Рабочая программа для учащихся 7 класса составитель icon

Рабочая программа для учащихся 7 класса составитель


Смотрите также:
Рабочая программа для учащихся 7 класса Составитель...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса Составитель: учитель...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса Составитель: учитель...
Рабочая программа для учащихся 7 класса Составитель...
Рабочая программа по предмету «литература» для 5 «Г» класса составитель: Щербинина Людмила...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса Автор: Кувшинова О. В...
Рабочая программа по химии для 8 класса Составитель...
Приказ № от 20 г. / / (подпись) рабочая программа по технологии для 7 класса составитель...
Рабочая программа по предмету «литература» для 8 «Б» класса составитель: Гизе Татьяна Реомировна...
Рабочая программа Информационные технологии для учащихся 10 11 классов Составитель...
Рабочая программа Информационные технологии для учащихся 10 11 классов Составитель...
Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса. Составитель...



Загрузка...
скачать
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Муниципальный орган Управления образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная

школа № 7.


Согласовано Утверждаю

с заместителем директора по УВР Директор МОУ ООШ №7

Сафиной Г.Г. ________________ Третьяков Ю.Е.

«____» __________ 2011 г. «____»__________ 2011г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

7 КЛАССА




Составитель: С.Ф. Трухина ,

учитель черчения и

изобразительного искусства,

высшей квалификационной

категории.


г. Красноуфимск

2010-2011 учебный год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основное общее образование по предмету "Изобразительное искусство" является частью образовательной системы "Искус­ство" и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности. В содержании образования по изобразительному искус­ству отражены повышение роли гражданственно-патрио­тического воспитания (знакомство с традиционным рус­ским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование толерантного отношения к иным культурам; приобретение компетент­ности слушателя, зрителя, юного художника; способность различать позитивные и негативные влияния в культуре; интеграция полученных знаний в собственной художест­венно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг.

Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5—8 классы» составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (базовый уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования Изобразительное искусство. 1-9 класс. Науч.рук. Кузин В.С..- М.: Просвещение, 2004г.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. Науч. рук. Б.М. Неменский Б.М.- М.: Просвещение, 2005г.

Изобразительное искусство. 5-9 класс. Науч. рук. Шпикалова Т. Я.- М.: Просвещение. 2005г.

Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (сан. правила и нормы СанПиН 2.4.1178-02), Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, Образовательной программы образовательного учреждения, Положения о рабочих программах образовательного учреждения.

Реализация программы происходит за 1 учебный час в неделю, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, 34 урока в год.


Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал личности в процессе освое­ния образного языка пластических искусств и приемов художе­ственной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

  • развивать умение создавать художественные проекты-импрови­зации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декора­тивно-прикладного искусства и приемов художественного конст­руирования;

  • формировать художественную компетентность зрителя на ос­нове усвоения учащимися

знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-

прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведении различных

видов и жанров искусства, опыта собственной худо­жественно-творческой деятельности;

  • воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной

культуры, уважительное и бережное отно­шение к художественному наследию России на основе осмысле­ния учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникнове­ния культур русского и других народов в рамках единого исто­рического и экономического пространства нашего многонацио­нального государства;

  • воспитывать интерес к искусству народов мира;

  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к тра­дициям, культуре разных народов России, мира и установке на меж­национальное согласие и культурное взаимодействие.

В содержании рабочей программы отражены инте­грационные связи различных художественных пластов и видов ис­кусств. Этим обусловлено включение в программу истории и искусства в их гармоничном единстве на про­тяжении всех восьми лет обучения в основной школе.

Программе существует, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—8клас­сы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

содержательно - деятельностный подход.

Деятельность как сис­тема учебных действий в программе представлена включением учащихся в активную учебную и художественно-творческую деятельность, в которой учитывается специфика ху­дожественного освоения мира учащимися основной школы: учёт традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве младших школьников и учащихся следующих, более старших возрастных групп; ин­терес к пространственным, пластическим и декоративным видам деятельности, ориентация на ее положительный результат;

  • системно-комплексный подход.

Каждый учебный год - обязательно целостная проблема. Каждый блок определяет, свою грань этой проблемы. Целостность программы обеспечивают методы, одним из которых является метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их.

Основой эстетического позна­ния целостной картины мира является художественный образ. В программе художественно-образный язык рассматривается в про­цессе интеграции различных видов и жанров искусства, освое­ния выразительных средств различных художественных подсис­тем и через многообразие способов художественной деятельно­сти и их творческого применения учащимися. Это создает усло­вия для свободы погружения в различные эпохи и художествен­ные стили, а также участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира.

^ СТРУКТУРА КУРСА . 5 - 8 КЛАСС.

ТЕМА: « ИСКУССТВО – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ».

5 КЛАСС. Тема года: «Искусство Древнего мира».

1 БЛОК «На пути к цивилизации».

2 БЛОК «Образ художественной культуры Древнего Египта».

3 БЛОК «Образ художественной культуры Древней Греции».

^ 6 КЛАСС. Тема года: «Искусство средних веков».

1 БЛОК «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».

2 БЛОК «Образ художественной культуры Византии».

3 БЛОК «Образ художественной культуры Индии».

4 БЛОК «Образ художественной культуры Китая».

5 БЛОК «Образ художественный культуры Японии».

^ 7 КЛАСС. Тема года : «Искусство земли Русской».

8 КЛАСС. Тема года: «Виды и жанры искусства».

1 БЛОК «Графика».

2 БЛОК «Живопись».

3 БЛОК «Скульптура».

4 БЛОК «Декоративно-прикладное искусство».

  • Личностно- ориентированный подход.

Изобразительное искусст­во — культурное пространство для формирования и развития
личности ребенка. Программа построена с учетом особенности развития учащихся разных возрастных групп, интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, спо­собности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориента­ции в современном информационном пространстве культуры и искусства.

  • Региональный подход.

Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности для участия в создании эсте­тического и этнохудожественного пространства и развития само­сознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представлений о возникновении видов искусства, как части культуры народов мира.

В программу включены следующие основные виды художествен­но-творческой деятельности:

• ценностно - ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

• изобразительная деятельность (основы художественного изо­бражения) — графика, живопись, скульптура;

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архи­тектуры);

• художественно-конструкторская деятельность;

• художественно-творческая деятельность на основе синтеза ис­кусств.

Охарактеризуем каждый из них:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве) способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Восприятие
действительности и произведений разных видов искусства на­правлено на развитие активного эстетического отношения к искусству как части духовной культуры, к природе и деятельно­сти человека как источнику жизни и красоты. Восприятие про­изведений пластических искусств способствует развитию актив­ного эстетического потребления искусства как части духовной культуры. Диалоги о пластических искусствах развивают у уча­щихся представление о видах и жанрах профессионального ис­кусства и видах народного искусства, об особенностях отече­ственной национальной культуры и искусства и мировой худо­жественной культуры, воспитывают художественный вкус.

В процессе эстетического восприятия мира и искусства осу­ществляется присвоение учащимися высших духовно-нравствен­ных ценностей и идеалов отечественной культуры; учащиеся также приобретают компетентность активного зрителя, способно­го вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Диалоги об искусстве являются обязательной составляющей каждого урока;

изобразительная деятельность (основы художественного изо­бражения) включает практическую деятельность учащихся учеб­ного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графичес­ких умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного ис­кусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объема, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы.

Графика. Линия, штрих, тон, точка рассматриваются как основ­ные средства выразительности в графическом рисунке. Варьируются различные приемы работы графическими материалами, выразитель­ные возможности линии, штриха, фактура пятна, тон и ритм пятен, передающих объем, освещение и настроение в рисунке. Знание выразительных средств графики и возможностей различных графических материалов позволяет учащимся передать глубину изо­бражаемого пространства, делая его образ выразительнее и досто­вернее. Графические работы ведутся с натуры (длительные зарисовки в тоне и кратковременные наброски линией), по памяти и представлению (зарисовки отдельных предметов, животных, птиц, человека).

В графике могут выполняться творческие тематические компози­ции и иллюстрации к литературным произведениям. Материалы: графический карандаш, уголь, сангина, мел, перо, кисть, тушь, фломастер и т. п. В разряд графических работ входят и работы, выполненные на тонированной (цветной) бумаге или с частичным применением акварельных красок.

Живопись. Цвет, его сочетания, пятно — одно из главных средств выразительности в живописи. В работе с красками осваиваются основы цветоведения, осознаются понятия о цветовом тоне, свет­лоте и насыщенности цвета, локальном, теплом и холодном цвете, колорите, а также об эмоциональном восприятии и символике цвета в живописи. Варьируются различные приемы работы кистью и красками для передачи фактуры изображаемых предметов, вре­менного состояния реальной действительности и собственного эмо­ционального настроения.

Учебные задачи, направленные на достижение единства матери­ала, технического приема, колорита, композиции в живописной работе с натуры, позволяют творчески решить проблемы единства формы и содержания в творческой тематической композиции.

Красками могут выполняться кратковременные и длительные этюды с натуры и по памяти (натюрморты, пейзажи, портреты), творческие тематические композиции по памяти, представлению и воображению. В разряд живописных работ условно входят работы, выполненные в смешанной технике, при условии, что основным материалом будут краски (акварель, гуашь, темпера, масло).

Скульптура. Объем, или трехмерность, — основа языка скульп­туры. Работа в объеме и пространстве развивает объемно-простран­ственное мышление, чувство конструкции, пропорций, равновесия, статики, динамики и пластики формы. В процессе освоения различ­ных приемов лепки развивается чувство фактуры, формы, понима­ется ее значение в передаче эмоционального звучания образа.

На уроках выполняются рельефы, горельефы, круглая скульпту­ра — мелкая пластика. Основными объектами скульптурного изо­бражения являются фигуры человека, животных, сказочных героев, но в рельефе может быть представлено изображение пейзажа, натюрморта, жанровой сцены. В качестве материала на этих занятиях используется пластилин, глина;

декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архи­тектуры) включает практическую деятельность учащихся учебно­го и творческого характера. Это предполагает развитие художе­ственно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в созда­нии художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цве­та, композиции, видового (декоративного) образа.

Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями: учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она созда­ется; связь декора с формой и практическим назначением художественной вещи (предмета); связь художественной вещи (предмета) со средой бытования; понимание духовной ценнос­ти, отношения мастера — создателя произведений народного искусства — к миру (народная точка зрения на мир); умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровиза­ции);

  • художественно-конструкторская деятельность включает зари­совки с плана объекта, проектирование объекта, конструирова­ние изделия с опорой на план проектируемого объекта. Решение учебных задач осуществляется на уроках народного творчества с
    элементами художественного конструирования, на уроках деко­ративного творчества с элементами художественного конструи­рования. Данный вид деятельности способствует развитию про­странственного воображения, конструктивного мышления, уме­ния работать в разном материале с применением приемов ху­дожественного конструирования (макет крестьянского подворья, макет театральной сцены с декорациями, конструкция тростевой
    куклы и др.); в этом виде деятельности предоставляются боль­шие возможности для применения современных мультимедийных технологий обучения;

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

В программе уделяется внимание синтезу искусств, который объединяет пространственные и временные искусства: изобразительное искусство и музыку; театральное действо, и народное изобразительно - пласти­ческое искусство на народных календарных празд­никах. Прием взаимодействия разных искусств создает большие возможности для эффективного преподавания уроков изобрази­тельного искусства. Этот вид деятельности особенно ярко отра­жает идеи интеграции разных видов искусства и учебных пред­метов (истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки), способствует установлению связей, отражающих цело­стное представление о мире, человеке, культуре, об универсаль­ных человеческих ценностях, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

В содержании программы все основные виды художественно-творческой деятельности представлены по каждому классу.

В структурировании программного содержания предусмотрены возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития. В частности, среди них:

  • вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся;

  • вариативность и импровизация в организации учебной или в самостоятель­ной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, формы работы (индивидуальная, парная, групповая), определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, прове­дение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;

  • свободный выбор учеником литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

  • вариативность задания по композиции: в натюрморте, ин­терьере, портрете, пейзаже;

  • выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследователь­скую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;

  • широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия с учетом национально-регионального компонента.

Развитие школьников по изобразительному искусству обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребенка по основным образовательным линиям регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области: культура здоровья, художественная, информационная, экологическая культуры.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, ценностно-ориентационной и деятельностно - коммуникативной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.


^ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

За устные ответы, практические и творческие работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе.

Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

  • активное участие в беседе;

  • умение найти нужное, выразительное слово;

  • умение высказывать свое суждение;

  • умение делать выводы;

  • использование в беседе домашних наблюдений.



Оценка практической и творческой работы

Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражне­ния, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более «крупного» плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение,
живописное решение (можно поставить две оценки).

Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа ла­боранта, роль главного художника и т.п.).

Для поощрения творчества, самостоятельности обучающихся в приобретении знаний, интереса к предмету организуются выставки работ учащихся.

Школа не готовит художников. Оценивается вклю­чение в творческий процесс, а не продукт его. Планируемый результат- формирование художественной культуры способствующей развитию позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру.

Задание на дом

Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно спо­собствует наличие рабочей тетради — приложения к учебнику.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 7 КЛАСС.

Тема года: « ИСКУССТВО ЗЕМЛИ РУССКОЙ ».


ЦЕЛИ: освоение духовно - эстетических ценностей, запечатленных в образах искусства; развитие эстетических пред­ставлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятель­ности.


ЗАДАЧИ:

* развивать умение выражать эмоционально-личностное отноше­ние к родной культуре и произведениям, созданным народами России;

* продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразитель­ного, народного и декоративно-прикладного искусства;

* развивать умения и навыки работы с различными изобрази­тельными материалами, а также творческого использования вы­разительных средств в процессе создания тематической и деко­ративной композиции;

*давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композицион­ный поиск тематической композиции;

* раскрывать синкретичность народного искусства как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;

* воспитывать эстетическое отношение к произведениям тради­ционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символиче­ским языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

* формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

* формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах;

* активизировать художественно-творческую деятельность уча­щихся в коллективных формах работы;

* расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города и края.


Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного, фольклорного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки развития народных промыслов России (Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и т. д.).

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире и красоте человека.

В содержание занятий внесены также особенности культуры родного края.

^ СТРУКТУРА КУРСА 7 КЛАССА.

  1. БЛОК «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ».

Первый блок включает в себя 22 урока.

Урок 1-8

Учащиеся знакомятся с исторической справкой о происхождении названия государства «Русь – Россия – Российская империя – Российская Федерация»; с представлениями язычников мира и космического пространства; с источниками рождения фольклора;

Урок 9-22

На данных уроках идёт ознакомление с историей развития русского женского и мужского костюма; со школами народного мастерства (Мезенская, Пермогорская, Урало-сибирская); с формированием специфики интерьера в соответствии с укладом жизни, традициях, как отдельной семьи, так и различных слоёв общества;


  1. БЛОК «ЗОДЧЕСТВО ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ( 9 ч.)

Архитектура— неотъемлемая составляющая образа народной художественной

культуры. Русь состояла, прежде всего, из городов-крепостей.

Урок 23-30

В период изучения материала учащиеся получают представления об истории русской средневековой архи­тектуры, об общем характере и архитектурном своеоб­разии разных древнерусских городов, их сохранение сегодня и бытовой культуры, заканчивая XVII веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат); о назначении, содержании и создании иконы .


3БЛОК «СОБЫТИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ» (9ч)

Урок 31-34

На занятиях идет речь о творчестве народных мастеров; В. Васнецова «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный»;

М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»; П. Корина «Александр Невский», «Утро стрелецкой казни»; В.И. Сурикова «Покорение Сибири.

Ермаком», «Боярыня Морозова».П. Мартоса «Памятник Минину и Пожарскому».

Знакомство с историей возникновения славянской письменности. Форма книги, процесс её выполнения, буквица; с лубочными картинами (одна из разновидностей народного изобразительного творчества, потешные листы, раскрашенные гравюры с пояснительным текстом).


Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение ча­стей при формировании образа. Развивается конструк-тивное и композиционное мышление, расширяются возможности воспри­ятия и вариатив-ность представлений об окружающем мире.

В течение года меняются художественные ма­териалы в работе детей: постройка из бумаги и лепка, графи­ческое изображение и живописное изображение. Чередуется коллективная и индивидуальная деятель­ность.

^ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

* истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

* особенности уникального крестьянского искусства (тради­ционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множествен­ность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

* семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

* несколько народных художественных промыслов России.

* специфику интерьера в соответствии с укладом жизни, о традициях, как отдельной семьи, так и различных слоёв общества;

* историю развития русского женского и мужского костюма;

* историю русской средневековой архи­тектуры, об общем характере и архитектурном своеоб­разии разных древнерусских городов, их сохранение сегодня и бытовой культуры

Учащиеся должны уметь:

* пользоваться приемами традиционного письма при выпол­нении практических заданий (Мезенская, Пермогорская, Урало-сибирская росписи);

* различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (керамика, ковка, литье, и т. д.);

* выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся долж­ны:

* умело пользоваться языком декоративно-прикладного ис­кусства, принципами декоративного обобщения;

* уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

* умело выстраивать декоративные, орнаментальные компо­зиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

* создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определен-ной эпохи);

* владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

* владеть навыком работы в конкретном материале ( роспись и т. п.).


^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРГРАММЫ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Искусство земли Русской.

  2. Родословное (генеалогическое) древо.

  3. Русь – языческая.

  4. О русской народной вышивке.

  5. Национальный костюм .

  6. Русская народная живопись.

  7. Конструкция и декор предметов быта.

  8. Натюрморт.

  9. Крестьянская изба и боярские хоромы.

  10. Интерьер крестьянской избы и боярских хором.

  11. Игрушки из мочала .

  12. Славянская письменность.

  13. «Богатырская» тема в русском искусстве.


КАССЕТЫ

6. Народные промыслы.

7. Декоративно — прикладное искусство.

8. Древнерусская икона.


^ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАПКИ

I. Древние образы в народном искусстве.

1. Городетская роспись.

2. Хохломская роспись.

3. Гжельская роспись.

4. Жостовская роспись.

5. Суксунский водогрей.

6. Русское кружево.

7. Русская вышивка.

II. Зодчество.

III. Аз, буки, веди.


^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. - М: Искусство , 1987.

Голицин С. Сказания о земле Русской. - М.: Знание - ACT - Пресс, 1994.

Горяева Н. Л., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник: - М.: Просвещение, 2000.

Жегалова С. Росписи хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

Костерин Н. П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся. - М. Просвещение, 1980.

Книга для чтения по истории древнего мира; Пособие для учащихся. Под. ред.

А. И. Немировского. - М. ; Просвещение, 1981.

Мосин И. Г. Рисуем животных.- СП.: Кристалл, 1988.

Мосин И. Г. Рисование. - Е. :У - Фактория, 1996.

Платонова И. Искусство. Энциклопедия . - М .: Росмэн, 2002.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В. 4 ч. - Обнинск: Титул, 1996. - Ч.1. Основы рисунка; ч.2. Основы живописи; ч. 3. Основы композиции; ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 . / Глав. Ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 1998.


^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Барадулин В. А. Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение , 1987.

Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

Богдеско И. Иллюстрация, каллиграфия, станковая графика, рисунок, монументальное искусство. - М.: Просвещение 1987.

Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. - М.: Просвещение 1990.

Выгодский Л. С. Психология искусства. - М: Педагогика, 1987.

Выгодский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

Данилова Л. Окно с затейливой резьбой. - М.: Просвещение, 1986.

Изобразительное искусство и художественный труд .1-9 класс/ Науч. Рук. Б.М. Неменский. - М : Просвещение 2004.

Каменева Е. О. Какого цвета радуга. - М. : Дет. лит., 1984.

Каплан Н. И., Митляновская Т.Б.. Народные художественные промыслы. - М : Просвещение 1980.

Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея - заповедника. / Состав. И. Д. Самойлов. - С.: Уральский рабочий, 1988.

Любимов Л. Искусство Древней Руси.-М. : Просвещение, 1996.

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. - М.: Искусство. 1977.

Павловский Б.В. Каслинский чугунный павильон,- С: Средне -Уральское книжное

издательство, 1979.

Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.: Просвещение , 1982.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1- 9 кл. /Науч. рук. В. С. Кузин. - М. : Просвещение, 2007.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. I -9 класс. / Науч. рук. Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006.

Смирнова Н. И. И... оживают куклы.-М. : Детская литература, 2005.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М. : Издательский центр Академия, 1999.

Соловьёв С. А. Декоративное оформление. - М. .Просвещение ,1987.

Справочник школьника. История мировой культуры. /Состав. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Просвещение ,1986.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль: Академия развития, 1996. Трофима М. В., Тарабарина Т. И. И учёба и игра: изобразительное искусство. - Ярославль: Академия развития ,1997.

Федотов Г. Послушная глина . - М. : ACT - Пресс, 1997.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: - М.: пособие для учителя. М : Просвещение, 1979.



Дата



Тема блока, тема урока

Кол.

час.

Тип урока







Тема года : «ИСКУССТВО ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

I-ЧЕТВЕРТЬ










1

^ Введение «Искусство Земли Русской»

1

Урок формирования и закрепления.




2-3

«Откуда есть и пошла Земля Русская»

2

Урок комбинированный.




4-6

^ Русь языческая

3

Урок комбинированный.




7-8

^ Древние образы в народном искусстве


2

Урок комбинированный.









^ II- ЧЕТВЕРТЬ










9-11

^ Национальный костюм – модель Вселенной

3

Урок комбинированный.




12-15

^ Русская народная живопись

4

Урок постижения новых знаний, умений.









^ III- ЧЕТВЕРТЬ










16

^ Конструкция и декор посуды

1

Урок постижения новых знаний, умений.




17-19

^ Натюрморт из предметов крестьянского быта

3

Урок формирования и закрепления.




20-22

^ Внутренний мир русской избы

3

Урок комбинированный.




23-25

^ Русь деревянная

3

Урок комбинированный.









IV-ЧЕТВЕРТЬ










26-27

^ Каменная летопись

2

Урок постижения новых знаний, умений.




28-30

^ Страна Гардарика

3

Урок формирования и закрепления.




31

^ События русской истории

1

Урок постижения новых знаний




32-34

Аз, Буки, Веди.

Былинные мотивы русской поэзии, живописи и лубочных картинках


3

Урок комбинированный.










34







урока

Кол.

часов


^ ТЕМА УРОКА

Планируемый результат

(базовый уровень)


Вид

деятельности

Форма

деятельности


Содержание художественно-

-творческой деятельности

^ Контрольный результат

ТЕХНИКА

Художест- венные

материалы



Учебно-

-методическое

обеспечение


Домашнее задание



I-ЧЕТВЕРТЬ

^ Предметно-информационная составляющая образованности.

Учащиеся должны ознако­миться с исторической справкой о происхождении названия государства «Русь – Россия – Российская империя –

Российская Федерация»; с представлениями язычников мира и космического пространства; с источниками рождения фольклора; с историей

развития русского женского и мужского костюма; со школами народного мастерства (мезенская, пермогорская, урало-сибирская); с

формированием специфики интерьера в соответствии с укладом жизни, традициях, как отдельной семьи, так и различных слоёв общества;

с памятниками деревянного зодчества Руси, с ансамблями древней архитектуры;

иметь представление об образах древней славянской мифологии встречаемых в мотивах русской народной вышивке, бытовых вещах

(полотенце, подзор, рубаха, передник); о значении глиняных, деревянных, берестяных изделий в жизни крестьянина; назначении, содер-

жании и создании иконы ;

о творчестве народных мастеров; В. Васнецова «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный»;

М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»; П. Корина «Александр Невский», «Утро стрелецкой казни»; В.И. Сурикова «Покорение Сибири

Ермаком», «Боярыня Морозова».П. Мартоса «Памятник Минину и Пожарскому».


^ Деятельностно- коммуникативная составляющая образованности.

Учащиеся должны:

знать пропорций головы, построение лица, выразительности деталей, характерные черты; пропорции фигуры человека; простейшие средства

композиции передачи основных событий выбранного сюжета

рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художествен­ной формы), определять его принадлежность к тому

или иному виду искусства;

чувствовать и определять красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительности в изображении;

использовать явления линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;

владеть навыками: работать с пластилином; конструировать из бу­маги макеты; выразительно использовать акварель, гуашь, цветные карандаши, мелки, аппликацию при изображении сюжетно-тематической композиции и в декоративной работе;

уметь: в доступной форме участвовать в создании «проектов» изображений, украшений;

простейшими средствами передавать основные события выбранного сюжета, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; располагать лист бумаги по вертикали или горизонтали в зависимости от замысла; правильно выбирать размер изображения в листе, применяя знания о линейной и воздушной перспективы; выделять сюжетно - композиционный центр ( зрительное равновесие форм, симметрия и асимметрия в композиции); передавать форму, пропорции, объём предметов и пространство

^ Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на пре­красное и безобразное в жизни и в искусстве.

Учащиеся должны на­учиться:

видеть и ценить труд художников;

подмечать творческий вклад первобытных художников в создании различ­ных предметов для людей, среды;

проявлять интерес к посещению музеев, воспринимать музеи и памятники как сокровищниц художественного опыта на­рода, как заветы ушедших поколений;

эмоционально воспринимать произведения художни­ков.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

Учащиеся должны: реализовать свои или совместные творческие идеи в проектной деятельности;

анализировать и оценивать процесс и результаты собственного художественного творчества и однаклассников.


1

(1 ч.)


^ Введение «Искусство Земли Русской».

Организационный урок.

-Знакомство с содержанием тем года, с исторической справкой о происхождении названия государства «Русь – Россия – Российская империя – Российская Федерация».

-Разработка композиции титульного листа.


Беседа.

Декоративная работа.


Индивидуальная работа.


Оформление титульного листа.



Аппликация, рисунок.


Детский альбом, изображение родословного дерева, родословная таблица.

Д/з: закончить оформление титульного листа, поисковая работа (род. дерево)

2-3

(2 ч.)

«Откуда пошла Земля Русская».

-Знакомство с представлениями язычников мира и космического пространства (система образов, принципа отражения действии-тельности, связей с природой, дерево жизни – символ вечно живой природы).

- Ключевые слова: родословное дерево, родословная таблица, дерево жизни.

- Построение композиции родословного древа или родословной таблицы.

- Цветовое, декоративное решение композиции.

Беседа.

Декоративная работа.


Индивидуальная работа.



1. Составление эскиза родословного дерева семьи.

2. Цветовое решение эскиза.


Карандаш,

художествен-ный материал.

Слайд- фильм


Таблица родословной царской семьи

Изображение дерево жизни.


Детские работы.


Д/з: закончить эскиз, закончить эскиз в цвете.



4-6

(3 ч.)


^ Русь языческая.

- Источники рождения фольклора, человек и природа. Религия одухотворённой природы (земли, воды, огня, растений, животных). Почитание божеств-идолов. Мифология славян.

- Ключевые слова: язычество, Сварог, Перун, Ярило, Лада, Сиба, Макошь, Ягая баба, богиня Земли,

духи: лесной дед, леший, дед водяной, домовой, хозяйка медной горы, Синюшка, Огневушка-Поскакушка, Великий Полоз и т.д.

- Разработка композиций на темы:

«Языческие боги»,

«Духи дома, леса и воды»,

«Сказы Бажова П.П.»

Беседа.

Рисование на тему.


^ Индивидуальная работа.

1. Составление эскиза композиций на темы:

«Языческие боги»,

«Духи дома, леса и воды»,

«Сказы Бажова П.П.»


2. Выполнение компози-ции в карандаше.

3. Цветовое решение ком-позиции.



Карандаш,


карандаш,


акварель, цветные

карандаши, восковые мелки.


Слайд- фильм

Репродукции с картин художников Врубель «Пан»


Детские работы.




7-8

(2 ч.)


^ Древние образы в народном искусстве.

- Источники рождения орнамента, значение орнаментальных мотивов в древности.

-Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, солнца, животных, человека, включающего в себя всё магическое, поэтическое содержание мира. Образы древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивке бытовых вещах (полотенце, подзор, рубаха, передник).

- Ключевые слова: Дерево жизни, Богиня - Земли, птица – солнце, пава – птица, конь – символ солнца, полотенце, подзор, рубаха, передник.

-Пропорции и соразмерность деталей цветовое решение. Чувство меры, гармонии создают уравновешенность композиции в русских народных вышивках.

Беседа.

Декоративная работа.


^ Индивидуальная работа.


1.Составление эскиза-импровизации для вышивки полотенца (в технике крестом).


2.Цветовое решение.



Карандаш, бумага в клетку.

Фломастеры (чёрный, красный, шариковая или гелиевые ручки).

Слайд- фильм


Детские работы.

Наглядные пособия, таблицы, полотенца, шторы, с вышивкой.

Педагогичес-кий рисунок.

Д/з: поисковая работа, произведенийрусской народной вышивки



II-ЧЕТВЕРТЬ

9-11

(3 ч.)


^ Национальный костюм – модель Вселенной.

- Ознакомление с историей развития русского женского и мужского костюма.

- Характерные черты костюма ( свободный прямой крой, длина одежды, многослойность ансамбля, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски. Отражение мифологизированной структуры мира в символике костюма через цвет и магические – охранительные знаки. Женский головной убор и символическое отражение в нём микрокосмоса.

- Виды народного творчества в создании целостного гармоничного ансамбля: вышивка, узорное ткачество, кружевоплетение и т.д.

- Ключевые слова: армяк, кафтан, балахон, душегрея, запон, ожерелок, сарафан, рубаха, пояс, передник, головные уборы: кокошник, сорока, кичка (для женщин), коруна, венец, лента (для девушек).

- Перечень художественно – творческих работ:

  1. а) «Русская красавица»,

б) «Иван-царевич»,

в) «Василиса Премудрая».

2. Театральный костюм.

а) «Царевна-лебедь»,

б) «Царь Гвидон»,

в) «Руслан»,

г) «Садко».


Беседа.

Декоративная работа.


Индивидуальная

или

групповая



1.Составление эскиза русского костюма.


2.Цветовое решение костюма.


Карандаш

Различные худ. материалы, гуашь, акварель, ткань, аппликация.


Слайд- фильм

Фотографии, рисунки одежды.

Словарные карточки с рисунками элементов национальной одежды, детские работы.

Н.А. Горяева

«Декоративное прикладное искусство», учебник по изобразительному искусству.

Программы

«Изобр. иск. Основы нар. И декорат.-прик. искусства »

(с. 40)


Д/з: поисковая работа изображение одежды X – XVI в.в., завершить эскиз костюма.


12-15

(3 ч.)


^ Русская народная живопись.

- Общее представление о художествен-

ной росписи по дереву как традиционном виде народного искусства. Знакомство со школами народного мастерства (Мезенская, Пермо-горская живопись, Урало-сибирская) .

Особенности цветового строя, орнаментальной композиции (фризообразность, многоярус-ность).

- Равновесие и гармония элементов геомет-рического, зооморфного орнамента, мифических животных, темы быта и труда.

- Знакомство с созданием предметов крестьянского быта (типы прялок, элементы, формы колыбели, сундука).



Беседа.

Декоративная работа.


^ Индивидуальная работа



1.Выполнение элементов росписи.


2.Разработка эскиза деко-ративных украшений, предметов быта для жен-ской половины: зыбка, прялка, сундук, коробья.

3.Цветовые решения де-коративного украшения.


Цветные карандаши, черная паста.


Карандаш


Акварель, гуашь,

черная паста.


Слайд- фильм

Таблица элементы росписей.

Наглядное изображение предметов быта.

Литература: Горяева “Д.П.И.”

С.К. Жигалова

“Русская на-родная живо-пись”. (с. 15, 61, 33, 70, 69, 84, 98, 101, 106,136).

Программы

«Изобразите-льное искус-ство V – VIII кл.» 1991 г.

(с. 18)

Детские работы.

Д/з: поисковая работа различных форм предметов быта, росписей.


III-ЧЕТВЕРТЬ

16

(1 ч.)

17-19

(3 ч.)


^ Конструкция и декор посуды.

- Знакомство с созданием посуды, ложек. Общее представление о значении глиняных, деревянных, берестяных изделий в жизни крестьянина.

- Освоение содержания системы образов, связей с природой, бытом вещей – типов в народном творчестве на примере посуды. Пропорции и соразмерность деталей, цветовое решение.

- Ключевые слова: братина, поставок, туесок, солоница, ендова, чарка, ставец, скобкарь, бурак.


^ Натюрморт из предметов крестьянского быта.

- Рисование с натуры натюрморта с исполь-зованием предметов быта, характерных для народа одной национальности (с учётом особенностей региона) «Русский натюрморт».

- Демонстрация репродукций картин (натюрморты) отдельных предметов народных промыслов.

- Ключевые слова: натюрморт, пропорция, колорит, перспектива, рушник.

- Организация вместе с учащимися 2-х поста-новок (3-4 предмета, вышитые полотенца).

- Развитие умения передавать в рисунке конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объём, передача с помощью красок художественного образа и колорита «Русского натюрморта».

Беседа.

Декоративная работа.


Рисование по памяти и представлению.

Наброски и зарисовки.


^ Индивидуальная работа.

Рисование с натуры.


Индивидуальная работа.


Выполнение набросков и зарисовок.

1. Построение компози-ции натюрморта.

2.Цветовое решение натюрморта.

3.Завершение работы в цвете.


Графический карандаш, восковые мелки.

Карандаш.

Акварель, гуашь.

Акварель, гуашь.


Рисунки, фотографии.

Слайд- фильм

Н.А. Горяева

«Декоративное прикладное искусство»

(с. 34)

С. Жегалова

«Росписи хохломы», «Каталог уральской народной росписи»


Предметы: 2 рушника, поставок,

самовар, чугунок, ложка, бурак.

Репродукции.

Детские работы.

Показ пед. рисунок.




20-22

(3 ч.)


^ Внутренний мир русской избы

-Ознакомление с формированием специфики интерьера в соответствии с укладом жизни, традициях, как отдельной семьи, так и различ-ных слоёв общества.

-Представление о зонах жилого пространства (красный угол, печь, палити и т.д.)

Простота, удобство экономичность. Дом как модель мира охранительно-магическая символика. Конструктивные принципы интерьера избы: гладко стёсанные стены с закруглёнными углами, лавки полки-над-лавочницы, воронцы, русская печь. Декор уральской избы.

- Ключевые слова: изба, сруб, кошель, хоромы, перспектива фронтальная, глаголь.

- В поисковых эскизах учащиеся должны определить наиболее выразительное распо-ложение точки схода для построения плоскости пола, стены, потолка (фронтальная перспектива). Выбор темы.

-Работа над эскизом по воссозданию интерьера крестьянской избы и декоративного оформления. Применение композиционных средств (выделение сюжетно-композицион-ного центра, зрительное равновесие форм, ассиметрия в композиции). Передача форм, пропорций, объёма предметов и пространства.

- Цветовое решение интерьера с учётом воз-душной перспективы. Развитие представления о пространственных планах: различие планов по тону.


Рисование по памяти и воображению.


Индивидуальная работа.



1.Показ построения фронтальной перспективы. Выполнение эскизов зон избы.

2.Работа над эскизом по воссозданию интерьера.

3.Цветовое решение эскиза.

Темы: «Гости пришли»,

«Крестьянская свадьба»,

«В русской избе».


Карандаш.


Карандаш.


Акварель, гуашь.



Слайд- фильм

Рисунки детей,

пед. рисунки, репродукции, макет крестьянского дома, изображения предметов быта, крестьянской одежды.

Разд. матер.


Д/з: доработка эскизов, поисковая работа, завершение выбранного эскиза в карандаше



26-27

(3 ч.)




28-30

(3 ч.)

31

( 1ч.)




32-34

(3ч.)



Каменная летопись.

1урок.

- Символы зодчества (гражданский, многоглавие, церковная служба, убежище, хранилище).

- Синтез искусств (зодчество, живопись, церковное пение).

Зодчество:

  1. Киевской Руси.

  2. Владимиро-Суздальского княжества.

  3. Господин Великий Новгород.

  4. Московское государство.

Типы храмов:

  1. Крестово-купольный (строение, название элемента).

  2. Ярусный тип.

  3. Шатровый тип.

  4. Огненный тип.

  5. Синтез типов.

- Ключевые слова: барабан, купол, свод, нефа, закомара, апсида, алтарь, аркатурный пояс, лопатка, портал.

- Выполнение зарисовок.

2урок.

- Синтез искусств, живопись.

Украшение храмов мозаикой, росписями (фресками), иконами, произведение деко-ративно-прикладного искусства. - Создание иконы (доски и олифа). Иконопись:

  1. Иконография (композиционная схема и облик персонажей).

  2. Каноничность.

  3. Обратная перспектива, декоративность.

  4. Цветовой строй, колорит.

Композиционные типы: «Богоматерь Оранта», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь. Уми-ление». (Человечность, одухотворенность, эмоциональность образа).

Изображение Христа и событий из его жизни. Страшный суд, Святые (Святой Никола, Георгий Победоносец).

^ Страна Гардарика.

1урок.

- Вводная беседа. «Образ древних русских городов». Знакомство с ансамблями древней архитектуры. Город-крепость: выбор места для постройки города, деревни. Виды построек.

- Выполнение эскизов, поиск наиболее выразительных композиций. Определение формата картины и её размеров.

- Прорисовка композиционной схемы (геометрические фигуры), расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскизов.

2урок.

- Выполнение рисунка композиции уточнение замысла. Композиционное размещение персонажей с передачей движения следя за тем, чтобы части композиции были уравновешены. Построение композиции с учётом линейной перспективы.

3урок.

-Живописное или графическое воплощение. Этапы работы цветом.

^ События русской истории.

- Беседа по произведениям В. Васнецова «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Грозный»;

М.И. Авилова

«Поединок Пересвета с Челубеем».

П. Корина «Александр Невский», «Утро стрелецкой казни»;

В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова».

П. Мартоса «Памятник Минину и Пожар-скому».

При анализе картин, на основе обобщения представлений учащимся о героизме, подвигах русских людей их эмоционального отклика на их героические поступки раскрывается понятие «патриотизм». Особое внимание уделяется межпредметным связям (история, литература, музыка) для создания эмоцио-нально- эстетического настроения, для более глубокого понимания красоты и величия народного характера.


Аз, Буки, Веди.

Былинные мотивы русской поэзии, живописи и в лубочных картинках.

-Знакомство с историей возникновения славян-ской письменности. Форма книги, процесс её выполнения, буквица.

- Лубочные картинки - одна из разновидностей народного изобразительного творчества, поте-шные листы, раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.

1урок.

- Прорисовка композиционной схемы ,

расположение и взаимосвязь основных действующих лиц

2-3урок.

- Выполнение рисунка композиции уточнение замысла. Композиционное разме-щение персонажей с передачей движения следя за тем, чтобы части композиции были уравновешены..

-Живописное, графическое воплощение замысла. Этапы работы цветом.


IV-ЧЕТВЕРТЬ

Рисование по памяти и воображению.

Вводная беседа.

Наброски, зарисовки.


^ Индивидуальная работа.

Сюжетно – тематическая композиция

или

иллюстрирова-ние литератур-ных произведений

«Садко»,

«Аленький цветок»,

«Конёк-горбунёк»,

«Сказка о мёрт-вой царевне и семи богатырях»,

«О царе Салтане».


^ Индивидуальная работа.

Беседа.


Индивидуальная работа.

Беседа

Беседа

Декоративная

работа.


Индивидуальная работа.




1.Наброски и зарисовки.

2.Составление композиции на цветной бумаге, решение композиции в цвете или в тоне.


1.Составление эскиза.

«По улице Мостовой»,

«Народный праздник в деревне»,

«Ярмарка»,

«За водой»,

«Праздничные народные гуляния».


2.Увеличение компози-ции, с применением линейной перспективы.

3.Выполнение композиции в цвете с соблюдением воздушной перспектива.


1.Составление композиции лубочной картинки на темы былин.

2-3.Выполнение композиции в цвете



Карандаш, восковые мелки.


Цветная бумага, мел, цветные мелки.


Карандаш.

Карандаш.

Цветной карандаш, акварель, гуашь, восковые мелки.

Альбом, ручка.


Карандаш.

Фломастер,

гелиевая чёрная паста, цветные карандаши,

акварель, гуашь.




Слайд- фильм

Энциклопе-дия для детей.

(Искусство) (с. 261-321).

Таблицы «Элементы храма», «Типы храма».

Детские работы.

Репродукции с картин художников.

Слайд- фильм

Репродукции с картин художник.

«Московск. дворик».

Поленов «Основы композиции».

Н.М. Сокольников (С. 45-46),

Детские работы.

Слайд- фильм

Репродукции

картин художников. Таблички, название произведений и авторов работ.

«Зори над Русью»

Слайд- фильм

К. Костина.

Рабочая тетрадь «Лубочные картинки».


Д/з: завершить зарисовки, поисковая работа (найти тип храма, который будут изображать), принести цветную бумагу и цветные мелки, завершить работу над компози-цией

.


Д/з: завершить эскизы, завершить композицию в карандаше, завершить в цвете.

Д/з: поисковая работа по одному из событий русской истории.

Прочитать былины.





оставить комментарий
С.Ф. Трухина
Дата02.10.2011
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх