Сочинение-описание по картине icon

Сочинение-описание по картине


50 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Интегрированный урок развития речи (русский язык и изобразительное искусство)

Цели: закрепить навыки написания сочинения-описания по кар­тине; научить описывать натюрморт, развитие устной и письменной речи.

Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е. И. Никитина; Дрофа, 2004; ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Методическое обоснование урока: создание собст­венного текста-описания по картине способствует развитию речи учащихся.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

II. Блок I. Учитель изо.

1. Краткое вступительное слово учителя изо о Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1939) К. С. Петров-Водкин - один из самобыт­ных русских художников.

Заслуженный деятель искусств России (1930), живописец, ри­совальщик, он писал портреты, натюрморты, жанровые картины.

-Что вы знаете о жизни и творчестве этого художника? (Реализация индивидуального задания)

^ Просмотр слайдов:

1 слайд. Купание красного коня.

2 слайд. Две девушки.

3 слайд. Девушки на Волге.

4 слайд. Мать. Петроград 1918 г.

5 слайд. Смерть комиссара.

6 слайд. Тревога. 1919.

-Какой жанр изобразительного искусства тесно связан с выражением stil life?

-Что вы знаете о жанре натюрморт?

Учитель: Натюрморт (от фр. мертвая природа, натура) - это жанр изобразительного искусства. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точное название тринято в англоязычных странах, stil life - тихая жизнь.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные веши, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи. рыбы, цветов (В Голландии - Класс, Хеда; во Франции Снайдерс и другие.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей. животных, птиц и насекомых.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, Машков, Фальк. Пименов. Петров-Водкин и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но и мир человека, его мыслей и чувств.

В обширном наследии Петрова-Водкина особое место занимает натюрморт.

^ Полотно «Розовый натюрморт».(слайд)

-Что изображено на этом полотне?

-Почему этот натюрморт назван «Розовый натюрморт»? (ответы уч-ся)

Учитель: Живопись - это такой вид искусства, в котором цвет играет главную роль. В творчестве любого художника есть периоды, в котором он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме.

Так, испанский художник Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период - с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни пишут красками теплого оттенка (Рубенс, Рембрандт, Левицкий, Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Э. Греко, Борисов-Мусатов, Мурильо).

Обратимся к другому полотну - «Утренний натюрморт».

Посмотрите на него внимательно. Что на нем изображено?(ответы уч-ся)

Полотно насыщено утренним светом. Простой деревянный стол, восковой фонарик и спички, полевые цветы. Это нежно голубые колокольчики, яркие желтые корзинки одуванчиков. Маленькая стеклянная вазочка, скромный завтрак, граненый стакан с чаем на блюдце, чайные ложечки, два вареных яйца, латунный никелированный самовар, край веранды и собака. Художник любуется красотой и значительностью простых предметов.

-Почему картина называется «Утренний натюрморт», поняли бы мы, что перед нами - «утренняя картина»?

(Да. Была ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички, она сменилась тихим, радостным утром. На столе завтрак: самовар, стакан чаю, вареные яйца. Полевые цветы в маленькой стеклянной вазочке. Простой деревянный стол, на открытой веранде, наверное, раз собака у стола тоже ждет завтрак. Но главное - утренний свет. Такой свет может быть только утром)

-Каким настроением проникнута картина?

(Настроение тихого радостного утра. Художник любуется простыми, скромными предметами. Наверное, это было очень счастливое утро!)

-Какие детали картины создают у нас ощущение незримого присутствия в ней человека?

(Завтрак приготовлен для человека, которого мы не видим, но чувствуем, что он незримо присутствует.)

-Благодаря каким деталям преодолеваются характерные да натюрморта статичность, неподвижность изображения?

(Художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присутствия. К тому же система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто 3 раза преломляется в граненом стакане чая.

- Попытайтесь восстановить события, которые произошли до того момента, как художник взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.

(Художник встал рано - рано утром, с зарей, может быть, даже раньше: понадобились восковой фонарик и спички. Нарвал полевых цветов поставил их в вазочку для любимой жены. А она приготовила ему скромный завтрак. Вот оно - счастье! Такую картину художник не мог не нарисовать! Он взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.

Итак, мы видим насыщенное утренним ясным светом полотно. Послушайте, что пишет о цвете сам художник, Кузьма Сергеевич:

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувства зрения».

Мы видим, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.

Музыканты передают чувства через звуки, сочетания звуков, превращая их в музыку. Писатели и поэты используют слово, а художники живописцы передают красоту окружающего мира с помощью цвета.

Художник создает живописными средствами неповторимый мир который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму , приобщает к секретам и тайнам мастерства.

III. ^ Блок II. Учитель русского языка.

  1. Беседа

- Вспомните описание вещей в литературных произведениях, расскажите, какую роль они играют в характеристике литературных героев (например, люлька с табаком Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя.)

(ответы уч-ся)

- Какова тема нашего сочинения?

- Как мы определим идею, (основную мысль ) сочинения?

-Определим стиль и тип речи вашего сочинения.

^ 2. Составление плана сочинения.

План

I.К. С. Петров-Водкин - один из самобыт­ных русских художников.

II. Описание картины,

1.Полотно, насыщенное утренним светом.

2. Простой деревянный стол.

3. Восковой фонарик и спички.

4. Полевые цветы:

а) нежные голубые колокольчики;

б) яркие желтые корзинки одуванчиков;

в) белые пушистые комочки одуванчиков.

5. Маленькая стеклянная вазочка.

6. Скромный завтрак:

а) граненый стакан с чаем на блюдце;

б) чайная ложечка;

в) два вареных яйца.

7. Лагунный никелированный самовар.

8. Край веранды и собака.

III. Эффект присутствия.

IV. Художник любуется красотой и значительностью простых предметов.

^ 3. Систематизация рабочих материалов:

1) Чтобы избежать ненужных повторов, используйте синонимы: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал,

передал, запечатлел; картина, репродукция картины, произведение .живописи...(слайд презентации)

2) С целью создания художественного стиля и воздействия описательных языковых средств изобразительного образа на чувст­ва и мысли читателей используйте словосочетания и предложения:

...картина как будто насыщена утренним, ясным светом...

...прошла ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички...

...настроение тихого, радостного утра...

...ощущение незримого присутствия человека...

...статичность и неподвижность, характерные для натюр­морта, преодолеваются тем, что художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в ре­зультате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами - так называемый эффект присут­ствия...

...система точно увиденных отражений и преломлений усили­вает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто три раза преломляется в граненом стакане чая...

...художник любуется простыми, скромными предметами...(слайд презентации)

4. Создание черновика и его редактирование.

5. Написание сочинения в тетради по развитию речи.

IV. Итог урока.

Учитель предлагает учащимся по желанию прочитать свои со­чинения.

V. Домашнее задание: дописать сочинение; § 134 («Теория»), упр. 71, подготовить упр. 72 («Практика»).



Скачать 77,05 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер77,05 Kb.
ТипСочинение, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт
плохо
  57
не очень плохо
  5
средне
  10
хорошо
  6
отлично
  50
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх