О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение icon

О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение


Смотрите также:
Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия...
Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир»...
Программа Вступительных испытаний Философия и методология науки и техники По направлению...
Предмет философии и ее функции...
Примерный план Мировоззрение, его структура и основные формы...
Тема Предмет и функции философии > Философия как особый тип мировоззрения...
1. Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения...
Экзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру Понятие мировоззрения...
Философия и мировоззрение...
Вопросы к экзамену по дисциплине "Философия"...
Билет №1 Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения...
Н. С. Рыбаков Поступок в составе мировоззрения...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать
Билет 1

О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение.

Философия имеет внутреннее отношение к мировоззрению. Философия средство развития мировоззрения.

Мировоззрение характеризует общую жизненную позицию человека, понимание им мира, свое место и возможности к миру.

  1. Мировоззрение – общий панорамный взгляд на мир.

  2. Мировоззрение не просто отстраненная картина мира, а всегда пристрастный, заинтересованный взгляд на мир.

  3. Мировоззрение – это и выстраивание определенного ориентирования человеческого поведения и действия в мире, дает общий контур в жизненной строке человека.

Мировоззрение – важный момент в духовной жизни человека. Мировоззрения – многообразно и изменчиво. Это связано с различными субъектами мировоззрения. Это может быть мировоззрение отдельного человека, группы, народа. Сколько субъектов столько и мировоззрений. Мировоззрение и изменчивость связано с тем объемом культуры, из которого люди формируют свое мировоззрение.

Многообразие и изменчивость связано с характером человеческого опыта.

Многообразие и изменчивость связано с совокупностью потребностей и интересов людей и человеческой общности.

Многообразие и изменчивость зависит от условий воспитания, образования, информационных воздействий, которым люди подвергаются.

Многообразие и изменчивость связаны с характером эпохи, в которой люди рождаются, обретают или теряют себя и т.д.

^ О предмете философии и ее месте

в системе научного знания

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разуме­ется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной лю­бознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утон­ченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен­ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че­ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само же­лание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на жи­тейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по­философствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые вы­ходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осо­знаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти во­просы, сделать вид, что они не существуют, практически их игно­рировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопро­сов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Сло­вом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сло­жением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравствен­ности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существую­щего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержа­ния и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис­торию, т.е. историю философии, которая являет собой существен­ную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы обра­зуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точ­ные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен­нюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти выс­шее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фун­даментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

Философия и мировоззрение

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тон­чайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная сис­тема взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетичес­ких ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстан­цией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — ра­зуму, воле.

Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесооб­разность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесооб­разности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактери­зовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духов­ности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человече­ства, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде систе­мы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия это система основопола­гающих идей в составе мировоззрения человека и общества.


Билет 2

Круг философских вопросов. Предмет философии.

Во всем многообразии вопросов, которыми занимается философия можно выделить устойчивое ядро. Философия есть форма мировоззрения, не может не заниматься определенным кругом вопросов.

  1. Мир. Философия – размышление о мире.

  2. Человек.

  3. Отношение человека и мира.

МИР -----------------------ЧЕЛОВЕК

Природа мира ! Природа и сущность

Основание ! Содержание его бытия

Форма бытия ! Смысл

!

Отношение

Познание АНТРОПОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ Оценка

Практика


ГНОСИОЛОГИЯ

Аксионогия –ценностное отношение человека к миру.


Билет 3

Философия в ряду духовно-мировоззренческих форм.

  1. Обыденно-житейское мировоззрение.

  2. Мифология.

  3. Религия.

  4. Научное мировоззрение.

  5. Философия.

  1. Обыденно-житейское мировоззрение – это мировоззрение, которое формируется в непосредственном процессе человеческой жизни, и оно в этом процессе живет и проявляется.

Характерные особенности:

а) общераспространенность (повсеместность);

б) непроизвольность (?) – в которой человек не дает себе отчет;

в) близость к жизни;

г) апелляция к собственному опыту, к общему.

Философия возникает как критика собственного мировоззрения, как противостояние, как разрыв сил.

Философия возникает как дело особых людей, она требует специальной подготовки, специальных усилий, специального творчества.

Философия, в отличие от житейского мировоззрения, рефлексивное мировоззрение, самосознательное, оно формируется как сознательная постановка вопросов и сознательный поиск ответов на них.

В отличие от житейского мировоззрения философия – это всегда определенная удаленность от жизни.

Доказательную силу в философском размышлении имеет разумное выстраивание мыслей.

Характерны сомнения.

В житейском мировоззрении философия находит материал, импульсы, движение.

2) Мифология.

Одна из древнейших форм духовной жизни людей. В любой развитой мифологии основные вопросы мировоззрения проработаны. Философия исторически возникает из мифологии и материале мифологии. Первые формы философии – пересказ на древнем языке того, что мифологии как-то выражена.

Особенности мифологии, как мировоззрения:

а) живописно-образное (картинное) восприятие и истолкование мира;

б) характерно для мифологии. Человеко-уподобляющее истолкование событий в мире и в целом всякая информация – антропоморфична.

в)источник человеческой мудрости выносится за пределы непосредственной жизни и задача человека приобщиться к этому источнику.

г) Характерна традициозность и авториторизм. Миф – непрерикаемый авторитет.

Философия в отличии от мифологии формируется как человеческое размышление о мире.

В отличие от мифологии философия объясняет не через человеко-уподобление, а через раскрытие сущности, дохождения закона.

В отличие от мифологии философия – это человеческий поиск истины и мудрости.

Резко отличаясь от мифологии философия не рвет с ней связь.

3) Религия.

Религия включает в себя мифологию, но она мифологией не исчерпывается.

Отношение философии и религии.

  1. Философия находится в отношении резкого противостояния с религией (атеистическая философия).

  2. Нейтралитетское отношение философии и религии: имеет каждый свою истину.

  3. Тесный союз философии и религии – религиозная философия.

Как бы не строились отношения философии и религии, существует между ними качественное различие. Различие между философией и религией – вера.

Вера – универсальный фактор человеческой жизни.

Вера – допущение чего-то, принятие его за истину без специальных доказательств и обоснований.

Религия может быть охарактеризована:

а) Религия и философия отличаются по той роли, которую вера в них играет. В религии вера исходная и главная. В философии – размышления, вера уже в связи с размышлениями. Скептическая религия.

б) Религия и философия различаются в отношении предмета религии. Религия – вера в Бога (сверхъестественное начало, которое над миром возвышается и которое значимо для человеческой жизни).

В философии – идея Бога может признаваться, но может и отрицаться.

в) Философия и религия различаются по характеру веры. В религии вера – это непосредственная связь человека с Богом. В философии – на первом месте размышления о Боге, о мире, о человеке. Философия – некая (?) отстраненность от объекта.

Религия и философия разные духовно психические позиции.

  1. Научное мировоззрение.

Наука имеет к мировоззрению существенное отношение.

  1. Материал для выстраивания других форм миров.

  2. Формирует картину мира, мировоззрение.

В возникновении связана с философией.(?) Возникают, преодолевая границы мифологического живописания мира. Возникает и формируется под этой философии. В новое время наука обретает самостоятельность, как мира познания и миропонимания. Не утрачивает связи с философией.

1) Наука дает философии материал, проблемы, стимулы для развития.

2) Наука, развиваясь, нуждается в философии для самосознания, понимания своего смысла и значения человеческой жизни.

Является ли философия наукой?

1) Сциентизм – философия есть наука и она не может не быть наукой:

а) наука высшей пробы, наука наук, Гегель.

б) философия должна строиться по образцу развитой науки, Спиноза.

2) Антисциентизм – наука имеет дело с фактами, их группировкой, описанием, обобщением.

В суть бытия она проникнуть не может. Задача философии – постижение сути бытия. Чтобы эту задачу решать философия не должна быть наукой.

Философия есть обобщение всей человеческой культуры, а не только науки и научные значения. (?)


Билет 4

Функции философии.

Вопрос о функциях философии – это вопрос о значении философии в человеческой жизни и культуре.

Функции:

1) ^ Мировоззренческая функция. Философия есть форма мировоззрения, способ его обоснования, критики и развития.

Мировоззрение возникает до философии, может существовать без философии. Философия становится необходимым условием жизни мировоззрения.

2) Философия выполняет объединительную функция в развитии культуры. Участвует в отборе, организации той суммы знаний, из которой растет картина мира, мировоззрения.

3) ^ Логико-методологическая функция. Выявление и анализ основных понятий, на которых строятся человеческое размышление, отношение к миру и человеку.

4) Критическая функция. Занимается выявлением неблагополучий жизни, препятствий, заблуждений.

5) ^ Проективная функция. Выявление возможностей человеческого развития, формирование картин возможного и желаемого.


Билет 5

Древнегреческая философия.

Древнегреческая философия –богатое интересное явление культуры.

VI век до н.э. – VI век н.э.

Особенность в том, что это первые формы философии на европейской почве.

Условия и предпосылки возникновения древнегреческой философии:

  1. Духовно-познавательные.

а) развитая мифология – предпосылки,

б) подверглась литературной обработке древнегреческая мифология,

в) не было священных книг,

г) богатый массив преднаучного знания. Имели возможность пользоваться знаниями древних культур.

2) Социально-практические.

а) рост производительности и общественного разделения труда. Классическое рабство,

б) высокое развитие ремесла и торговли – контакты с другими культурами, развитие творчества и мышления,

в) развитие города – государства – полиса – форма государства, которая предполагала развитие инициативы, умение спорить, доказывать, убеждать.

Греческая философия началась с постановки вопроса о первоначале мира, начале всего. Первым этот вопрос поставил Фалес (624 – 546 до н.э.)

Фалес первым начал рассуждать о природе. В качестве начала принял воду. Начала – это основные понятия и представления в науке, то благодаря чему нечто возникает и существует.

Начало – источник существования, основа всего существующего, во что все возвращается переставая быть. Вода безначальна:

- изобилие – важное качество воды,

- важна для жизни человека,

- вода нерукотворна,

- способна сохраняя себя изменяться, проявляться.

Первоначально по Фалесу, будучи устойчивым, вечным обладает способностью внутренней пластичности. Первоначально – это теоретический образ, конструкция.

Идея первоначала связана с вопросом о соотношении сущности и явления. Фалес поставил задачу о похождении сущности, как основа бытия. Нахождение единства в многообразии. Поставил вопрос о соотношении изменения и постоянства.

^ ГЕРАКЛИТ (544-480)

г Эфес. Начало всего – огонь. Мир – это огненная стихия. Все течет, все меняется, все непостоянно. В мире есть определенный порядок. Важнейшее понятие – логос – наука, учение, судьба. Логос правит миром. Все ему подчинено, все им управляется. Задача ч-кой мудрости – постигнуть логос. Для познания нужно обилие знаний. Многознание уму не научает. Многознание эффективно, если мы умеем пользоваться знаниями. Чему учат глаза и уши я ценю превыше всего. Но знание имеют, если у ч-ка тонкая душа

От греческой мифологии первые философы Эллады унаследовали проблему архэ - первоначала. Вернее сказать, унаследованы были определенные представления о первоначале, которые в новом, философском контексте превратились в проблему, так как сделались предметом дискуссии. Уже в рамках Милетской школы архэ мыслилось как единое, из которого возникает многое - многообразие вещей. Это возникновение рассматривалось как драматический процесс - так, апейрон одновременно выступает в качестве источника всякого отдельного, индивидуального существования и угрозы ему: он порождает вещи и мстит им за их обособление от себя, т.е. собственно, за возникновение. И центральной темой дискуссии становится именно вопрос о том, как изначальная стихия соотносится , с порожденными ею явлениями, как мера соотносится с безмерным. В величественной и вместе с тем парадоксальной форме эту проблему рассматривает Гераклит. В его учении роль, которая у милетцев принадлежит воде, апейрону и воздуху, играет огонь - стихия, вызывавшая пристальный интерес во всех древних культурах - сила созидательная и разрушительная, дающая жизнь и отнимающая ее. Огонь живет в очаге, согревающем человеческое жилище, и он же - в форме погребального костра - обозначает финал человеческого существования. Поэтому эфесский философ, усматривавший в огне высший закон, управляющий миром, или логос, не мог не прийти к неожиданным выводам. Подобно тому, как пламя согревает дом и сжигает его, человек, рождаясь т е обретая жизнь, в то же время делает первый шаг навстречу смерти. Противоположности совпадают. Путь вверх, по словам Гераклита, есть вместе с тем и путь вниз.

Следствием такого отождествления противоположностей становится представление Гераклита об абсолютной изменчивости и текучести бытия, знаменитое PANTA REI - все течет. Назвав любое свойство любого явления, можно тут же поменять эту характеристику на противоположную: например, об одном и том же человеке можно сказать, что он молод и стар одновременно, весь вопрос в том, по сравнению с кем. Всякое определение относительно. Становясь старше, юноша рождается в качестве взрослого человека, но умирает в качестве юноши Гибель одного явления есть рождение другого. Эта всеобщая изменчивость стремительна и необратима. Известен афоризм Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (Примечательно, что последователь Гераклита Кратил еще более усилил этот тезис, сказав, что это невозможно сделать и один раз: пока мы входим, вода уже утекла, река уже перестала быть тем, чем она была

Такие рассуждения Гераклита часто оценивались в позднейшей литературе как диалектические, т.е. отражающие фундаментальную противоречивость бытия. Однако признать их диалектичность можно с одной, по крайней мере, существенной оговоркой. Главным принципом учения мудреца из Эфеса было представление о тождестве бытия и небытия - ведь бытие вещи в одном качестве одновременно означает ее небытие в другом. А коль скоро это так, определенное суждение о чем бы то ни было оказывается невозможным.

^ ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 530470 до н.э.) — великий диалектик античности.

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и не­бытие — связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеоб­щим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеня­ющимся и закономерно угасающим. Разум правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего времени. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рож­дением души для новой жизни.

^ ФАЛЕС из Милета (ок. 625547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и философии; математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан.

Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Фалес впервые попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов. Тем самым он положил начало естественному объяснению природы.

Фалес стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Он полагал, что душа раз­лита во всем сущем.


Билет 6

^ ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ

г Элея. Парминид, его ученик Зенон VI-V. Продолжая путь поиска первоначала. Истина – это то, что есть на самом деле. Мнение – то, что нам представляется. Путь истины – это разум. Размышление приводит ч-ка к истине. Мнение – это опыт, свидетельство органов чувств. На пути разума есть собственные ловушки. Препятствие что есть небытие. Небытия нет и быть не может. Мысль – это мысль о бытии. Бытие неизменно. Бытие неподвижно. Бытие едино. Изменения, движения, различия, как данности опыты очевидны. Но что есть по истине? Он пытается об этом мыслить. Из того, что что-то очевидно, еще не следует так и есть на самом деле.

Зенон сформулировал ряд апорий:

  1. Ахиллес и черепаха

  2. Дихатомия

  3. Стрела – летящая стрела – покоится (находится, значит покоится)

Покой без движения – элеаты заблуждаются. Они обладают талантом не понимать очевидное. Вопрос о соотношении разума и опыта. Есть граница, противоречие м/у ними. Элеаты поставили проблему соотношения постоянства и изменения, покоя и движения, единства и мн-ва. Историческую значение – побуждение к развитию логики, мат-ки, фил-ии.


Билет 7

^ ДЕМОКРИТ (460-370)

Д попытался преодолеть ту тупиковую ситуацию – разрыв м/у бытием по истине и по мнению. Найти связи. Пустота – условие существования атомов. Она д их разделять. Частица, к-рая неделима, частей нет. Атомы неизменны, вечны. Изначальны. Атомы неощущаемы, умопостигаемы. Атомы различной формы, различаются по положению, по порядку расположения. По истине сущ атомы и пустота. По мнению –т чувственные кач-ва – цвет, запах. Бытие по истине связано с бытием по мнению. Чувственные кач-ва вещей обусловленными комбинациями различных атомов.

Первой среди таких компромиссных концепций стал атомизм. Демокриту принадлежит тезис, на первый взгляд, очень далекий от проблемы бытия и небытия, но точно выражающий принцип отношения великого атомиста к задачам философии: Мудрец - мера всех вещей. Философия Демокрита - это система воззрений мудреца, единственной целью которого является созерцание мира, но ни в коем случае не активное действие. Поэтому и картина мира мудреца радикально отличается от той, которую создают обычные люди.

Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Как и у элейцев, первое основано на чувствах, второе - на разуме. В общем мнении, или, иначе говоря, согласно данным органов чувств, существует то, что обычно представляется людям несомненной реальностью - многообразие явлений, мир, полный движения и красок. Однако такая картина мира обусловлена устройством человеческого восприятия. Предметы обладают свойством испускать специфические образы, повторяющие их очертания; эти-то образы вещей - эйдосы, или виды, и становятся доступны зрению человека. Но если бы в человеческих силах было увидеть, каков мир по истине, т.е. как он выглядит независимо от субъекта, перед нами предстала бы совершенно иная картина. Мы увидели бы, что ничего этого на самом деле нет, а есть лишь атомы и пустота.

Резкое противопоставление истины и мнения роднит атомистов с элеатами. Однако легко заметить, что, согласно учению атомистов, по истине существует не только бытие, но и небытие. Еще Левкипп утверждал, по свидетельству Аристотеля что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Пустота в представлении атомистов - это и есть то самое небытие, благодаря которому только и может иметь место движение. Причем и то, и другое - и бытие, и небытие - недоступно органам чувств. И атомы, и пустота постигаются только умом.

Атом (дословно - неделимый) есть, с точки зрения Левкиппа и Демокрита, мельчайшая абсолютно плотная и непроницаемая частица. Атомы не подвержены никаким изменениям, не имеют ни цвета, ни запаха. Все качества вещей - сплетений атомов - существуют лишь в общем мнении, иными словами, они носят до известной степени иллюзорный характер. Самим же атомам присущи -только определенная форма и положение (повтор).

Истинная картина мира отличается, согласно атомистическому учению, от обыденной еще в одном отношении. В действительности не происходит ничего случайного Все сцепления и расщепления атомов и, следовательно, всеобусловленные этими процессами события суть проявления необходимости. Если какое-либо явление кажется нам случайным, то только потому, что нам неизвестна его причина. Этот тезис Демокрита был настолько радикален, что его не могли принять даже некоторые позднейшие атомисты, в частности, Эпикур. Последний говорил, что скорее готов признать существование богов, которых можно умилостивить, чем всевластие неумолимой необходимости.

Итак разрыв между двумя уровнями осмысления мира - обыденным и философским - не только не исчезает в атомизме, но и обретает более четкие очертания философская истина не просто трудна для понимания. Ее нелегко выдержать Тяжело жить, зная, что все в мире иллюзорно, кроме атомов и пустоты, причем поведением атомов целиком и полностью управляет безличная необходимость Античный атомизм оказался гениальным предвосхищением атомизма естественнонаучного. Но следует помнить, что применение атомистического принципа в позднейшем естествознании предполагало и существенное переосмысление античного наследия.

^ ДЕМОКРИТ (р. ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости) — древнегреческий философ-атомист.

Демокрит и другие атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота — един­ственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пусто­те, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все много­образие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных ато­мов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с единой субстанцией.

Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического ма­териала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточ­ный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо ос­новании и в силу причинности.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум; мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.


Билет 8

^ ПЛАТОН (427-349)

Продолжая дело Сократа, ставит в центр рассуждений понятия. У Платона понятия связаны с идеями. Идея – самостоятельное бытие, существует независимо от людей, от вещей – это самостоятельный мир: бытие по истине.

Идея противостоят вещам, как бытие по истине противостоит бытию по мнению. Характеризуя идеи, Платон демонстрирует их противостояние вещам. Идеи бестелесны. Идеи недоступны нашим чувствам. Лишь умопостигаемы. Идеи неизменны, поэтому вечны. Идеи неподвижны, безотносительны, безусловны, поэтому абсолютны.

У Парминида бытие едино, неразличимо внутри. Идеи, у Платона – это сложный мир, имеющий свою структуру. Благо – это верховная идея.

Будучи противоположными, вещи и идеи у Платона внутренне связаны. Идеи соуч(?) вещам, вещи причастны идеям. Идея по отношению к вещам это сущность. А вещь – это проявление сущности в какой-то идее. Идея – есть закон устранения вещи. А вещь – реализация проекта.

Идея – совершеннейший образец. Вещь – копия. Идея – цель, к которой вещи устремлены.

По Платону знание возможно лишь только в отношении мира идей. В мире вещей – лишь мнение. По Платону истина изначально заложена в человеческой душе. Но она в скрытом состоянии. Задача познания – скрытую истину актуализировать. Сократическая беседа позволит скрытую истину обнаружить. Для выявления глубины истины значение имеет обработка чувственного опыта.





оставить комментарий
страница1/6
Дата02.10.2011
Размер1,8 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
не очень плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх