретическими положениями, целостным подходом к решению проблемы, применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования, результатами опытно-экспериментальной работы.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования по теме «Музееведение и музейная педагогика» обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, научных семинарах и конференциях преподавателей Таганрогского областного педагогического лицея и научных сотрудников Таганрогского государственного литературного историко-архитектурного музея-заповедника [1998 – 2007].

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом в 2,6 условных п. л., в том числе 1 статья - в журнале, рекомендованном ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, состоящего из 207 источников и 2 приложений. Текст диссертации изложен в логике задач исследования на 167 страницах и включает 16 таблиц и 1 рисунок.
^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы, степень её научной разработанности, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, методологическая основа и эмпирическая база, научная новизна и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту, этапы исследования.

^ В первой главе «Теоретические основы музейной педагогики» представлен обзор и анализ научной литературы по музейной педагогике, социокультурной образовательной деятельности музея, рассмотрена философско-методологическая основа музейной педагогики.

^ В первом параграфе «Диалоговая концепция культуры как теоретико-методологическая основа музейной педагогики» представлен теоретический анализ научных источников, раскрывающих методологическую основу музейной педагогики.

Музей является исторически сложившимся институтом, построенным на принципе «диалога культур», хранящим в подлинных материальных предметах, не существующих уже культурных реальностей, общечеловеческие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия. В сфере образования, в которую активно включается музей, происходит «переход от идеи «образованного человека» - к идее «человека культуры» [Библер В.С., 1990]. В контексте современной образовательной парадигмы целью образовательного процесса признается формирование в ходе межсубъективного диалога творчески развитой личности, которая способна воспринять в своем сознании ценностный потенциал иных культур. Во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования. Диалогические отношения музея и учащегося отражаются на всем социокультурном образовательном процессе. Это высшая форма общения во взаимодействии человека с музеем.

^ Во втором параграфе «Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина» проведен анализ исследований, посвященных основным исходным теоретическим положениям развития концепции музея и музейной педагогики за рубежом и в России.

Наиболее универсальным является взгляд на музей как на выражение особого отношения человека к действительности, реализуемого в сохранении культурного и природного наследия и использования его в научных и образовательных целях. Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как социального института образования на рубеже XIX и XX веков. Почти одновременно музейная деятельность становится предметом теоретической рефлексии, что приводит к осознанию потребности в особой научной дисциплине, опирающейся на музееведение, педагогику и психологию. Такой научной дисциплиной явилась музейная педагогика. Родиной музейной педагогики считается Германия. Ее становление связывается с именами Г. Кершенштайнера, А. Лихтварка, А. Рейхвейна, Г. Фройденталя, К. Фолля и др., которые были первыми, кто сформулировал идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.

В России необходимость разработки музейной педагогики возникла в 1970-х. годах. Это было связано с обеспечением научного подхода к интерпретации музейных собраний на основе использования принципов педагогики и психологии [Разгон А.М., 1984]. В 1980-х особенно в 1990-х гг. возникает ситуация, характеризующаяся новой образовательной концепцией отечественного музея, согласно которой сущностью культурно-образовательной деятельности музея является формирование у посетителя ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Формируется разнообразный репертуар работы с аудиторией, благодаря чему музеи пытаются перейти к новой стадии – объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему. Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами. Вполне актуальным стало осознание культурно-образовательной деятельности музея с позиции таких наук, как педагогика и психология [Юхневич М.Ю., Макарова Н.Г., 2001]. Музейная педагогика как самостоятельная научная дисциплина, сформированная на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей в качестве образовательной системы.

^ В третьем параграфе «Социокультурная образовательная деятельность как элемент музейной коммуникации» рассмотрена классификация образовательно-воспитательных моделей музея, как фактора социализации личности, формирования специфических коммуникативных отношений.

На рубеже XIX – XX вв. в русском обществе все больший приоритет получает представление о музее как о научном образовательном институте. Формируется модель музея, которую принято называть просветительной. В 1920-1950-е гг. музей начинает рассматриваться как проводник политического просвещения, что приводит к утверждению новой образовательной модели - политизированной. В начале 1960 х годов в жизни отечественного музея отмечается стремление вернуть себе статус научного учреждения, начинает формироваться идея о специфике образования в музее. Музей рассматривается как средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу. Конец 1980–2000-х гг. – процесс постепенного отхода от информативной модели музея в пользу коммуникативной, когда меняются представления о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. Это проявляется в символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации. В новой концепции большая роль придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению. Образовательная деятельность современного музея рассматривается в трех аспектах – познавательном, творческом и социальном.

Познавательный аспект предполагает наличие практического и теоретического знания, реализуемого в творческой деятельности человека, так как оно помогает ему определить свое отношение к природе, обществу и самому себе. Художественное творчество связано с формированием художественного вкуса и опытом эстетического восприятия окружающего мира. Социальный аспект образовательной деятельности современного музея заключается в том, что, являясь частью среды и активно участвуя в социализации личности с самого раннего ее возраста, музей развивает чувственный опыт восприятия человеком окружающего мира, просвещает, дает новое знание о ранее неизвестном, в первую очередь, о человеке. В этом случае музейная педагогика является инструментом интеграции социального и культурного в современном обществе. Научное и художественное творчество протекает в музейной среде, в которой социокультурная деятельность осуществляется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства.

^ В четвертом параграфе «Обоснование модели образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики» проведен анализ исследований существующих моделей эстетического воспитания школьников и студентов на музейном материале, разработана авторская модель на материале регионального музейного компонента.

В моделях, разработанных учеными В.А. Березиной, Б.З. Вульфовым, Е.Б. Евладовой, В.А. Карковским, Е.Е. Чепурных, М.Ю. Юхневич, отражены идеи освоения предметного мира культуры, что помогает ребенку создавать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, развивает ассоциативное мышление, является элементом детского творчества и исследования [Березина В.А., Вульф Б.З., Евладова Е.Б., 1988; Карковский В.А., Чепурных Е.Е., Юхневич М.Ю., 1994; 1998]. Авторами предлагаются весьма разнообразные формы работы: запись ключевых понятий в виде знаковых рисунков (пиктограмм), манипулирование с предметами (подлинниками и копиями), проведение занятий-экскурсий, выполнение творческих заданий. Б.А. Столяровым предложена многоуровневая модель художественного развития, которая имеет целью привлечь учащихся к художественному музею как средству формирования эстетических, духовно-нравственных основ и художественного вкуса личности [Столяров Б.А., 1998].

Разработанная нами модель музейного образования и воспитания учащихся лицея основывается на материале регионального музейного компонента. Модель состоит из четырёх основных блоков: целевой блок, предполагающий знакомство учащихся с основными вехами основ музееведения, музейной педагогики, музейного искусства; развитие креативных умений и совершенствование знаний регионального компонента; диагностический блок включает изучение уровня музейно-образовательной компетентности учащихся; содержательно-технологический блок представлен теоретическим и практическим компонентами; результативно-оценочный блок включает констатацию уровня музейно-образовательной компетентности учащихся на материале регионального компонента.

В качестве активных технологий освоения музейного материала были определены следующие: предметно-интегрированная, информационная, операционная, эмоционально-нравственная, саморазвивающая, эвристическая, действенно-практическая; обучающе-развивающая, личностно-ориентированная, технология сотрудничества; индивидуально-направленная.

Разработанный нами цикл занятий по музейному образованию в рамках спецкурса «Музееведение и музейная педагогика» был реализован в процессе опытно-экспериментальной работы в соответствии с компонентами-блоками представленной выше модели.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности развития музейно-образовательной компетентности учащихся на материале регионального компонента» представлены диагностика музейно-образовательной компетентности обучающихся, апробация теоретической модели, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

^ В первом параграфе «Психолого-педагогические условия образования и воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики» раскрываются особенности учащихся старшего школьного возраста как объекта психолого-педагогических исследований и условия становления и развития их музейной культуры. Старшеклассники отличаются активным потреблением культуры и достаточно высоким уровнем познавательной мотивации, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Избирательность восприятия музейной информации старшеклассниками определяется двумя факторами: степенью привлекательности формы подачи материала, способами организации воздействия (работа в фондах с подлинниками, воздействующая на сознание и поведение зрителей), с одной стороны, а с другой, - групповым опосредованием личностного восприятия, своеобразными культурными нормами, воспринимаемыми как образцы-эталоны, подкрепленными тем или иным авторитетом.

^ Во втором параграфе «Диагностика музейно-образовательной компетентности учащихся на материале регионального компонента» представлены материалы констатирующей части исследования, раскрывается музейно-образовательная компетентность учащихся.

Анкетирование, творческие задания, письменные работы были основаны на местном материале (подобрать краткую историческую справку по интересующему вас городскому объекту и связать его с именем А.П. Чехова; описать письменно такие объекты, как «Домик А.П. Чехова», «Лавка Чеховых», «Гимназия А.П. Чехова»; написать опорный конспект по проблеме: «Культурные учреждения города Таганрога»; составить словарь основных терминов по теме «Культура Таганрога XIX в.», составить научный паспорт на личную вещь А.П. Чехова и т.д.).

Анализ полученных данных показал, что 56% старшеклассников проявили готовность к общению с музейными объектами, которая была в значительной степени опосредована самыми различными мотивами: чувством ожидания нового, чувством интеллектуальной радости; ожиданием встречи с любимым памятником архитектуры, стремлением получить эстетическое удовольствие; стремлением пополнить и расширить имеющиеся уже знания по истории края и т.д. У 44% учащихся практически отсутствовала готовность к общению с музеем.

На основании проведённой диагностики было выявлено отношение учащихся к музею и определены три уровня развития музейно-образовательной компетентности учащихся экспериментальной группы.

^ Высокий уровень музейно-образовательной компетентности выражен в большом стремлении учащихся получать эстетическое удовольствие от общения с музейным материалом; использовании любой возможности в получении нового знания в области краеведения, изобразительного искусства, музейной педагогики и культуры; стремлении научиться яркому, выразительному, грамотному языку музейного общения; в проявлении умений интерпретации и анализа музейных текстов (экскурсий, экспозиций); в проявлении элементов творчества при выполнении различных видов социокультурной образовательной деятельности на музейном материале; в создании собственных музейных текстов (экскурсий, мини экспозиций).

^ Средний уровень характеризуется недостаточным стремлением учащихся получать эстетическое удовольствие от общения с музейным материалом; в недостаточном стремлении получать новые знания в области краеведения, изобразительного искусства, музейной педагогики и культуры; неустойчивым стремлением к изучению выразительного, грамотного языка музейного общения; в слабом проявлении элементов творчества при выполнении различных видов социокультурной образовательной деятельности на музейном материале; в слабом проявлении умений интерпретировать, анализировать музейные тексты; в слабом проявлении умений в создании собственных музейных текстов (экскурсий, мини экспозиций).

^ Низкий уровень характеризуется весьма неустойчивым стремлением учащихся получать эстетическое удовольствие от общения с музейным материалом, но проявлением желания получать новые знания в области краеведения, изобразительного искусства, музейной педагогики и культуры; отсутствием потребности изучать выразительный язык музейного искусства; отсутствием творческого начала при выполнении различных видов социокультурной образовательной деятельности на музейном материале; слабо развитым умением анализировать и интерпретировать музейные тексты; отсутствием проявления умений в создании собственных музейных текстов.

Констатирующая часть эксперимента убедила нас в том, что музейная культура занимает одно из ведущих мест в эстетических предпочтениях старшеклассников и, следовательно, оказывает максимальное воздействие на формирование их мировоззрения и эстетического сознания. Кроме того, мы обнаружили, что в эстетическом восприятии учащихся перед началом изучения спецкурса «Музееведение и музейная педагогика» отмечаются преобладание восприятия музея как экскурсионного объекта и фактическое отсутствие рассмотрения его как социокультурного образовательного учреждения.

Анализ уровней эстетического восприятия старшеклассниками материалов музейной культуры свидетельствует о настоятельной необходимости его развития с помощью соответствующего спецкурса «Музееведение и музейная педагогика», основывающегося на эффективной модели музейного образования и воспитания учащихся на материале регионального компонента.

^ В третьем параграфе «Развитие музейно-образовательной компетентности учащихся на региональном материале» раскрывается содержание формирующего эксперимента, который был начат в 1998 году и продолжался в течение 9 лет в педагогическом лицее и на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института. Его основной задачей стало развитие музейно-образовательной компетентности учащихся на музейном материале.

В целях создания наиболее благоприятной коммуникации старшеклассников с произведениями музейного искусства, преодоления догматизма, стереотипности их зрительского восприятия мы основывались на проблемных, эвристических, игровых и других формах обучения, которые стимулировали восприятие, интерпретацию и анализ визуально-вербальной, пространственно-временной структуры музейного искусства, развитие творческих способностей, критического индивидуального мышления. Логика обучения выстраивалась на основе приобретения теоретических знаний, когда рассматривалась динамика образовательных моделей музея и его социокультурная образовательная деятельность на современном этапе; музей был представлен в пространстве культуры и педагогического поиска, давались теоретические аспекты музейной педагогики; рассматривалась психолого-педагогическая специфика работы на музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией; давался анализ моделей системы взаимодействия музея, школы и вуза.

Практическая деятельность учащихся была связана с чеховским комплексом музея-заповедника города Таганрога. Теоретический материал подтверждался в процессе обучения старшеклассников региональному музейному компоненту в контексте музейного искусства, выстраиваясь на основе использования следующих видов музейной социокультурной образовательной деятельности: научно-исследовательская работа (работа по темам исследования: «Экономическое развитие Таганрога», «Таганрогские детали в жизни А.П. Чехова»; работа в архивах и т.д.); экспозиционно-выставочная работа (создание выставок); организационная работа (связь со СМИ, с учебно-методическими отделами институтов, подготовка и проведение экскурсий, вечеров, кружков и т.д.). Учащиеся знакомились с различными формами педагогической работы в музее: спецификой проведения экскурсий для разновозрастных групп учащихся, лекционных циклов, работой творческих студий и кружков искусствоведческого направления и т.д. Учащимися была подготовлена программа «Вокруг А.П. Чехова», куда вошли проекты; «Негромкий чеховский голос», «К Чехову с любовью»; социальная программа на тему «Твори добро во благо», включавшая проекты: «Всей семьей в музей», «Воспоминания о прошлом веке: возьми с собой все лучшее» и т.д. Обучение учащихся основывалось на использовании таких методик, как: «Сравнение экскурсионных объектов», «Замораживание кадра», «Репортаж с места событий» и др.

Результаты комплексной диагностики показали динамику уровней музейно-образовательной компетентности старшеклассников экспериментальных групп [Таблица 1].

Таблица 1

Средние показатели музейно-образовательной компетентности старшеклассников на музейном материале экспериментальных групп (в %)


Годы





Учащ-ся

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

^ Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

^ Средний уровень

Низкий уровень

1998-2006


374


14,7

40,8

44,5

25,6

42,9

31,4

На протяжении всех лет проводилось наблюдение за изменением компетентности в группах. Для достоверности полученных результатов было проведено дополнительное сравнение полученных экспериментальных данных с первым этапом исследования [Таблица 2[.

Таблица 2


^ Уровни развития музейно-образовательной компетентности учащихся на музейном материале (2005-2006 учебный год) (в %)



Уровни

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

1

Высокий уровень

17,6

31,8

2

Средний уровень

38,4

39,6

3

Низкий уровень

44

28,6

Следует отметить, что уровень развития музейно-образовательной компетентности на материале регионального компонента положительно изменился у учащихся экспериментальной группы. Мы убедились, что музейное искусство занимает одно из ведущих мест в их эстетических предпочтениях. В итоге проведенного эксперимента 1/3 старшеклассников перешли с низкого и среднего уровней развития музейно-образовательной компетентности к более высокому уровню.

^ В четвёртом параграфе «Подготовка студентов по спецкурсу «Музееведение и музейная педагогика» обосновывается необходимость подготовки студентов педагогического института к организации и ведению социокультурной образовательной деятельности с учащимися на музейном материале.

В развитии музейно-образовательной компетентности учащихся роль учителя – воспитателя, организатора музейного кружка и социокультурной образовательной деятельности на музейном материале значительна. Чтобы работа педагога была эффективной, необходимо привлечь весь педагогический коллектив к духовно-культурной работе с учащимися. Организация воспитательной работы с учащимися музейными средствами содействует расширению и углублению мира эмоционально-эстетических впечатлений и развитию интереса старшеклассников к музейному искусству и культуре.

Программа обучения будущих организаторов внеклассной работы со школьниками предусматривает в вузе ряд специализаций. Одна из наиболее значимых и интересных – «Музееведение и музейная педагогика».

При определении основного направления специальной подготовки студентов мы руководствовались следующим: в широком диапазоне различных факторов духовного развития личности немаловажное значение имеют интересы и потребности, формирование которых выступает как существенная социокультурная, педагогическая задача. Был разработан курс специализации «Музееведение и музейная педагогика», в процессе подготовки которого были сформулированы основные требования к системе знаний, умений, необходимых для осуществления образовательно-воспитательной работы музейными средствами. Определены также условия, при которых наиболее успешно будет происходить овладение этими умениями и навыками. Для умелого руководства социокультурной образовательной деятельностью учащихся на музейном материале необходимо самому учителю быть творчески и духовно развитым человеком.

С целью развития творчества, культуры, эмоциональности, духовности студентам предлагались различные виды заданий: прослушивание экскурсий, подбор материала для составления своих экскурсий, участие в различных кружках и т.д.

Анализ проводимых занятий, посещение практики студентов в школах города, итоги зачётов и экзаменов позволяют говорить о целесообразности введения данной специализации в структуру подготовки специалиста педагогического вуза.

Таким образом, опытно-экспериментальное обучение и воспитание учащихся, практическое внедрение теоретической модели, специально направленная подготовка учителя в вузе подтвердили правильность сформулированной в начале исследования гипотезы.

В Заключении подведены итоги исследования и сделаны общие выводы:

1. Развитие музейной педагогики в контексте «диалога культур» дает возможность рассматривать образовательную деятельность современного музея в познавательном, творческом и социальном аспектах. Стремление общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи требует более эффективного использования музейно-педагогического наследия в условиях деятельности образовательного учреждения и развития музейно-эстетической культуры учащихся школы на примере регионального музейного компонента .

2. Музейная педагогика может стать эффективным средством развития творческого потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся при условии максимального использования синтетической природы музея; при разработке и внедрении педагогической модели, включающей культурно-эстетические ценности регионального музейного компонента.

3. Модель образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики, представленная через целевой, диагностический, содержательно-технологический, результативно-оценочный блоки, является педагогическим фактором, обеспечивающим развитие музейно-образовательной компетентности учащихся во взаимосвязи ценностно-целевого, культурно-познавательного и деятельностно-творческого компонентов.

4. В качестве педагогических условий, обеспечивающих эффективность повышения музейно-образовательной компетентности учащихся и развитие их творческого потенциала, выступают:

  • максимальное использование музейных ценностей, находящихся в диалогических взаимосвязях и интенсивно влияющих на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу учащихся;

  • использование проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов в процессе освоения учащимися регионального музейного компонента;

  • стимулирование развития творческих способностей учащихся, проявляющихся в социокультурной деятельности.

5. Подготовка студентов к ведению социокультурной образовательной деятельности с учащимися на региональном музейном компоненте организуется с учетом воспитательных и коммуникативных функций современных музеев, особенностей их социокультурной деятельности, социально-психологических особенностей молодежи через включение в вузовские программы курсов, предусматривающих изучение музейной культуры и музейной педагогики, обладающих значительным влиянием на студенческую аудиторию.

6. Общим результатом обучения и воспитания учащихся и студентов средствами музейной педагогики можно считать развитие музейно-образовательной компетентности через освоение культурно-эстетических ценностей в рамках диалога культур, активизирующих их творческие способности и личностное развитие.

^ Практические рекомендации к использованию результатов. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы в школах, педагогических институтах, университетах, колледжах, на курсах повышения квалификации музейных педагогов и школьных преподавателей, в учреждениях дополнительного образования, учебных учреждениях, специализирующихся в области культуры и искусств.

^ Перспективы дальнейшего исследования: предполагается дальнейшая разработка музейно-педагогических технологий на материале других видов деятельности.

^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

I. Журнал, рекомендованный ВАК

1.Мышева Т.П. Исторический аспект социальных функций российского музея // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 4. С. 171-175. - 0,5 п. л.

^ II. Остальные работы

2. Мышева Т.П. Изучение развития эстетических интересов у младших подростков на уроке изобразительного искусства. Теория и практика проведения соц.-пед. исследований. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Д. Молодцовой, К.М. Хоруженко – Таганрог, 2004. С. 125-134. - 0,4 п. л.

3. Мышева Т.П. Историко-литературные экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса в ходе самостоятельной работы студентов. Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Д. Молодцовой – Таганрог, 2005. С. 128-134. - 0,3 п. л.

4. Мышева Т.П. Музейно-образовательная деятельность будущих социальных педагогов // Сб. науч. тр. «Теоретические и практические проблемы социальной педагогики». – Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пединститута, 2001. С. 121-125. - 0,1 п. л.

5. Мышева Т.П. Некоторые условия развития личности студента на занятиях курса «Музееведение» // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Калмыцкий государственный университет: Изд-во Южного отделения РАО, 1999. С. 215. - 0,02 п. л.

6. Мышева Т.П. Роль музейно-эстетической экскурсии в подготовке социального педагога в рамках организации досуговой деятельности молодежи // Таганрог: Мир образования - № 4 - 1999. С. 23-26. - 0,2 п. л.

7. Мышева Т.П. Становление музея и музейной педагогики // Вестник Таганрогского гос. пединститута. 2006 № 2. С. 129-133. - 0,5 п. л.

8. Мышева Т.П. Формирование гуманитарной культуры студентов средствами музейной педагогики / Гуманитарная культура специалиста. Межвузовский сборник научных статей: Изд-во ТИУиЭ, 2001. С. 81-83. - 0,1 п. л.

9. Мышева Т.П. Школьное историко-литературное краеведение // Проблемы дидактики отечественной и зарубежной школы. Таганрог: Изд-во Регион. отд. Академии педагогических и социальных наук, 1996. С. 45-51. - 0,4 п. л.

10. Мышева Т.П. Зубкова Л.А. Эстетическое воспитание «трудных» детей в кружках художественно-технического творчества / Сб. науч. тр. «Проблемное детство: диагностика и коррекция». – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пединститута, 2003. С. 22-26. - 0,1 п. л.


Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 25 с.





Скачать 289.65 Kb.
оставить комментарий
Тащёва А.И
Дата03.10.2011
Размер289.65 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх