«Образ театрального героя» icon

«Образ театрального героя»


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Пояснительная записка к работе «Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»...
Примерный план характеристики героя I. Вступление. Место героя в произведении. II. Главная часть...
«Чем интересен образ Беликова- героя рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»...
Темы сочинений На «3» Комическое в романе «Обломов»...
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин «Медный всадник»...
Реферат на тему: Лирический герой В. А. Жуковского...
И. А. Гончаров один из авторов середины 19 столетия...
Тема: «Философские мотивы в рассказе В. М. Гаршина «Красный цветок»...
Программа мастер классов 2- 5 апреля 2009 года...
Задачи: Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения...
Но как бы хотелось нам, чтобы за скупыми строчками строгих военных свидетельств встал живой...
Программа театрального кружка «мир фантазий»...



Загрузка...
скачать
РЕЧНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА


Учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования.





МОУ СОШ №2

г. Кирсанова

2006 г.


Методическая тема


«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время посредством декоративно-прикладного искусства»


Урок изобразительного искусства

в 3 классе на тему


«Образ

театрального героя».


Учитель изобразительного искусства

Речнова Елена Викторовна.


МОУ СОШ № 2

г.Кирсанов

2009 год





^ Цели и задачи урока:


Образовательные:

  • научить детей выполнять эскиз театрального костюма сказочного персонажа;

  • расширить представление учащихся о связях деятельности художника с театром, актерской игрой.


Развивающие:

  • развивать творческое воображение, аккуратность при выполнении работы, живописные умения и навыки;


Воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к театру;

  • уважение к труду художника, работающего в театре.


Оборудование:

для учителя:

  • театральные маски (на бумаге), детские рисунки, грамзапись, слайды;


для учащихся:

  • альбом, краски, кисть, баночка для воды.



План урока


  1. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности учащихся к уроку.




  1. Сообщение темы и задачи урока.




  1. Вводная беседа.

    1. Театр – особый и прекрасный мир.

    2. Работа в театре специалистов при создании художественно-декоративного оформления спектакля (заслушивание докладов учащихся, основанных на поисковой работе).

    3. Работа художника над эскизом театрального костюма.

Физкультминутка.


  1. Актуализация знаний.




  1. Практическая работа учащихся.




  1. Итог урока.

    1. Выставка и анализ работ.

    2. Заключительное слово учителя.

    3. Домашнее задание.



Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Подготовившись к уроку на перемене, дети заходят в класс под музыку Шостаковича «Вальс – шутка». Дети садятся за столы, музыка затихает. Обращаю внимание детей на убранство класса и музыку Шостаковича.

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, как украшен наш класс. Что необычного вы заметили? (маски, драпировка, красивые рисунки).

Учитель. А обратили ли вы внимание на музыку, которая прозвучала в начале урока? Где можно услышать её? (в театре).

II . Сообщение темы и задачи урока.

Учитель. Верно, а может быть кто-то из вас уже догадался, о чём у нас пойдёт разговор? (о театре). Правильно, мы поговорим о театре, о его актёрах, о театральном костюме. И во время практической работы выполним эскиз театрального костюма сказочного персонажа.

Учитель. Любите ли вы театр? А за что вы его любите?

(Ответы учащихся).

Учитель. А как вы понимаете слово- театр?

^ Ученик. Театр – (от греческого) – место зрелищ.

Учитель. Кто из вас был в театре? Что вы там видели?

(Ответы учащихся).




^ Партер и ложи в театре.


III. Вводная беседа.

Идут слайды с изображением театра. Звучит музыка. Рассказ учителя.

Учитель. Театр – особый и прекрасный мир. В этом мире всё необычно: театральное освещение, декорации, артисты. Глядя на сцену, вы забываете обо всем и начинаете сочувствовать героям, даже стараетесь как-то помочь им. Вы переживаете вместе с ними неудачи и торжествуете победы.

Не выходя из зрительного зала, вы можете совершить увлекательное путешествие в любую точку планеты. Театр может вернуть вас на много веков назад и помочь вам заглянуть в будущее. Театр научит вас не удивляться, когда на его сцене заговорят не только люди, но и животные. А главное – театр научит вас видеть прекрасное в жизни и в людях.

Здесь все прекрасно: жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.




^ Отелло, главный герой трагедии Танцовщицы классического

Шекспира (драматический театр). балета.


Мария Калласс, певица

оперного театра.


Писатели, режиссеры, композиторы, художники трудятся для того, чтобы помочь вам встретиться с главными волшебниками театра – с артистами. Они говорят на разных языках. В оперном спектакле артисты споют вам про своих героев, в балетном – все мысли, чувства, переживания героев выразят в танце, в драматическом театре они будут разговаривать, «как в жизни», в кукольном привлекут к себе в помощники кукол.

Учитель. Ребята, вы провели поисковую работу и узнали о том, какие специалисты участвуют в создании художественно – декоративного оформления спектакля. Давайте послушаем доклады.

Ученик 1. Столярный цех. Здесь по готовым эскизам и чертежам делают всевозможные деревянные конструкции для сцены: возвышения, лестницы, загородки, каркасы домов, стены, заборы, стволы деревьев и прочее.

Ученик 2. Костюмерно-пошивочный цех. Здесь работают художники – костюмеры. В соответствии с эскизами художника – постановщика они шьют костюмы и отдельные детали декорации для будущего спектакля.

Ученик 3. Малярно-художественный цех. В соответствии с заданием художника – постановщика здесь занимаются росписью (раскрашиванием) задников, кулис, а также тонируют все предметы на сцене цветом, утвержденным художником.

Ученик 4. Мебельный цех. Задача его сотрудников – обеспечить будущий спектакль мебелью, соответствующей замыслу художника.

Ученик 5. Реквизиторский цех в соответствии с заданием художника обеспечивает будущую постановку предметами быта.

Ученик 6. Бутафорский цех предназначен для того, чтобы изготавливать для сцены всевозможные «подделки» - все то, что невозможно использовать в натуральном виде: мечи, кинжалы, рыцарские доспехи, яства и т.д. Специалистов этого цеха называют художниками – бутафорами.

Ученик 7. Гримерный цех. Здесь работают художники – гримеры. По заданию художника – постановщика они выполняли индивидуальный грим (а при необходимости и парики) для каждого героя будущего спектакля.

Ученик 8. Осветительный цех. В его задачу входит обеспечение каждой сцены будущего спектакля в соответствии с замыслом художника необходимыми световыми эффектами: свет прожектора, отсвет костра, пламя пожара, восход или заход солнца, свет луны, разрыв гранаты, звездное небо и прочее. Кроме того, в задачу цеха входит освещение сцены и актеров на ней. Этим всем занимаются художники – осветители.




^ Разрез входного вестибюля и театрального партера.


Учитель. Вся работа в цехах идет под непосредственным контролем художника-постановщика параллельно с репетицией, Перед выпуском спектакля на сцене устанавливаются готовые декорации и художник – постановщик имеет возможность сверить свой первоначальный замысел, осуществленный в макете и эскизах, с реально получившейся декорацией. Только приведя в единое целое все детали и компоненты художественного оформления спектакля, художник – постановщик дает «добро» на его выпуск. (Рассказ сопровождается показом слайдов).




^ В постановке спектакля участвует не один десяток лиц, следящих за кулисами, чтобы все было в полном порядке.


Перенесёмся мысленно в глубокую древность – в Грецию и коротко познакомимся с театром того времени.

Ученик. В древнегреческом театре актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли. Древнегреческий актёр по ходу спектакля мог играть несколько ролей. Он выходил к зрителям в маске. На глазах у публики, приложив к лицу маску, актёр превращался в определенного героя, доброго или злого, веселого или грустного, молодого или пожилого. (Слайды)




^ Греческий театр.


Ученик. Наши предки, славяне, тоже устраивали представления, подобно спектаклю. В этих играх, праздниках выделялись люди, которые лучше других умели петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Это были первые артисты Древней Руси – скоморохи. Скоморохи одевались в специальные одежды: яркие, с геометрическим или растительным орнаментом, надевали маски и бродили по селам и городам, водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Один из скоморохов крутил ручку шарманки, а другой, под громкие звуки музыки показывал, как смешной, длинноногий Петрушка бьет царского офицера. (Слайды)





^ Акробаты и жонглеры зарабатывали себе на жизнь, выступая

на многолюдных улицах и площадях.


Учитель. Итак, мы подошли с вами к кукольному театру, который существует с древних времен. Сейчас такие театры есть почти во всех странах мира. В кукольном театре актерами являются куклы. В современных театрах куклы бывают разные: одни из самых простых называются перчаточными, потому что надеваются на руку, как перчатки. Есть куклы, которые приводятся в движение нитями – куклы на нитях.

Третьи куклы – куклы на тростях. Чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. (Слайды)





^ Учитель демонстрирует кукол, изготовленных учащимися. Предлагает детям поиграть в них, изображая какое-либо действие из сказки.

Учитель. Кукольный театр любят и дети, и взрослые. А во что одет актёр, когда исполняет свою роль на сцене театра? (в театральный костюм?).

Учитель. А зачем нужен театральный костюм актёру? ( По костюму мы можем сразу определить, что это за герой?).

Учитель. А кто создает театральный костюм? (Художник).

Учитель. Верно. Свою работу над костюмом он начинает с читки пьесы; отмечает те места, где говорится о внешности героя или о чертах его характера. Все это можно использовать в костюме. Затем художник на бумаге выполняет эскиз, где указывает, из каких тканей сшит костюм, какие использует украшения, грим…

Цвет костюма тоже играет важную роль. (Учитель демонстрирует детские рисунки с изображением сказочных персонажей). В костюме клоуна, Буратино, Красной Шапочки будут преобладать яркие краски, соответствующие характеру этих героев. Ведь все эти сказочные персонажи веселые, озорные. И яркий костюм будет помогать им в раскрытии образа героев.

А вот принцесса всегда очень загадочный персонаж, нежный. И для костюма принцессы подходят какие цвета? (Легкие, нежные: бледно- голубой, розовый).

В костюме же злого персонажа будут преобладать темные тревожные тона. (Карабас, Баба Яга). Итак, цвет костюма играет важную роль в спектакле. Мы не можем представить себе платье Принцессы серым или Бабу Ягу в костюме с ярким орнаментом.

Важную роль в театральном костюме играют мелкие детали: предметы украшения, головные уборы, грим. Например, нам трудно было бы узнать Красную Шапочку, если у нее не было на голове красной шапочки, или Карабаса, не будь у него длинной бороды, или Буратино с коротким носом.

Учитель. Итак, работа художника над костюмом очень трудоемкая. Он не только составляет эскиз костюма на бумаге, но и следит за тем, как шьют костюм. А затем смотрит, как выглядит его костюм на актере.

Учитель. Ребята, как вы думаете, музыка может раскрыть образ героя? А как, мы сейчас узнаем. Перед вами рисунки с изображением героев сказок в театральных костюмах. Кто они? (Буратино, Мальвина, Карабас). Вы будете слушать небольшие фрагменты музыкального произведения и определять, какому герою соответствует характером своего звучания музыка. (Дети дают ответы).

Учитель. Молодцы! Вы очень точно определили, какому герою, какому образу соответствует та или иная музыка. Вы еще раз убедились в том, что в театре все взаимосвязано: и актеры, и музыка, и костюм. Театр – это необычный мир.

Физкультминутка.

(Упражнения демонстрирует учитель).

  1. ^ Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд с права налево и обратно (8-10 раз).

  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

  3. ^ Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

IV. Актуализация знаний.

Учитель. Итак, настало время создать эскиз театрального костюма для положительного или отрицательного героя. Во время работы вы должны учитывать не только элементы костюма, цвет, но и не забывать и о пропорциях фигуры (Таблица). При работе красками вы можете показать цвет лица: у принцессы – бледно - розовое, у Буратино – желто - коричневое, у Бабы Яги – серо - зеленое лицо.

(Показываю на доске, как быстро без карандаша нарисовать театральный костюм).

V. Практическая работа учащихся.

(Звучит музыка). Задание: выполнить эскиз костюма театрального героя.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;

  2. контроль правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль объема и качества выполненной работы

VI . Итог урока.

  1. Выставка и анализ работ учащихся.

  2. Заключительное слово учителя.

Учитель. Итак, вы закончили работу над эскизом театрального костюма героя. Каждый из вас выразил свои личные отношения к рисунку. Конечно, не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого. Учитель. «Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно».

  1. Домашнее задание.

Составить мини-рассказ о полюбившемся литературном герое, изобразить его по представлению в рисунке – наброске карандашом.

^ Самоанализ урока

участника областного конкурса

«Урок искусства XXI века»

учителя изобразительного искусства

МОУ СОШ № 2 города Кирсанова

Речновой Елены Викторовны.


Урок изобразительного искусства в 3-м классе

Тема: «Образ театрального героя»

(программа под рук. Б. Неменского)



  1. ^ Тип урока – комбинированный.

  2. Структура урока – орг. момент;

- сообщение цели и задач урока;

- вводная беседа;

- актуализация знаний;

- практическая работа учащихся;

- итог урока.



  1. ^ Цель урока – научить детей выполнять эскизы театрального костюма сказочного персонажа.

Задачи урока – образовательные – углубить знания детей о театре, о создании театрального костюма;

- развивающие – развивать творческое воображение, живописные умения и навыки;

- воспитывающие – воспитывать чувство прекрасного, любовь к театру.

Цель и задачи урока достигнуты.

  1. Материал для урока подобран с учетом возрастных особенностей детей. Он научен, доступен. Прослеживается связь с жизнью.

  2. Последовательность изложения материала: от общего к частному (от беседы о театре к роли художника в театре к созданию театрального костюма.)

  3. Межпредметные связи: история, музыка, технология, литература.

  4. Методы обучения:

    • Словесные – беседа, рассказ, поисковая работа;

    • Наглядные – рисунки, куклы, музыкальный фон, слайды;

    • Практические – индивидуальная работа учащихся;

    • Игра.

  5. Активность класса – средний уровень.

Темп урока – умеренный.

Интерес учащихся к уроку поддерживала наглядным материалом, музыкальным фоном, игровым моментом, интонацией голоса.

  1. Учебный материал актуален. Ведь театр для детей – это сказка, которая еще играет важную роль в этом возрасте.

  2. Проводила контроль за практической деятельностью учащихся.

  3. Психологическая атмосфера доброжелательная.

  4. Подвела итоги урока и проанализировала работы учащихся.















Отработка приёмов кистевой росписи

в эскизах декоративных изделий







^ Дополнительное образование

кружок ИЗО

«Юные мастера»




Наши таланты


Флористический коллаж

подарок шведским детям





Главные достижения


1) Победа в городском конкурсе «Учитель года – 2000»


2) Участие в международном семинаре совместно с представителем Швеции. Занятие кружка «Юные мастера»


3) Шинкина Вера, ученица 11 кл, победитель всероссийского конкурса «Проблемы мира глазами детей»

(III место)


Декоративное панно

аппликация из ткани





Декоративные изделия
юных умельцев






Скачать 141,48 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер141,48 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  13
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх