Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г icon

Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного...
Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва...
Учебно-методический комплекс дисциплины " Организация и планирование производства " Для...
Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения...
Учебно-методический комплекс Часть 1 Для всех направлений и специальностей Санкт-Петербург...
Учебно-методический комплекс дисциплины по политологии для всех специальностей Семестр...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Этнология для всех специальностей...
Учебно-методический комплекс Для студентов всех специальностей...
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в профессию Для направления/специальности...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1-3 курсов отделения...
Учебно-методический комплекс Для студентов всех специальностей, кроме специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Российской и мировой истории


Одобрено УМС

Юридического факультета


ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ

И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ


Учебно-методический комплекс

для всех специальностей и направлений подготовки


Москва

2010 г.

Автор-составитель:



Косорукова М. И., к. и. н., доцент.


Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по всем специальностям и направлениям.


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору для изучения, а также может изучаться как факультативная дисциплина.


© Российский государственный торгово-экономический университет, 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение………………………………………………………………………….…….4

  1. Цели и задачи дисциплины …………………………………..…….…………..…..4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..…5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

«История мировой культуры». ……….............................................................6

  1. Объем дисциплины ………………………………………………..…………....….7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…...7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………...……..9

4. Содержание курса ………………………………...…………………………….....12

5. Семинарские занятия ……….………………………..……………………….......32

5.1. Темы семинарских занятий.........................................................................32

6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………………….51

6.1.Методические указания по написанию рефератов……………………….51

6.2. Примерный перечень рефератов..… ………………………….…………..52

6.3. Другие виды самостоятельной работы…………………………………....52

7. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………...61

8. Тестовые задания……………………………………………………………..…..63

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..98

9.1. Методические указания по лекционному курсу ………………………….98

9.2 Литература, рекомендуемая студентам для подготовки к занятиям.......112

9.3. Методическое обеспечение дисциплины……………………………...…123

9.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины ….....................................................................................................…123

10. Рабочая тетрадь ……………………….…………………………………..........125

11. Словарь терминов и понятий………………………………...…………………127

Приложение 1. …………………………………………………………………….... 152

Темы студенческих конференций ………………………………………….…..152

ВВЕДЕНИЕ

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В современном мире в условиях дальнейшей интеграции народов и стран, роста контактов в различных областях общественной жизни роль культуры как уникальной формы общения между людьми значительно возрастает. В этой связи знание культуры для современной молодежи, в том числе и студенческой, становится крайне важным.

Мировая история, представая как череда войн, насилия, борьбы за власть, вместе с тем разворачивается «золотой цепью» культурных свершений, создания непреходящих материальных и духовных ценностей: величественных храмов и дворцов, произведений искусства, научных теорий, моральных норм. Культура разных эпох объединяет континенты и поколения, прошлое, настоящее и будущее.

Знание истории мировой культуры расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

Учитывая, что к проблемам культуры в той или иной степени обращаются

разные научные дисциплины, и прежде всего такие как философия, история, социология, курс «История российской и мировой культуры» опирается на достижения этих наук.

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель настоящего курса заключатся в том, чтобы представить в целостном виде содержание современных знаний о культуре, рассмотреть развитие культур стран Востока, Запада и России с древности до современности, показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации, познакомить студента с категориальным аппаратом данной дисциплины, помочь студенту ориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Основные задачи курса заключаются в следующем:

- выявить специфику предмета «Истории российской и мировой культуры» и методологию ее преподавания;

- дать необходимые представления об общих закономерностях развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи в разных регионах нашей планеты;

- сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры на основе изучения конкретно-исторических форм ее проявления;

- пробудить интерес и уважение к истинным ценностям российской и мировой культуры, научить уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей отечественной культуры.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение дисциплины начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Студенту необходимо конспектировать основные положения и рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Основным этапом изучение темы является самостоятельная работа по рекомендованной литературе, список которой к каждой теме указан в данном методическом пособии.

Курс «Истории российской и мировой культуры» имеет достаточно сложный понятийный аппарат. Поэтому целесообразно вести собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. При работе над темой необходимо иметь справочники, словарь иностранных слов и т.д.

При подготовке к семинарам студент должен фиксировать непонятные вопросы для последующего их изложения и обсуждения на занятиях. Выступления студентов должны быть четко структурированы, аргументированы, ясным и грамотным изложением.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия курса и ориентироваться в терминологии;

- структуру, функции культуры, ее эволюцию, основные теории культуры;

- роль культуры как важнейшего фактора общественного развития;

- формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, закономерность их функционирования и развития, формы, средства и методы культурной деятельности;

- основные стили и направления в художественной культуре;

- основные исторические факты, даты, события и имена деятелей культуры.

-особенности истории культуры России, ее место в системе мировой куль-

туры.

Студент должен уметь:

- объяснить феномен культуры и роль социально значимого опыта человеческой деятельности в формировании культуры;

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, анализировать причины взлета и падения культур тех или иных народов;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию и культурным процессам современности.

- сопоставлять, сравнивать достижения в культуре различных эпох и народов;

- прослеживать преемственность в смене культурных эпох, взаимосвязь и взаимовлияние различных культур;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства.

Студент должен приобрести навыки:

- практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

- работы с источниками информации (альбомами репродукций памятников мировой и отечественной культуры; научными статьями, посвященными творчеству выдающихся деятелей культуры и т. д.).

^ 2.1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Инновационные технологии в учебном процессе по дисциплине «История российской и мировой культуры» обеспечивают интенсивное усвоение знаний студентами, увеличивает их вовлеченность в процесс изучения материала и способствует практическому применению теоретических знаний. Инновационные технологии не заменяют лекционные и практические занятия, а используются в качестве дополнения к ним.

К инновационным технологиям относятся такие формы работы как дискуссия, диспут, доклад, интерактивная панель, исследовательский метод обучения и др. Проводятся практически на каждом семинарском занятии.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свои мнения по проблеме, заданной преподавателем. Дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

^ Диспут – публичный спор, активная форма работы со студентами. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем.

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопросы программы.

^ Интерактивная панель – мультимедийное средство обучения в аудиториях, оборудованных проектором и экраном. Панель работает также как интерактивная доска, давая возможность преподавателю в ходе занятий управлять демонстрацией наглядного материала и делать пометки поверх изображения.

^ Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе познавательной поисковой деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения (студенческий исторический кружок, научные доклады студентов на итоговых конференциях). Исследовательский метод обучения стимулирует творческий поиск, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании.

Коллоквиум – форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра. На коллоквиум выносится узловые, спорные или особо трудные темы. Преподаватель имеет возможность узнать, понимают ли студенты его лекционный курс. На коллоквиуме обсуждаются самостоятельно изученный студентами материал.

Круглый стол – эффективный способ для обсуждения сложных и актуальных на текущий момент вопросов. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога

^ Мультимедийные средства – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и др.), организованными в виде единой информационной среды (студенческие научные конференции).

^ Обучение проблемное – обучение, предполагающее создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое владение знаниями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Презентация- способ наглядного представления учебной информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация на базе информационно- коммуникативных технологий, как правило, содержит в себе текст, иллюстрации к нему и демонстрируется на проекционном экране. Одновременное использование: а) авторского комментирования основных идей доклада, б) текстовых выдержек из него и в) ярких, точно подобранных или созданных иллюстраций делает выступление студента не только интересным, но и запоминающимся.

Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знание студентов по пройденным темам

^ Проблемное изложение – педагогический метод, при котором лекция становится похожа на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс. Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции. изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами Учебного материала). Эффективность метода состоит в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Дисциплина «История российской и мировой культуры» общим объемом 75 часов (из них 34 часов аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, активная самостоятельная работа. Форма итогового контроля для студентов всех специальностей (очная форма) — зачет.

Рассмотрено на примере специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли)»


^ Очная форма обучения

Специальности



Виды учебной работы

080502


семестра

4

^ Аудиторные занятия

34

Лекции

18

Семинарские занятия

16

^ Самостоятельная работа

41

Всего часов на дисциплину

75

Вид итогового контроля

Зачет – 4

сем.



^ 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Очная форма обучения

Специальности



^ Разделы и темы



Лекции


Семинары


Самостоятельная

работа


Раздел I. Введение. Культура Древних цивилизаций.



2


2


5

Тема 1. Культура как предмет исследования.

Тема 2. Первобытная культура.

Тема 3. Культура Древнего Востока. Культура древних цивилизаций Двуречья.

Тема 4. Культура цивилизации Древнего Египта.

0,5

0,5


0,5


0,5

0,5

0,5


0,5


0,5

2

1


1


1


^ Раздел II. Античная культура.



2


2


4

Тема 5. Античная культура Древней Греции.

Тема 6. Античная культура Древнего Рима.

1


1

1


1

2


2


^ Раздел III. Диалог культур: Восток- Запад.



2


-


6

Тема 7. Единство и многообразие индийской культуры.

Тема 8. Традиционная культура Китая. Традиционная культура Японии.

Тема 9. Культура цивилизаций Америки.

Тема 10. Арабо- мусульманский тип культуры.

0,5


0,5


0,5


0,5

-

-

-


-

1

1

2


2


^ Раздел IV. Культура Европы.



2


2


4

Тема 11. Культура Византийской империи.

Тема 12. Европейская культура Средних веков.

Тема 13. Культура эпохи Возрождения.

Тема 14. Европейская культура Нового времени.

0,5

0,5


0,5


0,5


0,5


0,5

0,5


0,5


1


1


1


1


^ Раздел V. Европейская культура ХIХ – ХХI вв.




2


2


5

Тема 15. Основные направления европейской художественной культуры ХIХ в.

Тема 16. Мировая художественная культура Новейшего времени ХХ – ХХI вв.

Тема 17. Культура на пороге ХХI века.

0,5


1


0,5

0,5


1


0,5

1


2


2


^ Раздел VI. Русская культура IХ - ХVI вв.



2


2


4

Тема 18. Культура славян и эпохи Древней Руси. (IХ – ХII вв.).

Тема 19. Средневековая культура Московской Руси.

1


1

1

1


2

2




^ Раздел VII. Русская культура ХVII - ХVIII вв.



2


2


4

Тема 20. Русская культура ХVI - ХVII вв.

Тема 21. Культура эпохи Петровских реформ. (1-я четверть ХVIII в.)

Тема 22. Культура Российской империи 2-й половины ХVIII в.

0,5


0,5


1



0,5


0,5

1

1


1

2


^ Раздел VIII в. Русская культура ХIХ – начала ХХ в.



2


2


4

Тема 23. Культура первой половины ХIХ в. «Золотой век» русской культуры.

Тема 24. Культура второй половины ХIХ в.

Тема 25. Культура начала ХХ в. «Серебряный век» русской культуры.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1


^ Раздел IХ. Советская и российская культура в ХХ-ХХI вв.



2


2


5

Тема 26. Становление Советской культуры 1917-1921 гг. Советская культура в 20-30-е гг. ХХ в.

Тема 27. Советская культура в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

Тема 28. Советская культура во второй половине ХХ в.

Тема 29. Культура Российской Федерации (1992- 2010 гг.).


0,5

0,5


0,5


0,5


0,5

0,5


0,5


0,5


1

1


2


1

Итого: 75

18

16

41


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Введение к курсу.

Предмет курса - история развития культуры ведущих регионов мира, ведущих стран разных эпох. Материал излагается по основным этапам развития культуры (Первобытная эпоха и Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время).
Рассматриваются базовые особенности (этапы эволюции культуры и связанные с ними ключевые исторические события, общественные идеалы, специфика повседневной жизни, наука и искусство, вклад данной цивилизации в мировую культуру). Особое внимание уделено своеобразию мировоззрения различных народов и цивилизаций, поскольку именно в нём раскрывается духовная атмосфера определенной эпохи.
Цель курса - составить у студента целостное, разностороннее представление о развитии различных культурных общностей.


^ Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы к изучению истории человеческой культуры (формационный, цивилизационный, циклический, креационный, эсхатологический, пассионарный, технократический, метаисторический).

Научные интерпретации понятия «культура». Культура и цивилизация. Материальная и духовная культура. Ценностная природа культуры, художественные ценности. Проблема кризиса и прогресса культуры. Искусство как явление культуры. Принципы классификации искусств: архитектура, скульптура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, кино.


^ Тема 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Решающее значение культуры в становлении человека. Периодизация первобытной культуры. Рождение и развитие форм духовной культуры. Возникновение языка и примитивных форм письменности. Происхождение ритуалов и их типология. Мифология как форма мировоззрения. Зарождение эстетического чувства.

Проблема возникновения искусства. Три основные гипотезы происхождения искусства: из подражания, из игры, из труда. Проблема мотива происхождения искусства.

Основные достижения и открытия человека в первобытную эпоху. Особенности первобытного искусства. Виды поселений и погребений. Духовный мир первобытного человека. Система мироздания в представлениях первобытных людей. Ранние формы верований.

Архаическая живопись (Верхний палеолит). Пещера Альтамира (Испания).

Новые центры архаической живописи. Монументальное искусство. Мегалиты,

менгиры, дольмены.


Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

^ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДВУРЕЧЬЯ.


Первая кодификация правовых норм - законы Хаммурапи.

Соцноморфность мифа в Древней Месопотамии: «наделение» каждого божества определенной «сферой деятельности», т. е. копирование устройства общества.

Антропоморфность мифологического мышления.

Создание нового типа буквенного письма с пропусками гласных и его значение.

Библия - главное изобретение Палестины. Библия – первая формулировка этической концепции не в форме поучений, а в форме моральных максим.

Заимствования у архаической Греции.

Изобразительное искусство. Открытие воздействия колорита. Каменная мозаика. Монументальная архитектура. Зиккураты.


^ Тема 4. КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Культура Древнего Египта.

Культура Древнего Египта. Периодизация истории культуры Древнего Египта. Особенности географического положения и исторического развития.

Культ фараона. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Идея загробного воздаяния. Особенности египетского сознания.

Новое отношение к слову: возникновение жанра славословия. Письменность. Литература. Древнейшие памятники литературы.

Архитектура и знание тайн «золотого сечения». Древнеегипетская архитектура. Пирамиды. Строительство пирамид - свидетельство осознания вечности. Возникновение представления о внешнем и внутреннем пространстве. Возникновение мировоззренческой функции архитектуры. Развитие строительной техники. Циклопические постройки. Художественные изобретения Древнего Египта.

Изобразительное искусство. Литература и письменность. Развитие науки. Египет - колыбель мировых открытий. Создание первой в мире системы образования, начало передачи знаний организованным способом.

Влияние египетской культуры на развитие культуры других народов.

^ Тема 5. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древнегреческая культура. Периодизация греческой культуры. Крито - Микенская культура. Периоды архаики, классический и эллинизм. Политическая культура древних греков.
Свобода как основа политического сознания древних греков. Мифология, религия, мировоззрение в духовной культуре древних греков. Система воспитания и просвещения. Философия.
Литература. Эпос и его особенности. Открытие авторства как явления. Гомеровский эпос. Греческая система стихосложения. Гекзаметр.

Драматическое искусство. Новое отношение к искусству. Условность перевоплощения. Жанры драматического искусства. Достижения поздней античности.

Архитектура и скульптура греческой классики. Архитектура Греции. Ордерная система (дорический, ионический и коринфский ордеры). Рационалистичность греческого искусства. Скульптура. Достижения греческого искусства скульптуры: открытие пропорций, отражение определенных состояний, эмоций и т.п.

Монументальность и трагичность в искусстве эпохи эллинизма. Античная культура - итог развития культуры средиземноморья.


^ Тема 6. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Древнего Рима. Периодизация культуры Древнего Рима. Этрусская культура. Религия и мировоззрение древних римлян. Своеобразие римской философии. Политические и правовые системы Рима. Римское право.

Идеология. Завоевание Греции. Сближение греческой и римской культур. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя». Римский индивидуализм.
Литература и ораторское искусство. Вергилий, Гораций, Овидий. Плутарх. Тит Лукреций Кар — основоположник скептицизма.
Театральные представления. Гладиаторские бои.
Искусство Рима: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, массовые зрелища.
Архитектура. Площади (форумы) и храмы, триумфальные арки и ипподромы, Колизей Скульптура. портрет.
Христианство. Император Константин.
Значение культуры античности.


^ Тема 7. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗЕ ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Индийская культура. Периодизация истории древней Индии. Хараппская культура. (Восточный Пенджаб).

Ведическая культура индоариев. Джатаки. Гимны. «Рамаяма». Основы брахманизма и индуизма. Понятие кармы и брахмы.

Буддизм и его влияние на формирование духовной культуры индийского народа. Взаимодействие ритуала и сознания. Мироощущение, миросозерцание, мировоззрение как система идей. Квиитизм. Особенности индийской религии. Отсутствие иерархии богов и иерархия в обществе.

Йога, ее сущность и разновидности.

Наука. Архитектура и изобразительное искусство. Связь искусства с религией.


Тема 8. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ.

^ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ.

Культура Китая. Мировоззрение древних китайцев. Философско-религиозные системы Древнего Китая и их роль в формировании духовно-нравственных традиций. Особенности восточного мышления, отличия от европейского. Нормы повседневной жизни. Длительная изоляция локальных культур как особенность условий формирования китайской культуры.
Своеобразие классической культуры Китая. Развитие науки. Астрономические открытия Китая и их всемирное и научное значение. Литература и письменность. Изобретение иероглифического письма - универсальной системы пере- дачи информации. Архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство.
Театр. Музыка. Изобретение пентатоники. Особенности китайской музыкальной культуры. Музыка как мощное средство воздействия на эмоции и сознание.
Концепция счастья в старом Китае.
Традиционная культура Японии. Духовно-религиозные основы культуры Японии. Синтоизм. Дзен-буддизм. Бусидо.
Художественная культура средневековой Японии. Архитектурные ансамбли и садово-парковое искусство. Скульптура и живопись. Свитки. Укиё и каллиграфия. Японский национальный театр. Искусство икебаны и чайных церемоний.






оставить комментарий
страница1/7
Косорукова М. И
Дата02.10.2011
Размер2,23 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх