Название данной статьи созвучно с названием книги «Крепость веры» Исаака из Тракай, выдающегося земляка автора данной статьи или краткий обзор типичных ложн icon

Название данной статьи созвучно с названием книги «Крепость веры» Исаака из Тракай, выдающегося земляка автора данной статьи или краткий обзор типичных ложн


Смотрите также:
Изложение статьи: удк, название статьи заглавными буквами; под названием инициалы...
Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы. Реферат...
Зеленцова М. Г. Смысловая структура слова и национально-культурные варианты ее реализации...
Статья публикуется впервые...
1. Определить удк. Ф. И. О. автора (ов), название статьи...
В. М. Лобеева сущность и основные этапы генезиса...
Поводом для написания данной статьи послужил отрывок «Солнце тора...
    Название «Завтрак для чемпионов» запатентовано акционерной компанией «Дженерал миллз» истоит...
Правила представления информации к статье для ринц вописании каждой статьи должны быть указаны...
«своими словами»...
Муниципальное учреждение культуры...
Статьи



страницы:   1   2
Крепость лжи

(Название данной статьи созвучно с названием книги «Крепость веры» Исаака из Тракай, выдающегося земляка автора данной статьи.)

или краткий обзор типичных ложных утверждений об истории и культуре западных караимов.

(Под термином «западные караимы» автор понимает, как и многие исследователи вопросов, связанных с караимами, караимов, проживающих на территории Крыма, Литвы, Польши, Галича и Луцка и их потомков, проживающих в других местностях.)


Предисловие


С большим интересом прочитал в ежеквартальном издании «Караимика» выпуск 5, 2008 статью Голды Ахиезер «Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар. Истоки современной караимской идентичности в Восточной Европе». Этот интерес связан ни с тем, что в данной статье я обнаружил какую-то принципиально новую информацию, а с тем, что в ней, в довольно сжатом виде, наряду с достоверными данными изложены большинство стереотипных, заведомо ложных или расплывчатых, утверждений на темы, связанные с историей религии, этногенеза, культуры западных караимов. Многим из этих утверждений более полутораста лет. Их истоки, история и поставленная авторами этих утверждений цель не является предметом исследования моей статьи, т.к. эти исследования достаточно полно изложены в книге С. Шишмана «Караизм». Моя цель - донести в сжатом виде до сведения своих соплеменников и людей, интересующихся историей караимов, информацию, которую я почерпнул из прочитанной за последние 10 лет литературы, так или иначе связанной с выше упомянутой темой, обратить внимание потенциальных читателей, может быть, даже научных работников, на многочисленные утверждения, повторяющиеся в различных, как публицистических, так и в «научных» изданиях, расходящиеся с элементарной логикой и здравым смыслом. О том, что подобные утверждения можно называть научными, не приходится говорить, даже если их автор покопался в архивах, его напечатали в солидном издании с прикрепленным внушительным списком использованной литературы.

Я, будучи по образованию инженером, не претендую на научность данной статьи, могу по определенным вопросам высказать свое личное видение. Но я также отдаю себе отчет в том, что подавляющее большинство современных публикаций на темы, связанные с караимами, сделаны на дилетантском уровне, даже если их авторы и считают себя научными работниками. Безусловно, есть и исключения. Этот вопрос затронут в статье А. Бабаджана «История одного верблюда или публикации о крымских караимах», в том же номере «Караимика». В данной статье авторы, пишущие о караимах, делятся на две группы: первая –авторы, пишущие профессионально, вторая- ангажированные фальсификаторы и поверхностные дилетанты. Отметим только лишь, что во всей прочитанной литературе по указанной тематике возраст упомянутых первоисточников или данных достоверных полевых исследований, могущих считаться принципиальными в изучении истории караимов, Хазарии и т.д., примерно сорок лет и более.

У меня есть скромное желание применить в данной статье инженерную последовательность, логику и здравый смысл и надеяться на то, что полемика по вопросам, затронутым в статье Голды Ахиезер после, примерно, 150 лет топтания на одном месте, может поощрить истинную науку, не ангажированную никакими политическими заказами, поставить точку по хотя бы некоторым жизненно важным для западных караимов вопросам.

^ По мотивам «Потерянное колено…»

Цитата 1 из статьи «Потерянные колена,…» «В последнее десятилетие предметом особого общественного и научного интереса стал вопрос о национальной и культурной идентичности караимов – религиозного движения, сформировавшегося в среде вавилонского еврейства в VIII столетии и распространившегося с течением времени на территорию Эрец Исроэл, Египта, Византии и Восточной Европы».

В первом же предложении статьи «Потерянные колена,…» несколько ложных и неточных утверждений. «Общественного и научного интереса…» Непонятно, какое общество имеет в виду автор. Может быть, государство Израиль? У нас в Литве этот интерес не изменен с межвоенного, а, может быть, и более давнего времени, и выражается в редких публикациях в районных или республиканских газетах о локальных культурных событиях в жизни литовских караимов и ничем, по сути, не отличается от интереса к другим национальным меньшинствам в нашей стране. Насколько мне известно, похожая ситуация и в Крыму. Никакого ажиотажа или всплеска интереса в обществе нет. Все занимаются повседневными делами и дружно живут рядом с представителями других национальностей. Что касается «научного интереса», то ситуация такая же. Уже много лет тюркологи изучают караимский язык, историки изучают историю регионов проживания караимов (каждый в рамках своих научных задач, а не только потому, что там проживают караимы), гебраисты изучают тексты и надписи (по аналогичным причинам), этнографы собирают караимский фольклор и т.д. Видимо, автор статьи «Потерянные колена,…» об «особом» интересе знает больше. Об этом могут что-то знать и авторы из второй группы по статье «История одного верблюда или публикации о крымских караимах».

«Национальная идентичность...»Что это такое? Думаю, что сама автор вряд ли ответит вразумительно. Национальная – национальность – этнос. Это понятно. Но словосочетание – пустой звук. Можно подумать, что недостаточно знать свою национальность, а какая-то “комиссия” должна еще ее идентифицировать. При этом совершенно неясно, какими критериями нужно руководствоваться, определяя “идентичность”. Есть старый анекдот из известной серии об “армянском радио”. Вопрос радио: «Сколько существует национальностей в мире?”. Ответ: «Две. Армяне и неармяне”. Перефразируя по г-же Голде Ахиезер: «Евреи и неевреи”. При этом “самоидентифицироваться” у западных караимов, по ней же, права нет. “Идентифицировать” их позволительно только авторам из “второй группы”. Воистину, анекдотичный подход к серьезным наукам у этих авторов. А ведь кто-то такой подход еще и финансирует! А это уже не смешно, а грустно.

Если же речь идет об этногенезе караимов, то автор статьи «Потерянные колена,…» об этом в своей статье ничего вообще не пишет. Известно, что каждая национальность или «этнос» является продуктом смешения двух или более (чаще всего значительно более) ранее живущих этносов. Так говорит наука «этнология». Допускаю, что, может быть, да и существует, несколько версий этногенеза западных караимов. Караимы в этом не оригинальны. Но так уж ли это важно определить точные пропорции этого «коктейля»? В каждом караиме и в представителе других этносов также эти пропорции могут быть различны. Безусловно, существуют доминанты, но даже не они спаивают общность людей в этнос, если верить той же науке «этнологии». Этнос – форма существования «homo sapiens». Людей вне этноса не бывает. Этнос, по определению той же этнологии, общность людей, объединенных поведенческими стереотипами, органично вписанная во вмещающий ландшафт. Говоря своими словами, и в применении к западным караимам, можно со всей уверенностью утверждать, что огромную роль в формировании их поведенческих стереотипов сыграла конфессиональная принадлежность. Но было бы абсолютно глупо утверждать, что это единственный фактор. Даже по определению «этнологии» на него не мог не влиять ландшафт и способ ведения хозяйства или, говоря проще, способы добывания пищи, одежды и т.д. Отложим пока в сторону вопрос о том, откуда прибыли караимы в Западную Украину и в Литву. Язык западных караимов (караимский язык) по утверждению абсолютно всех тюркологов, изучавших его, (позволю себе предположить, что г-жа Голда Ахиезер не тюрколог), делится на три диалекта: крымский, тракайский и галицко-луцкий. Сформировался он в одном географическом регионе (во избежание споров не берусь пока его обозначить, да и в данном контексте это неважно), а на диалекты разделился позднее. Это факт. Оспаривать его было бы примитивно глупо. В данном контексте имеет смысл упомянуть прекрасную статью Р.М.Капланова “К истории караимского литературного языка”, напечатанную в одном из последующих номеров ”КАРАИМИКА”. Хотелось бы привести здесь несколько цитат из этой статьи.

”Изучение истории и культуры караимов немыслимо без привлечения лингвистических данных”.

“Культовый язык крымских караимов, первоначально очень близкий западно-караимским диалектам (о чем свидетельствуют известные караимские переводы Библии XVII в.), впоследствии подвергся … сильной османизации…”. Комментируя этот момент, можно добавить, что тюрколог В.А.Гордлевский в 1928г. при помощи Б.А. Ельяшевича на основе рукописей из библиотеки в Евпатории “Карай-Битиклиги” выбрал около ста караимских слов, не имеющихся в языке крымских татар, и между ними ряд таких слов, которые не встречаются ни в одном из известных тюркских наречий и которые составляют специфическую особенность караимского языка.

“…число людей (караимов А.Ю.),знакомых с богослужебным языком,…было ограниченным. В некоторых общинах такие лица зачастую вообще отсутствовали. Об этом свидетельствует в частности опыт караимского путешественника с Ближнего Востока Давида Хазана, посетившего Галич в 1640 г. и не обнаружившего там ни одного человека, с которым он мог бы объясниться на иврите.

Был и другой фактор, благоприятствующий развитию караимского литературного языка — сама специфика караимского богослужения, при которой особое значение придавалось тому, чтобы молящийся понимал произносимый текст….. Поскольку знание иврита в массе восточно-европейских караимов было весьма ограниченным, в их литургии сложился своеобразный билингвизм: религиозный текст на иврите (име­нуемый в караимском богослужебном переводе “гирса") читался сразу в устном караимском пе­реводе (“пешат"). Пешаты различных ритуальных текстов заучивались наизусть в религиоз­ных школах ("мидраши"). Устные переводы молитв и библейских текстов создавались задолго до того, как они были зафиксированы на письме и тем более в печати. Об этом свидетельствует изобилующий архаизмами язык крымско-караимских переводов Библии, напечатанных в XIX в.

Таким образом, в религиозном быту караимов Литвы и Украины в ХУ-Х1Х вв. их народный разговорный язык играл гораздо более значительную роль, чем у большинства окружающих их народов”.

Следовательно, можно абсолютно точно утверждать, что носители этого языка нарабатывали поведенческие стереотипы, адаптируясь к одному ландшафту. Слова любого живого языка, а тем более архаичного, каким считают специалисты караимский язык, обозначают предметы, явления и т.д. из повседневной жизни. Значит, язык не менее важен в определении поведенческих стереотипов, чем религия. Он связан непосредственно с добыванием «хлеба насущного». Хлеб для тела не менее важен, чем хлеб для души. Существует еще множество факторов, определяющих поведенческие стереотипы – традиции, обычаи, фольклор, физические особенности, кухня и т.д. и т.п. Караимы и в этом не исключение. Есть множество работ и по этим вопросам. В свете вышеизложенного выражение «национальная идентичность» - полная бессмыслица, даже не споря о вариантах этногенеза западных караимов. А может этнос западных караимов называется не «караимы» (не будем здесь придираться к звучанию этого слова на разных языках)?

«Культурная идентичность…» - такая же бессмыслица. Несмотря на процессы ассимиляции, которые начались довольно давно, западные караимы пытаются и сейчас и ранее сохранить свою религию, традиции, язык и т.д. И в этом являются исключением и примером для подражания другим народностям. Для примера – литовские татары родной язык утеряли, хотя временем прибытия в Литву и татар, и караимов считается 1397-98 г.г. Есть мнение, что такая разница между родственными народностями образовалась именно потому, что в литургии литовских татар использовался и используется исключительно арабский язык, а западные караимы с незапамятных времен молились и на своем родном языке, т.к. оригинальный язык Библии могли понимать только отдельные ученые люди.

Да и споров-то о культуре караимов никаких нет. С чем тут спорить? С Ветхим заветом, с национальной одеждой, с кыбынами, с пословицами и поговорками, с песнями? Это можно только изучать и сохранять. Что и делали караимы на протяжении веков. Ну, а «вторая группа» из статьи «История одного верблюда или публикации о крымских караимах» может спорить. “Собака лает – караван идет”.

«Религиозное движение…» Не имел бы ничего против этого, если бы автор статьи «Потерянные колена,…» ограничился этим словосочетанием, объединяя вероисповедание людей различных этносов, исповедующих «караизм». Но ведь г-жа Голда Ахиезер пишет дальше «сформировавшегося в среде вавилонского еврейства в VIII столетии». Очень интересно. Прежде всего, непонятно слово «еврейство». Может, неточный перевод? Позволю себе предположить, что это производное от слов «еврей» - «евреи». Возникает очень интересная ситуация – разные авторы, да и простые люди, независимо от своей национальной принадлежности или предмета полемики, вкладывают в это слово совершенно разный смысл. Национальность, этнос, религия, суперэтнос, вероисповедание и т.д. и т.п. Причем эти определения менялись также и во временных интервалах, и в географических. Я не изучал специально этот вопрос, но читал, что в наше время созывались даже симпозиумы или конференции для представителей людей, считающих себя «евреями». Не знаю, дано ли окончательное определение этому слову, но знаю, что западные караимы в этих процессах, естественно, не участвуют. Кстати, и слово «тюрк» в разные исторические периоды понималось по-разному. Л. Гумилев в «Этносфере» пишет: «Термин тюрк имеет три значения. Для VI – VIII в.в. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) (Для справки «Эль» - фамилия у крымских караимов. На крымском диалекте «эль» - люди, народ. А.Ю) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. (Это утверждение спорное. А.Ю) От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX – XII в.в. тюрк – общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно – историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» - группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения”.

По-моему, предельно ясно. Комментарии излишни. Выводы читатель может сделать сам. Какой же смысл г-жа Г.А. вложила в слово «еврейство», может знать только она сама. Скорее всего, никакого.

«…сформировавшегося в среде вавилонского еврейства в VIII столетии и распространившегося с течением времени на территорию Эрец Исроэль, Египта, Византии и Восточной Европы».

Чтобы продемонстрировать абсурдность данного текста не нахожу ничего лучше, чем представить здесь мой перевод предисловия к первой части книги С. Шишмана «Караизм». Оригинал написан на французском языке. Мной перевод сделан с литовского издания. Работая с караимской тематикой, невозможно не знать о существовании этой книги. Это фундаментальный труд о возникновении и развитии караизма (религии караимов). Не сомневаюсь, что и г-же Голде Ахиезер, впрочем и другим авторам из «второй группы» по статье «История одного верблюда или публикации о крымских караимах», о ней известно. Но, как ни странно, они обходят ее молчанием. Полемизировать с С. Шишманом не решаются. Хотя в живых его уже нет. Да будет земля ему пухом! Авторы же из “первой группы” С. Шишмана цитируют или хотя бы упоминают. Например, М.И. Артамонов «История хазар», Л. Гумилев «Этносфера» и др.

Надеюсь, что данный перевод поощрит читателей прочитать всю книгу, если они не читали ее уже, на доступном им языке. Было бы очень полезно, по моему мнению, перевести ее на русский язык и другие международные языки.

^ С. Шишман. «Предисловие»

«История караизма часто писалась, не унимая фантазии, и изображает это движение далеко нереалистично. Примером этому может быть очень распространенный рассказ.

В VIII в. в Багдад откуда-то из “околоиранских” территорий, традиционно считающихся очагом ереси и атеизма, является некто Анан сын Давида, надутый арогант и завистник. У него много врагов и, обуреваемый гневом, он желает даже того, чтобы «все его враги оказались бы в его животе», чтобы мог он их извести мечом и так с ними посчитаться, даже жертвуя своей жизнью. Будучи закоренелым иноверцем, он мутит религиозную жизнь Халифата и не уважает государственных законов. За свои злодеяния Анан арестовывается и, после нескольких дней, должен быть приведен в исполнение его смертный приговор. В тюрьме ждет „deus ex machina” – хорошо известный мусульманский теолог Абу Ханифа, навлекший на себя гнев халифа.

Не имея возможности освободиться самому, но, желая помочь в избавлении своему другу по несчастью, Абу Ханифа изрекает Анану: «Не беспокойся, объяви, что исповедуешь особенную религию, главным священником коей являешься, и будешь спасен». С дружеской помощью Абу Ханифы Анан лихорадочно берется за работу: откуда попало присваивает догмы, создает обряды, бредит, чем придется. Арестованный в воскресение, Анан должен быть казнен в пятницу той же недели. Но ему удается спастись перед этим несчастным днем. Находясь в тюрьме, он подкупает визиря, чтобы получить аудиенцию у халифа. Он попадает к халифу ночью, льстит ему, и, в конце концов, ему удается убедить халифа в том, что он является главным мудрецом новой религии. Присвоив это звание, он становится свободным и, намереваясь расширить свою аудиторию, объявляет о видении во сне пророка Ильи, который ему произвел откровение.

Пусть читатели не подозревают нас в том, что мы преувеличиваем, рассказывая им эту сказку. Мы только сжато пересказываем то, что уверенным тоном в серьезном периодическом издании пишет достойный уважения автор (Альберт, или Авраам Гаркави), опираясь на рассказ, который когда-то рассказывал знаменитый в Х в. еврейский духовный вождь, гаон Саадия ал Фаджуми. Такое представление фактов не исключение, а обычный способ, которым враги караизма представляют обстоятельства возникновения караизма. Случается даже, что не знающие предмета авторы доверчиво повторяют такие россказни.

Но никто не задает нескольких простых вопросов. Как можно было создать религию «ex nihilo» без никакой веры, без идеологических основ, без традиций и без общественной поддержки? Как в таких условиях она могла незримо распространиться на Ближнем Востоке, в бассейне Средиземного моря и даже в Европе и Закавказье? Кто были ее первыми глашатаями? Как объяснить ее жизнеспособность среди таких разных наций, если ее теология - связка подогнанных идей и если Анан старался только лишь спасти свою голову?

Почему от самого появления и на протяжении веков караизм так долго отрицался известными мыслителями? Например, неужели Маймонид боролся с ветряными мельницами? Почему противники караизма не побоялись бороться с ним, иногда даже используя силу светской власти? Если караизм не является очень сильным, как тогда объяснить те усилия, которые устремлены на то, чтобы даже сегодня опровергнуть любую его ценность и приуменьшить его историческую роль тогда, когда от караизма, кажется, осталась тень?

  1. Все-таки некоторые западные авторы XVII и XVIII в.в., диспонируя не такими обширными материалами, как мы, лучше поняли значение караизма и ясно усмотрели, что его корни простираются в далекие времена. Это им позволило показать караизм в истинном свете. Ведь караизм от самого своего появления уже унаследован, и мы совсем не поймем его истории, не проинвентаризировав этого наследия (Исходя из того, что в 1Х и Х в.в. была создана многочисленная и разнообразная литература, можно сделать вывод, что уже давно до Анана караимы отличались мудростью и научной эрудицией. Такая значительная письменность, как караимская письменность 1Х и Х в.в., не падает с неба и не прорастает из песка… Караизм не является новой сектой, основанной Ананом, он стоит на фундаменте старых религиозных уставов. -D.Chwolson, Beiträge zur Entwicklungsgeschichtedes Judentums von ca. 400 v. Chr. Bis ca. 1000 n/ Chr. Leipzig, 1910, p. 27, 32.) ».


С. Шишман мастерски инвентаризирует это наследие, вскрывая истоки караизма, показывая его прямую связь с некоторыми течениями в монотеизме на Ближнем Востоке, развитие во временных и географических интервалах, снабжая это неопровержимыми документальными доказательствами. Например, сличая есеейские и караимские тексты, показывает их схожесть или почти полную идентичность. Цитирует многочисленных ученых авторов, занимавшихся этими вопросами. Ни в коем разе не объединяя эти два религиозных движения, показывает их точки соприкосновения. В этом контексте трудно переоценить значение Кумранских находок в ХХ в.

Появление монотеизма на Ближнем Востоке - сложное историческое явление. Для понимания истоков возникновения караизма скажем только, что в среде древних израильтян уживались две принципиальные тенденции в виде различных партий.

Одна старалась сохранить национальный и религиозный партикуляризм, выгнав, например, вернувшись из Вавилонского пленения, женщин других национальностей и не приняв самаритян в свою общину.

Другая, особенно заметная в книге Пророков, старалась придать монотеизму универсальность.

В начале нашей эры эти тенденции были представлены основными партиями – фарисеи, садукеи и ессеи. Исследование развития и распространение монотеизма не является предметом обсуждения в данной статье. Скажем только, что различные течения и партии в нем наблюдаются и в Персии, и в Халифате.

В 491 г. Иран постигла засуха, связанный с нею недород и налет саранчи. Чтобы прекратить народные волнения, один из вельмож, Маздак, предложил шаху Каваду реформы, которые переросли в массовый террор. Упомянута кровавая напряженная борьба внутри многочисленной общины сторонников закона Мусы (Моисея). Уцелевшие маздакиты бежали на Кавказ после расправы с ними царевичем Хосроем в 529 г., чтобы затеряться среди населения Мидии – Антропатены (совр. Азербайджан).

Появление ислама и создание арабской империи разрушили многие культурные и политические границы на Ближнем Востоке и таким образом создали и благоприятные условия для развития духовной жизни. В этих условиях разные группы «сыновей Садока» вышли из подполья. Несколько миссионерских движений, появившиеся в VII и VIII в.в. в Персии и Мессопотамии, были явно есеейских побуждений. Все эти движения были только предшественниками караизма.

Упорядоченный Ананом в VIII в. караизм необыкновенно быстро распространился. Даже если не настаивать на большом значении находок А. Фирковичем Дербентской и Меджлисской рукописей (о них ниже), было бы глупо отрицать возможность миграций носителей монотеизма с территории Персии через Кавказ в Крым даже до новой эры и в последующие века.

Л.Гумилев в своей книге «Этносфера» пишет, что во время арабо-хазарских войн, уже в 718 г. хазары принудили арабскую армию к отступлению и перенесли военные действия сначала в Азербайджан, потом в Армению. Вождь поклонников Мусы, носивший тюркское имя Булан (Лось), отличился в этом походе, вследствие чего повел себя самостоятельно: он восстановил обряды для своего народа.

^ Цитата из «Этносферы»

“В сочинении Иехуды б. Барзилая, еврейского автора Х1 в., это сообщение переведено так: «Хазары стали прозелитами и имели царей прозелитов (иудаизма)». Однако С. Шишман указывает, что слово “ger” в Библии означает чужеземца, инкорпорированного другим и получившего права члена племени, которое его приютило. Значение «прозелит» это слово приобрело позже. Судя по общему ходу событий, древнее значение в данном случае предпочтительнее, ибо Булан принял не раввинизм, а караизм”.

Не станем пока комментировать ни тюркское имя Булан, ни религию в Хазарии вообще. Анан не мог быть «создателем» караизма, как, будто бы, всеобще считалось. Уже тот факт, что древние авторы говорят об «ананитах среди караимов», достаточно доказывает, что Анан и его близкие и активные сотрудники были только одной из множества групп караизма; караизм существовал уже до них, и они дали ему новый импульс в VIII в. Есть вполне достаточно оснований утверждать, что библейский монотеизм, свободный от фарисейства и талмудизма, через Персию и Кавказ распространился среди различных евразийских этносов, позднее VIII в. объединился под знаменем караизма.

Исходя из выше изложенного, читатели могут сами сделать вывод о степени ложности утверждений в выше упомянутой цитате из статьи «Потерянные колена,…»

Цитата 2 из статьи «Потерянные колена,…»: «К концу ХХ века сложилась парадоксальная ситуация, когда одни караимские общины – в Израиле и в Америке - считают себя частью еврейского народа, а другие, живущие в основном в Крыму и в Литве, категорически отрицают свою связь с народом Израиля и даже культивируют тюркские языческие обряды и обычаи, которым они приписывают центральную роль в караимской культуре».

И опять ни слова правды. Как я уже упоминал выше, этой полемике более 150 лет, а не «К концу ХХ века…» Парадокс заключается только в том, что авторы из «второй группы» не полемизируют по научным принципам, а просто игнорируют всю аргументику, которую не в силах опровергнуть.

«… караимские общины – в Израиле и в Америке – считают себя частью еврейского народа…»

Что касается Америки, то, как известно, это страна эмигрантов. Эмиграция людей, исповедующих караизм, проходила в разное время, но в основном в ХХ веке, и из разных стран. В том числе и из Литвы, и из Польши. Со многими из них до сих пор не утеряна связь. Некоторые из них посещают Тракай при первой возможности, помнят о своих караимских корнях и никогда не считали и не считают себя частью еврейского народа. Кем считают себя другие этнические представители, исповедующие караизм, мне трудно сказать, но это их право и не очень интересно для рассматриваемой проблемы.

Что касается Израиля, то тут история поинтереснее. Историю появления караимской общины и обстоятельства ее пребывания там лучше всего проиллюстрирует переведенный мной отрывок из той же книги С. Шишмана.


С. Шишман (перевод с литовского)

“В середине ХХ в. мировой центр караимов перенесся в арабские страны, в которых остались две самые старые, Каира и Хита, общины. Община Каира, последний непотухший очаг, имеющий возможность распространяться дальше и будить прозябающие общины, насчитывала около 7000 человек. Они прекрасно уживались со своими соседями мусульманами и христианами, а караимская приходская школа была знаком взаимного уважения и символ мира. Правительственные слои Египта были очень хорошо расположены к караимам. Государственные учреждения постоянно проявляли желание поддерживать караимскую общину и ей помогать. Эти взаимоотношения стали еще более сердечными после революции 1952 года, когда новое правительство старалось по своей инициативе установить хорошие отношения с караимами. В этом смысле очень значительным был визит в караимскую общину генерала Негиба и по этому поводу произнесенная речь.

Увы, не очень уверенные в своих силах и, приуменьшая свое значение, караимы Египта растерялись. Уже много раз своих предводителей они выбирали из заграничных (из Крыма, Стамбула) общин, которые в их глазах были авторитетами. Они не решились выбрать из своих рядов инициативных ответственных лиц. Случилось так, что в приближении больших испытаний во главе их общины стал человек, которого они за большие деньги (за право выехать) пригласили из Крыма. На самом деле это был только лишь жалкий человек с несерьезным поведением, который едва ли смог бы руководить деревенским приходом. Деятельность этого человека, или точнее, бездеятельность, ускорили разрушение общины, и облегчила задачу тех, кто без передышки старался уничтожить караизм, затушить поднимаемые им идеи, уничтожить верующих. Им этот последний непогасший очаг караимов был как соль на рану.

Брались за различные провокации, даже самые отвратительные, из-за которых погиб не один человек. Все завершило то, что спецслужбы молодого и динамичного государства Израиль создали псевдоподпольную организацию, структура и деятельность которой была очевидная провокация; она была задумана так, чтобы быть вскоре разоблаченной. Вся цель этой, шитой белыми нитками, акции была обратить внимание полиции Египта и спровоцировать преследования, которые вскоре начались. Результатом этого было дело 1954 – 1955 годов, поднявшее много шума. Виновники акции сделали все, чтобы позиция правительства Египта стала строгой, и дело закончилось вреднейшим и неисправимым способом. В этом случае методы, которыми пользовались израильские спецслужбы, действующие в договоренности со своим правительством, доказывают, что были важны не средства, а цель. В эту аферу впутан большой идеалист, караимский молодой человек, осужденный на смертную казнь. Это скомпрометировало всю караимскую общину.

Надругались над святейшими чувствами семьи их жертвы. Брат казненного, заманенный в капкан и удерживаемый в заложниках в Израиле, был привезен для того, чтобы выгородить тех, кто загнал несчастную жертву на виселицу.

(Примечание автора. Эта операция несколько обескуражила даже правящие круги Израиля, организовавших это дело, и вызвала чувство отвращения. Рассказывают, что из-за этого наступил правительственный кризис).

Эта смертная казнь широко использовалась, как аргумент против Египта, желая его дискредитировать в глазах караимов и против самих караимов, желая их представить как посредников политики сионистов. После этих событий взаимоотношения между караимской общиной и правительством Египта ухудшились, не взирая на старание последнего развеять недоразумения. Это бы удалось, если бы руководители общины, когда умер последний ее предводитель, трезвее смотрели бы на все и осознали бы свою ответственность. Они разрешили ситуации ухудшаться дальше и пропустили последнюю возможность спасти общину. Своим поведением, создаваемыми препятствиями каждой попытке, каждой хорошей инициативе, какая бы она ни была, они очень способствовали уничтожению своей родной общины. При таких обстоятельствах караимам Каира показалось, что массовая эмиграция—это единственный выход. Тогда правительство Израиля взялось вызволять караимов из притеснения арабов. Это предложение, на самом деле, должно было окончательно уничтожить караимскую общину Египта. Были щедро выделены средства для того, чтобы иммиграция была как можно более всеобъемлюща. Оплачивались дорожные расходы в любое место мира и оказывалась помощь в устройстве на чужбине. Все делалось ценой уничтожения этой последней караимской общины. Надо отметить, что люди, выезжая из Египта, не только теряли свое имущество, но еще письменно обязывались вернуть расходы по операции. Поэтому они на долгие годы, а может, и на всю жизнь, становились должниками своих благородных и щедрых «спасителей». Четверти века хватило для того, чтобы численность караимов Египта с семи тысяч уменьшилась до сорока.

(Очевидна аналогия с нынешней волной иммиграции караимов из Крыма. А.Ю.)

Общину Хита постигла та же судьба, и она потеряла многих своих членов. Поскольку она была малочисленна, ее полностью уничтожить было легче и быстрее.

Как и при каждой иммиграции, при распаде караимских общин в арабских странах, погибло много имевшихся у них рукописей и печатных книг. Кое-что было выброшено, кое-что попало в руки антикваров. Особенно поощрялась иммиграция караимских общин из арабских стран в Израиль. В нем было создано много караимских поселений. В настоящее время караимы в этой стране подвергаются расовой дискриминации: их дискриминируют как жители, так и правительство. Их дискриминация больше, чем палестинцев, христиан или мусульман.

(Книга издана в 1980 году. Написана, возможно, еще раньше. Надеюсь, что ситуация изменилась. А.Ю.)

Дискриминация особенно болезненна, так как караимы, сделав этот вынужденный шаг, не имеют иного приюта, за исключением Израиля. Вы не евреи, говорится им, этим ясно подчеркивая, что свобода совести в этом государстве гарантируется только евреям.

(Наверно, в этом причина желания у нынешних караимов Израиля к слову караим добавлять слово еврей, хоть оно не несет никакой информационной нагрузки. А.Ю.)

На самом деле у караимов отнято самое элементарное право—вести дела религиозной общины по своим законам и самим легально вести гражданскую метрикацию (бракосочетание было правомочным только когда сочетал раввин, без этого дети считались незаконнорожденными).

Законодательные органы и суды постоянно отбрасывают каждый проект, предусматривающий предоставить караимам хоть минимальные права.

На территории Израиля не было ни одной религиозной караимской школы. Поэтому караимские дети были вынуждены учить единственное преподаваемое религиозное учение—Талмуд. После долгой борьбы религиозное обучение было разрешено только в общине Рамлы.

Парадоксально, но государство Израиль с самого своего создания старается создать впечатление, что оно обращает внимание на феномен караимов. Визитами членов правительства, напечатанными в газетах заявлениями президента государства, коммуникатами, представленной информацией в путеводителях доказывается, что караимам уделяется особое внимание. Д. бен Гурион сфотографировался с группой караимов, а президент И. бен Зви объявил себя «другом и покровителем».

Увы, израильские государственные учреждения представляют караимов сторонниками сионистской идеологии, принуждая их против своей воли, игнорируя свои интересы, делать такого рода заявления, а когда они этого не делают, делают это от их имени.

(Примечания автора. Другой способ злоупотребления — прикрытие именем караима; это делают ничего общего не имеющие с общиной лица, желая скрыть свою непохвальную деятельность. О караимах мало кто знает, за исключением нескольких мест, где они живут. Нет ничего легче, как назваться караимом, когда никто не возражает. Таким образом, обманщики скрывают свое истинное происхождение, могущее вызвать подозрение у окружающих. В свою очередь, их непорядочность ассоциируется не с их истинным окружением, а падает на голову караимов и показывает, какие они подозрительные негодяи, что и есть окончательная цель этих махинаций. Так было во все, времена и в Израиле, и всюду. Но теперь это можно делать систематически, широкомасштабно, с согласия государства.)

Настоящий взгляд на караимов выясняется из действий, которые иногда превращаются в насилие. Один из примеров - надругательство над караимским кладбищем в Иерусалиме, где были разбиты надгробия.

Полиция Израиля, которая во всем мире считается действенной, оказалась бессильна найти виновников и их назвала “неизвестными”. Из этого случая стало ясно, в каком страхе живут караимы, раз они даже не осмелились во всеуслышание объявить об этом надругательстве. Караимы Израиля на это ответили одним днем траурного поста, который, кажется, никого не взволновал. Даже их сородичи, обосновавшиеся в Европе, намеревались замолчать все эти унижения, т.к. боялись поднять еще большую ненависть к своим близким в Израиле.

Надругательство над караимскими святыми местами - работа не только безымянных вредителей. Такие действия совершенно открыто, систематически и нисколько не стесняясь, делают органы власти Израиля. Уверенный в своей силе и безнаказанности, Израиль плюет на все нормы, установленные международными инстанциями, которые он сам торжественно подписал. Не отказываясь от никаких прав или привилегий, предоставляемых международными законами, Израиль с самого своего создания постоянно цинично совсем не придерживается своих обязательств.

(Примечание автора. Это наглядно доказывает его поведение в 1967г. по отношению к старому городу оккупированного Иерусалима. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН много раз требовали, чтобы Израиль “немедленно отозвал все действия, которые он предпринял и которые направлены на изменение статуса Иерусалима, и в будущем воздержался от всех решений могущих это сделать” ;кроме того, эти обе международные инстанции утвердили,” что все судебные и административные действия Израиля и решения, могущие изменить статус Иерусалима, включая присвоение земли и недвижимости, недействительны и этот статус изменить не могут”; они осудили “политику Израиля и аннексию некоторых участков оккупированной территории(…),уничтожение домов арабов, разграбление археологического и культурного наследия”. ГА 04.07.1976 постановление N2253, 14.07.1967 п.N2254, 08.12.1972 п.N2949 и 15.12.1975 п.N3525;СБ 21.05.1968 п.N252, 03.07.1969 N267, 25.09.1971 N298.

Основываясь на этих решениях, Генеральная конференция UNESCO, “понимая, что культурные, исторические и религиозные ценности, находящиеся в старом городе Иерусалима, имеют исключительное значение не только для прямо заинтересованных сторон, но и для всего человечества, и, видя, что Израиль постоянно нарушает решения ГК и Исполнительного совета сохранить культурные ценности Иерусалима, не считается с мировой совестью и международным сообществом”, осудил Израиль “за его поведение, (…) потому что меняет исторический облик Иерусалима, производит раскопки, опасные для памятников”. Считаясь с этими фактами, ГК” с большим сожалением подчеркивает, что ответственность за это несет Израиль, что он заставляет сомневаться в искренности его желания быть в сообществе членов UNESCO и поэтому оказывается в изоляции”. ГК документы 17 C/3.422, 18 C/3.423, 19 C/113, 19 C/4.129, 20 C/19, 20 C/19 Add., 20 C/19 Add.2.

Все эти попытки вмешаться не изменили поведения Израиля.)

Это поведение особенно наглядно иллюстрируют поступки с ансамблем зданий, который много веков принадлежал караимам Иерусалима и на который они и сейчас имеют право. Хоть здания с 1948г. разрушены, все- таки они являются историческим памятником. Но в 1967г., заняв старый город Иерусалима, власть Израиля поспешила заинтересоваться участком, принадлежавшим караимам, и построила здесь жилой дом. Так был уничтожен архитектурный комплекс, более чем тысячу лет складывавшийся. Что можно думать о таком взгляде на культурное наследие, охраняемое международными соглашениями, особенно Гаагской конвенцией?

(Пр. автора. По этой конвенции о защите культурных ценностей при возникновении вооруженного конфликта, составленной 14 мая 1954г. в Гааге после конференции созванной UNESCO, договаривающиеся стороны постановляют, что “Культурными ценностями считаются, каким бы ни было их происхождение или владелец, (…) религиозные или связанные с профессией памятники архитектуры, искусства или истории”; они обязуются “запретить разграбление культурных ценностей, не допустить грабеж и, в случае необходимости, его остановить, в какой бы форме это ни происходило; также запретить любые акты вандализма, направленные против культурных ценностей, и предпринимать, в соответствии с уголовным правом договаривающихся стран, все необходимые меры по розыску и наказанию, посредством лишения свободы или денежных штрафов, лиц какой бы ни было национальности, которые нарушили или отдали распоряжение нарушить эту конвенцию”; договаривающиеся стороны запрещают “любые акты мести против культурных ценностей”. )

Ведь Израиль - сигнатар этого соглашения.

(Пр. автора. Такое неуважение к культурным и религиозным ценностям только лишь предупреждает другие общины о настоящих намерениях сионистов и заставляет не доверять сегодняшним хозяевам Палестины, хотя они другим монотеистическим религиям, из тактических соображений, временно разрешают отправлять свою службу.)

Увы, можно себя спросить, какая же причина такой спешки? Почему Израиль не действует осмотрительнее и не слишком спеша? Это принесло бы больше пользы. Разве любой след истинного караизма так страшен, что заставляет владык сионизма совсем потерять голову и не владеть собой? Не создается ли впечатление, что их мучает страх, что могут возродиться идеи, которые они безрезультатно старались задушить уже два тысячелетия, слишком очевидным свидетелем которых являются святые караимские места?

(Пр. автора. Кроме того, можно бы спросить, эта спешка и вообще поведение сионистов с караимами ни поднимают ли интересный вопрос(“intriguing questin”), по проф.S.W.Baron. Не ответил ли сам Baron на этот вопрос в главе под значительным названием “Menace of new schism”(Угроза нового схизма) своей исчерпывающей работы. A social and religious history of the Jews. New York, 1952, t. 1, p.10.)

В настоящее время, пока Иерусалим оккупирован Израилем, у караимской общины нет никакой возможности вернуть свои права. Но фактическая ситуация никоим образом не может уничтожить эти права, навязать срок давности или помешать караимам потребовать возместить ущерб тогда, когда прекратится насилие, в настоящее время господствующее на святой земле, и совсем неважно, сколько продлится эта оккупация.

(Пр. автора. Возмещение ущерба гарантируют международные конвенции, особенно Гаагская конвенция и протокол 1954г.)

Пока на Святой Земле не будет восстановлено правовое положение, караимы, заманенные в силки Израиля, претерпят всяческие преследования, цель которых, наверно, отнять духовную жизнеспособность общины и превратить караимов во второсортных граждан Израиля, склонных забыть свои традиции и свое истинное учение. Такие караимы, отказавшись даже от своей сущности, будут только послушным орудием в руках власти Израиля, нужным высмеять их учение и разрушить последние остатки их основ.

Следствие такой очевиднейшей политики по отношению к караимам – сожаление о потерянной свободе вероисповедания, которая была у них в арабских странах. Там на самом деле уважались и защищались их молельные дома, они руководствовались своей совестью; никто не вмешивался во внутренние дела общины и семьи; они воспитывали детей по своим религиозным принципам, по истинным обычаям своих предков и не должны были ни перед кем отчитываться или бороться, чтобы защитить элементарное право на существование.

(Пр. автора. Дискриминация и преследования вызвали неожиданную реакцию. Рождаемость караимов в Израиле намного больше средней рождаемости в государстве Израиль. (увы, это характерная черта всех преследуемых групп). За четверть века число караимов, которых притянул Израиль, увеличилось вдвое, и сейчас их минимум двенадцать тысяч (официальная статистика признает десять тысяч). Совсем этого не желая, Израиль предоставляет караимам возможность выжить.)”


Как видим из выше приведенного текста, в Израиле ситуация едва ли однозначна по поводу кто и кем себя считает. Но в любом случае караимы, живущие на родине своих предков, в Крыму и Литве, имеют право на изучение и понимание своей истории из объективных источников, не ангажированных структурами чужих государств. «… караимские общины…» «…в Крыму и Литве…» Таким словоблудством г-жа Голда Ахиезер отказывает западным караимам вообще считать себя народностью, национальностью, этносом, что ни в какие рамки не втиснуть и является полным бредом. «…Отрицают свою связь с народом Израиля…» Что подразумевается под «народ Израиля»? Ветхозаветный «народ Израиля», современные жители государства Израиль, семиты, исповедующие талмудизм? Непонятно. Опять бессмысленные и ненаучные штампы. Тогда и про «связь» комментариев быть не может. «Культивируют тюркские языческие обряды и обычаи…»

Можно только догадываться, о каких обрядах и обычаях идет речь. Скорее всего, идет речь об обряде чествования дубов на караимском кладбище «Балта Тиймез» близ Кале. О том, что эти пережитки язычества имели место с незапамятных времен в том районе, подтверждают многие авторы. Упоминается об этом даже в «Житие Святого Кирилла». Есть все основания полагать, что обряд этот сохранялся довольно долго. Те, кто видел многовековые дубы на «Балта Тиймез», вряд ли в этом усомнятся. В этой связи представляет интерес информация, представленная в книге М..И. Артамонова «История хазар» в главе «Царство гуннов в Северном Дагестане».

«Об истории Хазарии в VII в. очень мало данных. Тем большее значение поэтому имеют довольно подробные сведения о гуннах, этнически родственных не только с хазарами, но и с другими болгарскими племенами, входившими в состав Хазарии.

В рассказе о миссии албанского епископа Исраеля (Не имеет ли ввиду госпожа Голда Ахиезер под понятием «народ Израиля» соплеменников этого епископа. А если серьезно, то, как мы видим, под словом «Израиль» может быть много понятий и даже аллегорий. В художественной литературе это приемлемо, а в литературе, претендующей на научную, этих аллегорий следует, по-моему, мнению, избегать. А.Ю.)наиболее подробно говорится о религии гуннов. Особым почитанием у них пользовался бог Тенгри-хан, которого они представляли в образе героя-исполина; персы его называли Аспандеат. По имени этот бог соответствует владыке неба Тенгри, известному еще у хуннов и тюркютов, и явно занесен на Кавказ теми или другими пришельцами из Азии. … Распространено было поклонение деревьям. Особенно почитался один высокий дуб, находившийся вблизи Варачана. … Священные деревья были неприкосновенными».

В других городах Крыма и в Литве ничего подобного не сохранилось. Знаю только, что для любого западного караима кладбище и, соответственно, все, что на нем растет – священно.

В этом же контексте хочу привести здесь текст старинной молитвы, с которой начинается и которой заканчивается каждое богослужение у нас в Литве.

«Атамыз ки кёклярдя, махтавлу болгъэй бирлиги адыйнын да кип болгъэй бийлигий да клягий кёклярдя йогъартын да йер у:сьтюня ашагъартын.

Кюньдяги öтьмягимизьни бергинь бизьгя да бошатхын бар йазыхларимызны. Тюзь йолларийдан азаштырмагъын бизьни, анчех кутхаргъын бизьни азгъыртувчудан. Амень».

Перевод

«Отче наш в небесах, да будет восхвалено единство Твоего имени, да будет крепкая Твоя власть в небесах и на земле.

Каждодневный хлеб дай нам да отпусти все наши грехи. С ровной дороги не сведи нас и спаси нас от искусителя. Аминь ».

Этой молитвы мы не найдем в текстах Ветхого Завета, но найдем аналог в Куманском кодексе. (Древний памятник языка кипчаков (куманов, половцев), прочитать который удалось при помощи караимского языка.)

Может г-жа Голда Ахиезер и эту молитву посчитает языческим обрядом?

По поводу пережитков язычества хотелось бы добавить следующее. Ни одна из существующих монотеистических религий не пришла на пустое место. И совершенно естественно, что ни одна религия не подменяет собой все пласты культуры принявших ее этносов. Иначе мир не был бы так разнообразен и интересен. То, что мы называем «пережитками», просто-напросто пласты более древней культуры, по которым тоже можно изучать историю. Если, конечно, есть желание. У авторов из “второй группы” вряд ли оно появится. Может быть, с этим и связано желание у отдельных караимов при определенных обстоятельствах выставить на показ что-то вроде обряда поклонения дубам и тем самым поставить вопрос: «А как вы, авторы из “второй группы”, это объясните?» Но только ведь они ничего объяснять не будут. Этим авторам стоило бы тщательнее изучать Ветхий Завет. Ведь и там множество пластов от разных эпох и народов. Это тоже доказано наукой. ”Пережитками” можно назвать и человеческие жертвоприношения, и бога в виде горящего куста.

Цитата из книги З. Косидовского «Библейские сказания»: «Сравнительная история религии показывает, что боги претерпевали те же изменения, что и их приверженцы. Под влиянием политических катастроф и страданий евреи постепенно углубляли свою и, в конце концов, возвратившись из вавилонского пленения, подняли ее до вершины полного монотеизма. Яхве становится универсальным богом, отвечающим требованиям новой эпохи и цивилизации.

Жрецы – редакторы именно в этом духе правили древние сказания, пытаясь изобразить Авраама приверженцем чистейшего монотеизма. Как известно, это им удалось не полностью, и в отдельных фрагментах текстах Яхве сохранил черты первобытного божества племени». Конец цитаты.

Когда, в каких регионах и какими народностями создавались библейские сказания - предмет изучения для науки. Очевидно, что это компиляция, созданная на обширном временном и географическом отрезке.

Здесь имеет смысл привести цитату из книги Мурада Аджи ”Европа, тюрки, Великая степь”.

“В этой связи огромный интерес для историка религий будут представлять караимы—тюрки, живущие в Крыму и Литве. Они тоже последователи только Ветхого завета. Но можно ли и их называть «жидовствующими»? Или они носители более древнего учения, возникшего до христианства и даже до иудаизма? Последней вероятнее. На Алтае и в других сибирских регионах обитания тюр­ков (никак не связанных с Палестиной) сохранились древние на­родные предания, которые ставят ученых в тупик, — по сути, это фрагменты Ветхого завета, его сюжетная канва. Откуда? Первым их нашел русский миссионер, священник Стефан Ландышев и опубли­ковал в XIX веке. Просто поразительное сходство с библейским преданиями о сотворении мира, о сотворении человека, о грехопадении, об истинной вере и т. д.”

Необязательно на сто процентов принимать на веру эти размышления автора книги ”Европа, тюрки, Великая степь”, но тем ни менее отрицать связь в веках и взаимное проникновение различных культур тоже неправильно. Это тоже предмет для изучения. И культура западных караимов в этом плане может быть неоценима для науки.

С другой стороны, будучи людьми современными, можно верить в Бога и, в тоже время, понимать, что хоть мир и был по Ветхому Завету сотворен 5768 лет назад, но по науке вид „homo sapiens” появился значительно раньше.

Могу со всей ответственностью назвать неправдой заявление о том, что караимы в Крыму и Литве каким-то отдельным обрядам «приписывают центральную роль в караимской культуре».

Особенно нелогично звучит следующий текст:

«Такое уникальное для еврейской истории положение вещей…» и т.д.

Культура «караимская», а история почему-то «еврейская».

Цитата 3 из статьи «Потерянные колена,…»: «Как известно, караимское движение сформировалось в VIII веке н.э. в Вавилонии из различных групп, называвших себя «бене микра» или «караим» (буквально «приверженцы Писания»). Его последователи считали Библию единственным авторитетным текстом и отвергали раввинистическую законодательную традицию, основанную на текстах Мишны и Талмуда. В ходе полемики, охватившей крупнейшие еврейские центры Вавилонии, Палестины, Египта и Испании в 1Х-Х1 веках, произошел окончательный раскол между караимами и «раббанитами»-евреями, сохранившими приверженность Устному учению».

Желание авторов из ”второй группы” представить историю возникновения караизма в виде отколовшейся от раввинизма секты вполне объяснимо. Этим самым они пытаются отрицать факты глубоких древних корней и предпосылок его возникновения. А также пытаются отрицать ценность и привлекательность, отрицая факты распространения этой самостоятельной религии среди совершенно разных этносов. Несостоятельность подобных поползновений и причины их возникновения абсолютно точно доказаны и установлены в выше упомянутой книге С. Шишмана.

Талмуд также, притом, что истоки его значительно древнее, был оформлен между V – VIII в.в. н. э. В Крыму же он появился не раньше Х в. н.э.

Очень ценную информацию можно почерпнуть из журнала Министерства внутренних дел Российской империи, 1843 г., кн. 2-я. Автор - директор одесского еврейского училища Б. Штерн. Речь идет о находках А. Фирковича. Вряд ли его можно обвинить в пристрастности на стороне караимов. Читая текст, надо отдавать отчет, что он написан более 160 лет назад. Тогда даже не шла речь еще об исследованиях, связанных с караимами. Ни языком, ни фольклором, ни антропологическими исследованиями никто еще не занимался. Не существовало науки “Этнологии”. Привожу несколько цитат.

«…важнейшую из всех находок составляет кодекс последних пророков, написанный в Персии в 918 году и перешедший оттуда через посредство торговых сообщений в Крым между 1129 и 1333 годами по Р.Х. Этот кодекс еще бесценная редкость, которой ничего подобного не находится ни в одной из еврейских библиотек. Текст в нем пунктирован по совершенно особенной системе, которая отличается от обыкновенной, всюду господствующей Массоры, формами, расстановкою и значениями точек и ударений, причем представляет удивительный образец строжайшей последовательности и гораздо большего соответствия духу языков фамилии семитической, чем теперешняя Массора. Кроме этого цельного кодекса, найдены еще остатки трех других с пунктуациею и акцентуациею по той же особенности».

«… в отношении к истории они (результаты) доставляют неоцененное приобретение уже в том одном совершенно новом и чрезвычайно важном факте, что евреи крымские (читай караимы) состояли под влиянием особого национально-религиозного развития иудейства (читай караизма), которого средоточие находилось не в Вавилонии и не в Палестине, где образовался талмудизм, но собственно в Персии. Здесь, без сомнения, было первоначальное гнездо, откуда они, мало-помалу распространяясь на север через Кавказ, проникли до берегов Черного моря…»

Здесь уместно вставить цитату из книги Мурада Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история»

«В Иране, надо заметить, до сих пор не забыта тюркская речь. Там есть города и деревни, где говорят по-тюркски, их называют азербайджанскими. Сколько их? Не знает никто. Однако более тридцати миллионов человек проживает в одном лишь Западном Азербайджане. А на улицах Тегерана среди прохожих каждый второй – точная копия жителя Баку, то же лицо, те же манеры. Все одинаковое, только речь иная.

Выходит, не моря разделяют людей, а невежество.

Ныне в Иране живут каджары, шахсевены, бахтиары, кыпчаки, какшкойцы, афшары, карапапахи, карадацы, кенгерлу, ипалу, бахарлу, нафар, хорасани, пичаги, карайи (нужно ли напомнить, самоназвание западных караимов карай – ед. число, карайлар – мн. число?), байаты, карагозлу, теймурташ, гоудари. Все они сыграли заметную роль в становлении Ирана, но их называют «племенами» и «народами». Почему объяснять не надо – политика …Между прочим, руками этих народов династия Севефидов в XV – XVI веках объединила Иран». (В списке живущих народов в Иране 4 названия с корнем кара, а если добавить еще карачайи, караколпаки, то напрашивается вывод, что самоназвание “карай” необязательно происходит от слова семитского “читаю”, а возможно от тюркского слова кара “черный” или на каком-то историческом отрезке произошло наслоение одного понятия на другое).

Нужны ли комментарии? И опять Штерн.

«Но в особенности замечательна из них (приписок к кодексам. А.Ю.) приписка, извещающая о первом появлении в Крыму дотоле неслыханного учения талмудического, принесенного палестинскими раввинами, которая относится к третьему десятилетию Х века по Р.Х. После свидетельства, представляемого этою припискою, никакое сомнение не может иметь места, что до Х века евреи (читай караимы), обитавшие в Крыму, не имея никакого понятия, ни даже слуха о Талмуде, были чистыми библеистами, каковы и теперь их единомышленники во внутренних странах Азии, в Китае и Тибете, не знающие никакого другого источника религии, кроме святого писания Ветхого Завета. Без всякого еще враждебного чувства, с одним только удивлением и недоумением выражается любопытная приписка о новом учении, предавая его суду Промысла Божия. Отсюда с достоверностью должно заключить и то, что чистое библейское правоверие, сохранившееся до тех пор в Крыму, не имело еще того сектантского (читай протестантского. А.Ю.) характера, который принадлежит нынешнему караимизму и, который, без сомнения, перешел сюда также из Сирии или из Египта уже после водворения талмудизма».

Интересна судьба этого документа. Вероятно, он либо признан Гаркави или его последователями поддельным, либо просто исчез. Был бы рад узнать об обратном.

«Замечательны еще 4 приписки, набросанные на стольких же свитках Пятикнижия, свидетельствующие о посвящении этих свитков в 965 году синагоге хазар в Солхате, т.е. нынешнем Старом Крыму. …Явно из них, что синагоги (читай кенеса) хазарские установились в Крыму еще до водворения там раввинизма. … Иудейство могло покорить их только в первобытной чистоте библеизма, господствовавшего в синагогах крымских (читай кенеса) до вторжения раввинизма. Эпоха, в которую Талмуд, проникнувши в Крым, возбудил здесь оппозицию, принявшую имя и характер караимизма, без сомнения положила начало отпадению хазар от иудейства, потрясенного внутренним расколом, и разделению их между мусульманами и христианами». Это еще одно доказательство того, что у караимов и крымских татар схожие пути этногенеза.

О подобном расколе в обществе Хазарии рассказывает Л. Гумилев в книгах «Этносфера» и «Открытие Хазарии». Эти сообщения связаны с появлением в Хазарии рахдонитов (знающие дорогу). Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой. Хазария лежала как раз на перекрестке этих путей и не могла не быть зоной их интересов. В первом десятилетии 1Х века «в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии».

Раввинистский переворот Обадии вытеснил последователей Булана на окраину Хазарии в Крым.

«Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрыты множеством легенд, которые все без исключения представляются вымышленными с одной целью – утаить от народа и истории истинное положение дел. Неизвестно даже, кем был Обадия. Видимо, он не принадлежал к числу местных евреев (в данном контексте Л. Гумилев не учитывает миссионерский характер караизма, того, что Булан принял караизм от Исаака Сангари, т.е. не был этническим евреем по рождению, тюркское имя тому доказательство; того, что это явление было не единично, а массовое. А.Ю.), потомков соратников Маздака, безграмотных (это не доказано. А.Ю.) и храбрых воинов – караимов, вроде Булана».

После переворота Крымская Готия отпала от Хазарии и присоединилась к Византии. Видимо, с этим связано начало христианизации, а далее и исламизации Крыма, славного, как и вся Евразия (в понимании нетрадиционной географии) своей толерантностью к различным вероисповеданиям. А также это объясняет то, что в Крыму раввинизм почти не распространился. Крымчаки всегда были самым малочисленным коренным этносом Крыма.

Раввинистский переворот закончился созданием «химеры на Волге», а к чему это привело видно из дальнейшей истории.

Л. Гумилев выдвигает гипотезу об этногенезе караимов. Он считает, что крымские караимы сформировались в результате от смешанных браков хазарок и евреев. Предположение его зиждется на том, что у евреев право быть евреем определялось происхождением от еврейки. Т.е. при обратном варианте (хазарка и еврей) дети становились изгоями, не могли изучать Талмуд и поэтому ютились на окраине Хазарии – в Крыму. При этом в библиографии дает ссылку на работу Алексеева В. П. «В поисках предков».

По нашему мнению Л. Гумилев, хотя и будучи гением, эту версию не до конца проработал, т.к. на тот момент не имел достаточно для этого материала. Того же С. Шишмана Л.Гумилев цитирует более ранние работы – 1957, 1971 г.г. Книга «Караизм» С. Шишмана ему в момент выдвижения версии не была знакома, поскольку ее французский вариант издан в 1980 г. Нам версия представляется неверной по следующим причинам:

1.Абсолютно все монотеистические религии в момент своей экспансии передавались не половым путем, а прозелитизмом. Караизм не исключение.

2.Как видим из выше приведенных материалов, именно вопросы универсальности библейского монотеизма влияли на появление различных движений и партий внутри его.

3.Принцип происхождения по матери присущ только талмудизму или движениям, предшествующим оформлению талмудизма и, судя по логике событий, в большой степени был причиной разногласий на разных исторических этапах.

4.Принцип караизма совершенно другой. Цитирую С. Шишмана: «Караимом является тот, кто верит в принципы караизма. Тот, кто верит в основные утверждения этой религии, не взирая на происхождение, на принадлежность к какой бы то ни было расе или этнической группе, считается полноправным караимом. Также только лишь вера является необходимым условием спасения, а не исполнение приказов и обрядов».

До начала XVI века этот принцип исполнялся, караизм распространялся при помощи миссионерства. Изменение в сторону закрытости караимских общин связывают с прибытием в Крым из Персии Синана Челеби в 1501 году. Он и его потомки были видными караимскими деятелями.

5. Как видим из выше приведенного материала, до Х в. талмуда в Крыму не знали. А последователи библейского монотеизма или караимы жили в Крыму задолго до этого.

6. По тому же Л.Гумилеву раввинизм в виде рахдонитов появился в Волжской Хазарии не ранее 1Х века. Задолго до этого (в начале VIII века) караимский хан Булан громил арабов на Кавказе.

7. Выводы Алексеева В. П. На основании проведенных им антропологических исследований совершенно другие. Он считает, что в этногенезе западных караимов присутствует хазарская составляющая и составляющая более древних аборигенов Крыма. И другие исследователи не нашли ничего общего антропологически с евреями (например, С. Вайсенберг, М. Райхер, К. Джини).

Резюме: Любая версия этногенеза западных караимов, игнорирующая миссионерский характер распространения караизма, не может быть правомочна.

В последующих трех абзацах статьи «Потерянные колена,…» можно прочитать все ту же смесь выдернутых из последовательных событий развития доктрины караизма фактов, снабженную 4 – 5 именами разных деятелей караизма, с неправдивыми утверждениями и выводами, выгодными авторам из «второй группы».

Развитие караимской мысли было определено самой доктриной караизма. Караимская догма, обязывающая каждого, не опираясь на авторитет других, самому искать правду, содействовала развитию науки. Насколько все-таки эта догма актуальна и сегодня!

Чтобы гарантировать свободу мысли и исключить любое влияние, которое может оказывать переводчик на индивидуума, караимская догма обязывала изучать Святое Писание на основе оригинального текста. Поэтому возникла потребность в четко установленном тексте. Эту задачу исполняли масореты – ученые, занимавшиеся огласовкой оригинальных текстов, т.к. древние тексты писались только согласными буквами, и возникала возможность различных трактовок одного слова. Самые известные масореты были из караимских общин. В особенности семья бен Ашеров (VIII-X в.в., Тибериада)

Самый старый образцовый полный текст Библии составлен рукой Аарона бен Ашера.

Вот короткий хронологический обзор известнейших деятелей караизма, принявших участие в развитии доктрины.

Бенджамин аль Нахаванди 1Х в., желая исключить антропоморфность, создал доктрину, похожую на доктрину, созданную Филоном Александрийским, чье учение созвучно с первохристианским.

.Давид аль Мукамаси, философ из школы мутазилитов. Мутазилиты – мусульманская школа. Одна из их идей – исключение антропоморфности. (Как видно, различные идеи и догмы монотеистических религий, безусловно, взаимодействовали и оказывали влияние друг на друга. Г-же Голде Ахиезер выгодно подчеркнуть влияние раввинизма, которое заключалось вообще-то в полемике и антагонизме доктрин, и совсем не упомянуть огромного влияния на развитие доктрины караизма мусульманской школы мутазилитов. А.Ю.)

Даниэль аль Кумаси (из Дамагана, провинция Кумис, северный Иран 1Х в.). Обосновался в Иерусалиме. Его сын Давид перевел Библию на арабский язык. (Переводы Библии на арабский язык не были случайны. Из этих фактов тоже можно делать выводы для понимания этнической мозаики Ближнего Востока и Северной Африки.)

Якоб аль Киркисани (Месопотамия Х в.) - виднейший теолог.

Саламон бен Йерохам, эгзегет и апологет, своими письмами защищал караизм от гаона Саадии аль Фаджуми, известного в то время еврейского вождя, объявившего беспощадную войну караизму в Х в., которая продолжается по сей день.

Йефет бен Али - переводчик Библии на арабский язык.

Сахла бен Маслия - эгзегет и автор произведений на тему права.

Йосеф бен Ноах - эгзегет и грамматист.

Давид бен Боаз - эгзегет.

Х1 в.

Ниси бен Наах (Иран) - философ.

Леви бен Йефет (сын Ефета бен Али) - автор работ по эгзегетике, законам издательства и лексикографии.

Абу аль Фарадж Гарун (Иерусалим) - эгзегет, лексикограф и грамматист, как и Юсуф аль Басри (Иран и Ирак), сторонник школы мутазилитов.

Абу аль Фарадж ибн Асад - философ, сторонник школы мутазилитов, переводчик Библии и автор произведений по юриспруденции.

Х11в.

Тобия бен Моше (Византия) - эгзегет и переводчик произведений арабских караимских авторов (интересно как бы их “идентифицировала” г-жа Голда Ахиезер- “евреи” или “неевреи”?).

Иаков бен Реубен (Византия) - автор произведения, в котором сохранились более древние караимские тексты.

Йегуда Хадаси (Византия) - автор Энциклопедии.

Х111в.

Аарон бен Йосеф ха Кадош (Солхат, теперь Старый Крым), кодифицировал текст литургии караимов, до сих пор действующий во всех общинах.

XIV в.

Аарон бен Элиягу Византия, по прозвищу Никомедец, создал кодекс религиозных законов и догм, произведения по философии, руководствуясь принципами мутазилитов, и комментарии к Пятикнижию.

Самуель аль Магриб - автор кодекса al–Mursid.

XV в.

Ибн аль Хит (Месопотамия и Египет), судя по имени родом из Хита, города на берегу Ефрата, 140 км от Багдада.

Объявленная гаоном Саадией борьба с караимами велась на протяжении веков всеми доступными средствами. Враги не гнушались использовать и силы светской власти и бросались оскорблениями. Например, слова Саадии: «… негодяи банды Садока…» Пропаганда караимами свободы мысли не могла устроить, безусловно, сторонников т.н. «Устного учения», т.к. подрывала основы права раввинов учить других что правильно, а что нет.

Один из используемых методов был подрыв изнутри. Так в XV в. хорошо известный еврейский ученый Мордехай Комтин привлек как ученика караима Элиягу Башиячи (Византия и Турция), которого, не переманивая в свою веру, и незаметно для Башиячи направил в сторону от основных доктрин караизма. Так Башиячи, не понимая духа своей веры, банализировал идеи караизма, изменяя их смысл и содержание. Более всего он интересовался вопросами обрядов и написал обзор религиозных караимских норм, который показывает, в каком упадке находится караимская община и как этот упадок увеличивается. Неудивительно, что эти моменты так нравятся г-же Голде Ахиезер, и она называет Башиячи «величайшим учителем своего поколения». Связь чрез века налицо: Саадия –Гаркави- «вторая группа» - Голда Ахиезер и ей подобные.

Успешное распространение среди разных народов караизма очень пугал его врагов. В этой связи стоит упомянуть несколько исторических личностей и связанные с ними события.

В VII в. начинается завоевание Магриба арабами. Этому сопротивляются магрибские христиане, но еще ожесточеннее сопротивляются берберы библейского – монотеистического вероисповедания, под руководством легендарной воительницы аль Кахены. О том, что эти берберы исповедовали караизм, свидетельствует сохранившаяся еврейская песня, в которой аль Кахена проклинается за то, что она преследует евреев (читай талмудистов) более жестоко, чем величайшие их враги за всю историю.

Миссионерская деятельность караимов берберского происхождения спровоцировала их преследования и уничтожение на Иберийском полуострове. Особенно преуспел в миссионерстве в Х1 в. аль Тарас из Кастилии. Когда он умер, его жена „al. Maalima” продолжила его работу.

К чести караимов нужно сказать, что случай с Башиячи совершенно не типичен, и попытка Голды Ахиезер представить его системным, не правомочен. «Раббанитские мудрецы» не становились учителями караимов. Это также сложно представить, как и то, что католические мудрецы становились учителями протестантов. Известны исторические факты о том, что караимские мудрецы в полемике обнаруживали глубокие знания и Нового завета, и Талмуда, и Корана. Но караимы - ученики «раббанистских мудрецов»: такой же абсурд, как «тигры вегетарианцы».

Цитата 4 из статьи «Потерянные колена,…»: “Вопрос о времени прибытия караимов в Литву и Польшу, а также о стране их исхода остается неясным по сей день”.

Если это и неясно г-же Голде Ахиезер, то в конце этой статьи будет подан библиографический список, воспользовавшись которым каждый, желающий ознакомиться с историей караимов, будет в состоянии этот вопрос прояснить для себя. Но думаю, что проблема не в доступе к литературе, а все в том же желании авторов «второй группы» навести «тень на плетень».

В 1997 году в Литве на государственном уровне отмечалось 600-летие прибытия в Литву караимов и татар. В честь этого знаменательного для истории Литвы события выпущена серебряная монета достоинством в 50 лит с надписью, которая в переводе на русский язык звучит так:

«караимы и татары в Литве 600 лет»

Комментарии излишни – этот факт абсолютно точно установлен историками. Хотя есть многие основания полагать, что караимские поселения имели место в Литве задолго до этого события, все же известно точно, что Великий князь Витаутас поселил караимов в Великом княжестве Литовском с целью несения гарнизонной службы в замках и с целью его личной охраны. Витаутас поселил караимов не только в Тракай, но и еще в нескольких местностях северной Литвы в следующем порядке: Салаты, Биржи, Караимишки, Посвол, Св. Озеро, Путалаты, Помпяны, Поневеж, Новэ място, Ипита, Кракинов, Шаты, Вилкомеж, Ковно, Новый Тракай. Из того, что эти поселения находились вдоль границ с Калавийским орденом, виден план. Во всех этих местностях были замки, а караимы служили в их гарнизонах. Никакого плана не видно в поселениях караимов, разбросанных на юге Литвы и Польши, т.к. они образовались сами собой путем естественной миграции на протяжении веков. Северные же поселения были созданы волей Витаутаса. Неслучайно и Тракайский замок был построен в 1397 – 1403 г.г. Витаутас предоставил юридический статус и новым, и уже ранее проживающим общинам. Позже предоставленные королевские привилегии, подтверждающие права караимов в Литве и Польше, ясно говорят, что караимы пользуются ими «со времен Витаутаса». Кроме личной охраны и гарнизонов, в армии Литвы был полк, называемый «Караимским полком», который последний раз упоминается в 1655 году в привилегии короля Яна Казимира.

Появление караимов на территории нынешней Западной Украины может быть связано с миграцией степных народов Евразии, в частности куманов (или кипчаков). В средние века в Венгрии и в соседнем княжестве Галичском, на основании исторических свидетельств, упоминаются сарацины, история которых недостаточно исследована. Они не имеют ничего общего с сарацинами, известными в Западной Европе. В правовых и исторических письмах Венгерского королевства и Галичского княжества до XVI в. часто говорится об этих сарацинах, точно нехристианской нации. Они отличаются от мусульман («бусурманов») и евреев, которые в этих письмах упоминаются отдельно. Известно, что отряды этих сарацинов участвовали в Грюнвальдской битве против Тевтонского ордена.

Нахождение в Венгрии последователей караизма подтверждает арабский автор Х11 в. Ибн Джубайр. Он сообщает, что Андронику Комнену во взятии Константинополя в 1182 г. помогали отряды караимского вероисповедания, прибывшие из Венгрии.

Рукописи середины ХIII в. подтверждают нахождение караимов в Галиче. Без сомнения, что караимы появились там значительно ранее. У караимов Галича есть календарь «от поселения общины», а он начинается с 1246 г. Это дата получения уставов в городе Галиче, но появление караимов должно связываться с более ранними датами и с их появлением в Венгрии.

Далее «тюрколог» Голда Ахиезер, ссылаясь на свою же книгу, написанную в соавторстве с другим автором из «второй группы» Д. Шапиро, выдает утверждения по поводу караимского языка. Их вообще стоит оставить без комментариев, поскольку существует, со времен Густава Перенгера из Упсалы (Швеция), посетившего Литву в конце XVII века, огромное количество исследований караимского языка. Работают над этим языком и современные тюркологи. Никто из тюркологов не заявил и никогда не заявит ничего, кроме того, что это тюркский язык из кыпчакской подгруппы и что он состоит из трех диалектов – крымского, галичско-луцкого и тракайского. Все попытки инсинуаций на тему караимского языка, предпринимаемые авторами из “второй группы ”(среди них нет ни одного тюрколога), доказывают либо их полную некомпетентность в данном вопросе, либо нежелание писать правду.

^ По поводу книги Исаака Троки (1533 – 1594) «Крепость веры».

Цитата 5 из статьи «Потерянные колена,…»: «Она (книга) была переведена на большинство европейских языков, включая латынь и идиш, и переписывалась сотнями экземпляров во многих еврейских общинах не только Европы, но и Северной Африки и даже Индии».

Известно, что много лет, наряду с точными переводами этой книги, гуляли по свету переводы искаженные (думаю, что намеренно). Надо также добавить, что эта книга в век просвещения распространилась на Западе и привлекла внимание и похвалы Вольтера и рационалистов XVIII в.

Невозможно отрицать контакты просвещенных представителей западных караимов с учеными людьми различных вероисповеданий и этносов. Но г-же Голде Ахиезер хочется представить односторонне этот момент, как «обучение Талмуду и кабале у раббанитов». Даже если это и при определенных обстоятельствах имело место, то такие факты не установлены и не могли носить систематический характер.

Напротив, есть точные свидетельства того, что великий караимский деятель А. Фиркович досконально знал Новый Завет и в общении с христианами на память цитировал его в качестве средства убеждения.

Секрет невероятного успеха этого сочинения («Крепость веры») заключается» не в «использовании автором широчайшего спектра источников», в частности «обширной раббанистической литературы», а в использовании для аргументации и доскональном знании одного источника, признаваемого всеми конфессиями – Ветхого завета. Несмотря на всю очевидность, и здесь г-жа Голда Ахиезер не удержалась от искажений информации.

Караимы не «уподобляются протестантам», движение которых появилось значительно позже. Этот момент просто еще одна иллюстрация того, что мыслящие люди могут независимо прийти к аналогичным выводам, не взирая на время, место проживания и конфессиональную принадлежность.




Скачать 0.92 Mb.
оставить комментарий
страница1/2
т.к. эти
Дата02.10.2011
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх