Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного Кавказа для студентов по специальности «Туризм» часть icon

Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного Кавказа для студентов по специальности «Туризм» часть


Смотрите также:
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного Кавказа для студентов по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "география северного кавказа" для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "география северного кавказа" для студентов...
Пособие подготовлено на кафедре культурологии для студентов Института дистанционного образования...
Учебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть...
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
«Методические рекомендации по развитию   сельского туризма»...
Учебном абонементе нб петргу социально-культурный сервис и туризм Вяткин Л. А...
Учебное пособие по подготовке к пгк часть 1...
Учебное пособие для студентов 2-3 курсов очной формы обучения специальности 351400 «Прикладная...
Тематический план изучения обычаев и традиций народов северного кавказа №...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПУШКАРЕНКО А.А.


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Историко-культурные туристские ресурсы Северного Кавказа


для студентов по специальности «Туризм»


часть I


Ростов-на-Дону

2008


Учебное пособие разработано кандидатом исторических наук, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма А.А. Пушкаренко.


^ Ответственный редактор кандидат географических наук,

доцент Г.П. Долженко


Компьютерный набор и верстка доцент А.А. Пушкаренко


^ Печатается в соответствии с решением кафедры общей географии, краеведения и туризма геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 7 от 9 июня 2008 г.


О Г Л А В Л Е Н И Е


Часть I

ВВЕДЕНИЕ 4

^ ТЕМА 1 ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(VII в. до н.э. – XIII в.н.э.) 11

ТЕМА 2 КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(XV – XIX вв.) 13

^ ТЕМА 3 КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА 19

ТЕМА 4 КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 26

ТЕМА 5 СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 44

Часть II

^ ТЕМА 6 АБХАЗИЯ 3

ТЕМА 7 КАБАРДИНО – БАЛКАРИЯ 7

ТЕМА 8 КАРАЧАЕВО – ЧЕРКЕССИЯ 13

ТЕМА 9 СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ 21

ТЕМА 10 ЧЕЧНЯ И ИНГУШЕТИЯ 27

^ ТЕМА 11 ДАГЕСТАН 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

ПЕРЕЧЕНЬ ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ ПРИМЕРНЫХ

ВОПРОСОВ ПО КУРСУ 39

ГЛОССАРИЙ 42

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

АННОТАЦИЯ 46


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Ознакомить студентов второго курса геолого-географического факультета ЮФУ по специальности «Туризм» с основными историческими событиями, происходящими на Северном Кавказе с древнейших времён по настоящее время и, опираясь на этот материал, дать подробную характеристику историко-культурных туристских ресурсов Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края, республики Абхазия, Кабардино – Балкария, Карачаево – Черкесия, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан), а также возможностей развития внутреннего и международного туризма в этом регионе.


ВВЕДЕНИЕ

Современная Россия отличается постепенным развитием многих отраслей экономики, которые в период так называемого «переходного периода» переживали отнюдь не простые времена. Наиболее высокие темпы роста отмечаются в развитии туризма, однако приходится признавать, что касается это преимущественно выездного туризма. Российский гражданин желает тратить заработанные деньги за рубежом, пренебрегая возможностями внутреннего туризма, и уж тем более малопривлекательным представляется посещение России для иностранных туристов. Разумеется, такое положение нельзя признать удовлетворительным. Заинтересованные стороны все больше говорят о проблемах отрасли и поэтому сегодня предпринимаются определенные меры для развития въездного и внутреннего туризма в России. Разумеется, в эти процессы вовлечена и территория Северного Кавказа (Краснодарский, Ставропольский края, республики Абхазия, Кабардино – Балкария, Карачаево – Черкесия, Северная Осетия, Чеченская, Ингушская, Дагестан).

Можно утверждать, что по многим параметрам значительная ее часть является в целом благоприятной средой для претворения в жизнь различных программ развития разных направлений туризма, потому что их привлекательность со времен советской действительности пострадала меньше всего (за исключением Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Дагестана). Одной из ее составляющих является богатейшее историко-культурное наследие народов Северного Кавказа.

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на данной территории.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую архитектуру;

- памятники ландшафтной архитектуры;

- малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социальной ин-фраструктуры;

- объекты этнографии, народного промысла и ремесла, центры декоративно – прикладного искусства;

- технические комплексы и сооружения.

Не все памятники, в которых отражена история цивилизаций, могут представлять собой достопримечательности, способные привлекать туристов в регион. Для этого они должны обладать рядом следующих признаков:

- иметь достаточную сохранность, в противном случае руины объекта станут лишь напоминанием о памятники;

- быть неповторимыми или экзотичными, что особенно необходимо для достопримечательностей, которым предполагается придать статус «памятник международного значения»;

- иметь высокую познавательную ценность.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и художественной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах, в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно–исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Коллекции краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств, декоративно – прикладного творчества (все преимущественно государственные) дают наиболее полное и разносторонне представление об истории и культуре региона. Они являются фундаментом в развитии туризма. Муниципальные, имеющие материалы локального характера, представляют интерес только для сравнительно небольшого числа жителей прилегающей местности. Благодаря музеям на Северном Кавказе формируются внутрирегиональные потоки экскурсионного туризма.

Аттрактивность культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

- ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Оно производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

- необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Сотрудники Всесоюзной научно – исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям ЦСТЭ в 80-е годы XX в. выработали схему территориального распространения в СССР туристских ресурсов различного ранга.

Основными каркасообразующими элементами (элементами первого порядка), формирующими маршруты туристов из зарубежья, а также российские потоки путешественников, являются немногочисленные архитектурные, историко-культурные и природные памятники России, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди природных памятников этого класса на территории Северного Кавказа можно назвать Кавказский биосферный заповедник с прилегающими участками высокогорий Западного Кавказа (1999 г.). Он привлекает российские и иностранные группы туристов, но в значительной меньшем количестве, чем всемирно – известные историко-культурные достопримечательности России. К статусу «международного значения» с туристских позиций могут быть отнесены Приэльбрусье с высшей точкой России - горой Эльбрус, курортные местности Кавказских Минеральных Вод. Под эгидой ЮНЕСКО с точки зрения историко-культурных памятников находится цитадель, Старый город и крепостные сооружения города Дербента (2003г.) (Дагестан).

Вторым каркасообразующим уровнем туристских маршрутов в стране, в том числе и на Северном Кавказе, являются лечебно – оздоровительные, курортные местности, памятники и другие достопримечательности, имеющие статус федерального значения. Среди них – национальные и природные парки, большие участки заповедников, открытые для посещения в последнее десятилетие, сотни памятников истории и культуры, различные культовые сооружения, к посещению которых проявляется все больший интерес в нашей стране как с познавательной целью, так и в целях религиозного поклонения. Среди природных объектов Северного Кавказа этому рангу соответствует Черноморское побережье Краснодарского края, бассеин верховья реки Б. Зеленчук на Северо – Западном Кавказе.

Третий каркасообразующий уровень туристских маршрутов формируют достопримечательности регионального или местного значения, которые используются, в основном, при разработке туристских и экскурсионных мероприятий для школьников своего края или для отдыхающих.

Второй и третий уровни не представляют собой каркасообразующее начало маршрутов въездного туризма (прежде всего иностранного), поэтому не могут стать основой серьезных финансовых поступлений от туристской деятельности. Объясняется это различными причинами, среди которых наиболее важными являются:

1. отсутствие вблизи памятника других значительных достопримечательностей (к одному объекту сложно направить туристский поток);

2. значительная удаленность памятника от основных регионов - экспортеров туристов (от Московской и Ленинградской областей);

3. отсутствие хорошо развитой инфраструктуры (за исключением мест массового отдыха);

4. расположение памятников вблизи мест, славящихся криминогенной обстановкой (Абхазия, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Дагестан).

Объектами познавательного туризма являются и достопримечательности местной природы.

Ресурсы познавательного туризма используются в основном при организации досуга отдыхающих в рекреационных учреждениях. Их значение существенно уступает природным ресурсам.

Все особенности региона учитываются создателями туристского продукта. Полнейшая его реализация возможна в том случае, если рекреационная сеть позволяет туристу пользоваться всеми благами, представляемыми той или иной местностью.

Рекреационная сеть - это совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно – оздоровительного отдыха, экологического, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем рекреационной сети является плотность рекреационных сооружений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территория делятся на сильно, средне и слабо рекреационно развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности.ляется тии,начительная ее часть этот районельность со времен соетской действительности пострадала меньше всеговорят о проблемам отрасли и

Территория Северного Кавказа охватывает территорию с севера на юг более чем на 800 км, с запада на восток – более 900 км, общей площадью свыше 355 тыс. кв. км. Она немногим по своим размерам уступает Японии (372 тыс. кв. км), больше Финляндии (337 тыс. кв. км), Италии (ок. 301 тыс. кв. км), в полтора раза больше Великобритании (245 тыс. кв. км). В состав Северного Кавказа входят Краснодарский и Ставропольский края, республики Кабардино – Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Карачаево – Черкессия, Дагестан.

Осевую зону Большого Кавказа (а он вытянулся от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на 1000 км) образуют два самых грандиозных хребта: Главный или Водораздельный, и Боковой, который на западном участке часто называют Передовым. Главный хребет не только служит водоразделом рек, текущих на юг и на север; почти на всем протяжении от моря Черного до Каспийского по его гребню проходит административная граница между Российской Федерацией и республиками Закавказья. Лишь на западе эта граница смещена к югу от гребня, а на востоке, наоборот, она переходит на его северные склоны, поросшие горными лесами.

Ландшафты Северного Кавказа исключительно разнообразны. С севера на юг и юго-восток последовательно сменяются Зоны лесостепи, степи и полупустыни с массивами развеваемых песков. Степи сменяются узкой полосой предгорного лесостепья, а затем могучими горными лесами. Над лесами располагаются субальпийские и альпийские луга. Входящая в Северо-Кавказский район сравнительно небольшая часть южных склонов Большого Кавказа обращена к Черному морю. Здесь, на участке от Анапы до Туапсе, растительность напоминает южные страны, более всего страны Балканского полуострова. Эта самая северная область зоны средиземноморского климата. Далее, в зоне влажных субтропиков, наряду с листопадными встречаются и вечнозеленые растения.

По строению поверхности Северный Кавказ прежде всего разделяется на равнинную и горную часть. Большой Кавказ условно можно разделить на три отрезка: Западный Кавказ – от Черноморского побережья до горы Эльбрус; Центральный Кавказ – от горы Эльбруса до горы Казбека; Восточный Кавказ – от горы Казбека до Каспийского моря. Цепи Западного Кавказа зарождаются вблизи Таманского полуострова. Центральный Кавказ – наиболее грандиозная часть всей горной системы. Перевалы в основном расположены на высоте 3 тыс. метров. Наиболее распространены ледники и снежники гор Эльбрус, Дыхтау, Коштан-Тау, Шхара, Джангитау, Казбек (более 5 тыс. м). Всего на Большом Кавказе около 40 четырехтысячника.

Три моря омывают территорию Северного Кавказа – с запада – Азовское и Черное, с востока – Каспийское. Реки Северного Кавказа многочисленны и, также как рельеф и климат, четко разделяются на горные и равнинные. В горной части рек гораздо больше и они многоводнее. На ледниках западного склона Эльбруса рождается река Кубань. Ледник соседней горы Зильга-Хох дает начало реки Тереку. Наличие большого количества горных рек дает возможность развивать такие виды туризма как экстремальный и рафтинг.

Среди природных факторов, ограничивающих развитие отдыха и туризма на Северном Кавказе, можно выделить следующие:

- широкое распространение кровососущих насекомых (комары, мошки, слепни, клещи). Они часто являются переносчиками возбудителей различных болезней, таких как малярия, туляремия, абровирусные инфекции. Наиболее активны они в июне – июле месяцах;

- пыльца различных растений, вызывающая у большого числа людей аллергические реакции. Наибольшее распространение она получила по месяцам:

- тополь, клен, мятлик, пырей, рожь – в мае-июне;

- кукуруза – июнь-июль; полынь, амброзия – июнь-август.

В целом природные условия Северного Кавказа вполне благоприятны для развития самых различных видов туризма: горного, пешеходного, оздоровительного, скалолазания, экстремального, рафтинга и др.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что подразумевается под понятием «историко-культурное наследие»?

  2. Что представляет собой территория Северного Кавказа с точки зрения рельефа? Каковы особенности растительного и животного мира?

  3. Какое воздействие оказывали природные условия на развитие занятий и ремёсел населения Северного Кавказа?

  4. Что такое рекреационная сеть? Дайте характеристику каркасообразующих уровней туристских маршрутов.

  5. Какие природные факторы ограничивают развитие туризма на Северном Кавказе?


^ ТЕМА 1 ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(VII в. до н.э. - XIII вв. н.э.)

Территория Северного Кавказа с древнейших времен обжита человеком – в эпоху палеолита (примерно 3 тыс. лет до н.э.). Первые относительно точные сведения о народах Кавказа дают античные древнегреческие и римские письменные источники.

Греки появились на побережье Черного и Азовского морей в VII в. до н.э. и имели колонии до III в. до н.э. Это было вызвано целым рядом причин: поиском новых рынков сбыта, освоением новых плодородных земель, оттоком наиболее активной части населения: крестьян, рабов, преступников. С VIII по III в. до н.э. весь равнинный Северный Кавказ заселен скифскими кочевыми племенами, а горная его часть - различными оседлыми земледельческими и скотоводческими народами. Скифы вели большую торговлю с Грецией. В последних веках до н.э. скифы были вытеснены далеко на запад в Причерноморские степи пришедшими из-за Волги сарматами. В лесистых горах по - прежнему жили предки адыгейцев, чеченцев, ингушей и дагестанских народностей. В предгорных районах во II – III вв. н.э. сложился многоплеменной союз во главе с аланами – предками современных осетин. В западном Предкавказье проживали меоты – предки адыгейцев и черкесов. В IV в. н.э. все эти народности подверглись опустошительному разгрому полчищами кочевых племен гуннов, пришедших из степей Заволжья. В результате многие племена были уничтожены, часть ассимилирована. В V-VI вв. н.э. на Северном Кавказе появились различные тюркские племена, а в VII – VIII вв. появились хазары. Они господствовали в степях, предгорья по-прежнему контролировали аланы. Местные племена находились в основном на стадии распада первобытнообщинного строя, а пришедшие завоеватели – зарождения раннефеодальных отношений. В IX в. н.э. на Северный Кавказ проникают славяне. К этому времени под их влиянием находилось все Северное Причерноморье – бывшая территория греческого Боспорского царства. Из Крыма через Керченский пролив славяне овладели Таманским полуостровом и основали здесь важный опорный пункт – город Тмутаракань (современная Тамань) – Краснодарский край. Отсюда князья Святослав, Глеб, Роман, Игорь в союзе с местными народами совершали военные походы вдоль до Каспийского моря.

В XI в. на территорию Северного Кавказа вторглись кочевые племена половцев (кипчаков) из-за закаспийских и заволжских степей, а в XII-XIII вв. – татаро-монголы. Остатки разгромленных народов нашли спасение в горах Кавказа. Там пришлые народы смешивались с местными племенами и постепенно образовались племенные группы карачаевцев, балкарцев и ирано-язычных осетин.

В XIII – XIV вв. западнокавказская этническая группа адыгов распалась на ряд родственных племен: адыгейцев, черкесов, кабардинцев. Восточнее Терека в горах сохранились нахские племена – предки чеченцев и ингушей. Остались неподвластными монголам и жители высокогорий Дагестана. Связи с Русью поддерживались эпизодически. В результате произошло взаимопроникновение культур, что выразилось в появлении новых орудий труда, оружия, обычаев.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Чем объяснить появление греческих поселений на территории Северного Кавказа?

  2. Назовите и охарактеризуйте общественный строй народов, заселяющих в начале нашей эры территорию Северного Кавказа?

  3. Какую роль сыграли кочевые племена гуннов, тюрков, хазаров, половцев, татар, монголов в жизни местных племён?


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917г. Учебное пособие под ред. А.И. Нарежного и Н.В. Самариной, т.1,2. -Ростов-на-Дону, 2001.

2. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. -М., 1988.


ТЕМА 2 Колонизация Северного Кавказа (XV–XIX вв.)

В конце XV в. на берегах реки Дон и его притоках стало формироваться Донское казачье войско.

На востоке Предкавказья колонизация началась с дельты Терека и его низовьев. Здесь первыми поселенцами были выходцы из Поволжья. В середине XVI в. поселенцы просили царя Ивана IV (Грозного) о присоединении к России Восточного Предкавказья. Тогда же, в середине XVI в., кабардинские князья, большинство народов Дагестана, Чечни, Осетии, Балкарии просили царское правительство принять их в российское подданство. Осуществлялось присоединение сочетанием «методов кнута и пряника»: в результате военных действий или привлечением местной знати на свою сторону, сохраняя их привилегии и ставя их на государственную службу. Чуть раньше в русское подданство были приняты остатки монголо-татарской Золотой Орды – так называемая Большая Ногайская орда, а в Западном Предкавказье – адыгейцы и черкесы. Тяга горских народов к могучему северному соседу – России, обусловливалось стремлением их избавиться от угнетения со стороны Турции и Персии (Ирана), боровшихся за раздел Северного Кавказа. В течение второй половины XVI в. и всего XVII в. экономические и политические связи России с народами Северного Кавказа и Закавказья, жившими на территории Грузии, Армении и Азербайджана, продолжают расширяться и укрепляться. Продолжались нападения Персии (Ирана), Турции и подвластных ей ханов крымских татар.

В 70-е годы XVIII в. в Восточном Предкавказье сложилось обособленное Терское казачье войско. Станицы терских казаков были связаны в единую оборонительную линию. Во главе ее находилось укрепление Моздок (по черкесски «глухой лес»), основанное в 1763 г. среди густых лесов. В 70-е годы XVIII в. оборонительная линия устанавливается на всем пространстве между Азовским и Каспийским морями. Она опиралась на ряд первоклассных для того времени укреплений. В середине 70-х годов XVIII в. во главе Кубанского корпуса был генералпоручик А.В. Суворов.

Создание Кавказской линии. По мирному договору, подписанному с Турцией в 1774 г., граница России и Турции устанавливалась по реке Кубань. Новая граница нуждалась в надежном укреплении, поскольку с 1777 г. турецкие власти вновь начали подговаривать кавказские народы нападать на русские владения. Линия реки Терек была хорошо прикрыта поселениями и укреплениями терских и гребенских казаков. Западнее, от Моздока и Ставрополя до Черкасска, стала возводиться новая система укреплений. От Черкасска по берегу Азовского моря до Тамани и до Кубани устанавливается еще одна линия. Берег Кубани охранялся донскими казачьими сменными полками. На левом фланге этой оборонительной системы располагалось единое Астраханское казачье войско (1776 г.), а в 1786 г. гребенские, терские, хоперские и волгские казаки были объединены под названием «поселенных Кавказской линии казаков». С 1788 г. началось освоение Таманского полуострова, к северу от реки Кубань, «черноморскими казаками» - бывшими запорожскими казаками. 30 июня 1792 г. черноморцам были пожалованы остров Фанагория и земли между Кубанью и Азовским морем. Сразу же началось переселение казаков на новые земли под руководством кошевого атамана Захара Чепига. Чтобы обезопасить переселение от набегов закубанских народов, было построено 24 кордона по Кубани, прикрывших границу от устья реки Лабы до Черного моря. При Екатерине II важное значение имела Черноморская проблема. Определенную роль в ее разрешении принадлежала Северо-Западному Кавказу. Он благодаря своему географическому и военно-стратегическому положению являлся связующим звеном между Крымом и Кавказом. Здесь столкнулись интересы России и Турции.

В годы царствования Александра I (начало XIX в.) правительство продолжало политику укрепления казачьих войск на пограничье и создание там новых казачьих поселений. По верхнему и среднему течению реки Кубани был образован Кавказский казачий полк (1803 г.). В первой четверти XIX в. на земли Черноморского войска были переселены более 40 тыс. малороссийских казаков. В первом десятилетии XIX в. в состав России в результате мирных переговоров включается почти весь Дагестан. К 1785 г. все укрепления составили единую Кавказскую линию, разделенную позднее на левый фланг, центр и правый фланг и Черноморскую кордонную линию (от Усть-Лабинской до устья реки Кубани). В 1817-1823 гг. сооружена линия укреплений по реке Сунжа с крепостью Грозная, а к востоку от Чечни несколько укреплений и крепости Внезапная, Бурная и др. Центр Кавказской укрепленной линии был продвинут до верховьев рек Кубани и Малка. В 1830 г. между Дагестаном и Кахетией сооружена Лезгинская кордонная линия, в 1837-39 гг. – Черноморская береговая линия (Анапа – Сухум). К 1840 г. вся эта система была дополнена линиями укреплений по р. Лаба, к 1850 г. по р. Уруп и к 1857-58 гг. - по р. Белая, где был основан Майкоп. В 1860 г. Кавказские укрепленные линии были упразднены. На месте бывших крепостей были основаны города, сохранившие значительное количество исторических памятников той эпохи.

Таким образом, к 1830 г. весь Северный Кавказ уже входил в состав российского государства, хотя русские гарнизоны сохранялись.

К концу XVIII в. между казачьими областями – Терской - на востоке, Черноморской (Кубанской) - на западе, Донской - на севере лежала огромная территория в 60-70 тыс. кв.км, почти не освоенная. В то же время большая Кавказская армия снабжалась хлебом и другими съестными припасами нерегулярно и с большим трудом. Царское правительство предприняло ряд мер для усиленной колонизации пустопорожних земель к северу и востоку от Ставрополя. По указу от 1782 г. знатным людям были розданы баснословно большие участки земли с условием поселения на них крепостных крестьян. Так появились имения князей Вяземских, Безбородко, графов Воронцовых, Чернышева и др. В 1804 г. издается правительственный указ – обращение ко всем желающим переселиться в Предкавказье. Переселенцам обещали различные льготы. Для регулирования потока переселенцев создается специальная контора в селе Средний Егорлык. Желающих переселиться оказалось много и Кавказская область, переименованная в 1847 г. в Ставропольскую губернию, заселялась сравнительно быстро.

В 30-60 гг. XIX в. на Кавказе шли постоянные военные действия между Россией и военным союзом местных народов, духовно возглавляемым мирюдизмом, одним из реакционных течений ислама. Война получила название «Кавказской». Во главе союза стоял имам Шамиль, который сумел объединить под своей властью огромную территорию – почти весь Дагестан, большую часть Чечни, часть кабардинских и осетинских княжеств. Война шла с переменным успехом. В августе 1859 г. Шамиль сложил оружие и был выслан в глубь России. 21 мая 1864 г. русские войска подавили последний крупный очаг сопротивления горцев Западного Кавказа в районе нынешнего курорта Красная поляна в верховьях реки Мзымта. Этот день считается датой окончания Кавказской войны, хотя в 60-70-е годы XIX в. царским колонизаторам пришлось подавлять еще несколько восстаний на Кавказе, в том числе в Чечне и Дагестане.

Сейчас Северный Кавказ известен как одна из наиболее сложных по этническому составу населения областей нашей страны. На нем проживает более 30 северокавказских народов, а также более 20 народов, основная область расселения которых лежит за пределами Северного Кавказа и отдельные группы которых переселялись на его территорию в течение длительного времени: русские, украинцы, армяне, грузины, греки и др. В горных и степных районах почти все население относится к южной группе европеидной расы. На Северном Кавказе проживает 42 народа, имеющих самостоятельные языки, а среди них учтено более 100 языковых отличий (диалектов). Основные языковые семьи:

- Индоевропейская (русские, украинцы, осетины и др.);

- Алтайская, относящаяся к кыпчакской или северо-западной группе тюрских языков алтайской языковой семьи (кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы);

- Кавказская, которая делится на три ветви:

- адыго-абхазская (адыгейцы, кабардинцы, абазины, черкесы);

- нахская (чечены и ингуши);

- дагестанская (29 народов).

В результате длительного совместного проживания различных народов происходит взаимопроникновение культур. Это отразилось в заимствовании планировки сел, усадеб, типах постройки домов, одежде, питании, орудиях труда и оружии и т.п. Естественно, во всем этом сохранилось своеобразие, отвечающее национальным чертам отдельных народов.

Накануне 1917 г. народы Северного Кавказа, административно входившие в состав Кубанской, Терской областей и Черноморской губернии, расселялись следующим образом: на северо-западе по нижнему течению Лабы и Кубани жили адыгейцы; в предгорьях и на равнине в бассеинах рек Кубани, Кумы, Большого и Малого Зеленчука – черкесы, абазины и ногайцы; горную часть этой же области занимали карачаевцы. Далее на восток по равнине, в бассеине рек Малки, Баксана, Чегема и Черека, жили кабардинцы; в Баксанском, Чегемном, Черекском и Хуламо – Безенгийском ущельях – балкарцы; по Тереку и его притокам обитали осетины. Чечены и ингуши занимали равнинную и горную области между бассеинами рек Аксай, Акташ, Ярык – Су на востоке и Тереком на западе.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите основные причины и методы присоединения к России Восточного Предкавказья, Кабарды, Балкарии, Осетии в середине XVI в.

  2. Дайте характеристику состава переселенцев.

  3. Что представляли собой Азово-Моздокская (Кавказская) и Кубанская укреплённые линии в конце XVIII–XIX вв.?

  4. Дайте характеристику Кавказской войны в 30-60-е гг. XIX в. Что такое имамат? Почему война продолжалась так долго?

  5. Дайте характеристику основных языковых семей: индоевропейской, кавказской и алтайской.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917г. Учебное пособие под ред. А.И. Нарежного и Н.В. Самариной, -Ростов-на-Дону, 2001, С.3, 5-8, 12, 13

2. История казачества России. Учебное пособие для кадетских корпусов. Отв. ред. д.и.н., проф. А.В. Венков, -Ростов-на-Дону, 2001.

3. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917г.), -М., 1988.


ТЕМА 3 Культура и быт народов Северного Кавказа

По внешнему облику селения довольно резко разделялись на горные и равнинные. Горные селения – незначительные по величине, расположены на склонах гор, кручах и скалах. Отмечается скученность домов, отсутствие улиц. Особенностью постройки является наличие плоской земляной крыши, которые иногда являются основанием для других домов. Широко были распространены сторожевые и оборонительные башни. Равнинные селения характеризуются более свободной планировкой. Вдоль улицы – почтового тракта формировался общественный и архитектурный центр поселения - стояли здания кулаков, торговцев, представителей духовенства и местной администрации.

Традиционный мужской костюм народов Северного Кавказа в значительной степени изготавливался из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожи крупного рогатого скота и козьи, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, отчасти обувь. Из домотканого сукна шили башлыки, черкески, штаны и бешметы. Костюм вполне соответствовал условиям жизни воина, охотника, пастуха.

Основными частями мужской одежды народов Северного Кавказа являлись бешмет и особой формы штаны.

Бешметы шили чаще всего из покупных тканей черного, белого, коричневого цветов, а в горах чаще всего из домотканого сукна, т. к. бешмет был повседневной одеждой. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы – узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Этому способствовал своеобразный покрой его спинки. Длина бешмета изменялась, но чаще была на 8 – 10 см выше колен. Старики носили более длинные бешметы чем молодые. Праздничные бешметы повсеместно шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а более зажиточные – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. При употреблении бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором – пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и др. штаны шились из домотканого сукна или плотной покупной материи, состояли из прямых, слегка сужающихся книзу штанин, иногда снабженных штрипками. Штанины заправлялись в ноговицы из сукна, войлока или сафьяна. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленами их подвязывали ремешками. Во время гражданской войны стали быстро распространяться брюки галифе, а впоследствии и бриджи. Полный праздничный костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучшего домотканого или фабричного сукна. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах (предки современных адыгейцев, черкесов и кабардинцев). Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии на несколько пуговок из шнурков и не имела воротника. Длина черкески была всегда несколько длиннее бешмета и обычно доходила до колен. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках опускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами, опускавшимися обычно во время танца.

Характерным признаком черкески были нашитые по обеим сторонам газырьницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались газыри - деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Нагрудные газырьницы появились, по-видимому, лишь в начале XIXв., а до этого газыри носили в патронташах, надетых через плечо, или на талию. К концу XIX в., в связи с появлением пятизарядной винтовки образца 1891г., газырьницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеска, так же как бешмет, плотно охватывала фигуру, расширяясь книзу, и была удобна и для всадника и для пешехода. Носили черкеску застегнутой и подпоясанной поясом из узкого ремня, на котором висел кинжал, шашка, пистолет. Нараспашку обычно одевали черкеску только старики. Черкески были черного цвета, в особо торжественных случаях – белыми, но в конце XIXв. появились темно – красного, синего, блекло – зеленого цветов. Тогда же черкески стали шить очень длинными – до щиколотки.

Теплой одеждой, которую носили зимой, а старики – даже летом, являлись нагольные шубы из овчин. Были распространены два покроя – прямой (с отложным воротником, доходившим до пояса) или в талию.

Для Северного Кавказа весьма характерной одеждой была бурка с узкими плечами, колоколообразно расширяющаяся книзу. Бурка была идеальной одеждой для всадника, защищая его и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. Изготавливалась из войлока. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Пастухи овчары, много ходившие пешком, одевали короткие бурки. Для овчаров изготавливали также, особенно у карачаевцев и балкарцев, из войлока пальто с капюшоном (чебенек), которое в начале XX в. почти исчезло из употребления. В Первую мировую войну и гражданскую войну кавказская бурка стала иметь прямые очень широкие плечи и почти не расширялась книзу. Эта мода была связана с условиями гражданской войны, когда все взрослое мужское население было вовлечено в военные действия. Бурка с широкими плечами позволяла прятать оружие и охраняла его от сырости.

Папаха являлась головным убором горцев (шапка из овчины). Ее форма менялась, имела отличия у разных народов. В конце XIX в. в моду вошла так называемая казачья папаха – из каракуля или смушки, высокая и узкая, с суконным верхом, а позднее – низкая, слегка суженая кверху, получившая название «кубанка», с плоским суконным донышком. В восточных районах Северного Кавказа носили высокие прямые мохнатые папахи. Кроме папах в теплое время года носили войлочные шляпы с полями, которые отличались способами отделки, отчасти формой. Башлык – дорожный головной убор, надевавшийся всегда поверх папахи (в виде широкого длинного шарфа). Башлыки украшались галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых ниток.

Обувь отличалась значительным разнообразием. Повседневную обувь изготавливали обычно из коровьих или телячьих кож домашней выработки (сыромятных). Такая обувь не имела пришивной подошвы и шилась из одного куска со швами на заднике и подошве или на носке и на заднике. Носили ее на босу ногу, подкладывая пучок сухой травы. Охотники, косари, пастухи, которым приходилось много ходить по крутым, скользким склонам, надевали подобную обувь с подошвой, сплетенной из ремней для большей устойчивости. Парадную обувь шили из сафьяна кустарного или фабричного производства, реже домашней выработки. Она также была без примитивной подошвы, со швом на заднике. Надевали ее на мягкие сафьяновые носки, которые были немного выше щиколоток. Парадную обувь носили с сафьяновыми ноговицами. Существовала обувь с суконным простеганным верхом (наиболее распространена в Осетии), а также из войлока, обшитого кожей (Чечня, Карачай, Балкария). Из всех видов обуви местного происхождения была мягкая подошва, что было удобно для наездника и пешехода в условиях горного бездорожья, крутых и опасных троп. Такая обувь способствовала выработке удивительно легкой и красивой походки горцев. В конце XIX - начале XX вв. в качестве парадной обуви все чаще стали носить сапоги – русские или так называемые кавказские, с мягкой подошвой, без каблука. Они появились в результате слияния сафьяновых ноговиц с мягкой обувью. Иногда на них одевали галоши. Женская одежда и обувь отличалась большим разнообразием. В ней больше различий возрастных и социальных. Платья – рубахи шились из материй темных тонов – темно – красного, синего, коричневого и т.п. (до щиколоток). Под рубаху одевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Штанины были широкими до щиколоток или внизу собирались в сборку. Цвет штанов обычно красный. Парадное платье обычно шили из бархата или тяжелого шелка с широкими или узкими рукавами. Кафтанчик являлся важной частью женской одежды. Одевался под платье поверх рубашки. Он делался коротким (до половины бедра, а у старух – длиннее) и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с мужским бешметом. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда позолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Кафтанчик шили из нарядных и плотных тканей – тяжелого шелка, фабричного сукна, бархата, атласа. Безрукавка одевалась в восточных горных районах Чечни поверх платья – рубахи и украшалась монетами и подвесками.

Идеалом женской красоты на Северном Кавказе считалась тонкая талия и плоская грудь. Женский пояс делался из галуна, кожи или ткани, но обязательно с металлическими (часто серебряными) большими пряжками, бляхами и пр. Делали и сплошь серебряные пояса, которые одевались поверх платья, стягивая талию. Поверх платья одевали бусы, использовали монеты и т.п. Наиболее распространенными цветами женской одежды были - темно-красный, черный, темно-зеленый, синий, а в Осетии – светлые тона-белый, розовой, голубой.

Женские головные уборы были представлены платками и шапочками. Шапочки имели форму довольно высокого цилиндра с конусообразным или округлым верхом, а впоследствии – невысокие с плоским дном. Они украшались вышивкой, кистями, серебром. Женщины не имели права показывать свои волосы, которые обязательно заплетались в косы. По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли надеть только второе платье или накинуть на плечи платок. Этот порядок поддерживался мусульманским духовенством, т.к. это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женская обувь по своим фасонам в основном была такой же как и у мужчин – мягкая сафьяновая со швом на подошве и такие же сафьяновые носочки. Но кроме этого женщины, особенно в Чечне, носили туфли на твердой подошве без задников с небольшим каблуком. В Кабарде и Адыгее носили обувь на деревянной подошве без задников с кожаным носком, заменявшую калоши. Девушки знатного происхождения надевали в торжественных случаях высокие ходули, богато украшенные серебряными накладками, обитые бархатом. У богатых горянок одежда была красного «княжеского» цвета, обувь - ходули, высокие шапочки, преувеличенно длинные рукава, исключавшие возможность что-либо делать, затянутая в корсет тонкая фигура, богатые вышивки и украшения.

Семья и семейный быт в XIX веке. В конце XIX – начале XX вв. на Северном Кавказе существовали как малая так и большая семьи. Господствовал патриархальный порядок подчинения женщины мужчине, детей родителям, младших – старшим. Старший мужчина – глава семьи, был не только распорядителем хозяйственной деятельности, но и хозяином почти всего имущества семьи. Собственность домочадцев составляли только их личные вещи, преимущественно одежда, а у женщины – только приданое. Наследование – прежде всего сыновьям, а потом сестрам и жене. Практиковалось беспрекословное подчинение главе рода. Женщина должна была так или иначе угождать мужу и оказывать ему различные знаки почтения: стоять перед ним, прислуживать за едой, разувать, мыть ноги и т.п.

Власть мужа над женой поддерживалась его фактически односторонним правом развода, т.к. развод осуществлялся только с согласия мужа. Жена могла развестись только в трех случаях: при жестоком обращении; измене мужа, неспособности к половой жизни. Развод по инициативе жены считался для нее позором и был редкостью. Нельзя было замужней женщине показываться с непокрытой головой, а также танцевать.

Брак. Существовал целый ряд ограничений при заключении брака.

Запрещался брак между родственниками любых или, по крайней мере, очень многих степеней родства, однофамильцами и членами возводящих себя к общему предку фамилий. Препятствиями к браку могло послужить молочное родство, родство по усыновлению и побратимству. Младший брат не должен был жениться раньше старшего, а младшая сестра выходить замуж раньше старшей. Важную роль играло различие в имущественном и социальном положении, а также различия в религиозной и национальной принадлежности (мусульманство). Брак у всех народов Северного Кавказа был покупным: жених или его семья должны были уплатить за невесту выкуп (калым) – тюркское слово. Калым – возмещение за потерю рабочей силы выходившей замуж девушки, вносившейся некогда ее роду, а позднее ее семье. Калым был очень большим. В средних крестьянских семьях за девушку платили: у адыгейцев – 600 руб.; у карачаевцев – 500 руб., двух лошадей и двух быков; у балкарцев – 400 руб., одна лошадь и несколько голов рогатого скота; у осетин – 600 руб.; у ингушей - 500-600 руб. За вдову платили половину. Особенностью был большой возрастной разрыв между мужем и женой (до 25 лет), существовало многоженство.

В начале XX в. у народов Северного Кавказа существовали две основные формы заключения брака: брак по сговору и брак уводом.

Сговор включал в себя: сватовство (на нем договаривались о размерах калыма и сроках его уплаты), смотрины, сговор, увоз невесты, свадьба.

Брак уводом существовал в трех принципиально различных видах. Первый - настоящее насильственное умыкание без согласия самой невесты и ее семьи. К нему прибегали по следующим причинам: в отместку за неудачное сватовство; чтобы породниться с богатой или знатной семьей; чтобы заставить семью уменьшить размер калыма. Второй разновидностью было похищение девушки с ее согласия (из-за несогласия родителей, когда жених не мог выплатить полный калым). Наиболее распространенной была третья разновидность – фиктивное похищение, совершившееся по взаимной договоренности между женихом, невестой и ее семьей. В основе его лежали чисто экономические соображения – стремление избавиться хотя бы от части свадебных расходов, связанных со сватовством, предварительными обменами подарками, пиршеством в доме невесты и т.д. К фиктивному похищению чаще всего прибегала крестьянская беднота. При первом виде брак уводом сопровождался кровной местью.

Кавказское гостеприимство имело свои особенности. Любой путник мог получить приют в доме горца и на это время он становился почетным гостем и пользовался защитой хозяина дома, однако по выходу из дома мог подвергнуться нападению хозяина и быть ограбленным.

Для развития событийного туризма на Северном Кавказе есть необходимые предпосылки. Туристов привлекают возможности побывать и принять участие: в показательной кавказской свадьбе, в соревнованиях в удали и отваге – вольтижировке, рубке лозы, стрельбе с коня.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что представляют собой аулы и где они располагались?

  2. Каковы особенности устройства жилищ горцев?

  3. Дайте характеристику основных элементов мужской одежды горцев: бешмета, черкески, бурки, папахи, башлыка и обуви.

  4. Назовите основные элементы женской одежды. В чём особенности одежды и обуви представительниц знатных и богатых родов?

  5. Назовите основные разновидности брака и дайте их характеристику. Роль главы дома в жизни семьи. Что такое калым?

  6. Что такое кавказское гостеприимство? Кто такой кунак?

  7. Какие возможности есть для развития событийного туризма на Северном Кавказе?


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Культура и быт народов Северного Кавказа под ред. В.К. Гарданова. -М., 1968, С. 90-273

2. Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа в X – XIII вв. -СПб, 1994.






оставить комментарий
страница1/3
Дата02.10.2011
Размер0,66 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх