2. Cовременные тенденции развития электронной журналистики icon

2. Cовременные тенденции развития электронной журналистики


Смотрите также:
«Cовременные проблемы непрерывного географического образования и картографии»...
2011/12 учебный год вопросы к госэкзамену по специальности «реклама»...
Воспитательные организации как фактор социализации, и тенденции их развития...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Специальность: Журналистика...
Лекция №1 Основные тенденции развития автоматизированного электропривода...
Лекция №1 Основные тенденции развития автоматизированного электропривода...
«современные тенденции развития права собственности»...
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные тенденции...
Социальное функционирование журналистики: роль и функции журналистики...
Социальное функционирование журналистики: роль и функции журналистики...
Русский язык в Интернете. Тенденции развития...
Табачной зависимости тенденции развития на современном уровне материалы VIII московской...



Загрузка...
скачать



1.Этапы формирования современной системы электронных СМИ.

1990-92- Зол.век росс. ж-ки. Появл. новые студии, передачи, кабел. ТВ. Р-станции и ТВ- каналыстремились наверстать отставание от мирового опыта развития. Каждый из каналов предлагал тот тип вещания, который, как казалось, был единственно оригинальным. 1частн. Р-станция «Эхо М.»- 1991.

1992- период реформ, экон. трудн. Нач. появл. желтая пресса.

С сер. 1994- формир-е медиа-холдингов.

2000- уход частн. компаний с федер. ур-ня.

Сейчас- огосударствление частн. каналов и коммерциализ-я гос-х.


^ 2.Cовременные тенденции развития электронной журналистики.

ТВ: эфирное, спутниковое, кабельное, сотовое.

Цифровые технологии: более качеств. материал, мультимедийная картинка. Можно обрабатывать материал, изменяя степ. документ-ти. Нов. технол-и: монтир-е камеры в одежду; развит. жанра ж-ского расслед-я.

Совр. ТВ учит-т мнение аудитории больше, чем в сов. время. Тогда поп-е программы вызывали подозрения. Если бы аудит-ю не устаив. вещание, канал бы прогорел. Рост объема рекламы. Для того, чтобы рекл. смотрели, ТВ создает аудит-ю. Больш-во предпочит-т смотреть игры на деньги, сериалы, фильмы, новости. На ТВ- тенденция к кинопоказу. Тематич-ки каналы рассчитаны на разл. аудит-ю. ОРТ, РТР, НТВ- для всех. МТВ, МУЗТВ- для молодежи, муз.слушателей.

Радио стан. все больше сред-м общения, чем информир-я. Потребность в ночных эфирах- обсужд-е любых вопр.

На Р и ТВ- возможность интерактива- обрат. связи.

Современное форматирование радиостанций предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".


^ 3. Тележурналистика: основные этапы развития.

1931.в эфир были переданы сигналы,несущие изображения без звукового сопровождения. Решено начать регулярное вещание. В 1933 передачи механич-го ТВ в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное ТВ. В Лен-де регулярное ТВещание началось в 1938г.С июля 1939г. начала выходить еженед-я фотогазета. В Москве 1938 новый телецентр на Шаболовке провел первую электронную телевиз-ю передачу,показав фильм, 1938 в эфир вышла 1я студийная программа. 50-е гг:на ТВ пришли журн-ты. Ленингр-я студия ТВ образована в 1952. 60-е гг:становление телепублицистики. Материально-технич-я база телеинформации укрепляется. К середине 60-х г кол-во студий выросло до 64. Появление и развитие разговорных жанров телепубл-ки требовало введения в кадр автора. 70-е гг: господство видеозаписи.Новое творческое использование техники,видеозаписи,видеомонтажа. Возник жанр видеофильма. ТВ после 1985г.Гласность,закон о печати,отмена цензуры раскрепостили ТВ ж-ов.В противовес «Время» появились ночные выпуски ТСН(телевиз-й службы новостей).Возросло кол-во прямых передач(«12-й этаж», «Взгляд»). 1991Бурный рост вещательных и фильмопроизводящих организаций.К 1993г больше 1000.


^ 4. Радиожурналистика: основные этапы развития

25апр.(7мая)1895г.рус.уч.Попов выступ.с демонстрац.прибора,кот был назван «грозоотметчиком».В 1896г-передана перв.радиограмма. Голос чел-ка по радио в Росс.прозвуч.впервые в 1919г-12окт.1924г. нач.ежедневн.передачи моск.радиостанц.им. Попова. Эксперим. массов.вещание в Рос.начин.не с полит.,а с литер.-худож.прогр-радиоконцертов.В условиях нов.пол.строя радио было призвано не просто дополн. прессу,но даже замещ.ее в системе инф. В 25г.при ЦК партии была создана Радиокомиссия. 1928г. ввод. типовая недельн.сетка вещания. В 1933г.был образов. Всесоюзн.комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).В годы ВОВ огр.роль сыграли радиотрансляцион.узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увелич. цензура,из эфира практич.исчезают «прямые передачи», идут в записи. 1970г происход. смена руков-ва Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь вых. пропаганд.цели,а просвещ., объективное информир-е,досуг-2 план.Феномен 70-х-перв.пол.80х.-огромн.число рубрик,мн.из кот.дублир.др.др.1985г.-октрытость инф.,принятие Закона о печати,обращение к запрещ.темам.Ж-ты начинали поиск нов.форм вещан.,тем,тональности репортажей.


^ 5. Радио в системе СМИ. Природа и социальные функции.

Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, и радио. Объем Р-вещания увеличивался паралл. с ростом ТВ, а вот его структура менялась резко, о чем свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире. Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность: 1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел. 3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом. I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная. II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формир-я общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения рекреативная.


^ 6. Телевидение в системе СМИ. Природа и социальные функции.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.

В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране, создает эффект присутствия зрителя.

Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.

Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем.

Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Организаторская функция. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.

Образовательная функция. К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.

Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.


^ 7. Выразительные средства тележурналистики. 1)Формообразующие(изображение,звучащее слово,музыка, шумы, пауза) 2)Стилеобразующие-монтаж. Изображение-главное выразит.ср-во ТВ. Экранное изображ.не сущ.вне таких понятий,как кадр,план и ракурс.Кадр-это изображ.части пр-ва,заключ.в рамку экрана;это длит-ть пребывания изображения на экране;это часть передачи,снятая «одним взглядом» камеры.План-это масштаб изображ-ия,содержащегося в кадре.Понятие «план» выраж.степень крупности изображ. пердмета, зависит от дистанции м/у камерой и снимаемой фигурой,от фокуса. Обычно выделяют:общий, средний и крупный.Ракурс-обознач.любой угол, образуем. оптической осью объектива и плоск-ью предмета,в т.ч.и прямой.Звук и изображение нах.в непрерывн.взаимосвязи. Слово не должно «дублировать» изображение! Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала.Монтаж-расстановка кадров в опр.порядке.Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже:1)изобр.можно вытягивать, сжимать 2)использ.эффект соедин.двух разн.форматов в одной пл-ти экрана 3) «размножать» изобр.4)вычленять отд.детали и тд.Виды монтажа:1)технический (механич.соединение отснятых кусков плёнки)2)конструктивный(омсыслен.соединение кадров таким образом,чтобы м/у ними сущ.очевидн.связь)3)худож-ый(такое соединен. кадров,кот.обеспеч.их образн.связь) 4)параллельн. (соедин.кадров,отснят.в разн.время и в разн.местах,с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различн. действий,происход.одноврем.)5)переврёстный(чередование 2х или неск.действий,кот.показ-ся как паралл.,хотя в дествит-ти могут происходить и не одноврем-но)6)ассоциативный(цель его-выявление внутр.субъективн.связей).


^ 8. Выразительные средства радиожурналистики.

2 группы: 1.исходн.звуковой материал: слово (речь),музыка,шумы (реальные,жизнен. или студийные,т.е.имитированн.) и документ. записи, сделан.вне студии.Природные, или формомобраз-ие.Они неизменны, стабильны. 2 группа-мобильна, наход.в полн.завис-ти от воли автора.Технические ,или стилеообразующие: монтаж,голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технич. способов звукообразования(реверберация и т.п.) и др.Слово(человеч.речь)-в работе со сл.перед ж-ом возн.3 задачи:1)слова должны точно описыв. событие,кот.явл.объектом журн.внимания,достоверно передавать его атмосф.2)нужно найти наиб.точную интонац, кот. часто несёт ничуть не меньше инф.,чем само содерж.3)поиск логических и экспрессивн.акцентов-ударений.Музыка и шумы-время от времени утверждался взгляд на муз.и ш. лишь как на дополнение к слову.В основе-две тенденции,на протяж.долгих лет проявлявш. себя в вещании:1)стремлен.иллюстрир-ть действие муз.и ш.,вводить их в передачу в качес.звук. аккомпанемента.2)мнение,что музыка может быть включ.только в худ.программу.Но:Музыка и шумы могут предствал.собой самостоят.части сюжета благодаря заложен.в них информ-ии. Реверберация-с помощ.пульта управл.журн.может придать звучан. голоса дополн.объёмность,эффект эха. Приём исп.,чтобы акцентир.вниман.слушателя на речи персонажа. Звуков. мизансцена-положен.микороф.по отнош. к участн. события. Голосовой грим-придание речи ж-та эмоц.красок и ритмич.особенн-ей, передающ. атмосферу события. Главн.место с этой группе занимает монтаж, акустический монтаж=технич.процесс,позволяющ.соединить на плёнке отд.звуков.эл-ты или звуков.фрагменты радиосообщ. Метод акустического коллажа-соединение разнофактурных зв.эл-ов.


^ 9-10. Система жанров телерадиожурналистики.

Жанры бывают: информационные – инф. радиосообщение (инф. выпуск)

интервью

репортаж (прямой, событийный, проблемный, аналитический)

отчет (прямой и пр.)

комментарий

обозрение

беседа

аналитические – аналитич. репортаж

корреспонденция

отчет

худ-публ – очерк

зарисовка

радио-рассказ

памфлет

фельетон

эпиграмма

тематич. передача


^ 11-12. Информационные жанры в т.р.ж.

информационные – инф. радиосообщение (инф. выпуск)

интервью

репортаж (прямой, событийный, проблемный, аналитический)

отчет

Комментарий

Комментарий-одна из форм оперативного аналитического материала,разъясняющего смысл актуального общественно-политического события. Основа ком-я - открытая авторская оценка,анализ. По тематике К-внешнеполитич-кий и внутриполитич-й, по характеру отражаемого материала-оперативный и проблемный.

Обозрение.Сторого фактологично, факты отбираются в соответствии с определенной авторской целью, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает связи. «По концертным залам столицы», «Новости спорта», «Экономика России сегодня». Беседа.-специфич-й ТВ жанр аналитич-й публ-ки,представляющий собой диалогическую форму сообщения.Посвящен темам,представляющим общественный интерес:политическим,эк-м,соц-м,научным. Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения.


^ 13-14.Аналитические жанры в т.р.ж.

аналитич. репортаж

Дискуссия.Столкновение разных мнений включает аудиторию в процесс исследования. Вед-й-посредник между аудиторией и специалистами,должен быть готов к импровизации.

Пресс-конференция-разновидность интервью с большим числом интервьюеров,задающих ? одному или неск-м хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Корреспонденция.Жанр К близок к заметке.К-аналитич-кий и публицистич-й жанр,разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему,взятую в ограниченном масштабе.


^ 15-16. Художественно-публицистические жанры в р.ж.

очерк

зарисовка

радио-рассказ

памфлет

фельетон

эпиграмма

тематич. Передача

авторские и аналитические программы. Первые авторские программы политической телевизионной журналистики связаны с именем В. Зорина. Идея авторского вещания на ТВ была подхвачена и развивалась в "Клубе путешественников", "Музыкальном киоске", "Кинопанораме". На Р публиц обосновалась позже. С 1985 "Ленинградская панорама" стала выходить в живом эфире с комментариями. В перестройку появля мн новых авторских программ. На Р: "Наш современник", "Андреевский флаг", "День за днем", "Точка опоры". На ТВ: "Прожектор перестройки", "600 секунд", "Монитор", "Телекурьер", "Общественное мнение". На центр ТВ "До и после полуночи", "Взгляд". С ноября 1989 года вместо программы "Время" по воскресеньям стала выходить авторская информационно-аналитическая программа "7 дней". 1992 в эфире итоговая программа "Воскресенье". На ОРТ разработали новую концепцию аналитической программы, которая появилась в апреле 1996 под названием "19.59", на РТР вышел ее конкурент "Зеркало". Некоторое время на ОРТ в качестве аналитической программы выходили "Дни" Невзорова. Современный эфир до предела насыщен авторскими программами: "Сегодня" с Митковой, "Намедни" Парфенова, "Времена" Позднера, "Женский звгляд" Пушкиной, "К барьеру" Соловьева и др., на радио: "Петербургская панорама".


^ 19. Современные телекомпании: классификация и типология.

1. По способу трансляц:а) эфирное (распростр телесигн от телевышки до телесистемы потребит);б) спутников ( «Космос-ТВ»,«НТВ плюс»);в) кабельное .2. По типу деят:а) вещательные (осущ телетрансл про­грам);б) программопроизводящие (продюсерс фирм);в) дистрибьюторы (своеобразн инфраструктура телевещ).3. По принципу образован:а) из стар структур (ВИД, АТВ итд)б) новообразованные («ТВ-6 Моск»)4. По охвату аудит:а) общерос(РТР);б) межгос(ОРТ);в) регион («Юг России»);г) местные (Лот)5. По способу распростр телесигнала:а) общенац(ОРТ, РТР);б) сетевые («ТВ-6 Моск»);в) местные.6. По специализац програм:а)общие (ВИД );б) специализиров(Воен ТВ). 7. По форме собственности:а) гос;б) негос:-частн (Рен-ТВ), акц общ откр типа(Центр коммерч тел), закр типа (Телемаркет);— общ с огран ответств (Агентство Па­радиз);— товарищ-ва с огран ответств (Home Video). корпорация (Видеофильм);— киноассоциация (Dixi)продюсерский центр («Московский стиль»);— концерн («Красная площадь»)незав телестуд (Уралфильм);в) смешан компан с участ заруб инвест (АОЗТ Рос-Брит творч ассоц «Ист-Вест»).2 новых явл для ТВ:1) переход от жестк вертикали (верш пирам — Гос­телерадио, кот подчин республ, краев, об­ласт и гор телерадиокомит) к гориз свя­зям между различ телеорганизац;2) освоен сетев принципа рас­простр телепр-рам.


^ 20. Современные радиостанции: классификация и типология.

По форме собственности. 1.Гос. радиовещание. Р-станции, кот. содержатся на средства всего общества. 2. Полугос. и некоммерч. частное радиовещание. Р-станции, кот. финанс-ся част гос-вом, част спонсорами, част за счет рекламы. 3.Коммерческое р-вещание. По типам радиовещания. 1. Информационное вещание. Музыки в эфире практически нет. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоян. обновлением информ-и и рекламными вставками. 2. Информационно-музыкальное вещание. Соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки. 3. Музыкально-информационное вещание. 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки. 4. Музыкальное вещание. Колич-во инф-и, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Ост - музыка! По формату вещания. Формат - это стиль р-программ, призв. Удовлетв. вкусы своей целевой аудитории. Глав. признаком опред. целевой ауд. явл. возраст и соц. статус слушателей. Осн. критериями, опр. формат, явл. стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих муз. программ, форма подачи муз. материала, его компановка и микширование.


^ 21. Радиотележурналистика: литература вопроса.

Курс радиотелевизионной журналистики, Васильева, Петров, Осинский, учебное пособие. Прослеживаются основные этапы развития р/т жур-ки. Формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы, творческие проблемы р/т публицистики рассматриваются на примерах популярных аналитических и худ-публ программ. Сочетает в себе теоретический материал и прикладные навыки журналистов.

· ^ Очерки по настоящей истории ТВ, Егоров

· Шерель, Аудиокультура 20 в.

· Муратов, Телевидение – эволюция нетерпимости

· Зверева, Школа регионального журналиста

Пособие позднин-почкай творческие профессии на радио и тв


^ 22. Журналист в инф. Вещании: репортер, ведущий, редактор.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер. Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.

Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. Если репортер занимается освещением одной, постоянной темы, он должен досконально изучить эту тему.

Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям.

Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие.

Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости - stand up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях - доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время.

Ведущий зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.


^ 23. Факт и мнение в информационной программе.

Факт – действительное, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для заключения, вывода, являющееся проверкой к-л предположения.

Мнение – суждение, думать, полагать или предполагать, иметь мнение о чем-либо.

Факт и мнение являются основополагающими единицами новостей. От их соотношения зависит субъективность взгляда на новость. Сегодня новостные выпуски не просто персонифицированы. Каждый выпуск ставится под определенного ведущего (новости с А. Шараповой и т.п.) В то время, как в западной традиции соблюдается принцип noting-but-the-facts – ничего, кроме фактов. Любой комментарий и любое мнение – дело аналитики. Теленовости должны быть предельно объективными. Тем не менее у нас популярны авторские программы. В них проявляются и отношение к жизни, и к зрителю, который зачастую жаждет не столько фактов, сколько их трактовки.


^ 25. Верстка информационной телепрограммы: разновидности, элементы, значение в формировании картины дня.

Вёрстка-композиция программы. Это важный Эл-т в формировании обществ.мнения. Главный инструмент вёрстки-ранжирование(распредел-ие)новостей. 1)Блоковая вёрстка (напр:полит. выпуск-экономич-междунар.жизнь-культура-спорт).В начале-самая важная новость. Эта система сущ.долго,позв.ориентироваться в программе.Напр.,у «Времени» на ОРТ. 2)Контрастная,или драматургическая («600 секунд»)3)Если программа долгая,она может начинаться с не очень значительного материала,далее-более значительный, в центре выпуска-главная новость. Отсюда на НТВ появ.рубрика «спец.репортаж». Одним из Эл-ов вёрстки являются рубрики,они помогают ориентироваться,упорядочивать материал. Важн. эл-т вёрстки-анонс(перечисл.самые важн. события,они касс.разных интересов:пол,эконом.,может курьёзная или интер.ность).Не обязат.выбирать «вес»события. Анонсы быв.в начале программы и в серед.перед реклам.(если она есть)


^ 26. Корреспондент на радио и ТВ.

Профессия репортера – наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору инф., умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое инф-е интервью.

Репортерская работа – это проникновение Р и ТВ в реальную жизнь и реальной жизни – на Р и ТВ. Репортер - посредник между аудиторией и реальностью.

Суть мастерства репортера сводится к след: 1.оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит общеинтересное и общезначимое событие. 2.вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, кот. дают яркое представление о происходящем. 3.непрерывно поддерживать контакт с участниками репортажа и с телезрителями одновременно. 4.следить за развитием события; следить за выступлением уч-ов репортажа; следить за работой съемочной группы; следить за регламентом времени; контролировать себя. И все это одновременно. При этом репортер должен мыслить публично.


^ 27. Диалог на радио ТВ: тема, герой, интервьюер.

На телевизионном экране существуют различные разновидности диалогов (в кадре двое, трое выступающих, ток-шоу). Основная мысль передается в них в словах, слово-действие и действие сопрягаются, что дает ощущение постоянного присутствия героя в поле зрения зрителя. Есть и так называемые монтажные диалоги (полилоги), когда в монтажный строй включены высказывания нескольких людей, имеющих различную точку зрения на одну и ту же проблему. При такой форме диалога, чем шире поставлена проблема и выявлены диаметрально противоположные позиции, тем насыщеннее драматизм происходящего и динамичнее идет монтажный спор. Такой диалог может быть статичным без действия (камера статична, герои на одном месте), статичным с нейтральным действием (является лишь фоном для диалога), с активным действием.

По форме диалоги могут быть замкнутыми (собеседники ведут диалог между собой, а зритель лишь сторонний наблюдатель) или разомкнутыми (откровенно направленными на зрителя).


^ 28. Слово и изображение в телеинформации.

Звук (Зв.слово, музыка, шумовая пауза) – стилеобразующий монтаж.

Изображение/видео – формообразующий монтаж.

Существуют правила сочетания текста и видео:

-они должны дополнять друг друга

- они не должны дублировать друг друга

- они не должны противоречить друг другу

- должны сочетаться друг с другом

- информация поступающая по двум каналам не должна быть избыточной

- информацию несут и другие звуковые компоненты

! От удачного сочетания может появится дополнительная информация.

Музыка может быть декорацией действия – обозначает время, место, определяет тему. У музыки может быть организующая функция (позывные, отбивки, рубрика). Или у нее может быть самостоятельная роль. Тексты для телевидения – принцип их построения – чтобы они хорошо воспринимались. Избегать сложных конструкций, причастных, деепричастных оборотов. Употреблять простые слова, 10-20 слов в предложении. Нужно заменять существительные глаголами, чтобы добиться энергичности речи, употреблять активные конструкции. Работа с цифрами – только самые важные и их надо округлять – например – пересчитать в проценты, доли, или дать сопоставление. В подаче новостей – важно соотношение видеоряда и текста.

^ 30. Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.

Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.


^ 31. Работа с эфирными текстами.

Язык эфира должен быть универсален, так как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.

Можно выделить 4 пункта требований к языку: 1.  простота и выразительность; 2.  краткость; 3.  чистота и смысловая точность языка; 4.  музыкальность и благозвучность.
К языковым средствам, функционирующим в эфире, предъявляются повышенные требования: 1.  правильности языка;2.  адекватности восприятия языковых формул, основанной на точной логической, лексической, синтаксической подаче; 3.  использования кодифицированной современной лексики. Очень важное значение для полноценной реализации акта коммуникации имеет верная интонация, "эфирный" голос, грамотная артикуляция и редукция. Составляя текст для ведущего нужно учитывать 1. Особенности его дикции. 2. Удобочитаемость текста. 3. Поменьше деепричастных оборотов и вставных конструкций, это затрудняет восприятие. 4. Предложения не длинные, построенные таким образом чтобы можно было сделать паузы и набрать еще воздуха. 5. образ ведущего.


^ 32. Информационная программа как лицо телевизионного канала.

Программа ТВ-новостей – это лицо любой телекомпании, ее визитная карточка. Политическая, эк-кая, соц.сферы действит-ти изобилуют событиями, оказыв-ми самое непоср-е влияние на жизнь каждого чела. Сфера интересов аудитории в связи с этим расшир-ся, включая факты и события, происх-е за пределами страны. Тематический диапазон информационных выпусков пополняется и за счет популярности проблем, которые ранее не принято было обсуждать широко: экологич.состояние наших городов, наркомания, детская преступность.

Сейчас наблюдается тенденция к ускорению периодичности выпусков новостей (каждые час, полчаса). Так создается целостная инф-ая картина дня. Зритель как бы выходит из пассивного состояния наблюдателя и активно включается в восприятие и осмысление происходящих событий – срабатывает эффект сопричастности. Частые выпуски новостей поддерживают напряженный ритм, позволяют непрерывно узнавать ситуацию в стране и мире. Все это сказывается на рейтинге, имидже новостных программ и канала. Однако информационным службам даже ведущих российских каналов еще далеко до создания режима мгновенной информации.

Сенсационность, зрелищность, драматичность значительно потеснили актуальность и соц.значимость новостей. Убийства, катастрофы, стихийные бедствия теснятся в эфире. Предпочтение отдается конкретным событиям, а не проблеме. Репортеры охотнее освещают авиакатастрофы, чем проблемы отечественной авиации.


^ 33. Интерактивные тенденции современного телевидения и радиовещания.

1998 – мысль о введении интеракт. сис-мы ТВ была только проектом. Зритель как бы получал возм-ть управлять новостями, то есть смотреть то, что интересно именно ему. С помощью телефонных звонков зрители выбирают самый интер. сюжет дня, и шесть сюжетов, отобр-х за неделю, составляют итоговую программу. Жур-ту введение интер-ти позволяет коррект-ть тематику репортажей в соотв. с запросами аудитории, а также определ. эффект-ть матер-в. Активизируя обратную связь, многие радиостанции сегодня делают своих слушателей «сотворцами эфира», формируя с их помощью музыкальные программы, выстраивая информационно-аналитические блоки вещания. Контактный телефон стал обязательным атрибутом современного радиовещания. На Петербургском радио это популярные программы «Спросите у психолога», «Со всего света», «Точка опоры», «Клуб “Синяя птица”», рубрика «Гость дня» в «Петербургской панораме»; на «Радио России – Петербург» - «Алло, радио», «Ветер в окно», «Вечер трудного дня» и др. Пионером отечественного интерактивного ТВ можно считать телекомпанию АТВ, кот в своих программах в1е ввела звонки в прямой эфир. Сегодня это обычная практика «Времечка», «Сегоднячко», «7 студии» и подобных программ. В перспективе прямой разговор со зрителем, видимо, еще более распространился, особенно в программах, затрагивающих социальную тематику.


^ 34. Ведущий в информационной программе.

Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об "излучении", идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое "излучение" отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.


^ 35. Творческие профессии на ТВ и радио.Репортер - посредник между аудиторией и реальностью. Интнрвьюер должен четко знать тему, мягко и неотвратно подчинять собес-ка своему стратегическому плану. Модератор-ведущий «круглых столов»,за кот-ми собираются сторонники противоп-х мнений.Шоумен- ведущий ток-шоу. Комментатор появляется в новостной программе,когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему. Личность ведущего новостей знакома и интересна зрителю или слушателю. Главная особенность деятельности редактора заключается в том, что он направляет, регламентирует творческую фантазию всех остальных создателей передачи. Ред-р-координатор отвечает за своевременное наполнение программы устной и видеоинф-ей, контролирует соблюдение плана съемок,технич-е обеспеч-е съемок.Выпускающий ред-р осущ-ет отбор готовых сюжетов, сокращае или дополняет их,помогает ж-ту писать обвязки между материалами, редактирует закадровый текст. Продюсер- заним продвиж опр проекта, обеспеч деловые контакты. Программный директор на Р разрабатывает сетку вещания на основе выбранного формата,подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет,планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-кампании, отслеживает аудитории. Режиссер призван помочь ж-ту обозначить конфликт и превратить его в целостное действие. Монтажер: подготовка к монтажу;отбор материала.Оператор:подготовка к съемке операторской техники;умение работать с видеотехникой;грамотное использование источников света.Звукорежиссер и звукооператор:обеспечивать технически совершенное качество записи звука.


^ 37. Требование к телерадиоинформации.

Основное требование — полезность информации. Чтобы информация была полезной, она должна обладать определенными характеристиками, среди которых:

Понятность. Информация должна быть понятной для пользователя, который обладает определенным уровнем знаний, что не означает, однако, исключения сложной информации, если она необходима.

Уместность. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Информация является существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя. Еще одна характеристика уместности — это своевременность информации, которая означает, что вся значимая информация своевременно, без задержки включена в отчет и такой отчет предоставлен вовремя. Неким аналогом принципа уместности в российской практике может служить требование полноты отражения операций за учетный период, хотя требование отражения всей информации не тождественно требованию отражения существенной информация.

Достоверность, надежность.

правдивость;

нейтральность — информация не должна содержать однобоких оценок, то есть информация не должна предоставляться выборочно, с целью достижения определенного результата;

достаточность информации — включает такую характеристику, как требование полноты информации, как с точки зрения ее существенности, так и затрат на ее подготовку.


^ 38. Скрытый микрофон и скрытая камера в журналистской практике.

Ст.50 Закона о СМИ. Распростр-е сообщ и матер-в, подготовл-х с использ-м скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается: 1.если это не наруш конституц прав и свобод чел и гражданина. 2.если это необх д/защиты общ-х интересов и приняты меры против возможной идентификации постор лиц. 3.если демонстация записи произв по реш суда.


39. Стандартные критерии для определения новостей.

Конфликт (напряжение-удивление),

Развитие (триумф-достижение),

Катастрофа (поражение-разрушение),

Последствия (воздействие на общество),

Знаменитость (социальная или политическая величина),

Новизна (необычное, даже чрезвычайно необычное),

Человеческий интерес (эмоциональный фон),

Своевременность (новизна и свежесть),

Близость (местная проблематика)".





Скачать 262.77 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер262.77 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  2
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх