Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21 icon

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 министерство образования и науки российской...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 федеральное агентство по образованию...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21...
Рабочая программа учебной дисциплины тпу 1-21/01...
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию...



Загрузка...
скачать


Рабочая программа учебной
дисциплины






Ф ТПУ 7.1 – 21/01





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

----------------------------------------------------------------------------------------------------


УТВЕРЖДАЮ: ......................

Декан АВТФ


__________С.А. Гайворонский


« ____ » __________2009 г.


Теория игр


Рабочая программа для специальности 061800 «Математические методы в экономике»


Факультет автоматики и вычислительной техники

Обеспечивающая кафедра прикладной математики


Курс третий
^

Семестр пятый


Учебный план набора 2007 года

Распределение учебного времени


Лекции 26 часов (ауд.)

Лабораторные занятия 26 часов (ауд.)

Всего аудиторных занятий 52часов
^

Самостоятельная (внеаудиторная ) работа 52 часов


Общая трудоемкость 104 часов

Зачет в 5-м семестре




2009 г.

Предисловие


1. Рабочая программа составлена на основе ГОС для специальности “Математические методы в экономике”, утвержденного Минобразованием РФ от 14.04 № 346 эк/сп и стандарта СТП ТПУ 2.4.01-02 “Система образовательных стандартов. Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию и оформлению”.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры прикладной математики_____________ протокол №_____.


2. Разработчик

доцент кафедры ПМ ___________Г.Е. Шевелев


3. Зав. обеспечивающей кафедрой ПМ ___________ В.П.Григорьев


4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


5. Зав. выпускающей кафедрой ____________В.П.Григорьев
Аннотация


Рабочая программа по курсу “ Теория игр ” для студентов специальности “ Математические методы в экономике ” содержит цели и задачи курса, его место в учебном процессе, теоретические и практические разделы дисциплины, программу самостоятельной познавательной деятельности, текущий итоговый контроль, а также учебно-методическое обеспечение дисциплины. - 6 с.


“Theory game” curriculum for the students of “Mathematical method in economy” (061800) contains the purposes and problems of the course and its place in the studying process. The curriculum includes theoretical and practical parts, sections of self-study work of students, educational activity, current and final testing. – 6 p.


Разработчик Шевелев Геннадий Ефимович, кафедра прикладной математики, АВТФ, e-mail: gesh@inet.tsu.ru


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цели преподавания дисциплины


Теория игр занимается установлением принципов оптимального поведения в условиях неопределенности, доказательством существования решений, удовлетворяющих этим принципам, указанием алгоритмов нахождения решений и их реализацией. Данная дисциплина поможет студентам овладеть прикладными методами теории игр, является связующим звеном между строгими математическими исследованиями и практическими задачами принятия решения в условиях конфликта.


^ 1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины

Основные задачи данной дисциплины состоят в исследовании математических моделей принятия решения в условиях конфликта, доказательстве существования оптимальных решений, указании алгоритмов нахождения решений и их реализации. Приобретенные студентами знания, практические умения и навыки должны создать условия для процесса самообучения при использовании математических методов и исследования операций в экономике. Прослушав данный курс, студенты должны знать основные проблемы, при решении которых возникает необходимость использования математических методов, ориентироваться в каком разделе теории игр и исследования операций следует искать средства ее решения, уметь формализовать задачу и описать ее с помощью известных математических моделей, провести расчеты, получить количественные результаты, проанализировать и сделать выводы по поставленной задаче.

На лабораторных занятиях рассматриваются и решаются задачи, которые требуют применения математических методов теории игр.

Контроль за процессом обучения каждого студента осуществляется по рейтинг листу, в котором отражается успеваемость студента по отдельным видам учебного процесса. Усвоение теоретического материала в течение семестра проверяется по результатам коллоквиумов, а выполнение заданий по практическим занятиям контролируется по сданным индивидуальным заданиям и контрольных работ. В зависимости от итогового рейтинга по всем составляющим учебного процесса проставляется оценка по дисциплине.


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ


Содержание лекций (26 часов)
^
Тема 1. Предмет и содержание дисциплины “Теория игр“. Классификация игр. (2 часа)


Предмет и объекты изучения, их актуальность и значимость. Цели, задачи и содержание дисциплины. Место и роль курса в системе профессиональной подготовки специалиста в области применения математических методов и исследования операций в экономике. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Темы дисциплины, их основное содержание. Методы и средства изучения дисциплины. Классификация игр.


Тема 2 . Антагонистические игры (6 часов)


Матричные игры. Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры. Седловая точка. Решение парных конечных игр в смешанных стратегиях. Геометрическая интерпретация матричной игры 2×2. Графоаналитический метод решения матричных игр 2×n и m×2. Итеративный метод решения матричных игр – метод Брауна-Робинсон. Моделирование реальных конфликтов конечными антагонистическими играми.


Тема 3 . Бескоалиционные неантагонистические игры (8 часов).

Неантагонистические игры. Их классификация. Бескоалиционная игра n лиц. Биматричные игры Примеры игр. Принципы оптимальности в бескоалиционных играх. Ситуации равновесия по Нэшу. Оптимальность по Парето. Смешанное расширение бескоалиционной игры. Решение статических бескоалиционных игр с конечными множествами стратегий сторон. Моделирование реальных конфликтов бескоалиционными играми.


Тема 4 . Кооперативные игры. (6 часов)


Арбитражные схемы. Классические кооперативные игры. Принцип оптимальности в форме С-ядра и вектора Шепли. Решение кооперативных игр на основе характеристической функции, на основе вычисления С-ядра и вектора Шепли. Моделирование реальных конфликтов кооперативными играми.


Тема 5. Позиционные игры (4 часа).


Математические модели конфликтов, учитывающие динамику. Конечно-шаговые игры с полной информацией. Иерархические игры. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Штакельбергера и Гермейера.


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Содержание лабораторных занятий (26 часов)


  1. Решение матричной игры размером MN в чистых стратегиях (2 часа).

  2. Решение матричной игры размером 22 в смешанных стратегиях (2 часа).

  3. Точное решение полностью усредненной матричной игры размером NN в смешанных стратегиях (2 часа).

  4. Приближенное решение матричной игры размером MN в смешанных стратегиях итерационным методом Брауна_Робинсон (4 часа).

  5. Ситуация равновесия по Нэшу в биматричных играх (2 часа).

  6. Оптимальность по Паретто в биматричных играх (2 часа).

  7. Решение кооперативных игр на основе вычисления С-ядра (2 часа).

  8. Решение кооперативных игр на основе вычисления вектора Шепли (2 часа).

  9. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Штакельбергера (4 часа).

  10. Нахождение наилучших гарантированных результатов и оптимальных стратегий стороны-лидера по принципу Гермейера (4 часа).



^ 4. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям .

2. Подготовка к коллоквиумам .

3. Самостоятельная проработка тем:

  • Принцип оптимальности в форме n-ядра.

  • Решение кооперативных игр на основе вычисления n-ядра.

При выполнении самостоятельной работы необходимо проработать литературу по данному вопросу. Разобраться с алгоритмом решения задачи, составить программу и провести расчеты для заданных исходных данных.


^ 5. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1. Текущий контроль

Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется с помощью рейтинг-листа, в котором приводится оценка работы каждого студента по всем разделам учебного процесса: посещение лекций, сдача коллоквиумов и лабораторных работ по разделам курса, работа на практических занятиях, сдача зачета по дисциплине. По итогам всех разделов, в зависимости от числа набранных баллов, проставляется оценка по 5-ти балльной системе.


^ 5.2. Банк данных теоретических вопросов


  1. Дать определение матричной игры.

  2. Что такое платежная матрица?

  3. Как определяется верхняя и нижняя цена игры?

  4. Как находится седловая точка?

  5. Чему равна цена игры?

  6. Что понимается под смешанной стратегией?

  7. Когда решение ищется в смешанных стратегиях?

  8. Какая стратегия является активной?

  9. Дать определение биматричной игры.

  10. Какая ситуация является равновесной по Нэщу?

  11. Выгодно ли индивидуальное отклонение от равновесной ситуации?

  12. Можно ли найти другую ситуацию, которая была бы предпочтительней ситуации оптимальной по Парето для всех игроков?

  13. Что понимается под смешанным расширением бескоалиционной игры?

  14. Дать определение иерархической игры.

  15. Что понимается под информационным расширением игры?

  16. Дать характеристику игры 2-х сторон с иерархической структурой.

  17. Суть принципа равновесия по Штакельбергу.

  18. Принцип оптимальности Гермейера.

  19. Сформулировать теорему Гермейера.




  1. ^ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Основная литература




  1. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр.- М.: Высшая школа, 2000.

  2. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр.- М.: Наука, 1981.

  3. Карлин С. Математические методы в теории игр. программировании, экономике. М.:Мир,1964.

  4. Шевелев Г.Е. Моделирование реальных конфликтов конечной антагонистической игрой. Методические указания .ТПУ, Рег № 50 от 06.03.03, 13 с.

  5. Шевелев Г.Е. Принцип оптимальности в бескоалиционных неантагонистических играх игра. Методические указания. ТПУ, Рег № 48 от 06.03.03, 9 с.

  6. Шевелев Г.Е. Принцип оптимальности в иерархических играх. Методические указания. ТПУ, Рег № 49 от 06.03.03, 10 с.




    1. Дополнительная литература




  1. Катулев А.Н., Северцев Н.А. Исследование операций: принципы принятия решений и обеспечение безопасности. Учеб. Пособие для вузов.- М.: Физико-математическая литература, 2000.

  2. Морозов В. В., Сухарев А. Г., Федоров В. В., Исследование операций в задачах и упражнениях. М.: Высшая школа,1986.

  3. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики.- М.: Мир,1985.

  4. Оуэн Г.Теория игр. М.:Мир,1971.






Скачать 84,41 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер84,41 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх