Лекция Особенности возникновения и развития права Древнего Востока. Древнемесопотамское право icon

Лекция Особенности возникновения и развития права Древнего Востока. Древнемесопотамское право


Смотрите также:
Вопросы к экзамену по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»...
Протокол №2 от «27» сентября 2010 года Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История...
1 Государство и право Древнего Египта и Древнего Вавилона...
Планы семинарских занятий тема правовые памятники стран древнего востока...
Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран Предмет и метод истории...
Учебно-методический комплекс «Всеобщая история государства и права» для специальности 05040165...
План лекции. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина...
Программа вступительных испытаний по истории древнего мира для поступления в магистратуру...
Экзаменационные вопросы по истории политических и правовых учений 2010 / 2011 ученый год...
Система оценивания на экзамене по истории Древнего Востока...
Вопросы к экзамену по истории Древнего Востока Введение...
План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
скачать





Темы курса лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке и освещаются основные институты государства и права различных зарубежных стран в соответствии с программой для юридических вузов и институтов. Предназначено для студентов I-II курсов юридического факультета университета.


СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА


Лекция 1. Предмет науки истории государства и права,

Лекция 2. Особенности возникновения и развития государств Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай.

Лекция 3. Особенности возникновения и развития права Древнего Востока. Древнемесопотамское право.

Лекция 4. Традиционное право Индии.

Лекция 5. Древнегреческое государство и право.

Лекция 6. Государство Древнего Рима.

Лекция 7. Римское право.

Раздел П. ИСТОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Лекция 1. Раннефеодальное государство франков.

Лекция 2. Государство феодальной Франции.

Лекция 3. Государство феодальной Англии.

Лекция 4. Право раннефеодальных государство. Салическая правда.

Лекция 5. Феодальное право Англии и Франции.

Лекция 6. Феодальное право Германии.


Раздел Ш. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.


Лекция 1.Становление и развитие английского буржуазного государства.

Лекция 2. Становление независимого буржуазного государства в США.

Лекция 3. Образование и развитие буржуазного государства Франции.

Лекция 4. Становление единого буржуазного государства Германии. Германская империя

Лекция 5. Развитие государства США в ХХ веке.

Лекция 6. Развитие государства Франции в ХХ веке.

Лекция 7. Германское государство в ХХ веке.

Лекция 8. Становление и развитие буржуазного государства в Японии.

Лекция 9. Право Франции.

Лекция 10. Право Германии.

Лекция 11. Право Англии и США.


^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ


ИСТОЧНИКИ:


1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. М., 1996. Т.1-2.


2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. З.М.Черниловского. М., 1994, 1996


ЛИТЕРАТУРА:


1. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А./. Т.1-2, М., 1996-1998.


2. Всеобщая история государства и права /Под ред. Батыра К.И./ М., 1998


3. Всеобщая история государства и права /Под ред. Омельченко О.А./ Т.1-2- М., 1998


4. Всеобщая история государства и права /Под ред. Черниловского З.М./ М., 1996


Раздел 1. ^ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА


Лекция 1.


Предмет науки истории государства и права, методология его изучения


План лекции


1. Предмет науки истории государства и права, его место в системе юридических наук.

2. Методология науки история государства и права зарубежных стран.

3. Теоретическое и практическое значение науки. Периодизация истории государства и права.

4. Историография истории государства и права, основные направления развития историко-правовой науки.


1


Курс истории государства и права зарубежных стран исследует возникновение и развитие государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности. При этом раскрываются как общие закономерности, так и специфические черты государства и права отдельных стран, изучаются основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие. Тем самым создаются условия, дающие возможность увидеть не только всю сложность и противоречивость названных процессов, но и глубже понять современную государственность, а также прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем.

Предметом науки и учебного курса истории государства и права зарубежных стран являются общие закономерности и специфические черты происхождения государства и права, как в целом, так и в определенных регионах и странах, сущность и особенные формы государства и права, их развитие и функционирование.

Она анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности.

Из сказанного не вытекает, что изучение истории государства и права прошлых эпох может служить непосредственно делу применения или толкования права. Это невозможно и такая цель, естественно, не ставится. Но было бы ошибочно на этом основании отметать, как бесполезное занятие, например, изучение римского права, феодального права или историю современного государства и права. О римском праве можно сказать, что оно заслуживает внимания уже потому, что, будучи достаточно совершенным по своей внутренней структуре, по разработке в нем институтов собственности, владения, обязательственного права и других по своим определениям /дефинициям/ оно может способствовать повышению общей юридической культуры, а это немаловажно. Нельзя забывать, кроме того, и том, что римское право – не мертвое право, оно продолжает жить в современном праве.

Юридические отраслевые науки имеют дело с нормами, регулирующими определенные сферы государственно-правовых отношений. В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права изучает государство и право в целом, в их единстве. Она не просто описывает факты, относящиеся к возникновению, развитию и функционированию государства и права, а изучает закономерности, по которым развивается государство и право.

Эти закономерности исследует не только история государства и права. Ими занимается также теория государства и права. Однако, она изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения государства и права. Теория государства и права дает логический анализ возникновения, развития и смены исторических типов государства и права в абстрактной и теоретической форме, при котором изложение освобождено от его исторической формы и нарушающих его случайностей.

История государства и права изучает государство и право в его конкретно-исторической форме с учетом скачков и зигзагов исторического процесса.

Таким образом, учебный курс истории государства и права зарубежных стран имеет задачей:

- служить возможно более широкой общей подготовке студента в вопросах функционирования государства и права;

- создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история государства и права России /выделенная в силу своего значения в особый курс/, история политических и правовых учений, конституционное /государственное/ право, международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское право и процесс, уголовное право и процесс.



2


Для исследования государства и права используются исторический, логический и сравнительный методы.

Исторический метод требует изучать общественные явления, в том числе государство и право с момента их возникновения, в конкретно исторической форме их развития, т.е. исследовать действительное развитие с учетом всех скачков и зигзагов развития.

логический /диалектический/ метод исследования является в сущности тем же историческим методом, только освобожденным от его исторической формы и от мешающих случайностей. Исторический процесс отражается в абстрактной и теоретически исследовательской форме, очищенной от всего случайного, несущественного, незакономерного.

Сравнительный исторический метод заключается в сопоставлении двух или более объектов и служит либо для установления закономерностей “путем сравнения объектов в разное время, сравнения их качества в прошлом с теми же качествами в нынешнем состоянии для установления или изменениями или тенденций развития”.

При сравнении развития государства и права, находящегося на одной стадии развития в рамках одного типа государства, выявляются общие закономерности и особенности развития. Сравнение развития государства и права, находящегося на разных этапах развития и относящихся к различным типам, позволяет выявить и объяснить противоположности, различия между ними.

При исследовании истории конкретного государства и права этот метод позволяет выявить закономерности, тенденции развития именно этого государства.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса, когда объекту изучения присущи массовые цифровые показатели. Работа с ними позволяет выявить его важные стороны: размеры, протяженность, распространенность, темпы развития и т.д.

3


История государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: истории государства и права древнего мира, истории государства и права в средние века, истории государства и права нового времени, истории государства и права новейшего времени.

Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которой является государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов.

Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, древний мир /IV тыс. до н.э. - V в.н.э./ - это утверждение рабовладельческого общества, средние века /с V по XVII-XVIII вв./ - утверждение феодального общества, новое время /XVII-XVII вв. - до XX в./ - утверждение буржуазного общества, новейшее время /XX в./ - это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно выявившейся основной линией развития, но уже отмеченная социалистическими революциями, крушением колониальных империй, структурной трансформацией буржуазного общества.

С самого своего возникновения историческая наука стала ареной борьбы между классами и партиями. Когда буржуазия выступила на борьбу с феодализмом, ее идеалы обратились к истории Древних Афин и Рима, стремясь отыскать в ней аргументы в защиту принципов политической и религиозной свободы, равенства прав, буржуазной государственности. Порвав с богословием и схоластикой, великие умы буржуазного Просвещения /Вольтер, Монтескье, Руссо и др./ должны были вооружиться идеями социального прогресса и закономерного исторического развития народов, обусловленного вечными и неизменными факторами, коренящимися в неизменной природе человека, географической среде, национальном характере и т.д.

В начале второй половины XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс выдвинули новую теорию исторического развития, в которой пытались доказать закономерность замены капитализма коммунистическим общественным строем. Их оппонентом был позитивизм, господствующее направление буржуазной историографии, - учение о развитии, лишенном внутренних противоречий, перерывов, скачков, революций и, в конечном итоге, не выходящем за рамки капитализма.

При этом определяется несколько основных направлений в историографии. Крайне правое, наиболее реакционное направление, проникается идеями сильной государственной власти, по существу, тоталитарной диктатуры, способной оградить общество от революций /Токвиль, Тэн/.

Под сильным влиянием марксистской философии и вместе с тем для борьбы с ней буржуазная историография стала уделять много внимания экономическим фактам, политическим институтам, истории права и юриспруденции. Критическое направление буржуазной историографии стало преобладающим, подвергло пересмотру все без исключения области человеческого знания. Общность земельной собственности, например, признававшаяся неоспоримым фактором ранней истории общества, стала отрицаться; в противоположность этому частная собственность на землю была признана вечным и естественным фактом всей истории человечества. Древняя греческая и римская экономики стали рассматриваться как один из вариантов капиталистической, рабство - как форма наемного труда.

Современная западная историография также отличается множественностью школ, мнений, суждений. Крупный английский историк А.Тойнби и его последователи, например, считают, что все и всякие цивилизации возникают, достигают расцвета, уничтожаются, на их месте возникают новые цивилизации, проделывающие тот же цикл, и так без конца, без цели. Крушение цивилизаций Тойнби объясняет разладом, неизменно наступающим между “творческим меньшинством”, обладающим “особой жизненной силой” и “инертным большинством”, наделенным “инерцией слепого подражания”.

Швейцарский государствовед Марти пишет “о таинственных сферах психики”, формирующих, как он позволяет себе думать, государство, право, конституции.

В тех случаях, когда к объяснению истории привлекаются иные критерии, подчеркивается, что они не носят всеобщего характера, что для каждой исторической эпохи существует свой особый критерий: один - для эпохи Перикла, другой - для эпохи Карла Великого и т.д.

“Мы имеем, - пишет американский историк Бернс, - лишь два относительно постоянных фактора в истории - природа человека и географическая среда, но и это нельзя признать абсолютно статичным”.

Западная историческая наука тяготеет к консерватизму и не скрывает этого. Юристы, например, настаивают на неизменности и вечности некоторых основополагающих институтов навсегда зарекаются от предвидения будущей трансформации права.

“Уделом юридического мышления, - замечает французский цивилист Риппер, - является консерватизм; задача юриста - комментировать норму права и соответственно с тем ее применять для защиты существующего порядка вещей; юрист не может и не должен задумываться над будущим, он приучается смотреть на право, как на раз и навсегда установленное”.

Советская юриспруденция преследовала цели прямо противоположные. Проповедовался так называемый динамический подход к праву, т.е. зависимость права от развития общества, задач, которые ставила партия. Принцип партийности в науке требовал от историка-марксиста беспощадного разоблачения всякой фальсификации истории в угоду эксплуататорским классам. Конечно, такой подход к истории неприемлем.

В целом же изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое практическое значение. История является хранилищем огромного исторического опыта, без учета которого нельзя решать важнейшие вопросы в области государства и права. История права, например, учит, что чрезмерные наказания никогда не способствовали искоренению того или иного вида преступления, если не уничтожены социально-экономические корни этого преступления. “Забвение истории, - писал известный историк академик В.Хвостов, - концентрированного опыта прошлого, в ней воплощенного, игнорирование исторической обусловленности явлений современной жизни вместе с другими причинами порождают субъективизм и волюнтаризм в решении практических вопросов современности”.


Лекция 2.


^ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН, ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ, ДРЕВНИЙ КИТАЙ

План лекции


1. Особенности развития и периодизация истории древневосточных государств.

2. Сословно-классовое расслоение древневосточного общества, возникновение ранних форм государственной организации на Древнем Востоке.

3. Складывание крупных относительно-централизованных империй Древнего Востока и специфические формы государственного управления в них.


ИСТОЧНИКИ:

  1. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993

  2. Документы по истории зарубежного права. М., 1987

  3. Законы Ману. М., 1960



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

  2. Дамдамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1982

  3. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М., 1983



1.


Восток в древности был представлен рядом стран Азии и Северной Африки. Именно там впервые в истории человеческого общества сложились политические и социальные институты, такие как государство, право, мировые религии.

^ Особенностями развития древневосточных государств являются:

  1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя., таких как наличие следов матриархата и патриархальной семьи, а также преобладание коллективной собственности на средства производства над частной.

  2. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер. Структура замкнутых общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляли основу социальной жизни древневосточных государств. Основным фактором, сдерживающим распад общины, является необходимость использования коллективного труда для организации сложных гидротехнических работ, которых требовали особые условия климата и почвы.

  3. Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ, существование различных категорий зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Можно выделить три основные социально-классовые образования: 1/ лица, лишенные средств производства, в том числе и рабы; 2/ свободные крестьяне-общинники и ремесленники; 3/ господствующий социальный слой (придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и др.)

  4. Как и любое другое, древневосточное государство в первую очередь являлось орудием господства над эксплуатируемыми массами. Госаппарат этих государств строился в соответствии с этими функциями. Типичной формой правления в этих государствах была деспотия (от греческого “despoteia” – неограниченная власть), которая характеризовалась сосредоточением в руках монарха всей политической, законодательной и судебной власти. Это подкреплялось и прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения. Признание неограниченных деспотических полномочий правителя вытекало не только из божественного характера царствования, но и в силу отводимой монархам единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия и социальной справедливости в обществе.



История ^ Древнего Египта делится на ряд периодов: Раннее царство (3100-2800 гг. до н.э.),

Древнее царство (2800-2250 гг. до н.э.), Среднее царство (2250-1700 гг. до н.э.) и Новое царство ( 1575-1087 гг. до н.э.). В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей сначала персов, затем римлян, которые включили его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале Ш тысячелетия до н.э. Особое место в истории ^ Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). После его смерти Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось почти 500 лет. Новое возвышение Вавилонского государства приходится на УП в. до н.э. Нововавилонская монархия просуществовала до У1 в. до н.э. и была завоевана персами.

Первые государства на территории Индии возникли во П тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Особое место в истории Индии занимает магадхо-маурийский период ( 1У-Ш вв. До н.э.), отмеченный созданием первого в истории Индии централизованного государства - империи Маурьев.

История ^ Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период - Шан (Инь) - продолжался с ХУШ по ХП вв. До н.э. Второй период - Чжоу - с ХП в. до н.э. по 221 г. до н.э. Третий период - царство Цинь - с 221 г до н.э. по 207 г н.э. Четвертый период - царство Хань - 207 - 220 гг. н.э. - характеризуется уже перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.


2


В Египте раньше чем в других странах сложились классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда появились в Египте первые государственные образования достоверно неизвестно, но к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Название Египет является греческой транскрипцией слова “Avapta”, что означает “Дворец духа Пта” /одного из египетских божеств/. Сами египтяне называли себя “Хемт” /еврейское “хам”/, что указывает на их хамитское по расовой ветви происхождение.

Необходимость регулирования орошения долины Нила требовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства.

На рубеже VI-III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются 40 номов или областей. Древним основанием нома служило по-видимому племя. Во главе каждого нома стоял “царь”, он же верховный жрец местного культа и обладатель титула “начальника канала”. Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период Раннего царства /XXX -XVIII вв. до н. э./ они насильственно объединяются фараоном Нармером /Менесом/.

Египетское государство периода Раннего царства напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз. Общины владели землей на основе общинного землевладения, однако, государственная власть считала себя верховным собственником земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся в окружении могущественных вельмож.

Объединение государства, о котором говорилось выше, нельзя считать однократным актом фараона Менеса. Единство было непрочным и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом.

Итак, период существования Древнего царства в Египте был временем образования первого централизованного сильного рабовладельческого государства.


^ Основной хозяйственной и общественной ячейко осталась сельская община. Землевладельцы, входившие в эти общины, составляли основную массу трудового населения. Внутри общины углубляется социальное расслоение. Формируется крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями занимавшая важные должности при дворе и в государственном управлении. Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью.

^ Государственная власть оформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами являются: централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн становились главнокомандующими египетской армии. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и их окружавшая аристократия создавали культ вождей.

Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые шли бы наперекор, например, интересам жреческой, военной и служилой знати. Сам культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали народу представление о фараоне, как о божестве /после смерти фараонов возводились гигантские гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Так, пирамида Хеопса строилась 20 лет/.

Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев - был образован из прежней родовой номовой знати. Также создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя /визирь/ (древнеегипетское «джати»).

Египетская история рассказывает о целом ряде исконных форм бюрократии, основными из которых были: иерархия чиновников, внеочередные прохождения ступеней, присвоение званий, титулов, связанное с награждением землей и рабами, приемы и доклады, специальные одеяния (форма, знаки отличия). В практику управления вошли всякого рода совещания (военный совет, царские объезды), переписи населения, податные списки. Уже тогда много внимания уделялось режиму секретности в работе с документами, устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны, определялись сроки прохождения жалоб.

В Древнем Египте не было разграничения представительной, исполнительной и судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе III для трех визирей и других данным полномочия и объем деятельности визиря были очень широки /руководство управлением государства, судом, распоряжение сокровищами и др. материальными ценностями, в эпоху Нового царства руководство военными силами/. Для укрепления авторитета визиря вокруг его личности был создан религиозный культ. Он уподоблялся богу Тату, который у египтян был богом месяца, а потом стал богом мудрости и письма.

После объединения Египта в одно государство местные царьки, стоявшие во главе номов потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц - номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников - казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах являлись на местах сельские общины.

Во время распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объединения Египта.

Общественные отношения в период расцвета^ Среднего царств /ХУШв. до н. э./ отмечены двумя важными чертами: с одной стороны происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах, с другой стороны - расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников - неджесов /маленьких/.

Разбогатевшие представители среднего класса проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли “сильными неджесами”. Немалое значение в жизни общества приобретают средние слои граждан. Город представлял собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве /XVI-XII вв. до н. э./ являлось возвышение жречества. С ростом его богатства происходит освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

^ В период Позднего царства /VII-VI вв. до н. э./ резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Привилегированным сословием наряду со жреческим становится воинское.

Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из ливийских и нубийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.

В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Рекрутов поставляли номы и крупные землевладельцы.

После изгнания гиксосов уже в период Нового царства /XVI-XII вв. до н. э./ появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах. Это элитное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. За службу воины получали участки земли.

В это же время получает распространение система наемных войск, в связи с усилением классовой борьбы внутри страны.

^ Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. В период Древнего царства высшая судебная инстанция “шесть великих домов” находится в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых людей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности.

В период Нового царства был учрежден Центральный суд /кенбет/ из 30 судей, которые подбирались их знатных граждан разных городов. Наряду с центральным кенбетом были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали и храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон оставался высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но практически это вряд ли осуществимо. Хотя в ряде документов утверждается будто египетский суд был блюстителем истины и справедливости, в судах процветали продажность и взяточничество.



3


Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н. э. Существовали они в форме городов - /Ур, Лагаш, Умму/, объединявших по несколько общин. Существенным фактором, отразившимся на образовании этих государств, являлась необходимость в организации ирригационных и мелиоративных работ, требовавших объединения совместных усилий соседних общин.

Процесс формирования классового общества и образования государства сопровождался ожесточенной классовой борьбой между знатью с одной стороны и свободными общинниками с другой. Об этом говорят события, развернувшиеся в XXIV в. до н. э. в одном из городов-государств Лагаше. Правители этого города присвоили храмовую землю и обложили дополнительными налогами свободных землевладельцев.

Все это привело к восстанию, в ходе которого власть перешла в руки Урукагины /около 2370 г. до н. э./. Он провел ряд реформ, вернул храмам отобранные у них земли, удалил надсмотрщиков, взимавших налоги с работников. Реформы Урукагины вызвали беспокойство в соседних городах. В ходе войны с городом Умма Урукагина потерпел поражение.

Но и господство Уммы было недолгим. Шумерские города сделались легкой добычей завоевателя, впервые в истории провозгласившего идею мирового господства и сумевшего осуществить ее на огромной территории. Этим завоевателем был Саргон, предводитель дружины из 5400 воинов /XXIV в. до н. э./. Саргон и его преемники - саргониды - весьма ускорили развитие государственности в Древнем Шумере. Они нанесли сокрушительное поражение старой родовой аристократии. Сократилось число многих родовых поместий, получили развитие ремесла, торговля, была введена единая система мер и весов.

Среди городов, приобретших значительный вес, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н. э. Вавилон затмил все остальные города Двуречья, и по его названию государство стали именовать Вавилонией.

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол /начало XVIII в. до н. э./ Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой Вавилонской империи.

Вскоре после смерти Хаммурапи /1750 г. до н. э./ Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение Вавилона приходится на VII в. до н. э. Нововавилонская монархия была завоевана персами в У1 в.до н.э.

^ Государственный строй Древневавилонского царства напоминал государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. Существовали три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник.

В системе государственных органов различают центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.

Вместе с тем, хотя и со значительными ограничениями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую, судебную власть на местах.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высший судебной инстанцией являлся царь.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления: уже на 2-ом году царствования царь “установил право стране”. Эта кодификация не сохранилась. Известны Законы Хаммурапи, относящиеся к концу его правления.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На лицевой стороне был изображен царь, стоявший перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого были мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник, законодательно освящающий рабовладельческий строй, частную собственность.


Первые государства на территории Индии возникли во II тысячелетии до н. э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период /IV-III вв. до н. э./, отмеченный созданием единого государства.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Так, сложились четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (военачальники), вайшии (земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги). В эпоху Маурьев древние социально-культурные различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.

К концу 1 тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы – со своими интересами, правилами поведения. Таких наследственных замкнутых групп стало насчитываться несколько сот – они получили название каст. Существование этих сословий стало важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами. Рабы не являлись основной производительной силой общества в Древней Индии.

В эпоху Маурьев древние институты родоплеменного самоуправления переродились в новые, государственные учреждения. Правитель-раджа и исходящая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе. Царская власть была строго наследственной. Вступление на престол сопровождалось особой церемонией воцарения – абхишека.

Маурийский царь стоял во главе госаппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по велению царя. Он же назначал крупных государственных чиновников, являлся верховным судьей.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежащий к влиятельному брахманскому роду.

Значительным было влияние на управление государством совета царских сановников - паришада. Именно в эпоху Маурьев он приобрел функции политического совета. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких доверенных лиц.

Собрание знати и представителей народа - сабха к этому же периоду становится значительно уже и приобретает характер царского совета раджа-сабхи. По сравнению с паришадом она была более представительным органом. В раджа-сабху могли входить и некоторые представители городского и сельского населения.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.


История ^ Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Остановимся на третьем и четвертом периодах царства Цинь и Хань /с 221г. до н. э. - 220г. н. э./, которые характеризуются перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Созданию сильного, централизованного государства способствовали реформы Шан Яна - высшего сановника государства. Была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар общинному землевладению. Изменилась система взимания налогов; был введен новый налог, величина которого зависела от количества обрабатываемой земли. Подверглось перевооружению и реорганизации войско. Сильное государство сумело подчинить себе остальные китайские государства и была образована огромная империя.

Границы прежних государств были уничтожены, образовано 36 областей, во главе каждой из которых стояли два управителя /военная и гражданская власти/, назначаемые из столицы. Госаппарат был очень громоздким, отличался наличием огромной массы чиновников. В 209 году до н.э. Циньская монархия прекратила свое существование. К власти пришла новая династия - Ханьская.

В это время была проведена земельная контрреформа: все земли объявлялись царскими, запрещалась купля-продажа. Также была запрещена купля-продажа частных рабов, с одновременным увеличением числа государственных рабов, из которых создавалась армия.

Были учреждены особые управления, регулировавшие рыночные цены и регламентирующие ссудный процент. Неоднократно проводились денежные реформы, увеличился аппарат государственных чиновников.

В идеологии Древнего Китая, начиная с периода Чжаньго, предшествовавшего периоду государства Цинь, господствовали два течения, оказывавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и школа легистов.

Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над правом; отождествляя право с уголовным законом.

Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Ли Куем была написана “Книга законов”, посвященная различным преступлениям и наказаниям.

Во времена Цинь устрашение становится основной целью наказания. Широко применялась смертная казнь в самых разнообразных видах.

Древнекитайскому праву известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи, за заключение которого уплачивалась пошлина.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли представители госаппарата. Верховным судьей являлся император.


* * *


Древневосточная монархия стала особым типом ранней государственности – первым из известных истории права. Формирование государства проходило ранее всего по пути выделения управленческих функций и полномочий власти, персонифицированной в правителе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе прежде всего как управление и во вторую очередь – суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.


Лекция 3.




оставить комментарий
страница1/18
Дата02.10.2011
Размер3,35 Mb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх