Данный курс лекций предназначен для студентов-экологов, занимающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной деятельности», читается в первом семестре первого года обучения по данной программе. Цель курса icon

Данный курс лекций предназначен для студентов-экологов, занимающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной деятельности», читается в первом семестре первого года обучения по данной программе. Цель курса


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа курса «введение в теорию и практику перевода» Курс «Введение в теорию и практику...
Данный курс лекций может быть использован при обучении студентов-нефилологов по программе...
Бакалаврская программа по направлению «Менеджмент», весенний семестр 2008/2009 учебного года...
Методическая разработка по курсу “Теория английского языка” Данное пособие предназначено для...
Рабочая программа по дисциплине «Практический курс иностранного языка» Для студентов...
Пояснительная записка данный курс предназначен для аспирантов первого года обучения...
Программа профессиональной переподготовки дпо для получения дополнительной квалификации...
Дисциплины, которые должен освоить учащийся для получения квалификации «Переводчик в сфере...
Данный курс лекций является авторским и разработан в рамках программы подготовки переводчиков в...
Обязательный курс для студентов Iкурса...
Программа регионоведческого курса...
Программа регионоведческого курса...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Курс лекций


Объяснительная записка:

Данный курс лекций предназначен для студентов-экологов, занимающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной деятельности», читается в первом семестре первого года обучения по данной программе.

Цель курса - ознакомить студентов, приступающих к изучению лингвистических дисциплин, с основными проблемами языкознания и сформировать у них базовые теоретических знания по данной дисциплине.

Для реализации поставленной цели в процессе обучения решаются следующие задачи:

- выделяются основные проблемы лингвистики;

- рассматриваются проблемы сущности и происхождения языка;

- анализируются закономерности исторического развития языка;

- представляются классификации языков;

- рассматриваются уровни и единицы языка как системно-структурного образования.

В целях контроля понимания и усвоения каждая тема сопровождается вопросами и практическими заданиями.

Прилагается список рекомендуемой литературы.

Данный курс лекций может быть использован при обучении студентов-нефилологов по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

На сайте размещен фрагмент лекций по данному курсу. Представлены лекции по теме «Гипотезы происхождения языка» и лекции по разделу «Фонетика».


^ Тема: ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

Теистические гипотезы происхождения языка

Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если лю­бой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может быть понят в реальных фактах его су­ществования, то праязык, или "первобытный" язык, не поддается прямому изучению, так как никаких реальных остатков от него нет, они не зафиксированы письменностью. Фактически происхождение языка оказывается тесно связанным с проблемой происхождения человека и жизни. Именно в таком ключе решали эту проблему в древности.

^ Логосическая теория происхождения языка. На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория (от греч. logosпонятие разум, мысль) происхо­ждения языка, которая существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. В представлении наро­дов Индии, Передней Азии, живших ранее X в. до н.э., язык был создан божественным, духовным началом. Обозначая духовное начало, древние люди употребляли термины бог, слово, логос, дао. Самыми древними литературными памятниками являются индийские Веды. Согласно Ведам, установителем имен является Бог, который создавал не все имена, а только подчиненных ему Богов. Имена вещам уже устанавливали люди, но с помощью одного из Богов - вдохновителя красноречия и поэзии.

В мифологии древних греков был сюжет о том, что созда­телем языка выступает Бог Гермес - покровитель торговли и средств сообщения, отождествлявшийся с египетским Богом мудрости и письма Тотом. В древнегреческой философии эта идея была не очень популярной, поскольку считалось, что ответить на вопрос о происхождении языка можно используя естест­венные аргументы и не прибегая к сверхъестественной помощи.

По Библии носителем Слова является Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в нача­ле у Бога. Все через него начало быть и без него ничто не начало, что начало быть» (Евангелие от Иоанна). Творя мир, Бог прибегнул к акту говорения: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И стало так" (Бытие). Затем он устанавливает имена сотворенным сущностям: "И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И назвал Бог твердь небом... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями" (Бытие). Таких имен Бог устанавливает немного: день, ночь, небо, земля, море, поручая именование всего остального Адаму. Таким образом, согласно Библии, Бог делил людей способностью к языку, которую они употребили для наименования вещей.

Идея божественного происхождения языка проходит через всю историю языкознания. Такие крупные мыслители, как Платон (IУв. до н.э.), немецкий просветитель и ученый И.Гедер (1744-1803), классик немецкой философии эпохи Просвещения Г.Э.Лессинг (1729-1781), немецкий философ и просветитель Д.Тидеманн (1748-1803), много размышлявшие над происхож­дением языка, пришли к выводу о его божественном начале.

Крупнейший языковед XIX столетия, основоположник об­щего языкознания и философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность духа. Его пред­ставления о языке как энергии и стихийной деятельности человеческого духа - это дальнейшее развитие логосической теории.

Ответвлением логосической теории являются представле-­
ния многих древних народов мира о мудрецах, благородных людях, законодателях как установителях имен. В этих представлениях создание языка приписывается высокочтимым и святым предкам, основателям племени, которые, как правило, были свя­заны с Богами. Так, в древнеиндийской Ригведе (наиболее древняя и значительная из четырех вед; первый известный памятник индийской литературы) имена устанавливают первые мудрецы. О подобном варианте создания имен говорится и в древнеиранской Священной книге Авесте (букв.: закон): "И их же древние люди гор имена установили".

­Роль установителя имен могли выполнять не только пред­ки, но и современники, управляющие государством, что харак­терно, например, для древнекитайской философии. Дао как ре­альная созидающая сила устанавливает порядок в обществе через государей. Сами же государи устанавливают порядок в обществе через именование, для чего им необходимо знать точный смысл имени и "предел их употребления": чем больше законов и чем менее они точны, тем больше беспорядка в обществе. Правитель должен давать и произносить имена правильно, только в этом случае возможно эффективное общение между государем и под­данными и порядок в обществе.

Правильность установления имен законодателем для дос­тижения гармонии в обществе и мире - тема актуальная и для ан­тичной философии. Установление имен мудрым человеком должно происходить по возможности в согласии с природой ве­щей. Установленное не в соответствии с вещью или искаженное обычаем употребления имя неправильно отражает природу вещ и ведет к заблуждению.

Идея об установителях имен имела своих последователей в истории лингвистики. Так, французский философ и публицист Ж.М. Дежерандо, изучая поведение некоторых пле­мен, приходит к выводу, что язык мог быть сообщен им всего не­сколькими людьми - более развитыми и мудрыми руководителями. Немецкий филолог Я. Гримм (1785-1863) полагал, что легче всего представить себе происхождение языка в ситуации, где взаимодействуют две-три пары родоначальников и их дети.

^ Атеистические гипотезы происхождения языка

Биологические гипотезы происхождения языка

Теория звукоподражания. Теория звукоподражания идет от одного из распростра­ненных и влиятельных направлений древнегреческой филосо­фии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой теории заключается в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира – шуму ветра, крику птиц, реву зверей и т.д. Любой язык имеет некоторое количество звукоподражательных слов типа русских ку-ку, кря-кря, гав-гав, хрю-хрю, мяу-мяу, кап-кап, дзинь-дзинь, бац, апчхи и производных от них: куковать, крякать, гавкать, хрюкать, мяукать, капать и т.п. Зву­коподражания только приблизительно передают звуки окружаю­щего мира. При этом в разных языках подражание звуками одно­му и тому же предмету, явлению или живому существу происхо­дит по-разному. Так, в русском языке крик петуха передается как ку-ка-ре-ку, во французском как кирико-ко, в армянском - кук-ли- ку, в английском - кок-э-дудль-ду и т.д.

Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. Наиболее упот­ребительные слова не обнаруживают сходства с подражанием ка­ким-либо звукам окружающего мира: ср. рус. земля, небо, солнце, мать, отец, рука, ходить, писать и т.д.; Правда, еще стоики по­лагали, что для предметов и явлений, которые не звучат, имеет значение то, как они воздействуют на чувства - мягко, жестко, грубо и т.п. Согласие ощущения вещи с ощущением звука по мнению стоиков, является как бы колыбелью слов. Вместе с тем, для подражания сочетаниями звуков звукам окружающей приро­ды нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее дли­тельное предшествующее развитие.

В XVIII в. звукоподражательную теорию поддержал знаме­нитый немецкий ученый В. Лейбниц (1646-1716). Он считал, что образование слов - результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. По Лейбницу, есть звуки сильные и шумные, мягкие и тихие, вызывающие соответствующие представления. Представление как бы формирует для себя звуковую оболочку слова. Так, звук r в немецком языке вызывает сильное движение и шум, поэтому употребляется в словах, вызывающих соответствующие ассоциации (нем. Riss «разрыв»); звук l может выражать и нечто мягкое (leben – жить, lieben – любить, liegen – лежать), и нечто совсем другое, так как слова lion – лев, lynx – рысь, loup – волк отнюдь не означают чего-то нежного. Здесь обнаруживается связь с иным качеством, а именно скоростью (Lauf), которая заставляет людей бояться и принуждает бежать. Современные же слова в результате случайных искажений отошли от их первоначального звучания и оригинального значения. Придания звукам символического характера проходит через всю историю лингвистики, начиная с ее самых ранних этапов.

^ Междометная теория происхождения языка. Эта теория берет свое начало от эпикурейцев - противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возник­ло как выражение душевных состояний человека. Эпикур (341-270 до н.э.) и эпикурейцы считали, что человеческая речь в своем возникновении прошла некоторый предварительный, физиологи­ческий этап - этап эмоциональных выкриков, которые связывались с впечатлениями, получаемыми от окружающих вещей, и становились их обозначениями. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и всё иные слова. Первоначально междометия выступали как обозначения всплесков эмоций и воли человека: типа рус. ах, ох, ой, ух, брр, гм, тьфу, у-у-у и др. Затем появились образования от них типа рус. ахать, охать, ойкать, ухать и т.д. Позднее слова стали развиваться из междо­метных звуков по законам словообразования. Причем связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной. Слова стали выражать не только всплески эмоциональными состоянием воли человека, но и другие впечатления, которые вызывались в душе человека окружающим миром. Так звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменяло непосредственное созерцание предметов и явлений. Впечатления древних лю­дей, считает Эпикур, зависели от вещей и местности, в которой проживало племя. Прежде, чем племена установи­ли обозначения вещей, у них развились особые способы выдыха­ния воздуха, обусловленные особенностями впечатлений, испытываемых различными племенами. Это привело в последствии, по мнению Эпикура, к появлению различных языков.

В ХШ веке междометная теория происхождения языка получает свое дальнейшее развитие у И.Гердера, В истории языкознания она получила название теории рефлексий. Первую стадию возникновения языка И.Гердер рассматривает в традиционном для междометной теории ключе: язык - это естественные крики души, проявление инстинктов. Такие выкрики вызывают у других существ с родственной душой сочувствующие ощущения. Поэтому язык первых людей - это язык ощущений. Настоящий человеческий язык еще очень далеко отстоит от него. Благодаря разуму человек может наблюдать самого себя, анализировать свой внутренний мир. Способность человека к рефлексии поро­дила сначала внутренний, а затем внешний человеческий язык. Рефлексия создает отличительные признаки образа предме­та и формирует отчетливые понятия о нем - "слово души". "Сло­вом души" становится наиболее яркий для нее и повторяемый признак предмета. Например, для белого, кроткого ягненка таким признаком будет "блеять". При повторных встречах с ягненком душа воскликнет: "А, это ты, блеющий!" Звук блеяния соединил­ся с признаком ягненка и в результате рефлексии сделался назва­нием овцы. Звук признак предмета и его идея, по Гердеру, могут соединяться в душе сами по себе, естественно, даже если человек не будет пытаться произносить имя.

В XIX веке теория междометий получает свое дальнейшее развитие под названием ономатопоэтической (от греч. onomatopoiia - производство названий) теории в работах Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Я. Гримма и др. Штейнталь считал, что становление языка происходило стихийно, вместе с развитием человека и его сознания. Первоначально слова возникали во время игры, развлечения или отдыха первобытных людей. В одной из этих ситуаций кто-то произносил набор звуков, который использовался ранее как сигнал для совместных действий, например, при охоте на диких животных. Этот набор звуков остальные участники в момент игры повторяют, закрепляя его таким образом в коллективном в сознании уже как обозначение определенного предмета, явления или действия. Здесь Штейнталь подчеркивает три момента: 1) язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации, когда сигнал употребляется; 2) язык возникает как повтор привычных звуков; 3) язык возни­кает при потребности у человека в эмоциональной экспрессии, напоминающей экспрессию художественную.

Если в теории звукоподражания толчком для возникнове­ния языка был внешний мир, то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир человека, его эмо­ции. Общим для обеих теорий является то, что они изучают про­исхождение механизма говорения как основу для становления языка.

^ Теория происхождения языка из жестов. Основателем этой теории считается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По сво­ей сути эта теория очень близка к междометной теории, но до­полняет и расширяет ее. По Вундту, первоначальное слово - это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психиче­ских движений этого мира. Истоки языка находятся в ярких, бро­сающихся в глаза признаках предметов. Первые звуки, вызван­ные этими признаками, могли быть и эмоциональными выкрика­ми (междометиями), и подражанием звучанию соответствующего предмета. На первом этапе развития языка звуковым эмоцио­нальным реакциям сопутствовали мимические и пантомимические, которые отражали внутреннее состояние человека.


Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выра­жались чувства, эмоциональное состояние, жестами - представления о предметах, воля человека. Рукой и мимикой выражали разрешение и запрет, указание и просьбу, угрозу и поощрение. Постепенно звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль, как менее удобный по
сравнению со звуковым. Жестикуляция начинает играть различную роль у разных народов, что соответствует их особой ментальности, то есть психическому и душевному складу. Так, в течение часового разговора современный мексиканец использует жестикуляцию 180 раз, француз - 120, итальянец - 80, а финн - всего один раз.

Следует отметить, что язык жестов наблюдается у многих современных племен. Например, жестовый язык у австралийского племени аранда насчитывает около 450 различных жестов, не только указывающих на конкретные предметы, но и обозначающих общие представления. Этот язык дополняет звуковой. Широко развит жестовый язык в межплеменном общении у индейцев Америки.

Многие исследователи происхождения языка подчеркивали особую роль жестов и пантомимы в становлении человеческого сознания и звуковой речи. Древние драматические действия - пляски, сопровождаемые выкриками, отражали охоту, воспроизводили сцены сражений. Они изображали те моменты реальных ситуаций, которые воспринимались с большим эмоциональным волнением - радостью, отчаянием, ужасом. Постепенно из игровых ситуаций выделяются пляска, песня и язык. В результате разделения пантомимы звуки становятся символами и всей ситуации, и ее отдельных элементов. Так, по мнению этих исследователей, возникает язык.

Социальные теории происхождения языка

Теория общественного договора. В ХVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг, до н.э.)), и во многом отвечала рационализму ХVШ столетия. Особенно большое внимание уделили ей французские просветители П. Мопертюи (1698-1759), Э. Кондильяк, (1715-1780), Ж.-Ж. Русо (1712-1778), шотландский философ А. Смит (1723-1790) и др.

Некоторые основополагающие идеи теории общественного договора сформулировал в ХVII в. один из предшественников просветителей, английский философ Т. Гоббс (1588-1679). Он считал, что речь была изобретена людьми подобно тому, как лю­да изобрели книгопечатание. Первобытным людям "пришло в голову" давать названия вещам. С помощью названий люди получили возможность удерживать в памяти свои мысли и сооб­щать их друг другу для взаимной пользы и приятного общения.

ХVШ век явился эпохой первой промышленной революции, когда делалась масса изобретений и открытий, а в философии, доминировала вера во всемогущество человеческого разума. Просветители ХVШ в. выдвинули принцип сознательной организованности простых людей, объясняющий, по их мнению, происхождение общества и его разумное социальное устройство. Этот принцип оформился в виде теории общественного договора, в которой язык возникает в результате коллективного соглашения.

Французский математик, физик и философ П. Мопертюи разработал концепцию придумывания языка людьми, отмечая в ней три этапа становления речи. На первом этапе человек выра­жал свои простые и необходимые нужды с помощью нескольких жестов и криков, которых было достаточно для общения. По мере увеличения потребностей к природным жестам и крикам стали присоединяться условные крики и жесты, формируя собственно язык. Второй этап занял достаточно длительный промежуток времени. На третьем этапе формирования языка способы выражения стали независимыми от жестов и тона выкриков. Люди за­метили, что при общении можно обойтись без движений тела, за­менив их "ударениями языка и губ". Ощутив преимущества ново­го способа, люди сохранили его, и так возникло слово.

По мнению Э. Кондильяка, язык возник из естественных криков людей, когда они сострадали друг другу и обращались к взаимопомощи. Крики связывались с восприятиями предметов, вызывавшими их, и сопровождались жестами или действиями, которые уточняли значение крика. Затем естественные крики стали использоваться в качестве элементов нового условного языка, в котором звуки связывались с представлениями о предме­тах.

У Ж.-Ж. Руссо теория общественного договора связана с делением жизни человечества на два периода - природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, эмоций, страстей. Истоки языка ле­жат прежде всего в эмоционально-эстетических переживаниях и их выражении голосом. Нравственные страсти - любовь, нена­висть, сострадание, гнев — вызывали первые непроизвольные зву­ки, "природные вопли». По мере сближения людей между собой они стали искать другие знаки для общения, более удобные и многочисленные, чем "вопли". Такими знаками стали жесты и звукоподражания. Жестами обозначались предметы, видимые глазом и простые для изображения, подражательными звуками - предметы, "поражающие" слух.


Эмоциональные выкрики, полагает Руссо, происходят от природы человека, звукоподражания - от природы вещей. Но го­лосовые артикуляции - это чистая условность, они не могут воз­никнуть без общего согласия. Замена жестов на артикулирован­ные звуки требовала не только коллективного согласия перво­бытных людей, но и слов, что бы ввести в употребление новые слова и договориться об их значении. Понять механизм такой за­мены, признается Руссо, очень трудно.

Как нетрудно заметить, концепция общественного договора объединяет разные этимологические теории происхождения язы­к - звукоподражательную и междометную. Возможность объединения в одной теории заключается в том, что теория общественного договора источником языкового единства людей устанавливает единство человеческой психики, разума и мышления. Поэтому не так важно, каковы были первые слова языка какого-либо народа, а важно то, что любой народ, благодаря единству человеческой психики и мышления, может достигать единого по­нимания ситуаций и знаков, передающих мысли людей по поводу этих ситуаций.

^ Теория трудовых выкриков и трудовая теория. В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французско­го философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера, (1847-1930) была выдвинута теория происхождения языка из трудовых выкриков. Ее основная суть сводилась к то­му, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Л.Нуаре подчеркивал, что мышление и действие были первоначально неразрывны. Выкрики и возгласы при совместной деятельности облегчали и организовывали действия первобытных людей. Трудовая деятельность первых людей осуществлялась с помощью естественных предметов. Затем люди научились изго­товлять орудия труда, которые способствовали его ритмизации. Процесс трудовой деятельности стал сопровождаться более или менее ритмическими возгласами. Эти возгласы постепенно пре­вратились в символы трудовых процессов. Таким образом, первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков является, по сути, вариантом междометной теории.

В более сложном виде в последней трети XIX в. Ф. Энгельсом (1820-1895) была сформулирована трудовая тео­рия происхождения языка. Концепция социальной теории происхождения языка была из­ложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и развива­ется только в человеческом обществе и усваивается каждым от­дельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории - неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и раз­витием форм и способов общения. Говоря о происхожде­нии языка, Энгельс пишет: «... подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу... Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим». Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологической, а затем биологическо-социальной. Основными биологическими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление первых звуковых сигналов. Био­логическая эволюция затрагивала прежде всего легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выполнения трудовых функций. В процес­се трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие чело­веческого мозга и органов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, - пишет Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаклю­чению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». Возникнове­ние языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с процес­сом познания внешнего мира, и с процессом, развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разум­ном общении (в котором осуществлялась коммуникативная и ког­нитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвала его появление. Этот первый человеческий язык еще не был языком в полном смысле слова: общение, по-видимому, больше проходило на уровне жестов и нечленораздельных выкриков с целью регулирования сов­местной трудовой деятельности (в основном это был призыв к дей­ствию и указание на орудие или продукт труда). И лишь со време­нем труд, общение и сознание, формирование новых, более слож­ных общественных отношений способствовали становлению языка. В своем развитии он претерпел многочисленные перестройки, важ­нейшими среди которых были следующие: человек усвоил ли­нейный принцип речи: он научился располагать слова одно за другим и понимать их во взаимосвязи; овладев принципом последо­вательного расположения слов, человек распространил его и на ор­ганизацию звуков в слове: слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов, речь стала членораздельной; усложнилась фоне­тика; расширился лексический запас; из последовательности слов возникли сначала простейшие, а затем и более сложные син­таксические конструкции.

Кроме коммуникативной и когнитивной, у языка возникла новая функция - магическая, связанная со способностью слова воздейст­вовать на человека, явления природы или общества (эта функция сохраняется и сегодня в некоторых архаических обществах Австра­лии и Новой Зеландии, где человек, обладающий необыкновенной физической выносливостью, узнав, что он околдован, погибает через сутки).

Таковы вкратце основные теории происхождения языка, представляющие собой более или менее вероятные гипотезы, традиционно носящие в языкознании название теорий.


Контрольные задания и вопросы:

Назовите теистические гипотезы происхождения языка и объясните их суть.

Какие гипотезы происхождения языка можно отнести к атеистическим ?

В чем суть теории звукоподражания?

В чем суть междометной теории происхождения языка.

В чем суть теории происхождения языка из жестов.

Назовите социальные теории происхождения языка и объясните их суть.


Рекомендуемая литература:

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.,1983, гл. 12.

2. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Ново­сибирск, 1984.

3. Леонтьев А.А. Происхождение языка //Энциклопедия «Русский язык» М., 1997.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.,1967, гл. УП.

6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.,1975, гл. I.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Соч. К. Маркс, Ф. Энгельс 2 изд. т. 20.

8. Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.


Тема: Ф0НЕТИКА

^ ФОНЕТИКА. ЗВУК

Фонетика (< греч. рhōпetiкоs 'звуковой') - раздел языкозна­ния, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и арти­куляционные свойства, законы, по которым они образуются, пра­вила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и соглас­ных и т.д.).


Наша речь складывается из звуков, возникающих при движении речевых органов.

Звук как чисто акустическое явление - это результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха.

Он характеризуется:

- высотой, которая зависит от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний в единицу време­ни (частота колебаний измеряется герцами, человеческое ухо спо­собно воспринимать частоты до 16-20 тысяч герц);

- силой, кото­рая зависит от амплитуды (размаха) колебаний (чем больше ампли­туда, тем громче звук);

- тембром, который зависит от дополните­льных частот (обертонов), входящих в состав звука;

- долготой (или длительностью), которая связана с общим временем звучания звука.

Звук речи - это минимальная единица речевой цепи, воз­никающая в результате артикуляции человека и характеризующая­ся определенными акустическими свойствами.


В речевом аппарате человека принято выделять следующие части:

- дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), кото­рый создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

- гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука;

- полости рта и носа - резонаторы, усили­вающие дополнительные тоны звука (полость носа является не­изменяемым по объему и форме резонатором, придающим звуча­нию носовой тембр, как например, при произнесении русских зву­ков м и н или французских носовых гласных);

- головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата: благодаря нервным импульсам, идущим из мозга, обес­печивается автоматизм артикуляционных движений.


При изолированном произнесении звука различают три фазы в его артикуляции:

- экскурсию, т.е. переход органов речи в состояние, необходимое для производства звука;

- выдержку, т.е. нахождение органов в данном положении;

- рекурсию, т.е. переход к артикуля­ции следующего звука или переход к нейтральному положению.


^ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные.

Гласныеэто звуки, которые состоят только из голоса. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград.


В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии:

- степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения);

- степень продвинутости языка вперед или назад;

- положение губ;

- положение мягкого неба.


В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся на три группы:

- гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: [а];

- гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: [i];

- гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема [о]. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выделять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, от а к и ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).


^ Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы:

- гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, [i];

- глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о;

- гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, [а].

Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний (ő, ű, i) и задний (у, о, и).


При артикуляции гласных важную роль играют губы могут вытягиваться вперед с разной степенью округления, или ла­биализации (< лат. bialis 'губной'). C этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы:

- лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: [о];

- не­лабиализованные, т.е. неогубленные, [а].


По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

- ротовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные;

- но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.


В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания.

Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. [оs] 'кость' и [о:s] ‘рот’, [populus] 'народ' и [po:pulus] 'толпа').


В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за которое происходит изменения, регистр и др.


Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и ла­биализованности, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.


^ С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos 'двугласный') и моно­фтонги (< греч. топоs 'один' и phthongos 'звук').

Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением (ср., например, английский дифтонг ai, немецкий аё).

В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ие: fuиепtе 'источник'); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг аи: Маus 'мышь'); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг аи: tauta 'народ'). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги.

Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг [аu] в сло­вах поw 'сейчас' и роипd 'фунт’).

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или оу (о склонный к y).


Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующим (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать слоговость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить).

^ Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков:

- участие голосовых связок;

- положение активного действую­щего органа, образующего преграду;

-характер пре­грады и способ ее преодоления;

- положение мягкого неба.


В зависимости от участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют.


^ В зависимости от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта шумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.


^ Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, [n] [m] [p], либо губами и зубами (губно-зубные согласные, [f] [v].

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на:

- апикальные согласные (< лат. арех 'верхушка'), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. t, d);

- дор­сальные (< лат. dоrsит 'спина'), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д);

-какуминальные (< лат. саситеп 'острый конец, вершина'), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dž');

- ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).


В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается за счет

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).


^ Увулярные согласные (< лат. uvula 'язычок') - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове bисh или парижское произношение звука [r]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. phаrупх 'зев') - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [h], укр. нога; слц. hоrа; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. lаrуnх 'гортань') - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (араб. аhl 'семья', иврит. mаhir 'искусный').


В зависимости характера преграды, преодолеваемой воздухом, и способа ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые и дрожащие.


При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы.

В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на:

- взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п, б, т, д, к, г);

- аффрикаты (< лат. affrikata 'притертая'), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц);

- носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м),

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и / не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).


^ Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с,з,ш,ж,ф,в,х,л,j) В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж,ф,в,х,j) и бо­ковые (рус. л).


При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

^ В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной занавески) при произношении согласных различают ротовые и носовые согласные. Ротовые согласные – это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кроме м, н) в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).


^ В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. рalatит 'небо') и твер­дые.

Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср. рус. мягкие согласные б’ в', д,’ т' и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. lит 'завеса' (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [l]).


^ Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. t, d), передне­небные (рус. щ ж, ч, р), средненебные (рус. j), задненебные (рус. к, г, х).


Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо - голоса и шума, где шум является преобладающим) и сонорные (< лат. sonorus 'звучный'), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.


Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глоттализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции и неглоттализованные.

Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.





оставить комментарий
страница1/2
Дата02.10.2011
Размер0,6 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх