Сценарий урока мхк в 7-м классе Тема: «В театре Древней Греции» icon

Сценарий урока мхк в 7-м классе Тема: «В театре Древней Греции»


6 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок литературы в 6 классе Тема: Мифы Древней Греции...
Конспект урока истории в 5 классе Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне...
План урока: Беседа об истории Древней Греции, географическом расположении Греции...
Урока звучит так: «Мифы Древней Греции»...
Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс...
Урок мхк в 10 классе. Тема: «Золотой век Афин»...
План Введение > Скульптура Древней Греции 1 скульптура в Древней Греции...
Урок истории в 10 классе по теме: «Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима»...
Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. В. Гоголя «Вий»...
Урок 2 «Олимпийские игры Древней Греции»...
Медицина в Древней Греции...
План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему...



Сценарий урока МХК в 7-м классе


Тема: «В театре Древней Греции»


Форма урока: урок – путешествие в прошлое


Ход урока:

Литературно-художественный эпиграф:

(под торжественную музыку звучит текст из книги И.Бояджиева)

«В зале полная тишина, на заднем плане вырисовываются колонны древнего храма, и раздаётся глухая заунывная музыка. На сцену выходит актер, выходит большими шагами, он полон решимости, энергии, силы.

Его речь – страстный призыв к действию, к правому отмщению…

Звучат голоса Древней Эллады…»

Никогда человек не был так гармоничен, как в Древней Греции. Жизнь греков состояла из религии, а религия - из общения с богами. Жители Древней Эллады считали, что религия подобна жизни, а «человек подобен богам» - видимо, с этим и было связано гармоничное развитие нации.

Греческие мифы были основой для театральных зрелищ, которые постепенно переросли в важный вид искусства Т Е А Т Р.

Театр зародился в Древней Греции.

- Что такое «театр»?

(по словарю переводится как «место для зрелищ» и вид искусства на сцене) Зрелища, на которые собирался почти весь город, все свободные граждане Афин, имели очень большое значение.

Нам предстоит совершить путешествие в мир древнегреческого театра и выяснить:

1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?

2. Какое значение для древних греков имел театр?

3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром

современным?

Сегодня на уроке присутствуют театроведы, настоящие участники и очевидцы древнегреческого театра.

- Какой греческий бог имеет прямое отношение к театру? (Дионис)

(выходит ученик в роли Диониса)

Дионис:

Я, Дионис, был первым демократическим богом в греческом пантеоне, и меня воспринимали не только как покровителя винограда, но и как покровителя художественных потребностей. Боги, как считали греки, могут всё, но не умеют страдать, т.к. они бессмертны.

Я же единственный бог, который умел страдать, то есть принимал страдания народа на себя.

С дионистических шествий, где люди во время ритуальных обрядов впадали в безумие, зарождались первые подобия комедий и трагедий.

Таким образом, я являюсь своего рода прародителем театра.


- Спасибо, уважаемый Дионис!

- А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?

Каково было его устройство?


Устройство древнегреческого театра

(на доске иллюстрация или слайд «Театр Древней Греции» - схема устройства)


Ученик: О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная. Афинский театр Диониса вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.

(слайд «Театр Диониса в Афинах», схема устройства древнегреческого театра)

Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – ОРХЕСТРЕ. Помещение, откуда актёры выходили на орхестру,

называлось СХЕНА.

Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков – ТЕАТРОН.

- Как сейчас называется место для игры актеров? – (^ СЦЕНА - очень похоже на древнегреческое слово СХЕНА – «возвышение»).

- Зачем была нужна такая массовость?


Что же происходило во время представлений на орхестре, нам расскажут настоящие актеры из древнегреческого театра.

Искусство актера в древнегреческом театре


(под музыку выходят актеры и Корифей - они в костюмах)


Актер: Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках.

Женские роли играли мужчины. Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой подошве – ^ КОТУРНЫ.

Кроме актеров в спектакле участвовал ХОР, возглавляемый КОРИФЕЕМ.

Корифей: Я, Корифей, обращаясь к многотысячной аудитории, рассказывал миф, положенный в основу трагедии. А хор поддерживал героя в его правой борьбе, осуждал его за ошибки, гневно корил за преступления, впадал в отчаянье при бедствиях, рыдал над погибшим. Но во всех случаях хор выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом живого участия народа в представлениях.

В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие актерского мастерства. И главными средствами выразительности были ЖЕСТЫ, РЕЧЬ, ДЕКЛАМАЦИЯ.

- Вопросы к классу: Что определило подобный внешний вид

древнегреческих актеров? Кто такой Корифей сегодня?

Представления древнегреческого театра были «думой о жизни», здесь, на орхестре совершались важные захватывающие события, сталкивались мощные характеры.


- Какие виды представлений проходили в театре Древней Греции?

Что вы о них знаете?


О представлениях древнегреческого театра


Ученик: На сцене проходили два вида представлений.

ТРАГЕДИЯ – изображает на сцене такие события, когда герой

борется со злыми силами и погибает.

КОМЕДИЯ – изображает на сцене такие события, которые

вызывают смех.

Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ, т. е. литература для театра.

^ А ДРАМАТУРГ – это автор, создающий литературу для театра.


- Давайте познакомимся с самыми известными древнегреческими

драматургами. Слово театроведам…


^ Ученик: Всемирную славу древнегреческому театру принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.

Эсхил – был автором 90 трагедий, из них сохранились 7, среди них трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др. Побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.


Софокл – был автором 123 трагедий, из которых до нас дошли тоже 7.

Созданные им трагедии – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» - глубоко человечны. Главное в его пьесах – это противоборство человека и неотвратимости судьбы. Софокл признавался великим трагиком на состязаниях 24 раза(!).

Еврипид - младший из трех знаменитых драматургов, его творчество отличает интерес к человеческой личности, к её индивидуальности. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной и психологизмом. Еврипид написал 92 трагедии, их них сохранились 19.

Древнегреческую комедию прославил Аристофан. Среди его комедий «Всадники», «Лягушки», «Осы», «Облака» и др. В форме язвительной сатиры Аристофан высмеивал в своих комедиях политическую жизнь Афин.


- Какое значение для древних греков имел театр? Думается, на этот вопрос

лучше всего ответят настоящие граждане Афин.

Корифей - 1:

Мы, греки, очень любим свой театр. Спектакли идут очень долго, а зрители в дни представлений сидят в театре с восхода до заката – другого освещения, кроме солнечного, мы не знаем. Перед началом представления на орхестре происходят разные общественные церемонии: делегации союзных городов преподносят афинскому народу подарки; возносятся жертвы богам и особенно покровителю театра богу Дионису.

Корифей – 2:

Театр в Греции – учреждение государственное. Наши власти придают большое значение его воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за вход в театр очень низкая.

Пока мы беседуем с вами, в театре собирается публика, и сейчас начнется представление.


- А вам предлагается побыть немного зрителями древнегреческого

театра. Отрывки из трагедий вам представляют граждане Афин.

Разыгрываются отрывки из трагедий:


Эсхил «Прометей прикованный»;

Софокл «Антигона».


^ Вопросы к классу:

- Прометей и Антигона страдают заслуженно или безвинно?

- Давайте представим, что переживал античный зритель, что чувствовал,

видя страдания героя?

Вывод: Зритель переживал мучения главного

героя, чувствовал к нему

жалость и страх, особенно, если герой

страдал безвинно.

И этим самым на зрителя должно было

оказываться очищающее воздействие

трагедии: КАТАРСИС – «очищение».


- Мы возвратились из прекрасного путешествия в театр Древней Эллады, побывали в роли зрителей, актеров, драматургов, других участников и создателей античного спектакля. Также узнали новые слова и понятия.

Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном, увиденном: о самом театре, о том, что греческая драматургия дала для развития современного театрального искусства, об актерской профессии, наконец, о просмотренных отрывках античных трагедий.


Разрешение главных проблем урока:

1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?

2. Какое значение для древних греков имел театр?

3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром

современным?

Подведение итогов, разрешение проблем урока.


Возможно проведение на этом уроке игры – викторины по понятиям и терминам

(класс делится на группы)

1. Из представленных понятий и терминов:

^ ТЕАТР АКТЕР КАТАРСИС

ТРАГЕДИЯ КОРИФЕЙ СХЕНА

КОМЕДИЯ ДРАМАТУРГИЯ ЖЕСТЫ

ТЕАТРОН ДРАМАТУРГ МИМИКА

СЦЕНА ХОР РЕЧЬ

КОТУРНЫ ОРХЕСТРА

необходимо выбрать слова, соответствующие заданиям по группам.

1-я группа – выбрать понятия, сохранившиеся в современном театре;

2-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к драматургии;

3-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к устройству театра;

4-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к игре актеров.


2. Индивидуальные задания.

К представленным определениям подобрать соответствующие слова из списка:

1) Место для игры актеров в современном театре…

2) Изображаемые на сцене события, вызывающие смех…

3) Изображаемые на сцене события, приводящие к гибели

главных героев…

4) Место для зрелищ в Древней Греции, а теперь и сценический вид

искусства…

5) Место для игры актеров в театре Древней Греции…

6) Предводитель хора в театре Древней Греции…

7) Места для зрителей в театре Древней Греции…

8) Группа людей из народа, принимавшая участие в античных спектаклях…

9) Специальная обувь на высокой платформе для выступления античных актеров…

10) Литература для театра…

11) Переживания зрителя из-за мучений и страданий героя,

и как следствие – духовное очищение…

Отрывок из трагедии Эсхила

«Прометей прикованный»

Корифей: Титан Прометей дал людям огонь против отца богов – Зевса.

Разгневанный Зевс приказывает богу – кузнецу Гефесту приковать

Прометея к Кавказской скале. Зевс подвергает Прометея

страшной казни: каждое утро будет прилетать орёл и клевать

печень Прометея. Каждый вечер орел должен улетать, но за ночь

печень у Прометея отрастает, и орел клюёт её снова. Прометей

рассказывает хору о том, что он дал людям.

Прометей: Не думайте, что гордость

заставляет

Меня молчать.

Но я терзаюсь сердцем

При зрелище позора моего.

Кто, как не я, богам всем этим новым

Распределил почетные дары?

Но замолчу о том, что всем

известно…

А кто дерзнет сказать,

Что до меня извлек на пользу людям

Таившиеся под землею: железо,

И серебро, и золото, и медь?

Никто, конечно, коль не хочет

хвастать.

А кратко говоря, узнай, что все

Искусства у людей от Прометея…

И это всё изобретя для смертных,

Я не могу для самого себя

Придумать средство вырваться из

бедствий…


Отрывок из трагедии Софокла «Антигона»


Корифей: Два брата Антигоны вступают в борьбу и убивают друг друга.

Правитель Фив Креонт приказывает похоронить старшего брата

с почетом, а труп младшего – Полиника – бросить на съедение

зверям и птицам. Креонт запрещает под знаком смерти

хоронить его. Антигона, сестра Полиника и невеста сына Креонта

Гемона, несмотря на запрет, решается похоронить тело брата.

Хор: В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.


Мчится он непобедимый,

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган.


Плугом взрывает он борозды

Вместе с работницей – лошадью,


Вечно терзая Праматери,

Неутомимо рождающей,

Лоно богини Земли.

В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.


Корифей:

Антигона хоронит брата, но её заметили и приводят к Креонту. Она смело признается царю, что похоронила Полиника. Креонт приговаривает её к смерти. Гемон напрасно убеждает отца помиловать её. Антигону замуровывают в склепе.

Узнав от прорицателя о гневе богов, Креонт спешит освободить Антигону, но она уже мертва, и Гемон закалывает себя мечом поред трупом невесты. Не в состоянии вынести смерть сына, его мать Эвридика кончает жизнь самоубийством.




Скачать 99.25 Kb.
оставить комментарий
Дата02.10.2011
Размер99.25 Kb.
ТипСценарий, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх