Учебное пособие Уфа -2010 удк 371. 3 Ббк 74. 262. 9 icon

Учебное пособие Уфа -2010 удк 371. 3 Ббк 74. 262. 9


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Базовый курс лекций и основы финансовых вычислений Учебное пособие Уфа 2001 удк 336. 76 (075...
Учебное пособие Уфа 2008 удк 616. 97: 616. 5(07) ббк 55. 8 я 7...
Учебное пособие Уфа 2009 удк 531(075. 3) Ббк 22. 2я73...
Учебное пособие Уфа 2010 удк 377 ббк 74. 58...
Учебное пособие Вторая редакция 2010 г. Удк 26+27 ббк 86. 2+86. 33...
Учебное пособие Вторая редакция 2010 г. Удк 2-1+17. 0 Ббк 86. 2...
Учебное пособие Вторая редакция 2010 г. Удк 23+254. 2+141. 112 Ббк 86. 2+86. 33...
Учебное пособие Вторая редакция 2010 г. Удк 28, 141. 82, 061. 236. 61, 351. 752. 16 Ббк 86. 2...
Учебное пособие Чита 2010 удк 658. 310. 823 − 057. 177 (075) ббк 65. 291. 6 − 21 я 7...
Учебное пособие Уфа 2008 удк 130. 2: 62 ббк 87...
Учебно-методическое пособие Сибай 2010 удк ббк аламов И. Л., Аламова С. М...
Учебное пособие Под редакцией Г. Б. Корнетова асоу 2010 удк 37(091) ббк 74. 01...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


АБДУЛХАКОВА Э.А., БЕЛОБОРОДОВА Н.С.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ


Учебное пособие


Уфа -2010

УДК 371.3

ББК 74.262.9

А - 14

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор А.С. Гаязов

(Башкирский государственный педагогический университет)

Доктор педагогических наук, профессор Ю.И. Юричка

(Бирская государственная социально-педагогическая академия)


^ Абдулхакова Э.А., Белобородова Н.С. Формирование эколого-ориентированной личности на занятиях по информатике в условиях школы. Учебное пособие. – Уфа:

isbn

Учебное пособие посвящается актуальной проблеме – становлению и развитию эколого-ориентированной личности. В работе дана попытка раскрытия понятия эколого-ориентированная личность и приведены педагогические условия способствующие формированию эколого-ориентированной личности. Раскрываются возможности учебного заведения как ведущего культурно-образовательного центра в процессе формирования определённых качеств личности наполненных экологическим содержанием.

Учебное пособие адресовано учителям, студентам, педагогам, руководителям образовательных учреждений и всем интересующимся данными проблемами экологического образования.


© Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2010

© Абдулхакова Э.А., 2010

© Белобородова Н.С., 2010




isbn


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………4

^ ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования эколого-ориентированной личности …………...7

1.1 Сущность и специфика понятия эколого-ориентированная личность……………………………………...........7

1.2 Педагогические условия формирования эколого-ориентированной личности учащихся в школе…………………….49

ГЛАВА II. Процесс формирование эколого-ориентированной личности на занятиях по информатике в условиях школы…………………………….……………………....93

2.1 Уровни сформированности эколого-ориентированной личности……………………………………………………………...93

2.2 Реализация потенциала занятий по информатике в формировании эколого-ориентированной личности…………….103

2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-ориентированной личности на занятиях по информатике………………………………………………………...117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...129

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………….…..133

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………….….200


ВВЕДЕНИЕ


Антропогенные изменения природной среды породили в качестве одной из глобальных, общечеловеческих проблем – проблему экологическую. Эта проблема связана с ухудшением качества окружающей человека природы в результате развития промышленного производства, роста городов и транспорта, с истощением традиционных энергетических и сырьевых ресурсов, разрушительными последствиями локальных непрекращающихся конфликтов, возрастанием демографической нагрузки на природу и связанными с ними нарушениями естественных природных процессов.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор отмечал, что важнейшими факторами решения экологических проблем должны стать образование и воспитание, которые предусматривают постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса, по его мнению, опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования (1992). Новый подход к экологическому образованию и воспитанию нашел отражение в законах и других государственных документах Российской Федерации («Закон об охране окружающей природной среды» (1991 г.); «Об образовании» (1992 г.); «Постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.); «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.) «Закон об экологическом образовании в Республике Башкортостан» (1997 г.)).

Основная цель экологического образования - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Одной из ее стратегических задач становится задача формирования нового мышления и эколого-ориентированной личности и общества.
Личность с высоким уровнем общей и экологической культуры ориентирована на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способна не только адаптироваться к быстро меняющимся цивилизационным условиям, но и обеспечивать своей деятельностью условия дальнейшего устойчивого развития цивилизации.
В условиях модернизации образования в России формирование эколого-ориентированной личности невозможно без наличия системы непрерывного экологического образования. Школа - необходимое звено в воспитании разносторонне развитой личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Особенностью школы является то, что оно способствует: ценностно-ориентационной деятельности учащихся, их профессиональному самоопределению, создает культурную эмоционально насыщенную среду, способствующую развитию позитивных качеств и творческих способностей личности.
Несмотря на пристальное внимание ученых, педагогов к проблемам непрерывного экологического образования вопросы формирования эколого-ориентированной личности (как важнейшего компонента, ядра экологической культуры) в системе образовательных учреждений детей на занятиях информатики являются недостаточно разработанными.

Разработанный учебно-методический комплекс (экологические программы, эколого-образовательные проекты и пакет диагностических методик определения сформированности эколого-ориентированной личности) носит универсальный характер и может использоваться в формировании эколого-ориентированной личности на занятиях по информатике в других образовательных учреждениях.


^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ


    1. Сущность понятия эколого-ориентированная личность


Слово "личность" прочно вошло не только в научные статьи, но и в обыденный язык современного учителя. Оно стало стержневым понятием, которое связывает учебники, программы и определяет всю педагогическую деятельность. Но точнее будет сказать, что слово "личность" должно связывать, направлять, определять эту деятельность. Должно, потому что личность законодательно определена главной ценностью образования. [3] "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д.Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду. Индивид - это отдельная особь, человеческий организм столько ему присущими особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности. Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе. [56]

Понятие личности - сложное понятие; оно является предметом исследования психологии, философии, социологии, антропологии и ряда других наук. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее его определение: «Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, качеств».[44, c.281]

В «Психологическом словаре» дается следующее определение этого понятия. «Личность - термин, обозначающий: 1) челове­ческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, или общности».[41]

В «Философском словаре» дается следующее определение понятия личности: «Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений..» Определяющими факторами развития личности (ее существенным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. [50, c.238]

Наиболее емким, раскрывающим современное содержание данного понятия, является определение, данное в «Философском словаре»: «Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.[50, c.239]

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей. [27]

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. [26, c.73]

В психологических теориях личности, по выражению А.Н. Леонтьева, -наблюдаются смешения и противопоставления различных подходов к исследованию личности. Однако имеются общие положения о личности, принимаемые с теми или иными оговорками всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами».[31, c.160]

По С.Л. Рубинштейну, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».[42, c.511]

В словаре «Психология» личность определяется так:

«Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общест­венные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В нем рассматриваются характеристики личности: активность как стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, и направленность как устойчивая доминирующая система мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека. Личность характеризуется также степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения, установка). Развитая личность обладает развитым самосознанием.[43]

В словаре-справочнике «Психология» М.Н. Дьяченко и Л.А. Канды-бовича «личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями». Разъяс­няется, что термин «личность» используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием; 2. Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». [15, c.123]

Появись на свет, как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью [9, c.385]. Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только внешне не похожего на других, но и так, как они действующего, мыслящего, ...включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Личность не может быть без индивида. Индивид, выросший вне человеческого общества, не является личностью. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления при включении индивида в совместную деятельность с людьми. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, в способностях), индивидуальном стиле деятельности и т.д.». [9, c.388]

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, но личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. В структуру личности входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях. [9, c.396]

Понимание сущности понятия «личность», ее структуры и основных характеристик позволяет педагогу более объективно оценивать индивидуальные качества личности учащихся - субъектов педагогического воздействия и на этой основе более успешно решать проблему обучения и воспитания учащихся, поиска оптимальных методов и средств воздействия на каждого из воспитуемых. При этом важное значение имеет учет внутреннего мира каждой личности, ее самосознания - как совокупности психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я». Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть.

По И. Канту человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое 'Я» нравственному закону. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет теоретический и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Индивидуальность является лишь одной из сторон личности человека. Потребность быть личностью, то есть своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы, является одной из важнейших духовных потребностей человека. И задача каждого педагога - способствовать развитию этой потребности у своих воспитуемых.

Человек становится личностью в процессе активного взаимодействия со средой, хотя глубоко ошибочно недооценивать роль наследственности, как нельзя умалять и значение воспитания в развитии личности. Трудно представить себе, например, формирование желаемых качеств личности только на основе полученных индивидом по наследству природных задатков. Но развитие и формирование личности — это результат отнюдь не механического, внешнего влияния среды при пассивном, бездеятельном пребывании в ней человека. Здесь решающим является его активное взаимодействие со средой. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что окружающий человека мир постоянно изменяется и развивается в результате деятельности целого ряда поколений, из которых каждое «стояло на плечах предшествующего» и в соответствии с изменявшимися потребностями изменяло его социальный строй, а изменяя мир, изменяло и свою собственную природу.

Педагогическая наука рассматривает формирование личности ребенка как сложнейший процесс, происходящий под влиянием совокупности биологических и социальных факторов и воспитания. Исходя из того, что наследственная основа организма обусловливает его анатомо-физиологическую структуру, важнейшие морфологические и функциональные признаки, особенности строения нервной системы, советская педагогика рассматривает закономерности воспитания и обучения с учетом унаследованных свойств ребенка.

В развитии личности ребенка большое значение имеет среда, понимаемая не столько как естественные условия жизни, но главным образом как источник его развития, как активный строительный материал при формировании личности. Сами по себе жизненные условия, конечно, не могут гарантировать успешное развитие личности ребенка. Все дело в людях, которые его окружают в семье, в школе и вне ее, в тех многообразных отношениях, которые складываются с ними у ребенка, в их воспитывающем влиянии. Вне целенаправленного руководства и управления жизнедеятельностью ребенка даже самая благоприятная для развития ребенка среда может не оказать на формирование личности всего того благотворного влияния, какое потенциально она в себе заключает. [24]

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что личность характеризуется особой организацией отношения человека к окружающему миру. [32, c.459] Она представляет собой иерархическую структуру. Такая структура определяет отношения деятельностей и мотивов. Процесс отбора мотивов и построения их иерархии является результатом активности самого субъекта. Такой отбор приводит к возникновению направленности на деятельность. Используя эти идеи, можно сделать вывод, что иерархизация деятельности и их мотивов осуществляется с помощью механизма, содержащего для оценки эталоны и критерии, а также операции, действия, приёмы, с помощью которых эти эталоны и критерии используются.

Таким образом, мировоззренчески ориентированная деятельность является основой развития ценностных ориентаций личности. Мотивом такой деятельности служит осознание личностью необходимости строить свои отношения с окружающей средой с позиции экологической целесообразности. Целью является формирование своей модели взаимодействия с окружающей природной средой, осознание своей роли в решении экологических проблем, развитие необходимых для этого систем убеждений и ценностей.

В процессе мировоззренчески ориентированной деятельности происходит экологическая ориентировка личности, в ходе которой происходит реализация личностных убеждений и ценностей в решении экологических проблем.

Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой экологичной личности.

1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанность и мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения:

а) Человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей - любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной.

б) Отходы человеческой деятельности, “выброшенные в природу”, не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной.

в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.

г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной.

2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:

а) природные объекты относятся ею к сфере “человеческого”, равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.

б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям.

в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.

3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:

а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов.

б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания.

в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а потребность в общении с ними.

г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой.

Эколого-ориентированная (экологизированная) личность - личность активная, обращённая к окружающему миру, думающая и творящая, вторгающаяся в него, но при этом соотносящая свои действия, поступки с нравственно-экологическими нормами, ориентирующая на экологический идеал, природные законы.

В качестве взаимосвязанных и взаимодействующих элементов эколого-ориентированной личности называют эколого-ориентированное мировоззрение, эколого-ориентированные ценности, эколого-ориентированное сознание, экологическое знание, экологическое воспитание, экологическая культура, эколого-ориентированная деятельность.

Эколого-ориентированное мировоззрение личности – устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение Природы и Общества, на Планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития Природы.

Важнейшей составляющей эколого-ориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение (т.е. эколого-ориентированные). Кроме того, оно также включает в себя способы познания мира природы, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к миру природы, мотивационно-потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения.

Эколого-ориентированное мировоззрение способствует выявлению возможностей познания мира природы, особенностей экологической индивидуальности, норм поведения, отношения, личности к миру природы, другим людям, влияния на характер его жизненных стремлений, вкусов, мотивационно-потребностной сферы, определению ценностной.

Вместе с тем по своему содержанию и направленности эколого-ориентированное мировоззрение зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т.д. По этой причине, эколого-ориентированное мировоззрение, обладая общими чертами (например, сохранение жизни на Земле – как высшая ценность развития человечества), у представителей разных социальных групп и этносов оно может иметь свои специфические особенности.

Оно вбирает сущность отношений личности к миру природы, ее сохранении, разумному преобразованию, определения своего места в нем.

Эколого-ориентированное мировоззрение формируется и развивается: целенаправленно в период обучения подрастающего поколения в сфере образования; на этапе развития взрослого человека под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь их поколения в поколение в форме здравого смысла, традиционных представлений о мире природы, природоохранной экологической политики общества, а также нередко стихийных, несистематических влияний.

Особое значение для формирования и развития эколого-ориентированного мировоззрения имеет развивающая эколого-образовательная среда как часть социокультурной среды, влияющая на развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер человека.

Целостное эколого-ориентированное мировоззрение формируется на основе исторически сложившихся традиций, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни и соответствующего периода времени.

Эколого-ориентированное мировоззрение личности - устойчивая система ее взглядов и убеждений на природу и мир в целом, их развитие, способы его познания, место в нем человека.

Оно включает миропонимание, мировосприятие, эмоциональные отношения к миру природы, определенную степень глубины и всесторонности его осмысления. Оно определяет жизненные позиции личности, но существенно меняется от условий жизни человека, соответствующего периода развития общества.

Функции эколого-ориентированного мировоззрения в структуре становления личности

  1. Системообразующая. Обеспечивает системность формирования и становления личности; интеграцию ее интеллектуальных, мотивационно-деятельных, нравственно-волевых, эмоционально-чувственных и поведенческих характеристик, их внутреннюю согласованность; обогащение опыта самопознания, самоотношения и самореализации; синтез знаний, умений, навыков и инновационных действий в соответствии с уровнем сформированного мировоззрения; формирование отношений к природно-социальной среде и самому себе.

  2. Смыслообразующая (семантическая). Способствует образованию когнитивных конструкций понимания особенностей природного мира на основе приобретенных ранее знаний о нем; развитию процесса категоризации, отражающего взаимодействие уже имеющихся категорий с вновь поступающий информацией; готовность объяснить значение и смысл эколого-ориентированного мировоззрения, его важнейших характеристик; фильтрацию новой информации в соответствии со сложившейся концепцией понимания мира и себя в нем.

  3. Эмоционально-оценочная. Отражает переживание и удовлетворенность собой, уважение к себе; переживание за степень сформированной ответственности за возможные последствия своих действий, развитие эмпатии; правильную оценку значимости выполняемой деятельности в соответствии с достаточной информированностью; создание определенного настроя на выполнение предстоящей деятельности; наличие двухсторонней связи между самооценкой и ожиданиями результатов в предстоящей или уже выполняемой эколого-ориентированной деятельности; наличие более или менее сильных эмоций, связанных с недостаточностью опыта, степенью успешности выполняемой деятельности.

  4. Адаптационная. Проявляется в степени приспособления личности к условиям природной ситуации; степени освоения ею ценностей природоориентированной сферы; уровне самоутверждения, связанного с самораскрытием личности в своих действиях и поведении, фиксацией ее оценочного отношения; овладении приемами и методами адаптации.

  5. Функция защиты. Обеспечивает формирование положительных эмоций, приносящих надежду в достижении успеха, чувства удовлетворенности; осознание отношения к отрицательным результатам при неудачах, способствующую приобретению энергетического заряда для дальнейших успешных действий; создание необходимости наличия в жизненных ситуациях неблагоприятных условий, приводящих к вариативности действий и поведения.

  6. Креативную (инновационная). Способствует поиску и изменению прогнозирующего способа взаимодействия человека с окружающей средой, конкретными условиями жизни; определению оптимального экологического поведения личности в постоянно изменяющейся пространственно временной среде; проявлению творчества в определении средств взаимодействия со средой с учетом развития самого человека.

Все рассмотренные функции эколого-ориентированного мировоззрения находятся в тесном взаимодействии и выражены в разной степени у личности.

Эколого-ориентированные ценности являются смысловым ядром формирующегося эколого-ориентированного мировоззрения.

Освоенные учащимися эколого-ориентированные ценности становятся их экологическими ценностными ориентациями, характеристиками их внутреннего мира, личностным смыслом их деятельности, направленной на природу.

В связи с изменением глобальной экологической ситуации формирование системы эколого-ориентированных ценностей на современном этапе идет по трем направлениям:

1) на основе согласования с запросами изменяющейся глобальной экологической действительности на планете;

2) на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям в системе «Человек–Природа»;

3) в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям взаимодействия Человека, Природы и Общества.

На основе обобщения подходов отечественных ученых к характеристике признаков эколого-ориентированных ценностей, а также с учетом эмпирических данных, полученных от учащихся можно выделить следующие группы эколого-ориентированных ценностей:

предметно-экологические – являются частью «очеловеченного», антропогенно измененного окружающего природного мира человека;

социально-экологические – выражены в виде экологических традиций, правил, императивов человека;

собственно-природные – естественное природное окружение как ценность.

Данные группы представлены следующими типами ценностей:

– общечеловеческие эколого-ориентированные ценности как идеалы, нормы для всего человечества в любое историческое время (жизнь во всех ее проявлениях, природа и гармония с ней, сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, связанные с этим обычаи и традиции, отношение к Земле как к уникальной экосистеме);

– социоприродные эколого-ориентированные ценности, связанные с разнообразной деятельностью человека во взаимодействии с окружающей природой, имеющие исторический характер и неотделимые от культуры человеческой цивилизации:

− эколого-нравственные ценности (Природа как ценность): забота о фауне и флоре; бережное и разумное отношение к природе, экологическая ответственность, экологический императив общества и человека; безопасность жизни; ограничение загрязнения атмосферы; ограничение разорения природы;

− эколого-гуманистические ценности (Человек как ценность): проблема ухудшения здоровья Человека, вызванная неблагополучным со­стоянием окружающей природы; Человек как творец и созидатель, познающий и признающий законы природы; Человек как неотъемлемая часть природы; взаимовыгодность отношений в системе «Человек–Природа»;

− эколого-эстетические ценности (красота природы как ценность): красота природы как необходимое условие жизни человека; экологизация (озеленение, насыщение природными объектами) квартиры, двора, микрорайона, города и т. д.; красота ландшафта; пения певчих птиц и др.;

− социопродуктивная природоориентированная деятельность как ценность: экономия природных ресурсов; поддержание в чистоте территории проживания, района, города; лесонасаждений, парков, скверов и т. д.; готовность выполнять различного рода природоориентирован­ную деятельность;

– личностные эколого-ориентированные ценности, осваиваемые каждым человеком при согласовании социального и индивидуального опыта в процессе экологического образования, подразделяются на подтипы:

– ценности, ориентированные на взаимовыгодные отношения человека с окружающим природным миром и с человеком как его неотъемлемой частью (любовь к природе, готовность понимать окружающий природный мир, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка);

– ценности, ориентированные на определение стратегии жизненного выбора личности (активная жизнедеятельность, познание окружающего природного мира и себя как его неотъемлемой части, материальное благополучие в гармонии с природой);

– ценности, ориентированные на физическое и духовное состояние личности (духовное и физическое единство с природой; хорошее здоровье человека, его близких и окружающих; внешняя красота и привлекательность; наслаждение красотой и неповторимостью природы);

Личностные ценности могут изменяться в зависимости от возраста, накопления общественного опыта и опыта практической природо­ориентированной деятельности. Данные ценности осваиваются учащимся на основе преобразования глобальной информации и социальных способов деятельности в личностно-значимые. Соответственно, такого рода ценности должны быть адекватны общечеловеческим и социоприродным.

Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Так, например, В.А.Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.[54]

Наиболее правильным и наиболее общим является определение экологического сознания как сформированной в виде понятийного аппарата системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком.

Под "экологическим сознанием" традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. (С терминологической точки зрения словосочетание "экологическое сознание" не является достаточно строгим, но оно уже устоялось и стало традиционным. Иногда "экологическим сознанием" называют только то, что можно обозначить как "экологичное сознание" или "экологизированное сознание").

Экологическое сознание в целом наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам.

1) Психологическая "противопоставленность включенность". Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть Природы.

2) "Объектное субъектное" восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.

3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия.

Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным.

Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В.И. Медведев и А.А. Алдашева [34] выделяют четыре вида экологического сознания, имеющие свои отличительные признаки:

1. Сознание отрицания, в котором доминирующую роль играет очень

глубокий разрыв между «Я» и «не Я», т.е. информация о характере и содержании экологических связей, их значимости для настоящего и будущего

человека и общества отвергается сознанием как не имеющая отношения к субъекту.

2. Сознание гиперболизации, основным признаком которого является выраженная и не соответствующая реальной ситуации гиперболизированная оценка экологических проблем независимо от того, имеют ли они прямое или косвенное отношение к человеку.

3. Эгоистическое экологическое сознание характеризуется тем, что формулируется в той или иной мере адекватные действительности, концептуальные модели отношений между человеком и природой, и человеком и обществом, которые выступают в виде нормативно-правовых и нравственных ограничений. Но в решении всех проблемных вопросов, как и в выборе форм экологического поведения, приоритет отдается интересам субъекта.

4. Адекватное экологическое сознание, характерной чертой которого является почти полное совпадение концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, получаемыми при использовании методов научного анализа.

Безусловно, описанные в этой главе виды экологического сознания, особенно адекватного, в чистом виде встречаются редко, поэтому было бы правильнее говорить о четырех сторонах, четырех гранях сознания, в каждой из которых отражается та или иная направленность сознания, где наиболее выражена та или другая сторона.

Конечно, эта особенность сознания связана не только с экологическими проблемами, она имеет общефилософский смысл, однако для экологического сознания это не умозрительная проблема, а базис, который определяет конкретное поведение личности и общества и в конечном итоге прогресс и судьбу человечества.

Экологическое знание - основной элемент экологического сознания, включающий в себя как непременное условие потребность установления динамического равновесия между природными и общественными системами.

Экологические знания в содержании традиционного образования, в основном, представляли собой совокупность сведений о природе и способах

целесообразной природоохранной деятельности и презентовались вне социокультурного контекста. Знания представляют содержательно-смысловую основу экологической культуры, их усвоение предполагает не только информирование ребёнка о проблемах экологии, но и создание основы для того, чтобы он осознавал себя носителем экологических норм и ценностей, осознал свои возможности воздействия на природу, её сохранения.

Следовательно, приобретаемые экологические знания должны быть не

просто усвоены как сумма значимой информации, а являться основой для

мировоззрения и выработки ценностного отношения к природе.

Экологические знания, имеющие значение для безопасности человека, следует классифицировать по различным основаниям: характер воздействия человеческой деятельности на уровень безопасности людей и общества в целом, предметное содержание экологических знаний о безопасности человека и общества. Охарактеризуем основные виды экологических знаний по данным основаниям. По первому из названных оснований выделим следующие виды знаний:

  1. Экологические знания о негативном воздействии человека на природу (последствия которых оборачиваются против человека – отравление рек и озер, задымление воздушного бассейна, уничтожение лесов и т.д.).

  2. Экологические знания о нейтральном по отношению к безопасности человека воздействии на природу (отдых на природе с использованием фотоаппарата вместо винтовки, металлических стоек и колышков для палаток вместо стволов деревьев и т.д.).

  3. Экологические знания о позитивном воздействии человека на природу (в результате установки очистных сооружений на предприятии прекращается выброс вредных веществ в водоемы и т.д.).

С использованием второго из названных оснований выделим следующие виды экологических знаний:

  1. Знания об источниках экологической опасности (местах захоронения отходов химического производства, районах захоронения топлива демонтируемых ракет и т.д.).

  2. Знания о характере влияния на человека вредных и опасных факторов природной среды (солнечные лучи отрицательно сказываются на здоровье человека в периоды повышенной солнечной активности, хлорированная вода без предварительной обработки причиняет вред всему организму, воздух на перекрестке становится вредным под влиянием выхлопных газов автомобилей и т.д.).

  3. Знания об ошибках и неправильном поведении людей при взаимодействии с опасными и вредными факторами природной среды (пьют воду без предварительной обработки, занимаются спортом вблизи от напряженных автомагистралей и т.д.).

  4. Знания о правильном, безопасном поведении человека с целью профилактики и преодоления воздействия неблагоприятных факторов природной среды (способы очистки воздуха в жилом помещении при помощи растений, меры по очистке питьевой воды при помощи фильтров, замораживания и т.д.).

На основе знаний об экологической безопасности человека формируются экологические взгляды, убеждения, опыт безопасного поведения с учетом отдаленных и ближайших последствий воздействия человека на природу и воздействия природной среды на человека.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей. Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания. Основные направления в области экологического воспитания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противоречий в нем, а также выводов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к воспитанию в настоящее время. [37]

Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека. В широком смысле процесс экологизации человека выступает более емким понятием относительно процесса его социализации, что объективно обусловлено вторичностью человека и общества относительно природы.

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [49]

Экологическое воспитание осуществляется через разные виды деятельности: общественно полезный труд, туристко-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и конечно – экологическое образование. Но экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими воспитаниями. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. [22]

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений ;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Развитие экологической культуры личности – результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. [55]

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

 культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

 культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

 культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. [38, c.29]

Экологическая культура, как уникальное новообразование в силу целого комплекса причин не может формироваться стихийно, а требует создания специальных педагогических условий, апробации которых гарантируют успешность ее формирования.

Т.Ю. Соколова, которая пишет: «Неотъемлемым компонентом экологической культуры личности является деятельность в природной среде, в которой закрепляются способы, умения, навыки, экологически ориентированного взаимодействия со средой. Объективной основой деятельности в природе являются ее законы и нравственные нормы поведения» [45, c.9].

Деятельность в природе, является практической основой для формирования экологической культуры, одним из источников сведений о природной среде, об изменениях, происходящих в ней в результате природопользования, и поэтому по своему характеру должна быть эколого-ориентированной. Выступает критерием, проверочным средством уровня экологического сознания, поскольку известен постулат, согласно которому человека судят по его делам, поступкам.

Экологическая деятельность представлена различными видами. Лиханова Т.Н. утверждает, что «эколого-ориентированная деятельность, в свою очередь, может быть структурирована через информационную, просветительскую, природоохранную, учебно-исследовательскую и другие виды, отличающиеся тем, какие задачи решаются в процессе их осуществления» [33].

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. [22]

С.Д. Дерябо, В.А. Левин [12, 13, 14] в своих исследованиях детализируют виды личностного отношения к природе.

Эмоциональное (эстетическое) отношение. Личность с таким типом отношения воспринимает природу, прежде всего, как объект красоты. По силе проявления данного типа отношения можно судить, насколько учащийся чувствителен к различным проявлениям жизни на Земле, насколько восприимчив к эстетическим аспектам природы, насколько способен получать наслаждение от окружающей среды и заботы о ней.

Познавательное отношение. Для школьников с этим доминирующим типом отношения природа — объект изучения. Сила проявления познавательного отношения демонстрирует, насколько учащийся готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам состояния окружающей среды; насколько школьник стремится сам получать информацию по этой теме.

Практическое (природоохранное) отношение показывает, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу об окружающей среде, когда они предлагаются или организовываются другими людьми; насколько учащийся сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия. Учащийся с развитым природоохранным отношением к природе стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились об окружающей среде, а также стремится повлиять на своих знакомых, других людей, общество в целом.

Прагматическое отношение означает восприятие окружающей среды в качестве объекта пользы. Преобладание такого отношения говорит о несформированности ценностного отношения к природе, в том числе в сфере совершаемых экологических поступков.

Таким образом эколого-ориентированная (экологизированная) личность включает в себя:

  1. эколого-ориентированное сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе;

  2. Эколого-ориентированное мировоззрение личности - устойчивая система ее взглядов и убеждений на природу и мир в целом, их раз­витие, способы его познания, место в нем человека;

  3. эколого-ориентированные ценности – это характеристика их внутреннего мира, личностный смысл их деятельности, направленной на природу;

  4. экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности;

  5. экологическая культура это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности;

  6. экологическое знание - основа для мировоззрения и выработки ценностного отношения к природе;

  7. экологическая деятельность - способы, умения, навыки, экологически ориентированного взаимодействия со средой.

Проведённый теоретико-методический анализ проблемы позволил уточнить понятие эколого-ориентированная личность, как личность ориентированная на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В формировании эколого-ориентированной личности особая роль отводится образованию. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Современное состояние экологического образования учащихся характеризуется весьма значительными проблемами, упущениями, недооценкой его многих звеньев. Зверев И.Д. указывает, что «добросовестные учащиеся усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями» [23, c.84].

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения людей к окружающей среде во всех видах их деятельности. Основные задачи экологического образования:

- соблюдение норм поведения, в природе обеспечивающих сохранение и улучшение природной среды обитания;

- изучение состояния охраны окружающей среды и экологических проблем в различных типах образовательных учреждений;

- вовлечение учащихся в работу по обследованию состояния окружающей среды, и исследованию природных ресурсов;

- проведение просветительской работы на предприятиях и организациях города.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. [24, c.9]

Экологическое образование требует непрерывности и представляет собой взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Формирование эколого-ориентированной личности начинается с момента рождения ребёнка, в его семье. Самые первые уроки он получает, наблюдая за поведением родителей и других близких ему людей, за отношением их к окружающему нас миру. Далее ребёнок получает знания о природе и обществе в различных типах ДОУ, УДОД, ОУ и т.д. В разных возрастных группах детей эффективность экологического образования и воспитания различается.

И.Д. Зверев, считает, что «экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности и общественности за состояние и улучшение социоприродной среды» [21, c.72].

Экологическое образование и воспитание является основой экологического благополучия общества и представляет особую развивающуюся систему естественных и социальных знаний, которая использует достижения многих наук. Тяга к красоте природы – естественная потребность человека, тем более детей. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли не потребителями, а ответственными людьми, добропорядочными гражданами, то сейчас самое время позаботиться об этом и сделать все возможное для их полноценного экологического воспитания и образования. Следовательно, экологическое образование и воспитание представляет собой область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на изменение качественных параметров отношения человека и общества к окружающей среде.

Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало разработки соответствующих концепций и программ, в которых говорится о цели экологического образования - формировании личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Такая личность, как полагают С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [14], может быть названа экологической личностью.

Вместе с тем необходимо заметить, что формирование эколого-ориентированной личности является целенаправленным процессом, успешность которого зависит от определённых педагогических условий, создаваемых и реализуемых в конкретном образовательном учреждении.







    1. оставить комментарий
      страница1/6
      Дата02.10.2011
      Размер1,58 Mb.
      ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх