Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс icon

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка на 2008-2009 уч год...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. (Экстернат) Учитель Васильева Л. Р...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Учитель Обухова М. Ю. Класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка Класс 9...
Календарно-тематическое планирование уроков русского я зыка Учитель Иванова М. В. Класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе...
Календарно-тематическое планирование по химии утвержден приказом по школе № от календарно...
Календарно-тематическое планирование уроков Английского языка с использованием цоров класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе под редакцией М. М...
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка для 6-го гимназического класс...
Календарно-тематическое планирование уроков Английского языка с использованием цоров класс...



Загрузка...
скачать
Балакшина Людмила Александровна


Развитие творческих

способностей учащихся в 5 классе.


Календарно-тематическое планирование


уроков русского языка.


Класс – 5

Учитель – Балакшина Людмила Александровна.


Количество часов в неделю – 6.

Всего в учебном году – 204 .

из них уроков на развитие речи – 40. Контрольных диктантов – 13. Контрольных работ - 6.

Контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 7.


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку» /см. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М .Рыбченкова. –М.: Дрофа, 2001./

Учебник под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 5 класс. –М.:Дрофа, 2006.


Введение.


Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой,

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой…

М.И.Алигер.


^ Актуальность проблемы. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. По утверждению психолога Л.С.Выготского, «Творчество – норма детского развития». Так как же развить способность творить , самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать? Как разбудить в себе речевую чуткость и языковую интуицию? Как научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? И, наконец, как из суммы слов создать некую целостность, передать через целостность личное, единственное, неповторимое и оригинальное?

Ответить на эти вопросы нам помогает, наверное, иное отношение к языку и методике его преподавания: надо учить языку как искусству. «И растаяла вселенная перед мощью слова, растворилась в слове, уничтоженная и заново сотворенная…» /Г.Брох. «Смерть Вергилия»/ К сожалению, так уж сложилась школьная практика последних десятилетий, что на уроках русского языка вне поля зрения остается как раз таки важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряженных ожиданий результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного –его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Не потому ли не отзывается душа ребенка на проникновенные и авторитетные высказывания ценителей языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи?

Современная культура техногенна и по способу производства, и по способу потребления. Познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяются средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, компьютерными играми, низкопробными фильмами, рекламой. Поэтому «знания складываются из разрозненных обрывков, …которые не образуют структуры», целостности. /А.Моль «Социодинамика культуры»/. Таким образом, знания преподносятся поверхностно, при этом ученик не прилагает особых интеллектуальных, эмоциональных, душевных или каких-либо усилий. То есть, поток сознания вытесняется потоком информации – калейдоскопическим, избыточным, агрессивным.

Стиль мышления техногенной цивилизации породил и новый язык – язык «примитивно-уродливого, чрезмерно прагматичного технического мышления». /В.А.Маслова/. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью и неряшливостью, тиражированием языковых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов, использованием жаргонной лексики.

Какой же возможен выход из создавшегося положения?

Прежде всего это восстановление в сознании школьников единства мира, по-разному отраженного в слове и различных видах искусства.

Язык – многомерное явление. Он результат сложной деятельности человека, зеркало вселенной, мощный мирообразующий фактор:

В душах есть все, что есть в небе, и много иного.

В этой душе создается первозданное Слово!

К.Д.Бальмонт

Итак, если воспринимать язык как искусство, постоянно помнить о его эстетической функции, то это позволит создать равновесие между ребенком и цивилизацией, ребенком и культурой, помогает школьнику выстроить диалогические отношения между различными способами познания, которые пронизывают всю человеческую речь /М.М.Бахтин/, развивает способность эстетического восприятия мира и, наконец, помогает сформировать у ребенка потребность выразить свои мысли и чувства в художественном образе:

Создай в себе

Мир внутренний…

Д. Байрон.

Творческая активность – одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде всего идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению, многообразие новых видов деятельности.

Проблема человеческих способностей вызывало огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определятся творческим потенциалом подрастающего поколения.


Объект работы – процесс развития творческих способностей школьников.

^ Предмет работы – формы и методы развития творческой активности школьников.

Цель работы – выявить и экспериментально проверить эффективные методы и формы развития творческих способностей учащихся пятых классов. В ходе работы ставим перед собой следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

Рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество»;

Выявить эффективные задания для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

^ Степень изученности проблемы: Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах П.П.Блонский, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Н.Теплов, В.Э.Чудновский, В.Д.Шадриков и др.

Особенностям становления личности школьника, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы В.П.Дружинина, И.Ю.Кулагиной, Н.С.Лейтеса, В.М.Рафиковой и др.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали Л.А.Аристова, В.А.Левин, М.П.Щетинин, Н.С.Щуркова и др.


^ И тогда мама зажгла все свечи…


И тогда мама зажгла все свечи. Я подошла к окну и увидела, как на темном стекле отражаются разноцветные фонарики елочной гирлянды. Красные, синие, желтые, зеленые огоньки шагали к звездам, и я не отставала от них.

На небе появилась дорога, мощенная желтым булыжником /Млечный путь/, старинные фонари стояли вдоль нее, и старый добрый фонарщик зажигал их один за другим. И звезды превращались в маленькие уютные домики, и выходили на крыльцо звездные жители, кивали мне и поздравляли с Новым годом.

На небе и на Земле совершенно одинаково встречают Новый год. На головах у звездных жителей торчали старомодные колпачки с бубенцами. Люди беседовали между собой, а у бубенцов был свой разговор, свои слова. И человеческая речь, и говор звездных бубенчиков сливались вместе и становились одной общей песней. И все понимали и слышали друг друга.

У звездных жителей светились лица, и фонари им были совсем ни к чему.

В новогоднюю ночь я гуляла по улицам этого города, был легкий мороз и игра в снежки. Снег искрился, и все улицы сияли от улыбок и ярко озаренных окон. В каждом доме была распахнута дверь и раздавались звуки музыки. В каждом разноцветном фонарике теплилась свечка. На каждом шагу случались чудеса. Легко и радостно было на душе. Шумно и весело на улицах. Смешно и звездно повсюду.

О, как я мчалась в салазках с высокой горы! И ветер свистел в лицо, а потом его обгоняли, и он обиженно стихал сзади. А затем, развеселившись, снова начинал размахивать пестрыми флажками на городской площади.

О, как упоительно каталась я на карусели, по медленному кругу, на деревянной лошадке. Она косила на меня черным глазом и громко пела песенку.

Смешивались наряды и костюмы всех времен и народов, перепутывались одеяния сказочных и литературных героев. И лишь улыбки оставались одинаково счастливыми.

А потом, устав бродить по дальним, дальним берегам, я грелась в незнакомом доме у жарко натопленной печки, и меня угощали горячим чаем и вкусными пирожками. Тоненько пела скрипка сверчка, в такт ей звенели чашки, и тонкая сердечная ниточка связывала меня с этим зачарованным миром.

…Когда я оглянулась назад, то снова увидела свою комнату, свечи на столе, улыбающуюся маму в кресле, кучу подарков на полу. Знакомые фонарики подмигивали и сияли на елке. А значит, чудо продолжалось.


^ Гараева Екатерина.


Короткие сказки с диалогами.


Снежинка падала, звеня: Слон спросил у муравья:

-Ой, холодная земля! -Какая у тебя семья?

-Залезай под одеяло, - И ответил муравей:

Поле нежно проворчало. –Всех дружней!

Гарбуз Настя. Волков Алеша.


Лягушка квакнула в бору: Кричала муха комару:

-Ой! Я без дождика умру! -Ты на войну?

-Ты приходи ко мне в болото, - Комар мухе отвечал:

вдруг раздался водяного шепот. –На бал!

Кешищян Диана. Родюкова Лена

Облако облачку ручкой махнуло:

-Здорово, дружище! Ну что? Отдохнуло?

-По небу летаю – мне отдыха нет!

Прелестное облачко грустно в ответ.

Мещерякова Люба.


Солнечный полдень склонился к воде:

-О чем запечалилась? Жарко тебе?

-Жара – это что! Есть другая беда –

ведь я высыхаю, - плеснула вода.

Кияшко Сергей.


Рыжей ромашке пропел мотылек:

-Жди! Я вернусь! Мой путь недалек!

-Буду скучать, возвращайся, дурашка! –

с доброй улыбкой шепнула ромашка.

Родюкова Алена.


Серый кот прищурил глаз:

-Вот я вас!

-Воображаешь, котик, слишком! –

Пропищала ему мышка.

Волков Алексей.


Матильда.


Этой зимой мне было очень грустно, жила я одна-одинешенька. И тогда появилась она – Матильда. Муха. Живое существо. Это была самая замечательная муха на свете! Ах, как она талантливо жужжала, как элегантно кушала варенье, как терла лапкой о лапку. Всех своих гостей я предупреждала о Матильде и просила относиться к мухе со всевозможнейшим почтением.

Мы дружно прожили год бок о бок и никогда не ссорились. Зимой она спала, изредка вылезая подкармливаться с хозяйского стола. Замечательная была у меня подружка. И я пела ей : «Кто может сравниться с Матильдой моей…»

А летом, когда в дом набилось много посторонних мух, она пропала.

Матильда, где ты? Я тебя помню. Спасибо тебе за то, что я не была одинока долгой зимой.

^ Булавецкая Анна.


Бабочка и божья коровка.


У меня большая, дружная семья из шести человек и попугая. Но рассказывать я буду вовсе не о них. Ежегодно в нашей квартире происходит мистическое событие. Во второй половине августа в доме появляется бабочка, всегда одного и того же сорта /или как там у бабочек – вид, род?/ Незнамо откуда на двенадцатом этаже берется дивный лиловый павлиний глаз и садится вот уже лет пять на одно и то же место – на переплет окна. Замрет, разложит пушистые крылышки и сидит. Может дня два сидеть и не двигаться. И мы замираем, не дышим, смотрим. Что за премудрый знак судьбы? А может дар?

Ни одну бабочку мы не оскорбили действием, ни одну не повредили. Мы аккуратно выдворяли пленницу на волю, где она могла еще недельку потрепыхаться.

А еще у нас есть божья коровка. Ее нашел в квартире я. И ввиду наступающей осени оставил зимовать в цветочном горшке. Тут на днях она мертвой притворилась – ну и переволновались же мы! Вычитали в школьном учебнике, что божья коровка – жук, я очень тому удивился. Ну какой там жук – жучишко слабый и трогательный.

^ Радионов Кирилл.

Любовь.


Каждый день Швабра работала в классе. Однажды она задержалась чуть дольше у полки и увидела Прекрасную закладку в толстой книге.

  • Ах, - вздохнула Швабра, живут же некоторые прямо в книгах. Закладывая всю жизнь умные слова, наверняка станешь интересной натурой.

И вот однажды жизнь Швабры изменилась: все вроде бы то же и иное одновременно, раскрашено в яркие, удивительные цвета. И музыка чудная звучит в душе. Так приходит любовь.

Теперь Швабра, танцуя, управившись с работой, часами любовалась Закладкой, фантазируя, какие слова та изучает.

Не сказать, чтоб любовь была взаимной. Закладка важничала чрезмерно. А когда Швабра робко заговорила с ней, та так поморщилась , что книга распахнулась, и Прекрасная Закладка выпала прямо в ведро с грязной водой.

^ Бедикян Марина.


Разговор у костра.


  • Кто на свете всех сильнее? – спросили спички, выжигая искру. Огонь нежно лизнул ветки. Ветер ахнул. Вспыхнуло пламя. Путники смотрели в костер. А там уже бились тридцать три богатыря – это была сила Герды:

  • Всех сильнее тот, кто любит.

  • Кто на свете всех смелее? – не унимались спички. Пламя показало белое платье балерины и черный штык стойкого оловянного солдатика.

-Всех смелее тот, кто любит.

К рассвету костер погас. И казалось, с последними искрами исчезло все.

  • Кто на свете всех прочнее? – снова зашуршали спички.

Пламя вошло в сердца путников и улеглось в них миром и радостью. И не было на земле ничего прочнее этого мира и любви.


^ Парцикян Диана.


Диктанты с продолжением / 5 класс /.


Диктанты с продолжением – это не только работы, позволяющие проверить грамотность учащихся, но и своего рода творческие задания: каждый диктант, обрываясь на самом интересном, дает ребятам возможность написать продолжение самим, используя слова на изученную орфограмму.


^ Муравей и росинка.

Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шел к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь» , - думал муравей…

/Корни с чередующимися гласными/


^ Бабочкина сказка.

Эта история случилась в предавние времена. Жил в приморском городе капризный мальчик. Он приставал ко всем, чтобы ему придумывали сказки, а сам не хотел преодолеть свою лень. Однажды мама сказала ему: «Приляг на кровать, прикрой глаза, я приоткрою окно, присяду рядом, и сказка придет, она приснится тебе, прекрасная сказка о прилетевшем из далеких-предалеких стран маленьком мальчике».

Капризный мальчик притих и приготовился встречать чудо. В приоткрытое окно виднелись звезды, дул приятный ветерок, прикасались к стеклу ветви причудливого дерева. Мальчик ждал… Вдруг окно распахнулось, разлетелись в разные стороны занавески, зазвучала прекрасная музыка, и в комнату прилетела бабочка. Она села на прикроватный столик и заговорила. Голосок у бабочки был приятный и тихий. Мальчик придержал дыхание, приподнялся и придвинулся к краю кровати. Началась прелестная сказка. Гостья говорила6 «Там , откуда я прилетела, не бывает такой прескверной погоды, там живут эльфы и гномы в причудливых домиках. Домики стоят рядом, почти прижимаются друг к другу. Я тоже жила там и была счастлива. На рассвете я прилетала на прибрежные луга и пила нектар. Цветы преклоняли головы в знак приветствия и рассказывали последние новости, которые приносили пчелы и птицы. Но вот однажды…»


/Приставки при- и пре- /.

^ Что нашептывал листочек…

Эту престранную историю рассказал нам осенний лист березы. Может, он все придумал, но мы слушали его с замирающим сердцем. Ветер оторвал этот листочек от ветки, долго носил его по свету, а затем прилепил к приоткрытому окну нашего дома. Дом расположен на прибрежном лугу, и поэтому ветры обдувают его со всех сторон. Это напоминает причудливую сказку. Ветер открывает окна и двери, прикасается к хрустальным подвескам люстры, перебирает их, и тогда по дому разливается ровный звон.

Вечером мы любили располагаться у камина при свечах. От ветра горящие свечи часто гасли. Мы зажигали их вновь, и колеблющийся свет озарял не только комнату, но и растущие под окном прелестные деревья и цветы.

В этом отблеске мы увидели однажды на стекле желтый березовый листок и впустили его в комнату…

/Приставки при- и пре-,

корни с чередованиями /

^ Престранные сны.

Ко мне часто приходят престранные сны. Они преображают все вокруг. Во сне я забираюсь по скалам, как верхолаз, распутываю хитрые преступления, прикасаюсь к беспредельные просторам космоса. Иногда я вижу фантастические сны. Вчера всю ночь скакали вокруг меня по равнине при свете разгорающейся зари чудесные кони с развевающимися гривами. Почти не касаясь растущей травы, они поднимались вверх, не задев ни одного расточка, а затем плавно опускались на замершую землю, в ночную тишь. Иногда бесконечные лабиринты зданий приоткрывают мне свои тайны, предлагают войти в запертые комнаты. А там…

/Приставки,

корни с чередованиями/.


Предлагаю вам работу:

Отложите всю заботу

И подумайте о том,

Что творится за окном…

/Корни с чередующимися гласными/.


^ В продолжении ребята должны употребить как можно больше слов с такими корнями.

Основная часть.


Эпиграфом к урокам по развитию творческих способностей учащихся я бы взяла слова: «Учись учиться, фантазировать, творить!» Отношение к языку как к искусству – вот главный принцип подобных занятий. Ученик и учитель выступают как соавторы, исследователи, творцы и фантазеры.

Ребенок должен осознавать, что созданный им текст – это единый организм, в котором каждое слово должно быть на своем месте; что есть некие общие приемы речевого творчества. Это своего рода игра – игра со словами. А в игре главное – поиск и выбор вариантов, ритмов, слов… И этот отбор не простой, а волшебный. Здесь все играет роль: сцепление предложений, «перезвоны» слов, густая сеть метафор, эпитетов, ассоциаций… Главное – это борьба против затертости и безликости слова. «Весь мир творю я заново» /Л.Н.Мартынов./ Уроки должны стать для учеников истоками творчества и проектами творения.

Основными единицами обучения являются слово, текст, коммуникативная модель, которые неразрывно связаны между собой. При этом слово рассматривается как средство самовыражения, инструмент познания мира и элемент культуры; текст выступает как индивидуальный организм, в котором каждый элемент эстетически значим, а коммуникативная модель как комплекс различный языковых средств, способов и форм общения.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Когда происходит чудо и обычные, не обязательно талантливые ученики начинают творить, учитель испытывает истинное счастье. И как хочется поделиться им с понимающими людьми! Когда-то учителя должны были приучать учеников создавать идеологически выверенные тексты, а сейчас на уроках говорят о красоте и необычности окружающего мира.

Ученик, выполняя задания учителя может руководствоваться пассивным образцом /пассивно-подражательная деятельность/, может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов /активно-подражательная деятельность/, может придумать, создать качественно новое /творческая деятельность/. Все виды деятельности учащихся я использую в своей работе, но последняя мне и моим ученикам кажется наиболее интересной и продуктивной. От природы все дети талантливы, и очень обидно, когда из-за непрофессионализма или лени учителя творческие способности остаются незамеченными и нераскрытыми.

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковывающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, это увлекает детей.

Творческая деятельность учащихся представлена в моей работе многообразно: выразительное чтение и чтение по ролям, иллюстрирование, анализ и сопоставление художественных произведений различных видов искусства, лексико-семантический и этимологический анализ, ассоциативный и стилистический эксперименты, методика ключевых слов, устное словесное рисование, пересказ, составление монологов и диалогов, диктанты с творческими заданиями, написание сочинений различных типов, стилей и жанров, оппозиционный анализ языковых единиц в тексте, сравнение, конструирование и моделирование речевых ситуаций, написание стихов, сказок /в том числе и грамматических/, составление кроссвордов на заданную тему и другие задания творческого характера.

Особенно замечу, что предлагаемый материал учитывает разный уровень развития и подготовки учащихся. Не все задания обязательны для всеобщего выполнения .Выбор тех или иных творческих упражнений остается за учащимися, так как творчество не осуществляется под диктовку. Таким образом, учитель, зная уровень развития своих учеников, может выбрать тот или иной материал. Важно лишь сохранить общий ход работы и систему действий, которые осваивает ученик.

Материал адресован непосредственно ученику, а задания составлены так, чтобы создать доверительные отношения между учителем и учеником, разбудить у учащихся интерес к слову, развить в нем эстетическую и речевую чуткость, языковую интуицию, пробудить потребность к самовыражению:

Здесь все: пережитое,

И то, чем я живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Б.Л.Пастернак.



  1. ^ Лексическая работа.


*Раскройте значение слов и выделите в них корень.

Настроение, разговаривать, поведение, приветствие, вежливый.


*Подберите эмоционально окрашенные глаголы, характеризующие манеру говорения.

Сказал, воскликнул. /Заорал, закричал, гаркнул, зашипел, проворчал, завопил, усомнился, простонал, изумился.…/


  1. ^ Работа над словом.


*Запишите слово дерево, а рядом те слова, которые возникают у вас в воображении в связи с этим словом. /Природа, радость, пышность, красота, раздолье, счастье, любовь, солнце, волшебный, могучий, гордый…


*Подумайте и запишите, какой характер, голос, на ваш взгляд, может быть у следующих деревьев.

Дуб, береза, осина, рябина, сосна.


3. ^ Работаем с художественным текстом.


*Выразительно прочитайте отрывок из повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». С каким чувством вы его читали?


На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок… Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах его герань, а на крыше голуби»,- они никак не могут себе представить этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков»,- и тогда они воскликнут: «Какая

красота!

Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

*Какой интонацией проникнут данный отрывок?

*Как изображает Экзюпери мир взрослых людей?

*Почему, по мнению автора, к взрослым надо относиться снисходительно?

*В чем разница в оценке жизненных ценностей детей и взрослых?

*Рассмотрите рисунки Н.Н.Жукова «Под впечатлением» и «Своя мысль». Каким чувством проникнут каждый рисунок? Подумайте, почему они названы именно так?

*Какие штрихи позволяют художнику выразить состояние духа и настроение детей?

*Можно ли сказать, что на рисунках Жукова дети погружены в собственные чувства? Если да, то объясните, каким образом это достигается художником.

*Как вы считаете, о чем думают маленькие герои на рисунках Жукова?

***Сформулируйте письменно, аргументируя, согласны ли вы со словами Маленького принца: «Странный народ эти взрослые».


4. ^ Допишите текст.


*Допишите текст, вставляя вместо пропусков необходимые формы обращения. Подумайте, что помогло вам правильно выбрать нужную форму.

Это мой папа. Его зовут… Ему…лет. Он работает… Он общается с самыми разными людьми: с близкими родственниками, с коллегами по работе, попутчиками в транспорте, соседями по дому… Кто и как его называет?

Когда он учился в школе, к нему обращались… А бабушка с дедушкой до сих пор его называют … , и только когда сердятся с укоризной называют…

Мама зовет его… Я… Племянник и племянница… На работе к нему обращаются… Соседи по даче, с которыми от знаком много лет, называют его уважительно…В учреждениях к нему обращаются официально…



  1. ^ Учимся размышлять.


*Прочитайте четверостишие Ф.И.Тютчева. С каким чувством, настроением вы его читали? Какие образы рождает это стихотворение?

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь в ней есть язык…


*Как вы понимаете четверостишие? Согласны ли вы с поэтом? В чем?

*Как вы понимаете словосочетание язык природы?

*А вы умеете видеть и слышать природу? Чем, на ваш взгляд, различаются слова смотреть – видеть, слушать – слышать? Раскройте значение глаголов всмотреться, вслушаться.

*Что можно увидеть и услышать в летней /осенней, зимней, весенней/ природе, если всмотреться и вслушаться? Запишите слова и сочетания слов, которые возникли в вашем воображении. Что необычного увидели, услышали и почувствовали в летнем /осеннем, зимнем, весеннем/ пейзаже.

*Нарисуйте красками или словами пейзаж.


6. ^ Работаем с ключевыми словами.

*Продолжите предложения.

Для меня лето радостное, щедрое…

Лето – это пора…


*Запишите слова и словосочетание, которые передают краска , звуки, запахи лета.

*Запишите глаголы звучания, движения и цвете, характеризующие летнюю природу.


7. Экспериментируем.

*Закончите предложение: «Общение – это…», выбирая из предложенного списка слов и сочетания слов.

Умение, мастерство, знание дела, искусство, роскошь, предмет необходимости, ценная вещь, способность налаживать отношения, самое ценное в жизни.


8. ^ Учимся создавать образы-фантазии.

*Опираясь на собственные наблюдения, составьте устный рассказ на одну из предложенных тем: «О чем грустит осень», «Мудрые советы осени», «Короткая, но дивная пора».


Памятка-подсказка:


1.Прежде, чем начать рассказ, определите его общее настроение.

2.Сформулируйте тему и основную мысль.

3.Составьте план рассказа: полный или сжатый.

4.Отберите необходимые языковые средства: эпитеты, метафоры, сравнения /краски осени, рисовал художник, задумчивая бледность неба, дрожат от холода деревья, осыпанные позолотой, незабываемая картина, строгие стволы деревьев, тонкая грусть, свежее дыхание, прохлада воздуха, удивительная праздничность, дивная страна, дарить ощущение, дыхание осени, капли дождя, как слезы, неторопливое кружение листа и др./

5.Не говорите о том, что всем давно известно!

6.Не повторяйте одно и то же несколько раз!

7.Следите за интонацией и жестами!

9. Учимся сравнивать.


*Выразительно прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою». Похож ли пейзаж, нарисованный в стихотворении на зимний пейзаж А.М. Васнецова? Если да, то чем?

*Согласны ли вы, что лес зимой околдован сном? Дайте лексическое значение слов чародейка, околдован. Подберите однокоренные слова. Видели ли вы такой «зачарованный лес»? Какая стояла погода: ветреная или тихая, оттепель или мороз?

*Слова какой части речи повторяются в третьей строфе? Выпишите их. Разберите по составу. Как вы думаете, с какой целью их использует автор?

*Какие строки из стихотворения Тютчева наиболее созвучны пейзажу Васнецова? Выпишите их.

*Чем похожа и одновременно непохожа «Чародейка Зима» и «Зимний сон» ?

Почему?


10. ^ Составляем тематическую сетку.


Зима. Какая? Что делает?

Снег. Какой? Что делает?

Иней. Какой? Что делает?

Мороз. Какой? Что делает?

Туча. Какая? Что делает?

Ветер. Какой? Что делает?


11. Учимся « переводить» мысли и чувства в слова.

*Продолжите ряд эпитетов к словам, создающий образ летней ночи /осенней, зимней, весенней/.

Ночь – душная, бархатная, безветренная…

Небо – звездное, сонное, черное…

Звезда – безмолвная, горящая, алмазная…

Луна – большая, высокая, полная…

Свет –бледный, молочно-серебристый…

Ветер – ленивый, ласковый…

Воздух – горячий, теплый, ароматный…

Звук – глухой, мелодичный…

Мрак – глубокий, непроницаемый…


*Продолжите ряд, запишите слова и словосочетания, характеризующие приход ночи.

Ночь пришла, наступила, настала, опустилась, подкралась, окутала /темнотой/…


***Напишите лирическую миниатюру на тему: «Прекрасное мгновенье не вернется…», «Я восторгаюсь каждым мигом…», «Неповторимо все в природе каждый миг…»


12. ^ Не ошибитесь!

*Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского. В чем его смысл? Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

Пейзаж - /не/довесок к прозе и /не/укр…шение. В него нужно погрузит…ся, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и поч…ствовали их …скошную пр…хладу, их запахи, их дыхание.

*Дайте лексическое значение слову пейзаж. Подумайте , какие виды искусства могут запечатлеть пейзаж. Приведите примеры пейзажных зарисовок.

*Как вы понимаете выражение погрузиться в пейзаж? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из прочитанных художественных текстов.

*Вспомните известных мастеров пейзажа /в живописи, музыке, литературе/. Чем вас привлекают их пейзажи.


13. ^ Учимся придумывать сказки.


*Вспомните свои любимые сказки. Назовите волшебные предметы, которые участвуют в них. Запишите.

*Запишите сказочные имена собственные, представляющие собой словосочетания, которыми обычно называются фантастические персонажи. Определите их значение. Что помогло вам правильно ответить на вопрос?

*Приведите примеры устойчивых сочетаний, которые встречаются в сказках. Подчеркните антонимические и синонимические пары.

*Сгруппируйте глаголы, близкие по значению. Выделите в них корень.

Приходить, вернулся, кручиниться, вымолвить, тужить, повесить голову, биться, собраться, сказать, рубиться, пожаловать, изводить силу Кощееву, молвить, побить, воротился, снарядился.

*Предложите название своей будущей сказки. Определите тему, основную мысль.

*Опишите героя будущей сказки. Какое у него лицо? Волосы? Фигура? Во что одет герой? Расскажите о его характере. Используйте при описании ключевые слова, очи, брови, уста, кудри, поступь, сарафан, сапожки, кафтан, кушак. Дайте характеристику данным словам по происхождению, сфере употребления, стилистической характеристике.

*Опишите место действия вашей сказки. Подберите эпитеты к словам:

Терем, палата, сундук, ковер, царство, земля, леса, реки, горы.

*Расскажите при помощи «сказочных» глаголов о действиях и поступках героя вашей сказки.

*Не ошибитесь! Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки:

Жар/птица/, к…вер /сам…лет/, Баба/яга/, Василиса Пр…мудрая, Елена Пр…красная, гуси/лебеди/, /не/ведомый, /не/виданный, б…гатырь, скатерть/сам…бранка/, с…апоги/ск…роходы/, К…щей Б…мертный, Змей Г…рыныч, в…лшебный, па…черица.

***Придумайте сказку и запишите ее.


14. «Перевирание».

*Предлагается на выбор цепочки слов, на основе которых вы должны придумать какую-нибудь историю. Одно слово в этом ряду лишнее, но вы должны ввести его в свой рассказ.

  1. Лиса, журавль, тарелка, кувшин, приведение.

  2. Лиса, рак, наперегонки, хвост, стул.

  3. Колобок, зайчик, волк, медведь, лиса, губная гармошка.


15. Учимся шутить.


*Создайте «салат» из сказок. Придумайте сказку, в которой герои одних сказок попали бы в дома персонажей других сказок. Например, Буратино очутился во дворце Снежной Королевы.

*Опишите, что видят герои в жилище хозяев.

*Придумайте, что привнесут новые герои в старую сказку.

*Запишите придуманную вами сказку.

16.^ Анализ учащимися их собственных произведений.


*Найдите в своей работе метафоры и эпитеты. Укажите их роль в тексте.

*Определите вид рифмы, стихотворный размер.

И тому подобное. Подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка.

17. Стилизация.


Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь. Перед ребятами стоит задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Конечно, с литературной точки зрения будут недостатки, но, читая получившееся, понимаешь, как много эмоций, размышлений, внутренней работы остается вне наших представлениях о детях.


18. ^ Синквейн и диамант.

Данный вид работы очень нравится моим ученикам. Когда они впервые услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: «Разве это стихи?» Оказывается, да. И мы решили попробовать.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк», причем при его написании существуют правила. Вот они:

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное и местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.Во второй строке – 2 слова, чаще всего прилагательные или причастие. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

3.Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора к описываемому предмету или объекту.

5.В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой., во-вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, учитель может выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать одному ученику, а можно работать в паре или группе после прочтения произведения. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманты – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – слова с противоположным значением.

Строчка первая: тема /сущ./;

Строчка вторая: определение /два прилагательных/,

Строчка третья: действие /три причастия/,

Строчка четвертая: ассоциации /четыре существительных/,

Строчка пятая: Действие /три причастия/,

Строчка шестая: определение /два прилагательных/,

Строчка седьмая: тема /существительное/.

Использование стихотворных форм делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны и диаманты в пятом классе не рано, научить можно каждого. Главное: писать не ради стихов или оценки, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.


19. ^ Методика учителя Александра Лобка.


Меня заинтересовала нестандартная и безусловно спорная методика учителя А. Лобка, у которого ученики третьего класса читают «Онегина», просто читают на разные лады, с разными интонациями, с помощью толкового словаря пытаясь разобраться в значении мудреных слов. На уроках звучит взрослая поэзия. А.Лобок справедливо считает, что в собственном творчестве дети не следуют строгим законам силлаботонического стихосложения. Поэтому в 5 классе он прочитал детям стихи современного американского поэта Уолесса Стивенса «Тринадцать способов видеть черного дрозда» и предложил им написать что-нибудь в этом духе. Он получил удивительные результаты.

Воспользовавшись его находкой, я своим пятиклассникам прочитала это же произведение Стивенсона и обратилась к ребятам с просьбой попробовать себя в импровизации на уроке. Как и Лобок, я получила детские тексты, удивительно поэтичные и лаконичные.


20. Буриме.


Буриме – развивающая игра, дети ее просто обожают. В каждой строке или четверостишии должны соблюдаться двухсложные или трехсложные размеры.


21.^ Интегрированные уроки.


Интегрированные уроки русского языка, литературы, музыки, ИЗО, МХК, истории, географии представляют широкую возможность для воспитания интереса учащихся к учебным предметам, к самостоятельному творчеству и поиску самовыражения через поэзию, иллюстрации к прочитанным произведениям, рассказы, сказки, поучения… Они способствуют решению задач в области развития творческих и исследовательских способностей учащихся. С этой целью можно использовать творческую проектную деятельность самих школьников уже с % класса на интегрированных уроках, а также во внеучебной деятельности школьников.

На основе межпредметных связей, а также по итогам изучения основных тем по русскому языку и литературе, развитию речи можно предложить учащимся темы для творческой проектной деятельности / по желанию/, например: «Звуки природы… У каждого времени года есть своя музыка…» /На основе наблюдений/, поэтические миниатюры на основе творческого вдохновения /с этой целью практикуем поэтические пятиминутки на уроке с последующим коллективным обсуждением и рекоментациями автору/, «Мой лучший друг» /описание животного; изображение портрета человека с раскрытием его внутреннего мира/, «Сделаем мир добрее» /рассказ об известных добрых делах людей/, «Мой любимый урок», «Кем быть?», «Если бы я был классным руководителем /учителем, директором школы/…», «Вид из моего окна» /на основе наблюдений/, Старые детские сказки на новый лад, описание репродукций с картин известных художников /пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетная живопись/, иллюстрации к понравившимся эпизодам прочитанных произведений…


22. ^ Два слова.


Даются любые два слова/чаще дети сами их предлагают/ и появляются на свет разговорчики, сказки, стихи.


Тапочки –Лошадь. Тигр – Салат.

Зачем же так больно Тигр не будет есть козлят,

Подковки вбивать, Вырос в Африке салат:

Когда можно тапочки Помидоры с огурцами

Лошади дать? С маслицем подсолнечным,

С красным перцем и петрушкой,

Ноздреватою горбушкой.

Тигр ест – не морщится!

И мне так вкусно хочется!

Юрлова Анна.

Заключение.


В заключении хотелось бы отметить, что русский язык и литература представляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений /вспомним проблемы на экзаменах в 9, 11 классах/, интерес к творческим заданиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.

Я очень признательна моим ученикам за отзывчивость, понимание, взаимопомощь. Они делятся со мной своими открытиями, размышлениями… Разумеется, данная работа проходит не только в 5 классе /нет предела совершенству/, но фундамент закладывается именно сейчас, поэтому главное это мера во всем и безграничное уважение к тому, что делают мои ученики.

В этом учебном году я надеюсь, что получится выпустить альманах под названием «Творческий дебют пятиклассников». Вообще, я считаю, что регулярный выпуск школьных альманахов с лучшими работами становится основанием дальнейшего развития творческих и исследовательских способностей учащихся нашей школы.


РОЗА

Друзья мне розы подарили,
Домой скорей их принесла,
Бутончики в горшочке были.
Я место на окне нашла.

Летели дни – бутон изящный
Возник из нескольких листов,
И первый лепесток прекрасный
Вдруг показался из оков.

Я розой долго любовалась,
Дарила ей свои мечты,
Но кошка шустрая подкралась
И... откусила лепестки.

^ Булавецкая Анна

Алая роза растет в саду,
И о ней я речь поведу,
Ее там соловей воспевает,
А роза под трели его засыпает.

Кияшко Сергей

Уже эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха; они свободно употребляют сравнения, метафоры, эпитеты, переносы, широко используют обращения, восклицательные и вопросительные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, выразительность.

^ ТРИ СПОСОБА УВИДЕТЬ ЛУНУ

1. Среди мрачной темноты
Я вижу золотой рог на небе.

2. Я вижу блестящую полосу луны
Во мраке темной воды.

3. Я вижу луну
В глазах своей собаки.

^ ДВА СПОСОБА УВИДЕТЬ ЧЕРНОЕ КРЫЛО

1. Черное крыло черного орла
Закрывает город
Темной пеленой.

2. В классе на доске
Растекалась вода,
Я увидела черное крыло.

^ Гараева Катя

Из «Пяти способов увидеть рысь» процитирую фрагмент, очень меня тронувший:
«Когда наступила зима, мне показалось, что стоит замерзшая рысь, и мне стало ее жалко, и ее душа жила во мне».

^ Парцикян Диана.

Ребятам это понравилось, и они иногда дома стали фантазировать по поводу «Нескольких способов отклониться от еды манной каши» или «Нескольких способов подлизаться к маме».


Учащимся были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:

Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.

В.Я. Брюсов.

Я люблю лесные травы
Ароматные,
Игры и забавы
Невозвратные.
Колокольные призывы
Отдаленные,
Над ручьем уснувшим ивы
Полусонные.
Очертанья лиц мелькнувших
Неизвестные.
Тени сказок обманувших
Бестелесные.
Все, что манит и обманет
Нас загадкою,
И навеки сердце ранит
Тайной сладкою.

К. Бальмонт.

Осень – проказницу, листья веселые
Я узнаю.
Зеленые, красные, желтые, бурые,
Словно в раю.
Хохоча, она играет –
Вышла, стою.
Смотрю на нее и любуюсь, она занимает
Душу мою.
Вижу я осень прелестную, чудную, словно
В дивном краю.
В следующий раз сочиню я новую
Сказку свою.

^ Юрлова Анна.


Шалтая – болтая, прикольного, смелого
Я узнаю.
Мне кажется, с ним я
Словно в раю.
Зовет он меня погулять –
Вышла, стою.
Радует, веселит и смешит он
Душу мою.
Живет Шалтай – болтай
В дивном краю.
И рассказал он мне
Сказку свою.

^ Рудомский Максим.

Осенью листья красивые, яркие
Я узнаю.
Поляны осенние, светлые, мягкие,
Словно в раю.
К узенькой тропке, извилистой, нежной,
Вышла, стою.
Нежу я краем родным и прекрасным
Душу мою.
Стою я недвижно на тропке, будто
В дивном краю.
Тихая речка лепечет любовно
Сказку свою.

^ Волкова Дарья.

Анализируя стихотворения, вместе с учениками я стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!”

Интересными получились синквейны .

Школа
Единственная, родная
Обучает, воспитывает, помогает
Там самые лучшие учителя
Нужна каждому.

^ Юрлова Анна.

Она
Веселая, пушистая
Играет, ест, спит
Она лучше десяти собак
Кошка Муся

Булавецкая Анна.

Она
Красивая, любящая
Учит, читает, играет
Век живи – век учись Людмила Александровна.

^ Кияшко Сергей.

Она
Ласковая, красивая
Заботится, воспитывает, любит
Без нее жизнь не мила
Мама.

Косинова Марина.

Уже давно мои ученики с удовольствием участвуют в игре – конкурсе “Русский Медвежонок – языкознание для всех” и сочиняют о нем синквейны:

Конкурс
Интересный, познавательный
Учит, помогает, развивает
Терпенье и труд все перетрут
“Русский Медвежонок”

^ Самознаев Ярослав.

Игра
Умная, захватывающая
Развивает, обогащает, поощряет
Где ум - там и толк
“Русский Медвежонок”

Юрлова Анна.


Диаманты:

Времена года
Весна
Светлая, живая
Растущая, расцветающая, ждущая
Жизнь, тепло, пробуждение, ландыши
Холодеющая, темнеющая, умирающая
Желтая, сухая
^ Осень

Родюкова Алена.



«У каждого времени года - своя музыка»


Каждое время года в природе можно отличить друг от друга при помощи звуков. Любое явление природы имеет свою музыку.
В первые теплые весенние дни мы можем слышать треск льда, который сковывал реку на протяжении всей зимы. С крыш домов капает талая вода; то тут, то там слышно журчание ручейков.
С первыми лучами солнца возвращаются из теплых краёв птицы. У каждой из них свое пение, и каждое по-своему прекрасно. Но самое чудесное пение соловья, недаром его называют райской птицей.
Завораживает и шелест первых листочков, похожий на шепот. Они как бы переговариваются между собой, делятся своими сокровенными мечтами.
С приходом лета меняются звуки природы. Соловьи уже не поют, они выращивают потомство. Зато ранним утром высоко в небе можно услышать пение жаворонка.
Если летом на несколько дней выбраться за город, то привычными звуками станут лай собаки, мычание коров и кваканье лягушек. А с наступлением темноты невозможно убежать от громкого стрекота сверчков.
Любое время года по-своему прекрасно, нужно просто любить природу, уважать ее законы и наслаждаться божественной красотой.

^ Волков Алеш.


«Звуки весенней природы»


У каждого времени года свои звуки и своя особенная и неповторимая музыка.
Я хочу посвятить свое сочинение самому прекрасному времени года – весне.
В марте начинается календарная весна, но зима не пускает ее, и начинается борьба за царствование: днем и ночью свистят ветры, снег летит в глаза, но во второй половине месяца весна все же побеждает: оголяется земля, льет дождь, лопаются почки на деревьях под звук капели. Все оживает.
Апрель – месяц первых цветов – появляются нежные подснежники. Они, как легкое покрывало, одевают леса и поляны, опушки и пригорки, там же и медуница янтарными крапинками украшает прекрасную картину.
Возвращаются наши пернатые друзья – скворцы и жаворонки. Мы ждем их с нетерпением, ведь они вестники настоящей весны.
Сейчас апрель, но в этом году зима так долго задерживается, что еще по ночам идет снег, а днем все тает, но к вечеру опять подмерзнет. Уже прилетели скворцы, вчера я видела их стаю около дома. Наши помощники устали от изнурительного перелета и отдыхают на старой березе. Может быть, зима еще не отдала весне права, но птицы поют весеннюю песню.
Идя из школы, я услышала прекрасный звук – даже остановилась и прислушалась. Он доносился с дальней древней ели, которая растет в нашем дворе уже около 60 лет. Я подошла, села на лавочку, подняла голову, чтобы получше рассмотреть певца, и увидела удивительную картину.
Около 20 скворцов сидели и пели одну и ту же и одновременно совершенно разную, но, без сомнений, настоящую весеннюю песню. Все они пели очень легко, все вместе, как давние друзья при встрече после долгой разлуки. Этот звук был так пронзителен, звонок, но одновременно тих и спокоен.
Я много раз слышала песни скворцов, но это была какая-то избранная и совершенно особенная песня. Пернатые певцы настолько покорили меня, что я до сих пор не могу забыть эту чудесную и по-настоящему весеннюю песню.
Надеюсь, что весна услышит зов прекрасных скворцов и придет, ни минуты не медля.

^ Юрлова Анна.



Осень

Замирает природа в ожидании сна,
Тихо льется с небес голубая вода.
После трудного дня я стою у окна.
Мирно шепчутся тучи, но в сердце весна!

Косинова Марина.


Берёза

Берёза нам даёт свой сок весной,
А летом укрывает нас листвой,
Зимой она от холода дрожит,
А осенью вся золотом блестит.
Стихов «берёзовых» написано немало,
Ещё одно она сама мне подсказала.

^ Мой лучший друг.

У меня есть дома маленький хомяк
Мягкий и пушистый, яркий, как маяк.
Днём он спит, а ночью бегает, гремит.
Жалко мне, что Каспер мой не говорит.
Если б научился Каспер говорить,
Я бы на уроки стал его водить.
Друг мой невидимый мне бы подсказал,
Я тогда бы сразу хорошистом стал.

^ Хейшхо Рустам.


Наши друзья

Мы с сестрёнкой вдвоем,
Каждый день, когда встаем,
На крыльцо бежим скорей,
Накормить своих друзей.

Взяв крупы и хлебных крошек,
Птиц всех в гости пригласим.
Будет им обед хороший.
Завтра мы вернемся к ним.


^ Зимний день.

На дворе белым-бело,
Все дорожки замело.
Снег летит, кружится,
А зима все злится.

Но не долго ей осталось
Приносить нам радость.
Уж весна не за горами,
Встретится скоро с нами.

^ Кешищян Кристина.

Дом

Придет зима, настанет холод,
Затихнет речка подо льдом.
Как хорошо в такую пору
Зайти с мороза в теплый дом!


Гонка

Скачет зайка, мчится зайка,
А за ним лиса летит.
И не знает бедный зайка,
Кто в той гонке победит.


^ Самознаев Никита.

***
Утро, день, вечер, ночь:
Так проходят сутки прочь.
Жизнь проходит в суете,
Как успеть нам везде?

Осень

Облетели листья – осень.
Стало холодно уже.
И темнеет ровно в восемь.
И деревья в неглиже.

Осенние дни.

Золотая осень настала,
Яркое солнце пропало.
И всё потемнело,
И всё помрачнело,
Лишь грозная туча пришла,
И грозная буря пошла.


Тучка.

На севере где-то спит,
Живёт и грустит
Тучка могучая.
У тучки дом не простой,
Он свободный и очень сквозной.
Гостей с радостью ждёт,
Все проблемы поймёт.
Туча-хозяюшка скромная,
За одеждой следит, но не модная.
Кушать всегда приготовит,
А иногда и словечко промолвит.

^ Мацикян Кристина.

***
Весенний дождь
Что сегодня с небом стало?
Все оно перемешалось,
Стало мрачно и темно,
Дождь стучит в мое окно.
Тучи плавают по небу,
Гром обиженно гремит,
Ярко молнии сверкают,
И по крыше дождь бежит.
Но подул с востока ветер,
Дождик всхлипнул и поник,
Вот он тонкий, босоногий,
Притаился у дороги.
Гроза прошла, и дождь утих,
Трава блестит в алмазных каплях.
Вот солнце вышло из-за туч,
И в небе радуга играет.


^ Радионов Кирилл.



Зима


Вдруг исчезла осень.
Безжизненно кругом.
Все в белое одето,
Мерцает серебром.

Белые снежинки
Падают вокруг
Устилают землю,
Что лебяжий пух

Легкие пушинки
Веселятся все
Зимушке радуются
Матушке зиме.

Завывает метелица,
Ковром пушистым стелется,
А деревья стонут
И в сугробах тонут.


^ Мещерякова Любовь.

После дождя

Отгремела гроза.
Снова дождик прошел.
Ветерок - непоседа
Прогуляться пошел.

Ветер тучи прогнал
Далеко - далеко.
Снова солнце взошло
Высоко - высоко.

Капли светлой воды
На траве блестят.
И ребята по ней
Босиком прогуляться хотят.


Клен

Под окном моим
Прекрасный клен растет.
Желтыми цветами,
В мае он цветет.

Зеленою листвою,
В летний жаркий день,
Дарит клен прохладу.
Дарит нам он тень.

А багряной осенью
Дарит радость клен.
Желтыми красками,
Что солнцем озарен.

Прекрасное дерево,
Под окном моим.
Его мы очень любим,
Бережем, храним!

^ Мои любимые друзья

У бабушки нашей два котика есть.
Любители котики вкусно поесть.
И любят они очень сладко поспать.
Улягутся вместе друзья на кровать.

Одного зовут Томка, а Тихон – другой.
Первый – тихоня, второй – озорной.
Пушистые шубки надеты на них.
И уши, и лапы, и хвост – все на них.

А стоит им вместе мышку поймать, -
Есть ее не будут, а будут играть.
Два друга – красавца, чудесных кота!
Я просто не чаю души в них сама.

^ Юрлова Анна.

Осень

Лист опадает,
Осень пришла.
Дождик по крыше
Стучит до утра.
Ветер коварный
Ветки сломал.
Солнце не видно -
Одни облака.
Осень! Постой,
Подожди, не спеши,
Лето «прощай»
Не сказало ещё.


^ Мещерякова Любовь.



Я первый раз осень увидел,

Я в первый раз посмотрел ей в глаза,

Наверное, осень кто-то обидел,

По серой щеке катилась слеза.


Эти капельки слез на нас падают с неба,

Мы их называем осенним дождем,

А скоро светлее нам станет от снега,

Ну а снег – это слезы, что забыты теплом.


И осень напрасно меняет наряды,

Хотя желтый цвет ей очень к лицу,

Скоро грянет зима, и она без пощады,

Разденет ее, приблизив к концу.


Скоро осень умрет, мне на память оставив,

Лишь серое небо и слезы дождя,

Об холодную ночь свое сердце поранив,

В желтом платье во сне я увижу ее.

^ Хушт Рустам . 9 А класс.


Мы сегодня с осенью понемногу выпьем,

И она меня закружит в желтизне листвы,

А потом мы громко, во весь голос крикнем:

"Что же люди с вами, а ль ослепли вы?"


Отчего печальны вы, отчего не рады,

Когда столько золота нам осень принесла,

Или вам чего-то еще в жизни надо.

Ну, тогда меня простите, я ведь не со зла.


Это только я давно уж научился,

Довольствоваться малым и с осенью дружить,

И она, я знаю, хочет, чтоб приснился сон,

В котором вместе мы могли бы жить.


^ Арешников Павел. 9 Б класс.


Зимой пока еще не пахнет,

Но, видно, все к тому идет,

И лист березы к руке тянет,

Она вот только не дает.


Ей очень страшно распрощаться

С ее зеленым волшебством,

Мороз начнет распоряжаться,

Ее оставит нагишом.


Береза, милая береза,

Тебя еще такое ждет!

Снега укроют от мороза,

Твоя весна еще придет!


^ Малышева Алина 7 А класс.


Печки – Мама.

Печки плавают в пруду,

Как большие пароходы.

Слишком жаркая погода –

Вот и плавают в пруду.

Но такого не бывает!

Печки булки выпекают.

Мама! Отвори заслонку,

Булки поплывут к ребенку.

^ Булавецкая Анна . 5 класс.

Учись учиться.


Работа с учебником:


1.Прежде, чем читать параграф, постарайтесь вспомнить содержание урока, проведенного учителем по данной теме, используя сделанные на уроке записи.

2.Прочитайте задания после текста, чтобы в процессе чтения готовиться к их выполнению.

3. Нужно стремиться понять сущность описанных в учебнике явлений, их причины, основные признаки и следствия.

4. Выделяйте в тексте главные мысли, обращайте внимание на слова и предложения, отмеченные курсивом.

5.Встретив незнакомое слово, обязательно узнайте, что оно обозначает.

6.Рассматривая иллюстрации и карты, старайтесь извлечь как можно больше знаний.

7. Если поняли содержание параграфа, перескажите самое главное. Если не вспомните какую-нибудь часть, перечитайте и перескажите.

8. Запоминанию сложного материала способствует составление плана.

9. Выполняйте все задания, приведенные в конце параграфа.


Как писать сочинение:


1. Проанализируйте формулировку темы сочинения, определите объем и содержание.

2. Разработайте план сочинения, от его удачного составления во многом зависит глубина и содержательность вашей работы.

3. Теперь можно приступить к написанию черновика.

Традиционно школьное сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление – это введение в текст вашей работы, оно не должно быть очень объемным, в нем необходимо кратко сказать, о чем пойдет речь далее: кто автор и как называется анализируемое произведение, какова была историческая эпоха, каков круг проблем вы хотели бы рассмотреть. В основной части непосредственно раскрывается тема сочинения. В заключении делаются выводы, подводятся итоги, высказывается свое мнение.

4. Проверь себя очень внимательно: первый раз, читая вслух, дабы избежать речевых ошибок; второй – раскрыта ли тема, все ли части логически связаны друг с другом, правильно ли сделаны выводы и т.д.;

в третий – нет ли орфографических и пунктуационных ошибок. И только после этого переписывайте.


^ Как составлять конспект:


1. Читая материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

2. Если это план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты т определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко излагайте своими словами или в виде цитат.

4. В конспект включайте не только основные положения, но и примеры.

5. Составляя конспект, допускаются сокращения, условные обозначения.

6. Обязательно делайте абзацы, подчеркивайте то, что считаете нужным, можно писать пастами разных цветов.


Как писать реферат, доклад:


1. Продумайте тему работы, составьте план.

2. Определите и составьте список литературы, которую необходимо прочитать.

3. После прочтения проработайте окончательный план.

4. Во вступлении раскройте значение темы.

5. Раскройте предусмотренные планом вопросы, подкрепляя конкретными примерами.

6. Отражайте в работе собственные мысли и чувства. Мысли выражайте точно и кратко, пишите грамотно, разделяйте текст на абзацы.

7. Если цитируете, то делайте сноски, в которых указываете источник.

8. В конце работы сделайте выводы.


Анализ ответа товарища:


1. Соответствует ли ответ заданному вопросу.

2. Последовательно ли отвечал.

3. Можно ли считать его ответ полным и убедительным

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного утверждения.

5. Были ли ошибки и недочеты по существу и по форме ответа.


Критерии устных и письменных работ.


Оценка устных ответов.

При оценке устного ответа существуют определенные критерии:

1. Полнота и правильность ответа.

2. Степень осознанности , понимания изученного.

3. Языковое оформление ответа.


Оценка 5 ставится если: ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


^ Оценка 4 ставится, если ученик дает ответ на 5, но допускает одну-две ошибки, которые сам же исправляет, и один-два недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


^ Оценка 3 ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировке правила; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


^ Оценка 2 ставится. Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала.


Оценка диктанта.


Объем диктанта устанавливается: 5 класс – 90-100 слов,

6 класс – 100-110 слов,

7 класс – 110-120 слов,

8 класс – 120-150 слов,

9 класс – 150-170 слов.


Контрольный словарный диктант: 5 класс – 15-20 слов.

6класс – 20-25

7 класс - 25-30

8 класс - 30-35.

9класс - 35-40.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки при переносе слов, на правила, которые не включены в школьную программу, на еще не изученные правила, в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась еще работа, при передаче авторской пунктуации.


При оценке диктанта важно также учитывать характер ошибки. Следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, при подсчете ошибок две негрубые считаются за одну; к ним относятся: в исключениях из правил, в написании большой буквы в собственных наименованиях /Великая Отечественная война/, в случае слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами /на боку – на бок/, в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого, в написании И-Ы после приставок, в случаях трудного различения Не-Ни, в собственных именах нерусского происхождения, в случаях, когда вместо одного знака препинания поставили другой, в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибки повторяются в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических \в армии, в роще\ и фонетических \пирожок, сверчок \особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое \воды-воды\. Первые три однотипные ошибки учитываются за одну. Каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Если в одном непроверяемом слове допущено две и более ошибок, то все они считаются за одну .При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок \исправление неверного на верное \ оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.


Оценка 5 выставляется за безошибочную работу, а так же при наличии в ней одной негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка 4: не более 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орф. 3 пункт., или 4 пункт. 0 орф., или 3 орф., если есть однотипные.

Оценка 3: 4орф. и 4 пункт., 3 орф. и 5 пункт., 7 пункт. и 0 орф. В 5 классе допускается 5 орф. и 4 пункт., или 6 орф. и 6 пункт. , если среди них есть однотипные и негрубые.

Оценка 2: предел 7 орф.


За выполненное задания: 5 – все задания верно выполнены.

4 – не менее ¾ заданий.

3 – не менее половины.

2 – не выполнено больше половины.


^ Контрольный словарный диктант


5 – нет ошибок.

4 –1-2 ошибки.

3 – 3-4 ошибки.

2- до 7 ошибок.


Оценка сочинений и изложений.


Примерный объем для подробных изложений: 5 – 100-150 слов,

6 – 150-200,

7 – 200-250,

8 – 250-350,

9 – 350-450.


Объем сочинений классных: 5 – 0,5-1 стр.

6 – 1-1,5.

7 – 1,5-2.

8 – 2-3.

9 –3-4.


Оценка 5: содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления, различными синтаксическими конструкциями, достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. / Допускается . орф. или 1 пунк.

Оценка 4: содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения, единичные фактические неточности, незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Оценка 3: в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения, беден словарь, однообразно употребление синтаксических конструкций, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов и 5 речевых ошибок./ Допускается 4 орф. и 4 пункт., или 3 орф. и 5 пункт., или 7 орф. и 0 пунк.

Оценка 2: работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность в изложении мысли во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану, крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. Все это позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл. Если объем сочинения в 1,5-2 раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов увеличенных для оценки 4 на 1, а для 3 на 2 единицы. Но при оценке 5 объем не принимается во внимание.


^ Урок русского языка в 5 классе.


Тема: Что такое текст? Тема текста.


Цели: 1/ Обучающие: расширить представление учащихся о том, что такое текст; сформулировать основные признаки текста; научить составлять собственные тексты; дать понятие о теме текста.

2/Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, умения общения в парах, развитие памяти, внимания, развитие речи учащихся.

3/Воспитывающие: привить любовь к слову, научить воспринимать язык как искусство, помнить об его эстетической функции.


Оборудование: Карточки на столе у каждого ученика с единым текстом, над которым предстоит работать; карточки с индивидуальными текстами, коллекционные камни; на доске – признаки текста.

^ Ход урока.


Орг.момент.


Учитель: Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Урок не совсем обычный. Мы попадем в загадочный мир камня. Камень сопровождает человека долгие тысячелетия его существования. Первый холст – стена пещеры, первая зернотерка – кусок известняка. Затем человек начинает украшать себя и создает предметы роскоши. Появляются бусы, браслеты, подвески, светильники, украшенная камнями утварь. И рождаются суеверия, а они, как известно, предтеча поэзии. Ведь повседневность – это быт, размеренность, проза. Когда же судьба дарит нам встречу с прекрасным, будь то музыка, закат солнца, стихотворение или самоцветы - просыпается в душе нечто мистическое, волшебное,

А начнем мы с подготовленных дома «биномов фантазии», тренирующих воображение, развивающих речь. Что такое «бином»? Чей « бином» интереснее? Говорят дети. /4 человека/ Учительские варианты:

^ Перец – костер. Оратор распалился, как костер, брызгая во все стороны остротами, насмешками, жгучими, как перец.

Книга – запятая. Точка, точка, запятая, вышла книжка непростая.

^ Борода- самовар. Снизу самовар потемнел, почернел, как будто бороду ему прилепили.

Камень- бык. Камень был прекрасен: светло-желтый, очень редкой формы в виде головы быка.


Учитель: Сочиняя ваши «биномы фантазии», вы иногда придумывали маленькие тексты. А что такое текст? /Дети отвечают на поставленный вопрос, читаем данные в учебнике стр. 16/.

^ Работа с художественным текстом

Прочитайте выразительно стихотворение В.С.Шефнера, которое лежит у вас на столах.


Миг

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь,


Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.


За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.


^ Вопросы и задания

Докажите, что перед вами текст.

С каким настроением вы начали читать стихотворение, а с каким закончили?

Представьте, что вы художник. Какую иллюстрацию вы нарисуете к стихотворению? Словесно опишите ее?

Подумайте, почему поэт назвал стихотворение «Миг». Замените слово миг синонимом. Что изменилось?

Найдите в тексте глаголы с приставкой при-. Что вносит она в текст стихотворения?

Дайте лексическое значение слова изумленье.

Определите тему текста.


^ Для справок:

Миг – мгновение, короткий промежуток времени. Синонимы – мгновение, момент.

Привыкнуть- 1. Получить привычку к чему-нибудь, 2.Освоиться с кем-чем-нибудь.

Приглядеться – то же, что присмотреться; внимательно разглядывая, изучая, освоиться с кем-чем-н.

Прислушаться – напрячь слух, внимание ,чтобы услышать что-либо.

Прикладываться – Приблизить вплотную ухо или глаз, чтобы услышать, рассмотреть что-нибудь.

Изумление –крайнее удивление. Синоним : удивление.


Учитель: На прошлых уроках русского языка мы вспоминали три синтаксические единицы: слово, словосочетание, предложение. Сегодня мы говорим о четвертой синтаксической единице – тексте. Как вы объясните, что такое текст первокласснику, назвав его основные признаки?

Дети назовут эти признаки, учитель оформит на доске в виде солнца и лучей к нему. Дети, если считают необходимым , делают записи в тетрадях.


Для справок:

Признаки текста: 1.Законченность. завершенность, полнота /ничего нельзя убрать, сократить/.

2.Единство темы, монолитность/случай на рыбалке, встреча Нового года/.


3.Главная мысль, вытекающая из сюжета, т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом.

4. Тема текста / то, о чем говорится в тексте, часто отражается в заголовке/

5.Связанность изложения /по смыслу и грамматически/ .

6.Иногда членение текста на микротемы /абзацы/.

7.У текста есть автор /тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой/


Учитель: У вас на столе лежат карточки, с различными текстами о камнях, и сами камни. Окунитесь в удивительный мир языка и камня, рассмотрите камни, прочитайте тексты. Попробуйте письменно доказать, что перед вами именно тексты, к какому стилю вы бы их отнесли и почему.


Какие тексты бывают /словарный диктант/: ИЗЛОЖЕНИЕ, СОЧИНЕНИЕ, ОТЗЫВ, СТИХИ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, АННОТАЦИЯ, ПИСЬМО, ПЬЕСА, РЕКЛАМА, РАССКАЗ.


Подведем итоги. Учитель задает вопросы, ученики отвечают, делают выводы.

Что нового о тексте вы узнали?

Что такое тема текста?

Какая, на ваш взгляд связь между уроками русского языка и миром самоцветов?


Домашнее задание. 8,9. упр.38. По выбору или упр. 42, или сочинение на темы: «Мир самоцветов», « Камень-оберег».




Скачать 483.21 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер483.21 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх