Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)» (первая часть) icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)» (первая часть)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 6...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история зарубежной философии»(озо) федерального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 И 76. 01...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 И 89...
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история для студентов специальностей:...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет

Философии и Культурологии






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)»


(первая часть)

Федерального компонента цикла ОПД

По специальности 030101 (030100) ФИЛОСОФИЯ






составитель к.ф.н. доц. Громов Р.А.

Ростов – на – Дону


2006




Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии РГУ от 11.09.06 (протокол № 2)




Содержание

1. Пояснительная записка 4

2. Учебно-тематический план курса 5

3. Программа курса 6

4. Темы лекций 9

5. Дополнительная литература для самостоятельной работы по

темам лекционного курса 10

6. Тесты для промежуточного самоконтроля по лекционному курсу 13

7. Планы семинарских занятий 19

8. Темы рефератов 39

9. Экзаменационные вопросы 39

10. Вопросы к государственному итоговому экзамену

(комментарий) 41

11. Тематика курсовых и дипломных работ 43

12 Глоссарий 44


Пояснительная записка


Целью курса «История зарубежной философии» (20 век) является ознакомление студентов с ведущими направлениями в западной философии 20-го века – феноменологией, экзистенциализмом, аналитической философией, структурализмом и пост-структурализмом, критической теорией, а также обучение навыкам практической работы с представленными в этих течениях текстами и понятийным аппаратом. Курс состоит из двух частей. Окончательной формой контроля является экзамен по обеим частям курса «История зарубежной философии». В качестве промежуточных форм контроля предусмотрено тестирование по лекционному курсу и письменные контрольные работы по темам семинаров.

Задачи курса: По окончанию курса студент должен различать основные направления в указанных философских течениях, знать их генезис, понимать базисные понятия, уметь самостоятельно интерпретировать ключевые тексты этих течений, вынесенные для семинарской работы.



^ Место курса в учебном процессе: Курс предназначен для студентов четвертого курса отделения философии и завершает ряд общих курсов по истории западной философии кафедры истории философии. Курс разделен на две части и рассчитан на два семестра. Общее количество аудиторной работы составляет 72 часа в зимнем семестре и 64 часа в летнем. В первой части курса предусмотрено 36 часов лекционной и 36 часов семинарской аудиторной работы.


ׁУчебно-тематический план первой части курса






^ Тема занятия


Лекции


Семинары


СРС

1

Немецкая философия на рубеже

19-20 веков. Истоки феноменологи-

ческого движения

2

2




2

Теория познания Э. Гуссерля


4

4



3

Идея феноменологии как эйдетической дисциплины Э. Гуссерля

4







4

Раннее феноменологическое движение. Феноменологическая этика М. Шелера




4




5

Трансцендентальный идеализм

Э. Гуссерля. Феноменологическая постано-

вка проблемы интерсубъективности

2







6

Феноменология и онтология в книге М. Хайдеггера «Бытие и время»

8







7

Экзистенциальная философия в Германии

(К. Ясперс, Ф.-О. Больнов)




4




8

Проблема бытия и истины в философии

М. Хайдеггера



4



9

Герменевтика Х. Г. Гадамера

4

4




10

Герменевтика П. Рикёра




4



11

Французская философия между мировыми войнами (неогегельянство А. Кожева, экзистенциальная философия Г. Марселя, философия Ж. Ьатая )

2

4




12

Экзистенциальная философия Ж. П. Сартра

6





13

Феноменология М. Мерло-Понти

4







14

Экзистенциальная философия А. Камю




2



15

Аналитическая философия этики

(Дж. Эд. Мур, А. Айер)




4




Итого

36

36





.


Программа курса

Первая часть


Тема 1. Истоки феноменологического движения (4 часа)


Кризис немецкого идеализма и критика спекулятивной философии в немецкой философии второй половины 19-го века. Идея научной философии Франца Брентано (концепция четырех фаз развития философии). Концепции дескриптивной психологии последней трети 19-го века (Брентано, Дильтей, Т. Липпс). Дискуссия по проблеме психологического обоснования логики и теории познания во второй половине 19-го века.

^ Тема 2. Теория познания Э. Гуссерля (8 часов)


Гуссерлевская теория абстракции и понятие «идеации». Различие реального и идеального, фактов и идей. Научная систематика Гуссерля, классификация наук на эмпирические и априорные. Критика психологизма и эмпиризма в «Логических исследованиях». Феноменологическое понятие априори и концепция априорного познания. Обоснование феноменологии как строгой науки в работе «Философия как строгая наука».


^ Тема 3. Идея феноменологии как эйдетической дисциплины Э. Гуссерля (4 часа)


Задачи и структура теории познания в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля (теория предметов, теория значения, феноменология). Различие между актом сознания, значением и предметом. Критика «идеализма» и психологической теории значения. Идея феноменологии как «эйдетической дисциплины» о сознании. Учение об очевидности.


^ Тема 4. Раннее феноменологическое движение, феноменологическая этика М. Шелера (4 часа)


Главные идеологи раннего феноменологического движения М. Шелер и А. Райнах. Обоснование феноменологии как особого метода познания. Формализм в этике и его критика Шелером, различие формальной и материальной этики. Феноменологическое понятие априори и шелеровская теория ценностей.


^ Тема 5. Трансцендентальный идеализм Э. Гуссерля. Феноменологическая постановка проблемы интерсубъективности (2 часа)


Критика скептицизма и идея трансцендентального обоснования науки. Понятие естественной и феноменологической установок. Феноменологическая редукция и эпохе. Трансцендентальный идеализм и постановка проблемы интерсубъективности в «Картезианских медитациях» Э. Гуссерля.


^ Тема 6. Феноменология и онтология в книге М. Хайдеггера «Бытие и время» (8 часов)


Хайдеггеровская критика феноменологии Гуссерля и его собственное определение предмета и задач феноменологического исследования в книге «Бытие и время». Различие «бытия» и «сущего», феноменология как онтология и учение о бытии. Понятие «Dasein» и задачи «экзистенциальной аналитики». Основные модусы бытия Dasein (бытие-в-мире, со-бытие). Проблематика мира (сущее как «подручное» и «наличное»). Различие «собственного» и «несобственного» бытия, феномен повседневности и «бытие к смерти».


^ Тема 7. Экзистенциальная философия в Германии (К. Ясперс, Ф.-О. Больнов) (4 часа)


Характеристика современной духовной ситуации К. Ясперсом в работе «Духовная ситуация времени». Понятие массового существования. Основные характеристики кризиса в сфере образования, науки и искусства. Понятие экзистенциальной философии, ее отношение к религии, науке и философской традиции. Научный и философский пути познания человека. Становление и основные характеристики экзистенциальной философии согласно О. Ф. Больнову. Проблема смерти в экзистенциализме. Границы экзистенциальной философии.


^ Тема 8. Проблема бытия и истины в философии позднего М. Хайдеггера (4 часа)


Постановка проблемы истины в книге Хайдеггера «Бытие и время». Различие традиционной и «экзистенциально-отнологической» постановок проблемы истины по Хайдеггеру (истина и правильность, истина как «непотаенность»). Эволюция хайдеггеровской концепции истины и «поворот» в философии Хайдеггера. Феномен современной науки и критика новоевропейского субъективизма поздним Хайдеггером.


^ Тема 9. Герменевтика Х. Г. Гадамера (8 часов)


Основные течения в традиционной герменевтике (библейская герменевтика, просветительская герменевтика, романтическая герменевтика). Понимание как модус бытия человека и концепция экзистенциальной герменевтики Хайдеггера. Проблема герменевтического круга. Проблема понимания и традиции в книге Гадамера «Истина и метод». Критика романтической герменевтики. Понятие «пред-суждения» и структура герменевтического опыта. Герменевтическая постановка проблемы понимания и истины в искусстве.


^ Тема 10. Герменевтика П. Рикёра (4 часа)


Критика хайдеггеровского обоснования герменевтики Полем Рикёром. Обоснование герменевтики на пути синтеза психоанализа и семиологии. Психоанализ и постановка проблемы сознания в герменевтике П. Рикёра.


^ Тема 11. Французская философия между мировыми войнами (6 часа)


Распространение феноменологических идей во Франции в 20-30-ые годы. Французское неогегельянство (Ж. Валь, А. Кожев). Антропологическая интерпретация философии Гегеля А. Кожевым. Становление экзистенциальной философии во Франции (Г. Марсель). Проблема телесности и Другого в философии Марселя. Философский нигилизм Ж. Батая и опыт трансгрессии.


^ Тема 12. Феноменологическая онтология Ж. П. Сартра (6 часов)


Периодизация творчества Сартра, этап «феноменологической психологии» и «феноменоменологической онтологии» (книга «Бытие и Ничто»). Критика идеализма и реализма, различие бытия-в-себе и бытия-для-себя. Идея интенциональности и сартровская концепция сознания, понятие Ничто. Учение о свободе. Сартровская постановка проблемы интерсубъективности и телесности.


^ Тема 13. Феноменология М. Мерло-Понти (4 часа)


Феноменология и наука в филососфии Мерло-Понти. Проблема «жизненного мира» и кризиса европейских наук у позднего Гуссерля и в философии Мерло-Понти. Понятие феноменологии у Мерло-Понти, критика натурализма и трансцендентализма. Проблема телесности, феноменология чувственного восприятия, постановка проблемы интерсубъективности и критика сартровского учения об интерсубъективности.


^ Тема 14. Экзистенциальная философия А. Камю (2 часа)


Понятие абсурда в философии А. Камю. Типы абсурдного существования. Отношение Камю к французскому экзистенциализму.


^ Тема 15. Аналитическая философия этики (Дж. Эд. Мур, А. Айер) (4 часа)


Дж. Эдв. Мур как основоположник аналитической философии этики. Обоснование этики как теоретической дисциплины, предмет и метод этического исследования по Муру. Специфика этических суждений и этических понятий. Понятие «натуралистической ошибки». Отношение этики к наукам и метафизике. Критика этики Мура А. Айером. Специфика этических суждений по Айеру. Эмотивизм.


Темы лекций

первой части курса


1. Немецкая философия на рубеже 19-20 веков. Идея научной философии Ф. Брентано.

2. Теория абстракции и понятие идеации в философии Эдмунда Гуссерля.

3. Науки о сущности и науки о фактах в теории познания Э. Гуссерля. Феноменологическое понятие сущности и априори.

4. Концепция «Наукоучения» в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля.

5. Идея феноменологии как эйдетической дисциплины. Учение Э. Гуссерля об очевидности.

6. Трансцендентальный идеализм Э. Гуссерля. Проблема интерсубъективности в феноменологии Гуссерля.

7. Хайдеггеровская критика феноменологии Гуссерля. Понятие феноменологии в книге «Бытие и время».

8. Различие бытия и сущего в «Бытии и времени» М. Хайдеггера. Понятие Dasein.

9. Основные модусы бытия Dasein в феноменологии М. Хайдеггера.

10. Повседневность и «бытие-к-смерти» в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера.

11. Исторические формы герменевтики. Хайдеггеровская концепция герменевтики.

12. Концепция герменевтики Х. Г. Гадамера.

13.Французская философия между мировыми войнами (неогегельянство, экзистенциальная философия Г. Марселя).

14. Критика идеализма и реализма в книге Ж.. П. Сартра «Бытие и Ничто». Идея феноменологической онтологии.

15. «Бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» в отнологии Ж.. П. Сартра. Сартровское учение о свободе.

16. Проблема тела и интерсубъективности в философии Ж.. П. Сартра.

17. Проблема «жизненного мира» в феноменологии позднего Гуссерля и Мерло-Понти.

18.Феноменология восприятия М. Мерло-Понти. Критика экзистенциализма Сартра.


^ Дополнительная литература по темам лекционного курса

В ходе самостоятельной работы можно ориентироваться на указанные в списке страницы и параграфы рекомендуемой литературы


Молчанов В. И. Две лекции о Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры.-2002.-№ 32.-С. 46-67.

Громов Р. А. Сознание и его части. Мереологическая модель исследования в психологии Ф. Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры.-2002.- № 32.-С.68-94.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1.-М., Дом интеллектуальной книги, 1999, § 1-26, 63-75, 141-150.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Э. Гуссерль Философия как строгая наука.-Новочеркасск, САГУНА, 1994, с. 129-140, 158-174 или в Э. Гуссерль Избранные работы.-М., Дом интеллектуальной книги, 2005, с.187-207, 221-240.

Гуссерль Э. Картезианские размышления.-СПб., Наука, 1998. или в Э. Гуссерль Избранные работы.-М.: Дом интеллектуальной книги, 2005, Введение, Размышление 1 и 5.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Э. Гуссерль Избранные работы. -М., Дом интеллектуальной книги, 2005, 445-459.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества // Э. Гуссерль Философия как строгая наука.-Новочеркасск, САГУНА, 1994, с. 101-126 или в журнале Вопросы философии.-1986.-№ 3.-С.101-116.

Куренной В. Феноменология Эдмунда Гуссерля // Э. Гуссерль Избранные работы. -М., Дом интеллектуальной книги, 2005, 7-22.

Шпет Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. -М., 1996.

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., Логос, 2002.

Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Лекции 1967 года в Осло.-М., Дом интеллектуальной книги, 1999.

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. -Томск, Водолей, 1991.

Кубанова О. Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Гуссерля // Историко-философский ежегодник. -М., 1991.

Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. -№ 11. -С. 65-83.

Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. -№ 11-12. -С.156-181.

Райнах А. «О феноменологии» // А. Райнах Собрание сочинения. -М., Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 327-350.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. -М., Гнозис, 1994. С. 195-258.

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск, Водолей, 1998.

Хайдеггер М. Бытие и время. -М.: Ad Marginen, 1997, § 1-18, 25-42.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. -М.: Гнозис, 1993. С. 47-116.

Хайдеггер М. Наука и осмысление // Время и бытие. -М., Республика, 1993. С. 238-253.

Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос. Философско-литературный журнал. -1994. -№ 6.

Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. -Челябинск, Урал LTD, 1998.

Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. -№ 10. -С.113-135.

Гадамер Г. Г. Введение к истоку художественного творения // М. Хайдеггер Феноменология. Герменевтика. Философия языка. -М., 1993, С. 117-132.

Куренной В. «Сами вещи» Мартина Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике.-Минск, Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 6-43.

Гронден Ж. Герменевтика фактичности как онтологическая деструкция и критика идеологии. К актуальности герменевтики Хайдеггера. // Исследования по феноменологии и философской герменевтике.-Минск, Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 45-54.

Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. -№ 10. -С.43-88.

Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. Философско-литературный журнал.-1999.-№ 11.-С.3-10.

Кузнецов В. Н. Французское неогегельянство. -М., 1982.

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. -М., Логос, Прогресс-Традиция, 2003.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. -М., Наука, 2003.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. –М., 1999.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры ХХ века. -М., 1991. С. 352-361.

Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. -СПб., Наука, 2001. С. 52-72, 295-309.

Сартр Ж.-П. Воображение // Логос. Философско-литературный журнал. -1992. -№ 3. -С. 98-116.

Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. -Рига, Зинанте, 1988.

Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии. -М., Республика, 2000. С. 19-136, 245-376, 425-497.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. -СПб., Наука-Ювента, 1999. С. 25-313, 407-427, 442-466, 548-575.

Мерло-Понти М. В защиту философии. -М., 1996.


Тесты для промежуточного самоконтроля по лекционной части курса


Приведенные тесты следует рассматривать как средство самоконтроля, а также ориентир при подготовке к экзамену по лекционной части курса. В тестовых вопросах зафиксированы ключевые моменты, которые должны быть отмечены и усвоены в ходе лекционной работы.

Следует зачеркнуть правильный ответ. Возможны вариант с нескольким правильными ответами, а также только с ложными ответами. В последнем случае следует зачеркнуть графу «другое» и дать правильный ответ.


1. Сколько фаз в развитии философии в каждую историческую эпоху выделял Ф. Брентано

а) 2 фазы б) 3 фазы с) 4 фазы д) другое

^ 2. Философия немецкого идеализма оценивалась Ф. Брентано как

а) фаза наивысшего упадка новоевропейской философии

б) образец научной философии

с) переходный этап в развитии новоевропейской философии

д) другое

^ 3.Согласно Брентано методом философии должны быть

а) методы естественных наук

б) иррациональные интуитивные методы

с) диалектика

д) другое

^ 4. Брентано различает дескриптивную и генетическую психологию

а) по цели познания

б) по предмету

с) по методу

д) другое

5. В теории абстракции Гуссерль

а) разделяет позицию номинализма

б) критикует позицию номинализма

с) критикует сенсуализм

д) другое

^ 6. В теории познания Гуссерль

а) отрицает возможность априорного познания

б) обосновывает возможность априорного познания

с) считает различие априорных и эмпирических истин ложным

д) другое

^ 7. Согласно Гуссерлю источником образования общих понятий является

а) чувственное восприятие единичных явлений и индукция

б) интеллектуальная интуиция универсальных сущностей

с) внутреннее восприятие психических феноменов

д) другое

^ 8. Гуссерль выступал за

а) эмпирическое обоснование логики и математики

б) за психологическое обоснование логики и математики

с) за независимость логики и математики от эмпирических наук

д) другое

9. Гуссерль

а) не использовал понятие априори

б) заимствовал понятие априори у Канта

с) развивал оригинальное понятие априори

д) другое

^ 10. Объектом исследования гуссерлевской теории познания были

а) социальные и исторические предпосылки развития науки

б) антропологические предпосылки развития науки

с) универсальные и вневременные предпосылки науки

е) другое

^ 11. Гуссерль обосновывал феноменологию как

а) априорную науку

б) индуктивную эмпирическую науку

с) формальное аналитическое исследование

д) другое

^ 12. Методом феноменологического исследования у Гуссерля является

а) вчувствование

б) интеллектуальное усмотрение

с) индуктивное обобщение

д) дедукция

е) другое

^ 13. Гуссерль признавал проблему интерсубъективности

а) псевдо-проблемой

б) существенной проблемой феноменологии

с) проблемой, которую должна решать психология

д) другое

^ 14. Гуссерль выступал за

а) естественнонаучное обоснование теории познания

б) психологическое обоснование теории познания

с) независимость теории познания от эмпирических наук

д) другое

^ 15. Книга «Логические исследования» были опубликованы в

а) 1874

б) 1900-01

с) 1913

д) 1927

е) другое

16. Книга первая «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» была опубликована в

а) 1874

б) 1900-01

с) 1913

д) 1927

е) другое

^ 17. Книга «Бытие и время» была опубликована в

а) 1874

б) 1900-01

с) 1913

д) 1927

е) другое

18. Исходным в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера является различие

а) единичного факта и универсальной идеи

б) бытия и сущего

с) сущности и существования

д) другое

^ 19. Предметом феноменологического исследования, согласно Хайдеггеру, является

а) трансцендентальное сознание

б) сущность природы

с) бытие

д) другое

20. Хайдеггер

а) разделял гуссерлевское учение о методе

б) разделял гуссерлевскую концепцию феноменологической редукции

с) заимствовал у Гуссерля понятие сущностного усмотрения

д) другое

^ 21. Понятие Dasein обозначает у Хайдеггера

а) природные вещи

б) человека

с) существо, способное понимать бытие

д) бога

е) другое

^ 22. Назовите несколько главных модусов бытия Dasein согласно Хайдеггеру

а) б) с)

23. Подчеркните философов, принадлежавших к направлению французского неогегельянства

а) Валь б) Лакан с) Сартр д) Кожев е) Ипполит ж) Марсель з) Мерло-Понти

^ 24. Под герменевтикой Гадамер понимает

а) метод интерпретации текстов

б) специальную научную дисциплину

д) универсальное учением о понимании

е) другое

^ 25. В книге «Бытие и ничто» Сартр критикует

а) идеализм

б) реализм

д) скептицизм

е) психологизм

ж) другое

26. Понятие бытие-в-себе обозначает у Сартра

а) природу

б) социальный мир

д) феномены сознания

е) вещи в себе

ж) другое

^ 27. Понятие бытие-для-себя обозначает у Сартра

а) социальный мир

б) абсолютный дух

д) сознание

е) другое

28. Фундаментальным модусом бытия-для-себя у Сартра является

а) негативность

б) бытие-к-смерти

д) свобода

е) познание

ж) другое

^ 29. Понятие «жизненный мир» обозначает у Мерло-Понти

а) объекты научного познания

б) социальные институты

д) данные чувственного восприятия

е) другое

^ 30. Книга «Бытие и ничто» была опубликована в

а) 1939

б) 1941

д) 1945

е) другое

31. Мерло-Понти

а) принимает учение о свободе Сартра

б) критикует учение о свободе Сарта

д) считает проблему свободы не теоретической, а практической

е) другое


Планы семинарских занятий

^

Тема: Истоки феноменологии. Концепция сознания Франца Брентано (2 часа)

Вопросы:


1. Обоснование психологии в качестве эмпирической науки. Проблема разграничения предмета естествознания и психологии.

2. Различие физических и психических феноменов. Отличительные признаки психических феноменов.

3. Классификация психических феноменов.


Литература1

Источники:

Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Брентано Ф. Избранные работы. - М., 1996. Предисловие; Книга 1 Глава 1 § 1, 2; Книга 2 Глава 1 § 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9; Книга 2 Глава 2 § 1; С.11-26, 32-38, 41-44, 45-46

Брентано Ф. О происхождении нравственного познания // Ф. Брентано О происхождении нравственного познания . - М., 2000. § 18-22; С.48-52


Критическая литература:

Молчанов В. И. Две лекции о Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры.- 2002. -№ 32. -С.46-67.

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., Логос, 2002. Т. 1, Часть 1. Глава 1 Франц Брентано (1838-1917): Предтеча феноменологического движения.

Хайдеггер М., Пролегомены к истории понятия времени. -Томск, Водолей, 1998. (Г.1. § 4. Франц Брентано).

Громов Р. А. Сознание и его части. Мереологическая модель исследования в психологии Ф. Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры. - 2002. -№ 32. -С.68-94.


Дополнительная литература:

Брентано Ф. О понятии истины // Ф. Брентано Избранные работы. -М., 1996. -С. 95-114.

Брентано Ф.

Мюнх Д. Intentionale Inexistenz у Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры.- 2002.-№ 32.-С. 94-131.

Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и Брентано // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры.-2002. -№ 2. -С. 33-39.

Прист С. Теории сознания. -М., Идея Пресс – Дом интеллектуальной книги, 2000. (Гл.7).

Ланц Г. Интенциональные предметы // Логос. Философско-литературный журнал. -1997. -№ 9.

Анашвили В. Штрихи к портрету Франца Брентано // Брентано Ф. Избранные работы. -М., Логос, 1996.

Разеев Д.Н., Черненко С.В. Предисловие к переводу // Брентано Ф. О происхождении нравственного сознания. -СПб., Алетейя, 2000.

Шкуратов И.Н. Феноменологический подход в психологии:  история и перспективы (по работам Э. Гуссерля) (http://lebenswelt.narod.ru/index1.htm).

Очерки феноменологической философии. -СПб., 1997. (Очерк 1).


Тема: Философия как «Наукоучение» в «Логических исследованиях» Эдмунда Гуссерля. Критика психологизма (4 часа)

Вопросы:


  1. Идея «Наукоучения», его предмет и задачи.

  2. Полемика между психологистами и анти-психологистами. Ее гуссерлевская оценка.

  3. Эмпирические следствия психологизма и их критика Гуссерлем.

  4. Гуссерлевское определение скептицизма. Психологизм как релятивизм и антропологизм.

  5. Предрассудки психологизма и эмпиризма. Различие идеального и реального.


Литература

Источники:

Гуссерль Э. "Логические исследования". Т.1, Предисловие, Введение § 1-3, Гл.1 § 4-6, 11-12; Гл.3 §17-20, Гл.4 § 21-23, Гл.7 § 32-38, Гл. 8 § 41-42, 44-45, 48 // Э. Гуссерль Логические исследования. -Спб., 1909, Т.1 или Э. Гуссерль Философия как строгая наука. -Новочеркасск, САГУНА, 1994.


Критическая литература

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск, 1998. (Г.1.§ 4.Эдмунд Гуссерль. Гл II).

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. -Томск, 1991.-С.14-17.

Шпет Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. -М., 1996.

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., Логос, 2002. Т. 1, Часть 2, Глава 3 Чистая феноменология Эдмунда Гуссерля, разделы А, Б, С.


Дополнительная литература

Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3. (1). Логические исследования. Т. II (1). -М., 2001.

Молчанов В. И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3. (1). Логические исследования. Т. II (1). -М., 2001.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. -Новочеркасск, САГУНА, 1994.

Райнах А. «О феноменологии» // А. Райнах Собрание сочинения. -М., Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 327-350.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. –М., Гнозис, 1994. С. 195-258.

Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. -М., Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 6-75.

Блауштайн Л. Учение Гуссерля об акте, содержании и предмете представления // Блауштайн Л. Избранные сочинения. -М., 2002.

Очерки феноменологической философии. -СПб., 1997.

Прист С. Теории сознания. -М., Идея Пресс – Дом интеллектуальной книги, 2000. (Гл.7).

Вальденфельс Б. Феноменология опыта Эдмунда Гуссерля // Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999.

Свасьян К. Феноменологическая эпистемология: пропедевтика и критика. -Ереван, 1987.

Зотов А. Ф. «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. Философско-литературный журнал.-1991. -№ 2. -С.41-55.

Молчанов В.И. Априорное познание в феноменологии Гуссерля // Вопросы философии. 1978. № 10.

Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. -Томск, Водолей, 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. -СПб., 2001. (Часть 1).

Вальденфельс В. Завершенность познания сущности и открытый опыт // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. 1998.

Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. -М., 1968.


Тема: Феноменологическая этика М. Шелера. Феноменологическое понятие априори (4 часа)


Вопросы

1. Критика формализма в этике. Различие формальной и материальной этики.

2. Критика кантовской концепции а priori. Феноменологическое понятие а priori и априорного познания.

3. Формальные и материальные а priori в этике Шелера. Ценности и их носители. Иерархия ценностей.


Литература

Источники:

Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер Избранные произведения. -М., 1994. -С.261-273, 281-287, 292-294, 299-300, 304-308, 323-328.


Критическая литература

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., Логос, 2002. Т. 1, Часть 2, Глава 5. Феноменология сущности: Макс Шелер.

Чухина Л. Послесловие. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // М. Шелер Избранные произведения. -М., 1994. -С.379-398.


Дополнительная литература

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. –М., Наука, 1999.

Малинкин А. Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. –М., Наука, 1999.

Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. -СПб., Алетейя, 2000.

Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей // Логос. Философско-литературный журнал.-1994. -№ 6.

Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос. Литературно-философский журнал. -1999. -№ 11/12.


Тема: Бытие и истина – хайдеггеровское учение об истине (2 часа)


Вопросы

1. Постановка проблемы истины в книге «Бытие и время». Традиционная концепция истины.

2. «Экзистенциально-онтологическая» концепция истины и «исходный» феномен истины.

2. Платоновская притча о пещере и ее хайдеггеровская интерпретация. Истина как «непотаенность».

3. Двойственность понятия истины у Платона. Истинность и правильность.


Литература

Источники:

Хайдеггер М. Бытие и время. -М., 1997. § 44 «Присутствие, разомкнутость и истина». С. 212-230.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // М. Хайдеггер Время и бытие. Статьи и выступления. -М., 1993. -С. 345-361.


Критическая литература

Гадамер Х. Г. Экзистенциализм и философия экзистенции // Гадамер Х. Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. –Минск, Пропилен, 2005. –С. 8-22, 38-54.

Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. - № 10. -С.113-135.

Тугендхат Э. Хайдеггеровская идея истины // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. –Минск, ЕГУ, 2001, с. 135-145.

Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск, Водолей, 1998.

Гадамер Г. Г. Введение к истоку художественного творения // М. Хайдеггер Феноменология. Герменевтика. Философия языка. -М., 1993, С. 117-132.

Инишев И.Н. О термине “Dasein” в философии Хайдеггера // Топос. 2000. -№1.

Никифоров О. В. Хайдеггер на повороте: Основные понятия метафизики (1929-1930) // Логос. Философско-литературный журнал. -1996. -№ 8.


Дополнительная литература

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск, Водолей, 1998.

Хайдеггер М. О сущности истины // М. Хайдеггер Разговор на проселочной дороге. -М., 1991. С. 5-27.

Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос. Философско-литературный журнал.-1994. -№ 6.

Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., Логос, 2002. Т. 1, Часть 2, Глава 6. Мартин Хайдеггер как феноменолог.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М., 1997. (Гл. VI).

Молчанов В.И. Философия М. Хайдеггера и проблема сознания // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., Наука, 1991.

Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадение Мартина Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., Наука, 1991.

Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // История философии. -М., 1997. № 1.

(http://www.philosophy.ru./iphras/library/i_ph_1.html#2).

Херманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. -Минск, ЕГУ, 2000.

Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. -СПб., 2000.

Очерки феноменологической философии. -СПб., 1997.

Конев В. А. Критика способности быть: Семинары по бытию и времени Мартина Хайдеггера. Самара, 2000.

Михайлов И. Был ли Хайдеггер феноменологом? // Логос. 1995. № 5.


Тема: истина и бытие у позднего Хайдеггера (2 часа)


Вопросы:

1. Понятие «пойэсис». Искусство и техника в античной философии.

2. Существо современной техники. «Производство» и «произведение». Человек и техника.

3. Техника и искусство.


Литература

Источник:

Хайдеггер М. «Вопрос о технике» // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. -М., 1993. С. 221-238.


Критическая литература:

Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера // Логос. Философско-литературный журнал.-1999. -№ 10. С.113-135.

Тунендхат Э. Хайдеггеровская идея истины // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. –Минск, ЕГУ, 2001, с. 135-145.

Павленко А. Н. Мартин Хайдеггер: Сущность современной техники // Интернет «Библиотека Мартина Хайдеггера».

Хёсле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. –М., Наука, 1991. –С. 138-153.

Гадамер Х. Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. –Минск, Пропилен, 2005. –С. 139-224.

Никифоров О. Хайдеггер на «повороте»: «Основные понятия метафизики (1929-1930)». // Логос. Философско-литературный журнал. -1996. -№ 8. или Интернет «Библиотека Мартина Хайдеггера».

Разинов Ю. А. Мартин Хайдеггер и судьба европейской культуры и цивилизации // Интернет «Библиотека Мартина Хайдеггера».

Гадамер Г. Г. Введение к истоку художественного творения // М. Хайдеггер Феноменология. Герменевтика. Философия языка. -М., 1993, С. 117-132.


Дополнительная литература:

Хайдеггер М. Наука и осмысление // М. Хайдеггер Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 345-361.

Хайдеггер М. О сущности истины // М. Хайдеггер Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 5-27.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. –М., Прогресс, 1988. –С. 314-356.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. –М., Прогресс, 1988. –С. 261-313.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. –М., Гнозис, 1993. –С. 47-116.

Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. -Челябинск, Урал LTD, 1998.

Рополь Г. Техника как противоположность природы // Философия техники в ФРГ. –М., Наука, 1989.

Брункхорст Х. Эгоцентризм в эпоху картины мира. Хайдеггер, Вебер и Пиаже // Философия Мартина Хайдеггера и современность. –М., Наука, 1991. –С. 80-90.


Тема: К. Ясперс – кризис европейской культуры и экзистенциальная философия (2 часа)


Вопросы:

1. Современная духовная ситуация, ее возникновение и главные характеристики.

2. «Массовый порядок» и духовное творчество в сфере образования, науки и искусства.

3. Научный и философский пути познания человека. Понятие экзистенциальной философии.


Литература

Источники:

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., Политиздат, 1991. С. 287-313, 333-336, 357-360, 364-390, 411-418. или в журнале «Философские науки». 1988, -№ 11-12.


Критическая и дополнительная литература

Ясперс К. Введение в философию. 2000 // Интернет «Библиотека Елены Косиловой».

Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. –М, 1986.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., Политиздат, 1991. –С. 420.509. Интернет http://elena.romek.ru

Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. -М., Академический проект, 1999.

Ясперс К. Общая психопатология. -М., Практика, 1997.

Хайдеггер М - Ясперс К. Переписка 1920-1963. -М., 2001.

Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. –М., 1999.

Руткевич А. М. “Понимающая психология” К. Ясперса // История философии. -М., 1997. № 1. (http://www.philosophy.ru./iphras/library/i_ph_1.html#2).

Руткевич А.М. От психоанализа к экзистенциальному анализу // Философские науки. 1984. № 1.

Ткаченко А. К. Ясперс и феноменологический поворот в психиатрии // Логос. Философско-литературный журнал. –М., 1992. -№ 3.

Dasein анализ в философии и психологии. -Минск, Европейский гуманитарный университет, 2001.

Босс М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии // Логос. Философско-литературный журнал. 1994. № 5.

Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Бытие-в-мире. –М., 1999.

Никифоров О. Терапевтическая антропология Л. Бинсвангера // Логос. Философско-литературный журнал. –М., 1992. -№ 3.


Тема: Философия экзистенциализма Ф. О. Больнова (2 часа)


Вопросы:

1. Предпосылки и становление экзистенциальной философии.

2.«Экзистенциальный опыт» и постановка проблемы бытия человека в экзистенциальной философии.

3. Понятие пограничной ситуации и проблема смерти в экзистенциальной философии.

4. Границы экзистенциальной философии и ее преодоление по О. Ф. Больнову.


Литература

Источники:

Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. -СПб., Лань, 1999. -С. 1-41, 45-61, 80-88, 127-138, 163-182.


Критическая литература

Колесников А. С., Сандулов Ю. А. Позитивный экзистенциализм Отто Фридриха Больнова // Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. -СПб., Лань, 1999. -С. 198-218.

Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк). // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. -М.: Издат. Полит. Лит. 1991. С. 286-346.

Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. -М., 1985.

Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология. -М., 1998.


Дополнительная литература

Больнов О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение. // Философская мысль.-2001. -№ 2.-С. 137-145.

Куренной В. Больнов Отто Ф. Философия экзистенциализма // Логос. Философско-литературный журнал. -1999. -№ 9.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. –М., 1999.

Сартра Ж.-П Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1989.

Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. –СПб., Алетейя, 1998.

Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. –СПб., Алетейя, 1998.

Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. –К., Символ, 1996.

Юнгер Е. Рабочий. Господство и гештальт. –М., Наука, 2000.

Барт К. Мужество быть // Барт К. Избранное. –М., Юрист, 1995. –С. 7-131.

Тиллих П. Систематическая теология. –М., Университетская книга, 2000. Т. 1, часть 2, раздел 1 «Бытие и вопрос о Боге», Введение, § 6-8, 10-12.

Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. –М., Росспэн, 2004.

Кьеркегор С. Страх и трепет. -М., Республика, 1993.


Тема: Французское неогегельянство и французская философия середины 20 века (4 часа)


Вопросы:

1. А. Кожев и антропологическая трактовка гегелевской философии. Понятия субъекта и субстанции.

2. Философская антропология Кожева и главные характеристики бытия человека (свобода, негативность, смерть, деятельность).

3. А. Кожев и Ж.. Батай о проблеме смерти.

4. Нигилизм и французский экзистенциализм.


Литература

Источники:

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. –СПб., Наука, 2003. –С. 657-719.

Батай Ж.. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. –СПб., Мифрил, 1994. –С. 245-267.

Батай Ж. Предтечи мучения // там же, из «Внутреннего опыта», с. 223-243.

Сартр Ж. П. Один новый мистик // там же, с. 11-43.

Марсель Г. Против спасения // там же, с. 11-43.


Критическая литература

Погоняйло А. Г. Дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. –СПб., Наука, 2003. –С. 760-790.

Фокин С. Л. Философ-вне-себя. -СПб, 2002.

Кузнецов В. Н. Александр Кожев: антрополого-атеистическая версия неогегельянства // Французское неогегельянство. -М., 1982.

Бутман Н. В. Нарушение границ: возможное и невозможное // Батай Ж. Литература и зло. –М., МГУ, 1994.


Дополнительная литература:

Батай Ж. Письмо Х, руководителю семинара по Гегелю // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. –СПб., Мифрил, 1994. -С. 312-315.

Кожев А. Предисловие к произведениям Ж. Батая // там же, с. 315-316.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. –СПб., Наука, 1992. Предисловие.

Бретон А. Еретик // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. –СПб., Мифрил, 1994.

Батай Ж. Внутренний опыт. –СПб., 1997.

Батай Ж. Ненависть к поэзии. Порнолатрическая проза. –М., 1999.

Батай Ж. Литература и зло. –М., МГУ, 1994.

Батай Ж. Суверенный человек Сада // Маркиз де Сад и 20 век. –М., 1992. –С. 117-131.

Батай Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и 20 век. –М., 1992. –С. 89-117.


Тема: Экзистенциальная философия А. Камю (4 часа)


Вопросы:

  1. Понятие абсурда.

  2. Типы абсурдного существования.

  3. Классификация героев абсурда.


Литература

Источники:

Камю А. «Миф о Сизифе» // Сумерки богов. -М., 1989. С. 222-317.


Критическая литература

Руткевич А. Философия А. Камю // А. Камю Бунтующий человек. -М.,1990. С. 5-22.

Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия». -М., 1989. С. 140-148.

Великовская С. И. Грани несчастного сознания. -М., 1973. С. 77-91.

Москвина Р. Р. «Метод абсурда» А. Камю как феномен неклассического философствования // Вопросы философии.-1974. -№ 10.


Дополнительная литература

Камю А. Бунтующий человек. -М.,1990. С. 119-356.


Тема: Герменевтика Х.- Г. Гадамера (4 часа)


Вопросы:

  1. Основные принципы «романтической герменевтики» согласно Гадамеру. Главные пункты ее критики.

  2. Хайдеггеровская концепция герменевтики. Понятие «герменевтического круга».

  3. Структура герменевтического опыта по Гадамеру. Понятие «предрассудка». Логика вопроса и ответа.


Литература

Источники:

Гадамер Х.Г. Истина и метод. -М., Прогресс, 1988. -С. 221-245, 281-253, 317-338, 345-355, 434-445.


Критическая литература:

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное знание. -М., МГУ, 1991, с. 41-79.

Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. -М., Искусство, 1991, с. 9-16; 72-82; 43-60.

Малахов В. Герменевтика и традиция. // Логос. Философско-литературный журнал.-1999. -№ 11.

Интервью с Х. Г. Гадамером // Вопросы философии. -1996. -№ 7.


Дополнительная литература:

Гадамер Х. Г. Диалектическая этика Платона. –СПб., Санкт-Петербургское Философское общество, 2000. В особенности Глава 1.

Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы. // Контекст: литературно-теоретические исследования. –М., 1989.

Кулэ М. Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов // Критика феноменологического направления в современной буржуазной философии. -Рига, 1981.

Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Г. Шпет, М. Хайдеггер. 2 Текста о Вильгельме Дильтее. -М., 1995.

Дильтей В. Собрание сочинений. Т. 1. Введение в науки о духе. М., 2000.

Роди Ф. Жизненные корни гуманитарных наук // Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы научной конференции РГГУ. -М., РГГУ, 2002.

Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. -М., 2000.

Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как "почва и горизонт" познания // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры. 2001. № 2.

Свердиолас А. Проект “герменевтики жизни” В.Дильтея // "Антропологический поворот" в философии ХХ века. -Вильнюс, 1987.

Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы научной конференции РГГУ. -М., РГГУ, 2002.


Тема: герменевтика П. Рикёра (4 часа)


Вопросы:

1. Герменевтика и феноменология. Два способа обоснования герменевтики.

2. Критика структурализма. Структура и дискурс. Понятие структуры и события.

3. Переосмысление понятия сознания в психоанализе. Критика психоанализа.

4. Пути обновления герменевтики согласно Рикёру.


Литература

Источники:

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. -М., Медиум, 1995. С. 3-37, 121-137, 152-186, 364-411.


Критическая литература:

Клименкова Т. А. От феномена к структуре. -М., Наука, 1991. С. 15-20.


Дополнительная литература:

Рикёр П. История и истина. –М., Алетейя, 2002.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. –М., Искусство, 1996.

Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. –М., Прогресс, 1990.

Рикёр П. Время и рассказ. –СПб., Университетская книга, 2000.

Рикёр П. Справедливое. –Аматы, Исследовательский центр «Гуманология», 2005.

Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989. -№ 2.

Рикёр П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам // О человеческом в человеке. -М., 1991. С. 295-315.

Рикёр П. Существование и герменевтика // Феномен человека. –М., 1993.

Рикёр П. Герменевтика, этика, политика. Московские лекции и интервью. -М., АО КАМI, 1995.

Рикёр П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права. // Вопросы философии. –1996. -№ 4.


Тема: Джоржд Эдвард Мур как основатель аналитической философии этики (2 часа)


Вопросы:

1. Предмет и метод этических исследований по Дж. Эдв. Муру. Этика как практическая и теоретическая наука.

2. Специфика этических суждений. «Добро как цель» и «добро как средство».

3. Понятие «натуралистической ошибки».

4. Натуралистическая и метафизическая этики.

Литература

Источники:

Мур Д. Э. Принципы этики. -М.,1984. -С. 38-90, 97-104, 146-150, 186-205.


Критическая литература:

Шварцман В. К. Современная буржуазная этика. -М.,1983.


Дополнительная литература:

Мур Дж. Эд. Природа моральной философии. -М.: Республика, 1999.

Мур Дж.Эд. Опровержение идеализма // «Историко-философский ежегодник. 1987 год».-М.: Наука, 1987.

Мур Дж. Эд.Доказательство внешнего мира // Аналитическая

философия: Избранные тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1993.

Мур Дж.Эд. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). -М.: «Дом интеллектуальной книги», 1998.


Тема: Эмотивистская этика А. Айера (2 часа)


Вопрос:

1. Айер о возможности синтетических суждений a priori. Классы этических суждений.

2. Природа этических суждений и их отношение к суждениям о фактах.

3. Критика абсолютизма в этике. Позиция «радикального субъективизма».

4. А. Айер о возможности этики как науки.


Литература

Источник::

Айер А. Язык, истина и логика. Глава 6 Критика этики и теологии // Аналитическая философия: Избранные тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -С.50-66.


Критическая литература и дополнительная литература:

Шварцман В. К. Современная буржуазная этика. М.1983.

Мур Д. Э. Принципы этики.-М.,1984.


Темы рефератов


        1. Понятие интенциональности у Ф. Брентано.

        2. Феноменологическая этика Ф. Брентано и М. Шелера – исходные принципы и способ обоснования.

        3. Раннее феноменологическое движение. Феноменология как философская программа.

        4. Понятие феноменологии в книге М. Хайдеггера «Бытие и время»

        5. Обоснование философии как строгой науки и Э. Гуссерля.

        6. Хайдеггер о сущности художественного произведения.

        7. Хайдеггер и экзистенциализм – близость и пути размежевания.

        8. Ясперс – феноменология и экзистенциальная психология.

        9. Ясперс и Хайдеггер о сущности современной техники.

        10. Экзистенциализм и протестантская теология (К. Барт, П. Тиллих).

        11. Проблема смерти у А. Кожева и Ж. Батая.

        12. Ж. Батай и экзистенциализм во Франции.

        13. Хайдеггер и Гадамер – два проекта философской герменевтики.

        14. Герменевтика и семиология в философии П. Рикёра – проблема синтеза.

        15. Поль Рикёр и модификации феноменологической философии сознания.

        16. Этика и наука в концепциях Дж. Эд. Мура и А. Айера.


Экзаменационные вопросы по первой части курса


1. Идея научной философии Ф. Брентано.

2. Ф. Брентано как предтеча феноменологического движения. Обоснование психологии как эмпирической науки. Учение о сознании.

3. Теория абстракции Эдмунда Гуссерля. Феноменологическое понятие сущности и априори.

4. Концепция «Наукоучения» в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля. Понятие феноменологии и учение об очевидности.

5. Критика психологизма в теории познания Э. Гуссерля.

6. Становление феноменологического движения. Феноменологическая этика М. Шелера.

7. Трансцендентальный идеализм и проблема интерсубъективности в феноменологии Гуссерля..

8. Постановка проблемы бытия в книге М. Хайдеггера «Бытие и время». Понятие Dasein.

8. Основные модусы бытия Dasein в онтологии М. Хайдеггера.

9. Бытие и истина в философии М. Хайдеггера.

10. К. Ясперс о кризисе европейской культуры и задачах экзистенциальной философии.

11. Становление и своеобразие экзистенциальной философии в Германии (К. Ясперс. О. Ф. Больнов).

12. Герменевтика – основные этапы и исторические формы. Критика Х. Г. Гадамером «романтической герменевтики».

13. Проблема понимания в герменевтике Х. Г. Гадамера.

14. Обоснование герменевтики П. Рикёром.

15.Французская философия между мировыми войнами (неогегельянство, экзистенциальная философия).

16. Антропологическая интерпретация Гегеля у А. Кожева и французский экзистенциализм.

17. Критика идеализма и реализма в книге Ж.. П. Сартра «Бытие и Ничто». Идея феноменологической онтологии.

18. «Бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» в отнологии Ж.. П. Сартра. Сартровское учение о свободе.

19. Проблема тела и интерсубъективности в философии Ж.. П. Сартра.

20. Понятие абсурда и абсурдного существования в философии А. Камю.

21. Проблема «жизненного мира» в феноменологии позднего Э. Гуссерля и Мерло-Понти.

22. Феноменология восприятия М. Мерло-Понти. Критика экзистенциализма Сартра.

23. Дж. Эд. Мур как основоположник аналитической философии этики.

24. Эмотивистская этическая концепция А. Айера.

Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарий)


Вопрос: Феноменология Гуссерля

В ответе на данный вопрос необходимо дать периодизацию творчества Гуссерля, отметить истоки его философии (Гуссерль был учеником Ф. Брентано, получил математическое образование), а также значение философии Гуссерля для феноменологического движения и в целом европейской философии первой половины 20 века (его учеником был М. Хайдеггер, влияние гуссерлевской феноменологии испытали многие представители экзистенциальной философии как Ясперс, Сартр, Мерло-Понти). Понятие феноменологии у Гуссерля можно раскрыть на примере одного из этапов его творчества. Наиболее предпочтительным является первый ранний этап «Логических исследований» (1900-1901), где Гуссерль обосновывает собственные задачи и оригинальный характер феноменологического исследования. В первом томе «Логических исследований» Гуссерль подверг систематической критике психологические и в целом эмпирические способы обоснования логики и теории познания. Он разработал оригинальную теорию познания, которую назвал больцановским термином «Наукоучение». Предметом феноменологической теории познания должны быть идеальные условия возможности научного познания, независимые от конкретных исторических, культурных или антропологических условий развития человеческой науки. Речь идет об универсальных условиях любой научной теории или о сущности науки, то есть о том, что делает науку наукой. Гуссерль полагал, что существуют универсальные внеисторичные принципы и нормы научного познания, и выступал с критикой любых форм релятивизма в теории познания и в философии в целом. На раннем этапе феноменология понималась им как часть Наукоучения, а именно как исследование когнитивного опыта познающего субъекта, то есть как исследование актов сознания, которые необходимы для осуществления познания (суждения, умозаключения). В позднейших работах, в частности, в «Философии как строгой науке» (1911) он расширяет понятие феноменологии и понимает под ней уже не только исследование универсальной сущности науки, но в целом сущности разных явлений и регионов бытия (сознание, природа). Методом феноменологического исследования является интеллектуальная интуция, которую Гуссерль обозначал терминами «сущностное усмотрение», «идеация». Следует также обрисовать дальнейшую эволюцию Гуссерля в работе «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии». Здесь рекомендуется взять за основу лекцию, посвященную гуссерлевской концепции трансцендентальной философии. Необходимо пояснить различие естественной и феноменологической установок, цель проводимых Гуссерлем методических операций (эпохе, редукция), а также сказать о новых проблемах, возникших на этом этапе (проблема интерсубъективности).


^ Вопрос: Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр)

При ответе на этот вопрос следует охарактеризовать культурную ситуацию, в которой началось формирование экзистенциальной философии. Для этого можно воспользоваться материалами семинарских занятий по Ясперсу и Больнову. Следует отметить теоретические истоки экзистенциализма, среди которых одним из наиболее существенных была феноменология Гуссерля и Хайдеггера. Отправной точкой этого философского течения в Германии можно считать книгу «Бытие и время» Хайдеггера. Хотя Хайдеггер не причислял себя к экзистенциализму, философы экзистенциальной ориентации использовали идеи и понятийный аппарат Хайдеггера. Ключевым в этом контексте является хайдеггеровское понятие Dasein, которое фиксировало уникальный способ бытия, каким бытийствует человек. Своеобразие этого способа бытия заключается в понимании собственного бытия и способности проблематизировать собственное бытие и бытие мира. Такое существование, в котором человек с пониманием, то есть осмысленно относится к себе и к миру Хайдеггер обозначал термином экзистенция. В книге «Бытие и время» он исследовал экзистенциальные структуры, то есть собственно человеческие модусы бытия, в которых человек существует в качестве человека. При характеристике понятия Dasein следует опираться на материалы лекционного курса, в частности, следует дать общую характеристику этому термину, описать его наиболее важные модусы (бытие-в-мире, со-бытие, различие собственного и несобственного бытия, понятие проекта). Следует подчеркнуть на этой основе в чем заключается принципиальное отличие бытия Dasein от бытия вещи. Феноменологическую онтологию Сартра, представленную в книге «Бытие и ничто» можно охарактеризовать как продолжение и модификацию хайдеггеровского проекта. Центральным у Сартра является различие бытия-в-себе и бытия-для-себя. Первое фиксирует бытие вещное, второе бытие сознания. Своеобразие позиции Сартра в отличие от Хайдеггера заключается в том, что исходным оригинальным модусом бытия человека он называет свободу. При характеристике указанные понятий Сартра можно опираться на соответствующую часть лекционного курса, посвященного книге «Бытие и ничто».


^ Вопрос: Философская герменевтика (Гадамер)

При ответе на этот вопрос следует дать общую характеристику историческому развитию герменевтики, назвать основные исторические формы и этапы ее становления. Требуется также отметить роль, которую сыграл Шлейермахер в формировании современной герменевтики. Поворотным пунктом в формировании современной философской герменевтики была фигура Хайдеггера и его книге «Бытие и время». Хайдеггер рассматривает понимание как фундаментальный модус бытия Dasein и тем самым кладет начало экзистенциальным концепциям герменевтики. Понимание понимается им уже не просто как метод гуманитарного исследования как это было у Дильтея, но как собственный способ бытия человека. Гадамер развивает этот экзистенциальный поворот в герменевтике. Его собственный вклад состоит в том, что он подчеркивает неразрывную связь понимания и языка (понятие пред-суждений), а тем самым также историческую и культурную обусловленность понимания. Условием понимания являются те системы пред-суждений, которые заданы культурной ситуацией. Следует отметить своеобразие в трактовке герменевтики Гадамером, его внимание к феномену понимания в искусстве, а также его оценку роли традиции в процессе понимания. Историческая обусловленность понимания системой пред-суждений оценивалась им не как препятствие, но условие продуктивности интерпретации. При подготовке к этому вопросу за основу можно взять материалы семинарского занятия и лекции, посвященные этой теме. На основе семинарского занятия можно также охарактеризовать диалоговую структуру герменевтического опыта.


^ Тематика курсовых и дипломных работ


На основе курса доцентом Громовым Р. А. предлагается свободный и широкий выбор тем курсовых и дипломных работ по всем изучаемым в рамках курса философским направлениям и персоналиям. Речь может идти о работах по феноменологии, в частности, по раннему феноменологическому движению, феноменологии Хайдеггера, французской феноменологии. Тематикой курсовых работ может быть экзистенциализм в Германии и Франции. Основной направленность в этой сфере является исторический генезис этого направления и его связь с литературой и политикой. Возможно также выполнение работ о влиянии экзистенциальной философии на религиозную философию 20 века, прежде всего, протестантскую теологию. К числу возможных тем относятся связи экзистенциальной философии с французским неогегельянством. Возможен также выбор тематики выходящей за рамки тем, заявленных для аудиторной работы, в первую очередь, связанных с развитием французской философии в послевоенный период (Ж. Батай, П. Клоссовски, М. Бланшо, А. Бретон). Ориентиром для выбора тем могут служить заявленные темы лекций, вопросы семинарских занятий, темы рефератов. Для уточнения тематики можно использовать приведенные списки литературы для самостоятельной работы по лекционному курсу и списки дополнительной литературы по семинарским занятиям.


Глоссарий


Психологизм – распространенные во второй половине 19 века проекты психологического обоснования логики и теории познания.

^ Материальные априори – понятие использовавшееся в феноменологической философии в противоположность кантовскому понятию априори. У Канта в качестве априорных рассматривались формы чувственности и рассудка, поэтому кантовское понятие априори характеризовалось как формальные, то есть лишенные самостоятельного содержания. Материальные априори - это содержательные априорные положения, познание которых происходит на основе усмотрения сущности.

^ Эпохе и редукция – понятия, использовавшиеся Э. Гуссерлем и обозначавшие методические процедуры, в ходе которых происходит переход от естественной к феноменологической установке. Это означает отход от наивного восприятия мира как нечто объективно данного и восприятие мира как феномена, то есть являющегося нашему сознанию, так или иначе нами воспринимаемому, истолковываемому. Задача этих процедур заключается в том, чтобы сначала заключить в скобки все смыслы (знания), которые мы усматриваем в мире, то есть нашу веру в существование окружающего мира, вещей, людей, все наши повседневные убеждения (мир находится в пространстве, рядом с нами существуют другие люди наделенные сознанием), все наши научные знания и затем показать благодаря какому опыту сознания мы конституируем эти смыслы, наши знания.

Идеация - термин употреблявшийся в феноменологии и обозначающий усмотрение сущности, интеллектуальную интуицию объектом которой является универсальное.

^ Жизненный мир (Lebenswelt) – в феноменологии позднего Гуссерля самоочевидный универсум значимостей повседневного опыта. В естественной установке Ж. м. предзадан в виде знакомого наличного мира вещей и личностей, а также как конкретная историческая духовная среда (языковая, национальная, профессиональная и др.). В трансцендентальной феноменологии Ж. м. понимается в качестве всеохватывающего горизонта возможных чувственных, волевых, теоретических актов. Ж. м. является смысловым фундаментом научных идеализаций, неизбежно возникающих в горизонте преднаучного опыта. Понятие Ж. м. развивалось в связи с проблематикой кризиса европейской науки, причину которого Гуссерль усматривал в забвении ее бытийной основы и утрате наукой ее жизненной значимости. Кризис является выражением пост-галилеевской духовной традиции, в которой действительность отождествлялась с идеализированными предметами науки, следствием чего стал разрыв между миром науки и жизненного опыта, и ложное истолкование науки как единственно истинной картины мира.

Интерсубъективность – комплекс проблем в феноменологической философии связанных с проблематикой конституирования других существ в качестве сознательных субъектов, а также доступного множеству субъектов объективного мира и объектов, принадлежащих социальным и культурным общностям. В феноменологии Гуссерля проблема И. появляется в связи формированием проекта трансцендентальной феноменологии и разработкой метода феноменологической редукции.

Dasein – понятие введенное Хайдеггером и обозначающее существо бытийствующее определенным образом, а именно понимая свое собственное бытие и бытие окружающего мира. Такой способ бытия Хайдеггер также обозначает как открытость. Не верно отождествлять понятие Dasein с человеком, поскольку человек попадает под это понятие, если он бытийствует соответствующим образом.

Бытие-для-себя – понятие использовавшееся Ж. П. Сартром в противоположность понятию бытие-в-себе обозначавшему бытие вещей. Этот термин обозначает у Сартра специфический способ бытия человека как существа наделенного сознанием.

^ Натуралистическая ошибка – термин Дж. Эд. Мура обозначающий смешение этических понятий с неэтическими. Мур полагал, что этические понятия уникальны и не поддаются определению (дефиниции), любая попытка дать дефиницию благу или злу ведет к натуралистической ошибке, поскольку здесь этическое определяется через неэтические качества (благо – это наслаждение и т.п.).

^ Дескриптивная ошибка – термин использовавшийся в теории речевых актов Дж. Остином и обозначавший такие трактовки перформативных высказываний, в которых они понимались как описания.

^ Категориальная ошибка – понятие Г. Райла обозначавшее смешение понятий, принадлежащих разным типам. Примером категориальной ошибки является смешение диспозициональных понятий, обозначающих диспозициональные свойства (растворимость, хрупкость) с понятиями, обозначающими свойства или состояния. Традиционная теория сознания, рассматривающая ментальные понятия как обозначения внутренне наблюдаемых психические события или состояний, совершает подобную ошибку. Ментальные понятия являются, согласно, Райлю диспозициональными.



1 При подготовке можно пользоваться ресурсами интернета. По тематике феноменологического движения и экзистенциальной философии рекомендуются сайты И.Н. Шкуратова. LebensWelt (http://lebenswelt.narod.ru/), «Библиотека Елены Косиловой», на которых размещены как тексты, критические статьи, так и многочисленные отсылки к другим веб-ресурсам. Можно также использовать регулярно обновляемые странички феноменологических журналов “Логос” (http://www.ruthenia.ru/logos) и “Метафизические исследования” (http://lmi.philosophy.pu.ru/frame%20journal.htm).





Скачать 429.95 Kb.
оставить комментарий
ф.н. доц
Дата02.10.2011
Размер429.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх