Педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников в творческом наследии ученого-педагога В. Е. Гурина (1929-2004) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников в творческом наследии ученого-педагога В. Е. Гурина (1929-2004) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Смотрите также:
Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования...
Программа Просвещения в концепции Я. А. Коменского...
Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования 13. 00...
Педагогические условия подготовки будущих учителей к творческой деятель но сти в школе 13. 00...
Историко-педагогические основы высшего заочного экономического образования в россии 13. 00...
Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в россии XIX начала XX вв 13. 00...
Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 08 80 06 «Общая педагогика...
Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая 13. 00...
13. 00. 01 Общая педагогика...
Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии д. И. Тихомирова 13. 00...
Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления 13. 00...
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях (на...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Киргуева Рузана Аслановна


Педагогические идеи и концептуальные основы

нравственного воспитания школьников

в творческом наследии ученого-педагога В.Е. Гурина

(1929-2004)


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп-2008

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.


^ Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Бузаров Ким Ибрагимович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Спирина Валентина Ивановна

кандидат педагогических наук, профессор

^ Дегтерев Евгений Андреевич


Ведущая организация – Карачаево-Черкесский государственный университет


Защита диссертации состоится «26» декабря 2008 года в «14.00» часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Университетская, 208, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.


Текст автореферата размещен на сайте Адыгейского государственного университета: http: www.adygnet.ru.


Автореферат разослан «26» ноября 2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Демкина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Владимир Емельянович Гурин – один из известных и талантливых представителей современной плеяды северокавказских учёных-педагогов, стартовой площадкой в науку для которого явилась, по его словам, средняя общеобразовательная школа. Как языковед и литератор, в начале своей карьеры В.Е.Гурин проработал в двух образовательных учреждениях – в кубанской сельской школе и в аульской школе Адыгейской автономной области (сегодня Республики Адыгея). Творчески и масштабно мыслящему педагогу по призванию судьба преподнесла возможность изучить и осмыслить многие сложные педагогические проблемы различных типов школ в сравнительно-сопоставительном аспекте. Его интересовали общее и особенное, специфическое в образовательной практике русской и адыгейской сельских школ, педагогические ресурсы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и глубинные основы формирования отношения учащегося к учёбе, к друзьям, к семье, к своей малой Родине, к труду, ко многим другим ценностям. Особо приоритетной, актуальной в комплексе проблем педагогической теории и практики, как позже отмечал Владимир Емельянович, являлись проблемы нравственного воспитания. Они оказались чрезвычайно сложными, противоречивыми, недостаточно изученными наукой. Всё это стимулировало осмысленный, осознанный приход педагога-практика в науку, в которой он со временем занял достойное место и добился признания научно-педагогического сообщества.

Владимир Емельянович Гурин являлся не только педагогом по призванию, но и учёным-исследователем, чьё имя прочно вошло в анналы отечественной науки; доктор педагогических наук, профессор, академик четырех общественных академий наук, награждён медалью К.Д.Ушинского за большой вклад в российскую педагогическую науку, автор множества научных работ – монографий, учебно-методических изданий, статей, тезисов по педагогике и психологии, известный общественный деятель. Его труды о формировании у старшеклассников нравственного сознания и поведения в единстве, о воспитании у них творческой активности, в целом о совершенствовании всего процесса воспитания детей и подростков широко известны далеко за пределами Северного Кавказа. Много внимания уделял Владимир Емельянович исследованию проблем взаимосвязи и взаимообусловленности учебно-трудовой деятельности и нравственного воспитания учащихся. Он придерживался принципиального убеждения, что человек становится нравственным не только через использование системы этических бесед, воспитывающих уроков, множества других педагогических факторов, но и особенно, подчеркивал В.Е. Гурин, через творческую деятельность.

В целом собранный архивный материал, другие источники дают основание утверждать, что изучение Владимиром Емельяновичем Гуриным проблем воспитания нравственного сознания и поведения старшеклассников, анализ его многочисленных трудов, посвященных этой теме, представляют собой весьма значительный интерес для истории отечественной педагогики и современной образовательной практики.

Несмотря на результаты широкомасштабной, результативной и глубокой практической и научно-исследовательской деятельности в исследовании проблем воспитания, творческое наследие ученого-педагога В.Е. Гурина остается мало изученным педагогической наукой, особенно в историко-педагогическом аспекте по сей день.

^ Проблема исследования нами определена следующим образом: каков вклад северокавказского ученого-педагога В.Е. Гурина в развитие теории и практики нравственного воспитания школьников, какие педагогические идеи и концептуальные основы, разработанные В.Е. Гуриным, легли в основу совершенствования этой теории и в какой мере они способствуют повышению эффективности нравственного воспитания в общеобразовательной школе в рассматриваемый период.

Изложенное выше убеждает в актуальности избранной нами для исследования историко-педагогической темы: «Педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников в творческом наследии ученого-педагога В.Е. Гурина».

^ Объектом исследования является педагогическая деятельность, творческое наследие и научные труды В.Е. Гурина, разработанные им педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников.

^ Предмет исследованиянравственно-ценностные ориентиры в контексте педагогических идей и концептуальных основ нравственного воспитания школьников в творческом наследии В.Е. Гурина.

^ Цель исследования - обобщение и оценка творческого наследия В.Е.Гурина в контексте осмысления, систематизации, характеристики его психолого-педагогических взглядов, идей и концептуальных основ нравственного воспитания школьников, обоснование их исторической значимости и роли в развитии современной педагогической теории и практики.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены его конкретные задачи:

  1. Выявить теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся в творческом наследии В.Е.Гурина.

  2. Систематизировать педагогическое наследие В.Е.Гурина в контексте осмысления формирования его личности, психолого-педагогических идей и концептуальных основ нравственного воспитания школьников.

  3. Представить характеристику обоснованного В.Е.Гуриным принципа интегрального подхода к воспитанию нравственного сознания, поведения и творческой деятельности в их диалектической сопряженности.

  4. Раскрыть роль В.Е.Гурина в обогащении педагогики научными взглядами, концепциями в деле совершенствования современной теории и практики нравственного воспитания молодежи.

Исследование осуществлялось на следующих методологических принципах:

    • аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью, а само воспитание - общечеловеческой ценностью; данному подходу присущи гуманистические традиции;

    • изучение педагогических факторов, явлений, идей в их диалектической взаимосвязи;

    • конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений;

    • объективность в подборе, анализе и оценке исследуемых фактов и явлений;

    • связь объективного и субъективного, логического и исторического, ретроспективного, современного и перспективного, раскрытие прогностического значения результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составили положения, идеи и концепции, раскрывающие:

  • сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, А.И. Кочетов, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);

  • историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, А.В. Бабаян, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Ю. Гранкин, Е.А. Дегтерев, В.В. Колпачев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, В.И. Спирина, Л.Л. Супрунова, С.Б. Узденова, И.А. Шоров, Е.Н. Шиянов);

  • проблемы нравственного и культурологического воспитания в контексте их взаимосвязи (М.Ю. Айбазова, Н.И. Болдырев, А.В. Бабаян, В.П. Бедерханова, К.И. Бузаров, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, Р.Г. Гурова, Е.И. Дворникова, В.А. Караковский, А.С. Койчуева, З.К. Меретукова, И.С. Марьенко, Н.М. Сажина, Ю.С. Тюнников, Г.Н. Филонов, В.К. Шаповалов, Г.И. Щукина).

  • проблемы оздоровительно-лечебной педагогики (В.О. Бушуева, А.А.Дубровский, Е.А. Дегтерев, З.Н.Литвинова, Е.П. Стрелецкая, Ю.Н. Синицын, Н.Х. Хакунов, К.Д. Чермит, А.В. Шаханова, Т.В. Глазун).

При изучении вопросов педагогической психологии, в частности, психологии нравственного развития старшеклассника, В.Е. Гурин опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, О.Г. Кукосяна, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, З.И. Рябикиной, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона.

В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: теоретический анализ состояния проблемы, изучение первоисточников, их сравнительно-сопоставительный исторический и ретроспективный анализ; сбор и анализ полевого материала; обобщение и систематизация полученных результатов.

^ Источниковедческую базу исследования составляют государственные документы СССР и Российской Федерации об образовании; труды В.Е. Гурина; материалы и документы архивных фондов; материалы личного архива ученого-педагога, коллег, ученых о В.Е. Гурине; полевой материал, периодическая печать; учебно-методическая литература, подготовленная и изданная в различные периоды ученым.

^ Этапы исследования. На первом этапе (2005-2006гг.) изучались и анализировались теоретические источники, особенно связанные с решением проблем нравственного воспитания старшеклассников. Осмысливались и корректировались проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи исследования.

На втором этапе (2006-2007гг.) работа была связана с поисками архивных и литературных источников по теме исследования, их научным анализом, систематизацией, осмыслением творческого наследия, педагогических идей, взглядов, концепций В.Е. Гурина.

На третьем этапе (2007-2008гг.) подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы. Обработан исследовательский материал в окончательном варианте для литературного оформления диссертации. Подготовлены рукописи диссертации и автореферата.

Подготовка и публикация материалов исследования имели место на всех этапах работы над диссертацией.

^ Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлены разработанные В.Е. Гуриным концепция воспитания нравственного сознания и поведения старшеклассников в их единстве и концепция обучения, имеющая непосредственное отношение к исследуемой теме. Концепция В.Е.Гурина предполагает реализацию следующих педагогических принципов:

  • принцип единства слова, деятельности (учебной, трудовой, общественной) и поведения;

  • принцип интегральной взаимообусловленности нравственного воспитания и общественно и личностно-полезной деятельности;

  • принцип взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности нравственного здоровья и лечебно-оздоровительной здоровьесберегающей деятельности;

  • принцип единства и взаимосвязи литературного образования и воспитания нравственно-волевых качеств;

  • принцип взаимосвязи нравственного здоровья, физического здоровья и психического здоровья («нравственность – не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека» Людвиг Фейербах).

Определены педагогические взгляды и идеи В.Е.Гурина, характеризующие его демократизм и гуманизм. Обоснована актуальность педагогических идей, взглядов и концепций В.Е. Гурина в контексте нравственного воспитания учащихся в современных условиях реформирования российского образования.

Проанализирована и охарактеризована научная, общественно-педагогическая и методическая деятельность В.Е. Гурина, обобщены и систематизированы результаты исследования в его трудах: содержание, цель, принципы, формы, методы нравственного воспитания старшеклассников; впервые в отечественной науке представлена приведенная в систему научная биография ученого-педагога.

^ Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем выявлена целевая ориентация педагогической концепции В.Е. Гурина на воспитание нравственного сознания и поведения в единстве и основанная на ней технология воспитания у старшеклассников нравственного сознания и поведения в их единстве; определены педагогические идеи и теоретико-концептуальные основы нравственного воспитания старшеклассников.

Целевая ориентация педагогической концепции В.Е. Гурина сориентирована на такие составляющие, как гуманизация и демократизация школы и личности, равенство, партнерство во взаимоотношениях учителя и учащихся, предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности и в нравственном становлении его личности путем раскрытия его сущностных сил, развития его познавательных способностей, творчества. Разработанные В.Е. Гуриным нравственные аспекты педагогики включают в себя систематизированные научные знания, способствующие более глубокому осмыслению сущности процесса нравственного воспитания в условиях современной школы и критическому использованию этих знаний в дальнейшем развитии педагогической теории и практики, в том числе теории и практики нравственного воспитания школьников.

^ Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты, выводы, рекомендации могут оказать позитивное содействие в решении проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения; концепции и педагогические идеи В.Е. Гурина могут обогатить педагогическую науку и образовательную практику.

Материалы диссертации представляют интерес для учителей школ и ВУЗов, широкой педагогической общественности, студентов педагогических учебных заведений и могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по истории педагогики, при написании студентами и выпускниками педвузов курсовых и квалификационных работ по проблемам нравственного воспитания учащихся.

^ Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены широкой теоретической и источниковедческой базой, соответствием методов исследования поставленным цели и задачам диссертационной работы, а также достаточной апробацией результатов.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретико-методологическими основами нравственного воспитания учащихся в творческом наследии В.Е.Гурина являются:

    • гуманизация и демократизация образования;

    • развитие духовно-нравственной культуры общества и ее трансляция в процессе обучения учащихся;

    • вовлечение учащихся в творческую деятельность и производительный труд, а также развитие сознания как основы воспитания нравственного сознания и поведения в их единстве.

  2. В основе идей формирования нравственности школьников, в соответствии с педагогическими идеями В.Е.Гурина, лежит целенаправленное определение содержания духовной жизни и формирование личности школьников, их связь с волевыми качествами, с моралью, а также с творческой, трудовой и общественно-полезной деятельностью.

  3. Обоснованный В.Е.Гуриным принцип интегрального деятельностного подхода к воспитанию нравственного сознания и поведения в их единстве, обеспечивает диалектическую сопряженность целей, задач, содержания, системы методов, форм, средств нравственного воспитания молодежи в контексте общечеловеческих ценностей через управление деятельностью.

  4. Роль В.Е.Гурина в обогащении и совершенствовании современной теории и практики воспитания нравственного сознания и поведения учащихся состоит в формировании концепции целостного воздействия на нравственное сознание, поведение и творческую деятельность в их диалектической сопряженности; в определении комплекса условий формирования нравственного сознания и поведения; в обосновании потребности обеспечения оптимальной саморегуляции поведения личности; в обосновании системы педагогических идей и принципов воспитания нравственного сознания и поведения в условиях демократизации и гуманизации общества.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались на региональной научно-практической конференции преподавателей и учителей школ города Славянска-на-Кубани, районов Краснодарского края и Республики Адыгея, посвященной проблемам развивающего обучения (Славянск-на-Кубани, 2006г.); на научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, январь-март 2007г.); в Университете Российской Академии Образования (Москва, 2007г.); на Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по проблеме «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» (Санкт-Петербург, Политехнический университет, 2007г.); на международной научно-практической конференции «Наука, творчество, инновации, успех» (Краснодар, 2008г.), на педчтениях кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования (Краснодар, 2008г.); на кафедре педагогики КГУ (Краснодар, 2008г.); на кафедре педагогики и педагогических технологий АГУ (Майкоп, 2008г.). Опубликовано 10 научных работ по теме диссертации.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологические основы и методика исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

^ В первой главе«Становление мировоззрения, нравственности педагогических взглядов, идей В.Е. Гурина» охарактеризована динамика формирования личности В.Е.Гурина, показана его работа в образовательных учреждениях, раскрыта его научно-педагогическая и общественная деятельность в Кубанском государственном университете, составлена научная биография педагога и ученого, обоснована гуманистическая направленность жизни и деятельности В.Е.Гурина.

^ Во второй главе «Выдвинутые В.Е.Гуриным педагогические идеи и созданные им концептуальные основы нравственного воспитания школьников в контексте педагогических реалий» дан научный анализ творческого наследия В.Е. Гурина в контексте осмысления его психолого-педагогических взглядов, идей и концептуальных основ нравственного воспитания школьников; представлены его мысли, научные выводы об интегральной взаимообусловленности воспитания нравственного сознания, поведения и деятельности; обоснована научная состоятельность его педагогических идей, взглядов, концепций и всего творческого педагогического наследия В.Е.Гурина в условиях реформирования современной образовательной системы России.

^ В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования, подведены итоги научной разработки темы, обозначены аспекты дальнейшего ее исследования.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Системный анализ основных этапов жизни и деятельности педагога и ученого Владимира Емельяновича Гурина позволил нам объективно оценить жизненно значимые судьбоносные вехи в научной биографии ученого – это: а) Ранние годы жизни (школьный период); б) Юность – вузовский период жизни и учебы; в) Стартовый период вхождения в педагогическую науку – педагогическая деятельность в средних общеобразовательных школах; г) Период научного «взросления», научной зрелости – научно-педагогическая и общественная деятельность в Кубанском государственном университете.

Каждый из определенных периодов жизни имеет свои особенности, свою специфику, позитивные и негативные проявления, но между ними нет строгих границ, есть между ними перманентная взаимосвязь, системность, в которые заложены, в данном конкретном случае, больше позитивных, чем отрицательных, потенциальных ценностных ориентаций в контексте формирования мировоззрения человеческой личности.

Именно в таких реалиях происходило формирование личности В.Е. Гурина как человека, педагога, ученого, гражданина своего Отечества, общественного деятеля, в целом большого гуманиста с истинно демократической ориентацией и духовно-нравственными взглядами.

Стартовой воспитательной площадкой формирования взглядов, мировоззренческих представлений, жизненных ориентиров для Владимира Гурина явилась его большая дружная трудовая семья.

В такой семье сельских тружеников, которые в коллективе коммуны «Красное знамя» Отрадненского района Краснодарского края были весьма уважаемыми среди односельчан, родился В.Е. Гурин 31 Марта 1929 года.

Родители В.Е.Гурина были рядовыми хлеборобами и ставились в пример другим. Их трудовая деятельность, личный пример, традиции семейного воспитания, как нельзя лучше, учили и вдохновляли детей на позитивное поведение и позитивные дела. Гуманистическая атмосфера в семье, добрые взаимоотношения членов семьи, трудовые традиции явились первоосновой трудолюбия и формирования у детей, в том числе и у Владимира Гурина, нравственно-гуманистического отношения к окружающему миру – к родителям, к братьям и сестрам, к односельчанам, к школе, учителям, к окружающей природе, к родной земле – малой Родине.

В формировании жизненных позиций юноши, в дальнейшем развитии его нравственно-патриотических основ неоспоримо положительное влияние оказали на В.Е. Гурина средняя общеобразовательная школа и учеба в одном из авторитетных вузов Кубани и Юга России.

Школьные годы – счастливые и продуктивные годы для умственного и нравственного обогащения души и мозга растущего человека, - считал В.Е. Гурин. Учился он охотно и прилежно, с желанием и интересом, добивался больших успехов в освоении знаний и наук сложного цикла школьного учебного плана. Владимир Гурин относился с большой ответственностью ко всем наукам, для него не было плохих школьных предметов, но особо любовное отношение он проявлял к литературе. О литературе В.Е. Гурин в своих размышлениях, оценках говорил и писал немало поучительного, хорошего. Литература для него, как мы убедились, анализируя творческое наследие ученого, - это целая школа воспитания души человека, формирования его нравственно-волевых качеств.

В творческом наследии В.Е.Гурина мы находим немало работ, посвященных данному аспекту, а именно воспитанию у школьников нравственно-волевых качеств в процессе изучения русской литературы («Роль художественной литературы в воспитании и самовоспитании воли старшеклассников», «Пути влияния художественной литературы на волю старших школьников», «Влияние художественной литературы на воспитание воли старшеклассников»).

Среднюю школу В.Е. Гурин закончил в 1948 году с серебряной медалью, получив основательную научную подготовку, трудовую закалку и хорошие духовно-нравственные ориентиры. В связи с этим ему несложно было определиться с предстоящей послешкольной перспективой.

Искренняя любовь к школе, к учителям, к их благородному делу послужила благоприятной основой для избрания самой гуманной профессии педагога и, В.Е. Гурин поступает на отделение филологии и психологии Краснодарского государственного педагогического института.

И здесь В.Е. Гурин часто вспоминал своих учителей, о которых у него остались добрые и теплые воспоминания, высоко ценил их трудный, но в высшей степени благородный, гуманноориентированный труд. Он высоко ставил российского учителя и образно говорил, что ему, учителю, надо при жизни поставить памятник.

Получив такую жизненную ориентацию и педагогическое мировоззрение, молодой студент приступил к освоению вузовской науки с присущей ему старательностью и ответственностью, с желанием как можно глубже «вписаться», вникнуть в науки, особенно в педагогику, в психологию, в специальность, в общественные науки, в частную дидактику, в теорию и методику воспитания.

В.Е. Гурин четко осознавал, что без глубокого освоения вузовских наук, без искренне любовного отношения к детям стать истинным педагогом невозможно.

Принципиально позитивное отношение к освоению вузовских наук, к постижению внутреннего педагогического состояния и нравственной готовности к профессиональной деятельности окончательно сформировали в В.Е. Гурине личность отлично самоутвердившегося педагога.

В 1952 году он с отличием оканчивает Краснодарский государственный педагогический институт по специальности русский язык, литература и психология. Наступил важный этап проверки собственной состоятельности В.Е. Гурина не только как хорошего педагога, но и как творчески мыслящего и работающего специалиста.

Среднее общеобразовательное учебное заведение стало для В.Е. Гурина настоящей творческой лабораторией, ему было интересно работать здесь, интересно было и школьникам учиться вместе со своим любимым преподавателем.

Возникали сложности, проблемы, над которыми надо было думать. В.Е. Гурина особенно беспокоили проблемы воспитания молодежи. По этим проблемам педагог проводил исследования, разрабатывал научные доклады, с которыми выступал на «Педагогических чтениях» различного уровня, писал статьи.

Получив серьезную педагогическую закалку и прикоснувшись весьма глубоко к научно-исследовательской деятельности, В.Е. Гурин становится аспирантом и ассистентом кафедры педагогики Краснодарского государственного педагогического института. Здесь он полностью включается в научно-исследовательскую деятельность, исследует диссертационную тему «Индивидуальный подход к учащимся старшего школьного возраста в воспитательной работе», которую успешно защитил в АПН СССР 6 апреля 1961 года.

В.Е. Гурин много работает над собой, много занимается исследованием актуальных аспектов педагогики, психологии, лечебной педагогики, педагогики труда и т.д. Его научные изыскания публиковались в монографиях, в центральных академических журналах «Советская педагогика», «Школа и производство», «Воспитание школьников», «Народное образование», в сборниках научных трудов.

Итоги своих исследований В.Е. Гурин подвел в фундаментальном диссертационном докторском труде «Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника» (защищена в Москве, в АПН СССР, утверждена 30 сентября 1988 г.).

Путь В.Е. Гурина во взрослую жизнь, в педагогику не был легким, но он был благородным. Формирование его личности, его мировоззрения проходили через семейные традиции, через педагогическую культуру русского и других народов, через школьные и вузовские учительские и педагогические коллективы. Основой всей творческой жизни В.Е. Гурина являлись четко и системно организованные самовоспитание и саморазвитие ученого-педагога. Все это позволило работать В.Е. Гурину творчески, неустанно нарабатывать богатый научно-педагогический опыт, полезное творческое наследие.

Педагогическое наследие Владимира Емельяновича Гурина чрезвычайно богато, многообразно и полиаспектно, большую часть этого наследия он посвятил вполне обоснованно актуальной во все времена сложнейшей проблеме нравственного воспитания школьников, особенно старшеклассников, ибо, как обосновывал ученый-педагог, выпускник школы, а позже – вуза или среднего специального учебного заведения, подготовленный слабо или плохо в контексте осмысления и освоения нравственных основ жизнедеятельности в условиях определенного конкретного социума, не может быть гармонично развитой личностью, он не может выполнять в полной мере гражданские обязанности перед своим Отечеством, перед семьей, он может стать безответственным, нечестным специалистом, взяточником, коррупционером и т.д. Именно поэтому В.Е. Гурин значительную часть своей научно-исследовательской деятельности направил на исследование проблемы нравственного воспитания старшеклассников, на разработку ее концептуальных основ.

В.Е. Гурин разработал комплексную концепцию воспитания нравствен-ного сознания и поведения личности школьника в их интегральной сопряженности, в диалектическом единстве. Нравственно воспитанный гражданин, по его концептуальной трактовке, - это человек, который не только осмыслил, осознал нравственные нормы общества, но который строит свое поведение, руководствуясь этими нормами, для которого они, эти нормы, стали внутренним состоянием.

Сущностью концепции ученого о воспитании нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве является развитие его морально-волевых качеств, придающих личности гуманно-демократическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения высокой цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения в сложных ситуативных условиях.

Существует, по В.Е. Гурину, ряд конкретных ступеней динамики движения личности школьника к единству его нравственного сознания и поведения: а) создание и совершенствование оптимальных педагогических условий воспитания и развития единства нравственного сознания и поведения; б) воспитание в этих условиях интегративного комплекса морально-волевых качеств, ведущих к саморегуляции поведения и обеспечивающих единство нравственного сознания и поведения личности учащегося; в) совершенствование и творческое развитие устойчивого позитивного единства нравственного сознания и поведения, обеспечивающего личности школьника не только преодоление и предупреждение развития компонентов негативного содержания сознания и поведения в их единстве у себя и у других школьников, но и воспитание, и самовоспитание нравственного сознания и поведения в их единстве, воспитание способности и готовности к оптимальной саморегуляции поведения, к совершенствованию своего собственного поведения, а также опыта исполнения другими общественных норм поведения.

Внутренний источник воспитания единства нравственного сознания и поведения личности школьника, по концепции ученого-педагога, – противоречие между опережающим развитием сознания и его реализацией в поведении, в связи с чем актуализируется потребность преодолеть данное противоречие.

В результате анализа творческого наследия В.Е. Гурина мы пришли к выводу о том, что системообразующим компонентом в технологии воспитания нравственного сознания и поведения школьников выступает единство образования и творческой общественно-полезной и трудовой деятельности, составляющей материальную основу обеспечения единства их нравственного сознания и поведения, деятельности в комплексе с другими воспитательными средствами, методами, формами, четкая сбалансированность компонентов технологии в контексте научной логики.

В организации общественно-полезной деятельности и производительного труда учащихся имеет место некоторое негативное отношение со стороны отдельных школ, - считал ученый-педагог. Успех воспитания единства сознания и поведения школьников снижается, когда эта деятельность выступает как второстепенный компонент воспитательной системы. Когда же она определенным образом корректирует остальные компоненты системы (учебный процесс, внеклассную деятельность и др.) и определяет их воспитательную направленность, действенность, воспитание у школьников нравственного сознания и поведения в их единстве происходит значительно эффективнее. Правильно организованная многосторонняя полезная деятельность школьников способствует перестройке всего учебно-воспитательного процесса школы и качественному преобразованию их сознания и поведения, способствует воспитанию у учащихся созидательной направленности их морально-волевой активности, всей психики в целом. Общественно-полезная деятельность и производительный труд школьников характеризуются В.Е.Гуриным как стимулирующее эффективное средство воспитания сознания и поведения школьников в их единстве. На наш взгляд, все это актуально и в условиях рынка, независимо от формы труда, только необходимо учитывать в педагогической деятельности эти современные формы организации труда.

Из результатов анализа педагогического наследия В.Е.Гурина следует вывод о том, что концепцию воспитания школьников он рассматривает в тесной связи, в единстве с другой авторской концепцией – с концепцией единства, взаимосвязи и взаимодействия педагогических процессов воспитания, обучения и развития нравственной творческой личности. Ученый посвятил отдельную работу данной концепции. Она значится в творческом наследии В.Е.Гурина под названием «Концепция обучения».

Обучение, по данной концепции, В.Е.Гурин рассматривает не только и не столько как передачу информации, сколько как творческий процесс организации освоения нового знания и новых закономерностей, процесс формирования мыслительных операций, развития интеллектуальных способностей, созидательной активности, развития конструктивного ума, творческой личности, умения самостоятельно добывать недостающие новые знания. Все эти качества должны быть присущи творческой, нравственно подготовленной личности.

Целостная нравственно-волевая творческая личность может формироваться наиболее успешно в контексте единства и взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития.

Концепция воспитания нравственного сознания и поведения в их единстве предполагает актуализацию авторской системы позитивных педагогических идей и взглядов. Они осмыслены и обозначены в многочисленных работах и в докторской диссертации ученого.

К таким педагогическим идеям мы относим, в частности, такие, как:

  • нравственное воспитание должно оставаться сегодня и в перспективе приоритетным компонентом образовательной модели и национальных образовательных проектов общества;

  • обучение знаниям – не самоцель, а необходимое условие интеллектуального и нравственного развития личности, ее творческого потенциала;

  • проблему единства сознания и поведения невозможно решить без воспитания морально-волевой сферы личности, поскольку при этом не учитывается фактор действенности морали и берется во внимание лишь момент ее направленности;

  • деятельность в единстве с общением и отношениями является определяющим фактором нравственно-волевого развития личности;

  • в процессе самовоспитания нравственно-волевой активности личности обучающегося (школьника, студента) важно учить целеобразованию, т.е. готовности и умению своевременно ставить для практического решения жизненно важные цели, задачи, не запаздывать с принятием решений, не тормозить саморазвитие личности;

  • идеальный вариант соотношения задач воспитания таков: задачи воспитания переводятся, трансформируются в задачи самовоспитания;

  • выход учащихся на обратную связь – это их ответ на внешние педагогические воздействия, на стимулы. Однако обратная связь может быть источником не только внешних стимулирующих воздействий, но и источником внутренних, самостоятельных побуждений, потребностей, стремлений, идеалов, целей, мотивов, свидетельствующих о высоких возможностях саморазвития личности в процессе обучения, воспитания, управления;

  • обратная связь может быть стимулированной внешними социально-педагогическими воздействиями, но может быть и мотивированной внутренними потребностями развития, т.е. саморазвитием. Обратная связь может быть адекватной внешним воздействиям, но может быть и саморазвивающейся, «инициативной»;

  • задачи самовоспитания закономерно вытекают из задач воспитания, а процесс самовоспитания логично продолжает и завершает собою процесс воспитания. Ведущая линия управления этим процессом осуществляется путем перевода воспитания в самовоспитание;

  • нравственные качества обеспечивают основное содержание духовной жизни и целенаправленность личности. Чтобы нравственным качествам придать действенность, необходимо связать их с волевыми. Тогда нравственные качества придадут волевым содержание и направленность, а волевые нравственным – действенность. В итоге получится действенная мораль, или нравственно воспитанная воля, т.е. интегративное качество, которое объединяет в себе всесторонность, гармонию, соразмерность качеств и позволит личности вести в жизни целенаправленную устойчивую и действенную линию поведения.

Проведенное исследование выявило общую динамику становления и развития личности В.Е.Гурина как педагога, дало основание составить его научную биографию, и подвело к следующим выводам:

  1. В.Е.Гурин – один из известных представителей плеяды северокавказских ученых-педагогов, внесших существенный вклад в педагогическую науку и практику. Многообразная и многосторонняя научно-педагогическая деятельность, а также жизненные ориентиры, взгляды, научные концепции и педагогические идеи ученого-педагога дали нам возможность характеризовать его как специалиста, гражданина, ученого-педагога гуманно-демократической идеологии, духовно-нравственных и патриотических устремлений.

  2. Собранный и проанализированный материал дал нам основание составить объективную научную биографию В.Е. Гурина и сформулировать вывод о том, что жизнь ученого-педагога богата активнонаправленной педагогической практикоориентированной деятельностью, гуманистической насыщенностью, отвечающей установкам современного перестраивающегося на гуманистических и демократических позициях российского общества.

  3. Исследование В.Е.Гуриным проблемы воспитания и развития нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве убеждает нас в том, что эта проблема является весьма сложной. Не всегда осуществляемое ныне вовлечение старшеклассников в творческую деятельность, в производительный труд, в исследовании выступает одним из доминирующих факторов воспитания, и развитие сознания и поведения в их единстве рассматривается как существенное педагогическое условие.

  4. Деятельность В.Е.Гурин определяет как приоритетный фактор нравственного развития личности. Развитие деятельности – условие нравственного развития личности. Через управление деятельностью осуществляется управление нравственным развитием личности. Деятельность – тот механизм, через который внешнее переходит во внутреннее; вместе с тем в процессе деятельности реализуются и внутренние условия нравственного становления личности. Развивающаяся деятельность определяет нравственное развитие личности – в этом суть деятельностного подхода к процессу нравственного воспитания. В процессе деятельности старшеклассников создаются определяющие социально-педагогические условия для их целостного нравственного, трудового и гармоничного развития личности в целом.

  5. Анализ работ В.Е.Гурина под углом зрения его концепции о воспитании нравственного сознания и поведения в их единстве подводит к следующим выводам:

  • единство нравственного сознания и поведения недостижимо вне связи с идейной основой личности. В том случае, если сознание и поведение формируются на базе достоверных научных знаний, личность становится устойчивой, действенной, общественно ценной и оптимально управляемой. Нравственное сознание и поведение школьников в их единстве представляет собой ведущий компонент личности, необходимый для ее успешной трудовой и общественно-полезной деятельности в обществе. В.Е.Гурин отмечал, что сознание и поведение в их единстве имеет стадиальный характер развития, где цель достигается с помощью соответствующих педагогических условий, формирующих комплекс нравственно-волевых качеств, обеспечивающих функцию саморегуляции поведения. По мнению ученого-педагога, успех воспитания минимален, если какая-либо из стадий выпадает, а именно стадия воспитания и самовоспитания у старшеклассников морально-волевых качеств в процессе производительного творческого труда;

  • теоретическое рассмотрение проблемы воспитания и развития сознания в их единстве необходимо как всестороннее изучение фактов позитивно и негативно направленного сознания и поведения старшеклассников, т.е. необходимо изучение как положительного, так и отрицательного опыта развития сознания и поведения учащихся в их единстве;

  • единство сознания и поведения личности школьников практически достигается на основе комплекса морально-волевых качеств, на основе оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения. Нравственно-волевая саморегуляция составляет основу психологических механизмов воспитания и развития сознания и поведения личности в их единстве. Морально-волевые качества представляют собой комплекс качеств, воспитанный на основе осознания объективной необходимости и общественной направленности личности. В этот комплекс качеств входят:

    • целеустремленность, ответственность, коллективизм, гуманизм, обеспечивающие созидательную направленность личности;

    • готовность и способность преодолевать препятствия на пути к сознательно поставленной цели, инициативность, дисциплинированность, энергичность и другие волевые качества, обеспечивающие высокую активность поведения личности;

    • выдержка, самообладание, вежливость, обеспечивающие функцию торможения ненужных поступков;

    • деловитость, опыт, навыки и привычки, привычные формы поведения, составляющие устойчивые компоненты поведения и в значительной мере освобождающие сознание от необходимости излишнего контроля за поведением;

    • адекватная самооценка, самокритичность, требовательность к себе, обеспечивающие возможность дальнейшего самовоспитания и развития нравственно-волевой сферы личности.

Их единство образует новое качество – действенную мораль, морально воспитанную волю, обеспечивающую оптимальную саморегуляцию поведения личности. Важную роль играет гармоничность, соразмерность качеств – единство их устойчивости и динамичности, активности и тормозимости, исполнительности и инициативности, дисциплинированности и творческого подхода к делу, устойчивой направленности личности и гибкости, стойкости и новаторского характера поведения.

6. Диалектика соотношения, взаимосвязь и взаимозависимость между нравственным сознанием и поведением сложна. С одной стороны, нравственное сознание направляет поведение и побуждает его к развитию. С другой стороны, под воздействием поступков и в целом всего поведения само сознание формируется и совершенствуется. В итоге единство сознания и поведения, их взаимообогащение приводят к нравственному становлению целеустремленной личности с устойчивой моралью и ее созидательной направленностью.

В поведении сознание не только проявляется, но и формируется и совершенствуется. В поведении оно становится действительной жизнью и обретает общественное значение. Нравственное сознание, регулируя, направляя и формируя поведение, в свою очередь само обогащается практикой и опытом. Сила нравственного сознания и поведения – в их единстве. Воспитание сознания и поведения в их единстве, преодоление противоречий на пути к их единству – суть процесса нравственного воспитания личности.

7. В.Е.Гурин писал, что концепция воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника в их единстве предполагает реализацию целой системы педагогических идей и принципов, имеющих позитивное значение для теории и практики нравственного воспитания. Часть из этих педагогических идей профессора В.Е.Гурина выступает в качестве весьма актуальной в современных условиях модернизации российского образования и может быть успешно реализована сегодня в средних общеобразовательных школах.

В завершении отметим, что данная диссертационная работа не претендует на полноту освещения названной проблемы – мы и не ставили перед собой такой задачи. Однако в процессе данного исследования обозначились актуальные аспекты проблемы, которые могли бы в перспективе стать предметом специального исследования. Назовем некоторые из них: «В.Е.Гурин о нравственном воспитании школьников в процессе изучения литературы»; «Труд и общественно-полезная творческая деятельность школьников как средство нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.Е.Гурина»; «В.Е.Гурин как ученый-психолог», «Воспитание у школьников воли в учебном процессе (на материале литературы) в опыте В.Е. Гурина» и др.


Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ

  1. Киргуева Р.А. Труд и трудовая деятельность в нравственном воспитании школьников в педагогическом наследии В.Е.Гурина/ Р.А. Киргуева// Вестник Университета Российской Академии Образования. - Москва, № 1/2007. – С. 62-65.

  2. Киргуева Р.А. В.Е.Гурин о формировании у старшеклассников волевых качеств/ Р.А. Киргуева// Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – С. 214-216.

Статьи и тезисы

  1. Киргуева Р.А. Концептуальные подходы кубанского ученого В.Е. Гурина к проблеме саморазвития школьников/ Р.А. Киргуева// Проблемы развивающего обучения. Сборник материалов II региональной научно-практической конференции преподавателей и учителей школ города Славянска-на-Кубани и районов Краснодарского края. - Славянск-на-Кубани, 2006. – С. 10-12.

  2. Киргуева Р.А. В.Е. Гурин о нравственном воспитании в процессе развивающего обучения/ Р.А. Киргуева// Проблемы развивающего обучения. Сборник материалов II региональной научно-практической конференции преподавателей и учителей школ города Славянска-на-Кубани и районов Краснодарского края. - Славянск-на-Кубани, 2006. – С. 46-49.

  3. Киргуева Р.А. Идея комплексности в процессе обучения, воспитания, развития как методологический ориентир в творческом наследии профессора, доктора педагогических наук, академика В.Е. Гурина/ Р.А. Киргуева// Вестник Адыгейского Государственного Университета. - Майкоп, № 3/2006. – С. 124-127.

  4. Киргуева Р.А. Лечебная педагогика как новая отрасль науки в научных трудах профессора В.Е.Гурина/ Р.А. Киргуева// Тезисы докладов XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). – Краснодар, 2007. – С. 75-77.

  5. Киргуева Р.А. Взаимосвязь нравственного воспитания и развития школьников с лечебной педагогикой в исследованиях академика В.Е. Гурина/ Р.А. Киргуева// Тезисы докладов XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). – Краснодар, 2007. – С. 77-78.

Статьи в международных сборниках

  1. Киргуева Р.А. Нравственное здоровье как основа физического здоровья подрастающего поколения (по творческому наследию академика В.Е. Гурина) / Р.А. Киргуева// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, изд-во Политехнического университета, 2007. – С. 109-111.

  2. Киргуева Р.А. Академик В.Е.Гурин о воспитании творческих способностей школьников/ Р.А. Киргуева// Наука, творчество, инновации, успех. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2008. – С. 321-326.

Учебные пособия

  1. Киргуева Р. В.Е.Гурин – ученый-педагог гуманистической ориентации, творческая личность и общественный деятель/ Киргуева Рузана – Краснодар: Изд-во типография Администрации Краснодарского края, 2008. – 47 с.






Скачать 308.01 Kb.
оставить комментарий
Киргуева Рузана Аслановна
Дата03.10.2011
Размер308.01 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх