История научной библиотеки государственного музея изобразительных искусств имени а. С. Пушкина icon

История научной библиотеки государственного музея изобразительных искусств имени а. С. Пушкина


Смотрите также:
2 75 лет со дня рождения российской поэтессы Юнны Мориц (1937)...
2012 год – Год российской истории...
Программа лектория...
«Традиционная культура и изобразительное искусство – научный и образовательный потенциал музея»...
Списки членов Международного совета музеев (иком) от России...
Списки членов Международного совета музеев (иком) от России...
Тематический перечень программ Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А...
1. Конкурсная комиссия в составе...
Экскурсиии в городе комсомольск-на-амуре...
1. Конкурсная комиссия в составе...
1. Конкурсная комиссия в составе...
1. Конкурсная комиссия в составе...



Загрузка...
скачать


Анна Захарова


ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА


История научной библиотеки Государственного музея изобразительных искусств интересна и насыщенна. Эта статья заключает в себе лишь краткое изложение событий, основанное главным образом на архивном, неопубликованном материале. Также в работе над статьей использованы публикации, так или иначе относящиеся к истории музея. В первую очередь, это музейные издания. Работ, непосредственно относящихся к истории музейной библиотеки, очень мало. В их числе: Малицкая К.М. Библиотека Музея Изящных искусств // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. № 3. М.: Государственный Музей Изящных Искусств, 1927, с.8-11; Павлова Ф.И. Краткий обзор новых поступлений научной библиотеки Выставка новых поступлений. 1981-1986 // К 75-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: Каталог. М.: Сов. художник, 1989, с.216-219*. Наиболее полным исследованием по этой теме является дипломная работа автора (не опубликована), а также опубликованные им статьи: Захарова А.В. Научная библиотека ГМИИ им. А.С.Пушкина: период становления // Библиотековедение. № 5/6. М, 1997. С.95-102; Захарова А.В. Библиотека Кабинета изящных искусств и классических древностей Московского университета // "... Все в груди слилось и спелось": Пятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1997 года): Сборник докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. С.98-107.


Научная библиотека Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III при Московском Университете (основан в 1755 году), как ранее назывался Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, открылась летом 1912 года, когда залы Музея изящных искусств распахнули свои двери для посетителей. Официальные же документы, хранящиеся в архиве музея, указывают и на 1909 год. Тогда музейное здание было отстроено, утвержден штат музея, начата активная научная работа внутри него и систематическое комплектование фонда библиотеки. Упоминается и 1913 год, когда стал функционировать читальный зал, где регулярно занимались ученые и студенческая молодежь.

В основу фонда библиотеки легло книжное собрание Кабинета изящных искусств и классических древностей при историко-филологическом факультете Московского университета (основан в 1848 году). Материалы библиотеки Кабинета отбирались непосредственно заведующими Кабинетом - П.М.Леонтьевым, К.К.Гёрцем, А.Н.Шварцем и И.В.Цветаевым1 - будущим основателем Музея изящных искусств. Фонд комплектовался в соответствии с общим развитием науки об искусстве и с учетом университетского курса. В основном это были труды немецких ученых. В соответствии с преобладанием в составе Кабинета слепков с античных памятников, при приобретении книг долгое время отдавалось предпочтение литературе по античному искусству и нумизматике. Библиотека Кабинета включала в себя различные издания, в том числе фотографии и диапозитивы, а с начала 90-х годов прошлого века - и журналы, освещающие современные проблемы науки об искусстве того времени; некоторые из них комплектуются научной библиотекой ГМИИ и сегодня. Издания выписывались И.В.Цветаевым из известных книжных фирм Мюнхена, Дрездена, Лейпцига, Франкфурта-на-Майне, Лондона, Парижа и Рима. Цветаев заботился также и о создании так называемого ядра библиотечного фонда, заказывая классические произведения литературы и философские труды. Библиотека Кабинета пополняется наиболее известными в то время трудами, в частности работами Винкельмана, Лессинга, Тэна, а также Прудона, Гюйо, Шопенгауэра и других.

Уже в 1893 году И.В.Цветаев предполагал составить музей из: I. Отделения архитектуры; II. Отделения скульптуры; III. Отделения живописи; IV. Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей; V. Библиотеки по всем отраслям искусства; VI. Аудитории для лекций по истории искусства2. Библиотеке он уделял особое место: "При Музее библиотека будет иметь специальный, историко-художественный характер. Здесь предполагается сосредоточить всю существенно-важную литературу для изучения искусства и быта древних и новых народов: атласы, художественные увражи, обширные издания памятников искусств, литературную разработку истории искусств в трудах общего характера и в специальных монографиях на всех главнейших языках. При библиотеке предполагается устроить читальный зал для студентов и публики, для которой он должен быть открыт ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начало библиотеки этого рода Университетом уже сделано, остается лишь неуклонно идти по этому практикой намеченному пути"3. Так, уже видя перспективы, в своих заграничных путешествиях, связанных с будущим музеем, Цветаев посещал европейские библиотеки, приобретал многочисленные музейные каталоги и издания по искусству. Профессору удалось добиться отмены пошлины на получаемые для Музея из-за границы книги.

С организацией в 1898 году Комитета по устройству Музея библиотека получила своих жертвователей. Московский коммерсант И.К.Прове обеспечил строительство зала библиотеки4. Читальный зал строился на средства крупного промышленника И.А.Колесникова и художницы-копиистки Е.Н.Самариной5. Копии с найденных в Кампанье и Риме античных фресок, выполненные художницей, впоследствии украсили читальный зал. Большие средства в будущую библиотеку вложил миллионер Ю.С.Нечаев-Мальцов6. В 1906 году от второй жены И.В.Цветаева, МА.Мейн, на дальнейшее устройство библиотеки поступила часть состояния. “10.000 руб. она завещала в вечный капитал Музея на составленные и %-в отдела библиотеки по истории искусства […] При этом она предоставила администрации Музея в размещении книг полную свободу, не желая для этого отдельных шкафов. Одного ей хотелось - чтобы в отчете Музея ежегодно стояла статья по расходовании %-в на указанную цель”7.

Наряду с непосредственным строительством помещений библиотеки и читального зала И.В.Цветаев и архитектор музея РИ.Клейн8 решали вопрос о их техническом устройстве. Предполагалось устроить книгохранилище в цокольном этаже, сообщение с которым происходило бы по винтовой лестнице. (Бывший зал библиотеки - теперь зал № 12, где экспонируется итальянское искусство XVII-XVIII вв., подвальное помещение под ним - современное помещение библиотеки). Опираясь на опыт библиотеки Исторического музея в Москве и Публичной библиотеки в Петербурге, Р.И.Клейн спроектировал специальные библиотечные шкафы, продолжающие служить музею и сегодня.

В 1904-1905 годах библиотека была перевезена в отстроенное здание музея. Известно, что в 1907 году она уже имела справочный отдел.

В июле 1909 года обязанности библиотекаря стал выполнять выпускник юридического факультета Московского университета, хранитель С.П.Киприянов9. Ему помогали два дежурных по читальному залу. После приобретения в музей в этом году коллекции египтолога В.С.Голенищева10 стали регулярно подбираться издания по искусству Древнего Востока. С получением акварельных копий художника Ф.П.Реймана11 с росписей катакомб, копий византийских и венецианских мозаик, с расширением собрания слепков начался систематический подбор книг по раннехристианскому искусству, западноевропейскому Средневековью и Ренессансу, главным образом, в области скульптуры. Принесенное в дар в 1910 году дипломатом М.С.Щекиным12 собрание картин раннеитальянской живописи послужило толчком к приобретению книг по итальянскому искусству. В 1911 году покупкой собрания В.С.Голенищева альбомов с фотографиями и получением в дар тематической фотоколлекции Ю.С.Нечаева-Мальцова библиотека продолжает комплектование своего репродукционного собрания.

В 1912 году при содействии профессора Петербургского университета, выдающегося ученого-византолога Н.П.Кондакова13, музей приобрел библиотеку архитектора Н.В.Султанова14. В том же году в книжный фонд поступила пожертвованная библиотека члена Московского археологического общества Н.В.Никитина, состоящая из изданий по истории искусства и архитектуры. Основными источниками комплектования библиотеки в 1912 году наравне с книжными фирмами стали ведущие музеи и библиотеки Европы.

В выписке из отчета о работе библиотеки в 1912 году значилось: "К началу отчетного года число находящихся в Библиотеке книг достигало 2497 названий. За истекающий год Библиотека пополнилась 272 номерами в количестве томов. Из означенного числа 238 названий приобретено на штатные средства Музея и Кабинета Изящных Искусств. Остальные издания в количестве 34 названий, содержащих 53 отдельных тома поступили в дар от частных лиц и учреждений […] Что касается порядка пополнения в истекающем году Библиотеки, то ввиду незначительности имеющегося на сей предмет кредита Администрация Музея вынуждена была ограничиться лишь приобретением нескольких основных произведений по отраслям истории искусств, до сих пор не имеющихся в составе Библиотеки и наиболее примечательных изданий, появившихся в продаже за последнее время. Главное же внимание обращено было на пополнение Библиотеки периодическими изданиями, которые могли бы дать возможность следить за текущей художественной и научной жизнью. Всего в отчетном году выписывалось 25 периодических изданий на французском, немецком, итальянском и английском языках. В первую половину отчетного года пользование Библиотекой, по установившемуся порядку, было предоставлено весьма ограниченному числу лиц, а именно лишь членам музейской администрации для работ по организации и устройству Музея, профессорам и студентам историко-филологического факультета, последним по рекомендации их научных руководителей и нескольким отдельным лицам со специальным разрешением Директора Музея. Самые занятия при этом происходили в помещении Библиотеки, не рассчитанной на большое число читающих, чем и объясняется ограниченный круг занимающихся в Библиотеке лиц. К открытию Музея администрация нашла возможным временно оборудовать необходимой мебелью находящийся при Библиотеке Читальный зал, вмещающий до 50 человек, который и начал функционировать с осени истекающего года. При этом найдено было возможным допустить к посещению Читальни не только лиц, специально занимающихся историей искусств, как студентов историко-филологического факультета, слушательниц Высших Женских Курсов, слушателей и слушательниц Императорского Московского Археологического Института [...]”15.

Главным событием 1913 года в жизни библиотеки было поступление в ее фонды по завещанию И.В.Цветаева библиотеки, состоящей из 600 книг по античной филологии и истории искусства на русском и иностранных языках. Тогда же библиотека получила в дар книжное собрание по нумизматике от К.А. Губастова, посла России в Ватикане. Было принято и книжное собрание В.И. Рязанцева, директора одной из московских гимназий. Это были произведения классической литературы, философские и исторические труды, новейшие немецкие, французские и английские издания. Тогда же в библиотеку Музея поступили книги из библиотеки Отделения истории искусств историко-филологического факультета Московского университета, организованной профессором Н.И.Романовым16. Еще в 1910 году Н.И.Романов писал И.В.Цветаеву: "Посылаю Вам список журналов, выписанных мною на 1911-ый год для библиотеки художественно-исторического семинария [Университета], а также другой список журналов, которые мог бы выписать Музей. Возможно, что Вы найдете этот список слишком пространным, я согласен, но дело в том, что в библиотеке Музея изящных искусств скорее всего, конечно, можно надеяться найти богатый набор всех главных и особенно популярных художественно-научных журналов [...], и их отсутствие в специальной библиотеке лишило бы последнюю ее совершенно исключительного по московским и даже русским условиям значения"17.

Постепенно расширялся круг деловых партнеров библиотеки. Теперь в него входили также отечественные книготорговые фирмы. Выписывалось уже 30 названий периодических изданий. Кроме того, библиотека пополнялась за счет книгообмена, что стало возможным с началом издания “Памятников Музея изящных искусств имени императора Александра III”. Велась работа и в рамках межбиблиотечного абонемента - в основном, с московскими просветительными учреждениями. Усилия музея по пополнению библиотеки привели к тому, что ее фонд составил почти 9 тысяч томов, из них 7,5 тысяч было на иностранных языках.

1914 год стал трагическим годом в жизни не только России, но и музея. В помещениях музея, в том числе и в его читальном зале, был организован Лазарет для легко раненых имени Ее Императорского высочества Великой Княгини Милицы Николаевны. "В виду необходимости, по обстоятельствам времени, особо спешного устройства в здании Музея лазарета для раненых воинов, Управление Музея изящных искусств, [...] отвело под лазарет наряду с другими залами и сооруженный на Ваши средства Читальный зал, временно убрав помещенные в сем зале копии античных фресок Вашей работы, поместив их, в целях надлежащей охраны, в одном из свободных зал Музея"18, - говорилось в октябре 1914 года в письме к Е.Н.Самариной.

Помимо этого, начало Первой мировой войны резко нарушило органическое развитие библиотеки. Почти совершенно прекратился приток иностранной литературы. Библиотека стала уделять больше внимания связям внутри страны, чем значительно расширила круг своих партнеров. В рамках книгообмена библиотека сотрудничала с просветительными учреждениями Санкт-Петербурга, Варшавы, Одессы. В 1915 году библиотека была открыта всего 193 дня, а число занимающихся в ней лиц составило 239 человек.

К этому времени библиотека музея представляла собой значительное и уже довольно систематизированное собрание книг и журналов по истории и теории искусства, тематика которых вышла за пределы, диктуемые непосредственным составом музейных собраний. Особо ценным приобретением в этот год стала полная серия трудов Археологического института в Риме (1829-1885). Пополнялся фонд и за счет пожертвований. Свои дары приносили библиотеке не только частные лица, но и научные учреждения: Московское археологическое общество, Исторический музей, Академия наук и другие.

В 1916 году заведующим библиотекой Музея стал приват-доцент Московского университета А.А.Сидоров19, по инициативе которого началась тщательная инвентаризация всего книжного собрания и составление каталогов.

1917-1921 годы были наиболее неблагоприятным периодом для библиотеки. В 1917 году Музей принял на хранение с правом пользования эвакуированную из Петрограда библиотеку Академии художеств (возвращена в Петроград в 1922 году). Тяжелейшая обстановка внутри страны не давала возможности выписывать издания из-за границы. В том же году университет временно закрыл музей. Библиотека прекратила обслуживать посетителей, но внутренние работы продолжались. Сразу после “октябрьского переворота” в музее была произведен обыск и изъяты некоторые предметы, предполагается, что в их числе были и книги.

С 1918 по 1920 год библиотеку возглавил профессор В.Г.Гиацинтов20. Он делал все возможное, чтобы библиотека продолжала функционировать. За это время ее фонды значительно обогатились. По предложению заведующего античным отделом Д.С.Недовича21 при библиотеке был создан репродукционный Кабинет.

В 1919 году Музей был включен в число учреждений, получающих издания, книги и диапозитивы из Национального музейного фонда, где сосредотачивались национализированные книжные собрания22. Отбором нужных библиотеке музея изданий, в число которых входили иногда очень редкие и ценные, занимался сам В.Г.Гиацинтов. В то же время запрещалось приобретать книги и другие материалы у частных лиц. В это трудное время библиотека собиралась, в прямом смысле, по крупицам. Покупались и отдельные издания, и небольшие собрания. В этой работе участвовали все сотрудники музея.

Из-за отсутствия отопления книги из библиотеки выдавались на дом. Библиотечный отдел музея активно сотрудничал с библиотекой Московского университета. Издания посылались туда для проведения семинарских занятий. Библиотека музея вела справочную работу через Справочное бюро Государственного Румянцевского музея23. Правила пользования книжным собранием музея стали строже. Ужесточились и профессиональные требования к работникам библиотеки. На ведущие должности сотрудники назначались на конкурсной основе.

Возглавлявший библиотеку с 1921 по 1923 года А.С.Стрелков24, делал все возможное для поддержания библиотеки на должном уровне. Сотрудники библиотеки предпринимали поистине героические усилия для обеспечения работы ее деятельности. Условия работы в неотапливаемом помещении были крайне тяжелы и требовали частной смены работников. В 1921 году пополнение библиотечного отдела музея практически прекратилось. Было приобретено всего 102 тома. За весь год библиотеку посетило 73 человека. Книги выдавались пользователям на дом из-за тяжелейших климатических условий в здании музея.

К концу Гражданской войны работа музея наладилась. С 1922 года возобновился, хотя и в очень ограниченных размерах, приток новых поступлений. Изредка стали поступать номера иностранных журналов. Штат библиотеки состоял из пяти работников: библиотекаря, трех его помощников и технического сотрудника. Но постоянно в библиотеке работало четыре человека.

В 1923 году библиотека получила статус фундаментальной библиотеки Музея изящных искусств. После передачи в библиотеку книг из 1-го Пролетарского музея25 ее книжный фонд составил 11.387 томов. Тогда же Музей был передан в подчинение Народному комиссариату просвещения, а библиотека оставлена в ведении Московского университета.

В конце этого года библиотеке Музея были переданы около 12 тысяч книг в составе собрания картинной галереи и Кабинета гравюр Отделения изящных искусств бывшего Румянцевского музея. В их числе оказались весьма ценные библиотеки Н.С.Мосолова, Д.И.Щукина, К.Т.Солдатенкова, князей Барятинских, Н.В.Баснина, а также прекрасная подборка иностранных журналов (до 1914 г.) по истории искусства26. Таким образом, фонд библиотеки Музея составил 28.000 томов. Теперь в штате библиотеки состояли шесть сотрудников, ею заведовал выдающийся специалист по истории старой западной гравюры и живописи М.И.Фабрикант27, руководивший до той поры библиотекой Отделения изящных искусств Румянцевского музея.

В течение 1924 года сотрудники библиотеки составили предметный каталог журнальных статей по искусству, организовали выставку книг и увражей по искусству и культуре быта, полученных ГМИИ и Отделением изящных искусств Румянцевского музея в период с 1918 по 1924 год. Библиотека получила национализированное собрание книг коллекционера П.И.Харитоненко28 (74 названия), а также книги из библиотеки музейного хранителя А.В.Назаревского29. Из ликвидированного Музея-института классического Востока30 в музей поступили книги и диапозитивы, в том числе из собраний П.И. Щукина и В.В. Розанова31.

В 1924 году М.И. Фабрикант следующим образом сформулировал принципы работы научной библиотеки Музея:

“1. Основная библиотека остается целостным организмом, обслуживающим интересы всех, занимающихся вопросами искусства;

2. Выделение книг для отделов следует производить скупо, ибо основная библиотека должна охватывать все отделы;

3. Существование справочного отдела в библиотеке необходимо;

4. В отделы выделяются только книги справочного характера и каталоги отдельных мастеров;

5. Периодические издания остаются в основной библиотеке [...] Предполагается выделить их в особые шкафы, разрешить к ним доступ квалифицированным сотрудникам и облегчить справки разнесением журнальных статей на карточки предметного каталога. Журналы предполагается выдавать на дом только сотрудникам Музея и, ссылаясь на практику американской Академической библиотеки, на срок с момента закрытия Музея до утра следующего дня [...]"32.

Важным событием в жизни библиотеки в 1924 году стала организация при ней архива научных документов, относящихся, главным образом, к коллекции музея. Документы будущего архива начали собираться к 1912 году. Это были материалы по истории строительства здания музея. В 1924 году в архив поступили документы И.В.Цветаева и коллекционера С.П.Виноградова33. Их научной обработкой занималась дочь И.В.Цветаева - А.И.Цветаева34.

Музейная администрация сочла нужным переместить библиотеку в просторное помещение, являющееся сегодня центральным экспозиционным залом музея. Поэтому в 1924-1925 годах велись работы по перемещению книг в Белый зал музея. Умело составленный список материалов позволил без потерь перенести книги на новое место, сохранив их в нужном порядке. Выдача книг свелась к минимуму, персонал библиотеки был целиком поглощен разборкой и расстановкой книг в новом помещении. После окончания работ удобно разместившаяся библиотека смогла более качественно обслуживать увеличившееся число читателей.

Подводя итоги работы Музея в 1925 году, Н.И.Романов писал: "Отдел библиотеки и архива заключает в себе около 30.000 томов по истории античного и западноевропейского искусства, богатое собрание фотографий и репродукций - факсимиле гравюр и рисунков и собрание документов и научных материалов, относящихся к истории Музея и его коллекциям. Являясь лучшей специальной историко-художественной библиотекой в Москве, этот отдел питает научную и просветительную работу всех других отделов Музея и имеет для него такое же значение, как мозг и сердце для живого организма”35.

В 1926 году заведующей библиотекой была назначена специалист по испанскому искусству К.М.Малицкая36, ее помощниками стали А.Ф.Гарелина37 и А.С.Стрелков. Осенью этого года они приняли собрание книг и журналов по истории искусства из Высших государственных художественно-технических мастерских (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества).

А в следующем году библиотека получила ценные каталоги из Кенсингтонского музея (Великобритания) и обзоры новых поступлений этого музея за 1922-1923 годы. Бостонский, Будапештский, Копенгагенский музеи регулярно присылали в Музей свои бюллетени, а крупнейшие музеи Германии - каталоги. Министерство просвещения Италии поддерживало с библиотекой журнальный обмен. Библиотека продолжала вести активный книгообмен и внутри страны не только со столичными, но и с провинциальными учреждениями культуры и науки.

Важным событием 1927 года стало получение библиотеки Государственного музейного фонда, а также столов, книжных шкафов и этажерок-турникетов для каталогов и справочников из Московского музея мебели. К 1928 году книжный фонд составил более 32.000 томов. Библиотека стала абонентом Центральной книжной палаты.

Несмотря на очередное увеличение фонда библиотечного отдела музея, он был вынужден переехать (в конце 1929 года) из просторного Белого зала в полуподвальное помещение, которое в свое время предназначалось И.В.Цветаевым для книгохранилища. Это было связано с расширением экспозиционной площади музея. Вновь работа библиотеки была нарушена на период ее переезда. После завершения устройства библиотеки в новом помещении была проведена ее всесторонняя проверка, вынудившая закрыть на время читальный зал и абонемент.

В 1930 году библиотека Музея имела в своих фондах 34.000 томов по теории и истории искусства, 6.000 диапозитивов и 65.000 репродукций. Выписывалось около пятидесяти иностранных журналов. Библиотечная сеть корреспондентов по обмену изданиями насчитывала 71 пункт за границей и 69 - в стране. В течение 1930 года силами библиотечных работников были организованы две выставки: “Обмен изданиями Музея изящных искусств в СССР и за границей” и “Иллюстрация в журнальном развороте”.

В связи с государственным проектом создания центральной искусствоведческой библиотеки в системе Музея изобразительных искусств в 1932 году его библиотечный отдел получил книжные собрания бывшей Государственной академии искусствознания (около 13.500 книг, 71 название журналов, 118 фотографий и 4 рукописи), а также Кабинета художественной технологии Института истории философии Московского университета (408 томов, 2.100 диапозитивов).

В дальнейшем наибольшее внимание уделялось формированию репродукционного фонда. Была приобретена ценная коллекция диапозитивов и фотографий (ок. 4 тыс. единиц) бывшего директора музея Н.И.Романова (1934 г.). Продолжалась научная работа - были составлены библиографические указатели по немецкому, испанскому и английскому искусству. Проводились выставки новых поступлений. Своими репродукционными материалами библиотека поддерживала выставки других музеев.

Сотрудники библиотеки активно вели консультативную и справочную работу. Для школьников и педагогов была подготовлена специальная книжная витрина. Намного возросла посещаемость читального зала. В отчете за 1933-1934 годы отмечалось: "Библиотека за истекший год дала очень высокий по сравнению с 1933 годом показатель посещаемости (5.000 посещений вместо 3.000 по плану) при очень ограниченном штате (4 научных сотрудника и 2 научно-технических) и при высоком качестве работы (ни одной жалобы в течение года!)"38.

Время требовало от сотрудников рапортовать об успешной популяризационной деятельности библиотеки. Тем не менее, главным направлением работы по-прежнему оставалось комплектование, материальные субсидии на него были сокращены: "Библиотека ГМИИ, одна из наиболее посещаемых библиотек, обслуживающая своими богатыми материалами по истории искусства учащихся, художников, театры, кино и издательства, нуждается в текущих английских, немецких, французских журналах по истории искусства, а также во вновь выходящих книгах и в книгах, пополняющих пробелы библиотеки. Поэтому ГМИИ просит отпустить на журналы 360 рублей - 25 названий журналов из расчета 15 рублей за название, 540 рублей на книги - 27 книг из расчета 20 рублей за название"39.

Наряду с этим в результате всесторонней проверки из библиотеки были изъяты так называемые "вредные" книги, в том числе две работы Л.Троцкого. Это событие стало еще одной приметой времени, которое "изымало" из жизни не только книги, но и их авторов.

Тем не менее, 1937 год стал юбилейным не только в жизни страны, которая отмечала 20-летие революции, но и в жизни музея, которому исполнилось 25 лет. Вся работа музея и его библиотеки была подчинена этим двум событиям. В музее были организованы две выставки - “Основные этапы античного и европейского портрета” и “Музей за 20 лет”, в подготовке которых принимали участие и сотрудники библиотеки. Кроме того, были организованы передвижные выставки фоторепродукций: “Ценнейшие памятники искусства в коллекции ГМИИ” и “Искусство Испании”. К.М.Малицкая и А.Ф.Гарелина составили библиографию печатных трудов ГМИИ за 25 лет. Редактором готовящегося издания был М.И.Фабрикант (рукопись не опубликована).

Юбилейный год позволил подвести итоги. Фонд библиотеки вырос по сравнению с 1924 годом вдвое. Библиотека по-прежнему нуждалась в расширении своего штата. Всего шесть сотрудников обеспечивали разнообразную деятельность библиотеки, которая представляла собой систему подотделов: книгохранилища, читального зала (общего и специального) и абонемента, фонда репродукций, диатеки. Основные направлениями работы были: комплектование, обработка и хранение, просветительская работа и научная деятельность. Библиотека стала абонентом Бюро вырезок для того, чтобы вести учет печатного материала о музее.

В 1940 году в музей по завещанию А.В.Живаго40, до конца жизни работавшего в отделе Древнего Востока, поступило собрание древневосточных памятников. В числе коллекции была его личная библиотека и богатейшее собрание негативов, сделанных им собственноручно (ок. 3.800 книг и журналов; 12.618 негативов и 63 диапозитива).

С началом Великой Отечественной войны традиционные работы по сохранности книжного собрания приобрели особое значение. Регулярно проводилась санитарная обработка фонда. Бомбардировки противника вынудили музей к эвакуации. Летом 1941 года в первой эвакуационной очереди (всего таких очередей было три) вместе с коллекциями музейных памятников было отправлено 289 томов наиболее ценных изданий.

Однако и в военные годы библиотека продолжала работать. Функционировал абонемент, комплектование фондов не прекращалось. Поддерживалась активная связь по межбиблиотечному абонементу с Академией наук, Московским университетом, Академией архитектуры и другими научными учреждениями. Деятельность библиотеки в этот период обеспечивали два человека - заведующая А.Ф. Гарелина (занимавшая этот пост с 1940 по 1963 год) и М.В. Никифорова41.

Коллектив музея принимал участие во всех видах аварийных работ, продолжая заниматься научной работой. Работники библиотеки обслуживали теперь части Красной Армии, госпитали и клубы. В агитпункте на Казанском вокзале сотрудница библиотека М.В.Никифорова проводила лекции на тему “Героическое прошлое русского народа”.

В 1944 году сотрудники библиотеки начали составлять систематический каталог фонда, который впоследствии предполагалось издать. Началась работа по составлению каталога репродукций произведений живописи в различных периодических изданиях. Особое значение придавалось составлению разного рода библиографий (например, по немецкому искусству и портрету). А.Ф.Гарелина начала работу по составлению словаря терминов по изобразительному искусству на русском, английском, французском и немецком языках. Этому труду она посвятила почти 20 лет.

В конце года библиотека получила из Отдела культуры Всесоюзного общества культурных связей издания по западноевропейскому, античному и древневосточному искусству, в том числе англо-американские периодические издания. В библиотеку поступила подборка иностранной периодики 1941-1944 годов. В это же время Музей обогатился библиотечным фондом московского Товарищества художников и книгами по искусству из библиотеки Ленинградского Театрального института.

В январе 1945 года началась реэвакуация собраний музея. В библиотеку вернулись 500 томов ценнейших изданий.

Знаменательным событием 1945 года стало приобретение библиотекой 2.000 томов из собрания профессора Н.И.Новосадского42, известного специалиста по античности. Решение о приобретении этого редкого собрания, важного для научной работы музея, было принято еще в 1941 году.

В 1946 году А.Ф.Гарелина разработала перспективный план развития библиотеки на 1946-1950 годы. В связи с тем, что к середине 1946 года книжный фонд Музея составил 78.000 единиц, выдвигалось предложение об увеличении площади помещения библиотеки до 1000 кв.м. Намечалась также организация двух читальных залов и смена библиотечного оборудования. Штат библиотеки предполагалось увеличить до 29 человек.

Сотрудники библиотеки приступили к созданию объяснительного словаря библейских сюжетов, представленных в памятниках Музея. Открылся читальный зал, возобновились выставки новых поступлений, полностью был восстановлен обмен изданиями с отечественными и иностранными научными учреждениями. Пополнение библиотечного фонда сопровождалось богатыми поступлениями и в Кабинет репродукций.

В 1948 году библиотека обогатилась книжным собранием расформированного Музея нового западного искусства43. Единственный в стране музей такого рода обладал специально подобранным и систематизированным книжным собранием по вопросам современного западного искусства. Приняв около 9.000 книг, 2.273 репродукции, 13.268 негативов, диапозитивов и фотографий, библиотека Музея получила издания последних лет, которые стремилась собрать в первые послевоенные годы, и таким образом, окончательно утвердила за собой положение наиболее полной искусствоведческой библиотеки в Москве.

С 1949 по 1953 год в музее проходила выставка подарков Сталину, приуроченная к 70-летию генералиссимуса. Огромное число различных предметов разного уровня и качества были размещены в двух крупнейших музеях Москвы - Музее революции и Музее изобразительных искусств. Экспозиция музея была свернута в короткие сроки, и на смену памятникам классического искусства пришли живописные и графические работы современных художников союзных республик и дружественных стран, предметы прикладного искусства, кустарные изделия из разных материалов (ткани, дерева, зерновых культур и др.), копии с античных памятников, нумизматические предметы, гравюры, а также книги. Всего на выставке было представлено 34 тома ценных изданий по искусству, поступивших от коммунистических организаций Франции, Италии и Германии. Все они после окончания выставки пополнили фонд библиотеки. В их числе: Glück, H., Diez E. "Die Kunst des Islam". 3-te Aufl. Berlin: Propyläen-Verlag, 1925; Roger-Marx, C. "La originale in France de Manet à nos jours". Paris: Hyperion, 1939; Lejerune, R. "Honoré Daumier". Zürich, 1946; Mortinie, H. "Rodin" / Photographies de André Steiner. Paris: Brann, 1947; Dorival, B. "Cézanne". Paris: Tiche, 1948. (Collection Prométhée); Schiavo, A. "Michelangelo Architetto". Roma: La libreria dello stato, 1949, и многие другие.

Закрытие экспозиции привело к повышенному спросу на материалы библиотеки. Обслуживание читателей вышло в этот период на первый план, поскольку изучение истории искусств по экспонатам музея временно прекратилось. В этот период репродукционное собрание библиотеки было выделено в самостоятельный отдел. В одном из документов того времени говорилось: "Теоретическая основа, на которой музей строил в 1952 году научно-исследовательскую работу, были гениальные труды Сталина И.В. по вопросам языкознания".

В 1950 году библиотека пополнилась книжным собранием историка и коллекционера П.Д.Эттингера44.

В последующие четыре года (1952-1956), с восстановлением экспозиции музея, работа библиотеки приняла прежний характер. Велись обычные работы. Продолжалось составление словаря терминов по изобразительному искусству на иностранных языках и каталога журнальных иллюстраций. В конце 50-х годов библиотека начинает сотрудничать с одной из крупнейших библиотек мира - Библиотекой Конгресса США.

К началу 60-х годов фонд библиотеки составил более 90 тысяч томов. Как следствие реформ внутри страны в 1961 году началась инвентаризация музейных собраний, длившаяся шесть лет. В библиотеке была произведена переоценка наиболее ценных изданий (более 30 тысяч томов). В результате проверки сотрудниками библиотеки была составлена топографическая картотека, выделены устаревшие книги и издания для передачи другим библиотекам.

Наряду с этим новая заведующая библиотекой М.Л.Ямпольская45 делала упор на научную работу. Помимо научно-библиографической работы сотрудники занимались и экскурсионной работой в рамках темы “Проблемы эстетического воспитания”. К концу 1966 года инвентаризация была завершена.

В 1968-1972 годах работа библиотеки окончательно наладилась. Регулярно функционировал читальный зал и абонемент. Фонд библиотеки систематически пополнялся через Центральный коллектор научных библиотек (ЦКНБ), магазины и благодаря интенсивному книгообмену. В 1968 году, после смерти выдающегося историка искусства, заместителя директора музея по научной части Б.Р.Виппера46, поступило его книжное собрание. В 1969 году в библиотеку начали поступать книги К.М.Малицкой, переданные по ее завещанию дочерью.

Основной функцией библиотеки по-прежнему оставалось обеспечение научной и лекционной работы музея. Тогда же в книжное собрание музея поступила библиотека А.А.Губера47 (1.600 т.), работавшего главным его хранителем до кончины в 1970 году. В это время сотрудники библиотеки совместно с работниками отдела репродукций начали большую работу по составлению систематического каталога альбомов, книг и репродукций (работа завершена в 1974 году).

Вторая половина 70-х годов была отмечена значительным оживлением работы библиотеки. Расширилась выставочная деятельность и научно-библиографическая работа. Имея в своем составе обширное собрание книг по вопросам мирового искусства, библиотека ставила перед собой задачу создать как можно более полное книгохранилище по изобразительному искусству и смежным наукам: архитектуре, археологии, нумизматике, истории культуры. На первом месте было обеспечение запросов научной деятельности музея и лекционной, издательской, популяризационной работы. Заведование библиотекой в этот период осуществлялось И.В.Горяевой48.

Штат библиотеки увеличился. Четко определились и направления ее работы: комплектование, учетно-хранительская работа, каталогизация и обработка фонда, справочная и научно-библиографическая работа, обслуживание посетителей, переплетные работы. В библиотеке имелись каталоги: алфавитный (русский и иностранный), предметно-систематический, персоналия художников, журнальный, каталоги музеев, топографический, каталог транскрипций имен художников, росписи журнальных статей по искусству. Наряду с этим в библиотеке находились картотеки: трудов сотрудников Музея, статей и материалов о Музее, газетных и журнальных вырезок-некрологов деятелей искусства, библиографии по портрету, тематических подборов и письменных справок, иллюстраций и репродукций в журналах, а также словарь терминов по изобразительному искусству на русском, английском, французском и немецком языках, о котором уже неоднократно упоминалось. Как и прежде, библиотека в первую очередь обслуживала сотрудников Музея, а затем преподавателей художественных институтов, студентов, аспирантов, работников различных научных учреждений. Все это дает основание судить о работе и жизни библиотеки тех лет, которая, не изменяя своим традициям, с каждым годом расширяла поле своей деятельности.

В конце 70-х - начале 80-х годов работа библиотеки проходит под знаком 70-летия музея, отмечавшегося в 1982 году. В течение трех лет библиотека участвовала в работе по подготовке юбилейного сборника. В юбилейный год библиотека получила дары от издательства “Советский художник”, Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи.

Юбилей подвел итоги многолетней работы библиотеки, внеся в стиль ее работы некоторые изменения. Новой заведующей библиотекой стала Ф.И.Павлова. Являясь по образованию историком искусства, большим знатоком книги и замечательным библиографом, она подняла на новый уровень библиографическую работу и комплектование библиотеки. По ее инициативе была заведена картотека новейшей зарубежной литературы по искусству для заказа на валюту и по книгообмену. Благодаря ее усилиям в библиотеку поступили интересные книжные собрания: книги по испанскому и французскому искусству из библиотеки В.Н.Прокофьева, историка искусства, преподавателя Московского университета; редкие издания по старому западноевропейскому искусству из собрания известного поэта-переводчика В.В.Левика; альбомы, каталоги выставок и собраний музеев Великобритании 1930-х годов, подаренные женой советского дипломата и историка И.М.Майского - А.А.Майской.

В библиотеке организуются выставки, посвященные знаменательным датам в мире искусства и культуры. Например, заметная экспозиция к 100-летию Марины Цветаевой49.

За многие годы, особенно за последние десятилетия, в библиотеке собран фундаментальный фонд справочных изданий для искусствоведческой работы; каталоги выставок, монографии о художниках; литература по различным проблемам истории, теории искусства и смежным дисциплинам. В фонд библиотеки входят обзоры и альбомы, каталоги музеев, графических собраний, отдельных коллекций. Информацию о некоторых малоизвестных музеях московские читатели могут получить только в библиотеке ГМИИ им.А.С.Пушкина.

Основу журнального фонда составляют все наиболее известные периодические издания по изобразительному и прикладному искусству, истории, археологии, нумизматике и музейного делу. Некоторые из них библиотека выписывает со дня своего основания, а в последние годы комплектуется ряд новейших журналов.

Присвоение музею в 1937 году имени великого русского поэта А.С.Пушкина обусловило собирание библиотекой и своей пушкинианы.

Последние крупнейшие поступления - часть личной библиотеки М.Я.Либмана50, старейшего сотрудника музея, специалиста в области немецкого и итальянского искусства. В недавнем прошлом библиотека пополнилась книгами из собрания выдающегося историка искусства М.В.Алпатова51, начинавшего свой профессиональный путь именно в библиотеке музея. Библиотека имеет своих постоянных дарителей, в их числе была и Л.Н.Делекторская52 - личный секретарь Анри Матисса на протяжении долгих лет. Значительным событием стало получение библиотеки основателя Музея личных коллекций И.С.Зильберштейна53.

Ведется книгообмен со всеми основными европейскими странами, США, Канадой, Израилем и Японией. Более чем 220 музеев, галерей, институтов, библиотек, обществ, академий и университетов являются ее корреспондентами. Главные партнеры по международному книгообмену - Deutsche Forschungsgemeinschaft (Bonn), Zentralinstitut für Kunstgeschichte (München), Musée du Louvre, Centre G.Pompidou (Paris), The Library of Congress (Washington), The Metropolitan Museum of Art (New York), The British Library (London).

Комплектование книжного фонда иностранной литературой библиотека осуществляет через фирмы - Buchhandlung L.Werner и R.G.Saur Verlag (München), Erasmus (Amsterdam); журнального - через фирму “Swets” (Netherlands).

В связи с 100-летним юбилеем музея библиотека получила заметные дары от своих коллег из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея (последние каталоги собраний и каталоги выставок, юбилейные издания); издания Дома-музея Марины Цветаевой, дары от Российской государственной библиотеки по искусств, Библиотеки иностранной литературы (например: Американа: Англо-русский лингвострановедческий словарь / Под ред. Г.В.Чернова. - [Смоленск]: Полиграмма, 1996. - 1185 с.). Около 100 томов были подарены библиотеке директором музея И.А.Антоновой. Главный научный консультант музея И.Е.Данилова выделила значительную сумму на комплектование фонда. Свои дары принесли библиотеки многие банки. Самым заметным подарком к юбилею стал новейший универсальный словарь по искусству в 34-х томах: The Dictionary of Art. London, 1996 - подаренный Министерством культуры страны.

После слияния в 1996 году с Отделом репродукций библиотека музея приобрела значение Отдела Научной библиотеки и визуальной информации. Сегодня фонд его изданий составляет почти 150.500 единиц, из них около 30 тысяч - журналы; фонд репродукций - около 137.500 единиц; диапозитивов: черно-белых - 62.000, цветных - 40.000; негативов - 139.000; цветных полиграфических слайдов - 2.000 единицы; 3.500 - альбомов* .

Заведование отделом осуществляет Ольга Борисовна Малинковская; комплектование фонда - старший научный сотрудник Фаина Ивановна Павлова; международный книгообмен ведет старший научный сотрудник Ирина Андреевна Зеленова. Всего в отделе работает 15 сотрудников.

Библиотека живет надеждой на будущее. Планируется обустроить новое помещение в реставрируемом здании. Развитие компьютерной базы и подключение музея к INTERNET уже сейчас значительно облегчают работу. Работа в этом направлении приобретает для сотрудников все большее значение. Они надеются, что выход в мировую информационную сеть поднимет новую волну интереса к богатейшим собраниям музея.

История библиотеки продолжается...

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Леонтьев Павел Михайлович (1822-1874) - профессор Московского университета, основатель Кабинета изящных искусств и древностей при историко-филологическом факультете университета, его хранитель (до 1860).

Герц Карл Карлович (1820-1883) - археолог и историк искусства, первый профессор на кафедре истории искусства Московского университета, заведующий Кабинетом изящных искусств и классических древностей Московского университета с 1860 по 1883 г., одновременно хранитель Отделения изящных искусств Румянцевского музея.

Шварц Александр Николаевич (1848-1915) - профессор Московского университета, заведующий Кабинетом изящных искусств и древностей университета (до 1889), министр народного просвещения (1907-1910).

Цветаев Иван Владимирович (1847-1913) - выдающийся ученый, доктор римской словесности, профессор Московского университета, хранитель отделения изящных искусств Румянцевского музея, затем его директор (до 1910), основатель и первый директор Музея изящных искусств в Москве.

2. Комитет для устройства в Москве Музея Античного искусства / И.В.Цветаев. М., 1893, с.6.

3. Записка о Музее Изящных Искусств имени императора Александра III при Императорском Московском Университете профессора И.В.Цветаева. - М., 1898, с.9-10.

4. Прове Иван Карлович (?-1910) - член-учредитель Комитета по устройству Музея изящных искусств, жертвователь на музей.

5. Колесников Иван Андреевич - один из директоров Николаевской мануфактуры "М.Ф.Морозова с сыновьями", член-учредитель Комитета по устройству Музея изящных искусств, член Строительной комиссии Музея с 1898 г., жертвователь на музей.

Самарина Екатерина Николаевна (?-1922) - художница, жертвовательница на музей, на ее средства выпущен "Каталог копий с античных фресок в Музее Александра III в Москве".

6. Нечаев-Мальцов Юрий Степанович (1834-1913) - обергофмейстер Двора Николая II, миллионер, главный меценат Музея изящных искусств в Москве, вложивший в его строительство около двух миллионов рублей, товарищ председателя Комитета по устройству Музея, почетный член Академии художеств с 1902 г., вице-президент Общества поощрения художников.

7. Архив ГМИИ. Ф.6, оп.1, ед.хр.623/5297. Письмо И.В.Цветаева к Ю.С.Нечаеву-Мальцову, от 13 июня [1906].

8. Клейн Роман Иванович (1858-1924) - академик архитектуры, автор проекта и строитель Музея; основные постройки в Москве: торговый дом "Мюр и Мерилиз" (теперь Центральный универсальный магазин); Бородинский мост, кинотеатр "Колизей" (ныне театр "Современник") и др.

9. Киприянов Сергей Павлинович (1875-1932) - юрист, смотритель здания и делопроизводитель музея с 1909 г.; заведующий библиотекой и хозяйственной частью с 1912 по 1916 г.

10. Голенищев Владимир Семенович (1856-1947) - известный коллекционер и египтолог; в течение 30 лет собрал уникальную коллекцию памятников культуры Египта и Передней Азии; в 1909-1911 гг. один из основных консультантов И.В.Цветаева и Р.И.Клейна в вопросах оформления египетского и ассирийского залов Музея и размещения в них экспонатов.

11. Рейман Федор Петрович (1842-1920) - художник, автор акварельных копий с раннехристианских фресок II-IV вв. римских катакомб свв.Присциллы, Домитиллы, Каллиста, Петра и Марцелина, Тразона и Сатурнина, выполненных в 1889-1900 гг.; акварели экспонировались в зале "Средневековья" в 1912 г. по 1930-е гг.

12. Щекин Михаил Сергеевич (1871-?) - известный дипломат, коллекционер итальянской и итало-критской живописи XIII-XV веков; в 1910 передал свое собрание в Музей изящных искусств, тогда же избран действительным членом Комитета по устройству музея.

13. Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) - русский историк византийского и древнерусского искусства, академик Петербургской Академии наук с 1898 г.; в 1908 году рассматривался вопрос о передаче им в музей личной библиотеки, впоследствии оказавшейся в Петербургской Академии наук.

14. Султанов Николай Васильевич (1850-1908) - академик архитекторы, инженер-строитель, директор Института гражданских инженеров в Петербурге, в 1896-1897 гг. член жюри конкурса архитектурных проектов музейного здания член жюри конкурса архитектурных проектов музейного здания, действительный член Комитета по устройству Музея изящных искусств.

15. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, ед.хр.8. Отчет Музея изящных искусств при Московском университете за 1912 г.

16. Романов Николай Ильич (1867-1948) - историк искусства, доктор искусствоведения, педагог, музейный деятель, один из основоположников музейного дела в стране; ученик И.В.Цветаева, в течение многих лет переписывался с профессором, помогая ему формировать скульптурный отдел Музея; с 1923 по 1928 год - директор музея; с 1939 года член ученого совета ГМИИ, затем консультант.

17. Архив ГМИИ. Ф.6, оп.3, ед.хр.3480а.

18. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, ед.хр.144.

"Согласно разрешению Товарища Августейшего Председателя Комитета Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III Музей предоставляет в распоряжение В.Н.Лермонтовой под устройство Лазарета для легко раненых нижних чинов следующие отопляемые средствами Музея помещения: 1) Студенческий вестибюль, с прилегающими к нему уборной, небольшой комнаты и переходом, 2) Аудиторию, 3) Канцелярию, 4) Кабинет Директора и 5) Читальный зал... Августа 1914..."

19. Сидоров Алексей Алексеевич (1891-1978) - искусствовед, крупный специалист по истории графики; доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии наук; коллекционер русской и западноевропейской графики; подарил свою коллекцию ГМИИ и ГТГ.

20. Гиацинтов Владимир Георгиевич (1858-1933) - историк искусства, профессор Московского университета, с 1918 работал в музее, в 1921-1923 гг. - исполнял обязанности директора, а с 1923 по 1927 г. - заместитель директора музея; в 1927-1929 гг. - заведующий отделом скульптуры.

21. Недович Дмитрий Саввич (1889-1947) - профессор кафедры античного искусства Московского университета и Московского археологического института, ученик И.В.Цветаева; с 1917 по 1922 г. заведующий античным отделом музея.

22. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, ед.хр.341. Письмо в Библиотечный отдел Комиссариата Народного Просвещения от февраля 1919 г..

23. Государственный Румянцевский музей – Румянцевский музей получил свое название по имени графа Н.П.Румянцева – собирателя предметов древности, рукописей и книг, коллекция которого после его смерти в 1826 году была передана государству. Музей был открыт в 1831 году в Санкт-Петербурге, в 1861 году переведен в Москву, в его составе были: библиотека печатных и рукописных книг и ландкарт, минералогический кабинет, мюнц-кабинет и собрание редкостей. Отделение изящных искусств было создано на основе собрания картин и гравюр, составленного на пожертвования Александра II и поступившего из Эрмитажа. Это отделение получило название Московского публичного музея. В его состав позднее входили: картинная галерея, гравюрный отдел, нумизматический кабинет, отдел классических древностей. В результате музей получил двойное наименование "Московский Публичный и Румянцевский музеумы". В 1924 году музей был расформирован; его библиотека легла в основу Российской государственной библиотеки.

24. Стрелков Александр Семенович (1896-1939) - историк искусства, археолог, специалист по искусству Средней и Центральной Азии, Ирана, эллинистического Египта; работал в Музее с 1921 по 1937 год, сначала в должности заведующего библиотекой, с 1924 - научным сотрудником отдела Востока; репрессирован в 1937 г., был расстрелян.

25. 1-й Пролетарский музей - музей, созданный на основе национализированного в 1919-1920 гг. собрания коммерсантов семьи Мендль; в собрание входили произведения голландских, фламандских и французских художников; всего в Москве было пять Пролетарских музеев.

26. Мосолов Николай Семенович (1847-1914) – художник-гравер, коллекционер; завещал Государственному Румянцевскому музею все свое собрание.

Щукин Дмитрий Иванович (1858-1932 ) - происходил из купеческой семьи Щукиных; брат московских коллекционеров Петра и Сергея Ивановичей Щукиных; из всех частных собраний Москвы, вошедших в состав картинной галереи музея в первые годы ее формирования, коллекция произведений старого западного искусства Д.И. Щукина считается самой значительной.

Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) – крупный предприниматель, издатель, владелец художественной галереи; основал в Москве в 1856 году издательство; картинную галерею и библиотеку завещал Румянцевскому музею.

Собрание князей Барятинских - не систематическая коллекция картин, скульптур, фарфора, предназначавшихся прежде всего для украшения родовой усадьбы "Марьино"; после революции основное имущество дворца, библиотека, включающая собрание гравюр и нот, архив поступили в распоряжение Государственного музейного фонда в Москве и были распределены между различными музеями.

Баснин Николай Васильевич (1843-1918) - московский адвокат, коллекционер; свою коллекцию унаследовал от отца; как коллекционер и адвокат оказывал помощь музеям, собирателям и художественным деятелям Москвы; был членом Общества любителей искусств, организовывал выставки; был другом И.В.Цветаева; в числе его коллекции гравюр и рисунков были 150 редких книг; после смерти Баснина его вдова передала всю коллекцию на хранение в Государственный Румянцевский музей; в результате декрета о национализации коллекция была переведена в основное хранение музея; после его реорганизации коллекция оказалась в музее.

27. Фабрикант Михаил Исаакович (1887-1966) - профессор, знаток советской книжной графики; заведующий Гравюрным кабинетом музея с 1936-1938 гг., заместитель директора по научной части в 1939 г.

28. Харитоненко Павел Иванович (1852-1914) - крупнейший сахарозаводчик; увлекался искусством и собирательством, приобретая в первую очередь произведения французских художников XIX века и иконы; был первым председателем общества "Друзей Румянцевского музея".

29. Назаревский Александр Владимирович (1876 - после 1919) - историк искусства, ученик И.В.Цветаева, приват-доцент Московского университета, главный хранитель Музея с 1910 по 1916 год.

30. Музей-институт Классического Востока организован в 1918 году при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения РСФСР; ставил своей задачей собирание и хранение археологических и художественных памятников Древнего Востока, их научное изучение и широкую популяризацию; в 1924 году был упразднен, и его древневосточная коллекция поступила в музей.

31. Щукин Петр Иванович (1857-1912) - происходил из купеческой семьи Щукиных, брат Д.И., С.И. и И.И.Щукиных; один из самых известных коллекционеров русской старины, основатель собственного музея; в 1905 г. передал свое собрание в Исторический музей.

Розанов Василий Васильевич (1956-1919) - писатель, публицист, философ; в 1924 г. в музей поступило его собрание античных монет.

32. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, ед.хр. 440. Протокол заседания библиотеки от декабря 1924 г.

33. Виноградов Сергей Петрович (1853-1918) - юрист, коллекционер литографированных портретов и печатной графики. Его архив и небольшая библиотека, состоящая из книг по истории гравирования, литографии и фотографирования поступили в музей из Государственного Румянцевского музея.

34. Цветаева Анастасия Ивановна (1894-1993) - известная русская писательница; сестра М.И.Цветаевой; работала научным сотрудником библиотеки Музея с 1924 по 1932 год; занималась описанием иностранных книг по истории искусства, а также разработкой и систематизацией научного архива И.В.Цветаева, часть которого она передала в собственность Музея.

35. Романов Н.И. Реорганизация Музея Изящных Искусств // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. № 1. - с.3-12.

36. Малицкая Ксения Михайловна (1890-1969) - историк искусства, один из ведущих специалистов в области испанского искусства; работала в Музее со дня его открытия, сначала в качестве экскурсовода, затем старшим научным сотрудником отдела скульптуры; заведующей библиотекой, в качестве каковой сделала много для ее расширения, систематического пополнения редкими изданиями; с 1940 года и до конца жизни возглавляла отдел искусства стран Европы и Америки.

37. Гарелина Анна Федоровна (1882-1963) - с 1920 г. работала в библиотеке Гравюрного кабинета Государственного Румянцевского музея; с 1924 по 1963 гг. - в библиотеке ГМИИ, с 1940 - в должности заведующей библиотеки; разработала методы составления предметного каталога литературы по изобразительному искусству, составила словарь искусствоведческих терминов на иностранных языках.

38. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, ед.хр. 1060.

39. Архив ГМИИ. Ф.5, оп.1, д.1128. Докладная записка заведующего библиотекой Музея, 1935 г.

40. Живаго Александр Васильевич (1860-1940) - врач, собиратель древнеегипетских памятников, египтолог; с 1919 по 1940 г. работал в музее ученым секретарем, затем научным сотрудником отдела искусства Древнего Востока; по завещанию А.В.Живаго вся его коллекция египетских памятников и богатейшая библиотека поступили в музей.

41. Никифорова Мария Васильевна (1898 - ?) - окончила гимназию при Лазаревском институте восточных языков; с 1932 по 1948 гг. работала в музее сначала экскурсоводом-лектором, затем старшим научным сотрудником Отдела популяризации.

42. Новосадский Николай Иванович (1859-1941) - профессор Московского университета, виднейший филолог, автор первого курса по эпиграфике Греции на русском языке; с 1919-1934 гг. заведующий каталогом по античной филологии в Библиотеке им.В.И.Ленина (сейчас Российская государственная библиотека).

43. Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) был создан из двух московских частных художественных коллекций нового и новейшего западноевропейского, главным образом французского искусства - С.И.Щукина и И.А.Морозова, национализированных в 1918 г.. В 1919 г. оба собрания были преобразованы: Щукинское - в 1-ый, а Морозовское - во 2-ой Музей новой западной живописи (МНЗЖ); в 1922 г. произошло формальное объединение обоих музеев на правах отделений ГМНЗИ, а в 1928 г. их коллекции были слиты; с 1924 г. ГМНЗИ считался филиалом ГМИИ (до 1928 г.); музей просуществовал до марта 1948 г., когда постановлением Совета Министров СССР (от 6.03.1948 за № 672) был ликвидирован, а его живописные, скульптурные коллекции и предметы прикладного искусства разделены между ГМИИ и Государственным Эрмитажем (ГЭ). Графическое собрание, библиотека и архив поступили в ГМИИ целиком; за время существования ГМНЗИ была сформирована уникальная научная библиотека по вопросам современного западного искусства, комплектование которой велось непосредственно новейшими западными изданиями, посвященными современным тенденциям в развитии искусства.

44. Эттингер Павел Давыдович (1866-1948) - историк, художественный критик, библиограф, коллекционер, знаток графики, особенно экслибриса; автор многочисленных статей, опубликованных в советской и европейской прессе; в 1918 г. принимал активное участие в "Комиссии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины"; член "Общества друзей книги"; в 1948 г. передал в Музей большую коллекцию советской графики. По завещанию в музей поступила и его библиотека.

45. Ямпольская Марианна Леонтьевна (род. 1921) - филолог, кандидат педагогических наук; с 1946 г. работала в музее научным сотрудником; с 1961 по 1965 г. - заведующая библиотекой.

46. Виппер Борис Робертович (1888-1967) - историк искусства, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии наук, крупный музейный деятель и педагог; в 1913-1923 гг. - хранитель картинной галереи Государственного Румянцевского музея; с 1944 г. до конца жизни заместитель директора музея по научной части; сыграл решающую роль в сложении научного коллектива музея в послевоенный период, в разработке основных направлений научной и научно-популяризационной работы.

47. Губер Андрей Александрович (1900-1970) - историк культуры и искусства, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР; с 1944 г. работал в музее сначала старшим научным сотрудником, а с 1945 г. и до конца жизни - главным хранителем; большой знаток музейного дела, принимал активное участие в восстановлении музея после Отечественной войны и реэвакуации музейных коллекций.

48. Горяева Ирина Васильевна (род. 1928) - историк искусства, работала в библиотеке музея с 1953 г. в качестве научного сотрудника, с 1965 по 1979 г. - заведующая библиотекой.

49. Цветаева Марина Ивановна (1892-1941) - выдающаяся русская поэтесса, дочь И.В.Цветаева.

50. Либман Михаил Яковлевич (род.1920) - историк искусства, специалист в области немецкого и итальянского искусства, доктор искусствоведения; работал в Музее с 1945 библиографом, с 1947 г. - заведующим отделом репродукций, в 1959-1960 гг. - ученым секретарем; до отъезда в 1991 г. за границу был членом ученого совета музея.

51. Алпатов Михаил Владимирович (1902-1986) - историк искусства, педагог, доктор искусствоведения, профессор, действительный член Академии художеств (с 1954 г.); за свои работы удостоен Государственной премии; в начале 1920-х гг. работал в библиотеке музея.

52. Делекторская Лидия Николаевна (1910-1998) - секретарь А.Матисса; сохранила и систематизировала значительную часть ценнейшего архива художника; оказала большую помощь в организации и подготовке многих выставок работ А.Матисса и каталогов к ним; подарила в ГМИИ и ГЭ живописные и графические произведения художника, скульптуры, оформленные художником книги, мемориальные вещи и архивные документы.

53. Зильберштейн Илья Самойлович (1905-1988) - историк искусства, литературовед, доктор искусствоведения; инициатор создания при ГМИИ Музея личных коллекций (открыт в 1994 г.), в основу которого легла его живописная и графическая коллекции.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров А.А. Из истории архива Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина // 40 лет научному студенческому кружку источниковедения истории СССР: Сб. научн. студенческих ст. - М.: Московский государственный историко-архивный институт, 1990. - с.5-11.

2. Демская А.А. Музей в первые годы Советской власти // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Вып.V / Под ред. И.Е.Даниловой. - М.: Сов. художник, 1975. - с.117-125.

3. Замятина А.Н. 50 лет Государственному музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина // 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: Сб. статей / Под ред. Б.Р.Виппера. - М.: Изд-во Академии художеств, 1962. - с.3-13.

4. Записка о Музее Изящных Искусств имени императору Александра III при императорском Московском Университете/ Профессор И.В.Цветаев. - М., 1898 - 13 с.

5. Записка читанная в годичном собрании комитета музея 25января 1908 г. / Профессор И.Цветаев. - М.: Музей Изящных Искусств имени императора Александра III при Московском Университете, 1908. - 105 с.

6. История создания музея в переписке профессора И.В.Цветаева с архитектором Р.И.Клейном и других документах (1896-1912). Из архива ГМИИ. Т.1 / Под ред. И.Е.Даниловой. - М.: Сов.художник, 1977. - 312 с.

7. Каган Ю.М. И.В.Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. М.: Наука, 1987. - 192 с. - (Из истории мировой культуры)

8. Комитет для устройства в Москве Музея Античного искусства / И.В.Цветаев. М., 1893. - 7 с.

9. Кузнецова И.А. Памяти Ксении Михайловны Малицкой // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Вып.V / Под ред. И.Е.Даниловой. - М.: Сов. художник, 1975. - с.9-13.

10. Малицкая К.М. Библиотека Музея Изящных искусств // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. № 3. - М.: Государственый Музей Изящных Искусств, 1927. - с.8-11.

11. Музей-3. 70 лет Государственному Музею Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина. Художественные собрания СССР / Ред.-сост. И.Е.Прусс. - М.: Сов.художник, 1982. - 256 с.

12. Павлова Ф.И. Краткий обзор новых поступлений научной библиотеки Выставка новых поступлений. 1981-1986 // К 75-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: Каталог. - М.: Сов. художник, 1989. - с.216-219.

13. Романов Н.И. Реорганизация Музея Изящных Искусств // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. № 1. - М., 1925. - с.3-12.

14. Сергиевский Ю. Хроника: Структура ГМИИ и состав его коллекций в 1930 году // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. - М., 1930. - с.80-82.

15. Сергиевский Ю. Государственный музей изобразительных искусств // Советский музей. № 6. Ноябрь-Декабрь. - М.: Гос. изд-во изобраз. ис-в, 1932. - с.103-113.

16 Холодовская М.З. О Гравюрном кабинете // Иллюстрация: Сб. статей и публикаций. - М.: Сов.художник, 1988. - с.272-314. - (Галерея искусств).

17. Шилейко В.К. Государственный Музей Изобразительных Искусств им.А.С.Пушкина за двадцать пять лет // Труды Государственного Музея Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина / Под ред. В.Н.Лазарева. - М.-Л.: Искусство, 1939. - с.13-16.

18. Эфрос А.М. Рост Музея Изящных Искусств // Жизнь Музея: Бюллетень Государственного Музея Изящных Искусств. № 1. - М., 1925. - с.13-16.


* См. список литературы.

* Даны приблизительные цифры.





Скачать 372.19 Kb.
оставить комментарий
А.В. Научная
Дата02.10.2011
Размер372.19 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх