Литература для детей является не только источником радости, но и icon

Литература для детей является не только источником радости, но и


6 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа по хореографии «Гармония»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в славянскую филологию для специальности...
Элективный курс «Основы туризма» (для учащихся 9 класса) Автор: Л. В. Бурякова...
Литература Приложения. ­­...
Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко...
«всемирная история»...
Программа «Детский сад дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. Пермь, 1990; 1991...
Научно практическая конференция «Шаг в будущее» Мороженое польза или вред?...
1. Литература поздней античности как переходное явление...
Статья 72. Плательщики подоходного налога Плательщиками подоходного налога являются все...
Библиографический список Тюмень 2010...
Литература Предисловие...



Загрузка...
скачать


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озёрского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида № 43»


Влияние художественной литературы

на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

с нарушением зрения


Опыт работы


Воспитателя высшей квалификационной категории

Тумаковой Л.А.


2008г.

Содержание


Введение …………………………………………………………………………3 Глава I. Особенности психологического развития детей младшего

дошкольного возраста …………………………………………………………. 6 1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.6 1.2. Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего

дошкольного возраста с художественной литературой ………………….… 10 1.3. Организация речевой среды в ДОУ ………………………………………14 Глава II. Опыт практического применения …………………………………. 17 2.1. Создание условий по ознакомлению детей младшего дошкольного

возраста с литературой …………………………………………………………17 2.2 Изучение уровня готовности детей младшего дошкольного возраста к

работе по ознакомлению с художественной литературой. ………………… 19 2.3. Содержание и ход работы по развитию речи детей младшего

дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.21 2.4. Изучение уровня по результатам проведения работы………………….28 Заключение ……………………………………………………………………. 31 Список литературы………………………………………………………………33 Приложение ……………………………………………………………………..34

Введение


В последнее годы всё более актуальным встаёт вопрос более раннего ознакомления детей с художественной литературой и привитие им любви к чтению, с целью овладения родной речью.

По словам В.А. Сухомлинского, чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости, обогащает и развивает речь. Перед нашим обществом стоит одна и важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии и жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Всё это обрушивается на незащищённое поле ребёнка.

Педагог Н.С. Сорока-Росинский сказал, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка, через произведения устного народного творчества, художественной литературы.

Разрабатывая методику развития речи детей, К.Д. Ушинский делает вывод, что развитие речи ребёнка следует рассматривать как длительный процесс освоения родного языка. Он назвал родной язык «удивительным педагогом». Вот что он писал о языке: «В языке своём народ в продолжение многих тысячелетий сложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выразились в слове».

Обосновав ведущую роль языка в духовном развитии ребёнка, К.Д.Ушинский подчёркивал необходимость активного целенаправленного педагогического руководства процессом его освоения. Ребёнка нужно научить пользоваться лучшими формами родного языка для выражения мысли. Он часто не может выразить свои чувства и мысли, не владея формой их выражения.

По мнению К.Д. Ушинского основным проводником ребёнка в дошкольные годы в мир речевой культуры является взрослый, говорящий красиво на уровне литературного языка. Ребёнок усваивает язык по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах учёных, педагогов, как Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками раскрываются в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Т.А. Репиной, Л.М. Гурович. Все они утверждали, что при систематических занятиях с использованием художественной литературы во всех её проявлениях помогают детям быть более раскрепощёнными в общении, речь их грамматически правильна и красива, исчезают слова-паразиты и бытовые слова-штампы.

Таким образом, проблема является актуальной, требует дальнейшего педагогического осмысления, поскольку уровень речевого общения, исходя из наблюдений последних лет, у детей имеющих проблемы в развитии, имеет тенденцию к снижению. Любовь к художественной литературе, книге, умение использовать полученные из произведений знания не приходят сами по себе. Здесь необходима помощь взрослого.

Объект исследования: процесс развития и формирования речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Цель: привить любовь к художественной литературе, овладение родным языком в соответствии с возрастными требованиями.

Задачи:

  1. Изучить литературу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с литературой и развитию речи.

  2. Изучить уровень развития речи детей. Провести качественный и количественный анализ речевых достижений детей.

  3. Создать речевую среду, способствующую активизации словаря, речи в целом.

  4. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения по ознакомлению с художественной литературой.

  5. Разработать систему в обучении, перспективные планы, методические рекомендации, консультации, направленные на овладение детьми родным языком.

Методологическую основу опыта работы составляет положение И.М. Зимней о том, что «речевая деятельность представляет собой активный, целеустремлённый процесс, опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений».

Методы исследования:

  1. Наблюдение

  2. Диагностика

  3. Беседы

  4. Анкетирование

Практическая значимость: разработанная система в обучении может быть использована в практике работы ДОУ.

Глава I. Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности речи


Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Ещё не понимая смысла, малыш с радостью слушает народные песенки и потешки про котика, петушка, ванечку, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения» под ритм пестушек, тем самым, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Становление речевого общения ребёнка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребёнка в подготовительный период развития речи. Ребёнок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, на звуки, произнесённые взрослым. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса.

Первые «Гу» и «Агу» возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства.

В эмоциональном общении со взрослым ребёнок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении своей звуковой формой, интонацией, сопровождая действия взрослого. Смысловое содержание речи ребёнка непонятно.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают общие отношения друг к другу, своё удовольствие или неудовольствие, выражают чувства, а не мысли. Этого становится совершенно недостаточно, когда во втором полугодии обогащаются взаимоотношения малыша со взрослым (а также с другими детьми), усложняются его движения и действия. Расширяются возможности познания. Теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще всего просто невозможно. Нужен язык слов, нужно речевое общение взрослого с ребёнком.

В ситуации эмоционального общения ребёнок сначала заинтересован только взрослым. Но когда взрослый привлекает его внимание к чему-нибудь другому, он как бы переключает эту заинтересованность на предмет, действие, на другого человека. Общение не утрачивает эмоциональный характер, но это уже не собственно эмоциональное общение, не «обмен» эмоциями ради них самих, а общение по поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое ребёнком слово, неся на себе печать эмоций (в таких случаях оно и произносится выразительно), уже начинает высвобождаться из плена эмоционального общения, постепенно становится для ребёнка обозначением предмета, действия.

На этой основе у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное, неполное речевое общение, так как говорит взрослый, а ребёнок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием.

Первые осмысленные слова появляются в речи ребёнка обычно к концу первого года. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребёнка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения.

Характерная особенность этих предложений состоит в том, что они состоят из двух слов, употребляемых в неизменной форме. Даже такая несовершенная по грамматической структуре речь ребёнка значительно расширяет возможности его речевого общения со взрослым.

Развитие речи к концу второго года характеризует не только количественный рост словаря, но и то, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму.

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, основные грамматические закономерности ребёнок усваивает к 3 – 3,5 годам.

Взрослея, слушая знакомую сказку или стихотворение, ребёнок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышам представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем.

Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребёнок делает свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества.

Развитие каждого ребёнка происходит по-разному и часто зависит не только от возраста, но и от условий жизни, индивидуальных особенностей и тех впечатлений, которые он получает дома и вне дома.

Ребёнок в три года хорошо понимает взрослого, понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом необходимо побуждать его рассказывать о празднике, прогулке.

Словарь детей растёт так быстро, что трудно поддаётся точному учёту. К трём годам в нём насчитывается от 1200 до 1500 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи, хотя ещё не всегда правильно.

В речи детей много глаголов, существительных, дети довольно широко используют местоимения. Они начинают пользоваться предлогами, прилагательными, хотя их ещё недостаточно в словаре.

В речи детей появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем временах, хотя ещё допускают ошибки.

Малыши легко запоминают небольшие стихи, песенки.

В этом период интенсивного развития речи основным остаётся речевое общение ребёнка со взрослым. В то же время значительно возрастают и возможности речевого общения детей друг с другом. При восприятии несовершенной речи ребёнка взрослый исправляет недостатки произношения.

На третьем году жизни речь детей начинает приближаться по своему строению к речи взрослых, создаются условия для речевого общения одного ребёнка с другим, с группой детей. Воспитатель должен использовать эту возможность, специально организуя общение детей.

Таким образом, период с трёх до четырёх лет характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий. Они задают много вопросов.

Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, памяти, начинает развиваться воображение.

1.2. Методические приёмы, облегчающие восприятие художественной литературы


Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности.

Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребёнку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это сложная задача – донести до ребёнка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.

В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, прибаутки. Начиная с младшего дошкольного возраста детей необходимо подводить к различению жанров.

Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух» - это сказки, «Игрушки» А.Барто, «Мой Мишка» З. Александровой – это стихотворения.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказать её два или даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания детям рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают всё стихотворение.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью

При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворения правильно.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе ребёнок воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их назначения. Задача воспитателя – научить детей поднимать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьёт их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог обязан читать выразительно.

Другими, так же не менее эффективными приёмами являются:

  1. Повторное чтение всего текста.

  2. Повторное чтение отдельных его частей.

Чтение может сопровождаться:

    • игровыми действиями детей. Например, воспитатель читает стихотворение: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». В это время кто-то из детей изображает кораблик, плывущий под парусом (яркий головной платок). Воспитатель дочитывает текст, а ребёнок доплывает до кого-либо из детей и «опускает парус» - отдаёт платок другому, предлагая ему изображать кораблик. Взрослый повторяет чтение.

    • предметной наглядностью. Например, потешка «Петушок». Воспитатель показывает игрушку петушка или иллюстрацию, при чтении указывает на те части, о которых говорится в потешке. А значит:

  1. рассматриванием игрушек, муляжей;

  2. рассматриванием иллюстраций;

  3. привлечением внимания слушателей к реальным объектам, способствует лучшему пониманию произведения.

  1. Словесная помощь.

  1. Различие сходных по содержанию сказок. Не стоит предлагать детям сравнивать сказки – лучше зафиксировать их внимание на различиях. При случае, напомнив о двух похожих, но всё-таки чуть-чуть разных сказках. Прежде чем читать сказки, воспитателю следует оживить их в памяти и проанализировать.

  2. Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание, чтобы малыш понял смысл произведения.

  3. Языковой. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы постепенно становился достоянием речи ребёнка.

  4. Исполнительский (как правильнее и выразительнее прочесть произведение). Интонационную выразительность ребёнок усваивает почти инстинктивно.

  5. Постановкой после чтения поисковых вопросов.

  6. Подсказывания при ответах детей слов-эпитетов обобщённо называющих существенную черту образа (храбрый, трудолюбивый, смелый, трусливый, добрый, злой).

Таким образом, приёмы, используемые при ознакомлении с художественной литературой, нацелены на овладение родной речью, обогащение словаря, развития простейших форм диалога и овладение речью в целом. (Приложение 4)


1.3. Организация речевой среды в ДОУ


Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

В раннем возрасте при ещё не сложившемся сознании ребёнок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Всё это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребёнком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от условий окружающей среды. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая даёт образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Усвоение языка – процесс творческий, когда ребёнок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребёнок окружён людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

По мнению Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Овладение культурой общения, неустанное её усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приёмами развития речи, мастерством их применения.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средство, по определению известного психолога Т.Н. Ушаковой – невербальные коммуникативные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой), связанных с конкретным зрительным значением;

  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый);

  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

  • выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.

Таким образом, проблема речевой культуры дошкольных педагогов является очень современной. К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Важно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.


^ Глава II. Опыт практического применения

2.1. Создание условий


Для успешного осуществления опытной работы и решения проблемы речевого развития через художественную литературу в группе созданы следующие условия.

Для привлечения внимания и интереса детей к книге, вызывания желания познакомиться с ней, нами продумано оформление и содержание книжного уголка. Мы поместили в книжный уголок разнообразную художественную литературу: от больших ярких книг, книг-игрушек, до книг малюток; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам.

Разработан перспективный план по ознакомлению с художественной литературой по I и II блокам, с интеграцией в занятия по развитию речи, продуктивной деятельностью.

Составлена картотека, содержание которой отражает I блок (чтение, рассказывание, заучивание, показ драматизации различными видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным) с указанием приёмов, целей и задач.

В динамические полки поместили персонажей русских народных сказок и декорации к ним. Этот театр игрушек постоянно обновляется, после прочтения очередной сказки.

Полки расположены в доступном для детей месте, где они обыгрывают ту или иную сказку, используя диалоги героев, часто развивая действие по придуманному ими сюжету.

Для выкладывания и оречевления детьми знакомых сказок, сюжетов нами создана серия дидактических игр на фланелеграфе: «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок».

В театральном уголке помещены персонажи для различных видов театра: пальчиковый театр, театр деревянных ложек, куклы-рукавицы, теневой, где дети, обучаясь, ведут интонационно-выразительные диалоги

персонажей.

Для обыгрывания сюжетов сказок, в уголке ряженья помещены театральные костюмы для самостоятельно-художественной деятельности. Преображаясь в того или иного героя, ребёнок невербальными и вербальными способами передаёт характерные особенности героя.

В коррекционном уголке имеются пособия: всевозможные паззлы, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания.

При работе ребёнок вступает в диалог, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, рассуждает, что также способствует речевому развитию, обогащает словарь.

Созданы альбомы для детских рассказов описательного характера и пересказа сказок. Для составления небольших рассказов используем алгоритмы, которые облегчают ребёнку словесную передачу информации и последовательности сюжета.

Считаем, что использование этого материала в дальнейшем, как инструмента стимулирующего характера, будет способствовать творчеству и развитию связной речи у детей.

Для более углублённой работы по теме проведено анкетирование родителей с целью выявить, какие приоритеты в семье отдаются чтению художественной литературы. (Приложение 1)

Создан консультативный материал для родителей по проблемам художественной литературы и развития речи. (Приложение 3)

Имеется обменный пункт художественной литературы для детей между родителями и группой.

2.2. Изучение уровня готовности детей к работе по ознакомлению с художественной литературой


Исходя из наблюдений за детьми, анкетирования родителей по ознакомлению с художественной литературой, сделан следующий вывод: (Приложение 1)

  1. Не все дети заинтересованы в книге.

  2. Большинство родителей мало значения придают чтению книг, рассматриванию иллюстраций, бесед с детьми по прочитанному, при патронаже детей на дому выяснилось, что не все родители знают, какую литературу нужно приобретать и читать, учитывая возраст ребёнка.

  3. По результатам диагностики только три ребёнка проявляют интерес к книгам, иллюстрациям, знают и проговаривают знакомые потешки и стихи А. Барто «Игрушки» 2 ребёнка.

  4. Имеют активный словарный запас 2 ребёнка, остальные дети произносят отдельные слова. Пользуются речью для общения 2 ребёнка, другие дети используют некоторые слова и жесты.

^ Результаты диагностики показали следующий уровень развитие детей:

№ п/п

Имя ребёнка

Проявляет интерес

к книгам, иллюстрациям

Слушает читаемые произведения

Подговаривает слова, фразы при чтении произведения

Рассматривает иллюстрации, узнаёт по ним знакомые произведения

Читает небольшие стихи

Имеет активный словарный запас

Пользуется речью как средством общения со сверстниками и взрослыми

1

Арина

н

с

н

н

н

н

н

2

Егор

н

н

с

н

н

н

н

3

Лёня

с

в

в

н

в

н

с

4

Матвей

с

н

н

н

в

н

с

5

Паша

н

с

н

н

в

н

в

6

Полина

с

в

с

н

в

н

с

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

^ Выводы по констатирующему эксперименту


4 - ребёнка невнимательно слушали небольшие рассказы, сказки, потешки, отвлекались. При совместном с педагогом рассматривании иллюстраций в книге, затрудняются отвечать на вопросы воспитателя. Не запоминали короткие по содержанию сказки, стихи, потешки. Речь невнятна или отсутствует.

2 – ребёнка слушают небольшие сказки, потешки, рассказы с наглядным сопровождением. Сопереживают героям сказки, радуются встрече со знакомыми персонажами. Рассматривают иллюстрации в книге, при ответе на вопрос воспитателя, требуют помощи. Говорят односложными предложениями или одним словом. Речь понятна. Пытаются общаться друг с другом и взрослыми при помощи речи.

2.3. Содержание и ход работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой


Опираясь на полученные результаты, нами были намечены пути оптимизации данной проблемы:

    • Составлен перспективный план работы с детьми и родителями (Приложение 2).

    • Пополнен книжный уголок красочной литературой, книжками-игрушками, картинками и иллюстрациями к потешкам и русским народным сказкам.

    • Проведён патронаж детей на дому, с целью выяснения, что и как читают детям дома.

    • Беседа с родителями по ознакомлению детей с художественной литературой.

Надо отметить, что большинство родителей приняли к сведению наши беседы, рекомендации, советы, консультации (Приложение 3). Детям была приобретена родителями литература, соответствующая их возрасту и программным задачам.

Детей с начала адаптационного периода мы пытались приобщить к малым фольклорным формам. С детьми начинали говорить о самых близких для них людей и предметах. Здесь и происходит знакомство с колыбельными песнями, в совместной деятельности, на музыкальных занятиях и во время всех режимных моментах: кормлении, умывании, сбора на прогулку, дневного сна.

На детей колыбельная песня оказывает успокаивающее воздействие. Слушая её ласковый напев, у малышей появляется чувство психологической защищённости, комфорта. Ребёнок впитывает культуру своего народа, красоту родного языка.

Большое значение колыбельные песни оказывают на развитие речи детей.

      1. Дети обогащают словарь новыми названиями предметов быта:

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

      1. Дети обогащают словарь словами сравнениями:

Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи, жёлто зёрнышко.

Спи моя родная, рыбка-золотая.

      1. Колыбельные песни обучают разнообразным способам грамматического строя речи.

      2. Развивают фонематический слух ребёнка.

Невзирая на небольшой объём, колыбельные песни таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Не меньшую роль играют народные потешки, прибаутки, приговорки, кричалки, скороговорки и считалки.

Они развивают ребёнка, создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Часто умываемся

Детям улыбаемся.

Дети после этих стихов начинают улыбаться друг другу, не боятся воды и мыла.

Чтобы успокоить и приласкать грустного ребёнка, рассмешить, высушить его слёзы, читаются потешки, которые относятся именно к нему:

Ай, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который используется на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, это позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребёнка.

Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Например, в потешках «сорока-ворона», «Пальчик-мальчик».

Наши дети с удовольствием обыгрывают и читают потешки. Через эти небольшие произведения они знакомятся с однокоренными словами («Котя, Котенька, Коток, Котя-серенький лобок…»); со словами в полной и уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, Петушок…»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов. Ребёнок непроизвольно запоминает словосочетания и одновременно усваивает их смысловое значение и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например, серенькая кошечка, коза рогатая, масляна головушка. Потешки способствуют развитию диалогической и обращённой речи, так как в них содержится много обращений и диалогов. Потешки используются нами в качестве образца при обучении детей составлению описательных рассказов. Так, например, описывая кота. Произносятся такие строки:

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

К началу учебного года во второй младшей группе, как показывают результаты диагностики, дети уже могут пользоваться речевым общением. Знают и узнают знакомые сказки, потешки, стихи. Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.

Опираясь на вышеизложенное, во второй младшей группе была продолжена работа по теме: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.

Мы играем так, добавляем в конце строки нужное по рифме слово:

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Лодка по реке плывёт

Папа вёслами … (гребёт).

Опираясь на слог, придумываем слово в рифму:

Из кармана у Наташки

Вечно сыпятся … (бумажки).

Также в работе уделяется внимание и загадкам, они являются важным приёмом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребёнку. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Положительные эмоции вызывают процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений. Так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используем различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения). Что способствует формированию образной речи детей.

Учить составлению загадок мы начинаем с игры «Загадки-складки», где необходимо досказать нужное словечко:

Много, много окон в нём,

Мы живём в нём. Это … (дом).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор … (Айболит).

Например, Лёня придумал загадку о столе: «За ним сидит, на нём едят, рисуют, лепят». Полина придумала загадку об окне: «В него глядят, а там картина, но её ни кто не рисовал».

При ознакомлении детей с художественной литературой, как средством развития речи мы используем небылицы, что является причиной радости ребёнка оттого, что он знает, как правильно говорить.

Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребёнка, а служат, по выражению К.И. Чуковского, «самоэкзаменом умственных сил». Ребёнок учится понимать себя и проверять свои мысли. Задания требуют внимания и сообразительности.

Огромной любовью у наших детей пользуется сказка. Она вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка.

Многие сказки построены на диалогах, через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывание просьбы, уважительного отношения к старшим. Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный.

Для активного использования в речи детей образных слов и выражений используются следующие приёмы:

  • совместного рассказывания сказки;

  • продолжение детьми начатого воспитателем предложения;

  • рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.

Для подержания эмоционального настроя к сказке используются следующие приёмы:

  • выполнение аппликации или наклеивание иллюстраций героев сказки;

  • лепка («Колобок», тарелки к сказке «Три медведя»);

  • упражнение в проговаривании диалогов;

  • драматизация эпизодов сказки;

  • прослушивание сказки в аудиозаписи;

  • выкладывание различного формата книг с данной сказкой в книжный уголок.

Наши дети любят в кого-то или во что-то превращаться, входить в образ и жить его жизнью. Перевоплощаться нашим детям помогает большой выбор разнообразных костюмов к сказочным персонажам. Маленькие дети замечательные актёры. Мы всё делаем для того, чтобы увлечь ребёнка играть дальше. Даём возможность выбрать самому кем быть, какой костюм выбрать. Помогаем найти средства выразительности, правильно использовать интонацию, мимику, жесты, движения.

Наши дети часто разыгрывают знакомые им потешки, стихи, используя театры разных видов.

Сначала они учатся изображать героя в движении: походка, жесты, мимика, выполняя специальные задания:

  • пройтись «как косолапый мишка», старушка;

  • показать героя весёлого, грустного.

Затем учим детей сочетать движение и слово, используя следующие приёмы:

  • Представь, что ты зайчик. Расскажи и покажи: «Я маленький зайчик, у меня длинные уши, короткий хвост. Я люблю скакать по полянке. Я всего боюсь: «Ой, страшно!».

  • Инсценирование потешек.

  • Инсценирование сказок.

Невозможно успешно осуществить запланированную работу без активного участия родителей. Поэтому для родителей подготовлены различные консультаций, проводятся беседы. Родители обмениваются книгами для детей друг с другом. Большим успехом у детей и родителей пользуются «Дни открытых дверей», где родители совместно с детьми участвуют в драматизации сказок. Дома вместе с детьми родители выпускают книжки-самоделки.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным её результатом считаем – умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.

2.4. Изучение уровня по результатам проведения работы


На конец учебного года провели диагностику, см. Таблица 1.

По результатам проведённой работы:

  1. Дети в основном показали хороший уровень речевого развития.

Стали активно общаться друг с другом и взрослыми. Научились сопровождать речью игровые действия. Общаются на темы из личного опыта, начинают давать эмоциональную оценку окружающим людям, героям книг.

  1. В речи используют придаточные предложения, предлоги, с помощью которых выражают пространственное расположение предметов, изменяют слова по числам, временам и согласовывают их в предложении. Образовывают уменьшительно-ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида. Речь стала более литературной, эмоциональной, насыщенной эпитетами.

  2. Используют слова разной слоговой структуры, различают слова по звучанию, хотя есть и аграмматизмы.

  3. Внимательно слушают небольшие рассказы, потешки, сказки без наглядного сопровождения. Следят за развитием действия, понимают содержание сказки, рассказа. Сопереживают героям в драматических ситуациях, радуются встрече со знакомыми персонажами.

  4. Узнают по картинкам название произведения, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию предложениями.

  5. Запоминают и самостоятельно рассказывают тексты коротких сказок, потешек, стихов. Принимают участие в драматизации сказок.

Однако, не все дети достигли высоких результатов. Положительная динамика отмечается не у всех детей.

^ Таблица 1

Уровень развития детей второй младшей группы по разделу «Ознакомление с художественной литературой»


№ п/п

Имя ребёнка

Устойчивый интерес к книге

Любит слушать чтение разных произведений

Читает стихи наизусть

Рассказывает сказки, опираясь на иллюстрации

Подбирает рифмы к словам

Отгадывает загадки

Понимает юмор небылиц, придумывает свои


Драматизирует сказки

Связная речь

Общается свободно

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Арина

в

в

в

в

с

в

с

в

с

в

н

в

в

в

с

в

в

в

с

в

2

Вика

с

с

н

с

с

в

н

с

н

с

н

с

с

с

н

в

с

в

в

в

3

Егор

с

с

с

с

н

с

н

н

н

н

н

с

с

с

н

с

с

в

в

в

4

Лёня

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

н

в

в

в

с

в

в

в

в

в

5

Матвей

в

в

в

в

с

в

с

в

с

в

н

в

в

в

н

в

с

в

в

в

6

Паша

с

в

с

в

с

с

н

с

с

в

н

с

с

с

н

с

с

в

с

в

7

Полина

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

8

Саша Д.

с

с

н

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

9

Саша М.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

с

в

10

Тима

с

в

с

в

с

в

н

с

с

в

н

в

с

с

н

в

в

в

в

в

в – высокий уровень развития; с – средний уровень развития; н – низкий уровень развития

Значительно ниже результаты у 3 детей – Саши Д., Саши М., Егора В.

Причины столь невысокой динамики является затруднённость зрительного восприятия в силу сложности зрительных диагнозов, что, безусловно, влияет на развитие ребёнка в целом и на речь в частности.

У Саши Д. и Саши М. в анамнезе – ЗПР, педагогическая запущенность.

Часть детей имеют неврологические диагнозы, в том числе, дизартрия.

Не получили поддержки семьи в работе от родителей Тимы, Саши Д., Саши М.

Таким образом, проведённая углублённая работа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой, выработанная система дали положительный результат в развитии речи детей, однако остались проблемы, над которыми следует работать в дальнейшем.

Заключение


  1. По данной проблеме «Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения», были изучены психологические особенности речи детей, а также методические приёмы, способствующие восприятию художественной литературы.

  2. Проанализирована речевая среда, учтены основные рекомендации по её созданию.

  3. Создана развивающая среда стимулирующая речевую активность, интерес к художественной литературе, драматизации сказок, выразительному чтению стихов, воспитанию положительных эмоций и проявлению самостоятельно-художественной деятельности.

  4. В ходе работы была проведена диагностика уровня ознакомления детей с художественной литературой, развитием активного словаря и умения общаться посредством речи. По результатам обследования была намечена перспектива работы.

  5. Разработана картотека по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой. Составлен перспективный план, проведено анкетирование родителей, разработан и подготовлен консультативный и наглядный материал.

  6. Отслежены наиболее эффективные методы и приёмы в работе с детьми по развитию речи через художественную литературу (драматизация сказок и небольших сюжетов, игры в рифмы, творческие рассказы детей).

  7. Подведены результаты: отмечена динамика, выявлены причины низкого показателя.

Таким образом, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, непосредственной и живой, обогатилась новыми словами и выражениями. У детей вызван интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение. Главное – повысился интерес к художественной литературе, слову, речи.

Мы надеемся, что всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы заложили в раннем детстве.


^ Практическая значимость работы

1. Создан методический материал, позволяющий педагогу работать по разделу ознакомление с художественной литературой.

2. Сформирован комплекс консультативного материала, рекомендаций для педагогов, родителей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

3. Накоплен и пополнен практический материал, позволяющий использовать его на занятиях, в самостоятельно-художественной деятельности и коррекционной работе с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой.

Список литературы


  1. Гавриш Н.В., Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой – М.: ТЦ Сфера, 1998.

  2. Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой – М.: «Педагогика нового времени» - 2007.

  3. Комарова Т.С. народное искусство в воспитании детей – м., 1988.

  4. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Р.С Буре – М. 1987

  5. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. Л.В. Запорожца, Т.А. Марковой – М., 1980.

  6. Репина Т.А., Стёркина Р.Б. Общение между детьми в детском саду и семье – М., 1990.

  7. Самостоятельная художественная деятельность/ Под ред. Н.А. Ветлугиной – М., 1988.

  8. Яшина В. Речевая среда и дети //Дошкольное воспитание № 8, 2003. – с.111

Приложение 1

Анкета для родителей


1. Ф.И. ребёнка, его возраст, кто отвечает на анкету (мама, папа, бабушка, дедушка).

2. Какое место в Вашей жизни занимает книга?

3. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т.д.)

4. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку?

5. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку?

6. Какие книги Вы читаете своему ребёнку?

7. Какие книги любит Ваш ребёнок?

8. Вы читаете книги ребёнку каждый день? Как долго?

9. Есть ли у Вашего ребёнка потребность в том, чтобы ему читали книги?

10. С удовольствием ребёнок слушает или нет?

11. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?

12. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).

13. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги?

14. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг.

Перспективный план Приложение 2

Месяц

Тема недели

I блок

Занятия

II блок

Бытовая деятельность

Коррекционная работа

Работа с родителями

Документация

сентябрь

1

Детский сад

Чтение потешки «Водичка-водичка»

Рассматривание альбомов, иллюстраций; чтение сказок, стихов по теме недели

Обыгрывание сюжетов; экскурсии на огород, по детскому саду

Выкладывание на фланелеграфе тех героев сказки, которые встречаются в сказке «Репка»; цвет овощей

Познакомить с содержанием рекомендуемой литературы для чтения детям

Перспективное и календарное планирование занятий

2

Наша группа

Чтение потешки «Ладушки»

3

Овощи

Чтение потешки «Огуречик-огуречик»

4

Фрукты

Рассказывание сказки «Репка»

октябрь

1

Овощи и фрукты

Обыгрывание сказки «Репка»

Чтение детям сказок, потешек

Наблюдения в огороде, за листьями, деревьями с использованием стихов

Д/и «Найди листочки от дерева»

Д/и «Какого цвета»

Д/и «На что похоже?»

ЗКР «Звуки А, У, И»

Создать пункт обмена книг между родителями и группой

Написание картотеки

2

Дерево

Чтение потешки

«Ой, дуду, дуду, дуду»

3

Осенние листочки

Чтение стихотворения «Листопад»

4

Рыбы

Чтение стихотворения «Где спит рыбка?»

ноябрь

1

Домашние звери

Чтение р.н.с. «Репка»

Чтение сказок с показом кукольного театра

Наблюдения; рассматривание картин, предметных картинок, обыгрывание сюжетов.

Д/и «Кто как голос подаёт»

Паззлы «Найди маму»

ЗКР Артикуляционный аппарат. Упр.

Беседа с родителями «Как читать детям»;

Патронаж детей на дому

Конспекты занятий

2

Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка»

3

Детёныши домашних зверей

Чтение стихотворения А. Барто «Бычок»

4

Дикие звери

Чтение стихотворения О. Высот-ской «Холодно»; рассматривание иллюстраций «Заяц», «Медведь»

декабрь

1

Домашние птицы

Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Показ настольного театра «Курочка Ряба»; чтение, рассматривание иллюстраций

Наблюдение за птицами с использованием стихов о них; катание кукол на саночках

Работа над выразительностью речи при чтении стихов; выкладывание птиц из частей

Беседа с родителями «Развивайте детям память – учите стихи»

Мониторинг

2

Дикие птицы

Знакомство с народной песней «Голубиная песня»

3

Зима

Чтение стихотворения А. Барто «Снег»

4

Чтение стихотворения О.Высотской «На санках»

январь

2

Одежда

Чтение стихотворения Н.Сакон-ской «Где мой пальчик?»

Показ настольного плоскостного театра с привлечением детей, диалоги, ответы на вопросы

Использование стихов при наблюдении во время прогулки; лепка Колобка; драматизация

Обыгрывание сюжетов по стихам об одежде;

Д/и «Собери куклу на прогулку»

ЗКР «Пальчик-мал»

Консультации для родителей по ознакомлению с художественной литературой

Консультативный материал

3

Рассказывание р.н.с.

«Курочка Ряба»

4

Обувь

Рассказывание р.н.с. «Колобок»

февраль

1

Посуда

Чтение стихотворения Е.Благининой «Обедать»

Показ театра игрушек по сказкам; самостоятельное обыгрывание сказок детьми с использованием костюмов

Рассматривание картины «Дети обедают». Использовать стихи при кормлении, обыгрывание

Обыгрывание стихотворения «Обедать»;

Д/и «Разрезные картинки»; штриховка «Посуда»

День открытых дверей для родителей; показа драматизации сказки «Три медведя»

Анкетирование

2

Мебель

Рассказывание сказки

«Три медведя»

3

Повторение знакомых потешек

4

Транспорт

Инсценировка Павловой «На машине»

март

1

Семья

Заучивание потешки «Ладушки»

Рассматривание предметов посуды, предметных картинок, игрушек, чтение стихов

Обыгрывание сюжета «Мы готовим обед»; составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка»

Паззлы к сказкам; чтение стихотворений; работа над эмоциями

Выпуск книжек-самоделок

Выставка фотомонтажа «Мы играем в сказку»

2

Посуда

Чтение стихотворении К.Чуковс-кого «Федорино горе»

3

Повар

Чтение А.Александровой «Вкусная каша»

4

Игрушки

Чтение стихотворения А.Барто «Игрушки»

апрель

1

Весна

Заучивание стихотворения «Смотрит солнышко»

Рисуем стихи; рассматривание иллюстраций о весне, картины «Дети играют в кубики»

Играем в рифмы; учимся отгадывать загадки; обыгрывание сюжета с кубиками

Д/и «Из какой сказки?»

ЗКР – пальчиковая гимнастика с использованием стихов

Повторный патронаж детей на дому с целью, как выполняются рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой




2

3

Травка

Чтение потешки «Травка-муровка»

4

Улицы города

Чтение рассказа Тайц «Кубик на кубик»

май

1

Весна

Чтение сказки «Три медведя»

Драматизация сказки «Репка»; чтение стихов о весне; рассматривание иллюстраций, книг

Аппликация коллективная «Весна» с использованием стихов о весне, траве, цветах

Рассказывание стихов о цветах; работа над выразительность речи, громкостью

2

Цветы

Заучивание стихотворения «Свети, свети, солнышко!»

3

Насекомые

Заучивание потешки «Травка-муравка»

4

Лето

Чтение стихотворение Капутикян «Май»


Приложение 3

^ Использование фольклора

Консультация для родителей


Слово «фольклор» - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасёнки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки – песенки, приговорки первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющие воздействие, их поют ласковым, нежным голосом, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее ребёнок запомнил колыбельную песню, её нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке. Запомнив колыбельную, ребёнок легко переносит песенку в повседневную игру.


Во время умывания, причёсывания ребёнка нужно обязательно использовать потешки «Водичка, водичка», «Расти коса».

Больше использовать потешки, пословицы, поговорки во время прогулки, обращая внимание ребёнка на время года и состояние погоды.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются.


Приложение 4

^ Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

детей второй младшей группы №1

МДОУ ОГО «Детский сад компенсирующего вида № 43, с/п «Лучик»

Проводит: Тумакова Л.А., воспитатель, высшая квалификационная категория


^ Тема. «Кот Мурыч и его сказки»

Программное содержание

1. Учить детей понимать смысл сказок.

2. Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

3. Учить детей составлять описательный рассказ о медведе, используя максимальное количество прилагательных.

4. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки.

5. Активизировать и стимулировать глазодвигательные функции.

^ Словарная работа

Существительные: посуда, мебель, зверь, берлога.

Прилагательные: толстопятый, неуклюжий, косолапый, коричневый, дикий, огромный, сильный.

Глаголы: рычит, переваливается, сосёт (лапу), собирает (грибы).

^ Предварительная работа

Воспоминание о ранее прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание и описание игрушки медведя.

Материал к занятию

Ширмы к сказкам, резиновые игрушки-персонажи к сказкам, мебель трёх размеров, посуда, атрибуты и книги к сказке «Три медведя», атрибуты для кота.


^ Ход занятия

1. В групповую комнату входит воспитатель в шапочке кота и перчатках. В руках у него корзинка.

- Здравствуйте, ребятки. Это я, кот Мурыч, снова пришёл к вам в гости со своими сказками. Хотите узнать какие сказки я вам принёс?

- Да!

- Так вот, слушайте мои загадки и отгадывайте сказки, которые лежат у меня в корзине. Вот первая загадка:

На окошке мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … («Колобок»)

- Правильно, эта сказка «Колобок». Вот она у меня.

Кот выставляет ширму с изображением леса и дорожки.

- Вот по этой дорожке и катился колобок. А вот моя вторая загадка:

Только лишь весна настала

И её избушка стала

Просто лужицей воды.

И она пошла к другому,

Чтоб прогнать его из дома. («Заюшкина избушка»)

- И такая сказка у меня есть. Посмотрите.

Выставляется ширма.

- Ой, а сколько у меня героев этих сказок и они все просятся в свою сказку. Давайте, ребята, расставим каждого героя к своей сказке.

Дети расставляют героев к своим сказкам (ширмам), называя их.

2.

Кот:

- Все ли герои собрались в сказках?

- Нет медведя.

А какой медведь, что-то я и не припомню его. Расскажите мне про медведя.

Дети:

- Медведь большой, огромный, живёт в лесу, неуклюжий, косолапый, толстопятый, коричневый, у него шуба из шерсти. Толстые лапы, а на них острые когти, он любит малину, мёд. Зимой медведь спит в берлоге и сосёт лапу. Это дикий зверь.

Кот:

- Ой, ребята, как хорошо вы мне всё рассказали о медведе, что я уже вижу медведя в моей корзине сказок. Вот он.

Достаёт мягкую игрушку медведя.

^ Динамическая пауза

- А давайте мы покажем, как медведь ходит.

Дети показывают.

Кот:

- Давайте с мишкой мы попляшем

Ему рукою мы помашем

Топнем раз, потом другой,

Хлопнем мы над головой

Шишки собираем

Далеко бросаем.

^ Дети выставляют ноги на пятку

Машут руками

Топают ногами

Хлопают руками

Наклоняются

Замах правой, левой рукой


Кот:

- Ой, ребята, а у меня в корзине ещё одна сказка затерялась. Только я буду доставать из корзины предметы, мы будем их рассматривать и может быть узнаем, что это за сказка.

3. Кот достаёт посуду: чашки, ложки, тарелки разных размеров (большую, поменьше, маленькую).

- Что это? Назовите одним словом.

Дети:

- Это посуда.

Кот:

- А теперь назовите, что покажу.

Показывает предметы посуды.

Дети:

- Это тарелка, ложка, чашка.

Кот:

- Для чего нам нужна посуда?

Ответы детей.

Кот:

- Может быть эта сказка «Федорино горе»? Но что-то ещё есть в корзине.

Кот достаёт три стула, три кровати.

- А это что?

Дети:

- Это мебель.

Кот:

- Вы ещё не догадались, что это за сказка?

Дети:

- Это сказка «Три медведя».

Мишка – папа,

Мама – мишка,

А мишутка их сынишка.

В лес гурьбой они идут

И малины наберут.

Кот достаёт трёх медведей.

Кот:

- Вот сейчас я расскажу вам эту сказку.

Кот рассказывает сказку с показом настольного театра.

После окончания сказки кот спрашивает детей:

1. Сколько медведей было? (Три)

2. Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?

3. Какая посуда была у трёх медведей?

4. Что разбила девочка?

4. Кот:

- А вы знаете, ребята, мне очень жалко Мишутку и его разбитую чашечку. Давайте мы ему поможем и склеим разбитую чашечку.

Дидактическое упражнение «Собери целое»

- Спасибо! – говорит Мишутка.

Кот:

- Ребята, ещё я вам принёс много разных по размеру и рисунка книжек по сказке «Три медведя». Я вам их дарю, смотрите, рассказывайте сказку своим близким, а я прощаюсь с вами до следующего раза. Досвидания, ребята!

Приложение

^ Схема работы по теме

I этап – первая младшая группа: чтение, обыгрывание, наглядность


Работа

с родителями


Чтение

сказок

Колыбельные песни,



Дидактические

игры


Потешки




Художественная литература –

как средство познания речи





Обыгрывание

сказок


Этюды

на воображение


Интеграция с различными продуктивными занятиями или видами деятельности


Театральная деятельность

II этап – вторая младшая группа: самостоятельно-художественная деятельность, словотворчество, небылицы, загадки, работа с родителями





оставить комментарий
Дата09.10.2011
Размер0,53 Mb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
хорошо
  1
отлично
  11
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх