1. Метод описания и анализа и основные понятия icon

1. Метод описания и анализа и основные понятия


Смотрите также:
Задачи описания и конструирования данных исследования при системном анализе 27 1 Моделирование...
Программа по курсу: методы анализа данных и распознавания (базовый) по направлению...
Программа по курсу: методы анализа данных и распознавания по направлению: 511600 факультеты...
Программа анализа (обоснование проблемы, цели, задачи, объект, предмет изучения...
Лекция Вопросы: Аксиоматический метод в обучении математике...
Лекция №3. Понятие алгоритма: свойства, способы описания...
Подход demo. Метод архитектурного описания организаций...
Общие понятия о макроэкономике. Вопросы к главе...
Задача анализа...
Задача анализа...
1. Предмет и метод макроэкономики. Основные макроэкономические понятия...
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС): Предмет и метод...



Загрузка...
скачать
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


РАЗДЕЛ I. Описание и анализ как метод: основные понятия, границы, особенности, задачи.

Тема 1. Метод описания и анализа и основные понятия.

Основные понятия истории искусства. Генрих Вёльфлин и его роль. Искусствовед как комментатор и толкователь. Цель курса описания и анализа. Овладение методами описания и анализа для передачи знаний и ощущений читателю или слушателю. Преимущества и границы метода.

Составляющие образа и его формирование. Механизм восприятия образа. Роль психологии восприятия. Воздействие цвета, света, композиции, разного построения пространства, и т.д. Роль субъективности и общность образов, связанных единым понятием. Уровни понимания произведения искусства. «Договорённость» о связи означаемого и означающего. Узнавание предмета, знание о предмете как важная часть понимания произведения. Невозможность «чистого» восприятия. Роль памяти.

Описание и анализ как метод: основные особенности и принципы. Метод и схема описания.

Сюжет, жанр, мотив. Важность понимания того, что изображено. Опора на исторические факты, датировки, знания об эпохе.

Средства художественного выражения. Художественные приёмы как составляющие язык искусства. Язык искусства и его условность. Смысл образа. Этапы понимания: от образа к языку, от непосредственного восприятия к логическому объяснению своих впечатлений. Степень натуроподобия и лёгкость узнавания. Понятие стиля.

Принципы метода описания и анализа. Опора на единство содержания. Сравнительный принцип: сопоставление разного, поиски противоположностей (в эпохе, в стиле, в подходе художника, в настроении). Сравнительный анализ произведений разных эпох, школ, художников, разных периодов одного художника. Взаимосвязь между образом и средствами художественного выражения. Последовательность рассмотрения основных параметров: от общего к частному. Сопоставление произведений искусства эпохи Возрождения и Барокко, немецкой и итальянской школ живописи, античности и Средневековья, Средневековья и Ренессанса. Классическое и неклассическое искусство.

Основные понятия истории искусства как инструмент для анализа. Схема анализа. Композиционная схема, формат, соотношение изображения и формата. Создание разной дистанции между произведением и зрителем с помощью размера. Роль рамы. Понятие иллюзорной рамы. Понятие равновесия, соотношения частей изображения друг с другом и с целым. Геометрические схемы и их функция. Последовательность рассматривания произведения и психологические особенности.

Построение пространства. Понятие плоскости и глубины, пространственные планы. Точка зрения, ракурсы и линия горизонта. Место зрителя в пространстве картины или вне его. Типы перспективы. Понятие воздушной перспективы. Дистанция между зрителем и произведением

Цвет и колорит: тональный, локальный, тёплый, холодный колорит. Понятие тона, валёров, рефлексов. Функции светотени. Светотень и объём. Объём и плоскость. Роль светотеневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа. Линия, силуэт. Линейное и живописное начало.

Фактура поверхности. Характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура), направленность мазков, размер мазка и т.д. Понятие лессировки. Связь разной фактуры с разными эпохами и с выявлением индивидуальности и темперамента художника.


^ Тема 2. Слово и образ: язык искусствоведа и язык искусства

Слово как орудие познания и общения. Примеры языка: официально-бюрократический, журналистский, разговорный, нейтральный, эмоциональный. Примеры адекватного и неадекватного произведению языка. Язык, которым говорят об искусстве, и его особенности. Выражение зрительных ощущений устно и письменно. Роль фактов. Язык как главный инструмент описания и анализа. Искусствовед как толкователь, комментатор и сотворец. Роль зрителя, слушателя и читателя. Передача сути художественного образа.

Критерии научности. Использование терминов, их необходимость и уместность. Связь сложности научного языка со сложностью объекта изучения. Излишняя сложность языка как помеха. Примеры коммуникативного научного текста. Причины переусложнённости академических текстов.

Задачи анализа научного текста. Жанр историографии и рецензии как важная часть искусствознания. Роль пересказа и умения вычленять основные идеи текста. Схема анализа научного текста. Задачи автора, структура текста, основные идеи и выводы, оценка текста. Способы цитирования, комментирование цитат. Анализ языка, методологии, индивидуальных акцентов и предпочтений автора.

РАЗДЕЛ II. Живопись как вид искусства

Тема 1. Виды и техники живописи.

Монументальная живопись. Связь монументальной живописи и назначения архитектуры. Связь композиции с архитектурной формой. Сюжетно-жанровые особенности и их связь с архитектурой. Символика и иконография, зависящие от архитектурной формы. Связь выразительности стенописи и технико-технологических особенностей.

Особенности фрески: прочность, работа по частям, невозможность исправлений, высветление колорита после высыхания. Выразительные особенности: простота, обобщённость, ясность, связь с плоскостью стены, монументальность. Отличие античной и ренессансной фрески. Роль подготовительных картонов.

Особенности мозаики: оптическое смешение цветов, светоотражающие способности, иллюзия «парения», стойкость и яркость цвета. Прочность смальты и проблемы грунта. Разновидности мозаики. Античная мозаика, византийская мозаика. Зависимость блеска от степени шлифовки и от угла расположения элементов мозаики. Русская мозаика 18 в. Мозаика в искусстве модерна и 20 века. Связь с реальным освещением.

Витраж и его свойства: связь с эффектами освещения, плоскостность, декоративность, роль контуров. Орнаментальные и фигурные композиции. Связь с цельным образом готического собора. Витраж 20 столетия.

Станковая живопись и её эволюция от иконы к картине. Независимость от архитектуры, мобильность, приспосабливаемость к интерьеру. Самостоятельность жанров и сюжета вне связи с интерьером. Основы для станковой живописи и их особенности: дерево, холст, медные доски, фанера, картон, бумага, стекло и др. Преимущества и недостатки каждой из основ. Значимость грунта, его гладкости и цвета.

Разновидности станковой живописи. Энкаустика и две её разновидности. Темпера и сложность работы с ней. Разновидности темперы. Равномерность высыхания. Наложение, а не смешение красок, способы моделировки. Простота, ясность, строгость классической темперной живописи. «Дисциплинирующее» свойство темперы. Применение в средневековом искусстве и связь технологии с задачами искусства эпохи. Масляная живопись и причины её популярности с к. 15 века. Сохранение цвета и блеска со временем, свобода ритма работы, возможность игры фактуры, разнообразие приёмов, возможность смешения красок. Причины предпочтения масляной техники в период Нового времени. Роль Яна ван Эйка в развитии масляной живописи. Подчёркивание индивидуальности автора, передача реальности и её многообразия. Минусы: потеря эластичности, пожелтение, кракелюры. Классический метод работы живописца и его этапы. Неклассический метод и его появление во 2 пол. 19 века.


^ Тема 2. Развитие живописи, её приёмов и задач.

Изменения в сюжетах, темах, развитие жанров. Эволюция формальных приёмов в живописи. Важные параметры: понятия конкретного и абстрактного, натуроподобия и условности, видимого и умозрительного. Отношение к временным категориям. Построение пространства, роль линии, плоскости, объёма, развитие колорита и света, изменение фактуры.

^ Доклассический период. Повествовательность, декоративное начало. Пространственная протяжённость, выраженная комплексность. Отсутствие единства места и времени действия. Отсутствие чётких границ изображения. Место и роль зрителя. Связь с культово-магическими функциями, ориентация на «невидимого» зрителя, разворачивание условного пространства. Роль текста, связанного с пространством изображения. Каноничность и кодифицированные пропорции. Отсутствие жанров. Умозрительное начало. Роль знания о мире, а не его видения. Строгое соблюдение технологий.

Первобытное искусство и его связь с плоскостью, контуром, пятном. Узнаваемость прообразов. Магическая задача искусства этого периода. Живопись Древнего Востока и его отношения с категорией времени. Иератичность, плоскостность, условность. Линия, пятно, условность цвета, пространства, масштаба фигур. Причины нереалистической передачи формы. Античность и интерес к идеализации и обобщению. Гражданский пафос. Античный «натурализм». Плоскостное построение пространства. Роль линии. Понятие гармонии, сакральность пропорций. Телесность. Средневековая живопись и её символичность. Линейность, принцип «раскраски» контуров. Условный характер света. Иерархичность. Маргинальность натурных наблюдений, отсутствие конкретики. Декоративность.

^ Живопись Нового времени. Идея зеркала. Преобладание видимого над умозрительным, конкретного над абстрактным. От обозначаемого – к изображаемому. Натуроподобие. Интерес к античности. Важность научных открытий, изучение природы. Зрительные иллюзии как основа для живописных приёмов. Единство места и времени действия или сочетание нескольких эпизодов истории в одном произведении. Роль прямой перспективы. Интерес к передаче объёма. Ориентация на зрителя, эстетическое начало. Секуляризация культуры.

Ренессанс и интерес к нормативному. Возникновение картины вместо иконы. Характеристика картины как явления. Подражание природе и её исследование. Типизация. Отделение портрета как жанра. Зарождение исторической живописи. Понимание истории как условности, отсутствие конкретики. От локального цвета к более сложному тональному. Возрастание роли цвета в композиции. Этапы работы над произведением. Появление академизма.

Живопись 17 и 18 века. Появление жанровой структуры. Конкретизация, бытовое начало. Психологизм. Категория живописности. Интерес к современности. Динамизация, проблема передачи времени. Многомерность пространства и времени. Постепенное развитие понятия непрерывности. Субъективность. Всё большая утончённость. Соединение света и цвета. Развитие фактуры. «Век разума» и теория прогресса, интерес к исторической точности.

^ Живопись 19 века – от романтизма к постимпрессионизму. Изменение концепции времени. Эмоциональные категории. Историзм и научность. Переход к новым принципам видения в к. 19 в. Новые методы работы. Скорость работы, этюдность. Интерес к передаче сиюминутного. Отказ от натуроподобия. Отказ от прямой перспективы и структурности Выстраивание форм и объёмов цветом. Использование чистого цвета. пространства. Психология восприятия цвета и его символизм. Слияние рисунка, колорита, линии, тона. Включение зрителя в достраивание образа.

^ Живопись 1-й трети 20 века и разрушение иерархии, повествовательного начала, фигуративности. Интерес к психологическому воздействию языка форм. Фовизм, экспрессионизм, кубизм. Отказ от передачи иллюзий зрения. Разрушение формы с целью большей выразительности, эмоциональности, универсальности. Демиургическое начало. Включение зрителя в пространство живописи. Поиски с целью возвращения к истокам искусства. Абстрактное искусство. Авангард и выход за пределы станковой живописи к объекту.


РАЗДЕЛ III. Скульптура как вид искусства

1. Особенности скульптуры как искусства, её виды и техники

Разница между скульптурой и пластикой. Связь с архитектурой в качестве опоры, украшения. Роль соотнесения скульптуры с масштабом архитектуры, особенности освещения. Включённость скульптуры в архитектурные ансамбли и в среду. Трёхмерность. Соприсутствие зрителя, единство сред зрителя и скульптуры. Осязательный характер. Связанное с этими чертами ритуальное назначение. «Мифы» о скульптуре. Взаимодействие скульптуры с пространством. Типы композиционного движения. Движение зрителя относительно скульптуры. Намеренное искажение пропорций в расчёте на точку зрения. Антропоморфность, аллегоричность, лаконизм.

^ Виды скульптуры. Рельеф (барельеф, горельеф, койланоглиф). Контррельеф. Круглая скульптура (важны точки зрения, обход). Скульптура больших и малых форм. Разновидности скульптурного изображения: в полный рост, полуфигура (поясное изображение), торс, погрудное изображение (бюст, герма), голова, анималистическая скульптура и т.д.

Монументальная и садово-парковая скульптура и её язык. Роль масштаба, силуэта, точки зрения, постамента, среды, света, материала. Градостроительные функции монументальной скульптуры. Станковая скульптура и её свойства: восприятие с близкого расстояния, перемещаемость, эмоциональное общение со зрителем и внимательное рассматривание.

^ Функции скульптуры: культовая, ритуальная функция, мемориальные функции (портрет, символические образы, аллегории, надгробие). декоративные функции, социальные и воспитательные функции.

Значение цвета в скульптуре: акцентирование тектоники, символическое подчёркивание важных частей, создание композиционных линий. Создание пластических и живописных эффектов. Декоративная функция цвета. Раскраска и использование цветных материалов как риск разрушения формы. Тонирование, раскраска в несколько тонов, применение цветных материалов.

Постамент и его функции: осуществление связи с окружающей средой и создание дистанции, пространства между зрителем и произведением. Средства осуществления этих функций. Создание ракурсов с помощью постамента. Специфика статуй без постамента в городской и музейной среде.

Определение скульптурной группы и её эволюция. Типы связей в скульптурной группе: раздельность, соподчинение, равноправие и др. Создание композиционного и психологического единства.

^ Материалы в скульптуре. Камень. Твёрдые породы и их свойства (базальт, гранит, порфир). Монументальность, обобщённость, сдержанность, статика. Закрытость композиций, обработка (шлифовка, линейно-графические методы). Тёмные оттенки. Материалы средней твёрдости. Мрамор и его разновидности. Прочность, различные цвета, нежность светотеневых переходов, прозрачность на просвет. Необходимость подпорок. Способы работы с цельным куском мрамора и соединение отдельных частей. Способы высекания. Известняк. Грубоватость, обобщённость, ломкость. Использование для монументальной скульптуры. Песчаник и его использование для выполнения орнаментальных мотивов и для статуй (Средние века). Алебастр, слоновая кость, глиптика.

Металлическая скульптура. Использование бронзы как распространённого материала. Твёрдость, прочность. Создание силуэта, возможность свободной композиции, изображение активного движения, детальность проработки, возможности шлифовки. Крупная и мелкая пластика. Ковка, чеканка, литьё. Три метода литья (сплошной массой, по частям и с помощью воска). Патина и её эффекты.

Дерево как гибкий материал. Разнообразие приёмов. Структура и фактура дерева. Технологические особенности обработки. Мягкие и твёрдые породы. Тон дерева и его раскраска. Любой масштаб.

Глина. Принцип прибавления (пластики, лепки). Возможность любых исправлений и любого темпа работы. Обобщённость, компактность форм. Глина как вспомогательный и как самостоятельный материал. Боцетто – глиняные модели разного размера. Связь с бронзой. Терракота. Изменения при обжиге. Применение глазури. Майолика. Фарфор.

Воск как вспомогательный материал. Гипс, его свойства и функции. Применение для слепков. Стук и его применение в декоративных работах. Применение редких или нехарактерных для скульптуры материалов.

Определяющая функция задачи произведения. Предпочтение разных свойств материалов в разные эпохи. Трактовка формы, не всегда зависящая от материала. Преодоление свойств материала скульптором. Подчёркивание или сглаживание свойств материала.


^ Тема 2. Скульптура и время: эпоха, стиль, язык

Развитие скульптурной формы от простого к сложному. Завоевание пространства движением. Эволюция движения –от застылости к свободе, от плоскостности к глубине в эпоху Нового времени.

Выделение скульптурного объёма из монолита. Менгир, каменные «бабы», ранняя греческая архаика. Застылость, неподвижность, нерасчленённость, самостоятельность по отношению к пространству. Появление герм.

Скульптура Древнего Востока. Принцип фронтальности. Связь с кубическим блоком. Монументальность, статичность. Ориентация на культовые, а не эстетические цели.

Античность. Человеческое тело как мера пространства. Разворачивание объёма в пространстве. Постепенное развитие движения по осям. Движение, обусловленное действием. Расчёт точки зрения. Пропорции и их функции и особенности. Связь с сакральным началом. От фронтальности – к развитию нескольких точек зрения в эллинистической скульптуре. От условности «архаической улыбки» к пластичности формы. Переход к изображению пространства как сферы. Динамизация скульптуры. Изменение технологии обработки.

Средневековая скульптура. Тесная связь со стеной, зависимость он функциональных особенностей архитектуры. Вертикальная направленность как обозначение духовного начала. Движение как отражение эмоций. Символическая связь фигур. S-образный изгиб, спиралевидность. Отсутствие интереса к передаче телесности. Динамика как отражение сути сюжета и образа. Экспрессия.

Эпоха Ренессанса и отход от средневековых принципов. Влияние античности. Освобождение статуи от стены. Объёмность, пластичность. Соединение принципов Средневековья и Возрождения: передача внешнего и внутреннего движения. От фронтального принципа - к круговому обходу. Роль Микеладжело для истории скульптуры. Разворачивание статуи в пространстве, отражение в форме внутреннего конфликта и напряжения. Разнонаправленность движения. Тема нереализованного движения. Технология обработки, начиная с передней плоскости. Единство формы.

Барочная экспансия скульптуры, захват пространства, включение зрителя в среду, единую со скульптурой. Передача переменчивого движения, временного промежутка. Бурное разнонаправленное движение. Разрывы цельности формы. Перетекание форм. Открытость композиции. Активная работа со светом. Эффекты, иллюзии. Передача впечатления.

Классицизм: принцип светотеневой моделировки формы и натуроподобие в её трактовке. Статика, условность движения и цвета. Строгость, сдержанность, спокойствие. Структурная ясность композиции, принцип рельефа, закрытость и цельность композиции. Роль контура, силуэта, чистота пластики. Связь с античными образцами. Общность действия, единство скульптурных групп. Материалы – мрамор, каменная масса и др. Твёрдость, определённость форм. Гладкость фактуры, детализация.

Передача в 19 веке разных типов движения, цитирование «скульптурного словаря». Освоение экспрессивности. Импрессионизм в скульптуре. Попытка передать бестелесные явления. Абстрактные понятия, воплощённые в скульптурной форме. Работа Родена. Незаконченность как приём. Фрагментарность.

Отдаление от передачи натуры в 20 веке. Многозначность. Объём и контробъём: работа с подразумеваемой формой. Разрушение привычных анатомических форм. Символичность. Отход от скульптуры к объекту.

РАЗДЕЛ IV. Графика как вид искусства

Тема 1. Развитие и особенности уникальной графики

Стереотипные представления о графике и её отличиях от живописи. Конфликт между объектом и пространством как основная особенность графики. Игра условности, достраивание образа зрителем. Тесная связь с письмом, текстом, шрифтом. Основы: деревянные дощечки, пергамент, бумага и др. Размер, дистанция между зрителем и произведением.

Демократичность рисунка. Связь с процессом работы, будущим замыслом, отражение наблюдений, размышлений автора. Субъективность, индивидуальность. Часто отсутствие заказчика. Элемент незаконченности. Уникальность рисунка. Преобладание рисунка в Древнем Мире. Принцип рисования как изначально линейный. Самостоятельность рисунка как вида графики с эпохи готики.

Понятие наброска (кроки), эскиза и этюда. Скорость работы, роль в будущем замысле, связь с живописью (или скульптурой). Индивидуальность и самостоятельность наброска. Намеченность основной композиции и распределения света в эскизе. Этюд как штудия отдельной части композиции.

Материалы. Металлический грифель (свинцовый, серебряный) и его свойства. Переход от контурно-штрихового принципа рисования к скульптурно-живописному, связанный с распространением угля и итальянского карандаша. Бархатистость, теплота, глубина тона в рисунке углём. Монументальность, обобщённость угля и тщательная шлифовка поверхности и изображение светотени и объёма в итал. карандаше. Сангина и её красочность. Утончённость. Сочетание с белым мелом и итал. карандашом. Распространение графитного карандаша в эпоху неоклассицизма по техническим и художественным причинам. Разнообразие приёмов. Возможность исправлений. Карандаши разной твёрдости. Удобство использования и перевозки, доступность, популярность. Металлический оттенок. Выразительность и динамика перового рисунка. Основные приёмы – от тонких линий до экспрессивных завитков и тонового пятна. Тростниковое, гусиное, металлическое перо. Рисование чернилами и тушью. Бистр и сепия. Точность, скорость работы, невозможность исправлений. Пластическая моделировка кистью.

Основной принцип развития – от линии к пятну. «Готическое» рисование: линейность, плоскостность, орнаментальность. Переход к пластической моделировке формы в эпоху Возрождения. Штриховка для передачи светотени. Выделение рисунка в самостоятельную форму графики. Развитие от контура к тональному рисунку. Комбинация с кистью. Расцвет тонального рисунка в 17-18 вв. отход от этих принципов в эпоху неоклассицизма. Интерес к экспрессивному или «импрессионистическому» рисунку в 19 веке. Свобода формы в 20 веке, разнообразие приёмов и техник. Возрождение интереса к линии как самостоятельной ценности.

Уникальная печатная графика - монотипия на металлической пластине. Отпечаток масляной или типографской краской на бумаге. Акварельные эффекты.

^ Промежуточные техники между графикой и живописью – пастель, акварель и гуашь. Пастель и её технические свойства: хрупкость, сухость, чувствительность к механическим воздействиям, мягкость. Кроющая способность, нежные переходы цвета, матовость. Любой темп работы, свобода изменений, втирание краски. Расцвет пастели в 18 веке. Рисунки Дега. Акварель и её особенности: прозрачность красок, быстрая работа по влажной бумаге, просвечивающий фон, мягкие переходы тонов. Применение акварели и гуаши для раскрашивания манускриптов и её вспомогательное значение. Становление акварели как самостоятельного средства в к. 18 в. Роль Англии. Гуашь: плотность, матовость, кроющая способность, пастозность. Применение гуаши для эскизов и картонов, миниатюр. Высветление цвета при высыхании. Декоративность, применение в театральных эскизах. Удобство в исправлениях.


^ Тема 2. Развитие и особенности тиражной графики

Печатная графика в более чем одном экземпляре. Связь с заказом. Репродукционная, популяризационная, пропагандистская, рекламная, дидактически-воспитательная, эстетическая функции. Разновидности: выпуклая гравюра (ксилография, линогравюра), углублённая гравюра (резцовая гравюра на металле, офорт и др.), плоская гравюра (литография, альграфия).

^ Выпуклая гравюра. Ксилография как самая ранняя печатная техника. Применение в нач. 15 в. в Европе. Работа ножом по доске поперечного распила. Инверсия чёрного и белого. Высокая тиражность. Применение в эпоху Ренессанса для книжной иллюстрации. Блоковые книги. Трудоёмкость техники. Разделение на художника и резчика. Острота, обобщённость, чёткость, проблематичность исправлений. Цветная ксилография. Кьяроскуро. Возрождение интереса к ксилографии в к. 19 в., стремление к архаизации языка. Линогравюра (на линолеуме). Возникновение в нач. 20 в. Лаконизм, контрастность, упругость и гибкость штриха, высокая скорость работы и тиражность. Любой размер оттиска.

^ Углублённая гравюра. Резцовая гравюра на металле и её технология. Работа штихелем по вращаемой металлической (медной) доске. Тираж до 1000 оттисков. Гибкость стиля, передача формы, объёма, светотени. Пластическая моделировка. Разнообразие штриховки. Рациональное начало, точный расчёт, передача структуры. Распространение в эпоху высокого Возрождения. Торцовая гравюра на дереве. Появление в к. 18 в. Дощечки твёрдого дерева, поперечного распила, работа штихелем. Тонкость штриха, создание тонового пятна точками. Средство репродуцирования.

Офорт –гравюра на металле, сделанная химическим способом (травлением). Возникновение в нач. 16 в. Процарапывание рисунка по кислотоупорному лаку офортной иглой. Травление азотной кислотой и печать. Многократное травление (состояние). Слияние художника и гравера в одном лице. Тиражность около 500 оттисков. Гравюра сухой иглой как дополнение к офорту. Создание дополнительных эффектов с помощью барб. Нежные, бархатистые штрихи. Невысокая тиражность. Мягкий лак как разновидность офорта. Распространение акватинты и меццо-тинто в 18 веке. Акватинта и передача тона с помощью создание точечных углублений при травлении после напыления смолистого порошка. Тираж акватинты до 1000 отпечатков. Сочетание акватинты с другими видами техник углублённой гравюры. Передача «ночных» эффектов с помощью меццо-тинто. Инверсия чёрного и белого. Малая тиражность.

^ Плоская гравюра. Изобретение литографии для печати нот. Репродукционная техника. Протравливание кислотой полированной поверхности известняка, на которую нанесён рисунок литографской краской или карандашом. Покрытие камня краской и печать. Слабая возможность поправок. Цветная литография с нескольких досок. Тиражи в несколько тысяч экземпляров. Гибкость техники, передача индивидуального почерка, сходство с некоторыми техниками рисунка, имитация разнообразных приёмов рисунка.


РАЗДЕЛ V. Письменные описание и анализ произведений искусства.

Тема 1. Выстраивание структуры текста и составление тезисного плана.

Отличия письменной речи от устной. Роль понимания цели текста и его предназначения. Понятие содержания и устройства текста и их соответствия. Разновидности целей текста. Необходимые качества: ясность, открытость, искренность, передача образа действия. Препятствия в написании текста.

Этапы предварительного исследования: определение темы, сбор информации, организация информации, создание главной идеи, написание первого варианта черновика. Роль введения. Постановка проблемы. Основные идеи их их выстраивание. Роль выводов. Разновидности заключительной части.

Принципы и разновидности тезисного плана. Цели тезисного плана и его соотнесение с набросками и черновиками. Различие подходов к черновику и выбор индивидуального способа работы. Принципы свободного изложения и «мозгового штурма».

Типы структуры текста: хронологический, от главного к второстепенному, по порядку рассмотрения объектов внимания, сравненительно-контрастный, причинно-следственный, иллюстративный и т.п. Зависимость структуры и способов работы от объёма работы. «блочная» и «чередующаяся» модель письменного анализа.


^ Тема 2. Редактирование работы по описанию и анализу

Роль критического отношения к черновику. Отстранение от чрезмерно авторской позиции при работе с развёрнутым черновиком. Удержание основной идеи и цели текста.

Анализ связей в тексте (начало и конец, связь абзацев). Придание цельности и плавности ходу мысли. Поиск логических сбоев и пропущенных мест. Использование схемы анализа для проверки черновика. Трудности в работе со схемой анализа и способы их преодоления.

Ритм работы над черновиком. Особенности работы с печатным и рукописным текстами. Необходимость создания копий текста на каждом этапе работы. Способы комментирования своего текста.

Правка абзацев: выявление основной идеи абзаца, дополнение примерами, доказательство идей, поиск лишнего, развитие разных идей в разные абзацы по необходимости, связь предложений, связь абзацев. Функции абзацев. Связь размера абзацев с характером идеи. Важность аргументации. Этические и психологические моменты.

Роль точности и литературной формы выражения идей. Устранение орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. Упражнения по развитию стиля: работа с чужими и своими текстами. Поиск синонимов, определений. Порядок слов в предложении. Роль метафор. Риторические приёмы.

Способы и цели цитирования. Оформление цитат и сносок. Оформление библиографии. Роль шрифта, расположения текста на странице, графического выделения отдельных слов и фраз. Облегчение чтения текста с помощью графических приёмов.




Скачать 180.48 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер180.48 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх