«Культура Древней Греции» icon

«Культура Древней Греции»


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс...
Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д...
План урока: Беседа об истории Древней Греции, географическом расположении Греции...
Урок литературы в 6 классе Тема: Мифы Древней Греции...
План Введение > Скульптура Древней Греции 1 скульптура в Древней Греции...
Темы Всего часов Лекции...
Мифы, культура и искусство Древней Греции...
Урок 2 «Олимпийские игры Древней Греции»...
Медицина в Древней Греции...
Внеклассное мероприятие по истории «Знатоки Древней Греции» (Слайд№1)...
Темы вашего учебного проекта Школы в Древней Греции...
Культура и архитектура Древней Греции...



Загрузка...
скачать
ФГОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ


Кафедра культурологи.


Реферат на тему: «Культура Древней Греции».


Выполнил студент группы М 191 – 1


Сафронов Александр Евгеньевич


Орел 2009г.

План.


Вступление.

1. История Древней Греции. Полисы.

2. Культура Древней Греции.

2.1. Мифология.

2.2. Древнегреческий эпос.

2.3. Философия.

2.4. Письменность.

2.5. Античное драматическое искусство.

2.6. Наука.

2.7. Досуг и быт.

2.8. Олимпийские игры.

3. Материальная культура.

3.1. Крито-Микенское искусство.

^ 3.2. Искусство Древней Эллады.

3.2.1. Архитектура.

3.2.2. Скульптура.

3.2.3. Вазопись.

Заключение.


ВСТУПЛЕНИЕ.


Исторические исследования прошлого позволяют нам приобщиться к нему, как бы стирая грань веков и даже тысячелетий, окунуться во времена древних мировых цивилизаций, познать их особенности, историю шедевры мирового искусства, уникальные памятники древности, мысленно ощутить себя гражданами того или иного древнего государства.

Это приобщение к прошлому становиться неотъемлемой частью современной жизни, и все большее число образованных людей осознает это и стремиться к историческому познанию и исследованию древности.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческое и древнеримское, которые обладали очень развитыми культурами, и которые развивались во взаимодействии друг с другом. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а следовательно и современного мира. Поэтому выбор темы реферата не случаен – его задача описать основные особенности древнегреческой культуры, проанализировать факторы, повлиявшие на становление и развитие такой мощной культуры как греческая античная.

Античная греческая культура включает в себя несколько значительных периодов: архаику (8-6 в. до н. э. ), классику (5-4 в. до н. э. ), период эллинизма (4-1 в. до н. э. ). Основные параметры античной культуры были заданы греками, без них никакая Античность ни была бы возможной. Древняя Греция заложила основы Античной культуры и выразила ее с наибольшей силой и полнотой.



  1. ^ История Древней Греции. Полисы.


Вся история Древней Греции условно делиться на несколько периодов: крито-микенский 30-12 в. до н. э. , гомеровский 11-9 в. до н. э. , архаический 8-6 в. до н. э. , классический 5-4 в. до н. э. , и эленистический 4-1 в. до н. э.

Говоря о природе Греции, отмечают ее близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от побережья на сто километров), способствующую развитию торговли. Мягкий климат благоприятствует произрастанию таких растений, которые не плодоносят в других местах; особый прозрачный воздух. Здесь есть мрамор, необходимый для строительства скульптуры, серебряные руды и т. д. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции – в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбейе. Так же в Древней Греции добывали ряд черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 метров. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику – в этом греки добились высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ни откуда ввозить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях, дома на Делосе из камня, выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпии святилище Зевса построили из местного известняка, каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там мягкий известняк (траверин), располагались всего в нескольких километрах от берега. В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурных общности: древнейшая из них – критская или минойская, с центром на Крите (3000 – 1200 г. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – собственно в Греции. Предшественницей греческой цивилизации считают крито-минатскую островную цивилизацию, существовавшую на острове Крите и островах Эгейского моря, которая равна по возрасту египетской. История собственно греческой культуры началась примерно в 22 веке до н. э., когда в Древнюю Грецию пришли племена ахейцев. Рассвет аххейской культуры приходиться на 15-13 в. до н. э. Ее еще называют микенской, так как город Микены был одним из важнейших ее центров. В конце 13 в. до н. э. эта культура погибает из за нашествия с севера племен дорийцев. Они завоевали ахейцев, переняли их более древнюю мифологию и распространили ее на большую территорию.

Период рассвета древнегреческой культуры 6-5 в. до н. э. называется классическим. Это время возникновения философии, пластики, искусства театра и литературы, возведения великих храмов и начала Олимпийских игр. Важнейшее политическое событие этого времени – возникновение демократического устройства.

Период с 4 в. до н. э. по 5 в. н. э. – эллинизм. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается захвата варварами Рима. Рим покорил Грецию в начале 2 в. до н. э. С 4 в. н. э. – Греция составная часть Византийской империи.

Греки жили в многочисленных городах-полисах. Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, оставаясь этнической и культурной, но не политической реальностью. Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Так же существовала система выборных должностей. Характерно было усреднение доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем то данным свыше, они были созданы не Богами а человеком.

На относительно небольшой территории Древней Греции, включая материк, острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, юг Италии и Сицилийское побережье, в течении нескольких столетий существовало несколько сотен полисов. Все они занимали территорию 120-150 тыс. кв. км., и проживало на ней около 3-х миллионов человек. Самым крупным по территории полисом была Спарта, он занимал южный Пеллопонес, гористую Лаконику и равнинную Мессению. Примерно 8,5 тыс. кв. км. Ее непомерно огромные по греческому счету размеры уравновешивались относительно редким населением. Гораздо более заселенный – Афинский полис. Имел всего 2,5 тыс. кв. км., как раз территорию полуострова Аттика. Афины были самым блистательным и великолепным древнегреческим государством, культурной столицей Греции. В числе культурных, политических и экономических лидеров Древней Греции находился Коринф, город расположенный на Истмейском перешейке, который соединяет Пелопоннес с материком. Вместе со своей округой он простирался всего на 920 км. Квадратных.

Нередко между собой полисы воевали, войны могли быть жестокими и кровопролитными, города брались штурмом и разрушались, боеспособное мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство. Однако не было принято присоединение победившим полисом территории завоеванного государства. Грекам мысль об единстве и объединении была нестерпима. В единой Греции греки опасались потерять самое для себя дорогое – свободу. Полисная жизнь, независимость родного полиса была для греков непременным условием их собственной свободы. Свобода предполагала прежде всего независимость ни от чего внешнего, некоторое замкнутое в себе бытие. Именно свобода была тем критерием, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Как и все народы, они делили мир на своих и чужих, эллинов и варваров. Но только для них варварство было признаком рабства, тогда как принадлежность к своим предполагало свободу. Варварами в глазах греков были не только северные народы – фракийцы, но и древневосточные – персы, сирийцы, египтяне.

Исходно полисный человек был «мужем войны» и «мужем совета», т. е. воином и государственным деятелем одновременно. По существу, война и управление государством были две стороны одной медали: государство нужно было защищать от внешней опасности и устраивать его внутреннюю жизнь. Поэтому великий полководец и мудрый законодатель могли быть в Греции одним и тем же лицом. Греческий полис не знал только политиков или только военных, каждый гражданин обязан был быть и тем и другим вместе. Он участвовал в деятельности народного собрания и в случае необходимости входил в состав полисного войска. Никакой постоянной и профессиональной армии полисы долгое время не имели. Точно так же не было профессиональных политиков и гос. Аппарата. Все значимые должности занимались по праву рождения или же были выборными. Они предназначались для граждан а не для обученных профессионалов. И это естественно, т.к. государство составляли сами граждане, а не стоящие над ними и отчужденные от них государственные органы. Никакого намека на бюрократию в полисах не было. Она возникает на востоке, т. к. здесь вся власть концентрируется в руках божественного царя и для ее осуществления необходимы посредники – чиновники. В полисе с демократическим устройством каждый гражданин имел право и обязан был участвовать в народном собрании, за свою жизнь он успевал побывать и начальником и подчиненным. Частная жизнь гражданина в полисе (хозяйство, семейные заботы, досуг) обязательно дополнялись государственными заботами. Как и на востоке в Греции царей (базилевсов) считали божественными. Они тоже происходили от Богов, были их более или менее близкими родственниками. Именно родство с Богами давало царям власть в своем полисе. Но в греческом полисе обитали не царь и его подданные, а граждане объемлющего их полиса. У царя могло быть больше власти, богатств, прав, почета, чем у других граждан в его полисе, но он не был вознесен над своим государством, как Бог возносится над людьми.


^ 2. Культура Древней Греции.


На развитие греческой культуры повлиял особый рациональный склад ума ее народа. Греция богатой рабовладельческой страной, имевшей демократию. Поскольку рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Это позволяло усиленно развивать свою национальную культуру, и превратить ее в одну из величайших в древнем мире.

2.1. Мифология.


В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – Богами, которых они представляли как идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственных человеку (радость, печаль, гнев, зависть, ненависть). Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств и частично посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми разных Богов и Богинь. Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Деллас, западное побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции), отдельные циклы мифов постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитания предков. Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу эпических поэм («Илиады», «Одиссеи», «Аргонавтики»). Наиболее интенсивно процесс возникновения этих легенд и преданий происходил на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы – аэды. Переходя из одного поселения в другое аэды мерным голосом декламировали аккомпанируя себе на кефаре песни и гимны в честь богов и героев.

Согласно греческой мифологии изначально существовали Хаос, земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос – жизненное начало. Гея породила звездное небо – Уран, который стал первым властителем и супругом Гейи. От Урана и Гейи родилось второе поколение богов – Титанов. Титан Кронос – Бог земледелия низверг власть Урана. А дети Кроноса – Аид, Посейдон, Зевс, Деметра и Гея – под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной.

Олимпийские Боги – третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс – властитель неба грома и молнии. Посейдон – бог влаги, орошавший землю и моря. Аид – владыка подземного мира. Супруга Зевса – Гера являлась покровительницей брака, Гестия – богиня домашнего очага, Деметра – покровительница земледелия, дочь которой – Кора, похищенная Аидом стала его женой. От брака Зевса и Геры родилась Геба – богиня юности, Арес – бог войны, Гефест – олицетворяющий вулканический огонь, скрытый в недрах земли, покровительствовал близнецам. Среди потомства Зевса особенно выделялся Апполон – бог светлого начала в природе. Он так же считался покровителем искусства, богом врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть. Сестра Апполона – Артемида покровительница охоты и молодежи. Большим почетом пользовалась Афина – родившаяся из головы Зевса, богиня мудрости и войны. К этому же поколению относиться титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям, и за это по приказу Зевса прикованный к скале. Есть в греческих мифах и герои, не являвшиеся богами, такие как Геракл. Свои 12 подвигов он совершил чтоб достичь бессмертия.

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром Олимпийских богов царила безликая сила – судьба. Из за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия.

^ 2.2. Древнегреческий эпос.


Эпос явился исходным ключевым моментом развития греческой культуры, который был смысловым центром развитой и утонченной культуры Античности.

Первый из дошедших до нас древнегреческих эпических поэм гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные примерно в 8 в. до н. э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После «Илиады и Одиссеи» создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы навсегда остались из ряда выходящими и исключительными не только среди других эпосов, и даже среди других произведений Античности. Их место не сопоставимо ни с какими другими произведениями древнегреческой и Античной культуры в целом. «Илиаду и Одиссею» с полным правом можно назвать первотекстами Античности. Примечательно что древние греки сами создают свой эпос. Эпическое творчество вовсе не обязательно для любого народа и любой культуры. Появление эпоса у древних греков именует собой существенный сдвиг в культуре, который создает дистанцию между ними и не знавшими такого же завершенного и оформленного эпического творчества народами Древнего Востока. Любой эпос, а древнегреческий в первую очередь отличает от мифа то, что в нем действуют люди. Они его центральные персонажи, тогда как Богам отводиться второстепенное место. В мифе же все наоборот: он о Богах, только они в нем главные и центральные действующие лица, тогда как люди сколько– нибудь значимой роли в мифологических сюжетах не играют. В эпических поэмах «Илиада и Одиссея» повествуется уже не только об отдельных людях, а о грандиозных событиях, в которые втянуты целые народы. Люди в гомеровских поэмах заслоняют собой Богов, на них сосредотачивается весь интерес повествования.

Популярны так же были повествования о походе группы героев из фессалийского города Иолка на корабле «арго» в дальние страны на восточное побережье Понта Эвксинского (Черного моря). Они образовали свой самостоятельный цикл под названием «Аргонавты».

Но все же самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея при возвращении на родину. Первая поэма цикла содержит описание десятого года войны против Трои – ссору Агамемнона с вождем Аххилом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких малоизвестных грекам странах запада и о его счастливом возвращение на родной остров Итаку.

Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. И только в 6 в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических государств, созданных еге-македонскими завоевателями в странах Восточного Средиземноморья, и в учебных заведениях Римской Империи. Герои поэм Гомера – Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Елена, Пенелопа и другие – были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций, настенной живописи – фресок, найденных в Помпеях или мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности. Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон, писавший что «этот поэт (Гомер) воспитал Элладу». Однако слепота и неграмотность поэта не могли помешать его творчеству. Традиции бесписьменного, устного творчества сохранилось до 20-го века. Но несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В связи с этим некоторые ученые – историки сомневались в существовании города Трои и происходивших там военных событий пока в 19-м веке Генрих Шлиман не произвел в этих местах археологические раскопки. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной замечательного поэта Гомера.

2.3. Философия.


Впервые фигура философа появилась в Древней Греции сравнительно поздно. Ей предшествовал и сосуществовала с ней фигура мудреца. Слово «философ» переводится как «любомудр» т. е. человек любящий мудрость. Мудрец и любомудр далеко не одно и то же. Они связаны настолько тесно что Фалеса греки относили к семи величайшим мудрецам Эллады. И одновременно его принято считать первым из философов. При всех различиях между мудрецом и философом, они оба соотнесены с мудростью: один ею обладает, другой ее любит. Мудрец и философ в Греции нередко живут обычной жизнью: создают семьи, участвуют в политической жизни, воюют в составе войска родного полиса, причастны к культовым действиям. Но для них определяющим кроме всего остального становятся знания, познание и мудрость.

Причинами возникновения философии в Древней Греции явились: развитая мифология, культура, благоприятная политическая ситуация и еще одна специфическая причина: философия была близка греческому духу. Образование в Древней Греции было направлено на воспитание гармонически развитого человека. Такой человек должен быть умным. Поэтому в Древней Греции в период ее расцвета появились люди – софисты, которые за деньги обучали уму. Но не возможно было понять. Что сам учитель мудр, и действительно чему то мог научить ученика. Подлинно мудрые люди отказывались учить за деньги, это и были философы. Философия начинается с доли сомнения в собственной мудрости и с любовного стремления к ней. Она начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего мифов, с попыток путем рассуждений удостовериться в их истинности. Возникновение философии в Древней Греции способствовало еще и существование традиции свободных дисскусий, умение спорить развившихся в эпоху демократии, когда все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали совместные дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки обладали искусством выражать свои мысли: что необходимо для убеждения других в своей правоте. В Древней Греции существовали свободные люди, которые полностью отдавали себя философии. Греческие философы не подчинялись никому, кроме собственной совести. Еще одна причина появления философии именно в Древней Греции – высокий «престиж» любящих мудрость.

Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформировать представления о сущностях, из которых по их мнению возникло все существующее. По мнению Фалеса это была вода, Гераклита огонь, Анаксимен называл воздух, другие Землю, число, атом и идею. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляют числа, образующих порядок. Демокрит живший в 5 в. до н. э. был основоположником материализма. Этот философ ввел понятие идеи, философскую систему. Так он назвал мельчайшие неделимые частицы, из которых состоят все тела. Атомы «эйдосы» бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, которые так же бесконечно разнообразны (шаровидные крючковатые). С точки зрения Парменида и Зенона истинно только неподвижное единое Бытие. Оно рационально, а его наличие обосновывается мышлением.

Противоположной точки зрения на движение придерживался Гераклит из Эфеса, так же живший в 5-м в. до н. э. который считается основоположником античной диалектики. Главные его положения «Все движется и ничто не покоится». И поэтому «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». Платон (428-348 г. до н. э.) в конце жизни основал школу в афинском пригороде, называвшемся в честь героя Академа, которая прославила не только самого Платона, но и слово «академия». Платоновская академия представлявшая союз единомышленников, просуществовала тысячу лет и была ликвидирована византийским императором Юстинианом в 529 г. н. э. Главным достижением Платона является концепция, в соответствии с которой помимо чувственного мира существует сверхчувственный мир идей. Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествующей философии. Платоновское учение характеризует страстное увлечение к идеальному миру («платоническая любовь») и стремление сделать, действовать максимально, возможно полным отражением идеала. Любовь, о которой говорит Платон, - закон мира духовной культуры, и она отличается от любви, присущей миру материальной жизни человека. Аристотель (384-322 г. до н. э.) – приемник философской линии Платона. Родился на севере Греции в городе Стагиры. В 17 летнем возрасте он приехал в Афины и вступил в платоновскую Академию. Аристотель не только усвоил взгляды Платона, но и постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув представление предшественников серьезной критике. Платон создавал произведения в форме диалогов, Аристотель – писал трактаты. Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства он считал, что материя это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень что и слово мать. Обосновав важное значение причин и определив мудрость как науку о первых причинах Аристотель с полным правом может считаться предшественником науки как таковой. Наука возникает тогда, когда идея и материя рассматриваются соединенными вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Ограничивая гераклитовскую диалектику и заземляя платоновские идеи, Аристотель призывает изучать чувственный мир, а это и есть задача науки. Справедливо считающимся основателем логики и трех ее основных законов Аристотель сформулировал и основное положение этики как учение о добродетелях. Проанализировав неудачу Платона с устройством идеального государства и собственный педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек.

Огромная роль в становлении и развитии философии принадлежит Сократу (470-399 г. до н. э.) Он считал, что понятие это инструмент поиска истины, раз есть понятие и стремление к истине, ее можно найти по средствам размышления и споров. Итак, нужно определить слова и спорить о них – таков метод философствования. Главная заслуга Сократа – представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности. Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знаниям, каждый приходит своим умом. Для становления философии как способа достижения истины, нужно именно рациональное рассуждение. В этом проявился гений Сократа. Метод Сократа хорош тем, что человек не принуждается, а приходит к истине свободно. Философия – это свобода мысли, а не закабаление ею. Добро и зло Сократ отождествлял соответственно со знанием и незнанием. Любовь к мудрости и обретение истинного знания становится основной предпосылкой добродетельного поведения и адекватного поведения людей, а зло уподобляется невежеству. Обосновывая свое понимание добродетели и идею блага в качестве высшего, Сократ первый четко провозгласил: «Жертва выше победы, лучше притерпеть несправедливость, чем причинять ее». Основной нравственный принцип и философское понимание значения знания Сократ переносит и на государство. Он считал, что править должны знающие, и критиковал правление, основанное на насилии. С идеей Сократа, за которые он умер, начинается философия. Философы выбрали путь борьбы со смертью через рациональное разделение души и тела, и объявления души бессмертной. Сократа привела к смерти вера в истинность своей философии, которая оказалась сильнее смерти. Этот пример стал архитипом для Греции и Рима вплоть до появления христианства. Таким образом философия появилась в Древней Греции в строго определенное время, и смогла жить полноценной жизнью именно тогда. Древнегреческая философия стала образцом философии вообще.


2.4. Письменность.


Важнейшим достижением греческой культуры Архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Оно возникло на основе финикийского в 9-8 в. до н. э. Преобразовав финикийскую слоговую систему греки создали простой способ фиксации информации. Принципиальное отличие от всех предшествующих алфавитов состоит в том, что в греческом алфавите появились буквы для обозначения гласных звуков. Из Греции алфавит распространился в Италию, Северную Европу, Малую Азию, Индию. Писали греки со 2-го в. до н. э. на пергаменте (специально выделланой кожи, изобретенной в городе Пергаме), на камне (надгробия, монументальные памятники), на медных пластинках, на покрытых тонким слоем воска дощечках, папирусе. Для того, чтобы научиться писать и считать теперь не нужны были годы упорного труда, произошел процесс упрощения и доступности системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотных. Более широкая доступность обучения способствовала повышению духовного потенциала общества в целом.


^ 2.5. Античное драматическое искусство.


5 в. до н. э. – время расцвета драматического искусства. Предшественником театральных постановок в Древней Греции считаются культовые действия, совершавшиеся в честь бога Диониса. В частности трагедии предшествовал дифирамб, хоровая песня, исполнявшимися одетыми в козлиные шкуры и изображающими сатиров, людьми, т. е. ряженными и завершали обряд жертвоприношениями. Не случайно в трагедии мотив жертвы играет первостепенную роль. Слово «трагедия» в переводе означает «козлиная песня». Кроме того важнейшим драматическим жанром Древней Греции была и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым жанром в политическом отношении была аттическая комедия, которая по происхождению и социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейшим представителем этой комедии был Аристофан. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателей. Ведущая тема его комедий тех лет – мир. Аристофан не брал сюжеты из мифологии, а придумывал их сам, часто пародируя трагическое действие. Далее, по мере возникновения театра, трансформируется сам хор. Древнегреческий поэт Феспид впервые вводит в хор одного солиста – декламатора, дающего пояснение того, что поет и изображает хор. Затем великий трагик Эсхил добавляет фигуру второго, отвечающего хору и комментирующего его пение и действие. Другой трагик Софокл доводит число отвечающих хору до трех. С этого момента дифирамб окончательно исчезает, и соответственно ритуальное действие становится театральным. В нем весь интерес сосредоточивается на взаимоотношениях выделившихся из хора фигур, тогда как хор в свою очередь, превращается и в зрителя и в комментатора. Превращению дифирамба в трагедию, а хорового пения в диалоги действующих лиц, трагедии соответствует появление театра в качестве особого места для игры актеров и публики. В греческом театре навсегда сохраняется орхестра, на которой по прежнему выступает хор. Непосредственно к ней примыкал обрамляющий две трети ее окружности зрительный зал – театрон. В Афинах ряды для зрителей в театроне были расположены на склоне горы и разделялись горизонтальными и вертикальными проходами. На противоположной стороне орхестры располагалась скена - строение для переодевания актеров и хранения театрального реквизита. В промежутке между схеной и орхестрой располагался проскений на котором играли актеры.

Возникший в конце 6-го в. до н. э. и вполне оформившийся в середине 5-го в. до н. э. греческий театр с его помещениями, драматическими постановками, актерами и зрителями очень далеко ушел от своей ритуальной основы, но не окончательно. Привязка театральных постановок к культу Диониса была для Афинского театра обязательной, и театр действовал два раза в год во время афинских праздников, посвященных Дионису: весной и зимой. Герои трагедии выступали в пышных одеждах, в обуви на толстой подошве, что увеличивало их рост, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито-уродливые шутовские наряды. Женские роли исполнялись мужчинами. В отличии от современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски, декорации. Финансирование и организация театральных представлений была одной из обязанностей наиболее богатых граждан: театр был государственным институтом. Театральные представления обычно проводились во время общенародных государственных праздников три дня, и длились от восхода до заката солнца. Они носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических и три комических поэта. Каждое утро захватив с собой еду, и подушку для сидения, в театр собирались все, что бы своей реакцией вдохновлять исполнителей. Сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи. В идеале зрителем каждого театрального представления в Афинах мог и должен быть каждый гражданин. Театрон Афинского театра Диониса вмещал в себя от 14 до 17 тыс. зрителей т. е. большая часть горожан в состоянии была посетить театр во время представления. Тем более что афинские власти специально выделяли деньги на плату театра неимущим. В театральных представлениях отсутствовала аристократическая избирательность, хотя театральные представления не были рассчитаны на рабов. Их посетитель – гражданин как таковой, в основном серединный человек. Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы.


^ 2.6. Древнегреческая наука.


Древняя Греция стала родиной нескольких наук, которые выделились и оформились в отдельные отрасли знаний из натурфилософии в 5 в. до н. э. Натурфилософия это метафизическое учение о природе, опирающееся при объяснении ее не на данные, полученные путем опыта, а исключительно на умозрительные предпосылки.

Показателен прогресс в медицине, связанной в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Он родился на острове Коса в 460 г. до н. э. Первоначальное медицинское образование он получил от отца, врача Гераклита. Много путешествуя, изучил медицину в разных странах. Он замечателен многочисленными и точными наблюдениями и описаниями болезней. По его мнению все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды его обитания.

Перу греческого ученого Страбона (64 г. до н. э. – 23 г. н. э.) принадлежит книга «География», в которой он описал природу и дал сведения о народах, живущих в разных странах и об их истории.

Греческая наука опиралась на обыденный, а не на экспериментальный опыт. Это не особо сказывалось на описательных науках, но имело принципиальное значение, когда речь шла о физике, астрономии и других теоретических дисциплинах. Точнее сказать, что в Древней Греции зарождались рациональные предпосылки создания наук. О становлении науки можно говорить с началом применения эксперимента, теоретического обобщения знаний. К таким научным и образовательным центрам, как Академия Платона и Лицей Аристотеля, во времена эллинизма добавился Мусей в Александрии, в Египте, считающий научное учреждение, университет и библиотеку, количество книг в которой достигало 700 тысяч. Древнегреческая математика зародилась в школе Пифагора а «Начала» Эвклида представляют собой классический образец геометрии. Великий математик древности Архимед (287-212 г. до н. э.) определил число «ПИ», заложил основы механики, открыл некоторые законы физики. Окружность земли первым вычислил Эратосфен (276-194 г. до н. э.), который был одним из руководителей александрийской библиотеки. Он ввел систему меридианов и параллелей. Эвклид, Архимед и Эратосфен – представители Александрийской математической школы.


^ 2.7. Досуг и быт.


Исконно древние греки считали себя прежде всего «мужами войны» и «мужами совета» по мере расцвета греческой культуры, в ее классический период, в ней возрастала значимость досуга. Со временем досуг стал восприниматься не менее значимой сферой жизнедеятельности, чем война или политика. Роль досуга и его приоритет заложены в самих основаниях древнегреческой культуры. Необходимость досуга отвечала всему строю греческой души. Досуг и отдых после трудовой деятельности – вещи очень разные. В досуге проявляет себя, человек свободен от… и свободен для… От необходимости в данный момент трудиться, воевать, отдыхать и набираться сил. Досуг был внятно отделен у греков от религиозной жизни, т. к. в нем они претендовали на осуществление некоторой части внутрибожественной жизни в среде людей. К досугу относился греческий театр Филос. Размышления и деятельность философских школ, посещения палестры и гимнасия, где занимались физическими упражнениями. Досугом для греков был пир. Они помнили что внутрибожественное бытие, пантеона их богов состояло в пире. На нем боги пили дарующий бессмертие нектар, и предавались блаженному веселью. Пиры преосвященных афинян далеко не всегда сводились к застолью. Конечно на них подавались изысканные явства и вина, но кроме того они сопровождались музыкой и пением. Главное же состояло в том, что пир обязательно был беседой. Причем ценилась не бессвязная болтовня веселившихся людей, а высокоумный разговор о предметах божественных и возвышенных. Пиры, на которых философствовали, не были редкостью, пир и философия для древних греков были вещами вполне совместимыми. Досуг давал возможность полисной жизни достигнуть своего смыслового предела. В нем граждане видели для себя возможность соответствовать своему полису, быть его божественными гражданами, поэтому досуг для древних греков был вещью очень серьезной: он был далек от праздности, лени и расслабленности.

Напротив жизнь в досуге требовала от человека задействовать свои интеллектуальные и физические силы более, чем где бы то ни было. Очень примечательно, что греческие представления об идеальном человеке, человеке в его совершенстве и божестве, связанно прежде всего с досугом.

Быт.


На основе находок крито-микенского периода можно предположить, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а так же особенности религии древних критян. Среди местных богов немало образов женщин, в которых ученые склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники , и скульптура, и росписи на стенах. Сохранился даже фрагмент представляющий женщину, едущую на охоту в колеснице.

Несмотря на то, что между различными греческими городами государства существовало немало различий, были явления общие для всей Эллады. Практически повсюду утверждался патриархат, за отцом признавалась безграничная власть над детьми. Они же были обязаны ему беспрекословно подчиняться. Греки соблюдали принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недопустимый для благородного человека. Кровное родство не служило препятствием для супружества. Иногда браки заключались между детьми одного отца. Появление ребенка было для семьи событием торжественным, не зависело от того как относился к ребенку отец. Девушки, выходя замуж выходили из под власти отца, и переходили во власть свекра. Над рабами отец семейства имел полную и ничем не ограниченную власть. Мать семейства ведала всем хозяйством и занималась воспитанием детей. В Греции женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. В канун свадьбы греческие женщины приносили в жертву богам свои детские игрушки. Женщины во время родов никогда не пользовались услугами врача, поэтому случаи смерти детей и самих рожениц были нередки. Греки при рождении получали только одно имя, фамилии, объединяющей весь род, переходящей по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывали новое, связанное с каким либо обстоятельством, или характерной чертой. В дальнейшем, подрастая каждый грек получал еще и прозвище, благодаря каким либо его чертам характера или внешности. Одежда греков отличалась простотой и рациональностью. Они носили хитон, плащ – гиматий и сандалии, а во время путешествий одевали плащ – хламиду.


^ 2.8. Олимпийские игры.


В Древней Греции спортивная культура получила высокий уровень развития. Физическому развитию в Древней Греции уделялось очень большое внимание. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и слово «гимназия», потому что в древнегреческих учебных заведениях – гимнасиях не только изучали науки, но и по несколько часов в день занимались физическими упражнениями на различных снарядах. Поговорка «в здоровом теле – здоровый дух» пришла к нам из Древней Греции. Греция – это родина Олимпийских игр, праздника, который проходил раз в 4 года на юге Греции в Олимпии. (с 776 г. до н. э.) В 394г. н. э. их запретил римский император Феодосий 1, как несовместимые с христианством. Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса, и учредил их по преданию Геракл. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, которые шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях, и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия, войны среди греков прекращались. К участию в играх допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду, и не уличенные в бесчестных поступках. Олимпиады были чисто мужским праздником, женщин на них не допускали даже в качестве зрителей. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проводили тренировки. Игры длились 5 дней, Атлеты состязались в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Проводились и конные состязания – гонки колесниц, запряженных четверкой лошадей, а так же конкурс искусств. Победителей в различных видах соревнований называли олимпионниками. Знаменитые атлеты отличались долгой продолжительностью жизни, т. к. обладали крепким здоровьем. Были и такие, которые участвовали в соревнованиях восьми, а то и десяти олимпийских игр. Когда олимпионник возвращался в родной город, все жители выходили встречать его. В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почетном месте, до конца дней его кормили за общественный счет. В конце 19 в. француз Пьерде Кубертен предложил возродить традицию проведения олимпийских игр.


^ 3. Материальная культура.


3.1. Крито-Микенское искусство.


В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из самых почетных мест. Два его виднейших центра – о. Крит и город Микены в Южной Греции – дали название этому искусству, но оно включало в себя творения большого региона – от Балканской Греции, и островов Эгейского моря, до побережья Малой Азии. Творцами критской цивилизации были народы, неустановленного пока происхождения. Их культура зародилась в начале 4-го тысячелетия до н. э. Основным ее центром был о. Крит, с его процветавшими тогда городами, и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской, по имени мифического критского царя Миноса, а ее создателей – минотцами. Ахейцы пришли в Грецию из Северной Европы. Их стали именовать микенцы – по названию столицы Микены. Они являлись прямыми предками будущих греков. Около середины 2 тысячелетия до н. э. их власть распределилась на весь Эгейский мир, проникла на многие острова, захватила Кносс - столицу державы Миноса. Микенцы жили бок о бок с минотцами до 12 в. до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами минойских мастеров, так что микенская и минойская культуры обрели некий общий сплав. Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы грандиозные памятники архитектуры: украшенные настенной живописью и рельефами дворцы, со священными садами, расписные вазы, искусно выполненные атрибуты религиозного культа. Своеобразие крито-микенского искусства в понимании жизни природы и места в ней человека. Кроме того оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека. Достижения эгейских мастеров стали наследием эллинов.

Искусство Крита В начале 2-го тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов. Каждый из них представлял большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего дворца и предназначенных как для религиозных, так и светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя города, и центром управления всей областью. Он был одновременно городом, и крепостью, а существовал за счет сельской округи и труда ремесленников, живших в самом дворце. В первой половине 2 тысячелетия до н. э. дворцы существовали на Крите в 5 основных городах. Все комплексы были совершенно разные. Но везде несмотря на разницу масштабов, местоположение и качество отделки стен, дворцов и помещений, сохранили общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего дворца, размеры которой везде одинаковы, кроме того все дворцы ориентировались по сторонам света: их внутренний двор вытянут с севера на юг. Ученые установили, что дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец ориентировался на Священную гору, хорошо видимую из него.

Дворцы существовали пока действовали горные святилища. Эти святилища считались земным обитанием небожителей: к ним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. Там археологи обнаружили многочисленные свидетельства религиозных церемоний. В святилищах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, божествам приносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Предполагают, что дворцы были предназначены для царя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга богини. Супруга правителя была жрицей, и представляла богиню в разных ритуалах. Об этом говорят памятники критского искусства, особенно в городе Кноссе. В критской культуре роль деревьев, трав и цветов в этом мире была столь велика, что без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Их изображения встречаются на Крите повсюду, окруженные ареалом божественного. Растительное царство выступало в 2-х формах: естественной природной, прибывающей под опекой богов, и культурной – взращенной человеком в условиях города-дворца. В росписях виллы из Агиа Триады, около дворца в городе Фесте изображены лилии, как символ божественного. Для критян природа была священна по причине ее божественности. Вот почему часто вместо изображения богов они рисовали цветущие луга и скалы, которые населяют обезьяны и птицы. Они такие же боги – но в другом обличии.

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по формам и размерам, от маленьких чашек, до огромных яйцевидных сосудов – пифосов, достигавших 2 метров в высоту. В них хранили воду, вино, зерно. Минотские вазы обычно объемной сферической формы. Их раскрашивали ярко, применяя красную, белую, синюю и черную краски. Часто на них изображали моллюсков, кораллы, осьминогов. Особенно были любимы цветы – лилии, тюльпаны, крокусы. Самые красивые вазы минойской эпохи были найдены в пещере Комарис около города Феста. Их возраст – 1800 – 1700 г. до н. э.

Критского бога в отличии от богини представляло зооморфное существо (в виде животного), воплощенное в образе быка. Он был связан с дворцом лабиринтом – и живущим в нем человеком- быком – минотавром.

Микенское искусство. Замкнутый, воинственный характер микенцев сказался на выборе мест основания их городов – уединенных крепостей в горах. В отличии от критских, суров и образ самих городов, которые обнесены могучими стенами – таковы Микены и Тириф (Южная Греция), сложенных из огромных глыб природного камня. За пределами цитадели, у подножья холмов, располагался «нижний город», с домами и постройками обычных людей. На акрополе селились лишь правители города, жрецы и верховная власть.

Микенские дворцы, многое заимствовавшие у Критских, были все же иные. Их формы были строги и просты, дворцовое здание всегда было вытянуто в длину, ориентировано по сторонам света, но не имело внутреннего двора. Оно делилось на 3 основных помещения, идущих поочереди друг за другом. Сначала – преддверие – вестибюль с обрамленным колоннами портиком, затем – центральный зал, с очагом посередине, вытяжным отверстием в потолке для дыма и троном у правой боковой стороны. Здесь происходили все важнейшие события в жизни обитателей акрополя – праздником, военные советы, заседания вождей. Далее находилось еще одно помещение для хранения дворцовой казны и священных вещей для совершения культа. Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. В реконструированном дворце в Тиринфе, родине Геракла, полы были расписаны шахматным орнаментом, с фигурами подводных богов – осьминогов, тунцов. Стены были сплошь покрыты фресками, со львами, сфинксами. Мужское начало резко усиливалось в искусстве микенского времени. Из того, что в «Илиаде» донес Гомер, в этом обществе господствовал мужчина, отец, глава рода. И минойцев-критян был по-видимому матриархат – власть женщины в роду. В изобразительном искусстве микенцев преобладают горячие, желтые ярко-красные, черные тона. Микенские образы гораздо жизнеспособнее минойских. Микенские герои живописи массивны, тяжеловесны, прочно стоят на земле. Если критское искусство выражает стихийность неопределенных ощущений, то микенская – силу разума и организованность интеллекта. К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом в Акрополе находиться царский Некрополь – гробница. Он имел вид круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых 16 в. до н. э. хранились все богатейшие сокровища микенских царей. На лицах мужчин царского рода – золотые погребальные маски, предназначение которых – сохранить нетленными черты смертных царей (маска Агамемнона). У женщин маски заменялись деодемами с очень широкой лентой, и громадными широкими лучами. От пышных некогда погребальных женских нарядов остались лишь золотые бляшки с изображением крито-микенских богов – звезд, бабочек, осьминогов, пчел. К числу самых богатых даров относились сосуды из серебра, золота и электра – сплав золота и серебра. По смерти владельца, такие сосуды клали в могилу, они были, как тогда верили, залогом возрождения умершего. В 16 в. до н. э. такие богатые захоронения в Микенах отправляли в грубые земляные шахты, то в 14 в. до н. э. в Микенах уже были построены толосы – круглые в плане купольные гробницы.

В 13-12 в. до н. э. в Минойском, Микенском регионе произошла природная катастрофа, и этот мир прекратил свое существование. Он сохранился лишь в устной традиции – в поэмах Гомера, «Илиаде» и «Одиссеи».


^ 3.2. Искусство древней Эллады.


Искусство древней Греции выросло из крито-микенских корней, создав на их основе новую художественную традицию. После так называемой эпохи «темных веков», которая длилась от заката микенского мира вплоть до 8 в. до н. э. началось стремительное, мощное возрождение культуры. Это было время «греческого возрождения», создавшего почву для дальнейшего развития искусства. На пути своего развития это искусство миновало несколько основных периодов: геометрику, архаику, классику, эллинизм. Эллинизм (4-1 в. до н. э.) – время после смерти Александра Македонского, когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединен пестрый и разнородный мир – от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Тогда эллинский стиль, в разных местностях принимая различные облики, распространился на огромном пространстве. Во 2 в. до н. э. Греция попала под владычество Римской Республики и стала провинцией под названием Ахайя, но эллинское искусство продолжило свое существование уже на почве Рима, став самой блестящей составляющей в очень сложном и многонациональном художественном мире империи.


3.2.1. Архитектура.


Архаическая эпоха – время становления греческой архитектуры, в первую очередь религиозной, ритуальной. Жилища того времени были просты и примитивны, все силы общества были обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов – покровителей общины. Полисное единство общества находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Храмовое искусство зародилось в Спарте – древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры – применение ордеров, т. е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выделяя их функцию. Ордерная система предполагала при строительстве использовать единую мерку (локоть, ступню). Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря этой системе, в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нем опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антамблиментом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Колонна имела основание (базу) которым она опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась главой – капителью, в которой выделялись (подушка) – эхин и лежащая на нем сверху квадратная плита – абак. Первоначально храмы строились на акрополях – укрепленных возвышенностях, древних центров поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества, происходит изменение в местоположениях храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре – главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Храм способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие и т. д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища становилась чем то вроде музея.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотичную систему застройки, с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. В эпоху греческой колонизации родилась регулярная система планировки, которая оказала влияние на градостроение. В 5 в. до н. э. жил создатель этой теории – Гипподам. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первую половину 5 в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения античного зодчества: величественные храмы на юге Италии и Храм Зевса в Олимпии. Храм Зевса считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседавшего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н. э. он заново отстраивался в течении всего пятого в. до н. э. Ансамбль Акрополя считается вершиной всего древнегреческого зодчества, символом эпохи наивысшего рассвета и могущества Афин. Он включал в себя ряд сооружений: парадные ворота – Припилеи, храм Ники Аптерос (бескрылой победы). Здесь же возвышался главный храм Афин – Парфенон, посвященный Афине Парфенос (деве), который строили архитекторы Иктин и Каллькрат. Храм, огромный и могучий. Стоял на возвышающемся участке серой и голой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму скала казалась ровнее, а храм доступнее и человечнее. Напротив этого храма в северной части возвели эрейхтеон – хранивший самые древние реликвии, и посвященный Афине Полиаде (матери) и ее супругу Пассейдону Эрехтейю. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. В Парфеноне, в храме Афины Девы в центре находилась ее статуя, сделанная Фидием из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну – бронзовую фигуру, первый после разрушения Акрополя персами памятник поставленный среди его руин. Фидий создал другой образ Афины – Афины воительницы, грозной и суровой защитницей своего города. Правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове – шлем. Фигура Афины как бы царила над городом. Так был создан великолепный ансамбль Акрополя – здания, грандиозные по величине и неподражаемые по красоте.


^ 3. 2. 2. Скульптура.


Скульптура и живопись Древней Греции 5.в. до н. э. развивала традиции предшествовавшего времени. Основными оставались изображения героев и богов – покровителей полисов и «идеальных» граждан. Однако искусство уже сделало шаг к реализму – подобию – как основной эстетической категории. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура – вид искусства, ранее не известный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью, и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла – к отливке скульптуры из бронзы. В 7 в. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуи мужской фигуры связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображала прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. Появление рельефа в основном связано с обычаем установления надгробных памятников. В дальнейшем рельефы в виде сложнейших фигурных композиций стали непременной частью антаблемента – верхней части храма. Статуи и рельефы в основном, раскрашивались. Постепенно преодолевается оцепененность фигур и схематизм, свойственные архаике, греческие статуи стали более реалистическими. Развитие скульптуры в 5 в. до н. э. связано с именами трех прославленных мастеров: Мирона, Поликрита и Фидия. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «дискобол» - атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Строгий стиль вплотную подошел к портретному видению людей. В то время был создан один из редких памятников – портрет героя Греко-персидской войны – Фемистокла. Фидий нивелирует все особенное, мешающее воплощению общего. Красивые овальные лица приобретают идеальные черты – то что получило название классического греческого профиля. Такое же стремление к общему происходит и в теле: формы, обладающие идеальными пропорциями, наливаются силой и мощью, и сливаются в один сложный организм. Эпоха классики, особенно высокой (450-400 г. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенно. Даже на Перикла блиставшего умом и красотой, а так же благородством духа, скульптор Кресилай надел шлем, чтобы скрыть слегка удлиненную форму его головы.

Во время поздней классики Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх. В этой войне погиб и Перикл – правитель Афин. Все это отобразилось и на скульптуре. Скульптор Скопас стал глубинным реформатором концепции Фидия. Его работа, где показана голова раненого воина из храма Афины в Тегее показывает, что прежде прекрасная форма искажается: страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо. Раньше греческая эстетика вообще исключала страдания, а теперь фундаментальный принцип древнегреческого искусства был нарушен, красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, из его груди вырывается стон. Пропорции лица искажены. Такой выразительности образ скорби еще не достигал.

В эпоху эллинизма прославилась скульптурная группа «Лаокоон» созданная тремя греческими скульпторами в 1 в. до н. э. Так же был создан шедевр – скульптура богини победы «Ника Самофракийская» (2 в. до н. э.), «Венера Мелосская» - статуя богини Афродиты, найденная на острове Мелос.


^ 3. 2. 3. Вазопись.


В эпоху архаики одну из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских, для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор – для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов для вина, пиксид для женских украшений, гидрий – сосудов для воды. В 6 в. до н. э. вазопись процветала в Коринфе, в котором были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические, и символы – знаки уступили место образам. Для коринфской керамики изготовленной из глины кремоватого цвета, характерны изображения животных – львов, леопардов, пантер. На светлом фоне черные фигуры не выделяются слишком резко. Во 2-й половине 6 в. до н. э. Коринф уступил место Афинам. В Аттике – в области, в которую входили Афины, приобрели особую популярность сосуды, исполненные в черном фигурном стиле: черные фигуры располагались на светлом фоне. В них проявился ряд новшеств, таких как блистающий словно зеркало лак, новые типы сосудов (большие амфоры), украшение росписью не сосуда целиком, а только выделенного участка в самом широком месте. В моду вошел обычай, по которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазах – так высоко ценился труд ремесленника. Росписи на вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты, различные эпизоды жизни олимпийских богов, подвиги Геракла, троянская война. Реже встречались сюжеты связанные с повседневной жизнью людей: состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и т. д. Самые знаменитые мастера – вазописцы: Клитий, Евфроний, Евтимид.

В греческой вазописи 5 в. до н. э. преобладает красно-фигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В росписи краснофигурных ваз роспись представляет собой единую композицию из нескольких фигур. Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это сцены прощания воинов с близкими, юноши – атлеты, сцены пира, девушки занятые туалетом. Человек здесь – основная тема художника. Вазописец Евфроний как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, писал около каждого произнесенные им слова. Мастера – вазописцы этого стиля: Евфроний, Клеофрада, Онесим, Дурис.


Заключение.


На основании всего изложенного, можно сделать вывод о том, что в античное время формировалась и обрела необычайную мощь, величие и неповторимость древнегреческая культура. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются для нас свидетелями наличия и существования высокой культуры Античности. Эта культура явилась основой для развития мировой культуры. Древнегреческая культура вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Главнейшими факторами развития античной древнегреческой культуры явились: существование и развитие полисов – своего рода маленьких государств, в которых процветала демократия, считавшая своей основной ценностью свободу; весь уклад полисной общественной жизни – где свободный греческий гражданин мог проявить себя в различных видах деятельности. И в то же время – полисный гражданин по состоянию своей души предпочитал находиться в некотором уединении, что бы понаблюдать, поразмыслить над окружающей его жизнью, а потом вместе с другими единомышленниками поспорить об этом. Это способствовало и развитию философии. Кроме того Греция была крупной рабовладельческой страной, где рабы выполняли все тяжелые работы, а у свободных людей было много времени для досуга, и много денежных средств, что бы развиваться греческому гражданину гармонично и всесторонне. Огромное значение придавали греки физическому развитию, т. к. физическая культура являлась составной частью гармонически развитой личности, к идеалу которой греки стремились всю жизнь. Мифология и эпические произведения Древней Греции на протяжении долгих столетий привлекают внимание деятелей искусства многих народов. Особенно это проявилось в эпоху Возрождения, когда художники, поэты и музыканты различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческих произведений и эпоса. Таким образом древнегреческая античная культура отражала общественный уклад жизни в древней Греции, индивидуальные взгляды греческого гражданина, природные условия этого региона, и наличие необходимых полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, медь, серебро). Мифология и наличие различных богов, объединялись в одном пантеоне, способствовали развитию фресковой живописи, вазописанию, мозаики, созданию величественных и грандиозных храмов, дворцов культового назначения. Особое отношение древних греков к смерти способствовало развитию ювелирного ремесла – созданию изящных украшений, оружия, сосудов для погребального культа. Развитию наук в Древней Греции способствовал особый склад ума греков – любознательность, рациональность, миросозерцание, любовь к путешествиям и описанием увиденного. Медицина развивалась на основании взглядов греков об идеальном, гармонически развитом человеке. Таким образом, проанализировав в ходе написания реферата основные причины возникновения культуры, и основные ее особенности, можно сделать вывод, что древнегреческая культура достигла высочайшего и совершенного уровня развития именно в то время, и благодаря такому укладу общественной жизни, которая существовала тогда на древней земле эллинов.


Список использованной литературы.


1. Брокгауз Ф. А. , Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Эксмо, 2004.

2. Всемирная история: Энциклопедия. т. 1. – М.: Аванта, 1997.

3. Горелов А. А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2001.

4. Искусство: Энциклопедия. т. 7, ч.1. – М.: Аванта, 1997.

5. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1975.

6. Сапронов П. А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – СП-б: Лениздат, 2001.


План.


Вступление.

^ 1. Церковь – дом Божий.

2. Язык православия.

3. Православное искусство.

3.1. Русские писатели.

3.2. Архитектура.

3.3. Иконопись.

3.4. Музыкальная культура.

3.5. Колокольный звон.

4. Православие как образ жизни.

4.1. Посты.

4.2. Семья.

4.3. Именины.

4.4. Церковные православные праздники.

4.5. Странничество.

4.6. Благочестие.

4.7. Благотворительность.

5. Религиозно – нравственные образцы православной культуры.

5.1. Православное воинство.

5.2. Монастыри и монашество.

Заключение.


______________________________________________________________________________________________________________________________









Скачать 398,77 Kb.
оставить комментарий
М 191 1
Дата02.10.2011
Размер398,77 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх