Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность» icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного обучения специальности 071401...
Программа курса и методические задания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений специальности 071401...
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 12...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
071401 «Социально-культурная деятельность»....



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Культурология»

для студентов специальностей

071401 «Социально-культурная деятельность»

071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

070503 «Музейное дело и охрана памятников»

071301.65 «Народное художественное творчество»

031500 «Искусствоведение»


Тюмень 2011


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка 3

2. Государственный стандарт по дисциплине 4

3. Тематический план курса 5

4. Содержание дисциплины 6

5. Планы семинарских занятий 49

6. Рекомендации к написанию рефератов 55 7. Темы рефератов для СРС 56

8. Экзаменационные вопросы 57

9. Библиографический список 58


ГСЭ.Ф. 05 Культурология


Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Задачи культурологии, как научной и учебной дисциплины, соотносятся с общими целями и задачами всестороннего, комплексного образования специалиста с высшим образованием в сфере культуры, искусства и социальных коммуникаций.

Характеристика такого типа профессий предполагает обязательное наличие в них необходимых знаний об основных процессах, происходящих в сфере культуры, как общественного явления, историко-культурных процессах, культуре личности и социокультурных групп, присущих им ментальных особенностях, взаимодействий и т.д.

Учебно-методический комплекс по курсу «Культурология» содержит пояснительную записку, государственный стандарт по дисциплине, тематический план курса, содержание дисциплины (тезисы лекций), планы семинарских занятий, вопросы к зачетам и экзаменам; самостоятельную работу студентов: тематику рефератов для СРС, требования к написанию и оформлению рефератов, тесты для проверки знаний, библиографический список основной и дополнительной литературы.

В течение учебного процесса предполагается использование следующих методов преподавания: проблемные лекции, лекции-дискуссии, метод «круглого стола», семинары, практические письменные задания, написание и обсуждение рефератов, контрольное тестирование, использование средств мультимедиа и др.

^ Основная цель курса — формирование у студентов представлений о значении культурологических знаний в совершенствовании профессионального уровня специалиста в сфере культуры, искусства и социальных коммуникаций.

^ Задачи курса:

— сформировать понимание роли культуры в обществе, культурном прогрессе, многообразия сфер и подсистем культуры, динамики социокультурных процессов, культуротворческой деятельности человека, типологии культур, культурно-исторических типах Запада и Востока, своеобразии культуры России, ее месте в мировой цивилизации;

— овладеть основами научной терминологии и понятийным аппаратом культурологического знания;

— сформировать ценностное отношение к достижениям отечественной и мировой культуры;

— выработать гуманистически-нравственную мотивацию сохранения культурного наследия;

— приобрести навыки самостоятельного овладения новыми знаниями по социокультурной проблематике, используя современные образовательные технологии.

^ Место дисциплины в учебном процессе:

В соответствии с учебными планами всех специальностей ТГАКИСТ дисциплина «Культурология» является обязательной и читается у студентов 1-х курсов очной и заочной форм обучения. Усвоению теоретического материала способствуют знания, приобретаемые студентами на занятиях по истории, философии, социологии и других гуманитарных науках. Из этого следует огромная важность познания мира культуры в современном образовательном процессе высшей школы.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование тем курса

Количество часов




Всего

Лекции

Семинары

СРС

Раздел 1. Культурология как наука













1.1.Структура и состав современного культурологического знания : культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология;

морфология культуры.

4




2

2

1. 2. Методы культурологических исследований

4

2




2

Раздел 2. Культура как объект исследования













2. 1. Понятие «культура»

4




2

2

2. 2. Культурные ценности и нормы

4

2




2

2. 3. Язык и символы культуры; культурные коды

4

2




2

2. 4. Динамика культуры: культурные традиции; культурная модернизация; межкультурные коммуникации

4




2

2

2. 5. Культура и личность; инкультурация и социализация; культурная самоидентичность

4

2




2

2. 6. Культурная картина мира

4

2




2

Раздел 3. Культура, природа и общественное бытие













3. 1. Культурогенез

4




2

2

3. 2. Культура и природа

4

2




2

3. 3. Культура и общество; социальные институты культуры; функции культуры

4




2

2

3. 4. Тенденции культурной универсализации в современном мире; глобальные проблемы современности

4




2

2

Раздел 4. Типология культур













4. 1. Этническая и национальная культура;

элитарная и массовая культура

4




2

2

4. 2. Специфические и «серединные» культуры

4

2




2

4. 3. Цивилизация

4




2

2

4. 4. Локальные культуры

4

2




2

4. 5. Восточные и западные типы культур

4

2




2

4.6. Место и роль России в мировой культуре

4




2

2

ВСЕГО :

72

18

18

36



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


РАЗДЕЛ 1.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА


ТЕМА 1. 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:

^ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ; СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ;

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ; ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ; МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ


КУЛЬТУРОЛОГИЯ [от лат. «culture» и греч. «logia» — «наука», «знание»] — современная гуманитарно—общественная наука, изучающая культуру как целостную систему; все многообразие культурных феноменов (миф, религия, мораль, искусство, право, наука, техника и др.), сфер, форм культуры, связей между ними; типологию культур, исторические типы культур, «локальные» культуры и прогрессивное развитие мировой цивилизации и др.

Английский антрополог Э.Б. Тайлор не только дал первое концептуальное определение понятия «культура» [«Первобытная культура», 1871], но и в главе «A science of the cultura» («Наука о культуре») определил культуру, как особый предмет исследования. В 1909 г. немецкий ученый В. фон Оствальд отметил, что понятие «культура» охватывает специфические особенности деятельности человека, отличающего его от животного мира, и предложил название новой науки — «Kulturogie» [нем. — культурология[.

Широко использовать название — «Сulturology» [англ. — культурология] стал с 1939 г. американский антрополог Л.А. Уайт [«Наука о культуре», «Эволюция культуры» и др.]. «Культурология имеет собственный предмет исследования -— содержание общественной жизни» и назвал ее принципиально новым путем — от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры. Благодаря его активной научной деятельности культурология была включена в Международную энциклопедию социальных наук (1968).

В 1964 г. «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций» назвало русского ученого Н.Я. Данилевского основоположником «пространственно-временной локализации явлений культуры», отметив его особый приоритет в обосновании культурологического знания [«Россия и Европа», 1869].

В определении культурологии как науки, можно выделить три основных подхода:

— культурология предстает как комплекс различных наук, изучающих культуру в её историческом развитии и функционировании социокультурных феноменов;

— культурология как философия культуры, в которую включают культурную антропологию;

— культурология как самостоятельная синтетическая дисциплина, определяющая собственное место в науке и методологию исследования культуры, которая имеет широкие междисциплинарные связи с философией, социологией, историей, антропологией и др.

По своему происхождению культурология тесно связана с философией истории, философией культуры, историей искусств, антропологией, этнографией, литературоведением. В западной науке, особенно немецкой, культурологии предшествовала так наз. «История духа» [нем. «Geistesgeschichte» — «Духовная история»], представлявшая собой философское и религиозно-философское осмысление истории культуры.

^ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. В философии культуры рассматривают проблемы культурного многообразия, уникальности культур, кросс-культурные связи, «диалог» культур, глобальные проблемы современности, проблемы универсализации культуры, «деятельностного», «ценностного» и др. научных подходов к культуре и т д.

Представитель петербургской школы культурологии, проф. М.С. Каган, не делал больших различий между культурологией, теорией культуры и философией культуры.

Рассматривают культуры «Запада» и «Востока», теории «локальных культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон и др.), теорию «осевого времени» (К. Ясперс), психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг.), «философию жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше), концепцию «символических форм» (Э. Кассирер), «игровую» теорию (Й. Хейзинга), проблемы культурных ценностей (Г. Риккерт) и др.

^ СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — синтез социологии и культурологии. Понятие «социология культуры» ввел в нач. ХХ в. немецкий социолог М. Вебер. Имеет и теоретическую, и практическую направленность. Культура рассматривается здесь с точки зрения функций, которую она играет в обществе (коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, информационная и др.). Культура — часть социальной системы, социальных отношений, социальных институтов, деятельность общественных структур и организаций культуры. Государственная политика в области культуры, образования; проблем семьи, способов воспроизведения и трансляции социокультурного опыта и др.

Исследуют субкультуры — группы, сословия, классы (страты), отличающиеся социальным статусом, возрастными, этническими, культурными, психологическими особенностями, экономическими, политическими интересами (молодежная субкультура, субкультуры национальных меньшинств, маргинальные субкультуры и др.).

^ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. «anthropologia» — «наука о человеке»). Рассматривает природно-биологические и социальные феномены, лежащие в основании любой культуры. Культурантропология широко использует и материалы естественных наук, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. Культурная антропология стремиться представить более полную картину жизни человека в культурной среде, созданной в результате его деятельности.

Культурная антропология использует материалы археологии, мифологии, этнографии, этнопсихологии, лингвистики, религоведения, языкознания, фольклористики, истории, социологии, философии. Культурная антропология рассматривает проблемы культурогенеза, миф, верования, традиции, процессы культурного взаимодействия этносов, специфику этносов, языков, средств коммуникации, общения, информационного обмена и др.

^ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. История культуры опирается на историю, историю литературы, историю религий, историю искусства, филологию, эстетику и пр. В историко-культурных исследованиях обобщается материал различных изучающих культуру наук, что позволяет систематизировать и многообразный историко-культурный материал.

История культуры — не столько хронология исторического развития культуры, но и теоретический анализ культурно-исторического процесса. Изучение материальных артефактов культуры, идеалов эпох, духовных ценностей, наследия мировой и отечественной художественной культуры. Исследования менталитета (своеобразия восприятия картины мира человеком в различных культурах), специфики религий и др.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Теоретическая культурология включает понятийный аппарат, теоретические категории, методологические и исследовательские подходы, которыми возможно исследовать и охарактеризовать культуру. Рассматривается структура культуры, подсистемы культуры, культура и природа, культура и общество, функции культуры, типология культур, исторические типы культур, культурогенез, основные формы культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука и др.), культурная картина мира, межкультурные коммуникации, традиции и новации и др.

Главные категории теории культуры: культура, цивилизация; язык, символы и коды культуры, культурные нормы и ценности, субъект культуры, менталитет, культура личности, инкультурация и социализация, культурная самоидентичность, динамика культуры и др.

Прикладная культурология связана с практическими потребностями общества. Рассматривает проблемы охраны культурного наследия, возрождения культурных, религиозных традиций, национальных культур и др. Рассматривает формы организации культурной жизни, деятельности учреждений культуры, центров досуга, методов проведения фестивалей, массовых праздников, любительских и инициативных культурных объединений и др. Исследования по изучению социализации человека в определенной культурной среде. Проводит экспертизу проектов культурной политики, законов и юридических документов, направленных на регулирование практической деятельности в области культуры (науки, образования, искусства, спорта и пр.). Проблемы взаимодействия культур для выяснения причин конфликтов на национальной и религиозной почве, выработке рекомендаций по предотвращению или ликвидации их последствий.

Культуру Тюменского региона можно рассматривать с точки зрения: ее структуры, функций, организации социокультурной деятельности и многих др.

^ МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч. «morphe» — «вид, образ, форма) возникла во 2-й пол. XX в., смежная область науки между культурной антропологией, социологией культуры, теорией и философией культуры.

Теоретические аспекты морфологии культуры связаны с описанием культурных форм, а практические — с разработкой культурной политики, образовательными программами. При описании различных типов культур в морфологии культуры более точно выделяют устойчивые и изменяющиеся элементы культуры.

Рассматриваются проблемы образования систем, видов и форм культуры; исторические трансформации культурных форм, их зависимость от изменений социальной среды, способы обмена культурной информацией, взаимодействие социальных институтов культуры с экономикой, политикой, техникой и пр.

^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Зарождение культурологической мысли можно отнести к эпохе Ренессанса (Возрождения), когда в Западной Европе происходил постепенный поворот от теософской модели средневековой культуры к антропоцентрической модели Нового времени: «возрождение» античной культуры, возникновение гуманизма, развитие философии, литературы, искусства и пр.

Поздний Ренессанс и Новое время были эпохой Великих географических открытий, когда европейцы — моряки, торговцы, миссионеры, переселенцы из метрополий, встретились с народами далеких стран, культура, искусство, язык, религия и быт которых были непохожи на европейские. С течением времени сложились востоковедение и этнография (XIX в.), внесшие значительный вклад в развитие культурологической мысли.

^ Новое время. В 1630-е гг. чешский мыслитель Я. А. Коменский: «Культура» — «нравственное воспитание» человека, «образование» [«Великая дидактика»]. Немецкий правовед С. Пуфендорф ввел понятия «status culturalis» — человек воспитанный, уважающий мораль, традиции и «status naturalis» — «естественный» человек, невоспитанный, необразованный дикарь [«Право естественное», 1684].

В эпоху Просвещения возникла так наз. «классическая» модель культуры, связанная с секуляризацией общества, распространением светской культуры, успехами наук, техническим прогрессом, развитием искусств и пр.

Итальянский философ Дж. Вико идею культуры передавал как «humanitas» — «человечность», что связывает его с идеями Ренессанса. Создал теорию цикличности развития культур. «Мир культуры, очевидно, создан людьми, потому принципы его развития возможно открыть в видоизменениях самого человеческого сознания» [«Новая наука об общей природе наций», 1725].

Французские просветители (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, О. Мирабо и др.) критиковали сословные и религиозные предрассудки своего времени, формировали светские представления о культуре. О. Мирабо — «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания» [«Друг людей», 1756].

Германия. В философско-научный оборот термин «культура» ввел И. К. Аделунг [«Опыт истории культуры человеческого рода», 1782]. И. Г. Гердер видел в культуре (язык, религия, искусство, мораль, семейные отношения и др.) процесс совершенствования всех человеческих сил и способностей. Гердер назвал народ главным творцом культурных ценностей [«Идеи к философии истории человечества», 1792].

И. Кант связывал содержание культуры с умственным, духовным совершенствованием человека, развитием моральных представлений, чувства прекрасного. И. Винкельман заложил основы научного искусствоведения [«История искусства древности»]. Г. Гегель: «Культура — это вторая природа человека». В. фон Гумбольдту принадлежат исследования, которые легли в основу научно-философских представлений о языке. В. Дильтей рассматривал культуру в духе идей «философии жизни». В. Ницше, рассматривая культуру на основе античности, выявил «аполонийское» и «дионисийское» начала в культуре. Психологические и этнопсихологические исследования культуры стран и народов (В. Вундт), проблемы «психологии масс» (Г. Лебон).

Англия и США. Антрополого-этнографические исследования. Идеи эволюционизма в культуре: Л. Морган: дикость, варварство, цивилизация («Древнее общество», 1877). Э. Б. Тайлор («Первобытная культура», 1871), Дж. Фрезер: исследования первобытной магии и религии («Золотая ветвь», 1900). Л.А. Уайт. «Новоэволюционизм» Понятие «технологический детерминизм». Утверждение культурологии, как самостоятельной науки.

Психоаналитические теории культуры: З. Фрейд (проблемы бессознательного, «Эдипов комплекс»). К. Юнг (коллективное бессознательное, «архетипы», «символы», генезис культуры).

Социокультурные исследования 1 пол. ХХ вв. М. Вебер (социология культуры), Э. Кассирер (символическая теория культуры), Й. Хейзинга (игровая теория культуры). Функционализм – выявление функциональных связей составных элементов культуры по отношению друг к другу (Б. Малиновский, А. Ратклиф-Браун).

Французская социологическая школа в исследованиях культуры (Э. Дюркгейм, Л. Леви Брюль («Первобытное мышление»), К. Леви-Стросс («Структура мифа»).

«Новая историческая школа» во Франции: синтез истории, психологии, повседневности в исследовании культуры (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.).

Морально-этические идеи культуры в XX веке. А. Швейцер: «Материальные достижения — это еще не культура, они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества». Роковой для культуры «общественной болезнью» ХХ века, А. Швейцер назвал утрату этического фундамента культуры в погоне за материальными благами [«Культура и этика»].

Русский ученый Н. Рерих (вместе с Е. Рерих) стал создателем нравственно—эстетического учения «Живая этика», в центре которого стоит культура. Н. Рерих выступал за сближение культур Запада и Востока. Инициатор принятия Международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах [«Пакт Рериха», 1935].

А. В. Мень (1935—1990) историк религии, протоиерей Русской православной церкви. «Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре». Отрыв культуры от идеи Бога опасен, так как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. В христианстве А. В. Мень видел огромные возможности для нравственного, облагораживающего воздействия на общество и человека.

В последней трети XIX (русский мыслитель Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа»), и первой пол. ХХ вв. (немецкий историк О. Шпенглер, «Закат Европы»), английский историк А. Тойнби, «Постижение истории») обосновали идеи историко-культурных типов. История человечества предстала множеством «локальных» культур (цивилизаций), которым суждено рождение, юность, расцвет и гибель. К представителям «цивилизационного» подхода относят еще и русских мыслителей К. Леонтьева, Н. Бердяева и др. П. А. Сорокин и С. Хантингтон (США) применили теорию «локальных» цивилизаций к анализу социокультурных и геополитических процессов ХХ в. «Цивилизационный» подход подорвал господствовавшую в науке «европо-моноцентрическую» модель культурного прогресса.

Немецкий ученый К. Ясперс («Смысл и постижение истории»), наоборот, полагал, что человечество имеет общий источник развития — «Осевое время» (800-200 гг. до н.э.), в которые возникли основные мировоззренческие идеи, определившие духовное основоположение современного человечества (Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Заратустра, библейские пророки, древнегреческие философы).

Становление отечественной культурологической мысли (Э.С. Маркарян, М.С. Каган, Л.Н. Коган и др.). В советской науке понятие «культура» долгое время понималось как духовная «надстройка» над материальным «базисом». В 1960—70-х гг. началась разработка философских аспектов культуры, «деятельностного» и «ценностного» подходов и т. д.

Деятельность ЮНЕСКО и других международных организаций по изучению современных социокультурных процессов.


^ ТЕМА 1. 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Культурология базируется на всех областях научного знания о культуре, использует необходимые методы сопричастных к себе наук, и разрабатывает собственные методы исследований. Так, методы социологических исследований используются и в социологии культуры. В морфологии культуры используются методы структурного анализа, теории систем, этнопсихологии, лингвистики и др.

Выделяют исследования фундаментального, теоретического плана; и экспериментального, направленного на сбор материала; исследования «прикладного» характера. Характерны два основных уровня исследований:

Теоретический подход (от греч. «theoria» — «созерцание, усмотрение умом») связан с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей культуры.

Эмпирический подход (от греч. «empeiria» — «опыт») направлен непосредственно на изучаемый объект культуры, и опирающийся на данные наблюдения и эксперимент.

Большинство предпочитает или теоретический, или эмпирический (экспериментаторы, собиратели и аналитики фактов) уровень исследований. Важны оба уровня исследований. Л. Морган, 3. Фрейд, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и др. сами собирали эмпирический материал и обобщали его теоретически.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа. Типология культуры опирается на выявление сходства и различия изученных объектов, поиск их идентификации, а в теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой сферы, подсистемы культуры, выявить закономерности развития.

^ Системный метод (от греч. «systema» — «целое, составленное из частей; соединение»). В его основе изучение множества объектов культуры как системы, образуемой из различных элементов, связанных определенными типами социальных и других связей, образующих единое целое (культуру). Системные исследования — способ синтеза, упорядочивания, интеграции, накопленного отдельными областями культурологии эмпирического материала. Главная цель — выявление функциональных связей между подсистемами и сферами культуры и феноменами, обеспечивающих целостность всей системы культуры.

Наука, искусство, религия, философия и др. являются сложными подсистемами культуры, имеющими собственную динамику и характер взаимодействий, что дает постоянные изменения и усложнения при построении «системной модели» культуры.

Сравнительный (компаративный) метод (от лат. «comparativus» — «сравнительный»). Тоже самое — «кросс-культурный» метод (от англ. «cross» — «пересекающийся», «перекрестный», «сопоставляемый»). Задачей сравнительного метода исследований является изучение культурных феноменов и процессов через сравнительный анализ и выделение, общих для «универсалий культуры» свойств, ценностей, культурной динамики, и их специфических свойств в конкретной культуре. Это области культурной антропологии, социологии культуры, сравнительного изучения религий и пр.

«Системный» и «сравнительный» методы часто выступают в совокупности, как «системно-сравнительный» (философский) метод.

^ Системно-функциональный метод основан на выделении в системе и подсистемах культуры не только структуры составляющих, но и их функций (роли, значений) относительно друг друга. Этот метод особо применим для перехода от постановки проблем в теории культуры к исследованиям конкретных феноменов культуры.

^ Культурно—исторический метод исследования исходит из того, что культура — это социальная память человечества, продукт общественной деятельности людей и только в лоне ее исторической интерпретации различные артефакты культуры могут быть восприняты и правильно поняты. Культурно-исторический метод исходит из понимания духовных процессов как части культуры, опирается на взаимодействие этих явлений с широким полем всей мировой культуры. Культурно—исторический метод использует культуру, как ключ к интерпретации художественных произведений и т. д.

Синтез на базе культурологии историко-культурных, социокультурных и психологических знаний позволяет исследовать проблемы менталитета, психологических характеристик различных культур, повседневной культуры, «соматической» (телесной) культуры и др.

Гендер (англ. «gender» — «род, пол») — совокупность качеств, норм (женский или мужской гендер). Гендерные исследования позволяют более полно рассматривать специфику женского и мужского начала в культуре, взглянуть на нее в ином ракурсе.

Аксиологический подход (от греч. «axios» — «ценный, достойный»). Культура как совокупность материальных и духовных объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями (Г. Риккерт и др.). Деятельностный подход. «Культура — это способ и результат человеческой деятельности» (М.С. Каган, Л.Н. Коган). Игровой подход к культуре и ее генезису (Й. Хейзинга, Г. Гессе и др.). Семиотический подход. Культура как сложно организованная система знаков и символов (Ю. Лотман и др.). Феноменологический подход (от греч. «phainomenon» — «образ, явление»). Философы чаще рассматривают феномены культуры через призму проблем сознания.

^ Ключевые понятия: теоретический и эмпирический подходы, системный метод, сравнительный метод, системно-функциональный метод; историко-культурный метод, аксиологический, деятельностный, игровой, семиотический, феноменологический подходы.


^ РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ






оставить комментарий
страница1/6
Дата02.10.2011
Размер1,37 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
плохо
  1
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх