Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85 icon

Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85


Смотрите также:
Л. Е. Гринина и А. В. Коротаева...
Некоторые размышления по поводу природы законов, связанных с демографическими циклами...
Современная геополитическая ситуация на северном кавказе: проблемы региональной геостратегии...
-
Список литературы по проблемам чтения Актуальные проблемы культурной политики современной России...
Список литературы по проблемам чтения Актуальные проблемы культурной политики современной России...
Язык, сознание, коммуникация: Сб статей / Отв ред...
Война и общество в ХХ веке: в 3 кн. / Рук проекта и сост. О. А. Ржешевский. М.: Наука, 2008. Кн...
А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В...
Л. С. Гармаш Об актуальности преподавания православной культуры в светской школе...
О. Г. Носкова Раздел работа психолога в системе образования и в социальном обслуж...
О. Г. Носкова Раздел работа психолога в системе образования и в социальном обслуж...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
58 59


Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.


Детское телевидение. Взгляд социолога

А.В. Шариков, В.П. Чудинова

Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института — се­мьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функ­ции другим — воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно — электронные. В по­следние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как «воспитателя, не имеющего себе равных».

В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных ка­налов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко измени­лась. С периода провозглашения «гласности» в 1987 г. и начала «перестройки» роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, теле­видение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на «детском» теле- и радиовещании. 1990-е гг. — это время потери достигнуто­го в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом.

^ Социализация личности и телевидение

Считается, что массовая коммуникация — это распространение с по­мощью специальной системы средств информационных сообщений, ориен­тированных на восприятие разными группами людей1). К числу функций,

'' Сегодня специалисты все больше используют термин «массмедиа», или «медиа».

которые телевидение выполняет в обществе, чаще всего относят функции: информирования, пропаганды, просвещения, воспитания, релаксации, а так­же функции интеграции (создания коллективного общественного мнения, координации подсистем общества для реализации общих целей и др.).

В социально-педагогическом плане исследователи выделяют как значи­мые следующие функции СМК2*:

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ори­ентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и дан­ных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятель­ности людей.

Социально-проблемная. СМК приобщают каждого члена общества к важ­нейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается же­лание зрителей, читателей, слушателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с жур­налом в руках позволяет отдохнуть после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реаль­ной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.)

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки телевизора или магнитофона, — явление, давно уже ставшее привычным.

Исследователи также выделяют негативные функции СМК в обществе:

Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, кото­рая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»).

^ Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в сред­ствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и моло­дежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как поло­жительные, так и негативные последствия.

^ Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недоста­точности, которую испытывают дети в современной рационализированной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной дея­тельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации.

' Школьник Л. С. О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 4-7.

60

Детское телевидение. Взгляд социолога

61


^ Наркотизирующий эффект появляется, когда досуг становится «пассив­ным» и «пустым» времяпровождением перед экраном и медиа забирают часть энергии, необходимой для участия в реальной жизни.

И хотя экранные медиа поднимают уровень информированности лич­ности, но одновременно мозаичностъ информации, идущей по каналам МК, приводит к хаотичности, фрагментарности знаний у зрителей, слушателей, читателей.

Специалисты также говорят об эффекте «раздвоения сознания», который может проявиться в результате искаженного изображения СМК действитель­ности.

Ниже мы рассмотрим вопросы о том, какие функции и каким образом выполняет сегодня телевидение для детско-юношеской аудитории.

«Телевоспитатели» как агенты социализации

Могут ли средства массовой коммуникации быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились иде­альными образами — объектами для подражания. Сегодня эту роль все чаще выполняют герои кино и телеэкрана. Сопоставимо ли влияние этих «вто­ричных агентов социализации» в сравнении с «первичными» — родителями и учителями. Для того чтобы оценить его, социологи и психологи используют термин «социализация».

Под социализацией обычно понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, не­обходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Соци­ализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную при­роду и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие — на отдельных стадиях жизни.

Социализация — процесс взаимодействия личности с социальной сре­дой, и она может протекать стихийно и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, юноши и девушки, который осуществляют родители, педагоги, воспитали и другие субъекты. Ребенок же в данном случае — это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать, и как, с помощью каких методов он это сделает.

Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Многие социальные психологи выделяют две стадии социализации: первичную, ха­рактерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является

конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила ста­новятся как бы частью самого индивида, его «Я».

^ Ранняя социализация — решающий период в жизни индивида, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни. Сегодня дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из телевизионных передач, фильмов, журналов, книг и других средств массо­вой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих ме­диа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения на процесс социализа­ции почти так же велико, как влияние родителей. Сегодня роль этих «агентов социализации» продолжает возрастать.

Психологи говорят о нескольких психологических механизмах, которые помогают объяснить сущность данного процесса. Так, имитация — осознан­ное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Дети склонны копировать поведение своих родителей, а также других взрослых (в том числе и тех, кто их наказывает). Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собствен­ных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других взрослых, с которыми они связаны. Важным аспектом социализации яв­ляется освоение сексуальных ролей. Во многих культурах девочки должны быть воспитанными и послушными, а мальчики — стремиться к самосто­ятельности и успеху. Социализация не всегда может идти позитивно: могут усваиваться и те культурные образцы, которые отвергаются обществом, а это ведет к асоциальному поведению — девиации и девиантному, т. е. отклоня­ющемуся поведению (в том числе и преступности). Главной особенностью в восприятии детей и подростков является отсутствие критичности, в связи с чем деструктивные и разрушительные модели поведения, представленные привлекательным героем, могут восприниматься как позитивные и вызывать стремление к подражанию.

Аномия — термин, которым пользуются социологи, — обозначает раз­личные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие как: ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм), низ­кая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения — неустойчивость, рас­плывчатость и противоречивость нормативных предписаний.

С нашей точки зрения, начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в общественном сознании. В эту ситуацию аномии огромный и негативный вклад вносят средства массовой информа­ции, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой — гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные «ценности»: стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели


62

Детское телевидение, взгляд социолога

63


агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отверга­ются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.

Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взгля­дами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать с помощью взрослых и телевидения собственную картину мира.

^ Телевидение в досуге детей и подростков: динамика телесмотрения в 1991-2003 гг.

Воздействие телевидения на личность многогранно и противоречиво, что особенно ярко проявляется во влиянии телевидения на детскую и подростко­вую аудиторию. Так, в советский период в исследованиях 1980-1985 гг. был отмечен сдвиг в сторону возрастания роли телевидения у старших школьни­ков, за телепросмотром в структуре досуга следовали прогулки с друзьями, занятия спортом. В 1980-1990 гг. телевидение играло в жизни детей довольно значительную роль. Прежде всего, именно оно задавало те социально одоб­ряемые образцы, которые были восприняты многими детьми и подростками. Однако в этот период телевидение было в отношении детей намного гуманнее, чем в конце 1990-х гг. и в начале нового века. На рубеже веков оно вносит в развитие детей значительный, но, к сожалению, далеко не лучший вклад.

О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. Так, по дан­ным всероссийского исследования «Российские подростки в информацион­ном мире» (1997-1998 гг.) в структуре досуга телесмотрение находится у них на первом месте (76,7 %), тогда как чтение — на четвертом (49,1 %)3*.

Для того чтобы представить, как жили и проводили свободное время московские подростки 13-16 лет в конце 1990-х гг., воспользуемся данными социологического исследования «Современный подросток: проблемы жиз­недеятельности», проведенного Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания4*.

Отличительной чертой, характеризующей свободное время современного подростка, было отсутствие организации его досуга. Различными формами внешкольной деятельности было занято менее трети школьников, в основном, младшие подростки. Свободное время в выходные дни в 1998 г. московский подросток проводил в таких занятиях как: просмотр телепередач — 55,5 %, слу­шание музыки — 51,7 %, игра на компьютере — 28,3 %, разговоры с друзьями по телефону — 27,9 %, просмотр видеокассет — 26,4 %, а также чтение — 24 %.

Во второй половине 1990-х гг. ведущей формой проведения свободно­го времени городского подростка стало телевидение, хотя постепенно росло

' ^ Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Творческое объединение Юнпресс, 1998. С. 8.

' Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследо­вания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 80 с.

и увлечение видео. В будни каждый третий опрошенный смотрел ТВ в те­чение 1-2 часов, каждый пятый — 2-3 часа, каждый седьмой проводил у телевизора 3-4 часа; в выходные дни это время возрастало. Как девочки, так и мальчики предпочитали смотреть зарубежные художественные филь­мы, затем — развлекательные шоу и музыкальные передачи. Однако в более старшем возрасте — у 16-летних юношей и девушек — повышался интерес к отечественным художественным фильмам, а у мальчиков — к информаци­онным и научно-популярным телепередачам.

В начале нового века (согласно данным опроса КОМКОН5*) оказалось, что телевизор держит первенство в досуге нового поколения. Малыши-до­школьники проводят у экрана около 2 часов ежедневно, а лидерами просмотра телевизионных передач были подростки в возрасте от 13 до 15 лет, которые смотрели его более трех с половиной часов в день. Выяснилось, что дети смотрят на телевидении не только мультфильмы и передачи. Они являются наиболее активными реципиентами рекламного сообщения: как показали ис­следования зрительского поведения, в среднем каждый второй дошкольник смотрит рекламу. (Среди 13-15-летних подростков таких чуть более 20 %.)

Приведем также другие данные6*. Дети и подростки 4-18 лет все же смотрят телевизор немного меньше, чем взрослые (на 25 % меньше сред­нестатистического жителя России). В последние несколько лет, с ростом возможностей, дети и подростки все больше смотрят не центральные, а «ма­лые» — сетевые каналы. Дети 4-12 лет смотрят телевизор больше днем, меньше — вечером, и мало — после 23:00. Они предпочитают смотреть ка­налы: СТС, REN TV, днем также — MTV. Это связано с тем, что в дневное время на этих каналах показывают мультфильмы, детские сериалы, програм­мы для детей и юношества. Интенсивно смотрят дети и подростки и рекламу, особенно «телемагазины». Подростки предпочитают каналы с музыкальными и спортивными передачами.

Удовлетворение музыкально-развлекательных и информационных по­требностей детей не ограничивается телевидением. Используются и другие электронные СМИ и продукция мультимедиа. Согласно данным КОМКОН, примерно треть дошкольников регулярно слушают радио, к 13-15 годам доля радиослушателей увеличивается до 80 %.

Радио очень популярно у тинейджеров и служит для 12-19-летних пре­имущественно средством отдыха и развлечения (музыкальные передачи и раз­личные группы на каналах «Ультра», «Динамит FM», «Европа Плюс», «Наше радио», «Русское радио», «Love Радио» и др.7*).

Согласно данным исследований П. Зал веского, более половины школь­ников (57 %) также смотрят видео. Как правило, это комедии, боевики, фантастика. В кино дети и подростки ходят заметно чаще взрослых. Если

5' Опрос проводился КОМКОН в 2003 г.; было опрошено 1 900 детей по всероссийской выборке и 700 детей в Москве. См.: Залесский П. Телевизор — лучший друг // Известия. 2003. 2 июня. С. 14; www.izvestia.ru/media/article34471.

' Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка // http.izvestia.ru/media/article34473.

' Исследования аудитории радиостанций Москвы // www.radioportal.ra/educat42.shtmll.

64


Детское телевидение. Взгляд социолога

65


среди младшего поколения доля посещающих кинотеатры не реже одного раза в месяц составляет 16 % (в Москве даже 25 %), то среди взрослых — только 6 %. В последние годы тинейджеры активно осваивают Интернет. Оттуда школьники скачивают рефераты, компьютерные игры и музыку (соответ­ственно 45,39 и 36 % пользователей Интернета в этом возрасте). Согласно последним данным исследователей, компьютер и компьютерные игры не­сколько «вытесняют» из досуга детей и подростков телевидение.

^ Роль телевидения и других медиа в формировании картины мира81

Телевизионные передачи служат важным источником информации, рас­ширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Обратимся к данным социологического исследования «Телевидение гла­зами телезрителей-2000». Телевидение было и продолжает оставаться для насе­ления основным каналом информации. Телевизионное пространство страны уже достаточно насыщенно: жители городов в среднем могут принимать 6,6 те­леканалов (включая дециметровые, кабельные и спутниковые) и фактически могут смотреть обычно около 5 каналов. Максимальные возможности приема имеют москвичи, минимальные — жители сел, а также малых и средних городов. Разные возрастные группы ориентированы на разные каналы: пожи­лые — на ОРТ и РТР, а молодежь ориентирована на каналы СТС, ТВ-6, ТНТ Растет количество «малых каналов», они специализируются, что приводит к растущей сегментации и индивидуализации телевизионного потребления.

Отечественное телевидение стало частью мирового телевизионного рын­ка, а зрители частью мировой телевизионной аудитории. Исследование под­твердило тот факт, что телевидение играет гипертрофированно важную роль и лидирует в ежедневном потреблении информации с большим отрывом от других СМИ.

Дело не только в том, что оно предоставляет к ней бесплатный доступ по сравнению с дорожающей печатной продукцией, но и в другом. С точки зрения И. А. Полуэхтовой, оно создает свой собственный «иллюзорный мир», который дублирует слаборазвитые формы организации социальной жизни или компенсирует отсутствующие. Для многих взрослых граждан телевидение за­мещает многие несостоявшиеся формы гражданской активности, социальной солидарности, потребительского или досугового поведения — и замещает их чисто визуальными, виртуальными мирами чужой жизни. Разыгрывая различ­ные ситуации и сюжетные коллизии, оно воспроизводит круг представлений и ценностей, значимых сегодня для всего сообщества, т. е. выступает в роли традиционных институтов социализации и социальной интеграции (семьи,

8' На основе материалов И. А. Полуэхтовой, полученных в ходе исследования «Телевидение глазами телезрителей-2000». Исследование было проведено ВЦИОМ и Медиа Сервис «Видео Интернэшнл» при участии И. А. Полуэхтовой осенью 2000 г.; участвовало 2 тыс. человек старше 15 лет (общероссийский опрос, репрезентирующий все городское население России).

церкви, образования, ритуалов, мифов), во многом выполняя их функции и обеспечивая социальное единство, общность и сопричастность.

По данным исследования, телевидение является не только главным источником оперативной повседневной информации о текущих событиях, но и, по сути, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще, опережая в этом такие традиционные институты социализации, трансляции знаний и культурных ценностей, как семья и система образования. У больших социальных групп сегодня телевидение формирует опреде­ленную картину мира. Об этом свидетельствуют ответы россиян на вопросы: «Откуда люди получают основное представление о мире? А во вторую очередь? А в третью?»: телевидение — 72 %, родители/семья — 48 %, общение с людь­ми — 46%, учебные заведения — 37 %, печатные СМИ (газеты, журналы) — 29 %, радио — 23 %, книги — 22 %, собственный опыт — 19 %, Интернет — 2 %. Групповые предпочтения и оценки телевидения населением противо­речивы и противоположны: части аудитории не нравится то, что нравится другим зрителям. (С точки зрения исследователя эти противоречия характе­ризуют существующий в обществе ценностный раскол, противостояние групп с различными материальными и культурными ресурсами, запросами, инте­ресами и пр.) Реклама оценивается как самое большое зло на современном телевидении (91 %). Негативно оценивается также преобладание американ­ских боевиков с характерными для них сценами насилия — это вызывает неприятие у каждого второго зрителя (51 %). Другие негативные оценки: при­митивность многих передач, безвкусица, пошлость в языке, манерах ведущих (27 %). Мало старых хороших фильмов (23 %), слишком много политики, интриг и скандалов (21 %), мало передач о традициях русского народа, нашей культуре (18 %) и др.

Эти данные подтверждаются и результатами других исследований. Мно­гие передачи и фильмы, представленные на телевидении, вызывают законное недовольство людей, поскольку у современного российского телевидения слишком много отрицательных черт. Для того чтобы выявить степень напря­жения между обществом и телевидением, неформальная группа «Медиалабо-ратория» (под руководством А. В. Шарикова) решила провести комплексное социологическое исследование. Был составлен список из 12 наиболее часто упоминаемых претензий к телевидению 9\ Респондентов опрашивали отно­сительно их согласия либо несогласия относительно того или иного «зла» на телевидении.

Как выяснилось, большие социальные группы населения недовольны многими аспектами сегодняшнего телевещания. Отметим здесь лишь те, ко­торые в той или иной мере относятся к вопросу о влиянии телевидения на подрастающее поколение. На первом месте — избыток рекламы (с чем

9' См. например: Шариков Л. В. Что вызывает недовольство общества в деятельности теле­видения? // Журналистика-2004. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов научно-прак­тической конференции. Ч. II. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. С. 64-67; Он же. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. 2005. № 1. С 100-105.

66

Детское телевидение, взгляд социолога 67


согласны 81,2% и не согласны 1,6% респондентов). Второй абсолютный раздражитель — агрессия, физическое и/или моральное насилие на экране (согласны — 68,9 %, не согласны — 9,2 %, преимущественно, молодые мужчи­ны). Третье место по степени раздражимости принадлежит позиции «избыток иностранной продукции», за что выступает 43,7 % (с чем не согласны 12,3 %, преимущественно, молодежь). Сильным раздражителем выглядит также избы­точный катастрофизм в новостных выпусках (согласны 41,1 % респондентов, против 15,3%). Об избытке эротики на телеэкране говорит 38,4% респон­дентов (которым оппонируют 15,6 % опрошенных). Около трети участников опроса согласны с тем, что телевидение задает образцы дурного поведения (за — 34,5 %, против 11,1 %), грешит некорректной политической пропаган­дой (за — 31,4%, против 13%). Чуть более четверти опрошенных (26,3%) отмечают еще один сильный раздражитель — исковерканный русский язык, звучащий с телеэкрана (против — 24,2 %).

Практически все эти негативные аспекты продукции современного теле­видения в той или иной мере оказывают негативное влияние на социализацию подрастающего поколения.

^ Дети и электронные СМИ: особенности освоения и восприятия

Главный аспект проблемы воздействия электронных СМИ (особенно те­левидения и радио) на детей заключается в том, что дети обладают определен­ной спецификой в качестве зрителей и слушателей: они слушают и смотрят все. В отличие от большинства взрослых радиослушателей и телезрителей, вкусы и взгляды их еще не сформированы, у них не развиты критерии оценки. Эту специфику детской аудитории неоднократно отмечали разные исследователи. Разумеется, они видят и слышат в соответствии со своим, детским, восприятием и ориентированы на детские передачи, однако никто и ничто, как правило, не мешает ребенку слушать и смотреть любые взрослые радиопередачи и телепрограммы.

В России ряд исследователей в 1980-1990-е гг. изучали различные ас­пекты влияния на детей телевидения. В конце 1997 г. детско-юношеское информационное агентство «Юнпресс» провело всероссийское социологиче­ское исследование школьников 10-17 лет. В 1997 г., так же как и в 1992 г., на досуге у школьников предпочтение отдавалось телевидению. Но за период реформ подростки чаще стали смотреть телевизор, и число этой группы теле­зрителей возросло на 12 %.

Исследователи выявили несколько устойчивых возрастных особенностей в поведении детей и подростков, характеризующих их телесмотрение10). Глав­ная особенность: предпочтения типов передач меняются по мере взросления, и эти изменения происходят в среднем каждые три года. Телезрители-малыши

(до тех лет) должны бы были получать свои передачи развивающего характера, ориентированные именно на этот возраст, однако их почти нет. В связи с этим у малышей роль воспитателя играет реклама. Почти нет и телепередач для дошкольников (от трех до шести лет), младших школьников (6-8 лет). В этом возрасте дети ждут от телевидения такие виды передач, как кукольные формы программ, цирк (прежде всего клоуны и дрессированные животные), а также мультфильмы.

Не слишком удовлетворены и младшие подростки (9-11 лет). В одном из исследований, проведенном в группе по изучению аудитории ВГТРК, был выявлен любопытный факт. Анализируя возрастные изменения отношения ребят к мультфильмам, психологи установили, что если младшие школь­ники больше всего любят мультфильмы, где героями являются животные, а подростки 12 лет и старше предпочитают мультфильмы с персонажами людьми, то в возрасте 9-11 лет самые любимые герои — полулюди-полузвери или фантастические существа. Этот возраст отличается еще и удивительной всеядностью: «проглатываются» почти все передачи подряд, и эти зрители проводят рекордное время у телевизора.

В возрасте около 12 лет происходит кардинальное, резкое изменение телевизионных предпочтений, осознание своей причастности к обществу, прежде всего, к своему поколению.

В пятнадцать-шестнадцать лет наблюдается новый скачок в телевизион­ных ориентациях. В телевизионных предпочтениях данный эффект приводит к повышенному интересу юношей и девушек к тем фильмам и передачам, где есть лидеры, борьба за лидерство.

Исследования телевизионных ориентации детей, проведенные как в Рос­сии (СССР), так и за рубежом, выявили (с определенной долей условности) возрастные группы, отличающиеся предпочтениями тех или иных типов про­грамм. Как уже упоминалось, существенные изменения в телевизионных ори­ентациях происходят примерно каждые три года. Учитывая вышесказанное, медиапедагог А. В. Шариков предложил следующую стратегию построения вещания для детей и юношества. Детско-юношеская аудитория нуждается в том, чтобы для каждой выделенной возрастной группы аудитории создавали хотя бы одну целевую передачу: для младенцев и младших дошкольников (до 3 лет); для старших дошкольников (4-6 лет); для младших школьни­ков (6-9 лет); для младших подростков (9-12 лет); для старших подростков (12-15 лет); для старшеклассников (15-17 лет). При этом передачи долж­ны быть «вписаны» в образ жизни ребенка-подростка, юноши и девушки и идти в период времени, когда их может увидеть эта аудиторияи'. Однако таких передач на телеканалах, которые были бы специально ориентированы на детей и подростков разных возрастных групп, на сегодняшнем телеэкране почти нет.


") Шариков А. В. О возрастных особенностях детско-юношеской телевизионной аудитории: Материалы исследований, подготовленные для заседания экспертной комиссии Комитета по де­лам семьи, женщин и молодежи Государственной Думы. 2004. Январь.


' Шариков А. Съел и порядок // Белая книга детства в России. Дитя человеческое. 1999. № 6 С. 45.

68





оставить комментарий
страница1/3
Дата02.10.2011
Размер0.52 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх