Вслед за кубизмом по времени следовали футуризм и экспрессионизм. За ними настала очередь дадаизма и сюрреализма icon

Вслед за кубизмом по времени следовали футуризм и экспрессионизм. За ними настала очередь дадаизма и сюрреализма


Смотрите также:
Бакалаврская программа, 2 курс...
Дома Консалтинга «Что делать Консалт»...
Театральность в художественной системе французского сюрреализма...
2. Из истории и предыстории сюрреализма...
Михаил Успенский...
Сальвадор Дали король сюрреализма...
«Там, где нас ждут, мы всегда оказываемся точно в срок». («Дневник мага»)...
Б. Г. Бобылев (г. Орел) Топос времени в рассказе А. Платонова «Река Потудань»...
Анализ данных типа времени жизни (Survival Analysis) с. н. с. Н. В. Чистякова 1 год...
Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина...
Цепция мультимедиа. Русский футуризм, «Свободная Искусство», «Свободная Музыка»...
Программа курсов повышения квалификации «Развитие профессиональных и деловых качеств»...



Загрузка...
скачать
Дадаизм и сюрреализм.


Вслед за кубизмом по времени следовали футуризм и экспрессионизм. За ними настала очередь дадаизма и сюрреализма.

В феврале 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, во время первой мировой войны, в среде эмигрантов-художников образовался дадаизм. Основатель течения румынский поэт Тристан Тзара писал, что слово Дада на языке племени Кару обозначало хвост священной коровы, но главное – Дада – это бессмысленный детский лепет. Именно бессмыслица стала камнем, на котором было возведено недолгое здание дадаизма. До 1920 г. дадаисты жили в Швейцарии, с 1920 – в Париже. Здесь их поддерживали Пабло Пикассо, интересовался дадаизмом Кандинский, французские поэты Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон. Примкнули к дадаизму и приехавшие из США художники, среди них Марсель Дюшан, выставивший в 1914 г. сушилку для бутылок. В Германии дадаизм основали Георг Гросс - в Кельне, Макс Эрнст - в Ганновере.

На выставках дадаистов появлялись коллажи, где куски газет и фотографий наклеивались на холст. В ход шли куски мочала, веревки, пуговицы, битое стекло, проволока, выставлялись самые обыденные предметы быта. Вершиной данной линии развития стало экспонирование в 1917 г. на выставке в Нью-Йорке писсуара, который выставил все тот же Марсель Дюшан. Вместо музыки дадаисты били в ящики и банки, вместо стихотворений страшными голосами выкрикивали хаотический набор слов. Слова были такими: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». В результате озверевшая публика свистела, вопила, забрасывала дадаистов яйцами, в Париже в 1920г в дело пошли жареные бифштексы. Скандалы нередко заканчивались драками и вмешательством полиции. На выставку 1920 г. в Кельне надо было пройти через мужскую уборную; в центре очень большого помещения стояла девочка и читала непристойные стихи, в углу Бааргельд выставил аквариум с маслянистыми красными разводами на дне, на котором помещался будильник и плавал женский локон. Другие экспонаты были такими же. Кончилось тем, что завсегдатаи кафе, изрядно нагрузившись пивом, разбили аквариум, разрушили другие предметы. Появилась полиция. Это был настоящий триумф дадаизма.

^ Главной социальной причиной, породившей дадаизм была чудовищная бойня первой мировой войны. Дадаизм стал своеобразным ответом на бесчеловечность войны, разрушившей все основы современного мира. Рационализм и логику дадаисты считали одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая фундаментальные структуры европейской цивилизации – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков. Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «шумовой» поэзии: не заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; такая поэзия включала крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр.

Напуганные окружающей их действительностью, дадаисты пришли к отрицанию всякой разумной действительности. Предметы вещного мира в их работах потеряли все, кроме своего жесткого скелета, в этом смысл сушилки для бутылок, выставленной Марселем Дюшаном. Анархисты по мировосприятию, дадаисты выступили и против великого искусства прошлого, призывали уничтожать музеи, в Париже требовали разрушить Лувр. Дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства, в котором справедливо видели высший смысл европейской цивилизации.

^ «РЕДИ МЕЙД».

Реди мейд – наиболее развитая форма современного искусства, обозначает готовое изделие. Это выставление самых обычных, часто бытовых предметов, некоторые из которых кажутся только что сошедшими с магазинного прилавка. Другие скомбинированы самым необычным образом. Велосипедное колесо, укрепленное на табуретке - 1914г. работа Марселя Дюшана. Металлическая клетка, заполненная мраморными кубиками, имитирующими пиленый сахар, с воткнутым в нее термометром. 1921 г - Марсель Дюшан.

« Итак, живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан этот винт? Скажи, ты можешь так сделать?» – спрашивал Дюшан. Задачей подобного искусства было утверждение бессмысленности существования, отказ от отражения реальной жизни, «создание новой реальности». Дадаизму присущи черты анархизма, воинственности, циничности. К 1922 г. дадаизм себя исчерпал. В недрах дадаизма уже возникал сюрреализм.

Сюрреализм

Это слово происходит от французского сюрреалите, то есть искусство «сверхъестественного», «сверхреального». Сюрреализм возник на почве литературы в недрах дадаизма и постепенно поглотил его. Впервые это слово появилось в 1917 г. в предисловии к сборнику Гийома Аполлинера. В 1924 г. вышел первый номер журнала «Сюрреалистическая революция». Сюрреализм проник затем в область живописи, скульптуры, театра и кино. Начало 20-ых гг. в Европе отмечено экономическим кризисом, инфляцией, реакцией, зарождением фашизма, и одновременно с этим ростом политической активности масс, образованием коммунистических партий, ростом авторитета молодого Советского государства. Значительная часть европейской интеллигенции, не примкнувшей ни к одному лагерю, впала в настроения мистики, иррационализма, субъективизма.

На теорию сюрреализма значительное влияние оказала философия интуитивизма Анри Бергсона, утверждавшего, что разум бессилен постичь действительность, что логическое мышление себя изжило, и только интуиция способна проникнуть в суть явлений. Художник сам творит действительность, и тем самым он значительно от нее оторван. Наибольшее влияние на теорию сюрреализма оказало учение Зигмунда Фрейда. Главное, что извлекли сюрреалисты из фрейдизма – то, что человеком управляет не разум, а вечные, непознаваемые иррациональные силы: инстинкты, влечения. Инстинкты половой, самосохранения, разрушения и смерти – двигатели человеческой жизни, по Фрейду. Именно эти инстинкты, сублимируясь (переключаясь) провоцируют взрыв творческой энергии. Искусство и сновидения – именно те области, где бессознательное проявляется с особой силой.

Глава сюрреализма – французский поэт и психиатр Андре Бретон утверждал, что искусство сюрреализма есть автоматическая попытка выразить движение мысли вне всякого контроля со стороны разума, морали. Сон или бредовая галлюцинация – вот способ прорваться в глубины подсознательного. Сверхреальность, по Бретону, это будущее соединение всемогущества человека во сне и реальности. Принцип свободных ассоциаций Фрейда стал основой идеи соединения несоединимого в искусстве сюрреализма. Символическое толкование Фрейдом отдельных предметов – отражений душевных образов - нашло воплощение в магическом значении вещей в работах сюрреалистов. Идеи Фрейда о влиянии на человеческую душу архаических, доисторических картин нашли отражение в обилии на картинах сюрреалистов странных существ, принадлежащих то ли животному, то ли человеческому миру, напоминающих низшие примитивные организмы.

«Изысканный труп хлебнет молодого вина» – строчка, сложившаяся на основе детской игры в слова, передаваемые соседу в завернутой бумажке, так сказать, плод коллективного творчества, может иллюстрировать прием автоматизма в творчестве сюрреалистов.

Немецкая сюрреалистка ^ Мерет Оппенгейм выставила чайный прибор: чашку с блюдцем и ложку, плотно обтянутые настоящим мехом, тем самым продемонстрировав, что такое сочетание несочетаемого.

Сюрреалистам было близко творчество Антонио Гауди, Марка Шагала, итальянского поэта и живописца Джорджо ди Кирико.

Первая выставка сюрреалистов в Париже в 1925 г. объединила целый ряд художников: Макс Эрнст, Пабло Пикассо, Пауль Клее, Андре Массон, Хуан Миро, позже к ним примкнули Марсель Дюшан, Ив Танги.

^ Джорджо де Кирико (1888–1978)

Итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос, учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлечение философией

Ф. Ницше и аллегорической живописью А. Бёклина способствовало появлению у де Кирико интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Даже названия этих работ, такие, как "Ностальгия по бесконечности" (1913) и "Меланхолия улицы"(1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Ранние работы Джорджо де Кирико оказали существенное влияние на формирование сюрреализма и творчество таких его представителей, как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали. По словам его основателя и идеолога Андре Бретона, только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи.

^ Ив Танги (1900-1955)

Художник родился во Франции. В молодости служил на торговом флоте. Был призван в армию во время первой мировой войны. После окончания войны сменил множество профессий. Танги никогда не обучался живописи. Идея стать художником овладела им после того, как в 1923 году он увидел картины Джорджо де Кирико. Его ввели в круг сюрреалистов.

Впечатления детства и юности Танги, связанные с морем, оказали определенное влияние на его творчество. Он использовал в своей живописи формы амеб, морских и земноводных животных, плавные линии и очертания дыма и облаков, пульсаций в воде и дрожащий свет. Одна из первых выдающихся работ Танги "Мама, папа ранен!"(1927, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Название этой работы очень эмоционально и мотивом ее создания послужила действительная история психиатрической болезни. "Непостижимый объект справа возможно представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец - в образе фасолевого объекта", - писал один из исследователей. Свои романтические пейзажи с морскими мотивами Танги писал всю жизнь, достигая интересных колористических результатов.

В 1946 году Танги эмигрировал в США. В послевоенные годы он довольно часто устраивал выставки своих полотен вместе с другими художниками-сюрреалистами.

Умер Танги в 1955 году. В этом же году прошел грандиозный ретроспективный показ его картин в Нью-Йорке.

^ Рене Магритт (1898 – 1967)

Бельгийский художник-сюрреалист обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе. По окончании работал оформителем обоев и художником по рекламе. Ранние работы Магритта были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием Фернана Леже.

Знакомство с живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов. В 1925-1926 Магритт написал "Оазис" и "Затерянного жокея" - свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.

В картинах художника постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности ("Компаньоны страха", 1942; "Объяснение", 1954; "Букет слез", 1948). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами ("Империя света", 1954). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью он активно использовал в своих полотнах символы зеркал, глаз, окон ("Фальшивое зеркало", 1935; "Ключ к пространству", 1936; "Прекрасный мир", 1962).


В 1930 г. произошел раскол в среде поэтов и художников, близких сюрреализму. Луи Арагон и Поль Элюар отошли от течения, и началось их сближение с коммунистами, уехал в борющуюся Испанию в 1936 г. Тристан Тзара – вождь дадаизма. В это время и взошла звезда Сальвадора Дали.

^ Сальвадор Дали (1904 —1989)

Всемирно известный художник, мультимиллионер, циник, выдумщик, фигляр, все время эпатировавший буржуазную публику, создатель книг и фильмов о себе самом родился в 1904 г. в Каталонии, в городке Фигерасе, в семье адвоката. В молодости Дали принадлежал к бунтарской молодежи Испании, но всегда выбирал свой особенный путь. Он подвергался аресту за связи с анархистами, был изгнан из родного дома.

В 1921 г. в Мадриде Дали знакомится с такими деятелями испанской культуры, как кинорежиссер-реформатор Луис Буньюэль и выдающийся испанский поэт - Федерико Гарсиа Лорка. В 1926 г. его выгоняют из Академии. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову – русскую эмигрантку), оказавшую в дальнейшем на его жизнь огромное влияние. В том же 1929 г. Дали приехал в Париж. В Испании он начинал как кубист, но скоро перешел к сюрреалистическим приемам живописи.

Дали объединил в своем творчестве точный, почти классицистический салонный рисунок, пошловатую цветную фотографию, классическую форму предмета. Все это должно создать иллюзию точности тех бредовых видений, которые рисует Дали, параноических галлюцинаций. Дали внес в пассивный сюрреализм яростную энергию, агрессивность своих параноидальных образов. Образы Дали вызывают у зрителя чувство страха, гнетущей противоестественности, возмущения, брезгливости. Дали писал головы, которые разрастались в гигантские опухоли, опиравшиеся на подпорки, искаженные безумием лица, где вместо рта копошились черные муравьи, часы и камни, растекавшиеся, как тесто. Названия картин, поясняли изображенное: «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон», изображал половые отношения черепа и рояля. Дали признавался: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам их не понимаю». При этом Дали утверждал, что они полны глубокого, сложного смысла. На картине «Символ агностицизма» 1932 г. проникшая через окно в темное иррациональное пространство чайная ложка удлинилась до невероятных размеров и устремляется прямо на зрителя, огибая змеиным движением возникшие на ее пути препятствия, подобная жуткому пресмыкающемуся. Страх перед непознаваемой действительностью отразился в картинах «Постоянство памяти» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пылающий жираф» (1935, Публичное художественное собрание «Базель»).

В 1936 г. в Испании генерал Франко сверг республиканское правительство. Началась гражданская война. Вскоре в дела Испании вмешалась фашистская Германия на стороне Франко. Тогда же в Испанию для поддержки республики поехали многие интернационалисты, среди них писатели, художники, поэты.

«Предчувствие гражданской войны в Испании» 1936 г.

Знаменитая картина представляет на фоне морского залива с красноватыми скалами и густо-синим небом типичный сюрреалистический пейзаж с ощущением вневременности и безжизненности – чудовищную конструкцию. Вытянуты окаменевшие формы рамообразного острова, они включают в себя гигантскую костяную ногу и две хищные руки с когтистыми исковерканными пальцами и деформированные обрубки человеческого тела. Как всегда, у Дали, твердое превращается в мягкое, податливое. Так одна из лап судорожным зверским движением сжимает словно выдавленную жесткой окостеневшей массой остова женскую грудь с окровавленным соском. Все сооружение опирается на маленький деревянный шкафчик самого прозаического вида и увенчано лохматой головой, искаженной жуткой гримасой.

«Осеннее канибальство» 1936 – 1937 гг.

Представлены жуткие существа, вооруженные ножами, вилками и ложками, пожирающие друг друга. Растекающаяся масса двух существ вызывает чувство омерзения, поблескивает металлическое лезвие ножа, прорезывающее общую мрачную коричневатую тональность картины. Любимый прием Дали – введение в иррациональную картину самых обычных тривиальных предметов. Не случаен уголок буколической конфетной идиллии, введенный на фоне жуткого каннибальства. Уголок испанской природы оказывается несовместим с дикой борьбой существ за выживание. Сам Дали пояснял, что эта а картина изображает испанцев, пожирающих друг друга, воплощение гражданской войны, феномена естественной истории. Тем самым Дали выступил на стороне тех сил, которые стремились потопить Испанскую республику в крови, а это были итальянские и немецкие фашисты. Дали поддержал переворот, осуществленный генералом Франко, поссорился с сюрреалистами, стоявшими на республиканских позициях, и его исключили из группы. В ответ Дали заявил: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уехал в США, он почувствовал растущее значение этой заокеанской страны.

Следуя общей тенденции сюрреализма, Дали то и дело пытался ниспровергнуть произведения классического прошлого. Такова его Монна Лиза с пририсованными усами. Дали видоизменяет Венеру Милосскую так, что грудь, живот, колено богини представляют выдвинутые ящики шкафа с ручками в виде расплющенных присосков.

Своеобразен и «реди мейд» в творчестве Дали. В США, работая по оформлению рекламы, Дали выставил самую обычную ванну, густо покрытую длинными черными волосами, но поссорился с директором магазина, разбил витрину и выпрыгнул со всем содержимым на проходящую публику. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944, собрание Тиссен-Борнемиссе, Лугано) — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» (1947) и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

В 1948 Дали возвращается в родной Фигэйрас, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте» 1951, «Тайная вечеря», «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).

Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Сальвадор Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника. Он и погиб здесь во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

Дали понял, что для художника нового века скандал, эпатаж, постоянное присутствие на страницах газет и журналов, появление в телевизионных передачах – обязательная составляющая биографии.









Скачать 119,61 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер119,61 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх